Православная педагогика и психология удк: 37.013.77
Юрий Александрович Гуторов
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическое и христианское осмысление
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к христианской психологии возраста, предпринимается попытка исследовать духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста с учетом научных и христианских ценностей и подходов. Христианская психология возраста пытается осознать и объяснить, как духовный рост и развитие сопряжены с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием человека в разных возрастных периодах.
Разработка понятия духовно-нравственного воспитания с точки зрения православной традиции (православной психологии и педагогики) требует понимания характера и содержания взаимодействия семьи, школы, социума и Церкви. В процессе исследования делается вывод о том, что духовно-нравственное развитие представляет собой процесс постепенного обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом, однако духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только с получением знаний о нравственных нормах, но прежде всего с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам. Духовно-нравственное развитие — это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, людям, обществу, Отечеству, Богу. Ключевые слова: психология развития, возрастная психология, христианская психология, дошкольный возраст, дети, обучение, педагогика, Церковь, православие, вера, религия. Сведения об авторе: Гуторов Юрий Александрович — магистр богословия, магистр педагогики, старший преподаватель Нижегородской духовной семинарии (Россия, г. Нижний Новгород). Электронная почта: gutorovnnov@mail.ru.
Spiritual and Moral Development of Preschool Children: Psychological, Pedagogical and Christian Understanding
Abttract: The article examines issues related to Chri^ian psychology of age, an attempt is made to ftudy the spiritual and moral development of preschool children taking into account
scientific and Chriftian values and approaches. Chriftian psychology of age tries to underftand and explain how spiritual growth and development are associated with the physical, emotional and intellectual development of a person at different age periods. The development of the concept of spiritual and moral education from the point of view of the Orthodox tradition (Orthodox psychology and pedagogy) requires an underftanding of the nature and content of the interaction of family, school, society and the Church. The ftudy concludes that spiritual and moral development is a process of gradual enrichment of a child with knowledge, skills, and experience. However, spiritual and moral development of preschool children is associated not only with acquiring knowledge about moral ftandards, but above all with the emotional involvement of preschoolers in the process, with the emergence of their own attitude to morality and moral ftandards. Spiritual and moral development is a consiftent expansion and ftrengthening of the value-semantic sphere of an individual carried out in the process of socialization, the formation of a person's ability to evaluate and consciously build, on the basis of moral ftandards and moral ideals, attitudes towards oneself, people, society, the Fatherland, God. Key words: developmental psychology, age psychology, Chriftian psychology, preschool age, children, education, pedagogy, Church, Orthodoxy, faith, religion.
About the author: Yuri Alexandrovich Gutorov-Mafter of Theology, Mafter of Pedagogy, Senior Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary (Russia, Nizhny Novgorod). E-mail: gutorovnnov@mail.ru.
Каждый знает, как важно воспитать ребенка с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на протяжении всей его жизни. Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «юного отрока можно уподобить доске, что живописец
изобразит, — доброе или худое, святое или грешное, ангела или Бога, — то и останется на ней»1.
Один из главных тезисов духовного христианского воспитания гласит: «каждая душа уникальна по-своему»2 и задача родителей - определить, что необходимо для духовного т личностного роста их ребенку. Поэтому родителям следует стремиться к тому, чтобы понять индивидуальность своего ребенка, помочь выявить и развить врожденные таланты (и принять особенности), поощрить творческие способности и стремление к самовыражению, помочь ему глубже осознать самого себя.
Важно с первых лет жизни ребенка заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут сформироваться как взрослой самодостаточной личности. По своей актуальности проблема становления духовно-нравственного мира и формирование личности из этого сложившегося духовно-нравственного мира считается одной из самых важных и сложных психолого-педагогических проблем.
Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Именно в детском (и во многом уже в младенческом возрасте), от рождения до семи лет — закладываются фундаментальные основы духовно-нравственного становления. Соответственно, от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит во многом от родителей.
Проблемами духовно-нравственного развития уделяют многие педагоги. По мнению В. А. Сластенина нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека3. С. А. Козлова результатом духовно-нравственного развития считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих4.
«Христианская психология возраста выделяет особенности духовного развития в разных этапах жизни. В детском возрасте акцент делается на формировании основных моральных ценностей и веры, а также на развитии доверия к Богу. В подростковом возрасте важным моментом становится формирование личной идентичности и стабильности в вере. В зрелости человек стремится к росту в познании Божьей воли и применении этого знания в повседневной жизни. В пожилом возрасте приоритетом становится мудрость и осознание жизни в контексте эсхатологического представления.
Христианская психология возраста учитывает влияние семьи и Церкви на формирование духовной жизни человека. Подчеркивается важность родителей и священнослужителей в руководстве, поддержке и наставничестве, в духовном развитии людей на разных этапах жизни»5.
Разработка понятия духовно-нравственного воспитания с точки зрения православной традиции (православной психологии и педагогики) требует отчетливого понимания характера и содержания взаимодействия семьи, школы, социума и Церкви. Категория духовно-нравственного становления рассматривается во многих статьях, работах, научных докладах и программных документах6. Однако комплексных исследований, посвященных теоретическому обоснованию и систематическому развертыванию понятия православной традиции в духовно-нравственном становлении личности, на сегодняшний день недостаточно. Категория становления в педагогике широко применяется как в отношении систем (становление системы образования, системы деятельности, педагогической системы школы и пр.), так и в отношении личности и ее качеств (становление личности, профессионализма, личностных качеств и пр.). Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления личности с точки зрения православной традиции представляется неоднозначно сформулированным понятием.
Якимова Н. А. в своей кандидатской диссертации «Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста» указывает, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка — это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой. Посредством
одухотворения и гармонизации этих отношений»7. Однако ее работа написана со стороны светского подхода (не религиозного), и, безусловно с чем то, согласившись, нам нужно расширить это понятие, включив в него христианский элемент.
Среди тех, кто занимался данной проблематикой можно привести следующих авторов И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, В. Д. Киселев, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, А. Осборн, Д. Дьюи, А. С. Макаренко, К. Левин, С. С. Куломзина, В. В. Зеньковский, Т. В. Склярова, Л. Л. Шевченко, О. Л. Янушкявичене, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон. С помощью данных ученых были выделены общие закономерности основных процессов детского развития, описаны возрастные особенности развития детей (физические, умственные, социальные, эмоциональные и духовные), даны рекомендации по успешному взаимодействию с детьми разного возраста.
А. Д. Столяренко пишет детскую психологию и особенности развитие ребенка начиная с момента зачатия. К. Д. Ушинский создает уникальный труды по педагогике в шести томах. Протоиерей В. Зеньковский излагает свои взгляды в работах «В доме отца моего» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», Н. Е. Пестов — «Православное воспитание детей», С. С. Куломзина — работа «Наша Церковь и наши дети», протоиерей С. Четвериков «Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей», Б. В. Ничипоров «Введение в христианскую психологию», Л. В. Сурова «Православная школа сегодня». Особенности духовного становления ребенка и его взаимовлияние на процесс развития рассмотрены в проповедях и творениях святителя Филарета Московского, епископа Феофана Затворника «Путь ко спасению», архимандрита Фаддея (Успенского) и его труд «Дидактика». Данный вопрос рассматривается во взглядах русских философов, например И. А. Ильина и его труде «Путь духовного обновления».
Задачи христианского воспитания
Некоторые родители главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались, были одеты и выросли здоровыми. Другие стараются дать детям хорошее образование. Третьи мечтают увидеть в них известных музыкантов, ученых и т. п. Конечно, не будучи чем-то плохим, эти цели для христианина не могут быть главными.
Ряд факторов духовно-нравственного становления детей были освещены еще в философских сочинения времен античности, включая Аристотеля и Платона. В них была заложена база гуманитарной и соци-оцентристской парадигм воспитания.
База православной парадигмы, выстроенная на принципах христианской антропологии, психологии и педагогики, была сформулирована в наследии отцов 1У-У вв. — свт. Иоанна Златоуста, блаженного Августина, блаженного Иеронима Стридонского и иных. Благодаря анализу святоотеческих творений, можно выявить характерное направление духовно-нравственного воспитания и развития детей. Традиционалистская христианская парадигма позже получила развитие в европейской науке.
Основатель научной дошкольной педагогики Коменский Я. А. в работе «Материнская школы» в 1633 году, сформулировал концепцию духовно-нравственного развития ребенка в дошкольный период. В первую очередь, он считает, «материнская» школа — есть первая ступень образования. Статус матери возлагает на любую женщину обязанности воспитательницы и учительницы ребенка. Такой акцент на матери, естественно сделан в силу культурных традиций, когда мать проводила все время с ребёнком, а отец занимался государственными делами, служением или работой. Приоритетами материнской школы обозначена иерархия задач, решение которых будет продолжаться и на остальных ступенях образования, когда к наставлению в вере, благочестию и добрым нравам присоединено обучение наукам, искусствам и языкам.
В воспитании благочестия Коменским было выделено несколько основным частей:
1) Создание фундамента религиозных представлений — о Боге и Его отношении к миру и человеку.
2) Воспитание благодарности и чуткости сердца ребенка.
3) Развитие желания жизни духовной и исполнения заповедей.
Задачи духовно-нравственного развития детей связаны с развитием добродетелей, фундамент которых должен был быть заложен в дошкольном возрасте: опрятность, почтительность, любовь, правдивость, благотворительность, молчание, терпение, скромность.
В 1826 году опубликована работа немецкого педагога Ф. Фребеля «Воспитание человека», в которой, с точки зрения христианского подхода он формулировал цель воспитания в раскрытии божественного образа и подобия в человеке.
В качестве условий, зависящих от родителей, воспитателей и педагогов, для правильного духовного становления детей Ф. Фребелем были названы:
1) Чистота и ясность слов и дел воспитателей, и родителей.
2) Понимание родителями и педагогами важности раскрытия Божьего образа в душе ребенка.
3) Изучение личного жизненного призвания и особенностей детей (и принятие их).
4) Глубина и цельность духовной жизни воспитателей.
5) Духовное единение детей и взрослых (воспитателей, возможно общины).
6) Наличие условий (бытовых, социальных и т. п.) в области воспитания детей8.
Говоря о традициях русской педагогики, следует отметить следующее: выводы К. Д. Ушинского касательно основ нравственного элемента в русском народном воспитании применимы относительно дошкольного воспитания. В качестве таких основ выступают:
Православная вера.
Традиции, правила и ритмы народной жизни.
Ушинский в традиционности воспитания (русского, в первую очередь) видит первопричину многих черт характера наших
соотечественников, среди которых, в частности — гражданственность и бескорыстная человечность. В качестве наиболее важных сил формирующих духовно-нравственное развитие русских детей Ушинский видел в Церкви (общине верующих) и ее торжественных обрядах, в природе, с ее годовыми переменами (смена сезонов), семье и ее обычаях и устоях, а также в праздничных хлопотах и веселье как в семье так и в обществе.
Подобный неформальный семейно-общинный характер, согласно мысли автора, представляет собой оптимальные условиях для становления духовно-нравственного воспитания детей в России.
Естественно, после революции 1917 года, во времена Советского Союза, главной педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма. Понятие «духовно-нравственное развитие» не использовалось. Зачастую могли использовать не соотносимые с религиозными представлениями такие выражения как «сила духа», могли говорить о нравственном кодексе строителя коммунизма, и т. п. Положение стало серьезно меняться к концу 1980-х годов и особенно после разрушения Советского Союза.
Нельзя сказать, что в советское время воспитывали людей аморальных или безнравственных, и, в зависимости от толкования терминов, кто то мог бы назвать это воспитание во-многом и «духовным», однако лишь в том смысле, что ценности и идеалы для советского человека были зачастую чем -то более значимым чем свой собственный быт и комфорт, или же своя личная выгода. В этом плане советское время, наверное, превосходит время настоящее. Однако, все-таки мы говорим в данном случае о духовном воспитании иносказательно — в силу того, что сам советский человек «дух» скорее ассоциировал с каким-то внутренним стержнем, убеждённостью и волей, но не верил в дух как что-то объективно существующее. Но даже в данном контексте, для религиозного человека, далеко не все ценности в области морали будут равны ценностям и морали, например коммуниста, искренне верующего в «светлое будущее».
Критически оценив истинные недостатки образования и воспитания в советское время, более того, сделав на них акцент, некоторые
руководители страны и образования сделали вывод, что лучше не иметь никакого воспитания, чем продолжать идеи и практику советского коммунистического воспитания.
При этом появлялись работы по теоретической педагогике, опиравшиеся на советские исследования и практический опыт, однако осмысляли новые реалии, под углом зрения общечеловеческих ценностей. Постепенно выделялась и та область, которая сейчас связывается с понятием духовно-нравственного развития.
В связи с «отменой» коммунистической идеологии, а с другой стороны и из-за того, что уже долгое время общество было светским, произошло некоторое разделение целей и идеалов гражданского и религиозного воспитания.
Уже невозможно для страны в целом вернуться у тем критериям, о которых писали Ф. Фребель и К. Ушинский, впрочем, как раз для религиозных людей и именно православного воспитания они во многом могут быть некими ориентирами.
Современный национальный (гражданский) воспитательный идеал -высоконравственный, компетентный гражданин России, патриот, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Хотя светское воспитание и христианское во многом схожи, но и во многом отличаются; однако и те и другие родители (и педагоги) хотят вложить в ребенка те добрые качества, которые сопровождали бы его и помогали бы ему на всем пути его жизни.
Вместе с этим, нельзя забыть, что цель христианского воспитания — спасение во Христе, а родители должны воспитывать в ребенке не только «гражданские», общечеловеческие но и христианские качества, пробуждать в нем реальное переживание жизни в Боге (и Церкви); родители должны помочь узнать Бога, а не только узнать о Боге. Помочь ребенку ощутить реальность Бога — весьма важная цель родителей. С. С. Куломзина считает, что: «никакие учебники, никакие уроки и поучения сами по себе не могут привить этого чувства в ребенке»9.
Семья, родители и дети
Мы отмечали, что К. Ушинский в деле воспитания придавал большое значение, среди прочего, семье, ее обычаям и устоям. Святитель Феофан (Затворник) также отмечает: «Есть непостижимая связь души родителей с душою ребенка»10.
О глубокой связи родителей и детей говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова написано: «человек познается в детях своих» (Сир. 11:28). Глубокое благочестие родителей зачастую имело следствием высокие духовные достоинства детей. Так, примером может быть семья родителей Василия Великого, давшая из десяти детей трех святителей — Василия Великого, Григория Нисского, Петра Севастийского. Епископ Феофан подчеркивает: «Дух веры и благочестия родителей должны почитать могущественнейшим средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях»11.
Собственно эту идею, что и родитель, и педагог, передает в первую очередь не знания, но некоторое воспитание «собой», своей жизнью содержит и современная психология. С. С. Куломзина отмечает, что «каждый человек, занимающийся религиозным воспитанием, должен сам для себя понять и осознать основные принципы нашего вероучения, своего отношения к жизни и сформулировать все это в соответствии со своими знаниями и опытом. В этом процессе всегда есть что-то личное. Вы можете научить другого человека только тому, что стало частью вас самих»12.
Родители являются своего рода «архитекторами», которые закладывают новое здание, не представляя еще того, что будет строить сам ребенок: храм или здание какого-то иного рода... «Вы храм Божий» (1 Кор. 3:16), - говорит ап. Павел, и фундамент этого храма родители закладывают с момента рождения (а возможно и еще с периода беременности).
Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке, кого из него вырастить. «Воспитание главной своей целью должен иметь приготовление дитяти, потом юноши к тому, чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным»13 — говорит
Н. Г. Чернышевский. Но что все-таки влияет на ребенка? Что, прежде всего, побуждает его стать «человеком в истинном смысле слова»? Многие считают, что значительную роль играет родительский авторитет и пример, создаваемый всей их жизнью.
Известный хирург А. А. Вишневский рассказывал, «что вся атмосфера и быт семьи, в которой он рос и воспитывался, определялась работой, занятиями отца — знаменитого хирурга А. В. Вишневского. На него так хотелось походить сыну»14. Конечно, сын мог выбрать и другую профессию, далекую от медицины, но в любом случае он унаследовал от отца самое важное: чуткую совесть и стремление полностью и бескорыстно отдать себя любимому делу.
Но существуют такие семьи, о которых писал В. А. Сухомлинский: «Очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы»15.
На родителей возложена ответственность за развитие детей во всех сферах жизни. Библия дает различные указания, например: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), или «наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).
Пробудить, разжечь «духовный уголь» в ребёнке — задача родителей и ближайших наставников. Но для этого наставник должен в первую очередь оживить любовью своё сердце, дав возможность засиять его дивным лучам, которые И. А. Ильин называл «божественно-духоносными» с тем, чтобы было чем возжечь сердце детское. «Учитель, исполни делом, чему учишь»16, — говорили древние. Мы ничего не сможем изменить в другом человеке, если сами не будем следовать тому, к чему его призываем. Родители, педагоги, теряют в глазах детей, молодёжи, да и вообще всех людей авторитет, доверие к их словам, если они расходятся с их делами, не подкрепляются их образом жизни.
Безусловно, встречаются случаи, когда ребенок, вырастает не таким каким бы, хотели видеть его родители несмотря на то, что, казалось бы, создали все необходимые условия для духовно-нравственного развития, однако ребенок не воспринял это направление жизни.
Личность ребенка, как и взрослого человека, является тайной, а его воля свободна, поэтому можно создать условия, но результат не может быть «автоматическим», как жить далее — безусловно выбор самого человека.
Позволим себе привести текст из произведения Халиля Джибрана «Пророк», который прекрасно иллюстрирует эту мысль:
«<Ваши дети — это не ваши дети.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им.
Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы,
Потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам, но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить,
даже в ваших мечтах.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера. Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми.
Лучник видит спою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко. Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам на радость, Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, но и свой лук, хотя он и неподвижен»11.
О качествах учителя (по педагогическим воззрениям архиепископа Фаддея Успенского)
«Первым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является четкое знание того, что есть «духовное начало» в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности»18. Учитель должен,
по мнению архиепископа Фаддея Успенского, хорошо подготовиться к учительской деятельности, изучая учебно-воспитательное дело теоретически и практически. Несмотря на богатый опыт, учитель полагаться на одну опытность не может. Многолетние его наблюдения и выработанные приемы преподавания могут быть неправильными — поэтому необходимо изучать дело воспитания и обучения не только практически, но и теоретически — путем чтения педагогических сочинений или бесед с людьми опытными и знающими. «Профессионализм — духовное свойство личности»19. В процессе практической деятельности у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать его преподавание безжизненным. Читая педагогические сочинения, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми приемами преподавания. Учитель должен знать законы жизни души ребенка, чтобы знать, как учить.
Указывал святитель Филарет на пользу для учителя знакомства с психологией, которая изучает законы душевной жизни, а воспитание и обучение основываются именно на этих законах. Владыка считал весьма полезным обращаться и к аскетическим писаниям. Христианские подвижники, постоянно наблюдая за собой и всю жизнь занимаясь самовоспитанием, в своих сочинениях высказывают глубокие взгляды на внутреннюю жизнь души. Впрочем, он полагал, что «более заботы следует прилагать к тому, чтобы из прочитанного вынести пользу. А польза от чтения будет в том случае, если думать над прочитанным, если чтение возбудит собственные мысли и наведет на самостоятельное размышление»20.
Учитель имеет дело с духовной природой детей, с человеческой душой, жизнь которой не может быть подчинена строго неизменным законам. Поэтому необходимо быть наблюдательным и применяться к личным особенностям ученика. Наблюдательность, не должна ограничиваться только внешними наблюдениями, она предполагает способность учителя снизойти до детских мыслей и чувств, поставить себя на место детей. Она помогает учителю говорить понятным для детей языком и задавать вопросы, соответствующие степени их понимания.
Эту способность нельзя развить одной научной любознательностью или знакомством с психологией, педагогикой и дидактикой.
Святитель, говоря о том, что изучить детскую природу весьма нелегко, считает полезным знать учителю хотя бы главнейшие особенности, по которым одни дети отличаются от других. С древнего времени известны четыре темперамента, или четыре главных природных расположения, которые значительно различаются между собой и которые с теми или другими видоизменениями свойственны всем людям. Владыка представляет краткое изложение главных особенностей каждого из них, по сути, озвученное психологией его времени, чем подчеркивает необходимость обращаться к новейшим открытиям в этой области.
«Вы можете научить другого человека только тому, что стало частью вас самих»21. Учитель имеет дело с душой ребенка, и чтобы воздействовать на душу, сам учитель должен иметь такие же качества, какие хочет воспитать в учениках. Дети еще не привыкли к самостоятельному образу действий и потому заимствуют у взрослых сначала слова и действия, а вместе с тем и настроения последних. Поэтому громадное значение в учебно-воспитательном деле играет роль личности учителя.
Владыка говорил о призвании учителя. Первое качество, которое отличает учителя по призванию, — это его добросовестность. Такой человек не только ревностно исполняет свои обязанности, не только тщательно готовится к уроку, но постоянно совершенствуется, потому что к этому побуждает его совесть, потому что учительство для него долг.
Главное качество учителя по призванию есть любовь к детям. Он не просто преподает или объясняет детям урок, но заботится о них, наблюдает за ними, старается стать для детей близким человеком, с которым дети могли бы охотно и искренне говорить. Но любовь к детям должна основываться не на одной только природной доброте сердца или расположении. Природные влечения, природная доброта сердца и даже идеализм, присущий молодости, не могут быть вполне прочны и надежны. Со временем они постепенно ослабевают. Поэтому многие учителя, не имея терпения, охладевают к своей деятельности.
Учителю приходится иметь дело не только с детьми, которые ему приятны, но и с теми, которые с виду кажутся безобразными, дикими и грубыми, не хотящими знать учителя и, по-видимому, совсем не понимающими его. Если терпение и самоотвержение необходимо в деле воспитания, не менее важное значение имеет оно и в деле обучения. Нетерпеливый учитель спешит подсказывать ученикам, торопит их с ответами и тем самым лишает их самостоятельности. Учителю постоянно приходится сдерживать резвость ребят, возбуждать их внимание, выводить их из состояния рассеянности, часто повторять одно и то же, пока ученики не поймут и не запомнят. Если учитель будет постоянно выходить из себя и гневаться, то не только ничего не достигнет, но всегда будет вредить себе.
Справедливость — качество, которое неотделимо от любви. Без справедливости любовь превратится в потворство детским слабостям. Если дурным наклонностям дать свободно возрастать, они будут мешать развитию добрых задатков в душе. Но искоренять недостатки необходимо с осторожностью, стараясь побеждать зло любовью. Терпение и полная справедливость во всем сообщают характеру учителя твердость и последовательность — качества, необходимые учителю. Учитель, обладающий твердостью и последовательностью характера, которые соединены с любовью и справедливостью к детям, приобретает в глазах детей уважение и авторитет, которому они сами собой покоряются.
Также учителю с детьми следует быть приветливым. Учителю не следует забывать, что при всей простоте обращения с детьми, ему надлежит всегда быть образцом для детей, вызывающим их уважение, с другой стороны, он должен быть твердым и последовательным, не допускать потворства капризам и прихотям.
Дошкольный возраст — важное время для формирования личности, когда закладываются основы духовно-нравственных ценностей. В этот период в жизни ребенка формируется эмоциональное отношение к духовным и нравственным ценностям, затем представления о ценном и значимом, наступает осознание и принятие этой значимости. Формируется определенная картина мира — и очень важно какая именно она будет.
Нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только, как уже отмечалось, с получением знаний о нравственных (и христианских) нормах, но также с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам.
На этом возрастном этапе формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции. В дошкольном возрасте дети начинают оценивать друг друга по поступкам. Задача педагога — поддержать дружеские группы, способствовать, не допускать изолированности детей от группы, учить здоровому товариществу и альтруизму. Дружба между детьми ускоряет процесс осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и сочувствие являются важными чертами нравственного поведения. Ребенок должен быть уверен, что получит необходимую помощь и сам должен быть готов поддержать своего маленького товарища.
Стадии развития ребенка. НоворождЕнность
Первый кризис развития ребенка — период новорожденности, «это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что последующая жизнь проходит под знаком этой травмы»22.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным существованием и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого, то через несколько часов ребенок бы погиб, он всецело зависит от значимых взрослых. Переход к новому типу жизни обеспечивается только взрослым человеком. Он охраняет его, защищает от холода, обеспечивает питание. Таким образом, родители, по словам архимандрита Кирилла: «в раннем детстве заменяют нам самого Бога»23.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одного заранее
сформулированного поведенческого акта. Все формируется при жизни. Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожден-ности. С самого начала возникает ситуация объективно — необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды — человеческое лицо. Вероятно потому, что это «раздражитель», который чаще находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его физиологических потребностей. После того, как ребенок появляется на свет, то мать испытывает радость и оживление — это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками у ребенка. До этого движения были хаотичные и некоординированные. В комплексе зарождается координация движений; это первый акт общения. Таким образом, ребенок пытается воздействовать на взрослого человека. Поэтому комплекс оживления представляет собой конец кризиса новорожденности и начало новой стадии развития — младенчества.
Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит противоречие: ребенок остро нуждается во взрослом, но не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.
Общая жизнь ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.
Так, голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционального — активного призыва. Например, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на получение реакции взрослого человека.
В этот период общение с ребенком должно носить положительный характер. Ребенок еще не все понимает, но он чувствует, и поэтому родители должны окружать его любовью. Тем самым у ребенка создается положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Принятие или непринятие ребенка уже с этого возраста закладывает в нем базовые чувства доверия или недоверия миру, что впоследствии будет играть важную роль в его жизни и отношениях.
Рождение ребенка может привести к проблемам в семье. Некоторые психологи маркируют этот кризис личностным, поскольку он затрагивает не только сферу взаимоотношений, но и некоторые аспекты личности мужа и жены. У мужа зачастую появляются определенные страхи, связанные с выполнением ролей, отводимых мужчинам — следить за здоровьем жены и детей, могут появляться экзистенциальные страхи и тревога.
Во многих исследованиях, посвященных беременности и воспитанию детей, отмечается, что мужчины переживают одиночество и отверженность, поскольку женщины погружены в свои собственные переживания, связанные с деторождением. Личностные кризисы мужчин, связанные с переходом к родительству, могут разрешиться в результате грамотной адаптации к роли отцовства, которая дает мощный стимул для развития во всех сферах жизни и укрепляет отношения в семье.
Большинство исследователей отмечали, что: «отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь»24. Описаны многочисленные нарушения поведения детей, задержка психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских учреждениях (без теплого, личного общения). Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в учреждениях были хорошими, процент смертности был высоким. Страдает речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных
функций, на эмоциональном развитии ребенка. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой, форме она выразилась.
К девяти месяцам происходит начало кризиса первого года, ребенок становится на ножки, начинает ходить. С одной стороны — это радость для родителей, но они не должны забывать, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяет пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит изменение социальной ситуации, теперь не мама ведет ребенка, но скорее он сам ведет маму куда хочет.
Вскоре ребенок начинает говорить первые слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это эмоционально упрощенная речь, понятна только близким, это речь специфическая по структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы она ни была — это речь, представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная система развития ребенка распалась.
Церковь осознает важность этого возраста. Ребенок приобщается к таинствам крещения, миропомазания и причащения. Происходит наречение имени и воцерковление ребенка.
Воспитание ребенка в этот период в целом проходит дома. О процессе воспитания в младенчестве можно говорить как о развитии в атмосфере семьи; именно семейная атмосфера повлияет в дальнейшем на его становление и развитие.
Родительская любовь в силах приобщить ребенка и к религиозному опыту взрослых, к участию в жизни Церкви. Восприятие ребенком религиозной и культурной жизни может быть чувственным, а не осознаваемым, однако оно вполне реально: «Пусть ребенок трогает и целует икону, пусть обоняет запах ладана и любуется яркими красками, пусть его губы примут его святое причастие, пусть слушает пение, крестится» — отмечает С. С. Куломзина25.
Ребенок, соприкасается с церковным таинствами и обрядами, приобретает опыт участия жизни в Церкви. Но, приучая младенца к жизни
в христианской общине, родители должны и сами быть частью общины, прихода.
Кризис трех лет
К концу периода младенчества возникает тенденция к самостоятельности, которая знаменует собой то, что взрослые как бы впервые раскрываются перед ним как носители образцов действий и воли, а также отношений в окружающем мире. Рождается знаменитая формула ребенка — «Я сам!»
Важнейшим личностным образованием этого периода является раскрытие ребенком самого себя — он начинает называть себя не в третьим лице («Миша хочет играть»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.
Ребенок стремится к достижению результата, демонстрирует свои скромные успехи взрослому, желая получить одобрение (которое следует давать ребенку).
Кризис трех лет зачастую сопровождается определёнными «трудными» моментами. Во-первых, это негативизм — отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается подчинятся определенным требованиям взрослых. Дети могут делать все наперекор тому, что говорят им родители.
Во-вторых, это упрямство. Это реакция на свое собственное решение — он требует чего-то не потому, что ему это надо, а потому что он так захотел. Упрямство не стоит смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении, вопреки необходимости и здравому смыслу. Ребенок для достижения своей цели будет стараться «манипулировать» взрослыми, например станет обижаться, не разговаривать и т. п. Хочется подчеркнуть, что так происходит не потому, что ребенок какой-то плохой, злой или тем более «одержимый», но это естественный процесс роста личности.
Родителям следует просто проявлять мудрость и любовь — но не злобу, агрессию или раздражение.
В-третьих, это своеволие, когда ребенок будет, стремится к независимости, к неподчинению от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но если там ребенок стремился к физической самостоятельности, то здесь ребенок стремится к самостоятельности намерения, замысла, воли.
Наконец, среди негативных черт возраста отмечают строптивость. Строптивость близка негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. В основном дети производят протест против порядков, которые существуют дома. Бывают случаи, когда ребенок устраивает своего рода «бунт» и ссоры с родителями.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого, — так как именно взрослые выступают для ребенка образцом, и ребенок хочет действовать как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослыми проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Дошкольный возраст
Рассматривая данный возраст, «следует заметить, что он является ответственным периодом детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах в дальнейшем.
С физиологической точки зрения... это время физического роста, когда дети быстро растут, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно несколько опережает нервно-психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
В эмоциональном отношении 5-6 лет — достаточно спокойный, уравновешенный возраст. Однако, дети в этом возрасте могут испытывать сильные эмоции, но не понимать их и причины. Важно помочь ребенку распознать и идентифицировать (назвать) эмоцию и понять, что ее вызывает. Например, ребенок может злиться, расстраиваться или плакать, потому что он устал или голоден. Взрослые должны помочь детям понять самих себя»26.
По А. Н. Леонтьеву, становление ребенка этого периода сопряжено, в первую очередь, с развитием соподчинения, то есть иерархии мотивов. Деятельность ребенка направляется не отделенными порывами, а соподчинением мотивов. Если связь мотива и результата действия понятна ребенку, он предвосхищает значение поступка и действия и эмоционально настраивается. Общение со взрослыми осуществляется в двух форматах: внеситуативно-познавательном и внеситуативно-личностном.
У ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером его поведения. Противоречие социальной ситуации ребенка этого возраста заключается в разрыве между стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать. Деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. Важно подчеркнуть, что в научной детской психологии не принято рассматривать игру, как иногда думают верующие люди, чем-то ненужным (или даже греховным), но напротив — важным этапом для гармоничного развития ребенка.
Кроме игры в дошкольном возрасте есть, конечно, и другие виды деятельности, например рисование, лепка и т. п. Характерная черта такой игры-деятельности состоит в том, что она имеет замысел, который реализуется в известных условиях при использовании определенных материалов и с помощью конкретных орудий «труда». То есть, в психической структуре эти виды деятельности ребенка сходны с деятельностью взрослых.
Творческая деятельность ребенка имеет порой странный для взрослых характер — синяя кровь, зеленая лошадь на красном лугу. Дело в том, что на данном этапе становления деятельности ребенок лишь овладевает
материалом. Здесь свойства предмета сами становятся для ребенка предметом познания.
Ребенок должен только владеть объектными эталонами размещения и упорядочивания предметных свойств: гаммами цветов, отношениями величин. Когда ребенок получает эти эталоны, то процесс его творчества меняется: на представления ребенка накладываются эталоны, но затем ребенок переходит к индивидуализированному творчеству. Именно сообщение детям объективированных эталонов открывает в последующем возможность создания ими своих индивидуальных форм.
Ребенок в этом возрасте почти не способен отличить реальное от фантастического. Он часто начинает рассказывать об истинном происшествии и вдруг придумывает совершенно неправдоподобные детали.
В дошкольном возрасте, есть и учение, как вид деятельности. При этом, важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, важно, чтобы он ее принял. Однако, возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они смогут, обучатся в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только учить по определенной программе, но, чтобы ребенок был к этому готов. П. Я. Гальперин предложил: «материнское мышление дошкольника из центрированного в объективное можно перевести посредством овладения ребенком объективно выработанными, общественно закрепленными мерами, которые позволяют ему измерять количественные особенности объекта»27.
Мир дошкольника, конечно, не ограничен домом, но родители все же остаются для него наиболее значимыми взрослыми. Нет опасности, от которой взрослые, как считает ребенок, не могли бы его защитить. Вместе с этим, в жизни ребенка все более значимую роль начинают занимать другие дети. Приблизительно к четырем годам ребенок-сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На первом этапе, от двух до четырех лет, сверстник является компаньоном по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, по больше части, себя. На втором этапе, от четырех до шести лет, более значимым фактором общения становится
совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Наконец, на последнем этапе, шесть-семь лет, общение приобретает черты внеситуативности; складываются предпочтения в общении (друзья и подруги). К шести годам ребенок уже может воспринимать себя и другого как личность, несводимую к отдельным качествам, отсюда возможно личное, более глубокое общение.
То есть, дошкольный период — один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы. В дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение.
В дошкольном возрасте возникают первые элементы оценки и самооценки. У ребенка наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.
«В рамках занятий с дошкольниками рекомендуется предоставлять больше возможностей для движений: подвижные игры и песни, упражнения для активного развития моторных навыков и т. д.
На занятиях в классе следует задействовать не только зрительные, но и другие органы чувств. Дети учатся через органы чувств, поэтому занятия должны быть связаны с различными возможностями сенсорного восприятия, такими как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чем больше опыта они получат, тем лучше запомнят»28.
Наглядные пособия должны быть яркими, с крупными изображениями. Малышам трудно сосредоточить внимание на мелких деталях. Дети начинают понимать музыку. Тексты и мелодии должны соответствовать возрастным возможностям детей: быть не длительными и не сложными.
Обучение дошкольника основам веры
Ребенок, живущий в православной семье и участвующий в приходской жизни, накапливает определенный запас религиозных представлений
и переживаний. До известной степени он переносит на Бога черты родителей — власть, любовь, строгость, могущество, заботы, суровости, холодности и т. п. Характер родителей оказывает значительное влияние на религиозное чувство ребенка.
Ребенок дошкольного возрастного вполне готов воспринять простое изложение библейских рассказов. К тому же, он может принять в этом обучении активное участие, благодаря взрослым, конечно. Например, можно попросить ребенка, чтобы он закрыл глаза и тем самым дать ему возможность «представить тьму», которая была до того, как Бог сотворил свет, а затем открыть глаза, чтобы он смог «представить свет». Можно дать ему потрогать листья, цветы; подвести к нему животных (кошку или собаку), чтобы он мог погладить их и вспомнить как Адам нарекал имена животных.
Детям такого возраста понятны простые пересказы историй Писания о Ное, Моисее, о Господе Иисусе Христе.
В случае церковности родителей, у ребенка к этому возрасту накапливаются достаточные знания о праздниках, о христианском отношении к жизни. Пасха, крещение, причастие, похороны — все это влияет на детское сознание. Он накапливает множество религиозных впечатлений, которые затем могут возрастать и развиваться.
Даже если он не получил формальной религиозной подготовки, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине, он вполне подготовлен к сознательному религиозному развитию.
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Христианская педагогика во всех своих действиях может опираться только на свободную волю человека. В сущности, есть одно воспитательное средство — диалог, но диалог, понимаемый не только как разговор, а как коммуникацию в целом, как внимание ко всему, что происходит в общении. Задача педагога и заключается в том, чтобы для каждой возрастной
группы организовать грамотное взаимодействие, грамотный диалог. Уместно привести слова Г. А. Медынского: «Воспитывать — не значит прочитать лекцию, даже очень интересную и полезную, и думать, что дело сделано: все слушатели будут делать, как говорил лектор. Воспитывать — не значит сказать: будь таким, делай так, — и все будут делать так. Воспитание значительно более сложный, диалектический процесс»29.
Невозможно сначала вырастить ребенка, а потом заняться его воспитанием, все должно происходить одновременно с общим развитием человека. Оно начинается с младенчества, но вначале ребенка воспитывает семья, затем, возможно детский сад, далее к этому прибавляется школьное воспитание.
В целом, родители и педагоги должны обеспечивать развитие детей в следующих взаимодополняющих образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• религиозно-нравственное воспитание.
Можно использовать различные средства — литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа (художественно-эстетическая) способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им детскую библию, сказки, детские стихи и рассказы, рассматривают иллюстрации.
Особое место занимают дидактические сказки. Дидактическая сказка используются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки — показать смысл и важность того или иного нравственного действия и поступка. Обычно сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой истории), которое ребёнок должен выполнить. Такие сказки учат детей, в сказочной, волшебной (и не скучной форме) самым простым и обыденным вещам — как и зачем нужно поздравлять родных и друзей с праздниками, например, с днём
рождения, как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться, убирать за сбой вещи, зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми и т. п. Дети учатся извлекать урок из успехов и неудач героя рассказа; видеть возможности нравственного выбора в той или иной ситуации, учатся рассуждать, обобщать, аргументировать свой выбор.
В качестве подобных дидактических историй можно использовать и адаптированные для маленьких детей библейские повествования, и переложения текстов.
Природа тоже может стать значимым средством воспитания чувств и поведения: позволяет реализовать гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее — растения или животные.
Средством духовно-нравственного развития является вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка — это средство воспитания чувств, представлений, поведения. В самые первые годы происходит наиболее активное воспитание средой. Поэтому хорошо, когда к среде домашней гармонично присоединяется среда храмовая, общинная. Однако важно, чтобы эта храмовая среда не навязывалась силой — больше, чем ребенок может понести. Например, не надо заставлять его выстаивать все службы — непонятные и тяжелые для него (а зачастую не только для детей, но и даже для взрослых). Не надо силой заставлять детей учувствовать в таинствах, или, например, причащать обманом — «батюшка даст конфетку». Ребенка надо увлечь, заинтересовать. Прекрасно, если на приходе будут какие детские группы, в которых он может гармонично проводить время — и за богослужением (в разумных пределах) и за учением, и за игрой (помним — это важная часть жизни ребенка).
Кроме этого, родители должны помнить, что их собственная внутренняя собранность, правильное понимание церковной жизни и радость (или безрадостность от участия в ней) передаются ребенку и настраивают его на соответствующие духовные переживания и поведение в храме.
Вместе с этим храм, конечно, для ребенка должен оставаться сакральным пространством — а не просто местом игр, например. Задача, и родительская, и учительская, состоит в том, чтобы ребенок осознал
церковь как необходимое для него пространство, но одновременно чувствовал бы его духовную высоту, не терял благоговение. Храм для ребенка всегда должен быть горним миром, где немножко страшно, где захватывает дух, где не играют (но и не мучаются).
За счет новых мыслительных и речевых возможностей резко возрастает способность ребенка к познанию мира. Он уже не только повторяет за взрослыми, но начинает самостоятельно мыслить, сопоставлять услышанное и увиденное, сравнивать, частично обобщать и делить.
Когда ребенок попадает в школу, происходит «разгерметизация» того пространства, в котором он существовал ранее. И воскресная школа не исключение. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы этот процесс «разгерметизации» внутреннего пространства семьи прошел для ребенка без болезненных сломов и разрывов. Нельзя с детьми обсуждать быт и жизнь их дома. Нельзя компрометировать родительские взгляды. Нежелательно с детьми обсуждать родителей, какими бы они ни были. Нужно помнить, что христианский учитель не должен отрывать ребенка от семьи, создавая в душе очаг неразрешимых противоречий.
Воцерковление — начало личных отношений человека с Богом; начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, ее назначение и смысла и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины. Христианином можно назвать только того, кто разумно и свободно выбрал Господа Иисуса Христа. Ребенок не может о себе этого сказать с полной ответственностью, его нужды ограничены средой, возможностями психического и физического развития.
Что должно представлять собой христианское воспитание и образование на этом этапе — вопрос сложный, и, в общем — то нерешенный. С уверенностью можно только сказать, что, быстро усваивая внешнюю сторону христианства, дети не отказываются от привычных для них способов мышления. Сурова считает что: «христианскую педагогику со всей совокупностью её мероприятий и следует считать длительным, многолетним поступательным воцерковлением детей, то есть научением их в каждый конкретный момент жизни сопоставлять свои поступки, переживания и мысли с жизнью Спасителя, Богородицы и святых»30.
Ребенок ничего нам не должен — вот, что надо помнить христианскому педагогу. Ни пребывание в храме, ни стояние на длинной службе, ни заучивание молитв нельзя вменять в обязанность.
Можно учить ребенка общению, учить смотреть, слушать, замечать, но с самого раннего детства мы представляем ребенку (как и Господь всем нам), право свободы духа. В чем оно может выражаться? В уважении к его чувствам и впечатлениям, в том, то мы хотим ему послужить, а не просто к чему-то приучить или наполнить полезными, как нам кажется, знаниями. С другой стороны, некоторые дети легко принимают церковный уклад, но выходя за ворота храма, словно в игре, легко принимает другие, противоположенные правила и обычаи. Вся храмовая набожность, остается исключительно в храме. Впрочем, очень часто такое случается и со взрослыми.
Лицемерие очень легко привить, и часто способствует этому несвоевременное призвание к высоким целям жизни, к «слишком» правильным образцам, которые не по возрасту человека. Душа хочет быть хорошей, как учат, но внутренних возможностей ещё нет, и она старательно «делает вид», то есть принимает этот внешний образ, который от неё требуют.
Например, кто-то, начитавшись житий святых, где пишут, что святые детьми не играли, но только ходили в храм, читали псалтырь и работали, считают, что так и надо воспитывать детей в христианстве...
Некоторые родители и педагоги допускают ошибку, желая побыстрее подготовить ребенка к пониманию богослужения, его начинают усиленно учить славянским тестам, упуская из вида, что живые чувства ребенка легче соединяются в нем с родным для него языком. Ребенка ставить в трудные для его сердца условия нельзя. Еще Господь говорил, что не надо взваливать бремена неудобоносимые («Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» — Мф. 23:4). Результат не может сказаться: сколько детей отвращены от молитвы только тем, что в раннем детстве их заставляли полностью выстаивать Литургию или читать и выучивать непонятные, по их словам, утреннее и вечернее правила на церковнославянском языке. Родители не должны соблазняться множеством высоких примеров из церковной истории. Нельзя
слишком жестко ориентировать детей на опыт святых подвижников. У каждого свои дары, свое призвание и служение Богу.
Выводы
Подводя итог, отметим, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Одним из наиболее важных условий формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные качества и особенности каждого ребёнка необходимо учитывать в данном контексте. Особенностью духовно — нравственного воспитания является то, что он длителен, а результаты его отсрочены во времени. Решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и постепенно усложняется, с учетом возрастных особенностей ребенка.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс постепенного обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом; процесс формирования отношения детей к ценностям добра и зла, и формирования на этой основе способности к нравственному выбору. Нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только с получением знаний о нравственных нормах, но прежде всего с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам.
Духовно-нравственное развитие — это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, людям, обществу, Отечеству, Богу.
Использованная литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: ЭКСМО, 2023. — 1296
2. Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Третьей Международной конференции «Гуманизм и духовность в образовании». — Нижний Новгород, 2005.
3. Туторов, Ю. А. Жизнь человека от детства до взрослости в свете православной психологии / Ю. А. Гуторов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С.122-123.
4. ДжибранХ. Пророк. — М., Азбука, 2022.
5. Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1992. Т. 3.
6. Екименкова В. М. Вера исцеляет сердца. — М.: «Ковчег», 2001.
7. Кирилл (Павлов), архим. Проповеди. — М., 1999.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
9. Козловский Ю. Ради завтрашней радости. — М., 1985.
10. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1994.
11. Медынский Т. А. Собр. соч. в 3-х тт., Т. 3. — М., 1981.
12. Немов Р. С. Психология образования. Кн. 2. / Р. С. Немов — М: Владос, 2014.
13. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. — М., 1994.
14. Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. URL: https:// pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/
15. СлестенинВ. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Слестенина. — 4-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2015.
16. Столяренко А. Д. Психология. — М., 2003.
17. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. — Изд.:, Владимирской епархии.
18. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. — М., i999.
19. Фаддей (Успенский), священномученик, архиепископ Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике. — Тверь: «Булат», 2003. С.50.
20. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. — М., 2005.
21. Христианское воспитание детей. Изд. Московской типографии. — М., 1905.
22. Якимова Н. А. Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/156948773.pdf
Sources and Literature
1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: EHKSMO, 2023. — 1296
2. Gumanizm i dukhovnoft v obrazovanii. Nauchnye trudy Tretej Mezhdunarodnoj konferencii «Gumanizm i dukhovnoft v obrazovanii». — Nizhnij Novgorod, 2005.
3. Gutorov, YU. A. Zhizn cheloveka ot detftva do vzroslofti v svete pravoslavnoj psikhologii / YU. A. Gutorov // Trudy Nizhegorodskoj Dukhovnoj seminarii. — 2023. — № 21. — S.122-123.
4. Dzhibran KH. Prorok. — M., Azbuka, 2022.
5. Dobrotolyubie. — Svyato-Troickaya Sergieva Lavra., 1992. T. 3.
6. Ekimenkova V. M. Vera iscelyaet serdca. — M.: «KovcheG», 2001.
7. KiriU (Pavlov), arkhim. Propovedi. — M., 1999.
8. Kozlova S. A., Kulikova T. A. Doshkolnaya pedagogika: Ucheb. posobie dlya ftud. sred. ped. ucheb. zavedenij. — 3-e izd., isprav. i dop. — M.: Izdatelskij centr «AkademiYA», 20i2.
9. Kozlovskij YU. Radi zavtrashnej radofti. — M., 1985.
10. Kulomzina S. S. Nasha Cerkov i nashi deti. — M., 1994.
11. Medynskij G. A. Sobr. soch. v 3-kh tt., T. 3. — M., 1981.
12. Nemov R. S. Psikhologiya obrazovaniya. Kn. 2. / R. S. Nemov-M: Vlados, 2014.
13. Nichiporov B. V. Vvedenie v khriftianskuyu psikhologiyu. — M., 1994.
14. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy raboty s detmi na prikhode. URL: https:// pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/
15. Sleftenin V. A. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya ftud. vyssh. ucheb. zavedenij / V. A. Slaftenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Pod red. V. A. Sleftenina. — 4-e izd., ftereotip. — M.: «AkademiYA», 2015.
16. Stolyarenko A.D. Psikhologiya. — M., 2003.
17. SurovaL. V. Pravoslavnaya shkola segodnya. — Izd.:, Vladimirskoj eparkhii.
18. Sukhomlinskij V. A. Problemy vospitaniya vseftoronne razvitoj lichnofti. — M., 1999.
19. Faddej (Uspenskij), svyashchennomuchenik, arkhiepiskop Tverskoj. Tvoreniya. Kniga II. Zapiski po didaktike. — Tver: «BulaT», 2003. S.50.
20. Feofan Zatvornik, svt. Put ko spaseniyu. — M., 2005.
21. Khriftianskoe vospitanie detej. Izd. Moskovskoj tipografii. — M., 1905.
22. Yakimova N. A. Dukhovno-nravftvennoe razvitie detej doshkolnogo vozrafta. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/156948773.pdf
Примечания и библиографические ссылки
1. Цит. по: Христианское воспитание детей. Изд. Московской типографии. — М., 1905. С.5.
2. Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1992. Т. 3. С.115.
3. Слестенин В. А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов;Под ред. В. А. Слестенина. — 4-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2015. — 576 с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.
5. Туторов, Ю.А. Жизнь человека от детства до взрослости в свете православной психологии / Ю. А. Гуторов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С.122-123.
6. Ср. Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. URL: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/
7. Якимова Н. А. Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/156948773.pdf
8. Немов Р. С. Психология образования. Кн. 2. / Р. С. Немов — М: Владос, 2014.
9. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1994. С. 25.
10. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. — М., 2005. С. 22.
11. Там же. С. 24.
12. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М., i994. С.22-23.
13. Цит. по: Козловский Ю. Ради завтрашней радости. — М., i985. С.70.
14. Там же. С.70.
15. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. — М., i999. С. 373.
16. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. — М., i994. СЛ56.
17. ДжибранХ. Пророк. — М., Азбука, 2022. С.37.
18. Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца. — М.: «Ковчег», 200i. С.8.
19. Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Третьей Международной конференции «Гуманизм и духовность в образовании». — Нижний Новгород, 2005. С. 9i.
20. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике. — Тверь: «Булат», 2003. С.50.
21. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М., i994. С.23.
22. Столяренко А. Д. Психология. — М., 2003. С. 290.
23. Кирилл (Павлов), архим. Проповеди. — М., i999. С. i03.
24. Столяренко А. Д. Психология. — М., 2003. С. 292.
25. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М., 1994. С. 37.
26. Туторов, Ю. А. Жизнь человека от детства до взрослости в свете православной психологии / Ю. А. Гуторов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С. 123-124.
27. Столяренко А. Д. Психология. — М., 2003. С. 300.
28. Туторов, Ю. А. Жизнь человека от детства до взрослости в свете православной психологии / Ю. А. Гуторов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С. 125.
29. Медынский Т. А. Собр. соч. в 3-х тт., Т. 3. — М., 1981. С. 11.
30. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. — Изд.:, Владимирской епархии. 2000. С. 59.