Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание дошкольников'

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веремейчук Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблема понимания смысла духовного воспитания. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Мною разработан электронный учебник «Кулинарные традиции мира». Данную разработку можно использовать на уроках технологии в разделе «Кулинария» или как элективный учебный предмет в 9 классе.

Теоретической базой основных разделов курса являются кулинарные школы русской, хакасской, европейской и восточной кухонь.

Закрепить или проверить полученные знания можно через тесты - опросники, которые обязательно составляются с учетом психофизических особенностей адресата. Отвечая на поставленный вопрос, ребенок выбирает ответ, по сути, нажимает выбранную меняющую кнопку, получает подтверждение правильности выбора и следующий вопрос. Решение такого теста проходит в форме компьютерной игры, что помогает прививать интерес к урокам труда, активизировать учебный процесс.

Целенаправленное включение ИКТ в структуру урока позволяет активизировать процессы мышления, внимания учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета технология способствует вхождению детей с ограниченными возможностями в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность. Приступая к планированию урока, необходимо:

• определить контингент слушателей: кто они?

• учесть возрастную группу;

• учесть уровень компьютерной грамотности: пользовались ли компьютером и интернетом или нет?

• выяснить уровень подготовки в области знаний планируемого курса.

Преимущества компьютера как средства поддержки и активизации учебного

процесса достаточно широки - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска.

Возможности просмотра результатов моделирования в реальном времени для процессов, недоступных или сложно реализуемых в учебной обстановке. Эти и другие преимущества побуждают преподавателя к использованию информационно -коммуникационных технологий на занятиях, в качестве реальной модели какого-либо процесса (при наличии определенного программного обеспечения). Однако все это требует от педагога достаточно высокого уровня знаний и опыта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях.

Литература

1. Бабинский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Искусство,

1991.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Веремейчук Л. Н.

Веремейчук Людмила Николаевна / Veremeychuk Lyudmila МЫаеупа - заведующий, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 24 «Сказка», г. Ступино, Московская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема понимания смысла духовного воспитания. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно-нравственного.

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, эмоциональное благополучие, душевное тепло, любовь.

Мы все: педагоги и родители хотим одного - чтобы дети росли свободными, счастливыми, умеющими жить в обществе людей. К большому сожалению, окружающий мир становится все полярнее и жестче. Существует множество методик, которые помогают раскрыть способности ребенка, расширить его знания, научить жить без комплексов. Но нет среди этого множества методики, которая бы коснулась души ребенка. Духовное воспитание дает свои результаты, только тогда, когда мы помним о том, что у ребенка кроме физического тела есть душа. И без веры и помощи Божьей очень трудно воздействовать на духовный рост ребенка. Первое условие, чтобы душа ребенка радовалась, - это обеспечение эмоционального благополучия. Верующие родители и педагоги обеспечивают эмоциональное благополучие через Богоощущение. И взрослые, и дети знают, что Господь всегда поможет, защитит. Господь никого не оставит. И если просить Бога о чем-то важном, то Господь управит как надо.

Духовное воспитание, т. е. забота о душе ребенка невозможно без уважения к личности ребенка. Ребенка нельзя насильно заставить радоваться или печалиться, нельзя насильно заставить его успокоиться. С самого раннего возраста необходимо оказывать недирективную ненавязчивую духовную помощь детям. Детям трудно ориентироваться во множестве жизненных ситуаций, определять, где в основе людских поступках лежит добро, а где зло. В этой ситуации душа ребенка начинает невольно страдать. Чтобы ребенок ориентировался в жизненных ситуациях и делал правильные выводы, необходимо в детском саду и в семье устанавливать правила, которые отвечают Божьим заповедям и могут действовать в разных жизненных ситуациях. Очень важно создавать условия для позитивных доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. В каждом ребенке необходимо увидеть хорошее и, опираясь на положительные качества, формировать духовно-нравственные качества, к которым относятся милосердие, сострадание, любовь к близким, чувство патриотизма. Погружение ребенка в ситуацию, где он сам должен выбрать, как надо поступить, тренирует душевные силы ребенка. В духовно-нравственном воспитании очень помогает рассказывание русских народных сказок, где дети должны понять и оценить поступки героев сказок и сами сделать выводы [3, с. 42]. Путь к душе ребенка лежит через любовь к нему. Полноценное воспитание детей невозможно без духовно -нравственного. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все проявления внутреннего мира ребенка, который выражается в поступках и характере детей. Если мы встречаемся с негативным восприятием у ребенка всего, что предлагает воспитатель или родитель, то налицо диагноз - дефицит душевного тепла. Для души ребенка, чтобы она была здорова, первые условия - это любовь и тепло. Очень важно для формирующейся личности - доверие. Ребенок, особенно его душа, очень чутко воспринимает фальшь. С ребенком лукавить не следует. Искренность - это добрый помощник в воспитании духовных качеств.

Наша Россия богата национальными православными традициями, в основе которых стоит духовность. Знакомство с национальными традициями дает богатую пищу для развития души ребенка. Мы все хотим, чтобы у нас, взрослых, была духовная близость с детьми, даже тогда когда они будут взрослыми. А для этого надо, чтобы духовный мир у ребенка развивался с детства, чтобы дети умели любить. А любви надо учить. Надо уметь быть ласковым с ребенком. Ласка воспитывает, вызывает добрые чувства, питающие душу. Надо научиться слушать и слышать наших детей.

И взрослые, и дети - все мы хотим быть счастливыми. А для этого необходима любовь. Жить в любви с ближними, а также умение проявлять любовь, делая ее разумной, - это залог духовного здоровья семьи. Основа духовно -нравственного воспитания детей. Необходимо помнить, что душа, по учению евангельскому, есть

чистое вместилище любви, которая есть следствие воздействия Бога на человеческое естество.

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. 2-е изд., переработ. и доп. М.: Просвещение, 1985. 238 с.

2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1997. 96 с.

3. Широких О., Космачёва Н. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание, 2008. № 4. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.