УДК 37.011.33
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. Зуев
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF NATIONAL EDUCATION V.A. Zuev
Аннотация. В статье рассматривается проблема возвращения духовно-нравственного воспитания в основное общее образование в контексте его модернизации. Модернизация заключается в переформатировании отечественного образования в онтологический процесс, понимаемый как смысложизненное развитие. Отмечается недостаточная разработанность содержания учебно-воспитательных комплексов (УМК) и методического сопровождения. Духовно-нравственные принципы, усваиваемые подростками в процессе воспитания, трансформируются во внутреннее чувство нравственного порядка и способствуют формированию целостной личности.
Abstract. The article deals with the problem of the return of spiritual and moral education to basic general education in the context of its modernization. Modernization consists in transforming national education into an ontological process that is understood as meaningful development. Insufficient elaboration of the content of educational manuals and methodological support is noted. The spiritual and moral principles assimilated by adolescents in the process of education are transformed into an inner sense of moral order and contribute to the formation of an integral personality.
Ключевые слова: модернизация образования, духовно-нравственное воспитание, организационно-педагогическое сопровождение.
Keywords: modernization of education, spiritual and moral education, organizational and pedagogical support.
Необходимость модернизации основного общего образования в нашей стране, создание условий для духовно-нравственного воспитания подростков, становится частью российской образовательной политики. Модернизация основана на приоритетных направлениях организации образовательной среды: развитии информационных и цифровых технологий и, не теряющих своей актуальности, идеях возрождения духовно-нравственного воспитания подростков. Воспитание в культурной традиции России, это процесс личностного становления, понимаемого как развитие единой культурно-духовной целостности сформировавшейся под влиянием фундаментальных идей российской тысячелетней истории [1].
Необходимость возвращения в школу духовно-нравственного воспитания отметил Председатель Государственной Думы В.В. Володин: «Президент [В.В. Путин ] предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной
частью образовательного процесса», а образование «должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность» [2]. Создание системы духовно-нравственного воспитания - приоритетная задача государства, которая требует формирования нормативно-правовой базы, включая разработку и доработку образовательных стандартов. На сегодняшний день, для внедрения в общеобразовательное пространство духовно-нравственного воспитания, утверждена целая система законодательных актов. Перечислим основные инициативы. С принятием поправок в Конституцию Российской Федерации, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года, законодательно закрепляется (ст. 67), система стратегических приоритетов, «сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога», государство создает условия, «способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». Внесены изменения в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», одобренные 24.07.2021 года. В нем (ст. 2, п. 2), воспитание обозначено, как «деятельность, направленная на развитие личности обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021 (№ 287) утвержден новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), ориентированный на изучение обучающимися основ духовно-нравственных культур народов Российской федерации (п. 2). В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что «стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России» [3]. В «Стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы РФ "Развитие образования" до 2030 года», сказано, что целями новых федеральных образовательных стандартов общего образования являются обеспечение качества общего образования, «повышение роли школы в воспитании молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [4]. В ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию РФ «О реализации государственной политики в сфере образования» (Москва, 2021) декларируется, что приоритеты деятельности системы образования осуществляются на основании проекта Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2030 года, принятого за основу по итогам совместного заседания Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (23.12.2020), которое будет обеспечиваться в рамках национального проекта «Образование». На данный период «предпринимаются меры по совершенствованию воспитательного потенциала образовательных организаций, направленные на развитие духовно-нравственного... воспитания учащихся» [5].
Социологические замеры общественного мнения свидетельствуют, что против модернизации не возражает и педагогическое сообщество. Опрос российских учителей (2021 г.) показал, что большинство педагогов считают
систему школьного образования устаревшей. Такого мнения придерживается 71 % педагогов: 55 % из них полагают, что школьное образование устарело частично, еще 16 % - что полностью. Лишь треть опрошенных (29 %) полагают, что школьная образовательная система соответствует запросам учеников. Руководитель образовательного центра «Сириус» Е.В. Шмелева заявляет, что школе нужна новая реформа: «Речь идет о модернизации, которая включает... стандарт новой школы, в котором учтены требования современных образовательных программ» [6].
Е.В. Бондаревская отмечала, что духовно-нравственное воспитание, как одно из главных смыслообразующих звеньев, выпало из практики современного образования, но именно оно, делает образование человекосози-дательным, культуротворческим процессом [7, с. 46]. Современные ученые (Е.П. Белозерцев, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, В.И. Слободчиков, Т.В. Склярова) считают, что модернизация современного отечественного образования заключается в переформатировании образования в онтологический процесс, понимаемый как смысложизненное развитие. Образование, по мнению Е.П. Белозерцева, это историко-культурный феномен, являющийся условием культурной жизни определенного народа. Обучающийся получает образование в конкретном поле смысловых ценностей, значений, идеалов, нравов, носящих, в первую очередь, национальный характер, который присущ народу, его истории и мироощущению. Особенность онтологического взгляда на образование заключается в том, что оно по содержанию национально выстроено [8, с. 22].
По нашему мнению, процесс духовно-нравственного воспитания в общем образовании, наиболее эффективно будет осуществляться, начиная с периода раннего подросткового возраста (11-12 лет). Психологическим критерием в этот возрастной период является осознание необходимости смены образа жизни, при этом, подростки не могут объективно оценить подлинный объем своих знаний и умений. Проявляется стремление осуществлять все самостоятельно, не имея соответствующих навыков, отсюда происходит требование свободы действий [9, с. 100-101]. Кроме того, в этом возрасте начинается гормональная перестройка детского организма, так называемый пубертатный период. Духовно-нравственное воспитание в это время необходимо для становления системы внутренних ценностных координат, осознания личностной ответственности, баланса реального и воображаемого, что позволит реалистично оценивать себя и свое место в окружающей действительности [10, с. 60-63].
Основная проблема модернизации образования заключается в недостаточной разработанности содержания учебно-методических комплексов (УМК) и методического сопровождения духовно-нравственного воспитания школьников. Кроме того, для реализации поставленных задач, необходимо обеспечить организационно-педагогическое сопровождение, позволяющее максимально эффективно осуществлять обучение которое мы рассматриваем как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности. Духовно-нравственное воспитание
и развитие подразумевает сложное интегрирование традиций, норм, обычаев и обрядов: государственных, общественных, национальных, этнических, культурных и религиозных. Причиной противоречий не позволяющих внедрить в современный образовательный процесс комплексную систему духовно-нравственного воспитания, по замечанию архимандрита Георгия (Шестуна), является неразработанность систематизированной теории «духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности» [11, с. 8-9]. Обоснование и внедрение такого комплекса становится возможным при рассмотрении непрерывности процесса с формированием каждого из элементов. При создании теоретической и практической системы духовно-нравственного воспитания, считает Шестун, существуют следующие противоречия: 1) противоречие между традиционно-религиозным взглядом на жизнь как вечную и фрагментарным образовательным взглядом на жизнь, как единственного и самоценного отрезка; 2) противоречие проектирования образовательного процесса без учета семейного воспитания, которое часто организовано в традиционно-культурных воззрениях; 3) противоречие между идеализацией взглядов на природу личности, что искажает спроектированные образовательно-воспитательные модели и традиционно-религиозного взгляда на природу личности, требующую не только развития, но и исправления; 4) противоречие между гуманистическими (антропоцентрическими) общепринятыми взглядами на образовательный процесс, когда вместо духовно-нравственного воспитания, способствующего личностному развитию, ребенок «обожается» и находится в эпицентре педагогического процесса и культурно-традиционной (христоцентрической) моделью, соответствующей онтологическому восприятию бытия, с использованием этого подхода в структуре российского образования и воспитания; 5) противоречие, возникающее при целенаправленном воспитательном процессе в образовательной организации, когда в возрастной периодизации не учитывается взаимозависимость психофизической и духовной функций в развитии подростка, что отражается на правильном духовном становлении личности.
Для эффективности организационно-педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательном учреждении, необходимо раскрыть содержание таких терминов, как нравственность и духовность. Они определяются средствами понятийного аппарата философской, педагогической, психологической, богословской наук и дисциплин. Само понятие «духовно-нравственное воспитание» выходит за рамки общего определения воспитания и, по мнению С.Ю. Дивногорцевой, нужно рассматривать его в традициях российской культуры. В таком случае, определение воспитания необходимо расширить, выстроив иерархическое главенство целей и определить его, как «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков» [12, с. 41-44].
Модернизация общего образования воспринимается как набор директивных инструментов, формирование новых стереотипов и норм поведения,
но осуществится на практике она только тогда, когда станет живой личностной реакцией на события. По мнению Л.В. Суровой, личность, в условиях общего образования, развивается полноценно, если усваивает три направления: получает качественные знания, духовное развитие «со всей полнотой души» и нравственные идеалы [13, с. 12, 15].
Важным свойством духовно-нравственного воспитания, по мнению С.Н. Лукаша, является синтез личностных знаний и ценностей прошлых поколений. В организации педагогического процесса, задача педагога не только дать знания, но и направить подростка на экстраполяцию полученного образования в будущее. Содержательное понимание основ, обозначающих идеалы-цели, личность обретает сама, аккумулирует и трансформирует существующие нормы, как «первообраз, образец-мечта, к которому стремится человек в своем личностном онтогенезе» [14, с. 140-141].
Цель духовно-нравственного воспитания, основанного на традиционных культурных принципах, - исполнение экзистенциальных потребностей нравственного долга и стремление к совершенству. Основные составляющие категории «нравственность»: добро и зло и умение их различать, закон совести, долг и ответственность, в секулярном и духовном содержании имеют разную интенцию. Нравственности присуща регулятивная функция, заключающаяся в формировании у подростков ценностного отношения к окружающему миру. Практическая деятельность нравственно ориентированного человека находится в семантической связи с его взглядами и представлениями. Нравственность - характеризуется внутренней ориентированностью на абсолютные ценности, которые определяют способ практической направленности действий [15, с. 114]. В.М. Пустовалов выделяет четыре функциональных признака нравственности: 1) нравственность, - это конкретные ценности определяющие отношение человека к обществу; 2) нравственность, присуща только человеку и отражает активность его сознания; 3) нравственность является совокупностью взглядов и представлений человека, проецируемыми в практическую деятельность; 4) нравственное требование, означающее «ты должен независимо от своих интересов», является способом моральных отношений. Нравственность представляет собой, считает он, субъективно-заинтересованное отношение к миру [16, с. 103]. Прогрессируя в эволюционном развитии от стадии первобытнообщинного строя, человечество, через созданную им систему иерархических правовых кодексов и моральных норм, совершенствует и нравственные установки. По мнению С.И. Гессена, нравственность автономна: ее суть, подчинение закону, «который человек сам на себя возложил». Степень достигнутой личностью внутренней свободы, взаимосвязана с нравственным уровнем развития человека. Уровень нравственного развития зависит от субъективной силы воли личности (центростремительные силы личности) и культурной среды окружающей личность (центробежные внешние силы), которые предстоит усвоить человеку и применить к себе [17, с. 83, 90-91].
И.А. Ильин подробно исследовал дихотомию «дух - духовность» в структуре личности и пришел к выводу, что духовность для личности не является инстинктивным или рационалистическим «осознанием состояний своего тела и своей души». Духовность - воля к совершенству и совершенствованию, внутренняя ответственность, бескорыстная любовь к ближнему, способность самоотверженно служить другим, свобода данная человеку от природы как дар. Человек, не осознавший своего личностного достоинства, не раскрывший своей «самосути, в ее предстоянии к Богу», не раскрыл своего духа [18, с. 30].
В.И. Слободчиков так же считает, что фундаментальной основой бытия для человека, является духовность, а ее проводником во внешней сфере -психическая и телесная сущность личности. В целостности человека, стержнем является его духовность [19]. Исходя из концепции духовной свободы личности, мы определяем теорию духовно-нравственного воспитания.
Т.И. Петракова утверждает, что между понятиями «духовность» и «нравственность» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом» [20, с. 63-65].Существует прямая зависимость между нравственным состоянием человека и его духовным ростом. В христианском восприятии мира «дух творит себе формы», что означает его первичность. Такое соподчинение имеет принципиальное значение для построения многомерной системы духовно-нравственного воспитания, поскольку программа воспитания, основанная на первичности духовного развития, может рассматривать духовность как составляющую нравственной жизни, выраженную в реальных поступках, произведениях отечественной культуры (храмах, иконах, песнопениях, духовной литературе), в высших эмоциональных переживаниях (например, переживания по поводу своего несовершенства, раскаянии, молитве). Современная светская педагогика, особенно при онтологическом подходе, не отрицает наличие духовной сферы личности, в силу чего не отрицает понятие «духовно-нравственное воспитание».
Духовно-нравственное воспитание, как и любая развивающая личностная деятельность, невозможно без отношений субъект-субъект (ученик-учитель) и эффективна при условии правильного контролируемого процесса воспитания. Нравственность - это ступень к духовности, способность человека осмысленно действовать в соответствии с заложенными принципами, не полученными раз и навсегда, а свободно развивающимися в личности. При отсутствии нравственных принципов, утрате духовной составляющей, происходит как личностный, так и социально-общественный распад. Утрачивается возможность четкого различения понятий добра и зла, долга, ответственности и совести. Потеря стержневой роли духовно-нравственного
воспитания в образовании, семье и обществе, переформатировании понимания сути духовности, подмена культурного наследия массовой культурой, приводят к возникновению кризиса в обществе. Духовно-нравственные принципы, усваиваемые подростками в процессе воспитания, трансформируются во внутреннее чувство нравственного порядка и способствуют формированию целостной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Финагина, О. В. Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания (историко-теоретический аспект) / О. В. Финагина, О. В. Архипова, Ю. Б. Ильина. - Текст : электронный // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 4276-4280. -URL: http://e-koncept.ru/2014/55120.htm.
2. Тарабукина, И. И. Инициатива Президента: Воспитание детей - обязательная часть образовательного процесса / И. И. Тарабукина. - URL: https://www.9111.ru/ questions/777777777936735/. - Текст : электронный.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. - Текст : электронный.
4. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2021 г. № 1701 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие образования"». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402807035/. -Текст : электронный.
5. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ «О реализации государственной политики в сфере образования». - М., 2021. - 219 с. - Текст : непосредственный.
6. Савицкая, Н. Школьную систему опять готовят к модернизации / Н. Савицкая. - URL: https://www.ng.ru/education/2021-08-25/8_8234_education1.html. -Текст : электронный.
7. Бондаревская, Е. В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. Образовательный метапроект : монография / Е. В. Бондаревская ; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015. - 216 с. - Текст : непосредственный.
8. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. - 704 с. - Текст : непосредственный.
9. Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. - М. : Покров, 2004. - 144 с. - Текст : непосредственный.
10. Склярова, Т. В. Возрастная психология и педагогика : учебное пособие / Т. В. Склярова. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2005. - 128 с. - Текст : непосредственный.
11. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика / Евгений Шестун. -М. : Православная педагогика, 2001. - 560 с. - Текст : непосредственный.
12. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика : учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2004. - 195 с. - Текст : непосредственный.
13. Сурова, Л. В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. / Л. В. Сурова. - 2-е изд. - Клин, 2002. - 64 с. - Текст : непосредственный.
14. Лукаш, С. Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям : монография / С. Н. Лукаш. - Майкоп : Полиграф-Юг, 2012. - 480 с. - Текст : непосредственный.
15. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. - 240 с. - Текст : непосредственный.
16. Зеньковский, В. В. Педагогические сочинения / В. В. Зеньковский ; сост.: Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. - Саранск, 2003. - Педагогическая библиотека российского зарубежья. Т. 2. - 808 с. - Текст : непосредственный.
17. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с. -Текст : непосредственный.
18. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. - Мн. : Минская фабрика цветной печати, 2006. - 591 с. - Текст : непосредственный.
19. Слободчиков, В. И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков. -Текст : непосредственный // Психология личности в трудах отечественных психологов. -2-е изда. - СПб., 2000. - С. 240-248.
20. Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : дис. ... д-ра пед. наук / Т. И. Петракова. -М., 1999. - 440 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Finagina O.V., Arkhipova O.V., Ilyina Yu.B. Otechestvennyye traditsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya (istoriko-teoreticheskiyaspekt) [National traditions of spiritual and moral education (historical and theoretical aspect)]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Concept" = Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2014, vol. 20, p. 4276-4280. Availableat: http://e-koncept.ru/2014/ 55120.htm. (In Russian).
2. Initsiativa Prezidenta: Vospitaniye detey - obyazatel'naya chast' obrazovatel'nogo protsessa [The President's initiative: Raising children is an obligatory part of the educational process]. Available at: https://www.9111.ru/questions/777777777936735/. (In Russian).
3. Rossiyskaya Gazeta. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (In Russian).
4. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 7 oktyabrya 2021 g. N 1701 "O vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye obrazovaniya" [Resolution of the Government of the Russian Federation of October 7, 2021 No. 1701 "On Amendments to the State Program of the Russian Federation "Development of Education""]. Available at: https: //www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/402807035/. (In Russian).
5. Doklad Pravitel'stva RF Federalnomu Sobraniyu RF "O realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere obrazovaniya" [Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation "On the Implementation ofState Policy in Education"]. Moscow, 2021. 219 p.
6. Shkolnuyu sistemu opyat gotovyat k modernizatsii [The school system is being prepared for modernization again]. Available at: https://www.ng.ru/education/2021-08-25/8_8234_education1.html. (In Russian).
7. Bondarevskaya E.V. Kontseptsiya i operezhayushchaya strategiya sistemnoy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v federal'nom universitete. Obrazovatel'nyy metaproyekt: monografiya [The concept and advanced strategy of systematic modernization of pedagogical education at a Federal University. Educational meta-project: monograph]. Rostov-on-Don, SFU Publishing House, 2015. 216 p.
8. Belozertsev E.P. Obrazovaniye: istoriko-kulturnyy fenomen. Kurs lektsiy [Education: a historical and cultural phenomenon. A course of lectures]. St. Petersburg, Publishing House of R. Aslanov "Law Center Press", 2004. 704 p.
9. Sklyarova T.V., Yanushkevichene O.L. Vozrastnaya pedagogika i psikhologiya: Uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Age pedagogy and psychology: A textbook for students of pedagogical universities]. Moscow, Publishing House "Pokrov", 2004. 144 p.
10. Sklyarova T.V. Vozrastnaya psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobiye [Age psychology and pedagogy: A textbook]. Moscow, Publishing House of Orthodox St. Tikhon University of Humanities, 2005.128 p.
11. Evgeny Shestun, Archpriest. Pravoslavnaya pedagogika [Orthodox pedagogy]. Moscow, Pravoslavnaya pedagogika, 2001. 560 p.
12. Divnogortseva S.Yu. Teoreticheskaya pedagogika: uchebnoye posobiye [Theoretical pedagogy: A textbook]. Moscow, Publishing House of Orthodox St. Tikhon University of Humanities, 2004. 195 p.
13. Surova L.V. Metodika pravoslavnoy pedagogiki. Chast 1. Pedagogika. Shkola. Chelovek [Methodology of Orthodox pedagogy. Part 1. Pedagogy. School. Human]. Klin,
2002. 64 p.
14. Lukash S.N. Kazachestvo Yuga Rossii: ot traditsiy k innovatsiyam. Monografiya [Cossacks of the South of Russia: from tradition to innovation. Monograph]. Maykop, Polygraph-Yug, 2012. 480 p.
15. Divnogortseva S.Yu. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye v teorii i opyte pravoslavnoy pedagogicheskoy kultury [Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture]. Moscow, Publishing House of Orthodox St. Tikhon University of Humanities, 2008. 240 p.
16. Zenkovsky V.V. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical works]. Comp. by E.G. Osovsky, O.E. Osovsky. Saransk, Pedagogical Library of the Russian abroad,
2003, vol. 2.808 p.
17. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Ed. by P.V. Alekseev. Moscow, Shkola-Press, 1995. 448 p.
18. Ilyin I.A. Aksiomy religioznogo opyta [Axioms of religious experience]. Minsk, Minsk Color Printing Factory, 2006. 591 p.
19. Slobodchikov V.I. Realnost subyektivnogo dukha [Reality of the subjective spirit]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov = Psychology of Personality in the Works of Russian Psychologists, St. Petersburg, 2000, pp. 240-248. (In Russian).
20. Petrakova T.I. Gumanisticheskiye tsennosti obrazovaniya v protsesse dukhovno-nravstvennogo vospitaniya podrostkov: Dis. d-ra ped. nauk [Humanistic values of education in the process of spiritual and moral education of adolescents: Diss. Doctor of Pedagogical Sciences]. M., 1999. 440 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Зуев, В. А. Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях модернизации отечественного образования / В. А. Зуев. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. -№ 1. - С. 48-56.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Zuev V. A. Spiritual and Moral Education of Adolescents Under the Conditions of Modernization of National Education / V. A. Zuev // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 1, pp. 48-56. (In Russian).