ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Ширяева Р. И. Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C.56-58.
8Ыгуаеуа R. I. Spiritual and moral education infants in the dating with verses Agniya Bartho. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 56-58. (In Russ.)
УДК 373.2
Р. И. Ширяева
Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА СО СТИХАМИ
АГНИИ БАРТО
Ширяева Римма Ивановна - воспитатель первой квалификационной категории.
E-mail: [email protected]
В статье раскрываются возможности использования стихов в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.
Ключевые слова: духовные ценности, языковое содержание, любовь к окружающему миру, микроклимат в группе.
R. I. Shiryaevа
Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,
Perm Krai, Russia
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION INFANTS IN THE DATING WITH VERSES AGNIYA BARTHO
Shiryaevа Rimma Ivanovna - kindergarten teacher of the firstest qualification category.
The article describes the possibilities of using poetry in the spiritual and moral education of young children.
Key words: spiritual values, language content, the love to the world, the microclimate in the group.
Формирование личности ребенка не возможно без воспитания с ранних лет уважения к духовным ценностям. Ведь именно ранний возраст - важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые: начинает развиваться речь, начинаются игры, общение со сверстниками.
По мнению В. А. Сухомлинского, «детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2, с. 270].
Понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к малой родине и Отечеству рождается с раннего детства: с маминой колыбельной, природы за окном, с первых книжек и стихотворений. Тем не менее в последние годы бытует мнение, что у многих современ-
© Ширяева Р. И., 2016
Р. И. Ширяева
57
ных подростков, у молодежи наблюдается дефицит нравственных ценностей, порой искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, духовных ценностях. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Выдающийся педагог Е. И. Тихеева в своих исследованиях отмечала, что ребенок в начале своей жизни способен быстро и легко познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений, первые представления о себе, о других, о мире [3, с. 17].
В этом возрасте дети быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевают средством человеческого общения - речью, звучными рифмами, интонациями, а также выразительными эмоциями. Ребенок черпает свое языковое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания. Дети испыты -вают удовольствие, когда им читают стихи, с легкостью запоминают и способны повторять их.
В первые три года жизни формируются фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Эти способности не возникают сами по себе, а требуют участия взрослого и соответствующих возрасту ребенка форм деятельности. Вот почему основной принцип нравственного воспитания детей - воспитание с помощью стихов. Как считает О. С. Ушакова, они легко читаются, а по интонации очень близки к детской речи, легко проговариваются и запоминаются [4, с. 240]. Многие художественные произведения отражают поведение героя, и это оказывает влияние на личность и поведение ребенка.
Целью нашего проекта, исходя из изложенного выше, стало нравственное развитие детей раннего возраста путем приобщения их к художественной литературе, конкретно -в процессе ознакомления с произведениями Агнии Львовны Барто. Ее стихи способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают формировать такие качества, как честность, вежливость, любовь к природе, бережное отношение к игрушкам. Короткие стихи про мишку, которого уронили на пол, или бычка, боящегося, что он упадет с доски, кажутся банальными, но для детей лучших стихов еще не придумал никто. Интересные стихотворения Агнии Львовны понятны маленьким детям, ведь в них рассказывается о таких же мальчиках и девочках, их проблемах, переживаниях.
В проекте участвовали дети группы раннего возраста (два-три года).
На начальном этапе мы оформили книжный уголок с произведениями Агнии Барто. Рассказали детям о поэтессе, показали ее портрет. Воспитатель читал ребятам стихи, после чего вместе с ним дети проговаривали стихи вслух. Потом ребята сами читали стихи и изображали героев прочитанных произведений (мишку, зайчика, Таню, кораблик и др.). Стихи дети рассказывали с опорой на иллюстрации. Произведения А. Барто мы использовали при работе над дикцией (проговаривали стихи громко, тихо, быстро, медленно, высоким или низким голосом).
Разгадывали также загадки, рассматривали предметные картинки с игрушками; развивали мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры («Зайка серенький сидит», «Курочка», «Рыбка» и т. д.).
Примечательно, что после чтения стихов А. Барто поменялся микроклимат в группе: дети стали внимательнее относиться друг к другу, бережнее - к игрушкам. Этот процесс способствовал развитию инициативной речи. Ребята с удовольствием возвращались к прочитанному, сами просили взрослого почитать стихи, охотно обсуждали стихотворения, отвечали на вопросы по содержанию.
58
Психология и педагогика
Дети познакомились также с различными видами конструктивной деятельности: с лепкой из пластилина, рисованием красками и карандашами. Активно и с желанием воспитанники детского сада участвовали в разных видах творческой деятельности, в словесных играх. В этой работе нам помогали родители, которые стали равноправными участниками этого процесса. Совместно с ними была оформлена выставка работ «Моя любимая игрушка».
Таким образом, дети познакомились с произведениями А. Барто, научились выражать образы мимикой, интонациями, всё это способствовало развитию связной речи.
В будущем мы планируем продолжить ознакомление дошкольников с произведениями А. Барто в соответствии с возрастом.
Воспитать высоконравственного человека - сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, общие усилия работников детского сада и родителей могут дать положительные результаты и стать основой дальнейшего духовно-нравственного воспитания.
Библиографический список
1. Белая Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание. М.: Школьная пресса, 2007.
2. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982.
3. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей. М.: Просвещение, 1965.
4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М.: ТЦ Сфера,
2011.