Научная статья на тему 'Духовно-нравственное самовоспитание учащихся православной гимназии'

Духовно-нравственное самовоспитание учащихся православной гимназии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / САМОДИСЦИПЛИНА / SELF-DISCIPLINE / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / КУЛЬТУРНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / CULTURAL DESTRUCTION / SPIRITUAL AND MORAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерхов Алексей Алексеевич

Статья посвящена исследованию проблем современного общества, связанных с формированием личности подростка, а также изучению основных аспектов самовоспитания православного гимназиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral self-education of students of the Orthodox gymnasium

The article investigates the problems of modern society associated with the formation of the personality of the teenager, and the study of basic aspects of self-education of the Orthodox school.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное самовоспитание учащихся православной гимназии»

Духовно-нравственное самовоспитание учащихся православной

гимназии

Статья посвящена исследованию проблем современного общества, связанных с формированием личности подростка, а также изучению основных аспектов самовоспитания православного гимназиста.

Духовно-нравственные начала, самовоспитание, самодисциплина, нравственные ценности, культурные деструкции.

A.A.Sterkhov, Surgut

Moral self-education of students of the Orthodox gymnasium

The article investigates the problems of modern society associated with the formation of the personality of the teenager, and the study of basic aspects of self-education of the Orthodox school.

Keywords: spiritual and moral principles, self-education, self-discipline, moral values, cultural destruction.

В предыдущих исследованиях, посвященных православному образованию современной России, автор данной статьи акцентировал основное внимание на духовно-нравственном воспитании учащихся, то есть рассматривал проблему с позиций преподавательского состава общеобразовательного учебного заведения и образовательных стандартов. Настоящее исследование поднимает актуальный для педагогической науки XXI века вопрос самовоспитания, то есть речь идет о той личности, которую должен сформировать непрестанным трудом в себе сам ребенок.

Гибель духовно-нравственных начал в человеке и обществе есть путь к скорой и неизбежной гибели самого общества, той цивилизации, хранителем которой обязан выступать каждый из нас. Под влиянием западных культурных деструкций рушится на протяжении последних лет стройный и гармоничный духовный мир, созданный нашими предками в течение десяти веков. Не следует забывать, что утрата базовых ценностей, свойственных данному конкретному менталитету, есть утрата самого менталитета, а значит, способности к национальной и государственной идентичности. И разложение нравственных установок начинается с самого уязвимого возраста - с детства.

В условиях, когда глобализация и интеграция достигли максимума, на фоне тотальной мировой бездуховности и крушения нравственных начал, крайне трудно самоизолироваться от навязчивой пропаганды антиценностей, которые распространяют мировые медиа-ресурсы. И тем не менее, мы обязаны сохранить нравственную чистоту доверенных нам детей. Обязаны не по долгу службы, а по совести. Но это лишь одна сторона проблемы. А вот вторая: разве может учитель, какой бы талантливый он ни был, прожить за ребенка его собственную, уникальную жизнь?

Все стороны своего многогранного внутреннего мира учащийся должен построить сам, самостоятельно поддерживать в себе ту личность, которая будет достойной во всех смыслах этого слова. Тщательно, день за днем, на основе глубокого самоанализа, конструировать свое мировосприятие, поведенческие особенности, взаимоотношения с внешним миром: со сверстниками, учителями, семьей, церковью,

государством и обществом. И наиболее оптимальными условиями для этого можно найти именно в православной гимназии. Несмотря на демократизацию современной системы образования, низведение её до уровня сферы услуг, атмосфера православной гимназии неизбежно, по определению сохраняет элементы сакральности процесса обучения в глазах самих учащихся. Итак, какие черты личности необходимо воспитывать и развивать в себе православному гимназисту?

Во-первых, полная самодисциплина, железный внутренний распорядок, позволяющий выполнять быстро, чётко и безошибочно любые учебные требования в рамках образовательной и воспитательной программ.

Во-вторых, понимание слабости ближнего, учение прощать чужие недостатки с одной стороны, но оказывать всестороннюю помощь в преодолении недостатков ближнего - с другой стороны. Нельзя равнодушно смотреть, как товарищ погибает интеллектуально и нравственно, нужно неустанно помогать ему преодолевать свои слабости, избавляться от них.

В-третьих, постоянное, непрерывное интеллектуальное саморазвитие. Чтение, чтение и ещё раз чтение! Причём, чтение книг не на электронных, а на бумажных носителях, так как последние можно взять в руки - мудрость осязаема! - они реальны, их можно ощутить, в отличие от виртуальных экземпляров в интернете.

В-четвёртых, физическое развитие - тренировка тела есть закалка духа. Не только спортивные мероприятия, состязания, но и прогулки на свежем воздухе при малейшей возможности, вместо многочасового сидения за компьютером, ставшего настоящей манией подрастающего поколения.

В-пятых, нравственное развитие, постоянное напоминание себе о своём несовершенстве, тяга к самосовершенствованию в сторону добра. Достаточно в конце каждого дня спросить себя, не сквернословил ли, не пустословил, не грубил ли старшим, не ленился ли, не думал ли об окружающих плохо, не позавидовал ли кому-либо, и можно найти у себя множество нравственных проступков, которые нужно побеждать один за другим. Каждая маленькая победа на этом пути есть на самом деле победа великая. Ведь нет ничего труднее, чем победить самого себя.

В-шестых, следование религиозным заповедям, но ни в коем случае не уход в сторону безудержного фанатизма. Фанатизм есть зло, и не имеет ни малейшего отношения ни к одной религии мира. Например, организации наподобие ИГИЛ, Талибана, Аль-Каиды провозглашают чистоту вероучения, погружая своих сторонников одновременно в пучину несмываемой грязи грехов. Быть фанатиком, значит, заведомо вносить в мир разрушение и зло. Такого православный человек, и в особенности православный ребёнок не может допустить в себе ни при каких обстоятельствах.

В-седьмых, поддержание института семьи. Формирование представления о себе как о будущем отце (матери) семейства, а отсюда и отношение к отцу и матери в настоящем глубоко уважительное, лучшее, чем к самому себе. Понимание простой истины: если ты полностью, до самоотречения, посвятишь себя семье, то семья, в свою очередь, так же посвятит жизнь тебе. И вот уже, вместо эгоизма, взаимная жертвенность ради блага родных и близких. Младшим в семье, учитывая собственные жизненные ошибки, необходимо помогать стать лучше, чем ты сам.

В-восьмых, развивать потребность в чистоте и порядке. Чистота дома есть чистота души, а гимназия тоже твой дом. Нет ничего сложного в том, чтобы подобрать увиденную на полу одну бумажку (просто проходя мимо), или пустой пластиковый стаканчик. Но если подберёт каждый - вот уже идеальная чистота. Это не значит, что ребёнок должен быть педантичным до болезненности. Понятие «рабочий беспорядок» существует, но ребёнок объективно понимает, что любое дело рано или поздно заканчивается, будь то выполнение домашнего задания или просто игра, и прибрать за собой - значит, поставить в деле последнюю точку.

В-девятых, умение ценить прекрасное во всём: в природе, красоте Божьего храма, молитвы, простой русской речи; умение чувствовать красоту человека и человеческой души. Стремление не только сохранять прекрасное, но и созидать его: садить цветы, деревья, рисовать прекрасное, писать музыку, сочинять стихи (если на то есть дар).

В-десятых, сохранять полную уверенность в своих силах, никогда не поддаваться отчаянию в сложных жизненных ситуациях, уметь планировать и находить оптимальные выходы из каждой конкретной проблемы. А это невозможно без твёрдости духа и железной силы воли. Воля - вот тот фактор, который делает человека не просто биосоциальным существом, а универсальной личностью на своём месте.

И наконец, умение отстаивать свои идеалы, мировоззрение, жизненную позицию на любом уровне - в дворовой компании, разновозрастных группах, в беседе с посторонними людьми и т.д. Но при этом ребёнок должен остро осознавать: прежде чем заявлять кому-либо о своих правах (которыми современное законодательство щедро наделяет даже тех, кто элементарно не созрел для разумного использования данных прав), нужно неустанно помнить о своих обязанностях перед самим собой, семьёй, гимназией, государством и обществом в целом. И речь идёт не только об обязанностях юридических, но и о духовных, которые не зафиксированы в нормативных актах, но прописаны свыше, и соблюдались испокон веков независимо от корректив, вносимых в официальное законодательство.

Самое сложное добиться того, чтобы все вышеперечисленные критерии учащийся желал соблюдать сам, а не потому, что этого формально требует от него окружающая социальная среда. И вот здесь крайне важен каждодневный пример учителя. Пример не навязчивый, не напоказ, а именно обычная жизнь по тем стандартам, которые необходимо передать православному ребёнку. Взрослому в данном случае гораздо сложнее, так как всегда найдутся обстоятельства, толкающие на отклонение от заданных норм. Но следует помнить, что даже самые крайние обстоятельства не являются оправданием для нарушения тех правил, которым обучаешь других. Человек, претендующий на роль наставника сотен представителей подрастающего поколения, не может подвергать сомнению свою духовно-нравственную безупречность. Только тогда модель его поведения естественно и органично перейдёт детям.

Таким образом, духовно-нравственное самовоспитание - это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, и упущение из вида даже одного из них чревато дисбалансом в непрерывной социализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.