Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-8 ЛЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-8 ЛЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Е. И.

В статье раскрывается содержание инновационного проекта «Мы помним подвиг наших дедов», направленного на разработку и апробацию в дошкольном образовательном учреждении педагогических условий, направленных духовно-нравственное, патриотическое воспитание для детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION FOR ELDER PRESCHOOL AGE 5-8 YEARS: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

The article reveals the content of the innovative project "We Remember the Feat of Our Grandfathers", aimed at developing and testing in a preschool educational institution pedagogical conditions aimed at spiritual, moral, patriotic education for older preschool children.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-8 ЛЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 372.2:316.342.2

Олейник Е.И. старший воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №150 г. Ростов-на-Дону

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-8 ЛЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается содержание инновационного проекта «Мы помним подвиг наших дедов», направленного на разработку и апробацию в дошкольном образовательном учреждении педагогических условий, направленных духовно-нравственное, патриотическое воспитание для детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: инновационный проект, патриотическое воспитание, целевые ориентиры, приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре.

Oleinik E.I. methodist

Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 150 Rostov-on-Don

SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION FOR ELDER

PRESCHOOL AGE 5-8 YEARS: PROBLEMS AND WAYS OF

SOLUTION

Annotation: the article reveals the content of the innovative project "We Remember the Feat of Our Grandfathers", aimed at developing and testing in a preschool educational institution pedagogical conditions aimed at spiritual, moral, patriotic education for older preschool children.

Key words: innovative project, patriotic education, targets, familiarizing preschool children with history and culture.

На современном этапе духовного возрождения России одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования является воспитание гражданственности и

патриотизма (М.П. Брысин, Г.Н.Данилина, С.А. Козлова, Н.Г..Комратова, Л.А. Кондрыкинская, Н.И. Манкова и др.) [1;2;3;4;5;6;7].

В современном обществе, развернувшейся фальсификации истории Великой Отечественной войны наиболее уязвимыми оказалось старшее поколение-это ветераны войны: фронтовики и труженики тыла, дети военных и довоенных лет. К сожалению, в общественное сознание активно внедряются провокационные идеи: «о выигравших и проигравших в войне»; «о необходимости Победы такой ценой»; «о России как о стране исторических неудач» и т.п.

В результате такого «информационного давления» выросло целое поколение людей, которые имеют искаженное представление о Великой Отечественной Войне. Для решения обозначенной проблемы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад №150» был разработан инновационный проект «Мы помним подвиг наших дедов».

Цель проекта направлена на разработку и апробацию в дошкольном образовательном учреждении педагогических условий, реализующих духовно-нравственное, патриотическое воспитание для детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1.Расширить представления детей 5-8 лет о героическом прошлом родного города, Донского края, государственных праздниках, историческом наследии нашей страны.

2. Развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к событиям, героям Великой Отечественной войны (чувство гордости за свой народ, родной город, край, боевые заслуги народа-победителя, уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны, детям - героям войны и т.п.).

3. Воспитание у дошкольников потребности в духовном развитии, интереса к истории родного города; «созидательного» отношения к культурным ценностям, достопримечательностям родного края и страны в целом.

4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды культурно-историческими элементами, направленными на приобщение детей дошкольного возраста к ценностям истории и культуры родного города, Донского края.

5. Воспитание у дошкольников привязанности и любви к родным местам, к Родине, следование и умножение традиций народа (бережное отношение к обычаям родной страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение

обычаев и культуры других народов, стремление к сотрудничеству с ними).

б.Организация взаимодействия с семьей дошкольного образовательного учреждения в процессе духовно -нравственного, патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста.

На основании требований ФГОС ДО в проекте были определены следующие целевые ориентиры освоения содержания проекта: дошкольник использует культурные способы деятельности в процессе изучения исторического наследия страны; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе организации бесед-диалогов о подвиге защитников Родины; демонстрирует достаточно хорошее владение устной речью; обладает начальными знаниями о социальном мире, имеет определенные представления о Великой Отечественной войне, знает и узнает на фотографиях героев войны; называет город, в котором он живет; значимые события, памятные места Ростова-на-Дону; знаком с произведениями детской литературы, посвященных героическому прошлому нашей страны, песнями военных лет, обладает элементарными представлениями из области истории нашей страны.

Участниками инновационного проекта «Мы помним подвиг наших дедов» выступают: дошкольники в возрасте 5-8 лет, педагоги, родители (законные представители), социальными партнерами - областной музей краеведения г. Ростова-на-Дону, музей Национальной гвардии в/ч 7405, музей «Антифашист» Гимназии № 52 им. А.А. Печерского, детская библиотека им. А.П. Гайдара, приход Георгиевского храма г. Ростова-на-Дону, Ростовская областная филармония, Детская школа искусств им. А.П. Артамонова, МКУ Ростовская -на -Дону городская централизованная библиотечная система.

При выстраивании содержания проекта, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре своего народа, осуществлялась опора на следующие принципы:

- принцип историзма реализуется с опорой на сохранение временного порядка описываемых событий и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни), с этой целью в дошкольной образовательной организации был организован мини-музей, в котором представлен наглядный и демонстрационный материал о родном городе, крае, святых для жителей Донского края местах (сведения о военном прошлом, современном культурном облике родного края и т.п.).

-принцип гуманизации основывается на умении педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноправного партнера, учесть его точку зрения, чувства, эмоции, предполагает направленность на общечеловеческие ценности: любовь к семье, родному краю, Родине, подвигу прадедов в Великую Отечественную войну.

-принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей к восприятию информации об истории и культуре родного города, края, страны

- принцип непрерывности основан на соблюдении преемственности между содержанием дошкольного и начального образования.

- принцип научной обоснованности к представлению информации об истории и культуре родного города, края, страны.

- принцип дифференциации, включает создание оптимальных условий для самореализации каждого дошкольника в процессе приобщение детей к историческим, культурным традициям народа с учётом возрастных особенностей, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип интегративности предполагает взаимодействие дошкольной образовательной организации с различными социальными институтами (выставочные галереи, театры, библиотеки и т.п.), семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре родного города, края, страны.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Новизна инновационного проекта ««Мы помним подвиг наших дедов» заключается в том, что

- содержание раскрывает перед дошкольниками ценности истории, культуры родного города и края, страны т.п.;

- проект ориентирован на проникновение в духовные пласты личности ребенка дошкольного возраста, в его эмоционально -эстетические и социально-нравственные сферы;

-содержание предусматривает знакомство дошкольников на основе деятельностного подхода с героическом прошлом родного города, Донского края, государственных праздниках, историческом наследии нашей страны.

На основе исследования В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева «Основные ступени развития субъектности человека» [8] в дошкольном образовании были сформулированы основные условия реализации проекта:

• использование в образовательном процессе детского сада технологий музейной педагогики, дающей ребенку возможность наладить диалог с культурным наследием прошлого и настоящего;

• применение в процессе приобщения детей к истории, культуре, природе родного города и края деятельностного подхода (парад дошкольных войск, изготовление открыток ветерану, творческие и дидактические игры, проведение прогулок, экскурсий, деятельность по

благоустройству территории детского сада, улиц города, привлечение детей к участию в городских праздника (День города, День Победы и т.п.);

• осознанный отбор технологий ознакомления детей с родным городом, краем, прежде всего повышающих познавательную и эмоциональную активность дошкольников (игровые, коммуникативные, информационные, проектные и т.п.)

• оборудование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию личности ребенка-дошкольника на основе ценностей истории и культуры родного города, края с опорой на краеведческий материал (мини-музей, альбомы памяти, древо семьи, календарь исторических событий и др.).

Таким образом, инновационный проект «Мы помним подвиг наших дедов» послужил объединению, сплочению всех его участников вокруг одной цели - сохранить память, опыт, героического прошлого наших соотечественников, что играет огромную роль в формировании патриотизма, гражданственности. Воспитание патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно- мобилизационного ресурса общества, основанного на опыте Великой Победы, освоение которого способно дать каждому городу, региону мощный стимул повышения, социальной, производительной, творческой активности населения, его способности продуцировать формы поведения, ориентированные на славные боевые и трудовые традиции защитников Родины.

Использованные источники:

1.Брысин М.П. Проведение занятий по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. М.: Изд-во Просвещение, 2001. - 170 с.

2. Данилина Г.Н. Дошкольнику - о культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 гг.». - М.: АРКТИ, 2003. - 184 с.

3.Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М., Линка-Пресс, 2003, с.5-22.

4. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 130 с.

5.Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

6. Манкова Н.И. Маленький горожанин. - Ростов-на-Дону, 2010 - с.23.

7.Платохина Н.А., Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. //Я узнаю о Великой Отечественной войне //Практикум по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников и младших школьников / Владикавказ, 2015 - 136с.

8.Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека //Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической

антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. -М.: Школьная Пресса, 2000, с.212-385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.