Научная статья на тему 'Духовно-культурный феномен современного права'

Духовно-культурный феномен современного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / LAW / CULTURE / SPIRITUALITY / MORAL VALUES / MORAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрович Зоряна Зеноновна

Статья посвящена рассмотрению и изучению природы духовно-культурного феномена современного права, а также проанализировано, каким образом правовая культура влияет на духовную сферу жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрович Зоряна Зеноновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual-cultural phenomenon of the modern law

Article is devoted to consideration and study of the nature of spiritual-cultural phenomenon of the modern law and analyzed how the legal culture affects the spiritual sphere of the life of society.

Текст научной работы на тему «Духовно-культурный феномен современного права»

УДК 3 40.12

З. З. Петрович Духовно-культурный феномен современного права

Статья посвящена рассмотрению и изучению природы духовно-культурного феномена современного права, а также проанализировано, каким образом правовая культура влияет на духовную сферу жизни общества.

Ключевые слова: право, культура, духовность, моральные ценности, нравственные критерии.

Z . Z . Petrovich Spiritual-cultural phenomenon of the modern law

Article is devoted to consideration and study of the nature of spiritual-cultural phenomenon of the modern law and analyzed how the legal culture affects the spiritual sphere of the life of society.

Keywords: law, culture, spirituality, moral values, moral criteria.

Постановка проблемы

'ля Украины важным является развитие права как фактора культуры, как той составляющей, которая в значительной степени определяет лицо мероприятия, и на основе которой сохраняется, развивается и пролонгируется во времени система ценностей заложенных еще в Античности, в первую очередь речь идет о ценности человеческой личности и ее свободы.

Как в праве, так и в культуре проявляется дух нации, сущность человека как создателя социума. Право, его культурология и духовность, несомненно, является одним из самых труднодоступных объектов познания. Поэтому для его комплексного исследования необходимо использовать инструментарий существующих философских дисциплин — онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии.

Одной из важнейших проблем философии права является исследование проблем формирования права как духовно-культурного феномена. Состояние исследования проблемы В разные времена этой проблеме уделяли значительное внимание такие ученые, как С. Алексеев, В. Бачинин, А. Гусейнов, И. Дмитриенко, В. Копейчиков, Е. Назаренко, П. Недбайло, Ю. Оборотов, Н.Онищенко, В. Нерсесянц, В. Соловьев, С. Сливка, О.Тихомиров, и другие. Цель исследования Несмотря на публикации этих и многих других ученых, изучение духовно-культурного феномена права остается актуальным, поскольку не достаточно определены вопросы, феноме-

нологии и закономерности развития культуры, справедливость права, духовность права, а также различия между его духовной и нравственной основой.

Изложение основных положений исследования

Право следует рассматривать как культурное, духовное достояние цивилизации. Учитывая современную ситуацию и тенденции, которые можно фиксировать, в правовом поле недопустимо игнорирование тенденций, ментальности тех или иных народов, навязывание юридических норм. Любой закон может эффективно функционировать тогда, когда он легитимный, то есть, признан народом. Сам же процесс легитимации предполагает «вписывание» закона в национальную культуру [1, с.342].

Истинная культура создается собственными усилиями, системой жизненных символов субъекта, реализуется в средствах и результатах его деятельности. Поэтому ни одно лицо, ни одна община не лишены полностью культуры, ведь каждый творит свое, хотя иногда и противоречивое обществу (законодательству), что порождает определенные последствия.

Культура, будучи продуктом сознательной деятельности человека, существует на основе ценностей. Если бы человек не обладал ценностным сознанием, то не было бы никакой культуры — ни материальной, ни духовной, ни правовой. Человек творит ее сознательно, согласно своим материальным и духовным потребностям. В создании культуры одинаково участвуют как ценность, так и цель. Человек ставит своей целью создание феноменов куль-

туры, потому что они представляют для нее ценность материальную, духовную или правовую (соответственно этому создается соответствующая культура).

Культурное и духовное развитие того или иного народа не всегда сопровождается формированием правовой культуры, которая предполагает осмысление тех государственно-правовых проблем, стоящих перед политическими институтами для развития государства. Правовая культура вызревает на основе общей культуры и духовности. Сложность формирования правовой культуры в Украине следует уже из ее истории. Е. Маланюк отмечает, что «когда думаешь о нашей культуре, прежде всего, вспоминаешь, как бурно политическая история по ней проходила. И как история периодически пересекала протяженность нашей культуры, как исключала ее непрерывное развитие» [2, с.9].

Для того чтобы воспитать у человека культурность, заложить духовность, недостаточно только одной устной передачи культурной информации, знаний от воспитателя к воспитаннику, от учителя к ученику. Для такого воспитания нужно непременные условия.

Во-первых, необходимо, чтобы высокие нормы культуры функционировали в повседневной жизни человека, в его ближайшем окружении: семейном, соседском, предметном. Только тогда эти культурные нормы смогут стать фактором образа жизни, естественной потребности человека. Начиная с главного — языка повседневной жизни, происходит процесс передачи культурных норм и навыков, формируется социальное подсознание (менталитет) человека, закладываются основы его культурности.

Во-вторых, необходим личный опыт и своя сфера деятельности, самовыражения, чтобы полученные человеком культурные знания стали его убеждениями, а культурные нормы стали нормами его жизни. Духовный потенциал человека может быть вовлечен им в сферу своей жизнедеятельности при условии, что он осознает самостоятельную ценность своей личности и видит объективную необходимость своей творческой деятельности.

Право не является «принадлежностью» государства, оно существует не в социальном вакууме, а в системе меняющегося общества, «вырывается» за шаблонные рамки писаного права, рефлектирует до индустриального и группового самосознания, а также до повседневного и философского понимания права.

Высокий уровень правовой культуры и духовности человека является показателем высокой общественной активности, а также свидетельством качественно нового уровня правосознания граждан страны. Поскольку уровень правовой культуры на разных этапах развития общества является различным, можно утверждать, что развитие правовой культуры

является процессом перманентным, когда каждое следующее поколение пытается его усовершенствовать. [3, с.42].

Правовая культура — это историческая мера усвоения и использования накопленных правовых ценностей. Она является частью культуры каждого государственно-творимого общества. Если в обществе высокая степень правовой культуры, то в нем такие социальные институты, как государство и право, имеют высокую ценность. В культурном, духовно развитом, цивилизованном обществе уровень правовой культуры не может быть низким.

Может сложиться представление, что правовая культура является статическим элементом общего общественного развития. Однако это не так, — она находится в постоянной динамике, как и все средства жизнедеятельности общества.

Процесс становления правовой культуры характеризуется формированием определенных ценностей, они сложились во временно-пространственной правовой действительности социума. Преемственность правовой культуры не является простым заимствованием юридического опыта, а предполагает критическое отношение осознанного действия к человеку, миру, обществу и правоотношениям. Это означает то, что правовая культура не может существовать без постоянного обновления. Она способна стать настоящим интегратором социума, инструментом консолидации общества по обеспечению общественного порядка.

Правовая культура, как составляющая часть культуры сообщества играет решающую роль в процессе формирования и развития национальных правовых систем. Правовая культура это историческая мера усвоения и использования накопленных правовых ценностей, это определенный уровень воспитания и мера общества в сфере государственно-правовых отношений. Она включает высокий уровень развития законодательства, правосознания населения, правомерное поведение и деятельность государственных органов, общественных организаций, а также граждан.

Особо существенное влияние на развитие правовой культуры оказывает духовная сфера общества, которая является важным определителем функционирования правовых ценностей. Доказано, что исключительно большое значение в духовной жизни общества как фактора развития правовой культуры имеет система мировоззренческих ценностных ориентаций.

Культурные нормы формируют правовые нормы. Так, позитивное право является явлением культуры. Результаты культуры вписывают в закон. В позитивном праве отражен народный дух, что является самым высоким творением культуры. Право — акмеология культуры.

310 ISSN 2307-2447

Perspestives of Science and Education, 2014, №1

В позитивном праве отражен национальный феномен. Если его заменить иностранным, позитивное право теряет качество, т.е. теряет силу в регулировании общественных отношений. Позитивное право всегда подвергается неоднозначному цивилизованному влиянию, которое регулирует общественные процессы согласно требованиям времени [4, с.340].

Право следует рассматривать в двух аспектах: как явление культуры и как аккумулирование других социальных норм. В частности, социальные нормы должны иметь своеобразные фильтры, определяющие уровень культурной нормы, определенную сбалансированность.

Наибольший процент правовой нормы — моральные нормы. Нравственная норма является универсальной, поскольку мораль уже вобрала другие культурные нормы эволюционным путем, а правовая норма создается революционным путем, путем своеобразного принуждения.

Правовая норма одновременно является культурологической нормой, направленной на поведение человека. В правовой норме есть мозаика, спектр, диффузия культур.

При создании правовой нормы могут возникать проблемы: неучет культурных норм в соответствии с ситуацией; передозировка одних культурных норм перед другими; возникновение культурных конфликтов (попадание в правовую норму других культурных норм, противоположных по смыслу).

Созданное позитивное право еще не является апогеем регуляции общественных отношений.

Оно требует постоянного окультуривания, которое нужно осуществлять не столько в отношении права, сколько в отношении общества. То есть окультуризации подлежит прежде не следствие, а причина [5, с.24].

И. Дмитриенко указывает, что правовую культуру первобытного общества можно определить как правовую культуру табу. Табу были фактически единственными, а потому важнейшими средствами типовой нормативно-правовой регуляции и контроля всех социальных отношений, стали фундаментом морали, нравственности и права того времени [6, с.145].

Выводы

Право следует понимать как духовно-культурный феномен, создающийся не просто людьми как социальными существами, а духовными людьми (духовно зрелыми, «окультуренными»). Только развивая культуру и духовность, человек становится на путь создания права как воплощения принципов свободы, справедливости, добра, общего блага. Целостность, духовность и нравственность культуры являются важными составляющими утверждения верховенства права во всех сферах социального бытия.

Человечеству необходимо было пройти тысячелетия пути культурного и духовного развития, пока оно в отдельных локальных пространствах достигло того уровня культуры и духовности, когда стало возможным построение правового государства на принципе верховенства права в действии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Співак В.М. Політико-правовий та соціокультурний вимір глобалізації: монографія / В.М. Співак - К.: Логос, 2011. 416 с.

2. Маланюк Є. Нариси з історії нашої культури / Є. Маланюк - К: Обереги, 1992. - 80 с.

3. Богачов С.В. Особливості процесу формування правової культури в Україні/ С.В. Богачов // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ, 2011. - № 2 (53). - С. 40-46.

4. Проценко І.П. Право як феномен культури: філософсько-історичний аналіз/ І.П. Проценко // Проблеми філософії права, 2005. - Том III. - № 1-2. - С. 338-350.

5. Сливка С.С. Філософія права (навчальний посібник) Львів, Львівський інститут внутрішніх справ при Національній академії внутрішніх справ України, 2003. - 57 с.

6. Дмитрієнко І.В. Природа первісної української правової культури / І.В. Дмитрієнко // Форум права, 2009. - № 1. - С. 142-148.

REFERENCES

1. Sprvak V.M. PoUtiko-pravovii ta sotsiokul'turnii vimіг globalizatsii: monografiia [Political-legal and socio-cultural dimension of globalization: monograph]. Kiev, Logos, 2011. 416 p.

2. Malaniuk E. Narisi z istorii nashoi kul'turi [Essays on the history of our culture]. Kiev, Oberegi, 1992. 80 p.

3. Bogachov S.V Peculiarities of the process of formation of legal culture in Ukraine. Visnik Kharkivs'kogo natsional'nogo universitetu vnutrishnikh sprav - Bulletin of the Kharkov National University of Internal Affairs, 2011, no.2(53), pp.40-46 (in Ukrainian).

4. Protsenko I.P. Law as a phenomenon of culture: the philosophical and historical analysis. Problemi filosofii prava - Problems of philosophy of law, 2005. V.3, no.1-2, pp. 338-350 (in Ukrainian).

5. Slivka S.S. Filosofiia prava (navchal'nii posibnik) [Philosophy of law (textbook)]. L'vlv, L'vlvs'kti mstitut vnutnshnlkh sprav pri ^ts^nal'mi akademii vnutnshnikh sprav Ukra'ini, 2003. 57 p.

6. Dmitmnko I.V. Nature of the original Ukrainian legal culture. Forum prava - Forum of the right, 2009, no.1, pp. 142-148 (in Ukrainian).

Информация об авторе

Петрович Зоряна Зеноновна

(Украина, Львов)

Научный сотрудник отдела организации научной работы. Львовский государственный университет внутренних дел.

E-mail: anyaroz@inbox.ru

Information about the author

Petrovich Zoriana Zenonovna

(Ukraine, Lviv)

Researcher of the Department of organization of scientific work.

Lviv State University of Internal Affairs. E-mail: anyaroz@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.