DOI 10.24412/cl-37234-2024-1-64-69
DUE DILIGENCE В ИСКУССТВЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ «ДОЛЖНОЙ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ» В АРТ-РЫНКЕ
А.М. Давтян
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP) [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о том, что картины и иные предметы искусства нередко становятся предметом судебных тяжб. Сторонами спора бывают как государства, музеи, так и коллекционеры. Причиной судебных споров может явиться факт обнаружения того, что предмет искусства, который стал предметом сделки, явился краденным, либо что ему было присвоено авторство иного лица. Для того чтобы не стать приобретателем краденных объектов искусства или же поддельного искусства необходимо проводить процедуру должной предосторожности
Ключевые слова: искусство, арт-рынок, due diligence, процедура должной предосторожности, коллекционеры.
В 2011 году мир искусства был шокирован новостью о продаже галереей поддельных объектов искусства на 80 (восемьдесят) миллионов долларов США. Американская галерея “Knoedler&Co” 14 лет сотрудничала с арт-дил-лером, благодаря чему получила около 80 миллионов долларов прибыли. “Knoedler&Co” продавала работы таких деятелей современного искусства, как Роберт Мазервелл, Марк Ротко, Ричард Дибенкорн и др. Однако спустя 14 лет оказалось, что картины были поддельными.
Первый иск против галереи был подан в 2007 году, когда галерея продала «подлинное» полотно Джексона Поллока лондонскому коллекционеру Пьеру Легранжу за 17 млн. долларов. Второй иск был вокруг «искусства» Марка Ротко - истцами оказались председатель компании “Tom Ford” Доменик ДеСоле и его жена Элеонора, которые в 2004 году приобрели в “Knoedler&Co” поддельную картину Ротко за $8.3 млн. Третий судебный процесс был вокруг поддельного полотна Виллема де Кунинга, которое было продано за 4 миллиона, а приобретателем картин оказался основатель “Irving Place Capital” Джон Д. Говард.
Четвертый иск против той же галереи был подан в федеральный окружной суд Нью-Йорка, а истцом оказалась организация “Martin Hilti Family Trust”,
основанная Мартином Хилти в Лихтенштейне. В своем исковом заявлении истец ссылался на результаты экспертизы полотна. В ходе исследования было выяснено, что картина «Без названия» 1956г. содержит особенный красный пигмент, который не был известен до 1960-х годов.
Предметы искусства, живописи имеют в себе не только ценность, как объекты мирового искусства, но и, в том числе, как любой объект права интеллектуальной собственности и «предмет роскоши». Стоит отметить, что объекты культурного наследия являются достаточно привлекательными видами инвестирования, именно поэтому мировой арт-рынок нуждается в урегулировании.
Мировой арт-рынок делит все страны, которые участвуют в рыночном обороте, на три группы: страны импорта, страны экспорта и страны-транзиты. По понятным причинам законодательство стран может существенно различаться: если в одном государстве правовой режим культурных ценностей и правила их оборота являются достаточно либеральными, то в другом, наоборот, присутствуют серьезные ограничения на торговлю предметами искусства, а коммерческий вывоз за пределы страны нередко запрещен вообще, за небольшими исключениями1.
Арт-рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Понятие арт-рынка имеет узкое и широкое значение. Первоначально под этим термином понимали оборот предметов, обладающих художественной ценностью2. Позднее этот термином стали использовать и для характеристики исполнительских искусств и других культурных услуг. Более корректно совокупность тех и других элементов рынка можно характеризовать как «рынок художественный». Художественный рынок - способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Термин «арт-рынок» более правильно используется для обозначения понятия товарооборота произведений неисполнительского искусства. Все, что связано с оборотом художественно-культурных ценностей, следует определять «рынок культурных услуг»3.
Современный арт-рынок принято делить на следующих субъектов:
1 Клебанов Л.Р. Арт-рынок: актуальные проблемы правового регулирования / Л.Р. Клебанов. Москва: НОРМА, 2022. 232c.
2 Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
3 Арт-рынок. [Текст]: электронный // Фонд знаний «Ломоносов»: [сайт]. URL:
http://www.lomonosov-fund.rU/enc/ru/encydopedia:01217:artide (дата обращения:
09.05.2022).
• авторы, то есть, создатели произведений искусства (художники, скульпторы и т.д.), именно данные субъекты обеспечивают «первый выход» на рынок объектов искусства;
• посредники между продавцами и покупателями (аукционные дома, артдилеры, профессиональные оценщики, страховые компании, компании, предоставляющие информационные и юридические услуги);
• приобретатели произведений искусства (физические лица, компании, банки, инвестиционные и паевые фонды, галереи).
Значительную роль для арт-рынка играют аукционные дома: именно данные субъекты фактически «создают» данный рынок. Исторически этот рынок создавали и до настоящего времени создают два крупнейших аукционных дома - Крстис4 и Сотбис5.
Большая часть продаж произведений искусства на арт-рынке происходит не со стороны непосредственных создателей/авторов, а со стороны приобретателей, в чьей собственности они находились. Из этого можно сделать вывод, что ключевым фактором ценообразования являются время, которое необходимо для того, чтобы автора «признали», а также и инфраструктура рынка. Есть более развитые арт-рынки, к примеру, американский рынок, и есть менее развитые, к примеру, армянский арт-рынок.
Рынок искусства представляет из себя сложную составляющую: особенность данного рынка в том, что отношения складываются вокруг объектов искусства, что, по своей сути, представляют собой объекты, носящие лимитированный характер. Несмотря на талант и трудолюбие, авторы ограничены разными факторами при создании произведений искусства - такими, как время, финансовое состояние, вдохновение и т.д. Именно данные факторы делает искусство дорогим и желанным для многих инвесторов, и, конкретно, данные факторы порождают появление краденных объектов искусства и подделок.
Еще 30 лет назад историки искусства довольно небрежно относились к исследованию происхождения предметов искусства6. Изыскания в области провенанса предполагают обработку и систематизацию разрозненной информации, и скрупулезное изучение коллекционных отметок и маркировки на самих произведениях. Основными источниками служат проведенная после Второй мировой войны инвентаризация и аукционные каталоги почти 300летней давности. Довольно редко удается проследить всю цепочку владельцев предметов искусства. Эти частичные и (значительно реже) полные сведения 4 5 6
4 https://www.christies.com
5 http://sothebys.com
6 К тому же этой теме посвящено сравнительно мало публикаций.
публиковались в музейных или аукционных каталогах, а иногда и в научных статьях, правда, обычно в сносках. Долгие годы это было знание ради знания. Однако в некоторых случаях провенанс может добавить ценности произведению искусства. В качестве хрестоматийного примера, подтверждающего данную тенденцию, можно назвать мемуары Эдварда де Вааля «Заяц с янтарными
7
глазами»7.
Стоит отметить, что провенанс - то есть записи об истории владения художественными предметами, антиквариатами, стал более «популярен» в связи с появлением широкой практики реституции предметов искусства, в частности, похищенных нацистской Германией. Необходимо отметить, что одной из популярнейших картин, которая также была предметом реституции и долгое время была объектом судебного спора, стала картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I» известного художника Густава Климта, более популярная, как «Женщина в золотом»8.
Однако провенанс не является обязательной процедурой и не обеспечивает полностью гарантии от возможных негативных последствий со сделками искусства: он готовится больше для выставок, чтобы посетители имели возможность ознакомиться с «судьбой» произведения.
Одним из необходимых условий снижения криминальных, репетиционных, имущественных и прочих рисков на арт-рынке является соблюдение процедуры «должной» предосторожности (due diligence), т.е. процедуры принятия решения о сделке и прочих рисках на основе получения и анализа всей возможной информации относительно качества предмета арт-рынка и его легитимности в гражданском обороте; правового и иного статуса контрагентов и посредников по сделке; происхождения денег, уплачиваемых по сделке; прочих существенных обстоятельств сделки.
Процедура Due Diligence - это аудит правоустанавливающих и корпоративных документов контрагента с целью выявления возможных для заказчика юридических и экономических рисков при взаимодействии с контрагентом. Due Diligence на рынке искусства - это аудит правоустанавливающих документов, изучение провенанса, в том числе и в случае необходимости аудит документов по экспертизам с целью подтверждения подлинности
7 Элиот У.Р. Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге - это тайная жизнь произведений искусства / У.Р. Элиот. [Текст]: непосредственный // The art newspaper Russia. 2014: https://www.theartnewspaper.ru/posts/601/.
8 Об судебном деле наследницы картины по реституции снят фильм «Женщина в золотом».
картины и отсутствия факта кражи или нелегального присвоения объекта искусства.
Процедура Due diligence в искусстве должна включать в себя хотя бы 7 стадий - это проверка всех обстоятельств приобретения (провенанс); личность участников сделки; уплачиваемую цену; базы данных похищенных культурных ценностей (таких, как база данных интерпола и база данных “The Art Loss Register”); иную относящуюся к сделке информацию и документы, которые можно было бы разумно получить. В некоторых случаях появляется необходимость проведения экспертизы для того, чтобы удостовериться, могла ли картина быть поддельной, как в ситуации с галереей “Knoedler & Co”.
В вопросах похищенных культурных ценностей, в том числе, особую роль играет Конвенция УНИДРУА «О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях» (1995г.).
Швейцария в своем законодательстве установила стандарты по due diligence. Подобное решение для швейцарского законодателя было фактически вынужденным, потому что долгое время это государство считалось «перевалочным пунктом для похищенных ценностей», особенно после Второй мировой войны.
Процедура due diligence может осуществляться в следующих формах:
• получение необходимой информации при изучении каталога работ, выставляемых на аукционе;
• обращение к специализированным базам данных, включая базы правовой
информации;
• получение актов экспертных исследований (актов экспертных заключений);
• получение результатов криминалистических методов исследования.
С учетом того, что художественный рынок - достаточно желанный для инвесторов и ценителей предметов искусства, возникает немаловажная задача проверки своих контрагентов на данной рыночной площадке, в частности, их репутации, добросовестность в выполнении обязательств. Данная процедура является очень важной, если принимать во внимание тот факт, что инвестиции в художественной рынок не ограничиваются только куплей-продажей товаров. Для того чтобы избежать ситуаций с куплей-продажей поддельных объектов искусства, либо ситуаций, когда покупаются краденные объекты искусства, и в дальнейшем появляется риск реституции, учитывая уникальность арт-рынка, необходимо ввести процедуру due diligence для всех объектов искусства при заключении сделок по купле и продаже данных объектов. Процедура должна включать в себя этапы, позволяющие идентифицировать автора
произведения, покупателей и продавцов объектов искусства и исследования
относительно подлинности произведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клебанов Л.Р. Арт рынок: актуальные проблемы правового регулирования / Л. Р. Клебанов. М.: НОРМА, 2022.
2. Арт-рынок. [Текст]: электронный // Фонд знаний «Ломоносов»: [сайт]. URL:
http://www.lomonosov-fund.rU/enc/ru/encyclopedia:01217 :article (дата обращения:
09.05.2022),
3. https://www.christies.com,
4. http://sothebys.com
5. Элиот У.Р. Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге - это тайная жизнь произведений искусства / У.Р. Элиот. [Текст]: непосредственный // The art newspaper Russia. 2014. https://www.theartnewspaper.ru/posts/601/
6. Конвенция Юнидруа По похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года),
7. The Art Loss Register.
DUE DILIGENCE IN ART: THE NEED FOR A "DUE DILIGENCE" PROCEDURE IN THE ART MARKET
A. Davtian
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP)
ABSTRACT
Paintings and other art objects often become the subject of litigation. The parties to the dispute are both states, museums, and collectors. The reason for legal disputes may be the fact that the art object that became the subject of the transaction was stolen, or that it was assigned the authorship of another person. In order not to become an acquirer of stolen art or fake, it is necessary to carry out the procedure of due precaution Keywords: art, art market, due diligence, due diligence procedure, collectors.