Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования'

Духовно-нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / РУХАНИЛЫқ / АДАМГЕРШіЛіК / ТәРБИЕЛЕУ / ТүЛГА / SPIRITUALITY / MORALITY / UPBRINGING / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Л.А.

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания личности в условиях среднего профессионального образования. Важнейшей целью современного казахстанского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. В статье раскрывается значимость ценностей духовно-нравственной культуры. На современном этапе развития общества реально подтверждается истина, заключающаяся в том, что судьба цивилизации на земле зависит от нравственности человека. Показана роль преподавательского состава в организации воспитательного процесса в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education of a person in professional training

The article is devoted to the problem of moral education of a person in conditions of secondary education. The aim of modern Kazakhstan education and one of the priority tasks of the society and the state is upbringing and development of a highly moral, responsible, creative, enterprising citizen of Kazakhstan. The article reveals the significance of the values of moral culture. At the present stage of the development of the society, the truth, that the fate of civilization on Earth depends on the morality of a man is approved. The role of teachers in organization of educational process in a college is shown.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования»

Л.А.Ли,

преподаватель английского

языка первой категории, учреждение «Костанайский гуманитарный колледж», г. Костанай

He?n?i свздер: руханилъщ, адамгерштк, тэрбиелеу, тулга

Ключевые нравственность, личность.

слова:

духовность, воспитание.

в;

s

ш

ч

О

«

О с о

[-j Keywords: spirituality morality,

ЁГ upbringing, personality

2

<

н

и £

«

0 с в; К

1

<c

H

s С и о

m

ш Ч w О

CL С

ш ¡3 к

-Q

£

н <

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макала орта кэсштш бш1м беру жагдайында т^лганыц рухани-адамгершшш 6miM беру мэсе-л ел ерше арналган. Макала рухани жэне адамгер-шшш мэдениет к¥нДылыКтарын мацыздылыгын ашады. К^азакстанньщ жогары моральдьщ, жау-апты, шыгармашыльщ, белсенд1, сауатты азамат 6miM жэне дамыту болып табылады. когам дамуы-ньщ Ka3ipri кезещнде шындьщты жер оркениеттщ тагдыры адамньщ моральд1 этикасына байланы-сты табылатындыгын да растайды. Колледжд1 н оку-тэрбие процесш ^йымдастыру м^галАмдердщ рол1 корсетшген.

Аннотация

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания личности в условиях среднего профессионального образования. Важнейшей целью современного казахстанского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. В статье раскрывается значимость ценностей духовно-нравственной культуры. На современном этапе развития общества реально подтверждается истина, заключающаяся в том, что судьба цивилизации на земле зависит от нравственности человека. Показана роль преподавательского состава в организации воспитательного процесса в колледже.

Annotation

The article is devoted to the problem of moral education of a person in conditions of secondary education. The aim of modern Kazakhstan education and one of the priority tasks of the society and the state is upbringing and development of a highly moral, responsible, creative, enterprising citizen of Kazakhstan. The article reveals the significance of the values of moral culture. At the present stage of the development of the society, the truth, that the fate of civilization on Earth depends on the morality of a man is approved. The role of teachers in organization of educational process in a college is shown.

Одной из самых приоритетных и важных задач республики Казахстан является духовно-нравственное воспитание нашей молодежи. Духовно-нравственное воспитание -это самая большая и главная ценность, на основе которой мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать наших детей, развивать общество, в конечном итоге - укреплять нашу страну. Духовно-нравственное воспитание личности - это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовныесоставляю-щие. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [1, с. 15].

Казахстанскому образованию вообще и профессиональному образованию в частности отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Казахстане, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ежегодно в своих Посланиях наш Президент делает акцент на духовно-нравственном воспитании молодежи.

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития как политическая и экономическая стабильность, и общество тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно,

последовательно и глубоко духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего и профессионального образования. Именно в этой системе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, профессиональная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Совершенно очевидно, что наша молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Молодые люди студенческого возраста наиболее восприимчивы к Щ эмоционально-ценностному, духовно-нрав- К ственному развитию, гражданскому воспи- ^ танию. В то же время недостатки развития ^ и воспитания в этот период жизни трудно Е восполнить в последующие годы [2, с.25]. [-| Система образования и воспитания в Э" техническо - профессиональных образовательных организациях в Казахстане должна и подготовить не только квалифицированных ^ специалистов в конкретной области деятель- § ности, но и воспитать граждан и патриотов, Щ раскрыть способности и таланты молодых ^ людей, подготовить их к жизни в ВЫСОКО- £ технологичном конкурентном мире. При ^ этом образовательные организации профес- § сионального образования должны посто- ^ янно взаимодействовать и сотрудничать с Н семьями обучающихся, другими субъекта- § ми социализации, опираясь на националь- д ные традиции. Следовательно, выпускник Н должен обладать не только качественными ® специальными знаниями, владеть в совер- ^ шенстве профессиональными компетенция- н ми, но и должен быть высоконравственным <С духовно- воспитанным гражданином своей

2(20)72018

ш

страны, поэтому подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, является первостепенной задачей педагогического коллектива учебного заведения.

В нашем образовательном учреждении уделяется огромное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию наших обучающихся на протяжении всего периода их обучения в колледже. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся следующих качеств:

• нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

• нравственного облика (милосердия, толерантности);

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

• нравственного поведения (готовности щ служению людям, своей Родине).

О Духовно-нравственное воспитание в колО ледже осуществляется через уроки, кружек

О ки, внеклассные мероприятия, кураторские

1-4

и часы, посещение музеев, художественных

^ выставок, концертов, театров, кино, что

^ позволяет обогащать их духовный опыт.

Ц В колледже проводятся вечера, концерты,

Рч

4 конкурсы, литературные гостиные, круглые

С столы, которые способствуют развитию и

§ демонстрации талантов обучающихся, их

<1 сотрудничеству.

К Студенческое самоуправление рассма-

о тривает организацию внеучебной деятель-

ю ности как важную в духовно - нравствен-

3 т-.

^ ном воспитании студентов. В ходе этой

® работы они приобретают организаторские

РЧ

О навыки, ответственность, дисциплиниро-С ванность, стремление к достижению более 3 высоких результатов. Осуществляется прел емственность, передача опыта, старшие об-^ учающиеся в доступной форме приобщают

^ новый набор к соответствию принципам <С

взаимоотношений, правилам поведения, усвоению ролевых требований социальной среды колледжа.

В основе духовно-нравственного воспитания должно быть удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры [4]. В этом направлении в колледже проводится большая работа.

Принятие и осознание студентами колледжа общенациональных, общечеловеческих ценностей и следования им в личной, профессиональной, общественной жизни приводит к такому высокоморальному действию как потребность в благих делах [5,с.4] Благотворительность как одно из основных проявлений нравственности стала неотъемлемой частью духовного воспитания студентов колледжа.

Таким образом, выпускники нашего колледжа обладают не только качественными специальными знаниями, владеют профессиональными компетенциями, но становятся высоконравственными и духовно воспитанными гражданами нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1.Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания граждан /А.Я.Данилюк,А.М. Кондаков, В. А. Тишков.,- 2009. - 24с.

2.Колесников И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен /И.А. Колесников // Педагогика. -2008.-№9,- С.25 -28.

3.Казахстан Республикасыныц Президент! Н. Назарбаевтыц «Болашакка багдар: рухани жацгыру» //Егемен Казакстан,-2017. - 12 апреля.

4.Концепция воспитания и развития студентов [Электронный ресурс] шшш.зрЬ-nmt.ru/ konc.htm 147 КБ

5.Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России/Н.Д.Ни-кандров//Педагогика. - 2008. - №9,- С. 4 - 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.