НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Иерей Тимофей Чайкин
ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, священник Казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
на Ходынском поле [email protected]
ДУХОВНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАЗАКОВ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
Аннотация: современная теологическая и историческая науки актуализируют вопросы духовно-нравственного содержания в литературных произведениях. Одним из таких выступает роман «Тихий Дон», образы героев которого отражают ситуацию в Области войска Донского в годы Гражданской войны, поиск и потерю идеалов в среде казаков.
Ключевые слова: «Тихий Дон», казаки, нравственность, роман
Написание романа «Тихий Дон», центрального произведения Михаила Александровича Шолохова пришлось на сложный и во многом противоречивый для нашей страны период. Оттого и главный концепт, борьба за духовность и нравственность в казачьей среде в смутное время Гражданской войны во многом был передан без ссылки на основной духовный институт -Церковь. Советская атеистическая власть просто не пропустила бы к печати роман. А его автора ждали были застенки ГУЛАГа.
Духовность и нравственность - вот неотчуждаемые понятия, без которых не мыслима жизнь казака. Они же выступает базовой аксиомой и для Матери Церкви. «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (послание апостола Павла к Филиппийцам).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на встрече с атаманами казачьих войск и войсковыми священниками отметил: «С казаками связано также формирование особой культуры, в центре которой — православная вера. Собственно говоря, без веры было бы невозможно делать то, что делали казаки, — переселяться в трудные и опасные для жизни места, перевозить семьи, сохраняя свою идентичность, свою культурную и духовную подлинность».
Центральной идеей произведения выступает образ Григория Мелехова, олицетворяющего не столь образ личный, сколько образ собирательный, объединяющий всех казаков, терзаемых выбором: за кого быть? С кем воевать? Где правда?
Его духовность отражалась в патриотизме, сохранении верности Тихому Дону: «...Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!..»
Значима его любовь в отношении женщины: «"...Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью... »
Убийства, с которыми он сталкивается в ходе войны остаются тяжелыми ранами на всю его жизнь: «...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча... Иначе нельзя было. А зачем я энтого срубил?..».
Семья Мелеховых демонстрирует образ общества на изломе. Здесь видны и традиции, и духовность, и проявления аморальности. Нравственная сторона общества менялась не в лучшую сторону, вспомним идеологов-практиков социализма того времени с их стремлением узаконить
блуд во всех проявлениях. И здесь, к сожалению, образ Аксиньи, а потом еще и Дарьи является отголоском этих процессов.
Дух атеизма, несомый октябрьским переворотом нанес свое отражение и по «Тихому Дону». Святой Иоанн Златоуст говорит, что вера - это не только знание того, что Господь существует, а это доверие Богу, верность Ему. Перед нами остывание в вере не только у казаков, но и у общества той эпохи. Кто же наиболее религиозный человек в романе? Маленький герой -дед Гришака, который, рассуждая о вере, читает Григорию Мелехову 50-ю главу пророка Иеремии. И что же происходит? Главный герой останавливает его и произносит: «Не до библиев! Дед Гришака таким кобелем ходил, все бабы от него плакали, а теперь он за религию взялся. Нет, я до этого не дойду».
В другом же месте Григорий Мелехов рискует собой, вытаскивая раненого офицера с поля боя или спасая своего соседа от смерти, у которого он увел жену, но в то же время, когда его спрашивают о совести, отвечает: «Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась... » Это трагедия жизни и главного героя, и многих других людей, которые пришли к такому переломному моменту эпохи в состоянии религиозной одичалости.
Получается, что революция изменила не только государственный строй, не только систему общественно-экономических связей, но и зашла глубоко в души людей, разрушая их духовные и нравственные основы. Рельефно запечатлелось откровенно враждебное отношение к религии тех персонажей, которые были непосредственными выразителями официальной идеологии. Заключения этих героев толковались литературной критикой того времени как истина в последней инстанции.
Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты сейчас по образу жизни и мысли впадаешь в состояние греха, ты соединяешься с темными силами, и они помогают тебе совершать какое-то страшное дело. Но когда ты желаешь совершить доброе дело, ты отходишь от того зла, в котором мог находиться, и соединяешься с Богом. То есть невозможно совершить доброе дело без Бога». Целый ряд картин из «Тихого Дона» демонстрируют то грехопадение общества.
Однако в последние годы все больше и больше исследователей обнаруживают религиозные основы в написании М.А. Шолоховым «Тихого Дона». В исследовании Н.В. Стюфляевой «Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"» творчество писателя рассматривается с позиций православной духовности. Исследователь исходит из предположения, что «автор «Тихого Дона» как художник -сознательно или подсознательно - ориентировался на такую родовую категорию русской культуры, как соборность». В результате проведенного исследования Н.В. Стюфляева приходит к главному выводу: «Идея соборности, под которой мы понимаем духовное единение народа, укорененное в общем служении Вечной Правде, в осознании жизни как долга и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия, - является важнейшей составляющей художественного мира романа «Тихий Дон», образует ценностный центр, ядро его проблематики и поэтики».
Ряд ученых видят, что шолоховская эпопея содержит целый массив тем, образов, мотивов, связанных с православными идеями и ценностями, с текстом Священного Писания. В подробном изображении Шолоховым тех сторон жизни казака, которые связаны с Православием, ученые видят, прежде всего, верность исторической. По мнению В.О. Осипова, «роман не приобщает читателя к православию как бы только с оказией - по сюжету-действу. Шолохов не боится стать истинно миссионером: приобщает неприобщенных к таинствам церкви. Наверное, не по велению каких-то религиозных чувств, ибо, конечно же, коммунист, но исповедует свое право на жизнеописание без изъятий».
В целом считаю тему духовности и нравственности в романе «Тихий дон» открытый и требующей более дательной проработки, в том числе и с религиозной точки зрения.
SPIRITUAL MORALITY OF THE COSSACKS IN THE NOVEL «AND QUIET FLOWS THE DON»
Priest Timothy Chaykin
Excutive Secretary of the Synodal Committee for interaction with the Cossacks [email protected]
Abstract: modern theological and historical Sciences actualize the issues of spiritual and moral content in literary works. One of these is the novel "Quiet don", the characters of which reflect the situation in The don army during the Civil war, the search and loss of ideals among the Cossacks.
Keywords: Quiet flows the Don, the Cossacks, ethics, Roman
Для цитирования: Чайкин Т.К. Духовная нравственность казаков в романе «Тихий Дон»// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 18-20.