Научная статья на тему 'ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА «МАСТОРАВА» (Тезисы доклада на Первом съезде Мордовского культурно-просветительного общества «Масторава»)'

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА «МАСТОРАВА» (Тезисы доклада на Первом съезде Мордовского культурно-просветительного общества «Масторава») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
607
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА «МАСТОРАВА» (Тезисы доклада на Первом съезде Мордовского культурно-просветительного общества «Масторава»)»

нарном заседаниях. В работе национального, форума приняли участие заместитель Председателя ? Верховного Совета МАССР Н. М. Жочкин, заместитель Председателя Совета Министров Мордовия А. Г. Морозова, министры культуры и народного „образования республики Н Я. Наумкин и В. А. Вальков, ректор Мордовского университета А. И. Сухарев, научная, твор-

ческая интеллигенция, рабочие, кре- народа.

стьяне, студенты. Съезд принял устав и программу общества, резолюцию, куда вошло большинство конструктивных предложений, высказанных его участниками. Избраны правление общества «Масторава» и его председатель. Им единогласно назван Д. Т. Надькин. Съезд принял решение именовать «Мастораву» обществом национального возрождения

мордовского

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА ««МАСТОРАВА»

(Тезисы доклада на Первом съезде Мордовского культурно-просветительного общества «Масторава»)

Д. Т. НАДЬКИН, доктор филологических наук, профессор

, Октябрьская 'революция провозгласит свободу и равноправие всех наций и народностей, всех национальных языков, необходимость создания условий для их беспрепятственного развития, безусловное право каждого гражданина государства пользоваться родным языком. Многие нации и народности СССР в результате культурной революции обрели письменность, что значительно расширило базу для развития национальных культур, создало приятные возможности для участия этносов в подпитывании общечеловеческой культуры.

Хотя эрзянский и мокшанский языки относятся к старописьменным (истоки моодовской письменности относятся к

XVII — XVIII вв.. причем до 1917 г. издано не менее 50 названий отдельных.книг, втчисле которых буквари, переводы Нового Завета, оригинальные авторские произведения, произведения устно-поэтического творчества, накопился значительный рукописный фонд), тем не менее лишь после Октября моот довские .письменно-литературные языки обрели черт£1 обработащюстй, нормативности, пришли в школу в качестве языка обучения и предмета изучения, получили периодическую печать, возможности для стилистической; и жанровой дифференциации,, расширен ния сфер функционирования, для раз-

f

вития, в особенности в условиях Мордовской АССР.

сожалению, этот плодотворный процесс был нарушен в период культа личности и застоя, в результате деградация мордовских языков и культуры достигла таких размеров, что под угрозой оказывается будущее самой нации. Об этом говорит динамика численности мордвы: 1939 г. — 1456,3 тыс. чел-, 1959— 1285,1 (—11,8 %), 1970— 1262,7 (—1,7 %), 1979 — 1191,8 (—5,6 %), 1989 — 1153,0 тыс. чел. (—2,0 %).

Эта тенденция подтверждается увеличением числа лиц мордовской национальности, считающих <;воим родным языком русский, соответственно по СССР и МАССР: 1959 г. —21,7 и 2,7%; 1970 г. — 22,1 и 3,7; 1979 г. — 27,4 и 5,7 %;

Если говорить в целом об уровне национально-культурного развития мордвы, то, естественно, в Мордовской АССР он выше, чем за ее пределами. Это касается в первую очередь школьного образования. К примеру, из 814 школ в 324 в той или иной степени в расписании наличествуют мордовские языки. Но это, как мы привыкли выражаться, в целом. На практике же сегодня только небольшая часть выпускников школ мордовской национальности республики умеет читать по-мордовски, немалая часть молодежи те-

ряет даже навыки разговорной речи, не говоря уже о знании своей национальной культуры -- литературы, искусства, фольклора.

Удручающее впечатление производят результаты социологического ис1 следования, проведенного в школах Бугурусланского района Оренбургской' области- Опрошено 808 учащихся 7 — 10-х классов. На вопросы анкеты ответили 356 учащихся. Из них не назвали ни одного писателя своей национальности 92,4 :% мордвы, 85,7 — чув-ашей,^ 66,7 Д казахов. Не знают ни одной на-,г циональной игры (песни, танца) 46,0 % мордвы, 12,5 — татар, 85,7 — чувашей, 50,0 % казахов. Из этих данных и исследований* по другим регионам вйд-но, что по, степени деградации национальной культуры и утрате национальной доминант»мордва находится- едва ли не на. первом месте в стране.

Каковы причины этих негативных явлений? Среди .них есть общие и особенные. -Первые сравнимы лишь со стихийными <;• бедствиями: сплошная коллективизация <— раскрестьянивание земледельца^ ликвидация «неперспек^ тивных» деревень,/урбанизация, репрессирование национальных кадров, свертывание национальной школы, в "1 первую очередь за«пределами республики, нарушение единства национального и интернационального в государственной политике. '""о« 1

Эти беды для мордовской культуры оказались вдвойне опасными 'в силу ряда причин специфических. К'числ-у последних мы бы отнесли: дисперсность мордовского ^населения, невоС- -приимчцвость городской культупы к; национальным традициям, отсутствие богослужения на национальных языках, давность и интенсивность социально-экономических и культурных связей с русской культурой. '*

Сегодня мордовский народ относится к числу крупных: (на Земле: всего J около 5000 народов, миллионных до 300). В своей уральской языковой семье мордва по численности занимает-третье 'место после венгров и финнов. Однако эрзяне и мокшане рассеяны по

всему Союзу. Их значительные массивы (от 40 до 100 тыс- чел.) и отдельные

Р 1 4 •

вкрапления имеются вЬ многих административно-территориальных единицах РСФСР (в Самарской, Пензен-" ской, ' Оренбургской областях — до 100 тыс. в каждой, в Ульяновской, Нижегородской — по 40—50 тыс., в Чувашской/' Башкирской, Татарской АССР йо 20 30 тыс.).н Сущест-1 вуют мордовские поселения в Приморском и Красноярском краях, на Сахалине, Алтае, в Армении, в Калининградской области, Казахской и Узбекской ССР. И ни в одной области, ни в одной республике, в тбм ^исле и в нашей, мордва не составляет большинства населения. * ! л

В этих условиях нужнЬ формировать отлаженные меканизмы; чётко и бесп£-"4 ребойно действующие Структуры куль- ' турной автономии. Вместо этого слишком ' медленно возрожДаетсЙ" национальная школа, до сих пор никак 'не встанет1 на ноги национальный театр, теле- и радиопрограммы бедны национальным содержанием иМне выходят за пределы республики. В ^условиях дис-' персностй необходимо создавать такие социально-экономические предпосылки;чтобы в республику съезжалось дее- ! способное мордовское население. У нас2' же, к сожалению, мало7-что делается в этсЖ направлении.

Раскрестьянивание' и урбанизация: при отсутствии мордовской городской: культуры'приводят к формированию' мощнбго слоя выходцев из мордвы — полуязычных «перекати-поле», равно-душных' к национальному * прошлому, настоящему и будущему. 'Человек отчуждается от малой родины;;без которой большая Ро!дина светит, да не греет. Комплекс собственной неполно: ценности делает его общественно па с1' сивным, оЙ становится нигилистом ; по 1 отношению к своему народу, его куль1" туре.

'Известйо; с каким4 трудом; поэтапно создавалась мо р до века я госу'д арствен-нос'ть: республика буквально сшива- ; лась из лоскутков, йъшешник Тамбов- : ской, Пензенской, Ульяновской, Ниже-

городской областей. Но почему прм этом некоторые мордовские ареалы оказались за пределами МАССР, хотя непосредственно граничат с ней? Почему единый мордовский массив на стыке Куйбышевской, Оренбургской областей, Татарской и Башкирской АССР «растерзали» по четырем названным административно территориальным единицам? Всем ясцо, что там прямо-таки просится еще одна мордовская автономия, например национальный район с центром в Бугуруслане.

У каждого, народа свой храм, с особым фундаментом, стенами, кудолами, святыми. Свой храм, своя душа, свой особый космос и у человеку. Многомерен космос души народной, ибо создается он тысячелетиями, испокон веков. Сколько труда и народного гения вложено в сотворение ^мордовского храма! Фундамент у него особый: это двуязычная — эрзянская и мокшанская — речь. Стены — эпос, песни да свадьбы. А купола-то все в вышивке, да в резьбе, да в творениях мастеров слова и кисти. Зайдешь в этот храм — и обступят тебя, и закружат прекрасные, одухотворенные лица, мятущиеся и умиротворенные, тоскующие и созерцающие, любящие и страждущие. Это дети. Степана Эрьзл. И радостно в этом храг ме от прикосновения к вечности, к общечеловеческому...

Многомерность космоса души человеческой существует лишь как возможность. Реализация зависит от нас. Здесь..зажйо ощутить, осозлать центр, найти доминанту. Чтобы не получилось, как при езде на велосипеде, колеса которого «восьмерят», или, как в старину говорили,— как на расхристанной телеге, которая обязательно где-то развалится. И наибольшую опасность для нашего, храма сейчас представляют беспамятные манкурты и нигилисты. Ведь это сегодняшние и завтрашние родители, которые решают или вскоре будут решать, на каком языке обучаться мордовским ребятишкам н изучать ли им родной язык.

Компетентность и демократизм, их гармоничное согласие пока еще могут

спасти национальную мордовскую1-школу. Если действительно каждый язык, каждая национальная культура суть не только национальное, но и общечеловеческое достояние, нужна работа по восстановлению исторической памяти, расширению сферы функционирования национальных языков, необходимы меры по их сохранению, возрождению, развитию, культуроохранные мероприятия. Но язык — основа любой-национальной культуры, так как именно он дает человеку особое мировосприятие, представляет собой тот центр, вокруг которого и в согласии с которым формируется космос души, сгусток, частное проявление души народной.

Много проблем создают внутреннее-двуязычие (два литературных языка: эрзянский и мокшанский) и внешнее (мордовско-русское). Пока эрзяне Я мокшане консолидируются в основном через русский язык, с последующим обрусением уже во втором поколении. Необходимо создавать другие меха-низмы консолидации (например наполнение понятия «мордовская литератур ра» реальным содержанием через осуществление взаимных, переводов всего» достойного, чтение, организация клубов общения на обоих мордовских языках, факультативов, кружков по изучению близкородственного языка, гимназий. или лицеев с глубоким изучением мордовских языков и культуры, финно-угорских языков и культур и др.).

Внешнее двуязычие при отсутствии должного внимания к родным языкам и национальной культуре также ведет к нежелательным явлениям в этой об^ ласти. Фактическое отсутствие русско-национального двуязычия в самой Мордовии и в районах компактного расселения мордвы, дефицит прямых связей с языками финно-угорскойг тюркской, других семей (они осуществляются только через русский язык) обеднеет языковые и в целом культурные межнациональные отношения.

Преодоление этих аномалий через-культурно-просветительную работу — задача общества «Масторава». Мы ве-

рим «в отдельных личностей, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики — в них сила, хотя:их и мало». Это слова А- П. Чехова. «Мдсторава» через свои филиалы, клубы, инициативные группы

хочет найти этих людей, разбудить, вооружить знанием, передать боль, тревогу за судьбу мордовской нации, ее культуры, призвать к действию. К действию конструктивному, созидательному, творческому.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ «МАСТОРАВА»

Съезд констатирует и объявляет всему мировому сообществу, что нынешнее состояние древнейшего народа Восточной" Европы — эрзи и мокши, создавшего уникальную духовную и материальную культуру, вызывает серьезную тревогу. Как этнос он вплот-ную подошел к роковой черте исчезно-

__9

вения. В его сознании утверждается-национальный нигилизм. Спланированные «ошибки» в социально-экономической политике вызвали небывалую волну миграции коренного населения. Только за последние пять лет из республики выехало 25 тысяч человек, из них 20 тысяч — эрзя и мокша... Катастрофически уменьшается количество мокши и эрзи во всех регионах СССР. С каждым годом блекнет карта республики. За последние тридцать лет с эрзянской и мокшанской земли — Масторавы исчезло 940 сел и дере-

В6НЬ„.

Съезд провозглашает ведущим направлением в деятельности «Масторавы» сохранение и развитие эрзянского и мокшанского народа. Он предлагает в законодательном порядке создать необходимые условия для возвращения в родную республику отдельным лицам и семьям, которые вынуждены были покинуть родину из-за антинациональной политики, проводимой в

МАССР...

Для успешной реализации идеи возрождения, являющейся основополагающей в деятельности «Масторавы», съезд считает необходимым в качестве первоочередных мероприятий осуществить следующее:

— переименовать Мордовскую АССР в Эрзянскую и Мокшанскую АССР;

— предоставить эрзянам и мокшанам, проживающим за пределами республики,' культурно-национальный суверенитет;

— восстановить постоянное представительство МАССР при правительстве РСФСР;

— установить прямые экономические, научные и культурные связи республики с Финляндией и Венгрией;

— учредить в г. Саранске представительства Финляндии, Венгрии, Эстонии, других финно-угорских государств;

— на основе всенародного референдума решить вопрос о переименовании мордовской национальности в эрзянскую и мокшанскую национальности в соответствии с исконными этнонимами этих народов;

— при МГУ им. Н. П. Огарева открыть факультет финно-угроведения и факультет национальной культуры;

— в учебные программы школ и вузов включить изучение фольклора, истории, этики, эстетики и философии эрзи и мокши;

— установить паритетное двуязычие в республике;

— ввести обучение в дошкольных учреждениях и начальной школе на родных языках, русский язык преподавать как предмет, в средней школе и вузах развивать двуязычное образование;

— открыть в г. Саранске Национальный культурный центр;

— восстановить права народа республики на территории, отчужденные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.