Научная статья на тему 'Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований'

Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / DUAL EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пачикова Людмила Петровна, Филипповская Татьяна Владимировна

Авторы представляют рассуждения о значимости профессионального образования. Напоминают три его основные функции: социально-экономическую функцию, социокультурную функцию, социально-политическую функцию. Обращают внимание на то, что эффективная реализации указанных функций способствуют позитивной динамике социума. Значимый вклад в этот процесс вносит профессиональная педагогика, которая ищет пути актуализации позитивного взаимодействия с перспективными работодателями. Сегодня особый интерес, с точки зрения авторов, представляет опыт внедрении так называемого дуального образования. Его суть заключается в максимальном сближении производственной практики с содержанием образования будущих профессионалов. Однако, пока здесь можно говорить о развивающемся процессе в рамках системы среднего профессионального образования (СПО). Высшая школа до настоящего времени демонстрирует точечные эксперименты, связанные, в основном, с работой вузов, готовящих специалистов для высокотехнологичной сферы. Авторы задают вопрос: что сегодня мешает включению учреждений высшего профессионального образования в процесс дуального образования? Раскрывают методологические источники дуального образования. Обращаются к работам классиков социологии образования и профессионального образования. Авторы отмечают, что при различных политических коллизиях и вне независимости от выбора экономического устоя, социум может оказаться связанным с формированием условий, вызывающих застой и регрессию отдельных организаций, включая профессиональное образование. В такой ситуации и в первую очередь содержание основных функций образования оказывается в разбалансированном состоянии и, как следствие, вызывает бифуркацию -раздвоенность целеполагания при реализации каждой функции, когда результаты проявления функционала «зажаты» между «случаем и внешним ограничением, между колебаниями и необратимостью». Далее приводятся данные о процессе развития дуального образования в системе СПО и в высшей школе. Делается вывод о том, что проблема внедрения дуального образования в практику вузов имеется, но механизм ее решения пока не только не обеспечен нормативно-правовой базой, но и не подкреплен значимыми научными методологическими исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пачикова Людмила Петровна, Филипповская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual education and higher education: the problem field of research

Authors present discourses on the importance of vocational education. Recall its three main functions: socio-economic function, socio-cultural function, socio-political function. Pay attention to the fact that the effective implementation of these functions contribute to the positive dynamics of society. A significant contribution to this process is made by professional pedagogy, which is looking for ways to actualize positive interaction with prospective employers. Today, from the point of view of the authors, the experience of introducing the so-called dual education is of particular interest. Its essence lies in the maximum convergence of production practices with the content of education of future professionals. However, while here we can talk about the developing process in the framework of the system of secondary vocational education (SPE). The higher school has so far demonstrated point experiments, mainly related to the work of universities preparing specialists for the high-tech field. The authors ask the question: what prevents the inclusion of institutions of higher professional education in the process of dual education today? Disclose the methodological sources of dual education. Appeal to the works of the classics of the sociology of education and vocational education. The authors note that under various political collisions and regardless of the choice of economic foundations, society may be associated with the formation of conditions causing stagnation and regression of individual organizations, including vocational education. In such a situation, and in the first place, the content of the basic functions of education turns out to be in an unbalanced state and, as a result, causes bifurcation the duality of goal setting in the implementation of each function, when the results of the functional are “clamped” between “case and external constraint, between oscillations and irreversibility”. The following are data on the development of dual education in the system of vocational education and higher education. It is concluded that the problem of the introduction of dual education in the practice of universities is present, but the mechanism for its solution is not only not provided with the legal framework, but is not supported by significant scientific methodological research.

Текст научной работы на тему «Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN518.pdf

Статья поступила в редакцию 31.10.2018; опубликована 20.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Пачикова Л.П., Филипповская Т.В. Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pachikova L.P., Filippovskaya T.V. (2018). Dual education and higher education: the problem field of research. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN518.pdf (in Russian)

УДК 37.014.5 ГРНТИ 14.01.11; 14.01.17

Пачикова Людмила Петровна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, Россия

Заведующий кафедрой «Экономики социальной сферы» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: Pachikova49@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=658248

Филипповская Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, Россия

Доцент кафедры «Экономики социальной сферы» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: ftatyana@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=461797

Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований

Аннотация. Авторы представляют рассуждения о значимости профессионального образования. Напоминают три его основные функции: социально-экономическую функцию, социокультурную функцию, социально-политическую функцию. Обращают внимание на то, что эффективная реализации указанных функций способствуют позитивной динамике социума. Значимый вклад в этот процесс вносит профессиональная педагогика, которая ищет пути актуализации позитивного взаимодействия с перспективными работодателями. Сегодня особый интерес, с точки зрения авторов, представляет опыт внедрении так называемого дуального образования. Его суть заключается в максимальном сближении производственной практики с содержанием образования будущих профессионалов. Однако, пока здесь можно говорить о развивающемся процессе в рамках системы среднего профессионального образования (СПО). Высшая школа до настоящего времени демонстрирует точечные эксперименты, связанные, в основном, с работой вузов, готовящих специалистов для высокотехнологичной сферы. Авторы задают вопрос: что сегодня мешает включению учреждений высшего профессионального образования в процесс дуального образования?

Раскрывают методологические источники дуального образования. Обращаются к работам классиков социологии образования и профессионального образования. Авторы отмечают, что при различных политических коллизиях и вне независимости от выбора

https://mir-nauki.com

экономического устоя, социум может оказаться связанным с формированием условий, вызывающих застой и регрессию отдельных организаций, включая профессиональное образование.

В такой ситуации и в первую очередь содержание основных функций образования оказывается в разбалансированном состоянии и, как следствие, вызывает бифуркацию -раздвоенность целеполагания при реализации каждой функции, когда результаты проявления функционала «зажаты» между «случаем и внешним ограничением, между колебаниями и необратимостью». Далее приводятся данные о процессе развития дуального образования в системе СПО и в высшей школе. Делается вывод о том, что проблема внедрения дуального образования в практику вузов имеется, но механизм ее решения пока не только не обеспечен нормативно-правовой базой, но и не подкреплен значимыми научными методологическими исследованиями.

Ключевые слова: профессиональное образования; дуальное образование; среднее профессиональное образование; высшее образование

Общемировой практикой подтверждено, что профессиональное образование является социально-педагогическим феноменом, осуществляющим несколько значимых для перспективного развития социума функций. Укажем на социально-экономическую функцию, благодаря реализации которой формируется и развивается интеллектуальный, научно-технический и профессиональный социальный капитал. Отметим социокультурную функцию, направленную на становление универсальных компетенций личности, обладающей такими качествами, как умение принимать решения, брать на себя ответственность, своевременно подстраивать индивидуальную профессиональную траекторию развития под технологические и организационные инновации. Учтем и социально-политическую функцию, реализация которой направлена на адекватное потребностям общества восприятие социального контроля, включенность в общественные интеракции на основе глубокого понимания экономической и политической систем государства.

Все указанные выше функции при их эффективной реализации способствуют позитивной динамике социума. Значимый вклад в этот процесс вносит профессиональная педагогика, которая ищет пути актуализации позитивного взаимодействия с перспективными работодателями. Сегодня особый интерес, с точки зрения авторов, представляет опыт внедрения так называемого дуального образования. Его суть заключается в максимальном сближении производственной практики с содержанием образования будущих профессионалов. Однако, пока здесь можно говорить о развивающемся процессе в рамках системы среднего профессионального образования (СПО). Высшая школа до настоящего времени демонстрирует точечные эксперименты, связанные, в основном, с работой вузов, готовящих специалистов для высокотехнологичной сферы.

Закономерен вопрос: что сегодня мешает системному включению учреждений высшего профессионального образования в процесс дуального образования?

Попытаемся представить авторское видение ответа на поставленный вопрос и укажем, что настоящая публикация - только начало для перспективных научных исследований.

Введение

Методологические источники дуального образования

Историческое развитие государств, социокультурная динамика которых достаточно подробно исследована от О. Конта и Э. Дюркгейма [5] до Ф. Фукуямы [26], М. Фуко [25], Ю. Хабермаса [27], П. Слотердайка [20; 28] в зарубежной традиции и в российской научной школе от М.Н. Каткова [7], М.М. Ковалевского [8], П.Н. Милюкова [14], до Д.Н. Константиновского [10], М.Х. Титма [21], Э.А. Саара, В.Н. Шубкина и ученых уральской школы Ю.Р. Вишневского [2], Г.Е. Зборовского [6], Л.Н. Когана [9], Л.Я. Рубиной [18], В.Т. Шапко, дает достаточно оснований для обоснования теоретических концептов профессионально-педагогического дискурса. В работах С.Я. Батышева [1] и С.М. Новикова, С.И. Гессена [4] и других, развивающих их идеи, авторов прослеживается констатация: при различных политических коллизиях и вне независимости от выбора экономического устоя, социум может оказаться связанным с формированием условий, вызывающих застой и регрессию отдельных организаций, включая профессиональное образование.

В такой ситуации и, в первую очередь, содержание основных функций образования оказывается в разбалансированном состоянии, что, как следствие, вызывает бифуркацию -раздвоенность целеполагания при реализации каждой функции, когда результаты проявления функционала «зажаты» между «случаем и внешним ограничением, между колебаниями и необратимостью» [12].

Анализ действующего законодательства и опыта работы образовательных организаций показал, что с переходом на новые рыночные отношения в развитии профессионального образования возникли ментальные проблемы. Это, с одной стороны, явилось примером бифуркации развития представленных выше функций, а, с другой стороны, обострило социальную ответственность за происходящие процессы на всех уровнях управления, прежде всего, образованием.

В частности, произошел разрыв экономических отношений образовательных организаций и реального сектора экономики. Не случилось восстановления экономических отношений при формировании рынка образовательных услуг и труда:

1. государственный стандарт и профессиональные стандарты реального сектора экономики зачастую входят в противоречие, прежде всего, в особенностях содержания профессиональных компетенций;

2. попытки создания системы внутрифирменного корпоративного обучения в силу затратности не получают широкого качественного развития, но, в то же время, восстановление ранее существовавших учебных пунктов, центров повышения квалификации в производственном секторе сегодня начинается с артикуляции так называемых корпоративных университетов. Они призваны, чаще всего, используя систему онлайн-обучения, восполнить пробелы в профессиональной подготовке кадров, но статусно и содержательно не являются собственно организациями системы образования;

3. усиление академичности профессиональной подготовки в легитимных традиционных формах образовательных организаций еще больше усилило разбалансировку экономических отношений.

В то же время нельзя не обратить внимание на современные попытки теоретического осмысления перспектив дуального образования через его интеграцию с процессами корпоративной социальной ответственности (КСО) [16]. А.Г. Полякова на основе проведенных исследований делает вывод о том, что при реализации принципов социальной ответственности через дуальное образование в большей степени сфокусированы на потенциальных работников (молодежь и студентов) энергетические и металлургические компании, «нежели компании

нефтегазового сектора, где имеется наибольший уровень оплаты труда в промышленности». Исследователь подчеркивает, что нефтегазовые компании, минимизируя капитальные вложения в рынок образовательных услуг, используют свои конкурентные преимущества в социальных гарантиях на рынке труда. А.Г. Полякова делает вывод о том, что «борьба за квалифицированные и мотивированные молодые кадры активно идет между энергетической, металлургической и химической отраслями, помимо нефтегазового сектора» [16, с. 33-34].

Обратимся к практике реализации дуального образования, расширяя новым объектом рассуждения о просчетах и достижениях образовательного менеджмента, которые авторы неоднократно представляли в своих публикациях [17; 15; 22-24].

Опыт поиска преодоления разбалансировки интересов и практик образовательных организаций и производственной сферы

Опыт ряда ведущих зарубежных стран показывает, что необходимость восстановления и развития отношений между профобразованием и работодателями - это эффективный путь обеспечения реализации основных функций образовательной системы. Например, система профессионального образования США отличается тесной связью с крупными корпорациями, а также с малыми фирмами, часть которых порождена высшей школой.

Регулирующую роль в данной системе играет в значительной степени общество, а не государство. Профессиональная школа подчинена штатам, и ее деятельность регулируется местным законодательством. Общество через спрос на рынке труда доводит свои потребности до образовательной организации и контролирует качество кадровой подготовки. Аудиторная нагрузка составляет не более 12-15 часов в неделю. В основном, занятия проводятся в дискуссионной форме и в форме изучения ситуационного материала. Ответственность за качество образования по отдельным дисциплинам несет преподаватель. Программы обучения рассматриваются комиссией, в которую входят декан, специалисты и представители работодателя.

В Англии доминирует дуальная система, сочетающая в себе исполнительские и регламентирующие управленческие действия. Напомним, что дуальная система возникла путем поиска наиболее эффективных решений модернизации образования в Германии. Здесь эта форма рассматривается как такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте в организации - перспективном работодателе и заказчике образовательных услуг.

Организации всех видов деятельности оформляют заказ на количество необходимых специалистов конкретной образовательной организации. Работодатели принимают участие в формировании учебной программы, включая учебные дисциплины и их корреляцию. Обучающиеся проходят практику в организации - заказчике без отрыва от обучения. В этом тандеме качественно изменяется роль работодателя, усиливается его внимание и конкретизируются значимые требования к содержанию образования.

Основы дуальной системы возникли в России в Московском физико-техническом институте, где с 3 курса студенты привлекались к исследовательской работе. Со стороны правительства России эта система была подкреплена созданием Агентства стратегических инициатив по продвижению проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Сегодня одним из значимых направлений функционирования Агентства является «Кадровое обеспечение экономики», включающее подпрограммы:

• развитие движения Worldskills в России;

• внедрение элементов системы дуального образования;

• реализация программы «Глобальное образование»;

• региональный кадровый стандарт1.

В ракурсе развития системы дуального образования целевыми установками стали: «разработка, апробация, внедрение и распространение моделей дуальной системы обучения в пилотных регионах (их уже 25); разработка моделей участия организаций в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательного учреждения и организации, нуждающейся в подготовке кадров»2.

Но, на наш взгляд, наиболее важными шагами явилось понимание условий будущего развития профобразования в регионах. Не случайно даже в рамках всероссийских конкурсных форумов представителей СПО в феврале 2018 г. в номинации «Наставничество в дуальном образовании» представлялись достижения государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области (ГАПОУ ТО) «Тюменский колледж водного транспорта», ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса», «Нижневартовский строительный колледж», программы «Будущее Белой металлургии» АО «Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ)», Межрегионального центра компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг, Агентства стратегических инициатив (АСИ) Свердловской области по направлению «Молодые профессионалы», подразделения АО «Югорский лесопромышленный холдинг» «Лесопильные заводы Югры», ЗАО «Нижневартовск-стройдеталь» [11].

Как видим, в целом в регионах уже накоплен интересный опыт развития не только мониторинга дуального образования, но и создания необходимых в его рамках структур.

Например, по инициативе Российского профессионально-педагогического университета и корпорации «Пумари» еще в 2010 г. был создан и оборудован в отдельном здании учебно-демонстрационный центр. Основными направлениями деятельности центра были определены следующие:

• установка в центре оборудования «ноу-хау», поставляемого из Японии фирмой «Окума» на 6 месяцев с отсрочкой платежа на текущий период;

• эксплуатация размещенного в машинном зале оборудования, функционирующего строго по новейшим технологиям;

• обучение студентов машиностроительного колледжа, входящего в университет, и студентов машиностроительного и энергетического факультетов использованию данного оборудования. Для этого были дополнительно оборудованы имитационные стойки, учебный класс, готовый принять 24 человек;

• создание и обустройство зала заседаний для проведения научно-практических конференции с участием студентов, преподавателей университета, приглашенных специалистов из Германии и Японии, фирм- потенциальных потребителей установленного в центре оборудования. Здесь же проводились защиты выпускных квалификационных работ как выпускниками системы СПО, так и вуза.

1 https://asi.ru/.

2 https://asi.ru/staffing/dualeducation/.

Перспективным оказалось социальное партнерство, осуществляемое уже несколько лет между государственным автономным образовательным учреждением Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум и корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» - крупнейшей в мире организации по созданию двигателей и авиастроительной продукции с использованием изделий и сплавов из титана. Корпорацией создан отдел по работе с учебными заведениями. Взаимодействие техникума и корпорации ведется по нескольким направлениям: профориентационная работа и информирование о новых профессиях; совершенствование материально-технической базы подготовки специалистов для корпорации; стимулирование студентов путем определения и выделения корпорацией специальных стипендий; определение тем курсовых и выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством ведущих специалистов корпорации; предоставление базы практик, где уже на первых годах обучения студенты получают первичные навыки, а на третьем году обучения начинается отработка сложных заданий на новейшем оборудовании; прохождение стажировок в корпорации преподавателями техникума; экономическое и организационное обеспечение учащихся техникума в Worldskills и т. д.

В результате более 80 % выпускников техникума устраиваются на работу в корпорацию, и их трудоустройство завершается практически через 2 недели от даты выпуска в связи востребованностью профессиональных компетенций ребят.

Организации СПО уже в стоящем времени, участвуя в мероприятиях Worldskills, осваивают опыт независимой оценки уровня развития квалификаций обучаемых, процедура которой включает не только разработку, но и мониторинг плюсов и минусов образовательного процесса. Обновляются методологические и методические основы демонстрационных экзаменов.

В целом дуальное образование в СПО продвигается более энергичными темпами, чем в системе высшего образования [3; 13].

Выводы о проблемах внедрения дуального образования в высшей школе

Обращаясь к практике вузов, еще раз отметим, что дуальное образование в его различных качественных проявлениях (стажировка в организациях высокотехнологичных отраслей в процессе подготовки специалистов и рабочих высшей квалификации, участие представителей работодателей в заседаниях аттестационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ, реализация конкурсов со стороны работодателей для выявления наиболее талантливых выпускников, обучаемых по профилю востребованных специалистов, различные формы ярмарок вакансий и пр.) [19] представлено в опыте этого уровня образовательной системы все-таки точечно. Пока используются разнообразные формы уровня информирования: абитуриентов - о вузе, студентов - о перспективных работодателях и вакансиях. Системной дуальности с отработкой востребованных практикой навыков на перспективном рабочем месте пока нет.

Не стало системой включение работодателей в профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, хотя соответствующие договоры вузами с перспективными работодателями заключаются. Однако, эта деятельность зачастую носит формальный характер.

Более того, эта формальность сегодня в какой-то мере вынужденная. С одной стороны, вузы должны перестраивать свою образовательную деятельность в соответствии с установками нового федерального образовательного стандарта под номером 3++. Но условия согласования определенных стандартом базовых и рекомендуемых работодателем компетенций не сформулированы. Например, работодатель не может согласовать свои установки на

качественный потенциал компетенций специалиста из-за отсутствия профессиональных стандартов. В этом положении оказываются сегодня не только экономисты (на 15 декабря 2018 г. есть только проект профстандарта), но и представители других специальностей.

Кроме этого, образовательная среда вуза находится под прессингом регламентов, не предполагающих креативного подхода к собственно учебному процессу. Например, преподаватель, который обязан быть готовым в рамках одной ставки эффективно провести 900 часов учебных занятий за учебный год, должен еще и найти, реализовать научно -исследовательские проекты на сумму от 70 тысяч рублей в год и более.

Вносит свою лепту и неравенство позиций вузов, связанное с нормативами численности обучаемых, приходящихся на одного преподавателя. Для федеральных вузов соответствующими постановления Правительства легализуется разрешение на соотношение 4-6 студентов на одного преподавателя, для вузов других категорий это соотношение идет от практической установки 20 человек и более на одного педагога. Здесь вопрос о востребованной работодателями индивидуализации обучения сразу становится «открытым».

Не решена проблема с налоговыми преференциями для работодателей, активно включающихся в экономические отношения с образовательными организациями. Сегодня большинству работодателей экономически не выгодно деятельностное сотрудничество с вузами.

Таким образом, проблема внедрения дуального образования в практику вузов назрела, однако механизм ее решения пока не только не обеспечен нормативно-правовой базой, но и не подкреплен значимыми научными методологическими исследованиями. Следовательно, активизируя внимание ученых к проблемам внедрения дуального образования в вузы, необходимо мотивировать и работодателей, и руководителей высшей школы на научно-практические инновации и реальное внедрение результатов исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. - М.: ЭГВЕС, 2009 г., - 456 с.

2. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи - о молодежи, для молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - Т. 1. - С. 5-9.

3. Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: Сборник организационно-методических материалов. - Кострома: ред.-изд. отд. Костромского областного института развития образования, 2015. - 100 с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448 с.

5. Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 115 с.

6. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

7. Катков М.Н. Идеология охранительства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 800 с.

8. Ковалевский М.М. Очерки по истории политических учреждений России. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007 (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 240 с.

9. Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992. - 120 с.

10. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.

- 159 с.

11. Корягин М.Г. Интеграция интересов профессионального сообщества педагогов и перспективных работодателей / Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду: материалы Междунар. науч. -практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2018 г.) / [отв. за вып.: Л.П. Пачикова, Т.В. Филипповская]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, М-во общ. и проф. образования Свердл. обл., Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд во УрГЭУ], 2018. - С. 86-89.

12. Луман Н. Общество как социальная система (Общество общества. Ч. I). - М.: Логос. - 2004. - 232 с.

13. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. - М.: Агентство стратегических инициатив, 2015. - 136 с.

14. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2, Ч.2. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 496 с.

15. Пачикова Л.П., Хаматнуров Ф.Т., Пачиков В.И. Модели взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования: проблемы социально-педагогической эффективности / Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 5 июня 2017 г.) / [отв. за вып.: Л.П. Пачикова, Ф.Т. Хаматнуров]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017.

- С. 24-33.

16. Полякова А.Г. Интеграция процессов дуального образования и корпоративной социальной ответственности промышленной компании // Управленец. 2018. Т. 9. № 2. С. 31-40. Б01: 10.29141/2218-5003-2018-9-2-6.

17. Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях {Текст}; моногр. / Л.П. Пачикова. Екатеринбург: Из -во ГОУ ВПО РГППУ, 2007. - 281 с.

18. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социс. -1996. - № 6. - С. 63-75.

19. Силин Я.П. Вуз как проводник молодежи в региональную общественно-производственную среду / Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду: материалы Междунар. науч. -практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2018 г.) / [отв. за вып.: Л.П. Пачикова, Т.В. Филипповская]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, М-во общ. и проф. образования

Свердл. обл., Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во УрГЭУ], 2018. -С. 3-7.

20. Слотердайк, П. Сферы: плюральная сферология. Том III. Пена / Петер Слотердайк. - Санкт-Петербург: «Наука», - 2010. - 924 с.

21. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Знание, 1975. - 198 с.

22. Филипповская Т.В. Роль государственного регулирования профессионального образования в историческом контексте // Образование и наука. - 2007. - №1 С. 35-41.

23. Филипповская Т.В. Научно-педагогический вассалитет: добровольный и вынужденный, истинный и мнимый // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

24. Филипповская Т.В. Конкуренция между вузами и колледжами: перспективы и стратегии / Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2018 г.) / [отв. за вып.: Л.П. Пачикова, Т.В. Филипповская]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, М-во общ. и проф. образования Свердл. обл., Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во УрГЭУ], 2018. - С. 129-137.

25. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году. - СПб.: Наука, 2014. - 358 с.

26. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М. : ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2001. - 382 с.

28. Sloterdijk, P. Im Weltinnerraum des Kapitals. Fiir eine philosophische Theorie der Globalisierung / Peter Sloterdijk. - Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, - 2005. -415 s.

Pachikova Ludmila Petrovna

Ural state university of economic, Yekaterinburg, Russia E-mail: Pachikova49@mail.ru

Filippovskaya Tatyana Vladimirovna

Ural state university of economic, Yekaterinburg, Russia

E-mail: ftatyana@mail.ru

Dual education and higher education: the problem field of research

Abstract. Authors present discourses on the importance of vocational education. Recall its three main functions: socio-economic function, socio-cultural function, socio-political function. Pay attention to the fact that the effective implementation of these functions contribute to the positive dynamics of society. A significant contribution to this process is made by professional pedagogy, which is looking for ways to actualize positive interaction with prospective employers. Today, from the point of view of the authors, the experience of introducing the so-called dual education is of particular interest. Its essence lies in the maximum convergence of production practices with the content of education of future professionals. However, while here we can talk about the developing process in the framework of the system of secondary vocational education (SPE). The higher school has so far demonstrated point experiments, mainly related to the work of universities preparing specialists for the high-tech field. The authors ask the question: what prevents the inclusion of institutions of higher professional education in the process of dual education today? Disclose the methodological sources of dual education. Appeal to the works of the classics of the sociology of education and vocational education. The authors note that under various political collisions and regardless of the choice of economic foundations, society may be associated with the formation of conditions causing stagnation and regression of individual organizations, including vocational education. In such a situation, and in the first place, the content of the basic functions of education turns out to be in an unbalanced state and, as a result, causes bifurcation - the duality of goal setting in the implementation of each function, when the results of the functional are "clamped" between "case and external constraint, between oscillations and irreversibility". The following are data on the development of dual education in the system of vocational education and higher education. It is concluded that the problem of the introduction of dual education in the practice of universities is present, but the mechanism for its solution is not only not provided with the legal framework, but is not supported by significant scientific methodological research.

Keywords: vocational education; dual education; secondary vocational education; higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.