Научная статья на тему 'ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКО-СМЫСЛОТВОЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКО-СМЫСЛОТВОЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО / СКАЗКИ О. УАЙЛЬДА / КОНТРАСТ И ПАРАДОКС / «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ» / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ / AESTHETICALLY ORIENTED ACTIVITY / O. WILDE’S FAIRY-TALES / “AESTHETIC EVENT” / CONTRAST AND PARADOX / AESTHETICAL MEANING OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова И. Н.

В статье раскрывается актуальная проблема проектирования эстетико-смыслотворческой деятельности у студенческой молодежи в контексте постнеклассической (гуманитарной) педагогической парадигмы. Автор обращается к сказкам Оскара Уайльда, которые применяются в качестве средства эстетико-смыслотворческой деятельности. Квинтэссенцией сказок О. Уайльда является синтез эстетического и нравственного, доброго и прекрасного. Применение автором контраста и парадокса в сказках как средства развития самосознания, стимулируют смыслопоисковую деятельность студентов. Авторская методика проектирования ситуаций эстетико-смыслотворческой деятельности на материале сказок О. Уайльда отмечена существенной научной новизной. В статье на примере сказки О. Уайльда «Соловей и роза» показано конструирование «эстетического события».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND AESTHETIC CONTENT OSCAR WILDE’S FAIRY-TALES IN AESTHETICALLY ORIENTED ACTIVITY DESIGN

The research focuses on designing aesthetically oriented activities for college and university students. The issue is examined in the framework of the post-neoclassical (humanitarian) paradigm. The author selected Oscar Wilde’s fairy tales as a means of aesthetically oriented activity. The quintessence of the tales in question is in the mixture of the aesthetical and the spiritual, kindness and beauty. The use of contrast and paradox applied by the writer successfully highlights emotional expression, self-consciousness, and the sense of reality, thus stimulating students’ quest for a deeper meaning of the source. The method created by the author is based on designing various situations for aesthetically oriented activity using the content of O. Wilde’s fairy tales. It is suggested that this original method is marked by a significant degree of novelty. The present paper illustrates the “aesthetic event” construction on the example of O. Wilde’s fairy-tale “The Nightingale and the Rose”.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКО-СМЫСЛОТВОЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.33910/1992-6464-2020-198-185-192

И. Н. Солдатова

ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКО-СМЫСЛОТВОЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальная проблема проектирования эстетико-смыслотворческой деятельности у студенческой молодежи в контексте постнеклассической (гуманитарной) педагогической парадигмы. Автор обращается к сказкам Оскара Уайльда, которые применяются в качестве средства эстетико-смыслотворческой деятельности. Квинтэссенцией сказок О. Уайльда является синтез эстетического и нравственного, доброго и прекрасного. Применение автором контраста и парадокса в сказках как средства развития самосознания, стимулируют смыслопоисковую деятельность студентов. Авторская методика проектирования ситуаций эстетико-смыслотворческой деятельности на материале сказок О. Уайльда отмечена существенной научной новизной. В статье на примере сказки О. Уайльда «Соловей и роза» показано конструирование «эстетического события».

Ключевые слова: эстетическое смыслотворчество, сказки О. Уайльда, контраст и парадокс, «эстетическое событие», эстетический смысл жизни.

I. Soldatova

SPIRITUAL AND AESTHETIC CONTENT OSCAR WILDE'S FAIRY-TALES IN AESTHETICALLY ORIENTED ACTIVITY DESIGN

The research focuses on designing aesthetically oriented activities for college and university students. The issue is examined in the framework of the post-neoclassical (humanitarian) paradigm. The author selected Oscar Wilde's fairy tales as a means of aesthetically oriented activity. The quintessence of the tales in question is in the mixture of the aesthetical and the spiritual, kindness and beauty. The use of contrast and paradox applied by the writer successfully highlights emotional expression, self-consciousness, and the sense of reality, thus stimulating students' quest for a deeper meaning of the source. The method created by the author is based on designing various situations for aesthetically oriented activity using the content of O. Wilde's fairy tales. It is suggested that this original method is marked by a significant degree ofnovelty. The present paper illustrates the "aesthetic event" construction on the example of O. Wilde's fairy-tale "The Nightingale and the Rose".

Keywords: aesthetically oriented activity, O. Wilde's fairy-tales, "aesthetic event", contrast and paradox, aesthetical meaning of life.

Введение

Повышение качества образования в рамках постнеклассической (гуманитарной) парадигмы предполагает разработку бытийных форм, средств воспитания, содействующих духовному развитию ценностно-смысловой сферы личности воспитанника. Одним из аспектов повышения качества образования можно рассматривать эстетико-

смыслотворческую деятельность как новый вид деятельности в образовательном процессе. Эстетико-смыслотворческая деятельность педагога как создаваемая эстетическая ценностно-смысловая реальность представляет собой совокупность воспитывающих ситуаций, которые конструируются по законам создания произведения искусства в форме эстетического события. В процессе этой

деятельности студентами присваивается эстетический смысл жизни — принцип, способ выражения личности по законам красоты, побуждающий воспитанника осуществлять любую деятельность с позиций красоты. Цель эстетико-смыслотворческой деятельности педагога — фокусирование внимание на особенностях ценностно-смысловой сферы воспитанника, когда смысложизненное переживание эстетического становится одним из главных принципов жизни молодого человека. При этом интегративную роль играет инициирование эстетических событий в жизни студентов, а не традиционно принятые «мероприятия по эстетике».

Постнеклассическая педагогическая парадигма позволяет обосновать качественно иные педагогические средства эстетико-смыс-лотворческой деятельности, поскольку пост-неклассическая реальность характеризуется экзистенциальностью, смещением акцента с внешнего на субъективный мир человека, полисмысловым пространством, интерпретацией смыслов. Поэтому в контексте пост-неклассической реальности у молодого человека обостряется проблема поиска личностных, жизненных смыслов. В современной педагогике, в отличие от педагогики традиционной, «где сказка как средство воспитания соотносилась преимущественно с детским возрастом, сказки применяются без возрастных ограничений, хотя возрастные особенности воспитанников, несомненно, учитываются» [9, с. 105]. Верно замечает Е. С. Куприянова, что «сказка привычно отождествляется с чарующим миром детства, ожиданием чуда, готовностью поверить в волшебство, радостным предчувствием непременной победы добра над злыми силами. Сказки вбирают и отражают совсем "недетские" проблемы жизни. Они способны передавать не только чарующе прекрасное, но и эстетически осмысливать зло» [5, с. 3-4]. Выделим следующие особенности сказки как средства эстетико-смыслотворческой деятельности педагога:

• эмоциональное воздействие на воспитанника;

• необычное, красивое, метафорическое «облачение» сказки;

• наличие коллизионной проблемы, представленной в сказке;

• фантастичность сюжета позволяет обратить внимание на прекрасное и безобразное, комическое и трагическое;

• сочинение сказок можно рассматривать как выражение переживаний студентов (диагностический аспект).

Перечисленные особенности позволяют применять сказку как средство эстетико-смыслотворческой деятельности у студентов.

Содержательные характеристики сказок О. Уайльда

Сказки Оскара Уайльда — красивая, экспрессивная, эмоционально-насыщенная метафора. Метафора является средством осмысления действительности (А. Ф. Заки-рова). Сказка как средство эстетико-смыс-лотворческой деятельности открывает для студента определенное эмоциональное знание, посредством которого у воспитанника появляется потребность обратиться к своему духовному миру, переоценить свои поступки. Поскольку целью эстетического смыслотвор-чества является формирование у студента эстетического смысла жизни, то сказки Оскара Уайльда являются катализатором такого смысла. Сказка, являясь способом развития самосознания, эмоционально-ценностной сферы студента, решает и такую важную задачу для воспитанника, как созидание себя, его духовно-душевной жизни (С. Л. Рубинштейн). Каким же образом литературные сказки О. Уайльда способствуют обретению эстетического смысла жизни у студентов? Обратимся к некоторым содержательным характеристикам данных сказок.

Сказки Уайльда — аллегоричные, символичные притчи, побуждающие воспитанника к открытию эстетического смысла жизни, к поиску новой истины. «Литературные

сказки Уайльда заставляют задуматься над смыслом бытия, они глубоко философичны; центральным в них остается состояние героя, взятое в динамике, когда акцент делается на изменениях в его душевном складе и его отношении с окружающим миром» [10, с. 5]. Таким образом, сказки развивают в воспитаннике способность к эмпатии, сопереживанию, провоцируют студентов на выражение переживаний, позволяют прочувствовать состояние другого. Подчеркнем, что важнейшей сущностной характеристикой эстетико-смыслотворческой деятельности является единство нравственного и эстетического. Важно отметить, что центральной идеей сказок Оскара Уайльда является синтез духовных ценностей Красоты и Добра. Без Добра прекрасное утрачивает свое человеческое, созидательное начало. Холодная, жестокая красота обезличивает человека, делает его бездушным, жестоким и духовно уродливым. Точно замечает О. В. Тумбина, что «.. .не покидающее писателя острое ощущение красоты сливается с живым ощущением ее нравственного значения; возникает мысль о том, что только морально-отзывчивый человек улавливает истинно прекрасное. Жестокость красавицы Инфанты отвратительна и заставляет забыть о ее внешней красоте. Душа Инфанты уродлива, а безобразная душа творит зло. Только через милосердие лежит путь Звездного Мальчика к красоте и престолу. Нравственный пафос сказок неоспорим: утверждается решающее значение красоты души, а доброта и самопожертвование занимают высшую ступень в иерархии ценностей Уайльда — сказочника» [10, с. 16]. В сказках Оскара Уайльда прекрасное в человеке понимается как высокая мера красоты и мера духовного, доброго. «Красота — основной критерий искусства в уайльдовской эстетике, но и единственная сила, способная преобразить и усовершенствовать повседневную жизнь» [5, с. 8].

Следующей особенностью сказок Оскара Уайльда является применение автором

парадокса как способа инициирования эстетического смысла жизни. Верно замечает Е. А. Пигаркина [6, с. 11], что «парадокс в сказках О. Уайльда — условие для пробуждения рефлексии, средство смыслообразова-ния. Парадокс — неожиданное, непривычное суждение, высказывание, предложение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу» [6, с. 11]. Парадокс в сказках Оскара Уайльда усиливает эмоциональное воздействие на студентов, «вскрывает» противоречия и переживания их внутреннего мира, инициирует духовный кризис — мировоззренческий, ценностно-смысловой «прорыв». Парадокс стимулирует смыслопоисковую деятельность воспитанника, действуя на сознание личности неожиданно, внезапно, открывая воспитанникам важную новую истину. Парадокс провоцирует у воспитанников процесс рефлексии как самоосмысление, обращение к внутреннему миру.

В своих литературных сказках О. Уайльд автор применяет и контраст как стимул к смыслопоисковой деятельности. Контраст в сказках «высвечивает» противоречия между подлинной красотой и моральным уродством, прекрасным и безобразным, между добром и злом, богатством внутреннего мира человека и духовной бедностью, нравственным выбором и безнравственным поступком, настоящей жизнью и жизнью «напоказ». «Сталкивая противоположное, красоту и страдание, Уайльд показывает, как рождается сострадание, ведущее к совершенству, как эстетика, сталкиваясь с жизнью, "превращается" в этику» [3, с. 10]. С этой целью в сказках Уайльд использует стилистическое средство — оксюморон (сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов, абсолютно противоположных по значению), что способствует преодолению, сопротивлению безобразного в сознании студентов. Например, в «Дне рождения Инфанты» акцент делается на оппозиции «ужасная красота», «добросердечное уродство» и т. п. Методы

контраста и парадокса как способы отражения действительности проходят красной нитью в сказках Оскара Уайльда.

Автором в процессе опытно-экспериментальной работы при конструировании воспитывающих ситуаций эстетико-смыс-лотворческой деятельности в качестве содержательного наполнения были избраны такие сказки, как «Счастливый принц», «Соловей и Роза», «День рождения Инфанты». Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Волгоградского государственного медицинского университета (участвовали студенты 1-11 курсов), Института художественного образования кафедры графики и дизайна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет (студенты 11-У курсов), Института непрерывного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (студенты 1-11 курсов). Проектируя ситуацию контраста и парадокса, ситуацию встречи с трагическим на материале сказок Оскара Уайльда, педагог вовлекает воспитанника в некоторое духовное потрясение, событие, в коллизии этических и эстетических переживаний (переживания нравственного и прекрасного, трагического и комического, возвышенного и низменного и т. п.).

В процессе формирующего эксперимента было установлено, что после проживания студентами разнообразных эстетических ситуаций, проектируемых педагогом на основе материала литературных сказок Оскара Уайльда, молодые люди пытаются понять, осознать, что для них хорошее — плохое, красивый — некрасивый поступок, настоящее — фальшивое, искусственное, доброе — злое и т. п. Сказки О. Уайльда инициируют сопротивление воспитанников отступлению от нормы, всему тому, что обладает противожизненным смыслом (В. И. Самохвалова), когда стираются границы между прекрасным и безобразным, утрачивается способность студента к рефлексии. Речь идет о той рефлексии, когда молодой

человек «отделяет добро от зла, а красоту — от безобразного, и красота — при всех возможных отступлениях от нее — остается естественной эстетической ориентацией человека, потому что красота означает жизнь» [7, с. 81]. Поэтому одна из главных задач эстетико-смыслотворческой деятельности — побудить воспитанника к проявлению духовного усилия над собой, пошатнуть его прежнюю систему ценностей, направить его духовные силы на преодоление безобразного в своем внутреннем мире, на созидание себя.

С учетом содержательных, художественных характеристик сказок Оскара Уайльда, выделим их воспитательные задачи, способствующие становлению эстетического смысла жизни у студентов:

• инициирование эстетической рефлексии;

• осознание и осмысление воспитанниками изменений в своем духовном мире;

• расширение спектра эстетических переживаний;

• утверждение отношения к красоте как к эстетической ценности;

• развитие духовной способности различения истинной красоты от ложной, гламурной; прекрасного от безобразного;

• совершенствование эмпатических способностей студентов относительно проявлений эстетического в разнообразных сферах жизни;

• побуждение воспитанников к совершению духовного поступка.

Логика проектирования эстетико-смыс-лотворческой деятельности: композиция «эстетическое событие»

Рассмотрим ситуацию-композицию эсте-тико-смыслотворческой деятельности, представленную в форме «эстетического события», содержательным наполнением которой послужила сказка Оскара Уайльда «Соловей и роза». Что же такое «эстетическое событие» и как конструируется эта композиция?

«Эстетическое событие» — концентрация смыслов, переживаний, чувств, образов, духовных ценностей. Главной особенностью технологии специального события, по мнению А. Е. Кавериной [4, с. 73], является сила образного воздействия, способность влиять через эмоции и переживания, трансляция смысла. «Специальное событие обретает особую важность тогда, когда становится со-бытием, совместно и одновременно лич-ностно проживаемым и переживаемым действом...» [4, с. 77]. Критерием того, что эстетическое событие состоялось, является ощущение у воспитанника гармонии, духовного единства с окружающим миром, другим человеком. Рассмотрим правила проектирования композиции «эстетическое событие», предложенные автором в статье «Основы технологий воспитания прекрасного: создание ситуации-композиции "эстетическое событие"» [8, с. 111, 112]:

• наличие коллизии, обозначающей и раскрывающей смысложизненные переживания воспитанника (взаимоотношения его с другими людьми, совершение духовного поступка, нравственного выбора, любовные переживания и т. п.);

• выявление «смысловыхузлов» в ситуации, т. е. тех ключевых образов-тем, которые раскрываются в процессе интерпретации текста (расшифровка смысла, значения): красота любви, внешняя красота и внутренняя пустота, проблемы человеческого в «бесчеловечном» мире;

• создание доверительной, доброжелательной атмосферы, способствующей искреннему и свободному выражению чувств, переживаний воспитанников;

• достижение эмоционального «погружения» студентов в разнообразные сферы эстетического. Такое «погружение» «захватывает», потрясает воспитанников, не оставляет равнодушными;

• формирование умений вступать в диалогическое взаимодействие с другим на ценностной основе, при котором развивается эмпатия и рефлексия;

• побуждение к совершению духовного поступка.

Проектируя композицию «эстетическое событие», педагог создает целостный художественный образ, в структуре которого заключены следующие составляющие, образующие смысловое единство: «эскиз» (интродукция, завязка), развертывание сюжета ситуации (диалог), кульминация (духовный кризис), «эпилог» (рефлексия, развязка). В «эскизе» задается эмоциональный настрой ситуации, завязывается интрига. Развертывание сюжета ситуации — диалог ценностно-смыслового характера, обеспечивающий духовное взаимодействие педагога и воспитанников, в котором происходит открытие эстетического смысла жизни, обмен эстетическими переживаниями. В таком диалоге возникает духовный кризис как кульминация переживаний воспитанника. Это пиковое переживание (А. Маслоу), вследствие которого происходит самоизменение, переосмысление ценностей, взглядов. «Эпилог» (рефлексия) — момент осознания и переосмысления прошедшего «эстетического события»; анализ тех переживаний, чувств, духовных изменений, которые, возможно, произошли во время «эстетического события».

Проектирование композиции «эстетическое событие» на материале сказки О. Уайльда «Соловей и роза»

Обратимся к композиции «эстетическое событие» на тему «Красота любви». Данная ситуация сконструирована автором в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами II курса лечебного факультета, проводившейся на базе Волгоградского государственного медицинского университета, и была рассмотрена в кандидатской диссертации автора «Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи» [9, с. 195].

В данной статье эта ситуация представлена в модифицированном виде. Воспитательная цель ситуации — побуждение студентов к совершению духовного поступка. Содержание этой ситуации — сказка О. Уайльда «Соловей и роза» [2, с. 551]. В контексте этой ситуации применялся метод интерпретации (расшифровки смыслов произведения).

I. Эскиз

Предлагается отрывок из произведения Э. М. Ремарка «Три товарища»:

«Мы сидели у окна и курили. Над крышами рдел багряный закат.

- Хорошо у тебя, Пат, — сказал я. — По-моему, здесь можно сидеть, не выходя целыми неделями, и забыть обо всем, что творится на свете. Она улыбнулась.

— Было время, когда я не надеялась выбраться отсюда... Когда болела.

— А что с тобой было?

— Ничего страшного. Просто пришлось полежать. Видно, слишком быстро росла, а еды не хватало. Во время войны, да и после нее было голодновато.

— Все это давно-давно прошло. Но тогда это мне казалось целой вечностью.

— С тех пор я легко радуюсь всему. По-моему, я очень поверхностный человек.

— Поверхностны только те, которые считают себя глубокомысленными.

— А вот я определенно поверхностна. Я не особенно разбираюсь в больших вопросах жизни. Мне нравится только прекрасное. Вот ты принес сирень — и я уже счастлива.

— Это не поверхностность; это высшая философия» [1, с. 318-319].

II. Развертывание сюжета ситуации (диалог)

1. Педагог читает студентам сказку «Соловей и Роза» (текст на распечатках у студентов). Влюбленный Студент страдает от неразделенной любви к Дочери Профессора. Но если он подарит ей прекрасную красную розу, девушка будет с ним танцевать на балу. В саду Студента нет красных роз, а без них

девушка его не полюбит. Эти страдания слышит Соловей и проникается к несчастному состраданием. Соловей просит у Куста Роз подарить ему одну красную розу, но Куст говорит, что Соловей должен сам вырастить эту розу ужасным способом. Чтобы вырастить красную розу, Соловей должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу роз, его кровь окрасит бутон в алый цвет, но ценой этому станет жизнь Соловья. Соловей приносит себя в жертву любви и погибает, добыв розу. Студент бежит к Дочери Профессора, но той не понравилась роза, поскольку она не подходит к цвету ее платья, и она пойдет на бал с другим человеком, подарившем ей драгоценности. Расстроенный Студент бросает розу на мостовую под колесо телеги. Студент заключает в конце: «Какая глупость — эта любовь», лучше изучать Философию. Жертва Соловья была напрасной.

2. После прослушивания сказки студентам предлагаются вопросы: «Что вы чувствовали во время чтения сказки? Какие чувства вас охватили?»; «Назовите самые красивые фрагменты сказки. Где, по-вашему, можно больше всего прочувствовать красоту, в какие моменты?» (студенты зачитывают некоторые варианты).

3. Затем студентам предлагается выбрать образ Студента, Девушки, Соловья, Куста Красных Роз или Дуба и вжиться в этот образ. Здесь применяется метод эмпатии (вживания в состояние Другого). Задание звучит так: «Представьте, что Вы — Соловей...» Расскажите от лица Соловья:

1. «Какой Я?»;

2. «Мой внутренний мир»;

3. «Что значит для меня любовь?»;

4. «Что я могу совершить во имя Другого?».

4. Педагог обращается к студентам: «Как вы поняли, это не конец сказки. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Какие варианты концовки вы можете предложить?» Студенты высказывают свои предположения.

5. «У любой сказки есть продолжение, конец. Послушаем (предлагается фрагмент

сказки, начинающийся со слов: "...Когда на небе засияла Луна..." и до конца сказки)!» Звучат трели соловья — музыкальное сопровождение.

6. Далее с помощью метода интерпретации анализируются чувства студентов и героев сказки. Интерпретация сказки строится по следующей схеме:

A) Обращение к линии Студента. «Каково истинное отношение Студента к любви? Ваше отношение в финале сказки к Студенту изменилось? Почему?»

B) Дочь Профессора. «Как вы воспринимаете Дочь Профессора? Что значит для нее любовь? Эта девушка прекрасна?»

C) Линия Соловья. «Каков поступок Соловья? Это красивый поступок? Почему? Такой поступок духовный?»; «Как Соловей относится к Любви? Что значит для него настоящая любовь?»; «Как бы вы поступили на месте Соловья?»

III. Кульминация. Обращение к Розе

Педагог обращается к студентам: «Любовь

вечна и незыблема. Вчера я посетила один старинный музей в нашем городе и... вдруг среди экспонатов увидела ту Розу. Мне рассказали, что сто лет назад она была доставлена сюда одним Добрым Волшебником. А поскольку та Роза олицетворяет Прекрасную Любовь, она вечно цветет и жива, поэтому она не осталась в дорожной колее. И вот она здесь (предъявляется живая красная роза)». Отмечаются реакции студентов. «У вас есть сейчас единственная возможность обратиться к Розе. Что вы ей скажете? Она же воплощение любви! Вы сейчас можете обратиться к Любви. Высказать ей свои чувства, мысли.» Студенты обращаются к Розе, высказывают свое отношение.

IV. Эпилог (рефлексия)

На этом этапе педагог обращается к студентам: «Как Вы поняли истинное отношение автора к любви? Что значит любовь для Оскара Уайльда? Какое это чувство?»; «Ваше отношение к красоте, к любви» и т. п. «Давайте вернемся к нашему эпиграфу.

Случаен ли он здесь? Как он соотносится с идеей сказки Уайльда?» Идет сравнение идей. После этого студентам предлагается написать эссе, поделиться своими переживаниями и чувствами после прожитой ситуации.

Результаты

Приведем некоторые высказывания студентов (орфография и пунктуация оригиналов сохранены):

«Сегодняшняя сказка учит нас и показывает, какой может быть любовь: жестокой, коварной, безответной, но главное красивой и чудесной!» (Малик Д.); «Минуты прекрасного помогают забыть о всех тяготах жизни и погрузиться в другой мир, полный "прекрасного", полный любви и чувств. Любовь — прекрасное чувство, самое прекрасное на земле» (Ирина З.); «Сегодняшнее эстетическое событие значит очень многое для меня. Любовь самая большая ценность, самое дорогое, что есть у человечества, самое хрупкое... Разговор о Ней — это большая необходимость. И это будет в моей памяти» (Арсений Б.); «Минуты заставили посмотреть на свою жизнь с другой стороны. Теперь я знаю, что для меня любовь. И это знание, которое резко свалилось на мою голову, ошарашило меня. Пока я в трансе.... И нужно время, чтобы вернуть "красивую и жестокую" любовь. » (Анна С.); «Меня очень сильно задело сегодняшнее погружение в прекрасное. Оно позволяет мне задуматься о поступках и о том, что я называл "Любовью". Вообще все эти погружения очень много значимы для меня. Мне понравился как сам материал ("бездна образов в каждом слове"), так и сама атмосфера в аудитории. Это как маленький островок в современном серовато-черном мире...» (ДенисД.).

Выводы

В свете вышесказанного сделаем вывод о том, что сказки Оскара Уайльда инициируют у студентов способность переживания

прекрасного, трагического, вырабатывают духовную способность к сопротивлению безобразному. Рефлексивные эссе студентов показывают, что при прочтении сказок О. Уайльда возникают духовные кризисы, способствующие переоценке ценностей сту-

дентов и, как следствие, — обретение студентами эстетического смысла жизни. Сказки Оскара Уайльда являются тем переживанием прекрасного, которое само по себе придает значение человеческой жизни.

ИСТОЧНИКИ

1. Ремарк Э. М. Жизнь взаймы. Три товарища. Ростов-на-Дону: Издательский центр «Гермес», 1993. 576 с.

2. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Роман. Повести. Сказки. Стихотворения в прозе / пер. с англ.; вступ. ст. В. Чухно. М.: Эксмо, 2005. 800 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Акимова О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: уч. пос. / под ред. Н. Я. Дьяконовой. СПб.: Алетейя, 2008. 192 с.

4. Каверина Е. А. Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций // Ценности и смыслы. 2011 № 2 (11). С. 54-60.

5. Куприянова Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея»: дисс... д-ра филолог. наук. Великий Новгород, 2007. 431 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пигаркина Е. А. Парадокс как средство смыслообразования в художественном тексте: на материале произведений О. Уайльда: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Тверь, 2017. 23 с.

7. Самохвалова В. И. Категория нормативности и постсовременный культурный контекст // Философия и общество. 2014. № 1 (73). С. 75-101.

8. Солдатова И. Н. Основы технологий воспитания прекрасного: создание ситуации-композиции «эстетическое событие» // Искусство и образование. 2017. № 5 (109). С. 108-120.

9. Солдатова И. Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи: дисс ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 216 с.

10. Тумбина О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда: к характеристике творческого метода писателя: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Санкт-Петербург, 2004. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.