Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание: компетентностный аспект'

Духовно-нравственное воспитание: компетентностный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1032
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / КО ДНЮ ПОБЕДЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / 7-8 КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исраелян Нина Константиновна

В данной статье автор дает рекомендации по достижению личностных результатов, а именно формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся путем патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание: компетентностный аспект»

Эксперимент и инновации в школе

Педагоги России против фашизма

№ 3/2015

Н.К. Исраелян

Духовно-нравственное воспитание: компетентностный аспект

Аннотация

В данной статье автор дает рекомендации по достижению личностных результатов, а именно формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся путем патриотического воспитания.

сценарий, внеклассного мероприятия, ко Дню Победы, духовно-нравственное воспитание, 7-8 классы

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм - вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности - «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных программ духовно- нравственного воспитания?

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность

Духовность, на наш взгляд, - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Это особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых —чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание — это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали обще-

ства, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития.

В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И. - Г. Песталоцци). Оно,— по мнению Т.И. Петраковой,— представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [7]. Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

Мы также изучили опыт коллег, занимающихся духовно- нравственным воспитанием в школе. Так, по Л.В. Ардашевой, формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриоти-ческого воспитания подрастающего поколения невозможно без погружения учащихся в традиции и воспитание у них ценностей отечественной и мировой культуры. [1]. К тому же выводу приходит Е.С. Артюхова, рассматривая основные направления формирования духовно-нравственной личности учащегося в современной школе [2]. В.Н. Клепиков считает, что интеграция субъектов образовательного пространства в контексте духовно-нравственного воспитания школьников должна стать основой системы образования в наше время; такой подход оценивается автором как наиболее социально-значимый в контексте реализации ФГОС [4].

С.А. Белопашенцева и О.Н. Дунаева также отмечают особую социальную значимость культурно-преобразовательной деятельности как условие формирования духовно-нравственных основ личности ученика. [3].

На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь

ему определиться в ней [5]. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности — исповедуется, а тот отвечает своей исповедью; «в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий». А.М. Лобок, Л.М. Никонова, Е.А. Ярос-лавцева, О.А. Бордюгова упоминают об этом в своей работе [5]. По мнению авторов, формирование гражданского самосознания и духовно-нравственных качеств личности обучающихся происходит на основе принятия ответственности за себя и другого, что и возможно в условиях ученического самоуправления[5].

Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека — создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения. В таких условиях возможно и даже необходимо выдвижение выдающихся учащихся на конкурсы, о чем пишет Е.Ю. Ложкина[6]. По мнению автора, развитие человеческого капитала образовательного учреждения происходит посредством профессиональных образовательных конкурсов, что опосредованно влияет на духовно-нравственную составляющую школьного образования. [6].

А.С. Сиденко и Г.А. Яшина также приходят к выводу, что в условиях создания школ-комплексов необходимо учитывать достижение учащимися личностных результатов, поскольку именно они, как правило, реализуют миссию школы. [8].

На мой взгляд, для решения этих комплексных задач очень подходит материал по теме Великой Отечественной войны.

Представляем вниманию читателей разработку внеклассного мероприятия ко Дню Победы (для 7-8 класс).

«ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ».

(УРОК-КОНЦЕРТ)

Чтец - ведущий:

Сегодня на трибуне мы, поэты, Которые убиты на войне, Обнявшие со стоном землю где-то, В своей ли, в зарубежной стороне.

Читают нас друзья однополчане, Сединами они убелены, Но перед залом, замершим в молчанье, Мы просто парни, не пришедшие с войны.

Слепят юпитеры, а нам неловко Мы в мокрой глине с головы до пят В окопной глине каска и винтовка, В проклятой глине тощий вещь мешок.

Простите, что ворвалось с нами пламя, Что еле-еле видно нас в дыму, И, не считайте, будто перед нами Вы виноваты, ни к чему.

Ах, ратный труд, опасная работа, Не всех ведет счастливая звезда, Всегда с войны домой приходит кто-то, А кто-то не приходит никогда.

Вас только краем опалило пламя, То пламя, что не пощадило нас, Но если б поменялись мы местами То в этот вечер, в этот самый час

Бледнея, горлом, судорогой сжатой, Губами, что вдруг сделались сухи, Мы, чудом уцелевшие солдаты Читали б ваши юные стихи.

1 ведущий: 1941-1945. Великая Отечественная война народа против фашизма, великая история. Стоит только произнести две цифры, две даты: 1941-1945 г. И забьется сердце у каждого ветерана и смолкнут матери, и зашелестят венки у памятников, и печалью и гордостью засветятся юные глаза, никогда не видавшие горя. Да, мы не знаем всех ужасов и тягот войны, не видели слез радости на глазах людей в Великий день Победы.

Чтец:

О, День Победы над войной! Ты - день Победы над бедой. Что пережито - не забыто, Что пережито, тем живу И помню, помню всех убитых, Цветов с курганов я не рву Пусть солнце им подольше светит Пусть будет ветер бережлив: Отец мой, братья, братьев дети

До срока в травы перешли... Вы о Победе не молчите, Живые!

Этот день велик! И трав с цветами не топчите, Что на курганах зацвели.

(Е. Лось "В день победы")

2 ведущий: С такими словами обращается к нам белорусский поэт Евдокий Лось, призывая никогда не забывать какой дорогой ценой досталось нам счастье.

Этого забыть нельзя!

И миллионы представителей разных

национальностей:

люди мужественные, великодушные, жаждущие мира, справедливости и дружбы вышли «на смертый бой не ради славы, ради жизни на земле.»

(Звучит песня «Священная война»

сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова)

3 ведущий: Все как один человек, и стар и млад, люди разных профессий, разных возрастов встали на защиту своей Родины, своих городов и сел, своего права и чести, своей свободы и независимости.

Рядом с учителями шли в бой вчерашние ученики, инженеры и ткачи, врачи и писатели, но у всех них была одна профессия - солдат, защитник Родины, которая свела их на опаленных войной дорогах.

Чтец:

Наступил великий час расплаты Нам вручил оружие народ. До свиданья города и хаты! На заре уходим мы в поход.

3 ведущий: Но не только винтовка была оружием на поле брани. Сильным и грозным оружием было перо в руках поэтов, «воспламенявшим бойцов на битву за великую Родину-мать», за то, чтобы никогда не пылали хаты, не плакали дети.

Чтец:

Если дорог тебе твой дом. Где ты русским выкормлен был, Если дороги в доме том Тебе стены, печь и углы, Дедом, прадедом и отцом В нем исхоженные полы; Если мать тебе дорога -Тебя выкормившая грудь, Где давно уже нет молока, Если вынести нету сил, Чтобы немец, ее застав По щекам морщинистым бил

Косы на руку намотав.

Если жаль тебе, чтоб старик,

Старый школьный учитель твой,

Перед школой в петле поник

Гордой старческой головой,

Чтоб за все, что он воспитал

И в друзьях твоих и в тебе

Немец руки ему сломал

И повесил бы на столбе...

Если ты не хочешь ему отдать

Немцу, с черным его ружьем,

Дом, где жил ты, жену и мать

Все, что родиной мы зовем,

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

Так убей же немца, чтоб он,

А не ты, на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвом стоял.

Так хотел он, его вина -

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать,

Так убей хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

( К. Симонов «Если дорог тебе твой дом»)

4 ведущий: 22 июня 1941 года. Ясное предрассветное небо осквернили черные самолеты со свастикой и земля дрогнула под первыми разрывами фашистских бомб. На пыль дорог падали скошенные пулеметными очередями старики, женщины, дети, пытавшиеся уйти от « черной чумы» Пылали города и села, смрадный дым поднимался к небу, застилая солнце. Георгий Суворов, сумевший сказать только первое слово, рожденное в самом огне великого испытания, смело вел бойцов «Вперед на запад», за Родину, за все то, что дорого сердцу.

Чтец:

« Вперед на запад!» -цену этих слов

Мы поняли, когда в горячем пыле Мы штурмовали стены городов Ценой не человеческих усилий. Вперед на запад! -Дерзкая мечта. Я знаю, вас никто не остановит, Целуют землю русские уста, Отбитую ценой солдатской крови. Пускай мы и не прошли и полпути, Пускай звезда уходит в ночь устало

Теперь на запад будем мы идти. Вперед идти - во что бы то ни стало!

1 ведущий: Великая Отечественная война явила миру примеры такого геройства, какого не знало человечество за всю свою историю.

Сколько молодых жизней было отдано во имя того, чтобы над Родиной горели тихие мирные закаты, чтобы звенел веселый детский смех, чтобы мы, молодежь сегодняшнего дня, могли учиться, дерзать, мечтать и любить.

2 ведущий: И поэма «Сын», написанная отцом младшего лейтенанта Владимира Антокольского, геройски погибшего в июне 1942 года Павлом Антокольским, превращается не только в скорбную поэму о погибшем сыне, она становится поэмой-скорбью обо всех юношах и девушках, навеки оставшихся восемнадцатилетними.

(Звучит песня «Соловьи» или «Журавли»)

3 ведущий: Никогда не сотрутся в памяти народной имена героев-защитников Ленинграда, Москвы, Брестской крепости, юношей и девушек Краснодона; Павла Кривоноса, Виктора Талоли-хина, имена Героев Советского Союза: Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дзота, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтец:

Эта Зоя - Таней называлась, Комсомолкой юною была Эта Зоя пела и смеялась, Потому что весела была. Уходила Зоя в партизаны, На прощанье маму обняла: «Или я вернусь героем мама Или я за Родину умру». Слово комсомольское сдержала, Смело отправляясь к немцам в тыл, Склады и снаряды поджигала, Но ее немецкий подхватил. Били Зою, мучили, пытали, Босу выводили на мороз. Карие глаза ее сверкали, Побледнело русское лицо. Петлю ей накинули на шею. Зоя вскрикнула в последний раз: Бейтесь! Бейтесь! - партизаны с вами Вся Советская страна».

(Вместо стихотворения можно объявить минуту молчания).

4 ведущий: Их были тысячи вчерашних ребят, видевших войну только в кино.

И все для них от начала и до самого конца в этой войне было впервые. Это над ними 22 июня 1941 года перевернулось голубое, бездонное небо, это

они среди « огней пожарищ» приблизились к смерти, видели своими глазами, как умирали маленькие дети, и как однажды погасли у тихой речушки «два синих чуда из-под ресниц», это они среди огней-пожарищ не забывали, что рядом друг и последний сухарь делили пополам.

Чтец:

Нас тесным кругом окружали Враги, разрывы, дым и гарь И вот тогда-то мы достали Ржаной оставшийся сухарь. Его с тобой переломили, Как все делили пополам, Водой болотною запили, И пальцы вновь легли к куркам И, может, он придал нам силы Среди густых, как ночь, кустов И мы с тобою от могилы Ушли, оставив в ней врагов.

1 ведущий: Во имя грядущего, уцелев в своем первом бою, они снова шли один на один со смертью по дорогам войны, сквозь слезы и пепел, неся свое горькое солдатское право убивать.

Чтец:

Чтоб цвела за хатой рута-мята, Чтоб хлеба росли как на показ, Бейте не жалейте супостата, Бейте так, как я умел когда-то, Бейте каждый день и каждый час.

2 ведущий: Это Николай Рыленков читает свой «Отцовский наказ» в землянках и окопах Западного фронта.

Рядом с солдатом всегда была сестренка, так ласково называли на фронте медицинских сестер, пришедших на поле брани прямо из мирной жизни, многие еще не успели толком полюбить , не успели толком распрощаться с детством. Они «ушли из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод». «Сестренка» - в самый страшный бой она всегда была рядом, выносила на плечах раненых, успокаивала и помогала, заменяя мать, сестру, жену, самым близким и родным человеком была медсестра на фронте. Ей посвятила свои стихи Юлия Друнина. Стихотворение «Солдатские будни»

Чтец:

«Только что пришла с передовой, Мокрая, замерзшая и злая, А в землянке нету никого, И, конечно, печка затухает. Так устала - руки не поднять, Не до дров - согреюсь под шинелью, Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью

Из землянки выбегаю в ночь, А навстречу мне рванулось пламя, Мне навстречу - те, кому помочь Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: «молодец сестра!»-Крикнут мне товарищи в награду. Да еще сияющий комбат Руки мне протянет после боя: - Старшина, родная! Как я рад, Что опять осталась ты живою!»

3 ведущий: Да, нет ничего прекраснее и большей награды не надо, чем память солдата, пусть не стоят памятники санитаркам, но

«И опять мы поднимаем чарки

За не возвратившихся назад.

Пусть могила неизвестной санитарки

Есть пока лишь в памяти солдат.

Тех солдат, которых выносили

(Помнишь взрывы, деревень костры?)

С поля боя девушки России,-

Где ж могила Неизвестной медсестры?».

4 ведущий: А в далеком тылу жили милые сердцу люди, которые напоминали о себе письмом ли, бандеролью или просто читали стихи о русских женщинах, не сгибающих спин под тяжким бременем войны, о русских женщинах - всеми силами старающимися приблизить День Победы. Русская женщина - о ее необыкновенной силе рассказывает нам поэт Исаковский.

Чтец:

Да разве об этом расскажешь-В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!. В то утро простился с тобою Твой муж, или сын, или брат, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета -Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе волей-неволей -А надо повсюду поспеть: Одна ты и в поле и дома, Одной тебе пла5кать и петь. А тучи свисают все ниже, А громы грохочут все ближе. Все чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась - какая ты есть,

Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Бросались в грохоте в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начиненных тобой За все ты бралась без страха, И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела иглой и пилой, Рубила, возила, копала,-Да разве всего перечтешь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто б отлично живешь. Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою. И воин, идущий на битву, И встретить готовый ее, Как клятву шептал, как молитву, Далекое имя твое.

(М. Исаковский «Русские женщины»)

1 ведущий: Да, бойцы, идя на битву вспоминали милые сердцу образы, а в перерывах между боями, греясь у костра или сидя в землянке холодной, сотни раз перечитывали, потрепанные листочки писем, рассказывая друзьям - однополчанам о голубых глазах, показывая фотографии.

(Звучит песня «В землянке»)

2 ведущий: Бойцы тосковали о своих любимых, верили, что они ждут и просили ждать, потому что «эта вера не раз их от пули спасала». Чтец:

Жди меня и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души. Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет - повезло. Не понять не ждавшим, им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой-Просто ты умела ждать, Как никто другой. (К Симонов «Жди меня»).

(звучит песня « В лесу прифронтовом»)

3 ведущий: «Все для фронта! «Все для победы» -таков был девиз тыла и оставшиеся в тылу старики, женщины, дети готовили пулеметы и танки, гранаты и смерть тем, кто пришел на нашу землю убивать. Женщины провожали на фронт своих любимых: мужей, женихов, посылали на смерть тех, кто был им дороже жизни, своих детей, посылали, чтобы они принесли жизнь тем, кто не хотел умирать, но и защитить себя пока не умел.

Чтец:

Вставал рассвет балтийский ясный Когда воззвали рупора: Над нами грозная опасность Бери оружье Ленинград!-И у ворот была в дозоре Седая мать двоих бойцов, И дрогнуло ее лицо, И пробежал огонь во взоре. Она сказала: -Слышу, маршал Ты обращаешься ко мне Уже на фронте сын мой старший, И средний тоже на войне. А младший сын со мною рядом, Ему семнадцать лет всего, Но на защиту Ленинграда Я отдаю теперь его. Иди, мой младший, мой любимый, Зови с собой своих друзей. Да не падет на дом родимый Бесчестье плена и плетей! Нет, мы не встанем на колени! Не опозорить , не попрать Тот город, где Владимир Ленин

Учил терпеть и побеждать. Нет, осиянный ратной славой, Великий город победит, Мстя за Париж и за Варшаву, И за твою судьбу Мадрид.-...На бранный труд, на бой на муки, во имя права своего уходит сын, целуя руки, благославившие его. И, женщинам пророча горе, Гранаты трогая кольцо, -У городских ворот в дозоре Седая мать троих бойцов.

3 ведущий: Рассказывала нам тогда о мужестве и стойкости матерей О. Бергольц.

(Звучит песня «Ленинградские мальчишки»)

4 ведущий: Дети.. Да, и они шли на бой. Те, кто постарше стояли рядом с взрослыми на смерть, понимая весь ужас войны. Но и тех, кто еще не умел ходить, не мог связать двух слов не обошел проклятый фашист и им он принес горе и страдание, «черную чуму».

И эти маленькие беззащитные худенькие ребята не зная, что такое жизнь, знали, что такое война и смерть. Об этом рассказывает бессмертный поэт Татарии Муса Джалиль в стихотворении « Варварство».

Чтец:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных. Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел:плакали, как дети,реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля.

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз.

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела ужаса полна

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками прямо. Я, мама, жить хочу. Не надо мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.

(Звучит песня «Саласпилс»)

1 ведущий: «Мы, победили их. - мы, осаждаемые ими», - писала О.Бергольц в книге «Наша победа»

Все ждали этот день, и вот он настал. 9 Мая 1945 года. Окончилась война. Уже сравнялись неизвестные могилы с землею. Уже подросли дети, которые никогда - никогда своими глазами не видали подлинного лица войны, но вечно будет стоять на страже мира и свободы воин-победитель из стихотворения Владимира Костина.

Чтец:

Здесь он насмерть стоял когда-то Нынче снова пришел сюда И Мамаев курган Солдату

Пьедесталом стал навсегда. Воин

Плечи опять расправил,

Сжал гранату,

Как в том бою,

Он не думал о вечной славе,

Защищая страну свою.

Просто очень любил свободу,

Покориться врагу не мог.

Шел он долгих четыре года

Сквозь огонь фронтовых дорог

Все невзгоды войны изведал

С каждым днем, становясь сильней

Срок настал

И салют Победы

Над планетой взлетел моей.

А солдат -

Он на страже снова,

Он вернулся навеки сюда,

Как когда-то на подвиг готовый

И опять молодой, как тогда.

Сжав гранату, могуч и спокоен,

Он стоит на вершине сейчас

Знаю: виден наш воин

Всей земле,

Которую спас.

2 ведущий: К сердцам всех людей обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой белорусской деревни, все жители которой были заживо сожжены 22 марта 1943 года.

(Звучит песня «<Бухенвальдский набат»)

2 ведущий: Но всегда напоминает нам о трагедии войны, наполняет наши сердца ненавистью к тем, кто принес на нашу землю смерть и страдания, вечный огонь на могиле неизвестного солдата. Он не просит больших букетов:

Чтец:

Я безвестный. Я безвестен. Я без имени известен Вечный житель твой, Земля, Похоронен у Кремля. .Был мой путь сюда торжественен: Генералы в форме были, И лафеты плавно плыли, Милицейские застыли Там. где шествие застигли И меня землей России Государственно везли. Как при жизни не возили,

Как при жизни не могли. Чтобы пухом мне земля-Вкруг меня, вблизи Кремля, Все столицы и края, Вся геройская земля, Сталинградская земля, Ленинградская Земля, Подмосковная Земля, Украинская Земля, Брестской крепости земля-Для меня все, для меня. Как я рвусь к Вам из огня! Кто-то здесь средь Вас - мой брат, Кто-то здесь - мой друг солдат, Кто-то мать. И кто-то сын, Может с сыном - не один. Кто-то здесь - мой близкий друг, Кто-то здесь - мой чистый внук, Вы мои. Я здесь за Вас, Не прошу с цветами ваз. Братья, матери и внуки! Как протянутые руки, Как локаторные уши Поддержите ваши души Возле вечного огня, Возле вечного меня. (М. Львов)

3 ведущий: Прошло уже много лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. И сегодня мы вновь вспоминаем героических защитников Родины, отдавших свою жизнь за наше счастье, за счастье сегодняшних мальчишек и девчонок, отдавших свои жизни за, чтобы никогда не раздавались залпы орудий, чтобы никогда не летали над мирной землей самолеты со свастикой, чтобы цвели сады, росли дети, сияло бы голубое безоблачное небо. Ни один здравомыслящий человек не может смириться с тем, что делается в нашей стране, не можем смотреть на то, как рушатся семьи, расстаются друзья, остаются без крова и гибнут невинные люди. И сегодня каждый из нас говорит: «Мы не хотим войны!», «Нам нужен мир!». Во имя павших, во имя живых, во имя юности, во имя мира во всем мире:

Чтец:

Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором - солнце, птичьи голоса И траве - зеленая роса. Хочу чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости, удачи, Улыбок детских, как цветенье зыбких Цветов сравнимых с детскою улыбкой.

(Сафарият Ахматова).

(Звучит песня «<День Победы!» или «<Пусть всегда будет солнце»).

В композиции принимают участие 4 ведущих (2 мальчика и 2 девочки), стихи читают, по возможности, все уч-ся класса, если в классе есть хор, то лучше, если некоторые песни исполнят вживую. Оформление зала: учащиеся сидят за столами, на столе томики стихов поэтов и цветы.

Если на уроке присутствуют ветераны, то им надо дать слово, можно провести как интервью.

Использованные источники

Стихотворения:

• Е. Лось «В день победы»;

• М. Исаковского «До свиданья, города и хаты», «Русские женщины»;

• К. Симонов « Если дорог тебе твой дом»,

• «Нас тесным кругом окружали», «Жди меня»;

• Г. Суворов, «Вперед на запад»;

• Н. Рыленков «Чтоб цвела за хатой рута-мята»;

• Народная песня «Эта Зоя — Таней называлась»;

• Ю. Друниной «От имени павших», «Солдатские будни», «Неизвестная санитарка»;

• О. Бергольц «Песня о ленинградской матери»;

• Муса Джалиль «Варварство»;

• В. Костина «Здесь он насмерть стоял когда-то»;

• М. Львов «Я безвестный. Я безвестен»; Сафа-рият Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света»;

Песни военных лет:

• «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова);

• «Соловьи» муз.: В. Соловьев-Седой сл.

A. Фатьянов или

• «Журавли» муз.Я. Френкель сл. Р. Гамзатов (русский текст: Н. Гребнев);

• «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова;.

• «В лесу прифронтовом» сл. М Исаковского, муз. Матвея Блантера;

• «Ленинградские мальчишки» муз. И. Шварц, сл. В. Коростылёв;

• «Саласпилс» муз. А. Тимошенко, Э. Кузинер сл. Я. Голяков;

• «Бухенвальдский набат» сл. А. В. Соболев, муз. В.И. Мурадели;

• «День Победы!» муз. Д. Тухманова, сл.

B. Харитонова или

• «Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

Литература

1. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

2. Артюхова Е.С. Основные направления формирования

духовно-нравственной личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 26-28.

3. Белопашенцева С.А., Дунаева О.Н. Социально зна-

чимая культурно-преобразовательная деятельность как условие формирования духовно-нравственных основ личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 57-60.

4. Клепиков В.Н. Интеграция образования в контексте

духовно-нравственного воспитания школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 13-18.

5. Лобок А.М., Никонова Л.М., Ярославцева Е.А., Бордюгова О.А. Формирование гражданского самосознания и духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях ученического самоуправления (Проект «Шаг навстречу»). // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 53-58.

6. Ложкина Е.Ю. К вопросу о развитии человеческого

капитала образовательного учреждения средствами профессиональных образовательных конкурсов. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.58-60.

7. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового об-

разования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т.И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. За-гузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; спонсор «Прожект хармони. Инк». — Электрон. журн. с библиотекой. - М.: OIMRU, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сиденко А.С., Яшина Г.А. Миссия школы в условиях

создания школ-комплексов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.