Дуайт Дейвид ЭЙЗЕНХАУЭР
В политической системе США с 1930-х гг., когда президентом стал Ф.-Д. Рузвельт (1933-1945), роль института президентства и самого президента резко возросла. Институт президентства становится важнейшим звеном в решении не только внутриполитических, но и мировых проблем. Масштаб и степень влияния федерального правительства и президента значительно увеличились под воздействием императивов Нового курса и Второй мировой войны.
Изучением института американского президентства, исследованием роли личности в политике занимались и занимаются многие политологи и политические психологи. На основании исследований (и личных наблюдений1) они приходят к выводу, что в ходе разработки и реализации своей политики президенты проявляют разную степень активности и демонстрируют различный лидерский стиль. Одни президенты лишь четко осуществляют те властные полномочия, которые определены Конституцией, другие стремятся по возможности их расширить - осуществлять также полномочия, не предписанные для выполнения другими ветвями власти. Так, Л. Кениг выделяет два основных типа президентов с точки зрения их лидерского стиля: президент, «буквально выполняющий обязанности» и «сильный» президент2. Э. Харгроув называет эти типы так: «сдержанные президенты» и «президенты действия»3. Для успешной деятельности, подчеркивает Ф.-И. Грин-стайн4, очень важны такие качества, как способность к межличност-
1 См., например: Гринстайн Ф. И. Мое видение президентства // Вестн. МГУ Сер. 18: Социология и политология. 2007. (Пер. с англ. и предисловие Т.Н. Самсоновой) - в печати.
2 Koenig L. The Chief Executive. N. Y., 1968. Р. 10-12.
3 Hargrove E.C. Presidential Leadership: Personality and Political Style. N. Y., 1966.
4 Фред Ирвин Гринстайн (Greenstein) (1930) хорошо известен широкому кругу специалистов, занимающихся изучением политической теории. Его монографии «Американская партийная система и американский народ» (1963), «Дети и политика» (1965), «Личность и политика: проблемы доказательства, выводов и концептуализации» (1969), «Президентство «скрытой руки»: Эйзенхауэр как лидер» (1982), «Как президенты оценивают реальность: решения по Вьетнаму в 1954 и 1965 гг.» (1989, совместно с Дж. Берком), «Различия между президентами: лидерский стиль от Франклина Делано Рузвельта до Клинтона» (2000), а также многочисленные статьи знаменуют новый этап в исследовании проблем личности в политике, политического лидерства, института американского президентства. В настоящее время Ф. Гринстайн руко-
ному общению, организаторский дар, политическое мастерство, политическое предвидение, когнитивный стиль и эмоциональная устойчивость1.
С позиций сказанного выше большой интерес может представлять личность президента США Дуайта Дэйвида Эйзенхауэра (19531961). Президентом он стал в 1952 г, уже проявив себя как генерал, как государственный деятель и как лидер. В США Эйзенхауэр - один из национальных героев, символ победы во Второй мировой войне. С 1943 г. он был верховным главнокомандующим экспедиционными силами союзников в Западной Европе. По окончании войны командовал оккупационными силами США в Германии. В 1945-1948 гг. был начальником штаба армии США, в 1950-1952 гг. - верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе. За боевые заслуги в годы Второй мировой войны Д. Эйзенхауэр был награжден высшим военным орденом СССР - орденом «Победа» (1945).
Д. Эйзенхауэр как президент пользовался большим доверием американского народа. Высокий рейтинг и большая общественная поддержка Д. Эйзенхауэра, считает Ф. Гринстайн2, объясняется тем, что в своей политической деятельности президент, не придавая гласности выполнение всех функций главы исполнительной власти, весьма эффективно применял пять стратегических приемов. Это лидерство «скрытой руки»; инструментальное использование языка, отказ от публичных критических высказываний в чей-либо адрес; учет в своих действиях личностных особенностей людей; избирательная тактика делегирования полномочий. Все это позволяло Эйзенхауэру преодолевать многочисленные социальные и политические разногласия3.
Политика «скрытой руки» нередко использовалась Д. Эйзенхауэром с целью создания своего рода «дымовой завесы» для дальнейших действий. Одни высказывания президента призваны были запутать секретные для широкой общественности темы; другие несли умышленно двусмысленные сообщения, которые обеспечи-
водитель Программы по изучению политического лидерства школы им. Вудро Вильсона в Принстонском университете.
1 Greenstein F.I. The Qualitative Study or Presidential Personality // Political Leadership for the New Century: Personality and Behavior among American Leaders. Westport (Conn.) and London, 2002. P. 6-8.
2 См., прежде всего, монографию Ф.-И. Гринстайна: Greenstein F.I. Hidden-Hand Presidency: Eisenhower as Leader. N. Y., 1982.
3 Greenstein F.I. Eisenhower's Leadership Style // Political Leadership in Democratic Societies. Chicago, 1991. Р 301-302.
вали Д. Эйзенхауэру свободу действия. Такое преднамеренное использование двусмысленности и уклончивости были присущи не только Эйзенхауэру. Но его отличала способность придать таким высказываниям бесхитростный характер1.
Как человек, прошедший через военные испытания в годы Второй мировой войны, Д. Эйзенхауэр с особым вниманием относился к вопросам национальной безопасности, к проблемам войны и мира. И несомненными успехами его внешней политики было заключение в 1953 г. перемирия в Корее и отказ от военной интервенции США во Вьетнаме в 1954 г.2
Вот слова Д. Эйзенхауэра: «Разоружение... это императив, над которым надо продолжать работать. Как человек, который видел ужасы и тяготы войны и который знает, что новая война может полностью уничтожить нашу цивилизацию, создававшуюся так медленно и так мучительно в течение тысячелетий, я хотел бы сегодня сказать, что прочный мир уже в пределах видимости»3.
С превращением США в мировую державу с все увеличивающимся арсеналом ядерного оружия роль президента возрастает в еще большей степени. Президент обладает статусом главнокомандующего. И от того, какова фигура президента, каковы его личностные качества, во многом зависит сегодня решение вопросов войны и мира.
Вниманию читателей предлагается работа М. Боуз и Ф.-И. Грин-стайна «Политика «скрытой руки» против эффективной риторики: разнообразная политическая риторика президента Эйзенхауэра», в которой на конкретных материалах показана значимость личностных качеств президента. Переведено на русский язык впервые. Перевод сделан по изданию: Bose M. and Greenstein F.I. The Hidden Hand vs the Bully Pulpit: The Layered Political Rhetoric of President Eisenhower // Dorsey L.G. The Presidency and Rhetorical Leadership. College Station, TX: Texas A & M Press. 2001. P. 184-199*.
1 Greenstein F.I. Eisenhower's Leadership Style // Political Leadership in Democratic Societies. Chicago, 1991. Р 310.
2 Сравнительный анализ решений, принятых президентами Д. Эйзенхауэром и Л. Джонсоном и их администрациями по Вьетнаму, проведен в работе Ф. Гринстайна, написанной совместно с Дж.-П. Берком: Burke J.P. and Greenstein F.I. (with the collaboration of L. Berman and R. Immerman). How Presidents Test Reality. Decisions on Vietnam, 1954 & 1965. N. Y., 1989.
3 Цит. по: Амброз С. Эйзенхауэр: солдат и президент. М., 1993. С. 508.
* Перевод с английского и предисловие доктора политических наук, профессора Т.Н. Самсоновой.