Научная статья на тему 'Духовно-нравственная основа современной России'

Духовно-нравственная основа современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гузенко С. С.

В статье рассматриваются главные духовно-нравственные основы нашего государства, которые берут свое начало с формирования славянского мифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственная основа современной России»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Гузенко С.С.

Русско-татарская школа № 57, г. Казань

В статье рассматриваются главные духовно-нравственные основы нашего государства, которые берут свое начало с формирования славянского мифа.

Изучая историю нашего государства, нам приходиться постоянно сталкиваться с таким явлениями, как духовность и морально-нравственная сфера человека, которые формируют его нравственный облик, определяют направление культурного развития общества и государственного устройства.

Энциклопедия Википедии под духовностью понимает совокупность проявлений духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных в религиозных учениях и практиках (религия), а также в художественных образах искусства.

Духовную сферу составляют миф, религия, культура, искусство и наука [8, с. 10].

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы [8, с. 82].

Этические нормы исходят от религии.

По мнению Д.Л. Андреева, «во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два рода различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые (право), эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений» [2, с. 223].

Религия - (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основаны на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [11].

Различают следующие разновидности религий:

1. Духовное мировоззрение - естественная религия;

2. Астральная религия - мифология, как составная часть естественной религии [12, с. 32, 392-393].

Со временем астральная религия трансформировалась в астрологию, отделив от себя мифологию, как культурно-исторический феномен человечества.

Религия имеет свои корни в мифе - сказании, воспроизводящем в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов» и т.д. [4].

Историческую основу нашего государства составляет славянская мифология, представляющая собой совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс. н.э.) [9, с. 450-453].

Некоторые авторы полагают, что славянский миф вобрал в себя христианский миф [2, с. 143-145].

Существуют следующие мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые выступают главным мерилом духовности, нравственности и Добра.

Духовное развитие Киевской Руси связывают с Крещением в конце X века князем Владимиром Святославичем и установления государственной религии христианства - православия. В «Повести временных лет» об этом событии указывается так: «Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым».

Крещение Руси способствовало развитию зодчества, живописи, письменности и разнообразного народного фольклора.

Христианство принесло славянам основные заповеди Бога (Десять Божественных заповедей), которые стали основой духовной и нравственной жизни каждого человека.

Десять Божественных заповедей имеют следующее содержание:

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего чужого.

Интеллектуально-духовные идеалы современного общества

15

Десять Божественных заповедей вошли в государственные законы Древней Руси: «Русская правда», «Стоглав», «Соборное уложение» и «Судебник».

С развитием Российского государства Божьи заповеди всегда составляли и составляют основу действующих законов.

В современном понимании Божьи заповеди - это «золотое правило нравственности» [3].

Базисными духовно-нравственными ценностями Святой Руси были любовь, вера в Бога, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность, которые также составляют основу нашей страны.

До Крещения Древней Руси духовно-нравственную основу жизни славян составляло наследие Русских Вед, в которых были изложены Законы Бога Всевышнего или Законы Сварога [1, с. 220-230]. Эти Законы можно назвать праславянской религией, которая дошла и до наших дней (проводы весны, масленица, святки и пр.).

Законы Сварога содержат морально-нравственные нормы, которым должны были следовать наши предки при общении с Богом, друг с другом и окружающей природой.

Православие стало дополнять праславянскую религию, органично дополняя друг друга.

Современная юридическая наука дополнила религиозные учения новым смыслом, открыв «духовно-нравственные права и свободы человека», придав правовую природу духовно -нравственным ценностям [5]. Например, для российского общества новыми стали правовые понятия «право человека на любовь», «духовное пространство», «духовное творчество» и др.

Анализируя сказанное, мы для себя определили, что к главным духовно-нравственным основам современной России следует отнести следующие явления:

1. славянский миф (христианский миф);

2. религия;

3. четвёртое и пятое поколения прав человека (Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека).

Последняя группа требует к себе особого внимания, так как она по-новому и с позиции современной юриспруденции рассматривает духовную сферу человека.

Список литературы:

1. Асов А.И. Русские веды. Песни Птицы Гамаюн. Изборник «Книги Коляды». - М.: Амрита, 2011. - 256 с.

2. Андреев Д.Л. Роза Мира. - М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К°», 1993. - 304 с.

3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: Мол. гвардия, 1982. - 208 с.

4. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардари-ки, 2004. - 1074 с.

5. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С.И. Ивентьев. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - 357 с.

6. Кацва Л. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.

7. Киселев А.Ф. История России с древнейших времен до XVI: 6 класс. -М.: Дрофа, 2008. - 256 с.

8. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слов-РС», 2006. - 152 с.

9. Мифы народов Мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. К-Я / Гл. ред. С.А. То -карев. - М.: Рос. энциклопедия, 1994. - 719 с.

10. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник 6 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 271 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 сл., терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов: под ред. проф. Л.И. Сквор-цова. - 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. - 736 с.

12. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. -570 с.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЛЮБОВЬ

© Ивентьев С.И.*

ООО «Ника», г. Казань

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, было провозглашено право человека на Любовь. В статье приводятся результаты опросов «Что такое любовь?», которые проясняют, что мы имеем в виду под этим правом.

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [1, с. 47-49; 7; 8].

* Юрисконсульт, советник Российской Академии Естествознания,член Европейской Академии Естествознания и Российского Философского Общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.