Научная статья на тему 'Духовная преемственность в женских монастырях Санкт-Петербургской епархии XIX — начала XX вв.'

Духовная преемственность в женских монастырях Санкт-Петербургской епархии XIX — начала XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старчество / общежительный монастырь / особножительный (необщежительный) монастырь / монашеская община / Феодор Санаксарский / Паисий Величковский / Иоанн Кронштадтский / схиигумения Евпраксия (Нахотина) / игумения Феофания (Готовцова) / игумения Таисия (Солопова) / eldership / cenobitic monastery / special (non-coenobitic) monastery / monastic community / Theodore of Sanaksarsky / Paisiy Velichkovsky / John of Kronstadt / schema-abbess Eupraxia (Nakhotina) / abbess Feofaniya (Gotovtsova) / abbess Taisiya (Solopova)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игумения Илариона (феоктистова Зинаида Антоновна)

В процессе трансформации женских монастырей из особножительных в общежительные существенным было влияние старцев-подвижников мужских монастырей. Принятие общежительных начал организации монастырской жизни коснулся всех петербургских женских обителей, как ранее существовавших, так и вновь образованных. В статье раскрывается тема духовной преемственности, показывается личное наставничество старцев-делателей непрестанной Иисусовой молитвы, учивших насельниц женских монастырей практике откровения помыслов, добродетели послушания и церковного благочестия. Тема раскрыта на примере личностей игумений женских монастырей, находившихся в XIX — начале XX вв. на территории современной С.‑ Петербургской епархии, и их духовных отцов. Указаны аскетические воззрения старцев и основные формы попечения старцев о женских монастырях. Делаются выводы о едином духовном пространстве русского монашества в XIX — начале XX вв., созидаемом через личное общение носителей самобытной русской традиции монашества, обогащенной святоотеческим учением о старчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Continuity in Nunneries St. Petersburg Diocese of the 19th — early 20th Centuries

In the process of transforming women’s monasteries from special to cenobitic ones, the influence of the elders-ascetics of the men’s monasteries was significant. The adoption of communal principles for the organization of monastic life affected all St. Petersburg convents, both previously existing and newly formed. The article reveals the topic of spiritual continuity, showing the personal mentoring of the elders who did the unceasing Jesus Prayer, who taught the nuns of convents the practice of revelation of thoughts, the virtue of obedience and church piety. The topic is explored using the example of the personalities of the abbess of convents located in the 19th — early 20th centuries on the territory of the modern St. Petersburg diocese, and their spiritual fathers. The ascetic views of the elders and the main forms of care of the elders for women’s monasteries are indicated. Conclusions are drawn about the unified spiritual space of Russian monasticism in the 19th — early 20th centuries, created through personal communication between bearers of the original Russian tradition of monasticism, enriched by the patristic teaching on eldership.

Текст научной работы на тему «Духовная преемственность в женских монастырях Санкт-Петербургской епархии XIX — начала XX вв.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (15) 2023

Игумения Илариона (Феоктистова)

Духовная преемственность в женских монастырях Санкт-Петербургской епархии XIX — начала XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_21 EDN OHTBBF

Аннотация: В процессе трансформации женских монастырей из особножитель-ных в общежительные существенным было влияние старцев-подвижников мужских монастырей. Принятие общежительных начал организации монастырской жизни коснулся всех петербургских женских обителей, как ранее существовавших, так и вновь образованных. В статье раскрывается тема духовной преемственности, показывается личное наставничество старцев-делателей непрестанной Иисусовой молитвы, учивших насельниц женских монастырей практике откровения помыслов, добродетели послушания и церковного благочестия. Тема раскрыта на примере личностей игумений женских монастырей, находившихся в XIX — начале XX вв. на территории современной С.-Петербургской епархии, и их духовных отцов. Указаны аскетические воззрения старцев и основные формы попечения старцев о женских монастырях. Делаются выводы о едином духовном пространстве русского монашества в XIX — начале XX вв., созидаемом через личное общение носителей самобытной русской традиции монашества, обогащенной святоотеческим учением о старчестве.

Ключевые слова: старчество, общежительный монастырь, особножительный (необщежительный) монастырь, монашеская община, Феодор Санаксарский, Паисий Величковский, Иоанн Кронштадтский, схиигумения Евпраксия (Нахотина), игумения Феофания (Готовцова), игумения Таисия (Солопова).

Об авторе: Игумения Илариона (Феоктистова Зинаида Антоновна).

Игумения Константино-Еленинского женского монастыря С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. E-mail: obitel-sestry@yandex.ru

Для цитирования: Илариона (Феоктистова), игумения. Духовная преемственность в женских монастырях Санкт-Петербургской епархии XIX — начала XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №3 (15). С. 21-35.

* Фотографии взяты из открытых источников. История монастырей и монашества

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (15) 2023

Hegumenia Hilarion (Feoktistova)

Spiritual Continuity in Nunneries St. Petersburg Diocese of the 19th — early 20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_21 EDN OHTBBF

Abstract: In the process of transforming women's monasteries from special to cenobitic ones, the influence of the elders-ascetics of the men's monasteries was significant. The adoption of communal principles for the organization of monastic life affected all St. Petersburg convents, both previously existing and newly formed. The article reveals the topic of spiritual continuity, showing the personal mentoring of the elders who did the unceasing Jesus Prayer, who taught the nuns of convents the practice of revelation of thoughts, the virtue of obedience and church piety. The topic is explored using the example of the personalities of the abbess of convents located in the 19th — early 20th centuries on the territory of the modern St. Petersburg diocese, and their spiritual fathers. The ascetic views of the elders and the main forms of care of the elders for women's monasteries are indicated. Conclusions are drawn about the unified spiritual space of Russian monasticism in the 19th — early 20th centuries, created through personal communication between bearers of the original Russian tradition of monasticism, enriched by the patristic teaching on eldership.

Keywords: eldership, cenobitic monastery, special (non-coenobitic) monastery, monastic community, Theodore of Sanaksarsky, Paisiy Velichkovsky, John of Kronstadt, schema-abbess Eupraxia (Nakhotina), abbess Feofaniya (Gotovtsova), abbess Taisiya (Solopova).

About the author: Hegumenia Hilarion (Feoktistova Zinaida Antonovna)

Abbess of the Konstantino-Eleninsky convent of the St. Petersburg diocese of the Russian Orthodox Church.

E-mail: obitel-sestry@yandex.ru

For citation: Hilarion (Feoktistova), hegumenia. Spiritual Continuity in Nunneries St. Petersburg Diocese of the 19th — early 20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (15), pp. 21-35.

* Photos are taken from open sources. 22

Основная особенность женского монашества синодального периода состояла в трансформации самого образа женского монастыря. Типичный женский монастырь средневековой Руси: особножительный, малочисленный, закрытый от мира, с насельницами, в основном, благородного происхождения и престарелого возраста, — с начала XIX в. преобразился в многочисленный, всесословный, молодой и активно влияющий на окружающую жизнь. Эти изменения касались уставной жизни монастыря в целом, духовной жизни каждой насельницы, а также положения монастырей в жизни государства, общества и народа. В этих условиях крайне важно было сохранить преемственность и неповрежденность русской монашеской традиции.

Цель настоящей статьи — показать, что монашеская жизнь в петербургских женских монастырях в период трансформации образа женских монастырей была единым духовным пространством, что преемственность монашеской традиции осуществлялась через передачу личного духовного опыта через живое общение игумений и насельниц монастырей с духовными наставниками — старцами, а также между собой.

Ранее в научных работах процессы преобразования женского монашества синодального периода в таком ракурсе не рассматривались. Впервые для раскрытия темы используется материал по женским монастырям С.-Петербургской епархии из дореволюционных и современных исследований по истории монастырей, а также документов Центрального государственного исторического архива С.-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Представленный материал может полноценно отразить ход не только местных, но и общецерковных исторических процессов. Опыт духовного окормления в период существенных изменений образа женского монастыря синодального периода весьма актуален в наше время, когда монашество сталкивается с новыми условиями и вызовами мира.

Для обоснования названных выше положений в статье будут представлены биографии игумений женских монастырей и их духовных наставников, перечислены формы духовного окормления женского монашества и основные положения аскетического учения старцев.

В статье речь пойдет о женских монастырях, ныне находящихся на территории С.-Петербургской митрополии, а в Синодальный период принадлежащих не только С.-Петербургской, но и другим, соседним, епархиям — Новгородской, Олонецкой и Финляндской.

По официальному статусу в тот период женские монастыри можно расположить в следующем порядке1.

1. Воскресенский Новодевичий монастырь в С.-Петербурге. 1 класса общежительный, С.-Петербургской епархии.

2. Тихвинский Введенский монастырь. 2 класса необщежительный, Новгородской епархии.

3. Старо-Ладожский Успенский монастырь. 3 класса необщежительный, С.-Петербургской епархии.

4. Вохоновский Мариинский монастырь. Общежительный нештатный, С.-Петербургской епархии.

5. Пятогорский Богородицкий монастырь. Общежительный нештатный, С.-Петербургской епархии.

6. Паданский Введенский монастырь. Общежительный, Олонецкой епархии.

7. Линтульский Свято-Троицкий монастырь. Общежительный, Финляндской епархии.

8. Иоанновский монастырь на Карповке. Общежительный, С.-Петербургской епархии.

1 Названия монастырей менялись во времени, поэтому даются здесь в общераспространенной форме.

ла го С. Пегербурп. - 5t.-Pétersbourg. НоводЪшгпЙ Монастырь, «к Couvent des Nouvelles Vierges.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Перечисленные монастыри можно сгруппировать следующим образом:

1. Воскресенский Новодевичий монастырь (возобновление — 1844 г.) и дочернии от него: Вохоновский Мариинский (основан в 1884 г. как скит Новодевичьего монастыря) и Пятогорский Богородицкий (основан в 1899 г. в ходе расширения Вохонов-ского монастыря).

2. Староладожский Успенский (время основания — XII в.) и Тихвинский Введенский (создан в 1560 г.) как имеющие древнюю историю.

3. Паданский Введенский (с XVI по XVIII вв. — Корнилиево-Паданская мужская пустынь, с 1832 г. — приходской храм, с 1892 г. — женская монашеская община, с 1900 г. — Паданский Введенский женский монастырь), Линтульский Свято-Троицкий (основан в 1894 г.) и Иоанновский на Карповке (статус монастыря получен в 1902-1903 гг.) — как наиболее молодые и тесно связанные со св. прав. Иоанном Кронштадтским.

Монастыри, основанные в XIX — начале XX вв. (Новодевичий, Вохоновский, Пя-тогорский, Линтульский, Паданский, Иоанновский), были общежительными, из них только Новодевичий пользовался штатным содержанием до 1904 г. Монастыри, существовавшие издревле (Староладожский и Тихвинский), были необщежительными, и в начале XIX в. имели облик типичных средневековых женских монастырей. Староладожский имел штатное жалованье, которое обеспечивало содержание игумении, казначеи и 15 монахинь, а также церковного причта. Количество насельниц было небольшим, возраст насельниц был преклонный, деятельность монастыря замыкалась внутри ограды2. В Тихвинском монастыре в 1797 г. проживало 11 монахинь (при штате — 17 человек) в возрасте от 58 до 79 лет (из крестьян, купцов, дворян, помещиков и духовного сословия) и 20 белиц (девицы и вдовы)3. Этим двум монастырям и пришлось в последующие годы претерпеть внутреннюю трансформацию, связанную

2 Корольков Н.Ф. Староладожский Успенский женский монастырь. СПб.: Тип. Акинфиева и Леонтьева, 1902. С. 8.

3 Иванова М. А. От рождения до возрождения. История Тихвинского Введенского женского монастыря в лицах и ликах. СПб.: Радуга, 2022. С. 102.

с увеличением количества насельниц, изменением социального состава поступающих в монастырь, а также с изменением церковно-государственного законодательства и состояния общества.

Ключевой фигурой в среде женского монашества на рубеже XVIII и XIX вв. была подвижница Успенского Староладожского девичьего монастыря схиигумения Евпраксия (Нахотина) (1733(34)-1823). Она начала свой монашеский путь в Арзамасской Алексиев-ской общине Нижегородской епархии (17581761 гг.), затем 7 лет прожила в Арзамасском третьеклассном Николаевском девичьем монастыре4. В 1757 г. в Арзамас приехал прп. Феодор (Ушаков) с учениками и ученицами. Сестер он оставил в Алексиевской общине, которую перевели вскоре в Николаевский монастырь, а с братией ушел в Саровский, а затем в Санаксарский монастырь. Евпраксия пришла в Алексиевскую общину как раз в то время, когда ученицы прп. Фео-дора прибыли туда на жительство. Устав этой общины был общежительным и строго подвижническим, при этом насельницы были белицами и не постригались в монашество по благословению старца Феодора.

Прп. Феодор Санаксарский (Ушаков) — самобытный русский подвижник. Таежная «пустыня» в архангелогородских пределах, Площанская пустынь, Александро-Невская лавра, Саровская пустынь, Санаксарский монастырь, который он заново обустроил, Соловки и вновь Санаксар, — география его монашеского пути. Отличительными особенностями духовного руководства прп. Феодора было обучение своих учеников строгому соблюдению монастырского общежительного устава, постничеству, откровению помыслов, добродетелям терпения, смирения, послушания, необходимым для непрестанной молитвы. Исследователи монашества находят близость прп. Феодора по духу как паисиевской школе, так и древней традиции заволжских старцев5.

В 1768 г. Евпраксия прибыла в Староладожский Успенский монастырь, где и приняла монашеский постриг в 1777 г. В 1779 г. посвящена в сан игумении митрополитом Гавриилом (Петровым). До самой смерти она сохранила строгое постничество (хлеб и квас), любовь к уединенному подвижничеству (по понедельникам, средам и пятницам уходила за 4 версты в Абрамовский лес для усиленной молитвы) и другие аскетические подвиги, усвоенные ею в молодости. Устав монастыря напоминал скитский своей отделенностью от мира и простотой6. Сестры жили по двое в келье, новоначальные поручались руководству старших монахинь. Схиигумения Евпраксия оставила о себе благоговейную память своими духовными дарованиями.

В бытность настоятельницей Староладожского монастыря, матушка Евпраксия в течение семи лет возглавляла также и Новодевичий монастырь на Смольном дворе по личной просьбе митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) (1730-1801), который глубоко уважал староладожскую подвижницу7.

4 Корольков Н.Ф. Староладожский Успенский женский монастырь... С. 18.

5 Агапит (Юрков), иером. Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века: дисс. ... канд. богословия. Московская Духовная Академия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002. С. 7-8.

6 Поселянин Е.Н. Русские подвижники XIX века // Его же. Собр. соч. в 11-ти томах. Т. 6. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 128.

7 Корольков Н.Ф. Староладожский Успенский женский монастырь. С. 29.

Митрополит Гавриил, как никто другой, много сделал для монашества и монастырей своей епархии. Основные его заслуги заключаются, во-первых, в назначении игуменов крупных мужских монастырей: Валаамского, Тихвинского Большого и Ко-невского, благодаря чему монастыри приобрели внутреннее и внешнее благоустройство, а во-вторых, в издании славянского «Добротолюбия» прп. Паисия Величковско-го. Будучи священно-архимандритом Александро-Невского монастыря, митрополит Гавриил взял себе в келейники о. Феофана (Соколова) (1852-1832).

Архимандрит Феофан первоначально, с 1771 г., подвизался в Санаксарском монастыре при прп. Феодоре (Ушакове), затем в Островской Введенской обители поучался у стара Клеопы, ученика прп. Паисия Величковского. Принял постриг в 1777 г. в Тисманском молдо-влахийском монастыре от игумена Феодосия (Маслова), ученика старца Василия Поляномерульского (Кишкина). С 1782 г. проживал в Александро-Невской лавре, был келейником и сподвижником митрополита Гавриила, участвовал в редактировании славянского «Добротолюбия»8. В 1793 г. митрополит Гавриил назначил о. Феофана настоятелем Новоезерского Кириллова монастыря Новгородской епархии, в то время объединенной с С.-Петербургской.

За тридцатилетний период управления о. Феофан благоустроил Новоезерскую обитель: ввел строгий общежительный устав, полный круг богослужения, чтение неусыпаемой псалтири, обязательные труды-послушания для братии. Наставления его отличались простотой и доступностью, раскрывали духовный смысл исполняемых послушаний, касались благоустроения душевной жизни, братолюбия и смирения перед волей Божией9. Чаще всего о. Феофан наставлял в форме общих бесед с братией. Несколько месяцев в ней провел послушник Димитрий (Брянчанинов), в будущем — святитель Игнатий10. О. Феофан окормлял и женский монастырь — Го-рицкий Воскресенский.

Горицкий монастырь основан в XVI в., имел особножительный устав, преданием наименован «монастырем опальных цариц» за знатность проживавших в нем насель-ниц. В 1808 г. игумения Маврикия (Ходнева) ввела в монастыре общежительный устав по образцу Крестовоздвиженского Нижегородского женского монастыря11. С 1818 по 1844 гг. в Горицах подвизалась монахиня Феофания (Готовцева) (1787-1866), в миру Александра Сергеевна Щулепникова, ризничая, ближайшая помощница игумении Маврикии. К мысли о монашестве ее привели утраты близких людей — супруга, генерала С. С. Готовцева, погибшего на Шведской войне 1808-1809 гг. в Финляндии вскоре после бракосочетания, и дочери Анны, умершей в 4-хлетнем возрасте12. Данный Александрой Сергеевной обет о принятии монашества был исполнен благодаря духовному общению с архимандритом Феофаном Новоезерским, открывшем для будущей игумении красоту и спасительность монашеского жития. Преодоление сформированных в аристократическом обществе предубеждений относительно монашества можно назвать духовным подвигом матушки Феофании. Общение с о. Феофаном, личное и письменное, продолжалось и во время пребывания матушки Феофании в Горицком монастыре, вплоть до кончины о. Феофана13.

Именно матушку Феофанию митрополит Антоний (Рафальский) пригласил возглавить возобновляемый в 1844 г. по указу императора Николая 1 Воскресенский

8 Беляев А. Митрополит Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России // Душеполезное чтение. 1889. № 2. С. 164-178.

9 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия ХУШ-ХК вв. в 2-х частях. Ч. 1. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С. 7-223.

10 Святитель Игнатий и настоятели монастырей. Архимандрит Феофан Новоезерский и игумения Феофания (Готовцева) // Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова в 8-ми томах. Т. VII. Сост. Шафранова О. И. М.: Паломник, 2007. С. 174.

11 Летопись Горицкого монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда: Русь, 1994. С. 255-288, 310-311.

12 Снессорева С. Игумения Феофания (Готовцова). СПб.: Тип. Глазунова, 1868. С. 17-25.

13 Там же. С. 30, 42.

Новодевичий монастырь в С.-Петербурге. Монастырский комплекс был построен на въезде в столицу у Московской заставы. Игумения Феофания установила в Новодевичьем монастыре образцовый общежительный порядок. Вновь поступившие сестры поручались воспитанию опытных монахинь. Насельницы не выходили за ограду монастыря, исполняли сами все необходимые работы, участвовали в ежедневном богослужении. Особенностью богослужения были частые заупокойные службы вследствие существования при монастыре Новодевичьего кладбища. В монастыре практиковалось партесное пение, академическая живопись икон14. Единообразие монашеского образа жизни (общая трапеза, одинаковые условия приема в монастырь, обязательные для всех труды, строгое послушание) не мешало насель-ницам усваивать и преображать петербургскую культуру (искусство и образование). Напротив, это давало возможность монастырю быть всесословным по социальному составу, чем и определялось его влияние на религиозную жизнь С.-Петербурга.

Новодевичий монастырь установил общение с русским Афоном через иеромонаха Серафима (в схиме Сергия) (Святогорца) (1814-1853) известного духовного писателя. По его просьбе в Русском Пантелеимоновом монастыре была написана икона Божией Матери Отрада и Утешение, в честь которой в Новодевичьем монастыре был освящен в 1854 г. один из храмов15. Это событие произошло задолго до расцвета русского монашества на Афоне, и стало одним из знаков поддержки Пантелеимонова монастыря.

Матушку Феофанию хорошо знал еще по Горицам свт. Игнатий Брянчанинов (1807-1867). Будучи настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, архимандрит Игнатий был благочинным монастырей С.-Петербургской епархии с 1838 по 1857 гг., в том числе и Новодевичьего. С уважением относясь как к игумении Феофании, так и к ее духовному наставнику архимандриту Феофану, свт. Игнатий отмечал в своих высказываниях, что характер их монашеского делания и учения скорее душевный, чем духовный16. Такую оценку со стороны свт. Игнатия можно объяснить, во-первых, его собственным высочайшим духовным устроением, во-вторых, душевным устроением насельников монастырей, которых приходилось назидать о. Феофану и матушке Феофании.

Единомыслен в понимании духовной жизни в ее отличии от жизни душевной святитель Игнатий был со старцем Исаией (в схиме Игнатием) (Софроновым) (17801852), возобновителем Задне-Никифоровой Преображенской пустыни (ныне Важе-озерский монастырь) Олонецкой епархии. Он принял постриг в 1818 г. на Афоне, в монастыре Пантократор, или предположительно, в Ильинском скиту, приписанном к Пантократору. Ильинский скит основал прп. Паисий Величковский, скит был общежительным, в отличие от самого монастыря Пантократор. Малороссийская братия, населявшая скит, хранила паисиевскую традицию духовного делания. Переселившись в Россию в 1821 г., о. Исаия некоторое время жил в Коневском монастыре, а затем с 1830 г. выбрал для пустынножительства уединенную Задне-Никифорову пустынь, которая была приписана к Александро-Свирскому монастырю. Устав пустыни был строго общежительным, братия неукоснительно посещали все богослужения и исполняли все необходимые работы по монастырю следуя примеру старца Исаии. О. Исаия всегда подчеркивал необходимость фактического удаления от мира, его «обстоятельств, лиц и нравов»17, и призывал наблюдать, есть ли «успехи в духовной жизни, не душевной, но духовной».

14 Воскресенский Новодевичий монастырь. Книга-альбом. СПб.: Арт Деко, 2007. С. 60-62.

15 Снессорева С. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный монастырь, в 3-х частях. Ч. II. СПб.: Тип. Траншеля, 1887. С. 154.

16 Святитель Игнатий и настоятели монастырей. Архимандрит Феофан Новоезерский и игумения Феофания (Готовцева)... С. 171.

17 Фейгина А. «.Утешаюсь, видя в нем обильную благодать Божию». Старец Исайя Важеозер-ский // Монастырский вестик. Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству / URL: http://monasterium.ru (дата обращения: 20.06.2023).

Под руководством о. Исаии подвизались его ученицы — Анна (в постриге Анастасия) (Яценкова) Паданская (^1901) и Мария Олонецкая с несколькими сестрами. Они жили в лесу около Задне-Никифоровой пустыни в уединении и делании Иисусовой молитвы. Через некоторое время после смерти своего наставника Анна с разрешения правящего архиерея епископа Ионафана переселилась к Введенскому храму бывшей Корнилиево-Паданской пустыни. Это произошло в 1772 г. Она вела привычный для себя уединенный образ жизни в течение последующих двадцати лет18. С 1892 г. из учениц старицы Анны была создана монашеская община, о которой речь пойдет ниже.

Наследник свт. Игнатия по Троице-Сергиевой Приморской пустыни (настоятель с 1857 по 1886 гг.), архимандрит Игнатий (Малышев) (1811-1897) долгое время был также благочинным монастырей. Особым попечением пользовался Новодевичий монастырь, в котором о. Игнатий совершал монашеские постриги. Благодаря ему разрешались конфликтные ситуации в женских монастырях19. Именно архим. Игнатий способствовал приданию статуса самостоятельного монастыря Вохоновскому Мари-инскому скиту Новодевичьего монастыря.

В 1884 г. Вохоновский Мариинский монастырь был создан как скит Новодевичьего монастыря для проживания престарелых монахинь20. После кончины игуме-нии Евстолии (Ерофеевой) в 1886 г. обязанности настоятельницы исполняла казначея обители монахиня Аполлония (Ушакова). Но утверждена в должности в 1888 г. была игумения Валентина (Ивановская), переведенная из Деревяницкого монастыря Новгородской епархии. Вследствие этого возникла конфликтная ситуация, которая была разрешена по предложению архимандрита Игнатия (Малышева) приданием Вохоновскому скиту самостоятельности и переводом туда монахини Аполлонии, ее родной сестры монахини Феофании с некоторыми насельницами Новодевичьего монастыря21. Вохоновский Мариинский монастырь получил свой статус в 1906 г., им управляла игумения Паисия.

В 1899 г. в связи с получением в дар Вохоновским монастырем более удобной для проживания мызы Пятая Гора, монастырь переместился туда и получил статус отдельного монастыря в 1900 г. Так возник Пятогорский Богородичный монастырь, игуменией которого стала матушка Аполлония (Ушакова)22. Таким образом две обители, расположенные неподалеку друг от друга не более чем в 20 км, были самостоятельными монастырями, продолжающими традицию Новодевичьего монастыря.

В 1900 г. в Пятогорский Богородицкий монастырь поступила Вера Александровна Тихомандрицкая. В том же году она была пострижена в монашество с именем Варвара и назначена настоятельницей Каргопольского Успенского 3-го класса девичьего монастыря, которым управляла вплоть до революции 1917 г. В Каргопольском монастыре она организовала мастерскую церковного шитья и открыла земскую школу для детей в 1904 г.23

Из Новодевичьего монастыря была назначена игумения Успенского Староладожского девичьего монастыря Дионисия (Амосова) (1799-1895). Ее монашеский путь начался в Горицком Воскресенском монастыре, где она приняла постриг в 1842 г. Затем

18 Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в.: дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2006. С. 145.

19 Жизнеописание архимандрита Игнатия (Малышева) бывшего настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1899. С. 127-130.

20 Снессорева С. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный монастырь. С. 210-214.

21 Воскресенский Новодевичий монастырь. Книга-альбом. С. 93.

22 Денисов А.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Репр. 1908. СПб.: Альфарет, 2007. (Серия «Православные святыни»). С. 48-49.

23 Там же. С. 623.

в числе первых 20-ти сестер за послушание переехала в Воскресенский Новодевичий С.-Петербургский монастырь, где исполняла должность казначеи. В 1856 г. снова перемещение — на должность настоятельницы Староладожского монастыря24, в которой игумения Дионисия прослужила почти 40 лет. С деятельностью игумении Дионисии связан переход к общежительным порядкам, столь дорогим ей и усвоенным многолетним проживанием в общежительных монастырях. При этом официальный статус монастыря — необщежительный — не менялся.

Преобразования в Староладожском монастыре начались традиционно с установления общей трапезы для насельниц. Затем, с увеличением числа сестер, были установлены общие послушания и построены новые общежительные корпуса, в том числе больничный для ухода за престарелыми25. Две насельницы, недовольные сносом их личных деревянных домиков и поселением их в новый каменный корпус, написали жалобу на игумению Дионисию к епархиальному начальству. Благочинный архимандрит Игнатий (Малышев) посетил Староладожский монастырь, выяснил ситуацию и в своем отчете отстоял правоту и невиновность игуме-нии Дионисии26.

Еще две игумении Староладожского монастыря были первоначально насельни-цами Новодевичьего. Это игумения Антония (Рейнбот) (1855-1916). Около года она настоятельствовала в Старой Ладоге после кончины игумении Вриенны в 1903 г., успев за это время начать постройку подворья в С.-Петербурге. А затем была возвращена игуменией в Новодевичий монастырь в связи со смертью игумении Валентины (Ивановской) в 1904 г. Игумения Алексия (Парфентьева) была настоятельницей в Старой Ладоге с 1905 по 1911 гг., до возвращения в Новодевичий монастырь, где в 1868 г. начиналась ее монашеская жизнь27.

Самый древний монастырь петербургской земли — Староладожский — тесно связан и с самым молодым монастырем — Иоанновским на р. Карповке. В Староладожском монастыре с 1875 по 1899 гг. проживала послушницей родная тетя схи-игумении Ангелины (Сергеевой), строительницы Иоанновского монастыря, — Евдокия Кононовна Кононова. Обе они были духовными чадами св. прав. Иоанна Кронштадтского. После открытия Иоанновского монастыря она перешла из Староладожского в новую обитель, где в 1903 г. приняла постриг с именем Евпраксия. Монахиня Евпраксия с 1903 г. была заведующей Вауловским28 Успенским скитом Иоанновского монастыря.

Из Старой Ладоги о. Иоанн пригласил на игуменство в Сурский Иоанно-Боголовский монастырь матушку Порфирию (Глинко) (1853-1924). С 7-летнего возраста она проживала в Староладожском монастыре, и за послушание о. Иоанну 15 лет была игуменией в Суре (1902-1917 гг.), созидая жизнь новоустроенной обители на родине кронштадтского пастыря. За это время были отстроены храм и монастырские постройки, налажено хозяйство, начата просветительская деятельность, количество сестер простиралось до 19029. Устав Сурского монастыря имел в своей основе Ле-ушинский устав, составленный игуменией Таисией (Солоповой) (1842-1915)30. Можно

24 Снессорева С. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный монастырь. С. 41-46.

25 Корольков Н. Ф. Староладожский Успенский женский монастырь. С. 12.

26 Записки архивариуса. История. Игумения Дионисия / URL: htpp://uspenie-ladoga.ru (дата обращения 21.06.2023).

27 Записки архивариуса. История. Игумения Алексия / URL: htpp://uspenie-ladoga.ru (дата обращения 21.06.2023).

28 Село Ваулово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии.

29 Евфимия, мон. (Пащенко Е.В.). Тайны монастырей: жизнь в древних женских обителях. М.: Эксмо, Воскресение, 2015. С. 163-164.

30 Устав Леушинского монастыря, составленный игуменией Таисией. СПб., Великий Новгород: Издание Леушинского Подворья, 2002. Евфимия, мон. (Пащенко Е.В.). Тайны монастырей. С. 236.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с уверенностью предположить, что этот же устав был перенесен и в Иоанновский монастырь на Карповке. Матушка Таисия в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре обучала будущих насельниц Суры монашескому образу жизни.

Игумения Таисия была верной ученицей, сподвижницей и собеседницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, наиболее близкой ему по духу и масштабам личности. Это стало особенно явственно с 1890-х гг. Но нельзя сказать, что монашеское устроение игумении Таисии было сформировано о. Иоанном. Она проходила свой монашеский путь самостоятельно. После окончания Павловского института благородных девиц она проживала в своем доме в Боровичах, и постоянно посещала богослужения в Боровичском Свято-Духовском монастыре. Ее первым наставником в иноческом делании стал настоятель иеромонах Вениамин (Поздняков) (1816-1890). Он же оставался духовным отцом игумении Таисии до своей кончины в 1890 г.31

О. Вениамин обладал уникальным и обширным духовным опытом. Первые шаги на монашеском пути были сделаны им в 1841-1844гг. в Глинской Богоро-дицкой пустыни в последние дни жизни и управлении пустынью прп. Филаретом (Данилевским) Глинским (1777-1841). Как известно, прп. Филарет усвоил практику старчества, откровения помыслов и непрестанной молитвы, подвизаясь в Софрони-евой пустыни под руководством игумена Феодосия (Маслова)32. В 1844г.о. Вениамин перешел в возобновленную тогда Свято-Горскую пустынь (ныне — лавра), где был пострижен и исполнял обязанности казначея до 1853 г. С началом Крымской войны был командирован для служения на Черноморском флоте. В 1854 г. оказался в эпицентре знаменитой обороны Севастополя, где проявил себя настоящим героем, духовно поддерживая защитников города и оказывая помощь раненым. В связи с этим о. Вениамин имел боевую награду — наперсный крест на Георгиевской ленте. После окончания войны иеромонах Вениамин жил в Тихвинском Успенском монастыре, затем был строителем Филиппо-Ирапской пустыни, настоятельствовал в Боровичах, Иверском Валдайском монастыре, в Ново-Иерусалимском монастыре, где и окончил жизненный путь33.

О. Вениамин разглядел в молодой «институтке» будущую игумению и поддержал ее стремление к монашеству. Считая себя малоопытным в духовной жизни, о. Вениамин направил ее к своему духовнику архимандриту Валдайского Иверского монастыря Лаврентию (Макарову) (1808-1876). О. Лаврентий окончил Киевскую Духовную

Игумения Таисия (Солопова)

31 Таисия (Солопова), игум. Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леу-шинского женского монастыря (автобиография) // Ее же. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1: Душа стремится в небеса. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017. С. 67, 70.

32 Преподобный Филарет Глинский // Трезвомыслие, в 2-х томах. / Сост. схиархим. Авраам (Рейдман). 2-е изд., испр. Т. 2. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2016. С. 501-503.

33 Беловолов Г., прот. Истинный делатель на ниве Христовой. К 120-летию блаженной кончины архимандрита Ново-Иерусалимского Вениамина (Позднякова) / URL: https://ruskline.ru/ anaHtika/2010/09/06/istmnyj_delatel_na_mve_hristovoj (дата обращения 19.06.2023).

Академию, был настоятелем Киево-Печерской лавры с 1844 по 1852 гг., управлял Иверским Валдайским монастырем с 1854 по 1873 гг. Его аскетическое «направление» и милосердие к нищим созидали души обращавшихся к нему за советом. Именно он благословил Марию Солопову поступить в Тихвинский Введенский женский монастырь, как старинный и благоустроенный34.

В Тихвинском монастыре еще при игумении Августе (Свешниковой) была введена общая трапеза и обязательные общие послушания35. Это могло произойти под влиянием архимандрита Тихвинского мужского монастыря о. Илариона (Кириллова) (1776-1851). О. Иларион родился недалеко от Каргополя, в 1793 г. поступил в Спасо-Каргопольский монастырь, с 1801 г. был строителем Коневского Рождества-Богородичного монастыря, воссоздав обитель заново. При управлении о. Илари-она братия увеличилась до 80 человек, практиковались три образа монашеского жития: общежительный, скитский и отшельнический. О. Иларион, обладая даром рассуждения и слова, составил устав Коневской обители. Устав был издан в 1824 г. и рекомендован Св. Синодом как образец для общежительных монастырей. С 1823 по 1851гг. архимандрит Иларион был настоятелем Тихвинского Большого монастыря и, по должности, — благочинным женского Введенского монастыря36. Допустимо предположить, что именно он советовал игумении Августе приближать устроение монастыря к общежительным порядкам. По хронологии открытие общей трапезы в 1828 г. в Тихвинском женском монастыре было самым ранним фактом среди монастырей С.-Петербургской епархии.

Будущая игумения Таисия проступила в Тихвинский монастырь в 1861 г., при игуме-нии Серафиме (Тимковской). В тот период общежительные правила достаточно прочно вошли в жизнь монастыря при сохранении официального необщежительного статуса.

Об отцах архимандритах Вениамине, Лаврентии и Иларионе можно сказать, что каждый из них прошел свой самобытный духовный путь. Так же, как и св. прав. Иоанна Кронштадтского, их «воспитала Церковь»37.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский на рубеже XIX-XX вв. особенно много внимания уделял женским монастырям. Иоанновский монастырь о. Иоанн прямо называл «своим монастырем», он и упокоился в специально устроенной для его погребения усыпальнице38. Св. прав. Иоанн Кронштадтский всесторонне заботился об Иоаннов-ском монастыре. В обители все делалось по его мысли и прямому благословению. Он вел переписку с епархиальным начальством, детально контролировал ход проектирования и строительства, общался с благотворителями и принимал пожертвования на монастырь, обеспечивал финансовую устойчивость монастыря, совершал богослужения в монастыре, подыскивал священнослужителей для монастырского штата, духовно окормлял настоятельницу схиигумению Ангелину (Сергееву) (1857-1927).

Зная Анну Семеновну Сергееву как сотрудницу по благотворительной деятельности в Кронштадте, о. Иоанн провидел в ней способности к управлению монастырем. В 1899 г. она потеряла мужа, отца и мать, и по благословению о. Иоанна поступила в Сурскую общину. Период послушничества и усвоения монастырских правил был у Анны Семеновны недолгим. В 1902 г. она была пострижена в монашество, в 1903 г. утверждена в должности настоятельницы Иоанновского монастыря39. Впоследствии

34 Таисия (Солопова), игум. Записки игумении Таисии... С. 75.

35 Иванова М.А. От рождения до возрождения. История Тихвинского Введенского женского монастыря в лицах и ликах. СПб.: Радуга, 2022. С. 113-126.

36 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков в 12-ти томах. Т. 3 (март). М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1907. С. 238-245.

37 Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский / Сост. А. К. Светозарский, Н. В. Светозарская. М.: Паломник, 2000. С. 27.

38 Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. СПб.: Китеж, 2011. С. 206-208.

39 Жизнеописание схиигумении Ангелины (Сергеевой) — первой Настоятельницы Иоаннов-ского монастыря в Санкт-Петербурге. СПб.: Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2010. С. 10-11.

она неизменно оставалась одной из самых близких духовных дочерей о. Иоанна. Своей молитвой он спас от смерти матушку Ангелину, когда в июле 1904 г. она попала под лошадь и ее переехала коляска. Последствия происшествия сказались на здоровье игумении, она часто хворала и просила молитв о. Иоанна, который укреплял ее в вере и терпении. 19 декабря 1908 г.о. Иоанн составил завещание, по которому душеприказчицей его назначена была матушка Ангелина. И после кончины о. Иоанна продолжала следовать его наставлениям40.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский входил в бытовые заботы монастырской богослужебной и хозяйственной жизни. Например, по воспоминаниям монахини Арсении, о. Иоанн определил, что у нее низкий тембр голоса, и она должна петь басовую партию в хоре41; а 25 мая 1906 г. при закладке странноприимного дома прочитал молитву и помолился об избавлении от червя, губившего в то время монастырский огород с капустой и другими овощами42.

В Линтульский и Паданский монастыри он рекомендовал настоятельниц, а также давал свое благословение на основание этих обителей43. С игумениями Пятогорского и Новодевичьего монастырей поддерживал молитвенное и дружеское общение. Из Староладожского призвал игумению в Сурский монастырь. Во всех женских монастырях подвизались его духовные чада, избравшие монашество по благословению о. Иоанна. Так, монахиня Флорентия (Егорова) (1849-?) по окончании Николаевского сиротского института трудилась в Новодевичьем монастыре учительницей в детском приюте, а в 1882 г. по благословению о. Иоанна поступила вместе с родной матерью в число послушниц. В 1888 г. была пострижена в монашество, а с 1889 по 1894 гг. настоятельствовала в Деревяницком монастыре Новгородской епархии, затем возвратилась в Новодевичий монастырь44.

В 1900 г. монахиню Флорентию назначили настоятельницей Линтульско-го Свято-Троицкого монастыря (в то время — монашеской общины). Монастырь возник по инициативе Ф. П. Неронова, который в 1894 г. построил Свято-Троицкий храм в своем поместье Линтула, необходимые жилые и хозяйственные постройки, и пригласил для жительства в новой обители монахинь и послушниц Мокшанского Казанского женского монастыря, основанию которого много способствовал его отец — протоиерей П. Неронов45. Мокшанский монастырь возник в 1857 г. при кладбищенском Казанском храме как монашеская община, получившая статус монастыря в 1881 г. Инициатором была М. Д. Барсукова, о духовных наставниках ее нет сведений46.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский участвовал в освящении Свято-Троицкого храма в 1894 г. и в открытии Линтульской монашеской общины в 1895 г. В словах проповеди он благословил сестер вести образ жизни, состоящий из постоянной молитвы, простых сельских трудов и женского рукоделия, указав, что так жили и древние подвижники47.

Монахиня Флорентия управляла Линтульской общиной с апрель по декабрь 1900 г., укрепляя самостоятельность монастыря. Она предприняла попытку перенести место проживания сестер в имение Здравица, подаренное Иннокентием Сибиряко-вым (1860-1901), крупным благотворителем, принявшим впоследствии монашеский

40 Там же. С. 35-36.

41 Там же. С. 23.

42 Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. С. 208.

43 Алексеев-БорецкийА.А. Свято-Троицкая церковь в Финляндии // Возвращение святыни. К освящению Линтульского Свято-Троицкого храма. СПб.: КультИнформПресс, 2015. С. 12.

44 ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 971. Л. 80-91.

45 Алексеев-Борецкий А.А. Свято-Троицкая церковь в Финляндии. С.11.

46 Дворжанский А. Стоял на тракте монастырь // Пензенский временник любителей старины. 1991. № 2. С. 8-10.

47 Балакшина Ю.В. Линтульский Свято-Троицкий монастырь // Церковно-исторический альманах «Кронштадтский пастырь». Вып. II. М.: Отчий Дом, 2010. С. 329.

постриг в Андреевском скиту на Афоне48. Ф. П. Неронов воспротивился этой инициативе, в результате чего монахиня Флорентия была возвращена в Новодевичий мона-стырь49. В последующие годы общение сестер Линтульского монастыря с о. Иоанном Кронштадтским не прекращалось, но носило более отстраненный характер.

В 1892 г.о. Иоанн рекомендовал в настоятельницы Паданского Введенского монастыря Меланию (игумению Варсонофию). При получении статуса монастыря был введен общежительный устав, но основание монастыря было результатом пу-стынножительного подвига старицы Анны (Анастасии Паданской). Традиционная для времен средневековой «монастырской колонизации» и излюбленный агиографа-ми «канон» создания новых монастырей: уход подвижника в «пустыню» дремучих лесов, долгий аскетический подвиг в уединении, появление первых учеников, строительство храма и жилых построек, увеличение количества насельников, учреждение монастыря, — в XIX в. встречался нечасто. Для С.- Петербургской епархии — это исключительный случай.

Из десяти учениц Анны Паданской, составивших с течением времени многочисленную и крепкую общину, сложился монастырь. Этому способствовал настоятель Преображенской Задне-Никифоровой пустыни иеромонах Геннадий (Борисов) (18461898). Еще до настоятельства он в 1887 г. познакомился с о. Иоанном Кронштадтским, будучи со сбором на восстановление пустыни после разрушительного пожара. Произведя на кронштадтского пастыря благоприятное впечатление «энергией и смирением», иеромонах Геннадий до самой своей смерти тесно сотрудничал с о. Иоанном50. Св. прав. Иоанн Кронштадтский благоволил к благочестивому иеромонаху. Известно, что они вместе путешествовали по северным рекам в Суру, чему способствовали новые олонецкие благотворители51. Общение в поездках с кронштадтским подвижником, возможно, и навели на мысль не только заново отстроить Задне-Никифорову пустынь и построить крупное ее подворье в С.-Петербурге, но и открыть новую женскую монашескую общину — Паданскую Введенскую.

Желание учредить общежительный монастыря появилось у сестер в 1888 г., после события 17 октября — чудесного спасения семьи императора Александра III при крушении поезда в Борках. В 1890 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского из Тверской епархии прибыли инокиня Онуфрия (Мелания Алексеева), впоследствии игумения Варсонофия, и послушница Анна Буракова, впоследствии игумения Агния. Они начали активную деятельность по обустройству монашеской общины52.

С 1892 г. налаживалась общинная жизнь, и в 1897 г. Паданская монашеская община была официально под начальством монахини Варсонофии53. 1 июня 1900 г. община получила статус монастыря54. Нештатный общежительный женский монастырь по возведении в сан игумении продолжала возглавлять матушка Варсонофия (^1907). В 1908 г. в сан игумении была возведена монахиня Агния. Обитель принадлежала Олонецкой епархии55.

Создавая и окормляя женские монастыри, св. прав. Иоанн Кронштадтский обращал внимание насельниц на цель монашеского жительства: единение с Богом, и средства к этому — непрестанная Иисусова молитва и послушание, в том числе в форме социальной и миссионерской деятельности. Миссионерская деятельность женских монастырей

48 Шкаровский М.В. Монастырская усадьба «Здравица» и благотворитель обители схимонах Иннокентий (Сибиряков) // Возвращение святыни. К освящению Линтульского Свято-Троицкого храма. СПб.: КультИнформПресс, 2015. С. 15.

49 ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 971. Л. 92-96.

50 Курилов М. Корнилиево-Паданская пустынь 1496-2017 гг. Историческая проза. СПб.: СУПЕР Издательство, 2017. С. 37.

51 Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. С. 169.

52 Курилов М. Корнилиево-Паданская пустынь 1496-2017 гг. С. 38-42.

53 Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии. С. 150-151.

54 Денисов А.И. Православные монастыри Российской империи. С. 623.

55 Курилов М. Корнилиево-Паданская пустынь 1496-2017 гг. С. 52-56.

способствовала знакомству с православием в раскольнической среде (Сурский, Падан-ский монастыри), среди лютеранского населения (Линтульский, Пюхтицкий монастыри), среди униатов и католиков (Леснинский, Вировский монастыри), среди населения С.-Петербурга, по образу служения самого о. Иоанна (Иоанновский монастырь)56.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Игумении женских монастырей С.-Петербургской епархии возрастали в рамках уставной жизни женских монастырей под духовным руководством выдающихся подвижников-игуменов мужских монастырей. Духовное пространство монашества было единым. Личное общение и цепочки преемственности выходили далеко за пределы С.-Петербургской епархии, включая жизнь петербургских монастырей в общецерковные процессы, которые характеризовались в то время притоком новых на-сельниц в женские монастыри из всех сословий, и как следствие, общежительными уставами и развитием социальной деятельности монастырей.

Руководство старцами осуществлялось через передачу живого опыта, почерпнутого также в личном общение с духоносными подвижниками: исповедь. проповедь, беседы, в необходимых случаях — переписка. В дальнейшем игумении воспитывали игумений для других монастырей. Наибольшее количество игумений в другие монастыри дал Новодевичий монастырь.

Для благоустройства женских петербургских монастырей особенно значительно влияние личностей: митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова), свт. Игнатия Брянчанинова, прп. Феодора Санаксарского, прп. Паисия Величковского (через его последователей — архим. Феофана Новоезерского, схимонаха Игнатия Важеозерского, архим. Вениамина (Кириллова)). На рубеже XIX-XX вв. — всеобъемлющее влияние св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Если в конце XVIII — середине XIX вв. наставления старцев заключались в обучении монахинь уединению, посту, терпению, то во второй половине XIX — начале XX вв. эти наставления касались исповедания веры перед лицом расцерковленного мира. На протяжении всего периода XIX — начала XX вв. женское монашество полноценно восприняло идеи старчества: непрестанной Иисусовой молитвы, послушания старцу, откровения помыслов в русле непрерывной самобытной русской монашеской традиции, обогащенной в это время переводами святоотеческих творений и влиянием русского Афона.

Источники и литература

1. Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга. Фонд Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ф. 1. Оп. 1.

2. Агапит (Юрков), иером. Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный воз-родитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века: дисс. . канд. богословия. Московская Духовная Академия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002. 369 с.

3. Алексеев-Борецкий А.А. Свято-Троицкая церковь в Финляндии // Возвращение святыни. К освящению Линтульского Свято-Троицкого храма. СПб: КультИнформПресс, 2015. 172 с.

4. Балакшина Ю. В. Линтульский Свято-Троицкий монастырь // Церковно-исторический альманах «Кронштадтский пастырь». Вып. II. М.: Отчий Дом. 2010. С. 326-340.

5. Беловолов Г., прот. Истинный делатель на ниве Христовой. К 120-летию блаженной кончины архимандрита Ново-Иерусалимского Вениамина (Позднякова) / URL: https:// ruskline.ru/analitika/2010/09/06/istinnyj_delatel_na_nive_hristovoj (дата обращения 19.06.2023).

56 Жизнеописание схиигумении Ангелины (Сергеевой). С. 45-49.

6. Беляев А Митрополит Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России // Душеполезное чтение. 1889. № 2.

7. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский / Сост. А. К. Светозарский, Н. В. Светозарская. М.: Паломник, 2000. 751 с.

8. Воскресенский Новодевичий монастырь. СПб.: Арт Деко, 2007. 256 с.

9. Денисов А.И. православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Репр. 1908. СПб.: Альфарет, 2007. (Серия «Православные святыни»). 1004 с.

10. Евфимия, мон. (Пащенко Е.В.). Тайны монастырей: жизнь в древних женских обителях. М.: Эксмо, Воскресение, 2015. 384 с.

11. Жизнеописание архимандрита Игнатия (Малышева) бывшего настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1899. 144 с.

12. Жизнеописание схиигумении Ангелины (Сергеевой) — первой Настоятельницы Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. СПб.: Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2010. 80 с.

13. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков в 12-ти томах. Т. 3 (март). М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1907. 416 с.

14. Иванова М. А. От рождения до возрождения. История Тихвинского Введенского женского монастыря в лицах и ликах. СПб.: Радуга, 2022. 334 с.

15. Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в.: дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2006. 382 с.

16. Корольков Н. Ф. Староладожский Успенский женский монастырь. СПб.: Тип. Акинфи-ева и Леонтьева, 1902. 34 с.

17. Летопись Горицкого монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда: Русь, 1994. С. 255-288.

18. Поселянин Е.Н. Русские подвижники XIX века // Его же. Собр. соч. в 11-ти томах. Т. 6. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 648 с.

19. Преподобный Филарет Глинский // Трезвомыслие, в 2-х томах. / Сост. схиархим. Авраам (Рейдман). 2-е изд., испр. Т. 2. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского НовоТихвинского женского монастыря, 2016. 512 с.

20. Сайт Староладожского Успенского девичьего монастыря / URL: htpp://uspenie-ladoga. ru (дата обращения 21.06.2023).

21. Святитель Игнатий и настоятели монастырей. Архимандрит Феофан Новоезерский и игумения Феофания (Готовцева) // Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанино-ва в 8-ми томах. Т. VII. Сост. Шафранова О. И. М.: Паломник, 2007. 656 с.

22. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. СПб.: Китеж, 2011. 320 с.

23. Снессорева С. Игумения Феофания (Готовцова). СПб.: Тип. Глазунова, 1868. 272 с.

24. Снессорева С. Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный монастырь, в 3-х частях. Ч. II. СПб.: Тип. Траншеля. 1887. 298 с.

25. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. в 2-х частях. Ч. 1. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 325 с.

26. Таисия (Солопова), игум. Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря (автобиография) // Ее же. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1: Душа стремится в небеса. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017. 468 с.

27. Устав Леушинского монастыря, составленный игуменией Таисией. СПб., Великий Новгород: Издание Леушинского Подворья, 2002. 32 с.

28. Шкаровский М.В. Монастырская усадьба «Здравица» и благотворитель обители схимонах Иннокентий (Сибиряков) // Возвращение святыни. К освящению Линтульского Свято-Троицкого храма. СПб.: КультИнформПресс, 2015. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.