Научная статья на тему 'ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ НА СОЦИУМ'

ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ НА СОЦИУМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ НА СОЦИУМ»

ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ НА СОЦИУМ

Озодбек Пайзиллаевич Хамуталиев

Преподаватель кафедры источниковедения и герменевтики суфизма, Ташкентского государственного университета Востоковедения

khaizeer5995@gmail.com

Сегодня в мире усиливаются различные политические, экономические разногласия, люди отходят от правильного суждения, морали, проявляя нетерпимость по отношению к другим нациям и расам.

Из древне ученые, правители, богословы пытались добиться мира во всем мире. Поскольку различные группы индивидов с нарушенной моралью на пути достижения наживы или своих целей использовали религиозные писания, трактаты полководцев, наставления ученых, искажая их. Итоги их действий приводили к негативным последствиям, которые привели к ухудшению всех сфер общественной жизни.

Обретение независимости, восстановление истории и национальных традиций нашего государства, осознание народом своего места в мировом сообществе стимулирует развитие сознания нашего народа.

В годы независимости в Узбекистане проводятся широкомасштабные реформы в области дальнейшего развития жизни общества. В частности Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах служит основой реформирования во всех сферах жизни общества.

В рамках пятого направления Стратегии, которое называется «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики» предусматривает государственную политику в религиозной сфере.

Выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: «Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть Ислама. ... Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием».

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

Религия охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания.

Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи.

Верующие общаются между собой в момент религиозных ритуалов, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности.

Как известно, религия есть неотделимая часть общества, поскольку она имеет несколько функции которые действуют на жизнь социума.

Интегративная функция религии, ее можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью.

Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил теоретик Э.Дюркгейм. Именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участия в религиозных культах.

Регулятивная функция религии подразумевает что, каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых обязаны придерживаться все верующие той или иной религии.

Следует отметить, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных частей жизни и таким образом регулирует поведение индивидов и в целом этого можно достичь через воспитание.

Воспитательная функция религии состоит в том что, религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Это ярко проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от вредных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, под влиянием веры преображаются в добропорядочных.

Религия способствуют объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств тем что в религии уделяется особое место толерантности.

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

Толерантность лучше всего воспитывать в семье. Воспитания в семье во многом зависит от того, насколько она осознает себя частью общества, гражданской ячейкой, участвующей в активном обновлении жизни.

Необходимо, чтобы семья, в ее своеобразии и разнообразии, поднималась до высоких общественных идеалов, интересов и требований в гражданском, правовом, нравственном, эстетическом толерантном отношениях.

Семья - социальная подсистема, отражающая в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Эта основная питательная и воспитательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Ребенок вырастает человеком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой и правильными религиозными познаниями в обществе.

Изучая просветительский ислам можно определить призыв к познанию и толерантные аспекты этой религии. В исламе объясняется, что «Обретение знаний - обязанность мусульманина и мусульманки».

Касательно толерантности, веротерпимости и дружественного отношения с соседями (если даже они люди другой веры и нации), в Коране говорится:

- О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах -Знающий, Ведающий. (Коран: 49: 13).

- Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Коран: 18: 29).

- «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов». (Коран: 4: 36).

В исламе запрещается проливать кровь и посягать на жизнь. Не важно, какая раса у человека, взрослый или ребенок, национальность, возраст и внешние данные не имеют никакого значения, все люди перед Богом равны. «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости,

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание». (Коран: 16: 90).

Касательно террористических актов и суицида в Коране говорится:

«Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко». (Коран: 4: 29-30).

Призывается ценить любую форму жизни, запрещено убивать не только людей, но и насекомых, птиц и животных.

«Не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». (Коран: 2: 190).

В религии ислам существует правило: отказа от всего вредного и опасного для человека. Употребляем наркотиков, алкоголя, курение, ведь здоровье считается даром Бога. Запрещается причинять вред себе и окружающим людям.

Призыв к мирному сосуществованию с представителями иных религиозных конфессий, не приемлемо поднимать руку на христиан или иудеев только за то, что они исповедуют свою веру. Любая конфликтная ситуация, споры должны решаться путем цивилизованного, разумного диалога:

«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом». (Коран: 4: 29-46).

С тафсиров или хадисов можно понять смысл аятов, направленный на созидание. Просветительскую сторону ислама, призыв к миролюбию, уважения людей между собой, праведность и терпеливость.

В целом, межнациональное согласие и религиозная толерантность являются основой стабильности и развития общества. Они являются фундаментом для развития духовно - просветительского мышления наших граждан. Поэтому в годы независимости эти вопросы находились в центре внимания государственной политики.

Все последние преобразования в области просвещения и религиозной толерантности в стране служат развитию общественного сознания, росту жизни, морали, межкультурной гармонии, уважения, чистоты отношений между различными группами индивидов с разным происхождением и в конечном итоге повышению патриотизма у граждан нашей страны.

Необходимо, чтобы каждая семья, в ее своеобразии и разнообразии, поднималась до высоких общественных идеалов, интересов и требований в гражданском, правовом,

May 21

https://ares.uz/ Republican Scientific and Practical Conference

128

нравственном, эстетическом толерантном отношениях через воспитания молодежи в духе толерантного мышления, что бы семья во многом чувствовала себя частью общества, гражданской ячейкой, участвующей в активном обновлении жизни.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по далнейшему развитию Республики Узбекистан». 7 февраля 2017 г.

2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Газета «Народное слово». 20 сентября 2017 г.

3. Коран: Перевод смислов и комментарии КулийевЭ.Р. (2004)- Москва. Издательский дом Умма, 2004.

4. Беюсов М. Проповед: Ислам против террора и насилия (27 февраля 2013).

5. Рол религии в жизни обшества в целом и каждого человека в частности. [The role of religion in the life of society in general and each person in particular] (In Russ.) (accessed 17.01.2019).

■_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.