Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто'

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЯЗЫКОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЛЮБОВЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ / МИКРОКЛИМАТ В ГРУППЕ / SPIRITUAL VALUES / LANGUAGE CONTENT / THE LOVE TO THE WORLD / THE MICROCLIMATE IN THE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Р. И.

В статье раскрываются возможности использования стихов в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION INFANTS IN THE DATING WITH VERSES AGNIYA BARTHO

The article describes the possibilities of using poetry in the spiritual and moral education of young children.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Ширяева Р. И. Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C.56-58.

8Ыгуаеуа R. I. Spiritual and moral education infants in the dating with verses Agniya Bartho. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 56-58. (In Russ.)

УДК 373.2

Р. И. Ширяева

Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА СО СТИХАМИ

АГНИИ БАРТО

Ширяева Римма Ивановна - воспитатель первой квалификационной категории.

E-mail: [email protected]

В статье раскрываются возможности использования стихов в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.

Ключевые слова: духовные ценности, языковое содержание, любовь к окружающему миру, микроклимат в группе.

R. I. Shiryaevа

Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,

Perm Krai, Russia

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION INFANTS IN THE DATING WITH VERSES AGNIYA BARTHO

Shiryaevа Rimma Ivanovna - kindergarten teacher of the firstest qualification category.

The article describes the possibilities of using poetry in the spiritual and moral education of young children.

Key words: spiritual values, language content, the love to the world, the microclimate in the group.

Формирование личности ребенка не возможно без воспитания с ранних лет уважения к духовным ценностям. Ведь именно ранний возраст - важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые: начинает развиваться речь, начинаются игры, общение со сверстниками.

По мнению В. А. Сухомлинского, «детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2, с. 270].

Понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к малой родине и Отечеству рождается с раннего детства: с маминой колыбельной, природы за окном, с первых книжек и стихотворений. Тем не менее в последние годы бытует мнение, что у многих современ-

© Ширяева Р. И., 2016

Р. И. Ширяева

57

ных подростков, у молодежи наблюдается дефицит нравственных ценностей, порой искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, духовных ценностях. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Выдающийся педагог Е. И. Тихеева в своих исследованиях отмечала, что ребенок в начале своей жизни способен быстро и легко познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений, первые представления о себе, о других, о мире [3, с. 17].

В этом возрасте дети быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевают средством человеческого общения - речью, звучными рифмами, интонациями, а также выразительными эмоциями. Ребенок черпает свое языковое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания. Дети испыты -вают удовольствие, когда им читают стихи, с легкостью запоминают и способны повторять их.

В первые три года жизни формируются фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Эти способности не возникают сами по себе, а требуют участия взрослого и соответствующих возрасту ребенка форм деятельности. Вот почему основной принцип нравственного воспитания детей - воспитание с помощью стихов. Как считает О. С. Ушакова, они легко читаются, а по интонации очень близки к детской речи, легко проговариваются и запоминаются [4, с. 240]. Многие художественные произведения отражают поведение героя, и это оказывает влияние на личность и поведение ребенка.

Целью нашего проекта, исходя из изложенного выше, стало нравственное развитие детей раннего возраста путем приобщения их к художественной литературе, конкретно -в процессе ознакомления с произведениями Агнии Львовны Барто. Ее стихи способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают формировать такие качества, как честность, вежливость, любовь к природе, бережное отношение к игрушкам. Короткие стихи про мишку, которого уронили на пол, или бычка, боящегося, что он упадет с доски, кажутся банальными, но для детей лучших стихов еще не придумал никто. Интересные стихотворения Агнии Львовны понятны маленьким детям, ведь в них рассказывается о таких же мальчиках и девочках, их проблемах, переживаниях.

В проекте участвовали дети группы раннего возраста (два-три года).

На начальном этапе мы оформили книжный уголок с произведениями Агнии Барто. Рассказали детям о поэтессе, показали ее портрет. Воспитатель читал ребятам стихи, после чего вместе с ним дети проговаривали стихи вслух. Потом ребята сами читали стихи и изображали героев прочитанных произведений (мишку, зайчика, Таню, кораблик и др.). Стихи дети рассказывали с опорой на иллюстрации. Произведения А. Барто мы использовали при работе над дикцией (проговаривали стихи громко, тихо, быстро, медленно, высоким или низким голосом).

Разгадывали также загадки, рассматривали предметные картинки с игрушками; развивали мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры («Зайка серенький сидит», «Курочка», «Рыбка» и т. д.).

Примечательно, что после чтения стихов А. Барто поменялся микроклимат в группе: дети стали внимательнее относиться друг к другу, бережнее - к игрушкам. Этот процесс способствовал развитию инициативной речи. Ребята с удовольствием возвращались к прочитанному, сами просили взрослого почитать стихи, охотно обсуждали стихотворения, отвечали на вопросы по содержанию.

58

Психология и педагогика

Дети познакомились также с различными видами конструктивной деятельности: с лепкой из пластилина, рисованием красками и карандашами. Активно и с желанием воспитанники детского сада участвовали в разных видах творческой деятельности, в словесных играх. В этой работе нам помогали родители, которые стали равноправными участниками этого процесса. Совместно с ними была оформлена выставка работ «Моя любимая игрушка».

Таким образом, дети познакомились с произведениями А. Барто, научились выражать образы мимикой, интонациями, всё это способствовало развитию связной речи.

В будущем мы планируем продолжить ознакомление дошкольников с произведениями А. Барто в соответствии с возрастом.

Воспитать высоконравственного человека - сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, общие усилия работников детского сада и родителей могут дать положительные результаты и стать основой дальнейшего духовно-нравственного воспитания.

Библиографический список

1. Белая Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание. М.: Школьная пресса, 2007.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982.

3. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей. М.: Просвещение, 1965.

4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М.: ТЦ Сфера,

2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.