Духовная деградация современного спорта
ТЕЗИСЫ / THESES
УДК 141.333:796.011.2
Духовная деградация современного спорта
ЗОРИНА Наталья Михайловна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат политических наук, доцент
КИРЕЕНКОВА Зоя Александровна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); старший преподаватель, психолог Центра гуманитарных исследований
РЕСНЯНСКИЙ Сергей Иванович
Российский университет дружбы народов (Москва, РФ); доктор исторических наук, профессор
КРАСНОВА Ольга Николаевна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат политических наук, доцент
КОРТУНОВ Вадим Вадимович
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
доктор философских наук, профессор, директор Центра гуманитарных исследований; e-mail: kortunov@bk.ru
Аннотация. Здоровье нации - первоочередная задача современной России. В нынешнее время, время фастфудов, генномодифицированных продуктов, бесконтрольного употребления антибиотиков и алкоголя, время постоянных стрессов и неправильного образа жизни, здоровый образ жизни становится главнейшей задачей не только каждого отдельно взятого человека, но и всего государства в целом. Можно приводить бесчисленные статистические данные о печальном состоянии физического здоровья российского общества. Но даже и без них любому здравомыслящему человеку понятно: у физически больной нации нет будущего. И спорить с этим утверждением было бы верхом безумия. Другой вопрос - может ли развитие спорта помочь решить весь это комплекс проблем? И, второй вопрос, вытекающий из первого, более философский: является ли физическое здоровье человека первичным по отношению к его духовному развитию и психическому благополучию? На наш взгляд здесь много нюансов, в которых необходимо разобраться.
Ключевые слова: спорт, духовность, здоровье, православие, вера, здоровый образ жизни, профессиональный спорт
Для цитирования: Зорина Н.М., Киреенкова З.А., Реснянский С.И., Кортунов В.В., Краснова О.Н. Духовная деградация современного спорта // Сервис Plus. 2019. Т.13. №4. С. 139-144.
Статья поступила в редакцию: 12.11.2019.
Статья принята к публикации: 13.12.2019.
СЕРВИС plus 2019 Том 13 №4
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
www.philosoph.ru
Spiritual degradation of modern sport
Spiritual degradation of modern sport
Natal'ya M. Zorina
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Pedagogic), Associate prof. Zoya A. Kireenkova
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior Lecturer Sergey I. Resnyanskiy
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation; Dr. Sc. (History), Prof. Ol'ga N. KRASNOVA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Political Science), Associate prof.
Vadim V. KORTUNOV
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Dr. Sc. (Philosophy), Prof., kortunov@bk.ru
Abstract. Health of the nation is a priority task of modern Russia. Now, the time of fast food, genetically modified products, uncontrolled use of antibiotics and alcohol, the time of constant stress and improper lifestyle, healthy lifestyle is becoming the main task not only for each individual, but also for the whole state. You can cite countless statistics about the sad state of physical health of Russian society. However, even without them, any sane person can understand that a physically ill nation has no future. Moreover, to argue with this statement would be the height of insanity. Another question is whether the development of sports can help solve this whole set of problems. The second question, which follows from the first, is more philosophical: is the physical health of a person primary in relation to his spiritual development and mental well-being? In our opinion, we need to understand many nuances.
Keywords: sport, spirituality, health, Orthodoxy, religion, healthy lifestyle, professional sports
For citation: Zorina, N. M., Kireenkova, Z. A., Resnyanskiy, S. I., Krasnova, O. N., & Kortunov, V. V. (2019). Spiritual degradation of modern sport. Service plus, 13(4), 139-144. (In Russ.)
Submitted: 2019/11/12.
Accepted: 2019/12/13.
1. Спорт и здоровье нации
Нельзя отрицать, что в первобытные времена физически сильному человеку было проще выжить -добыть еду, убежать от опасности мог только хорошо развитый в «телесном» смысле человек. Быть физически сильным означало, по сути, выжить в этом опасном мире. У физически сильного человека было больше шансов победить на поле боя, лучше вспахать землю, быть хорошим кузнецом, дровосеком и т.д.
В настоящее время довольно мало видов деятельности, для осуществления которых требуется физическая сила. Люди занимаются развитием своего
тела (физической культурой) для удовлетворения следующих потребностей: биологических - приспособление к окружающей среде; психологических - выражение эмоций, соревнования, которые нацелены на признание и повышении статуса в определенной среде (кто быстрее бегает, дальше плюется и т.д.), снятие психологического напряжения; социальных - досуг (ходить на йогу, потому что это модно, как раньше было модно заниматься каратэ), рекреация, досуг.
Здесь мы видим, в чем заключается специфика спорта - здесь человек старается совершенствоваться, преодолеть не самого себя, а другого человека, стать
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Духовная деградация современного спорта
«быстрее, выше, сильнее». Вот эта «соревновательность», собственно, и привела к тому, что спорт стал чисто коммерческим предприятием.
Здоровье нации есть признак национального благополучия. Издавна русский человек славился своим здоровьем, ловкостью, силой. Свидетельство тому - произведения русского фольклора: пословицы, поговорки, песни, былины. В настоящее время, по данным Росстата, естественная убыль населения (разница между родившимися и умершими, без учёта миграции и т.п.) за 2018 г. в нашей стране в целом составила -224 566 человека (1 604 344 родившихся против 1 828 910 умерших). Причины смерти - болезни системы кровообращения (841915 умерших), новообразования (288756 умерших), болезни пищеварения (93039 умерших), болезни органов дыхания (59803 умерших) и т.д. [8] Беспощадная статистика подчеркивает отсутствие воспроизводства населения.
В рамках этой статьи мы не ставим свое целью анализ экологии, качества продуктов питания, обеспечения медицинским оборудованием фельдшерских и акушерских центров. Мы говорим только о спорте. Конечно, физическая культура и спорт не панацея от всех бед, но, на наш взгляд, профилактика многих заболеваний. В настоящее время государство предпринимает попытки выйти на советский уровень развития физкультурно-оздоровительного движения. Разработана и утверждена решением Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Президентская Программа «Здоровье Нации». Действует Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы". Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 721529451,8 тыс. руб. [9]
В рамках Программы заключены многочисленные договоры и соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий на приобретение искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ, спортивного оборудования для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва создания спортивных площадок, реконструированы объекты спортивных баз - проделана большая работа.
Вместе с тем Программа в первую очередь ориентирована на профессиональный спорт, в то время как спортивные площадки и клубы должны быть в каждом дворе, должны быть доступны всем слоям населения и, что не менее важно, необходимо привлекать педагогов, тренеров, волонтеров для работы в спортивных клубах. Необходимо развивать, популяризировать
региональный опыт по организации единого, дружественного здоровью пространства.
Спорт - это не только физические занятия, развлечения, но и культура, философия.
2. Что такое спорт сегодня?
Толковый словарь Ожегова гласит: «Спорт - составная часть физической культуры, комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований» [1].
Примечательно, что слово «спорт» возникло от английского слова <^рогЬ> -сокращения первоначального «disport» - «развлечение, забава» («disport» - «развлекать, забавляться; резвиться»).
В «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона читаем: « Спорт - занятия, имеющие как характер физических упражнений для развития силы, ловкости и красоты тела, так и вообще имеющие целью удовольствие» [7].
Для зрителя спортивные состязания носят развлекательный характер. С древнейших времен спортивные мероприятия привлекали множество зрителей, апеллируя, зачастую, к самым низменным инстинктам человека. Вспомним хотя бы римские гладиаторские бои, где борьба шла временами до последнего вздоха «спортсмена». Что изменилось за последние столетия? Спорт как был, так и остался развлекательным, элементом мирового шоу-бизнеса. Разве что масштабы спортивных состязаний стали более внушительными. Теперь спорт - это ведущая финансовая индустрия с беспрецедентными денежными и рекламными инвестициями. Более того, сегодня спорт стал политически ангажированным, инструментом манипуляции целыми государствами.
Нынешний спортсмен, увы, далёк от древнегреческого идеала с его гармоничным и прекрасным телосложением. Сегодняшний атлет - это насквозь больной человек с многочисленными переломами конечностей и столь же многочисленными протезами. О духовных (или даже интеллектуальных) качествах спортсменов говорить и вовсе не приходится. С самого детства эти люди проводят свою жизни в спортивных залах, накачивая определенную группу мышц. Спорт становится их жизнью. И смыслом их жизни становится спорт. А каком гармоничном развитии личности можно говорить, если эти люди с самого детства не имеют времени ни на чтение книг, ни на приобщение к искусству, ни на изучение научной литературы? Именно поэтому подавляющая часть спортсменов, закончив свою профессиональную карьеру (иногда даже не начав её) оказывается выброшенной из жизни. Им остается лишь тренер-
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Spiritual degradation of modern sport
ская работа, либо, на худой конец, - политика.
Нравственный портрет современного спортсмена оставляет желать лучшего. Именно спортсмены все чаще и чаще становится фигурантами криминальных хроник, сексуальных скандалов и пьяных дебошей. За примерами далеко ходить не приходится. У всех на слуху (к сожалению, далеко не единственное) «дело Ко-корина и Мамаева».
Русская поговорка гласит: «Каков поп, таков и приход». В нашем случае, - «Каков современный спорт, таковы и болельщики». Сегодня уже трудно себе представить мало-мальски значимый футбольный матч без дальнейшего побоища между болельщиками. Бьются витрины магазинов, поджигаются автомобили, устраиваются массовые потасовки. Дело доходит до убийств.
Вот несколько фактов, которые навряд ли нуждаются в комментариях.
Эйзельская трагедия. Дело дошло до трагедии, в которой погибли невинные. В 1985 году на бельгийском стадионе «Эйзель» на финальном матче Кубка европейских чемпионов между итальянским «Ювенту-сом» и английским «Ливерпулем» из-за неорганизованной продажи билетов рядом оказались преданные фанаты тех и других. Оказавшиеся в меньшинстве болельщики «Ювентуса» полезли на стену, та обрушилась, погибло 39 человек, преимущественно итальянцев; сотни людей были ранены.
Трагедия на Хиллсборо. 15 апреля 1989 года в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. Англия пережила шок, некоторое время люди попросту боялись ходить на стадионы.
Трагедия в Загребе. Уже за несколько часов до игры на улицах Загреба произошло множество стычек между фанатскими группировками Bad Blue Boys и Де-ли]е. Однако серьёзные неприятности начались непосредственно на стадионе, когда белградские фанаты сломали рекламные щиты, ограждающие их сектор, и атаковали хорватов, используя в драке всё, что было под рукой, включая файеры и оторванные сидения. Bad Blue Boys, взбешённые действиями оппонентов, спустя полчаса попытались прорваться на поле, однако были оттеснены милицией. Милиционеры использовали против хорватских фанатов резиновые палки и слезоточивый газ. В следующие минуты ситуация вышла из-под контроля: милиция не смогла сдержать натиск динамовских фанатов, и около 350-400 «бело-синих» вырвались на поле с целью добраться до гостевой трибуны. Милиция была сметена превосходящим количеством фанатов, и сражение между противоборствующими сторонами началось по всему полю. Около 150
человек добралось до трибуны красно-белых, нападая на них со сломанными сиденьями, файерами, отобранными у полиции дубинками. Беспорядки были прекращены лишь спустя час, когда силы правопорядка вернулись с многочисленным подкреплением и бронированными машинами, оснащёнными водомётами. В столкновениях пострадали сотни человек [2].
Беспорядки в Москве (2002). Беспорядки были спровоцированы российскими болельщиками в центре Москвы (на Манежной площади) в воскресенье 9 июня 2002 после проигрыша национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу. Перед матчем свободно продавалось спиртное в бутылках. По описаниям очевидца событий, погром начался после попыток обстрела стеклянными бутылками экрана и попыток милиции пресечь это (над толпой были чёрно-жёлто-белые монархические флаги). Бутылки не долетели до экрана, а разбили витрины гостиницы «Москва». После этого толпа стала забрасывать бутылками другие витрины и, видя безнаказанность, перевернула и сожгла несколько машин файерами у гостиницы, прошлась до Лубянской площади, громя всё вокруг. Милиция, охранявшая Госдуму, скрылась в здании. В результате массовых беспорядков в центре Москвы пострадали 79 человек, 49 из них были госпитализированы, один человек скончался от ножевых ранений. Среди пострадавших были и сотрудники милиции, 16 из них были госпитализированы [3].
И мы всерьёз надеемся, что современный спорт способен привести общество к духовному просветлению?
3. Mens sana in corpore sano
Скорее всего, речь, все же, идет не о профессиональном спорте, который на современном этапе развития значительно деградировал, а о так называемом «здоровом образе жизни». Что ж, против здорового образа жизни вряд ли у кого-то найдутся весомые аргументы.
Изначальный тезис конференции (как мы его поняли) «Спорт формирует духовность» мы перефразируем (учитывая сказанное выше) в более мягкий -«Здоровый образ жизни формирует духовность». Но даже в таком «мягком» варианте у нас возникает ряд вопросов.
Начнем с того, что выражение «Здоровый образ жизни формирует духовность» крайне близко к известным словам Децима Юния Ювенала «В здоровом теле - здоровый дух». И с точки зрения психологии, данная дефиниция не лишена смысла. Действительно, физически здоровый человек, вероятно, имеет более
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Духовная деградация современного спорта
устойчивую психику, менее склонен к девиантному поведению; скорее всего, у физически здорового человека и психика более здоровая, нежели у немощного. Однако данное утверждение звучит достаточно странно в контексте истории и христианской догматики.
Начнем с того, что само это высказывание вырвано из контекста. Децим Юний Ювенал буквально писал следующее [4]:
Надо молить, чтобы ум был здравым в
теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает
страха пред смертью, Что почитает за дар природы предел
своей жизни, Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -Духа, что к гневу не склонен, страстей
неразумных не знает, Предпочитая отраду тяжких трудов
Геркулеса Чувству любви, и пирам, и роскоши
Сарданапала. Иными словами, смысл высказывания вывернут наизнанку.
С исторической точки зрения данный лозунг себя не оправдал. Древние римляне с самого рождения заботились исключительно о физической форме человека. И это могло им создать одну из самых грозных армий в истории человечества. Но, как показывают уроки истории, этого оказалось недостаточным для сохранения своей государственности. Заботясь исключительно о теле, римляне и вовсе забыли о собственной духовности... В итоге вся эта армия оказалась бессильной перед персами, поскольку к этому времени всё римское общество оказалось морально деградированным. Всё, что они могли предложить обывателям Древнего Рима, так это «Хлеба и зрелищ» (читай - «спортивных зрелищ»). Этого оказалось мало для защиты своей страны.
Приведём еще один исторический пример. Германия времени правления Адольфа Гитлера культивировала спорт и здоровый образ жизни. Это не уберегло немецкий народ от нацистской чумы. Чем всё это закончилось - знает каждый.
С позиции христианской догматики, тезис «В здоровом теле - здоровый дух» и вовсе выглядит несуразно. В христианстве (как и в любой религии) основной вопрос философии однозначно решается в пользу идеализма. Идея первична по отношению к материи, дух первичен по отношению к телу.
Конечно, можно вспомнить слова апостола Павла о том, что тело есть храм Божий (буквально: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас
Святаго Духа?») [5]. Но эти слова связаны отнюдь не с призывами заниматься спортом и даже не с пропагандой здорового образа жизни. Святой Феофан Затворник так толковал эти слова: «Храм Духа Святаго - телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчел, так эти нечистоты отгоняют Духа» [6]. Иными словами, речь идёт совершенно о другом - о том, что «Здоровый дух диктует нам заботу о теле». Но эта забота не о «физическом» здоровье тела, а «нравственном». Тело, как Храм Божий, должно быть свободно от похоти, страстей и пороков.
Не тело определят наш Дух, а Дух определяет наше тело. Эту мысль образно, но очень точно сформулировал Михаил Булкахов словами своего героя профессора Преображенского: «.Разруха не в клозетах, а в головах».
Заключение
Таким образом, если на Западе господствует обезьянья теория Дарвина и мир там является пространством стадиона, где человек, произошедший от обезьяны, согласно концепту Дарвина, победитель в выживании вида, то согласно христианской антропологии, человек, как Образ Божий, состоит из плоти, души и духа. И главное здесь достичь симфонии этих трёх составляющих (собрать в себе «внутреннего человека», как говорил Григорий Палама, ибо все мы находимся на периферии себя. И главное здесь духовно-нравственные ценности (путь от ветхого Адама к Иисусу Христу). Отсюда, на Западе абсолютизация языческого культа силы, всевозможные Зигфриды, За-ратустры, современные голливудские супер-атлеты, и всё это шоу через культуру потребления разносится по всему белу свету. Христианская модель человека требует иного: «Духа не угашайте», как постоянно говорил Апостол Павел, а это требует совершенно иного отношения к спорту и «здоровому образу жизни», как важному, но, все же, вторичному, подчинённому главному: не забывать, что человек не «бессловесная скотина», как говорил Н.В.Гоголь, «а гражданин небесного Царствия».
Вместе с тем, нельзя не отметить и позитивное влияние спорта на духовную и психическую жизнь человека.
Семантический анализ термина «спортософия», используемого в проектах развития молодежи, дает нам значение: мудрость спорта. Мудрость можно истолковать как созидательную уместность, как знание, ориентированное на поиск высшего смысла. Возникает вопрос: что можно назвать созидательной уместностью и высшим смыслом спорта. Попробуем это обозначить:
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Spiritual degradation of modern sport
1. Здоровье, здоровый образ жизни. Свобода, легкость, радость движения, владения телом, преодоление заданных границ физических возможностей. Гармоничная активность (бег) увеличивает наличие в крови бета-эндорфина, гормона, отвечающего за хорошее настроение и самочувствие.
2. Личностное развитие как акт самосовершенствования через конструктивное целеполагание, волевое развитие, выстраивание системы жизненных ценностей. Обретение (спортивного) духа, как направленной созидательной активности, наполняющей духовностью и личный спортивный опыт, и жизненное пространство человека.
3. Чувства и переживания, связанные с красотой спорта. Красота тела, красота движения, красота и гармония действий и смыслов, красота игры. Митрополит Антоний Сурожский в беседе «Богословие красоты» [10] сказал, что противоположностью красоты является не уродство, а бессмысленность. Красота сама уже
несет смысл. Герой Достоевского давно всех известил, что красота спасет мир. Спорт точно может в этом поучаствовать, влияя своей зрелищностью на коллективные представления болельщиков о гармонии, эстетике и красоте тела.
4. Сплоченность командной работы. Способность и желание сотрудничать.
Это было и могло бы быть дальше. Реальность меняется. Современный спорт все более утрачивает добрую, наивную форму «хобби» и превращается в инструмент бизнеса, даже политики. Футбол называют народной религией, спортсмены становятся кумирами, которых вообще нельзя творить. Профессиональный спорт изобилует травмами, перенапряжением, использованием допинга, фрустрациями на фоне проигрыша или несправедливости, утратой контроля и агрессией. Появляются все новые экстремальные виды спорта, целью которых является повысить не уровень спортсмена, а уровень опасности.
Литература
1. Словарь Ожегова. https://gufo.me/dict/ozhegov/спорт.
2. Футбольные хулиганы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбольные_хулиганы
3. Массовые беспорядки в Москве (2002). https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовые_беспорядки_в_Москве_ (2002).
4. В здоровом теле здоровый дух. https://ru.wikipedia.org/wiki/В_здоровом_теле_здоровый_дух
5. 1 Кор.6:19
6. Толкования на 1 Кор. 6:19 Феофана Затворника
7. Брокгауз Ф. И. Ефрона И. Энциклопедическом словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2005. С.548.
8. https://yandex.ru/search/?text
9. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72112708/
10. Митрополит Антоний Сурожский. Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах.- Москва: Никея, 2019.
References
1. Ozhegov Dictionary. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/спорт (In Russ.)
2. Football hooligans. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбольные_хулиганы (In Russ.)
3. Mass unrests in Moscow (2002). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовые_беспорядки_в_Москве_ (2002) (In Russ.)
4. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/В_здоровом _теле_здоровый_дух (In Russ.)
5. First Epistle to the Corinthians, Chapter 1, verses 6-19 (In Russ.)
6. Interpretations of the First Epistle to the Corinthians, Chapter 1, verses 6-19 of Theophan the Recluse (In Russ.)
7. Brockhaus, F. I. & Efron I. (2005). Encyclopedic dictionary. Modern version. Moscow: Eksmo, 548. (In Russ.)
8. URL: https://yandex.ru/search/?text (In Russ.)
9. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72112708/ (In Russ.)
10. Metropolitan Anthony Of Surozh (2019). Chaos. Law. Freedom. Conversations about meanings. Moscow: Nikea. (In Russ.).
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL