Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / воспитание / ценность / образование / молодое поколение / великие предки / качественное образование. / ахлоқ / тарбия / қадрият / таълим / ѐш авлод / буюк аждодлар / сифатли таълим.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камола Абдуллаевна Шокаримова

в статье говорится о проблемах духовнонравственного воспитания молодѐжи, направленного на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитание гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЁШЛAРНИНГ МAЪНAВИЙ-AХЛОҚИЙ ТAРБИЯСИ

Мақола миллий қадриятларни тиклаш, миллий таълим тизимини такомиллаштириш, баркамол авлодни ватанпарварлик ва Ватанга муҳаббат руҳида тарбиялашга қаратилган ҳамда ѐшларни маънавий-ахлоқий тарбиялаш муаммолари ҳақида сўз боради.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Камола Абдуллаевна Шокаримова

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области madaliyevakoma@gmail.com

Аннотация: в статье говорится о проблемах духовно-нравственного воспитания молодёжи, направленного на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитание гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, ценность, образование, молодое поколение, великие предки, качественное образование.

ЁШЛАРНИНГ МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ ТАРБИЯСИ

Аннотация: Макола миллий кадриятларни тиклаш, миллий таълим тизимини такомиллаштириш, баркамол авлодни ватанпарварлик ва Ватанга му^аббат ру^ида тарбиялашга каратилган ^амда ёшларни маънавий-ахлокий тарбиялаш муаммолари ^авдда суз боради.

Калит сузлар: ахлок, тарбия, кадрият, таълим, ёш авлод, буюк аждодлар, сифатли таълим.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH

Abstract: The article deals with the problems of spiritual and moral education of young people, aimed at reviving national values, improving the system of national education and educating a harmoniously developed generation in the spirit of patriotism and love in the Motherland.

Keywords: morality, upbringing, value, education, young generation, great ancestors, quality education.

Из всех творений самое прекрасное -получивший прекрасное воспитание человек.

Эпиктет

Узбекский народ воспитал великих мыслителей, внёсших большой вклад в развитие мировой цивилизации. Мы должны воспитать молодёжь достойной наших великих предков, образованными и просвещёнными личностями, сказал Президент РУз Шавкат Мирзиёев.

Демокрит утверждал, что «результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всём, действующий в соответствии с общественным долгом». Одной из концепций процесса воспитания в Древней Греции поддерживалось рассмотрение человека не самого по себе, а только в отношении его к государству. Никто не мог позиционировать себя вне государства, в поддержание благосостояния которого он вкладывал всего себя, т.к. получал обратную связь - гарантию своей жизни. Сегодня мы говорим об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания, т.к. она обусловлена особенностями жизни современного человека. Он живет и развивается среди множества положительно и отрицательно воздействующих на него разнообразных источников (средства массовой информации, коммуникации, неординарные события в различных частях света, природные катаклизмы и т.п.), которые постоянно влияют на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу, нравственность. Понять и разобраться при этом, где истина, а где - ложь, становится все труднее. Духовность и нравственность должны выступать здесь основой характеристики личности.

Мы знаем, что будущее всего человечества - за молодежью, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Критиковать молодежь можно, как и все вокруг. Однако отсутствие в их жизни ценностей, которые были присущи старшему поколению - это не только их вина. Присутствие всевозможных гаджетов уводит молодежь в виртуальный мир игр и увлечений, приводя к потере ориентации на труд и другие ценности. Теряется смысл жизни, стираются границы добра и зла, правды и лжи, белого и черного. Следует отметить, что сегодняшнюю молодежь, отличает эмоциональная, волевая, а зачастую - духовная незрелость. Так, несмотря на то, что наш народ веками воспитывался в духе высокой нравственности,

генами нам переданы в наследство чувства чести, стыда, сдержанности, милосердия, тем не менее, всё более широкий размах приобретает ориентация молодёжи на атрибуты западной культуры за счёт снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для менталитета нашего народа. Иногда проявляется отчуждение молодёжи от труда, увеличивается её ориентация на деньги, карьеру, удовольствие. Но, надо отдать должное: подавляющие большинство молодых людей проявляет в основном позитивное отношение к общей действительности. Стоит отметить, что становление молодежи проходит в сложных условиях, для которых характерна не совсем чёткая система передачи ценностей, обеспечивающих устойчивость личности и общества.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашей Республике как никогда остро. Причин тому достаточно много. Перечислим их: наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; в современном мире молодое поколение живет и развивается, окруженное множеством разнообразных источников сильного на него воздействия как позитивного, так и негативного характера; само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитание - это систематическое, целенаправленное, согласованное педагогическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных личностных и социальных качеств [2]; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют студентов о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей. Важной педагогической задачей является формирование у студентов активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Вопросов, связанных с совершенствованием воспитания, созданием условий для гармоничного развития молодёжи, более чем достаточно. На их решение необходимо затратить немало сил и средств. Но уже сейчас можно видеть заметные сдвиги в этом направлении. Предпринят целый ряд мер по повышению уровня образования. Все больше молодежи получает знания в филиалах ведущих вузов разных стран, открытых в Узбекистане, или обучаются за рубежом. Заметна тенденция к омоложению руководящих кадров в органах государственного и хозяйственного управления. Молодежь

активно занимается предпринимательством, играет заметную роль в разных отраслях экономики. Растет число молодых узбекистанцев, которые побеждают или завоевывают призовые медали на международных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Процесс идет. Главное, что он начат на деле, а не только на словах. И очень важно, что огромное внимание этому процессу уделяется на уровне государства, в том числе и лично Президентом РУз.

REFERENCES

1. Мирзиёев Ш.М. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. 1111 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства РУ, 2017. № 6.

2. Бабаджанова Д.И. Активная гражданская позиция как результат высокой духовности. Т.: Узбекистан, 2008.

Указ Президента РУз «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» УП № 5847 от 08.10.2019г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.