Научная статья на тему '«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В РАБОТЕ И.А. ИЛЬИНА»'

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В РАБОТЕ И.А. ИЛЬИНА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕМИКА / НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / НЕПРОТИВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заславский Ярослав Максимович, Свиридова Елена Анатольевна

Автор вскрывает неодназначность толкования позиции И.А.Ильина, но в то же время подчеркивает актуальность проблемы сопротивления злу для христианина. В статье анализируется полемика, касающаяся воззрений И.А.Ильина на рассматриваемую проблему, также как и его критика теории непротивления Л.Н.Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL AND MORAL PROBLEM OF RESISTANCE TO EVIL BY FORCE IN I.A. ILYIN' WORK

The author reveals the ambiguity of interpretations of Ilyin's position concerning the problem of resistance to evil by force and defines this problem as relevant to Christians. The article analyzes the essence of controversy with respect to the given problem, as well as Ilyin's criticism of the idea of passive resistance by Leo Tolstoy.

Текст научной работы на тему ««ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В РАБОТЕ И.А. ИЛЬИНА»»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В РАБОТЕ И.А. ИЛЬИНА

Заславский Ярослав Максимович,

студент Омской духовной семинарии

Свиридова Елена Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. Автор вскрывает неодназначность толкования позиции И.А.Ильина, но в то же время подчеркивает актуальность проблемы сопротивления злу для христианина. В статье анализируется полемика, касающаяся воззрений И.А.Ильина на рассматриваемую проблему, также как и его критика теории непротивления Л.Н.Толстого.

Ключевые слова: полемика, нравственный кризис, непротивление, воспитание личности.

THE SPIRITUAL AND MORAL PROBLEM OF RESISTANCE TO EVIL BY FORCE IN I.A. ILYIN'WORK

Zaslavsky Yaroslav Maksimovich,

student of the Omsk Theological Seminary

Sviridova Elena Anatolievna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Lecturer at the Omsk Theological Seminary

Abstract. : The author reveals the ambiguity of interpretations of Ilyin's position concerning the problem of resistance to evil by force and defines this problem as relevant to Christians. The article analyzes the essence of controversy with respect to the given problem, as well as Ilyin's criticism of the idea of passive resistance by Leo Tolstoy.

Keywords: polemics, moral crisis, non-resistance, personality education.

Новейшее время отмечено острым и глобальным противостоянием добра и зла, что свидетельствует о глубоком нравственном кризисе человечества. И это неизбежно обращает нас к духовным истокам противостояния этих вечных категорий, к необходимости преодоления Зла и сопротивления ему. Выбор средств в борьбе со злом всегда был одним из центральных вопросов жизни человеческого сообщества, которые стояли и стоят перед человеком уже много веков, и для мира, стоящего на пороге глобальной катастрофы, он становится краеугольным. Борьба со злом требует немалых волевых усилий человека, что переводит проблему сопротивления злу в сферу духовно-душевного мира. Именно в духовной сфере можно найти силу, способную преодолеть человеческую агрессию. [8; с. 1]. Поэтому обращение к наследию отечественных богословов и философов в поисках ответа на эти вопросы представляется нам актуальным и необходимым.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Заславский Ярослав Максимович, Свиридова Елена Анатольевна

«Духовно-нравственная проблема сопротивления злу силой в работе И.А. Ильина»

Одним из них является Ильин Иван Александрович (1883-1954), философ, правовед, писатель и публицист, который наряду с Николаем Бердяевым и Львом Шестовым стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века. Получив юридическое образование в Московском университете, а затем в Германии и Франции, он занимал должность профессора правоведения в Московском университете, преподавал в ряде учебных заведений. Ильин был яростным противником советской власти - критика большевизма ярко прослеживается в его университетских лекциях, публичных выступлениях в научных обществах, и брошюрах, что служило поводом для неоднократных арестов в 1918-1922 годах [8]. После высылки «философским пароходом» в Германию И.А. Ильин активно участвовал в политической жизни зарубежья, он был одним из идеологов белого движения и издавал журнал «Русский колокол» [2]. Именно в это время он написал свою известную работу «О сопротивлении злу силой», неоднозначные положения которой вызвали «шумную и озлобленную полемику» (см. Сироткин Юрий Львович, Духовно-нравственный аспект полемики вокруг книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925) в русском зарубежье второй половины 20-х годов XX века).

В ней И.А.Ильин ставит острые вопросы о причинах поразившего Россию прежде всего духовного кризиса и путях выхода из него. Рассматривая их, он задаётся основополагающим вопросом: «...может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом? Может ли человек, религиозно приемлющий Бога, Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силой?» [3]. Особую сложность ему (этому вопросу) придают внутренние противоречия: с одной стороны - утверждение высших нравственных ценностей в исполнении заповедей любви и добра в жизни человека, и с другой, одновременным неустранимым присутствием в ней сил зла и насилия.

Ильин разворачивает последовательную критику концепции Льва Николаевича Толстого, учение которого строилось на неприятии категории насилия (то есть запрещении использования силовых методов в организации жизни людей, будь то государственное принуждение или любые житейские обстоятельства). По мысли философа, учение Толстого, вышедшее из соблазнительного и якобы единственно верного истолкования заповедей Христа, внушило людям, что «гуманная жалостливость и есть любовь» [там же], а сопротивление злодею силою ни что иное как «преступное и озлобленное богопротивное насилие». Здесь философ видит очевидную подмену ценностей: бегство от благочестивой борьбы, по сути, дезертирство [5], становится проявлением святости. Этой подменой Ильин усматривает в пропаганде непротивленчества содействие толстовства подрыву волевых начал (в том числе и государственных) русского общества, идейному и сознательному их обезоруживанию перед лицом террористических и нигилистических течений.

Такое решение проблемы насилия (путём бегства от него) автор считает неприемлемым: но видит решение в допустимости насилия в определённых обстоятельствах, когда исчерпаны все другие средства (при этом насилие не оправдывается, не освящается и не становится добродетелью. Толстовское непротивление злу И.А. Ильин видел как «нравственный эгоцентризм». В нем (в непротивлении) ради любви к ближнему человек будет способен только на меньшую жертву - своей жизнью, но не на большую - своей праведностью.

№ 1 (12), 2022

Ильин смотрит на проблему применения насилия с точки зрения нравственного долга и выбора личности и не навязывает обязательного активного сопротивления злу при встрече личности с ним в своей жизни. Вообще для нравственного здоровья человека лучше противостоять злу любовью, но не нужно накладывать на совесть оковы сущностного запрета на использование силы, как это делает Толстой.

Вот что писал по этому поводу русский мыслитель Семен Людвигович Франк в своей книге «Смысл жизни» [5]: «Чем меньше личной вражды в душе того, кто сопротивляется, и чем больше он внутренне простил своих личных врагов, тем более духовно достойной будет эта борьба, со всей ее необходимой суровостью». Казалось бы, в словах Христа «не мир пришел Я принести, но меч» [7, Мф. 10:34-36], можно увидеть некое противоречие заповедям любви Нагорной проповеди. Однако заповеди любви можно понимать не как закон, но как указание на необходимость достижения совершенного состояния души, тогда внутренне непрощающее милосердие становится совместимо с внешним применением силы, препятствующим совершению зла.

В основу преодоления проблемы применения зла Ильин полагает принципиальное различие между собственно насилием и принуждением, т.е предлагает не всякое применение силы считать насилием [4; с. 3] Насилию сопутствуют произвол, безрассудство, корысть, следовательно, она противодуховна [4]. Принуждение по Ильину носит скорее воспитательный благодетельный характер. Как следует различать насилие и принуждение, так следует различать грех от неправедности. Насилие -есть путь неправедный, но не следует утверждать, что идущий путем временной неправедности идет ко греху. И.А. Ильин отмечает, что именно в невозможности идеального разрешения жизненных ситуаций и состоит трагедия жизни, но мужественным применением (но в то же время и преодолением) неправедности, этаким компромиссом, стяжается любовь, поскольку эта неправедность не ищет выгоды, а принимает личную моральную ответственность за последствия своих действий. «По-нудитель неправеден, но прав» [3].

Раскрывая пути личности в выборе линии поведения при встрече с проявлениями зла, И.А. Ильин приходит к выводу, что на путь истинной нравственности может вступить только духовно и морально здоровая личность. То есть проблема противления злу силой сама собой разрешится, если ответить на более глубокий вопрос формирования и воспитания такой личности.

Работа И.А. Ильина, как уже отмечалось, вызвала большой резонанс и волны критики основных положений его философии сопротивления. Особую тональность эта критика приобрела в откликах известного русского философа, педагога и богослова В.В. Зеньковского (1881-1962). Он взглянул на проблему сопротивления злу с православно-религиозной стороны. Отмечая, что религиозная культура предполагает преображение жизни, В.В. Зеньковский говорит о внутренней разорванности современной культуры и подлинной религиозности, и обвиняет И.А. Ильина в склонности принимать настоящую временность и ограниченность за вечное и универсальное [8, с. 6]. Также, В.В. Зеньковский уточняет, что истоки подлинной любви имеют свое начало не в делах разума человеческого, а в озарении сердца [там же] «...ибо от избытка сердца говорят уста» [7, Мф. 12:34]. Православие связывает человека «с миром духовной жизни, высшее цветение которой оно видит в любви» [8, с. 6]. Таким образом, восприятие жизни через призму любви является для христианина фундаментом

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Заславский Ярослав Максимович, Свиридова Елена Анатольевна

«Духовно-нравственная проблема сопротивления злу силой в работе И.А. Ильина»

мировоззрения, что придает по мысли В.В. Зеньковского кощунственный характер высказываниям о допустимости «православного меча», оправдания неправедности и принуждения.

Иную точку зрения можно встретить в оценке митрополита Антония (Храповицкого), который называет работу «О сопротивлении злу силой» «весьма глубокомысленной и интересной» [9, с. 368], а критиков философии сопротивления упрекает в предвзятости и «полуграмотности». Он отмечает, что правду Ильина нужно искать не в оправдании насилия, а в умении применять во взаимодействии со злом пути наименьшей неправедности. Митрополит Антоний пишет, что И.А. Ильин: «.глубоко понимает христианское учение о степенях совершенства и смотрит правде в глаза.» [9, с. 372]. Следовательно, более оправданно смотреть на беззаконие войны не как на личный грех индивидуума, но как на грех общий.

Разрабатывая проблему допустимости сопротивления злу силой, И.А. Ильин сделал значительный вклад в развитие русской мысли XX в. Призывая человека к средоточию на пути Богоискания, И.А. Ильин акцентирует способы восхождения к состоянию одухотворённой любви как центрального Богоподобного человеческого чувства. Преображение человека, как и «.преображение зла только и может быть осуществлено той силой, в искажении которой зло как раз и состоит: только сама духовно-зрячая любовь может взять на себя эту задачу и победно разрешить ее до конца» [3]. Подкрепить такой взгляд можно словами святого Паисия Святогорца: «... толкающий ближнего на зло даст за это ответ Богу. Но даст ответ и тот, кто в это время находился рядом: ведь и он видел, как кто-то делал зло своему ближнему и не противодействовал этому» [10; с. 3]. Таким образом, разрешение проблемы зла является лишь одной из частных проблем общей проблемы человеческого преображения и обретения им подлинного религиозного опыта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов Ю.Н., Ильин И.А. // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/philosophy/text/2005295 (дата обращения: 10.12.2021).

2. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т.2, Ч.2.

3. Ильин И.А. «О сопротивлении злу силою» // [Электронный ресурс]: https:// azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/ (дата обращения: 10.12.2021).

4. Кошелев Ю.А. Проблема сопротивления злу силой в нравственной философии И. А. Ильина // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-soprotivleniya-zlu-siloy-v-nravstvennoy-filosofii-i-a-ilina (дата обращения: 10.12.2021).

5. С.Л. Франк «Смысл жизни» // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/ Semen_Frank/smysl-zhizni (дата обращения: 10.12.2021).

6. Макаров И.В. Проблема нравственного оправдания в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» // Манускрипт. 2021. - № 12. - С. 2655-2661. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennogo-opravdaniya-v-rabote-i-a-ilina-o-soprotivlenii-zlu-siloyu (дата обращения: 10.12.2021).

7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. // Православ-

№ 1 (12), 2022

ная энциклопедия - «Азбука веры»: URL: https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 10.12.2021).

8. Сироткин Ю.Л. Духовно-нравственный аспект полемики вокруг книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925) в русском зарубежье второй половины 20-х годов XX века // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennyy-aspekt-polemiki-vokrug-knigi-i-a-ilina-o-soprotivlenii-zlu-siloyu-berlin-1925-v-russkom-zarubezhie-vtoroy-poloviny-20-h (дата обращения: 10.12.2021).

9. Ильин И.А. Собр. Соч.: в 10 т. Т. 5. М..: Русская книга, 1995. - 608 с.

10. Старец Паисий Святогорец, Слова. Том II // [Электронный ресурс] URL: https://vse-knigi.com/books/religija-i-duhovnost/religija/page-3-266204-starec-paisii-svyatogorec-slova-tom-ii-duhovnoe.html (дата обращения: 10.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.