Р.М. Мухаметзянова-Дуггал УДК 323
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В статье выявлены основные риски и угрозы духовной безопасности современного российского общества, раскрыты их содержание и проявления. Отмечается, что угрозы в духовной сфере, имеющие место в наши дни, прежде всего связаны с либеральным реформированием периода «перестройки» и деидеологизацией общественного сознания. Они также связаны со значительным увеличением количества новых нетрадиционных религиозных организаций и культов. Серьезная угроза национальной и духовной безопасности России - рост религиозного фундаментализма. Не менее серьезной угрозой является распространение влияния СМИ на духовную жизнь россиян, а также распространение вестернизированной массовой культуры, пропагандирующей индивидуалистические, потребительские модели поведения. В заключении подчеркивается актуальность и важность теоретического осмысления и систематического эмпирического изучения всех аспектов духовной безопасности с целью выработки стратегии снижения уровня угроз в духовной сфере.
Ключевые слова: духовная безопасность, общество, государственно-конфессиональные отношения, угрозы и риски.
Regina M. Mukhametzyanova-Duggal
THEORETICAL ASPECTS OF SPIRITUAL SAFETY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY (some theoretical and practical aspects)
Abstract
The article considers theoretical aspects of spiritual security: key concepts, main approaches to its definition, etc. The author analyzed practical issues, identifies the main risks and threats to spiritual security of modern Russian society revealing their content and existence. It is noted that the threats in the spiritual realm in our day are primarily associated with the liberal reform period of perestroika and the deideologization of public consciousness. The resulting spiritual vacuum could not be filled by any integral system of ideas and values. Another threat from the point of view of the spiritual security of Russian society is associated with a significant increase in the number of new non-traditional religious organizations and cults. A serious threat to national and spiritual security of Russia poses the growth of religious fundamentalism. No less serious threat is the spread of the influence of the media on the spiritual life of Russians, as well as the westernized mass culture that promotes an individualistic, consumer behavior. In conclusion the author has emphasized the relevance and importance of theoretical understanding, empirical and systematic study of all aspects of spiritual security, with the aim of identifying strategies to reduce the level of threats in the spiritual realm.
Key words: spiritual security, society, church-state relations, threats and risks.
Современный этап развития нашей страны характеризуется тем, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца ХХ века, возрождаются исконно российские идеалы, духовность,
уважительное отношение к исторической памяти. В то же время глобализационные тенденции в культуре, религиозный экуменизм, новые для России транснациональные конфессии, поколения, воспитанные в ситуации «идеологического
Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна, доктор политических наук, заведующая отделом религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, е-mail: [email protected]
Regina M. Mukhametzyanova-Duggal, Dr. Sc. (Political studies), head of the department of religious studies of R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Scientific Center of the RAS, е-mail: [email protected]
© Мухаметзянова-Дуггал Р.М., 2015
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/4 (70)
вакуума», слабо идентифицирующие себя с Россией и ее культурой, - все это создает угрозу национальному суверенитету России и культурной идентичности россиян, дальнейшему движению нашей страны по пути социальной и политической модернизации.
Ранее считалось, что безопасность - это защищенность общества от военной угрозы, охрана государственных границ и борьба с «подрывной» деятельностью враждебных групп и с инакомыслящими. По мере разработки проблем безопасности они стали включать в себя и другие не менее важные аспекты жизни общества и человека - технологическую, экологическую, правовую, информационную, финансовую безопасность и производные от них виды [1, с. 39]. В настоящее время идет пересмотр взглядов на систему безопасности духовной сферы, центр тяжести переносится с анализа идеологических процессов на интересы самого человека, развития его творческого потенциала, на нужды и духовные потребности гражданского общества. На повестку дня ставятся вопросы не только военной, техногенной или экологической безопасности, но и то, что определяет содержание и смысл существования как всего человечества, так и каждого индивида - их духовная безопасность.
Выделяются три основных подхода к определению духовной безопасности: традиционный, социологический и политологический. В рамках традиционного подхода под духовной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз. Определение рассматриваемого феномена в рамках социологического подхода: духовная безопасность - это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она предоставляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. Духовная безопасность через призму политологического подхода определена как: 1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность; 2) состояние защищенности жизненно важных духовных интересов и потребностей личности, общества и государства; 3) система
отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовной жизни и духовного развития [2, с. 32].
Если в традиционном подходе акцентируется внимание на защите от определенных рисков, вызовов и угроз, то в социологическом и политологическом - прежде всего на определенном внутреннем состоянии системы духовной безопасности, определяемом взаимодействием ее элементов (субъектов), которое должно обеспечить нормальное функционирование этой системы, а также функционирование и развитие общества в целом вне зависимости от наличия тех или иных угроз. На наш взгляд, для достижения эффективной духовной безопасности в будущем необходимо гармоничное развитие всех трех указанных направлений в рамках политологического подхода.
В чем же состоит социальная опасность в духовной сфере в наши дни? Каковы угрозы духовной безопасности? Прежде всего - это деидеоло-гизация общественного сознания, связанная с либеральным реформированием периода «перестройки». В результате радикальных изменений во всех сферах жизни, в обществе произошел отказ от идеалов и ценностных ориентиров, которыми три четверти века руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум до сих пор не удалось заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей.
В современном российском обществе, в среде политической элиты до сих пор не сложилось единого представления о месте и роли религии в общественном развитии. Одни (приверженцы конституционных норм в сфере свободы совести) пытаются сохранить в стране либерально-демократическое отношение к религии, другие (приверженцы возвращения к национально-культурным традициям) стремятся выстроить идеологию государственного развития на базе традиционных религиозных ценностей.
В последние десятилетия на участие в выработке национальной идеи и российской идеологии стала претендовать Русская православная церковь. Данная ситуация имеет свои исторические причины. Православие имеет многовековую историю в нашей стране. В истории российского государства оно играло особую роль и имело особый юридический статус. Естественно, что в условиях возрождения православной духовности и религии возникла потребность и воз-
24
Р.М. Мухаметзянова-Дуггал
можность сотрудничества традиционных религиозных организаций и государственных структур, политической элиты в целях поиска и закрепления национальной идеи, способной интегрировать российское общество. Однако Россия - поликонфессиональная страна, в которой живут граждане более 180 этнических общностей, действуют последователи свыше 70 религиозных направлений и общенациональная идеология не может базироваться на ценностях и социокультурном наследии только одной конфессии. Более того, такой подход подрывал бы принципы отде-ленности церкви от государства, лежащие в основе современной организации общества. И, наконец, необходимо учитывать, что около 30% населения России не относят себя ни к какой конфессии.
По мнению Ж.Т. Тощенко, которое представляется нам справедливым, современная идеология должна быть «многомерной», т.е. полноценно отражать интересы разных слоев общества, учитывать все этнокультурное и конфессиональное многообразие России. Только в этом случае она сможет стать основой национальной самоидентификации россиянина [3, с. 50].
Другой, не менее серьезной угрозой с точки зрения духовной безопасности российского общества, является значительное увеличение количества новых нетрадиционных религиозных организаций и культов, рискогенный потенциал которых обусловлен применением разрушительных, глубоко вторгающихся в индивидуальную психику методов воздействия. Так, изучение этноконфессиональных процессов в Башкортостане на современном этапе показало, что количество новых религиозных движений (НРД) в республике продолжает расти. Вместе с тем их удельный вес остается пока невысоким (в 1990 г. - 21,2%, 1995 - 6,2, 1997 - 6,1, 2000 - 22, 2003 - 16,5) [4, с. 18]. Социальная база последователей нетрадиционных культов в Башкортостане представлена лицами различной этнической принадлежности, - русскими, татарами и башкирами. Как правило, это люди зрелого и молодого возрастов, студенты. Среди них преобладают лица с высшим образованием, особенно гуманитарным, большей частью - женщины. Было также установлено, что имеет место отток «этнических» или потенциальных православных и мусульман из традиционных религий в новые религиозные движения.
Необходимо отметить, что в настоящее время в российском обществе сложились две полярные точки зрения на эту проблему. Первая - когда увеличение количества новых для России религий объявляется нормальным естественным процессом, не требующим никакого законодательного регулирования, а возникающие при этом противоправные проявления - своеобразной платой, которую демократическое общество должно платить за наличие религиозных свобод. Вторая -когда все религиозные новообразования изначально, без какого-либо изучения их сути, объявляются порочными и нежелательными. Нам представляется, что вопросы создания, деятельности и государственной регистрации религиозных движений должны законодательно регулироваться, а их вероучения и культовая практика изучаться квалифицированными специалистами в этой области. Важную функцию в этом плане играют органы юстиции Российской Федерации, осуществляющие государственную религиоведческую экспертизу, в результате которой регистрируют, либо не регистрируют религиозные организации [5, с. 224].
Следующая угроза национальной и духовной безопасности России - рост религиозного фундаментализма. Основная опасность, связанная с ним, кроется в присущей ему тенденции противопоставления религиозного авторитета и государственности, верующих определенной конфессии и иноверцев, а также атеистов, что является фактором дезинтеграции и фрагментации общества, ослабления духовного единства нации. Следствием и продолжением фундаментализма является религиозный экстремизм, характеризующийся крайностями в интерпретации вероучения и в выборе методов практической реализации своих целей. Религиозный экстремизм направлен на подрыв основ светского государства, сложившегося социального порядка, против законов и правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения.
В последние годы существенно возросло количество преступлений экстремистской направленности. В Приволжском федеральном округе половина данных преступлений приходится на Татарстан, Башкортостан и Нижегородскую область, значительная часть связана с экстремизмом среди мусульман. Только в Башкирии в 2013-2014 гг. привлечены к уголовной ответственности (по ст. 282, 205) 40 человек,
средний возраст которых составляет 27 лет, самому молодому 21 год. Известно, что в рядах ИГИЛ (Исламское государство Ирана и Леванта) воюют молодые люди из России, из них 12 человек из Башкирии (по данным на 2014 г.) [6, с. 20].
Основным каналом распространения экстремистской идеологии является сеть Интернет. Через нее же осуществляется вербовка в экстремистские организации. Министерство внутренних дел РФ признало это и разработало стратегию борьбы с экстремистской идеологией, рассчитанную на период до 2025 года.
Серьезной угрозой является распространение влияния СМИ на духовную жизнь россиян, а также распространение вестернизированной массовой культуры, пропагандирующей индивидуалистические, потребительские модели поведения, вытесняющие традиционные для менталитета россиян стереотипы и ценности коллективизма, социального соучастия, служения общенациональным интересам и целям. Четко и конкретно прописаны в Доктрине информационной безопасности реальные угрозы в области духовной жизни и информационной деятельности, которые, к сожалению, имеют место в нашей социокультурной и политической реальности: девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России; усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни от зарубежных информационных структур; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др.
Нами был проведен содержательный, статистический и объектный анализ публикаций федеральных и региональных СМИ с точки зрения удовлетворения духовных потребностей, реализации гражданами права на свободу совести. Выявление сообщений по вопросам реализации права на свободу совести в СМИ с помощью информационно-аналитической системы «Меди-алогия» показало, что в период с 1 января по 31 декабря 2013 г. информация в контексте «свобода совести» присутствует в 6193 публикациях общероссийских и региональных СМИ. Указанные вопросы регулярно освещались СМИ (феде-
ральными - 49%, региональными - 36%, зарубежными - 15%). Пики публикационной активности приходятся на июнь 2013 г. В этот период в СМИ активно обсуждался вопрос об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих. В целом, при удовлетворительном состоянии информированности населения и общем количестве публикаций, посвященных основным событиям в области свободы совести, духовных потребностей граждан, следует отметить следующее: информационный характер публикаций, небольшое количество экспертных аналитических статей по проблемам свободы совести, государственно-конфессиональных отношений; узкая ресурсная база распространения информации в СМИ (информагентства являются едва ли не единственным источником информации); недостаточное участие в формировании знаний о различных конфессиях, правовой культуры в области свободы совести и т.д.
Таким образом, к основным угрозам в области духовной безопасности можно отнести и следующие: деидеологизация общества; влияние нетрадиционных религиозных организаций на менталитет и мировоззрение россиян; распространение религиозного фундаментализма; угрозы духовной безопасности, содержащиеся в деятельности СМИ и расширяющемся влиянии массовой культуры. Для снижения уровня угроз в духовной сфере, на наш взгляд, необходима выработка стратегии, проведение адекватной государственной политики в сфере духовного и нравственного воспитания населения, ограничение использования возможностей СМИ в целях, обладающих социально деструктивным потенциалом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. -1995. - № 12. - С. 39-47.
2. Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности). - Москва, 2005. - 109 с.
3. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность. - М: Academia, 2007. - 664 с.
4. Религиозные организации Республики Башкортостан. - Уфа, 2004. - 257 с.
5. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Модель государственной политики в сфере свободы совести в современной России // Вестник Московского государствен-
26
ного областного университета. - 2011. - № 2. -С. 220-225.
6. Юнусова А.Б. Республика Башкортостан // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Приволжского федерального округа. Экспертный доклад за 2014 год. - Москва-Ижевск-Оренбург: АНО «Ижевский институт компьютерных исследований», 2014. - 118 с.
REFERENCES
1. Janovskij R.G. Dukhovno-nravstvennaja bezopas-nost'Rossii [Spiritual and moral security of Russia]. In: Sociologicheskie issledovanija [Sociological research]. 1995, no. 12, p. 39-47 (In Russ.).
2. Dukhovnaja bezopasnost' Rossii (aktual'nye teo-retiko metodologicheskie i prakticheskie problemy duhovnoj bezopasnosti) [Spiritual security of Russia (theoretical and methodological, practical challenges of spiritual security)]. Moscow, 2005, 109 p. (In Russ.).
P.M. MyxaMem3MHoea-flyeecw
3. Toshhenko Zh.T. Teokratija: fantom ili real'nost' [Theocracy: phantom or reality]. Moscow, Academia, 2007, 664 p. (In Russ.).
4. Religioznye organizatsii Respubliki Bashkortostan [The religious organizations of the Republic of Bashkortostan]. Ufa, 2004, 257 p. (In Russ.).
5. Muhametzjanova-Duggal R.M. Model' gosudarst-vennoj politiki v sfere svobody sovesti v sovremennoj Rossii [Model of state policy in the sphere of freedom of conscience in contemporary Russia]. In: Vestnik Moskovsk-ogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow state regional University]. Moscow, 2011, no. 2, p. 224.
6. Yunusova A.B. Respublika Bashkortostan [The Republic of Bashkortostan]. In: Mezhetnicheskie otnosh-enija i religioznaja situacija v subektah Privolzhskogo federal'nogo okruga. Ekspertnyj doklad za 2014 god [Inter-ethnic relations and religious situation in the regions of the Volga Federal district. Expert report for 2014]. Moscow-Izhevsk-Orenburg, 2014, 118 p.
К сведению читателей
Вышла книга:
Религиозные объединения Республики Башкортостан. Справочник. ский полиграфкомбинат, 2014. - 168 с.
Уфа: ГУП РБ Уфим-
Настоящий справочник посвящен религиозным конфессиям, объединениям, организациям и группам Республики Башкортостан. Помимо их состояния на настоящий момент, в справочнике отражены основные тенденции их развития, динамики межконфессиональных отношений и краткие сведения по истории каждой религиозной общины в Башкортостане. Работа снабжена глоссарием религиозных терминов и приложениями. В сборник вошли документы и материалы, отражающие взаимодействия религиозных объединений с государством и обществом в целом. Работа предназначена священнослужителям всех конфессий, работникам государственных, федеральных, республиканских и муниципальных органов власти, правоохранительных органов, общественным деятелям, ученым, аспирантам и студентам, а также всем, интересующимся вопросами религии и формирования государственно-конфессиональной политики на территории Республики Башкортостан.