Научная статья на тему 'Дуальная система обучения как способ подготовки квалифицированных кадров и трудоустройства молодежи'

Дуальная система обучения как способ подготовки квалифицированных кадров и трудоустройства молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DUAL FORM OF TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP / THEORETICAL ANDPRACTICAL TRAINING / ON-THE-JOB TRAINING / COOPERATION / QUALITY OF STUDENTS’ PREPARATION / JOB PLACEMENT / ДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ДУАЛДЫ ОқЫТУ ТүРі / әЛЕУМЕТТіК СЕРіКТЕСТіК / ТЕОРИЯЛЫқ ЖәНЕ ПРАКТИКАЛЫқ САБАқТАР / өНДіРіСТіК ТәЖіРИБЕ / ЫНТЫМАқТАСТЫқ / СТУДЕНТТЕРДі ДАЙЫНДАУ САПАСЫ / ЖұМЫСқА ОРНАЛАСТЫРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рядинская И.А.

В данной статье рассматриваются перспективы дуальной формы обучения, положительные стороны для работодателей и студентов. Обозначены направления сотрудничества предприятий с колледжем. Определена роль работодателей в составлении учебной программы. Показаны результаты прохождения профессиональной практики студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual system of training as a way of qualified specialists training and their employment

The article considers prospects for a dual form of training, positive aspects both for employers and students. The ways of cooperation of enterprises with the college are determined. The employers’ role in the curriculum development is supposed. Students’ on the job training results are shown.

Текст научной работы на тему «Дуальная система обучения как способ подготовки квалифицированных кадров и трудоустройства молодежи»

Педагогическая наука и практика

УДК 377.5

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ

Ацдатпа

Бул макал ада дуальды окыту нысаньшьщ болашагы, жумыс берушшер мен студенттер ушш он, жактары карастырылады. Кэшпорын мен колледж арасындагы ынтымактастык багыттары белгшендг Оку багдарла-масьш к¥РУДагы жумыс берушшердщ рел1 аньщтал-ды. Студенттердщ кэшби тэжчрибеден ету нэтижелер1 корсетщдг

Аннотация

В данной статье рассматриваются перспективы дуальной формы обучения, положительные стороны для работодателей и студентов. Обозначены направления сотрудничества предприятий с колледжем. Определена роль работодателей в составлении учебной программы. Показаны результаты прохождения профессиональной практики студентами.

Annotation

The article considers prospects for a dual form of training, positive aspects both for employers and students. The ways of cooperation of enterprises with the college are determined. The employers' role in the curriculum он development is supposed. Students' on-the-job training щ results are shown.

о

Способность нации предложить

g что-либо выигрышное по цене и качеству

3 на региональных и глобальных рынках.

о И это не только материальный продукт,

Я" но и знания, услуги, интеллектуальные продукты,

(Ь наконец, качество трудового ресурса.

w

3 Н.А. Назароаев.

х о

S В послании Лидера нации Н. А. Назарбаева наро-

^ ду Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый

§ политический курс состоявшегося государства» от 14

Щ декабря 2012 г. в четвертой главе «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современ-

Рядинская И.А.,

мастер производственного обучения, Ко cm ан ай с кий

политехнический высший колледж, г. Костанай

Нег'гзг'! создер: дуалдьг окыту ту pi, элеуметпйк сертте-спйк, теориялык жэне прак-тикалык сабактар, онд\р\ст\к тэж1рибе, ынтымактастык, студенттердi дайьгндау сапа-сьг, лс} мыска орналастыру

Ключевые слова: дуальная форма обучения, социальное партнерство, теоретические и практические занятия, производственная практика, сотрудничество, качество подготовки студентов, трудоустройство.

Keywords: dual form of training, social partnership, theoretical andpractical training, on-the-job training, cooperation, quality of students' preparation, job placement.

^^ Педагогическая

ной системы образования, подготовки и переподготовки кадров» выделены основные направления в сфере образования - развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного об-разца[1].

Молодое поколение должно получать максимально результативное образование. Поэтому содержание обучения направлено на профессиональную мобильность в будущем и готовность к повышению квалификации. Практико-ориентированное обучение специалистов среднего звена является одним из факторов конкурентоспособности учебного заведения. Важнейшая задача ТиПО - стремление к максимальному количеству трудоустроенных выпускников, работающих в рамках своей специальности на производстве.

Главная проблема, с которой столкнулся колледж, - это подобрать каждому выпускнику место будущей работы в соответствии с его профессиональными и личностными качествами, удовлетворить требования конкретного работодателя, предложив ему подходящего молодого специалиста. Работодателю, в свою очередь, нужен максимально адаптированный работник, умеющий хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу, обладающий достаточным уровнем владения теорией и практикой.

Здесь, несомненно, дуальная модель обучения, нашедшая признание на международном уровне, является одной из лучших в плане подготовки практико-ориентиро-ванных специалистов. Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве.

Поскольку успех дуального обучения определяется уровнем развития социального партнерства, на протяжении последних

_ДМ

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

лет Костанайский политехнический высший колледж создавал и развивал социальное партнерство, которое выражается в совместной работе с предприятиями и организациями города: обучающиеся получают теоретические знания в стенах колледжа, проходят производственное обучение на предприятии.

Следует отметить, что в ходе круглых столов, проведенных в колледже по каждой специальности, представители предприятий и организаций выразили заинтересованность и готовность в реализации такой системы обучения.

Таким образом, студенты подгруппами в течение семестра проходят теоретическое обучение с периодическим закреплением практических навыков на предприятиях, в учреждениях и организациях по соответствующей специальности.

Так, на заседании Научно-методического совета колледжа 2015 года было утверждено «Положение о порядке организации и проведения дуального обучения в Костанай-ском политехническом колледже», в котором предусмотрено групповое дуальное обучение студентов специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство». Был подписан договор о социальном партнерстве между предприятием АО «Баян - Сулу» - Костанайским политехническим ^ колледжем и областной палатой предприни- §

нч

мателей. ^

Социальные партнеры задают направле- м

ние в теоретической подготовке профессио- ^

нальных кадров. При составлении рабочих 2

учебных программ, календарно-тематичес- ^

ких планов работодатель внес предложение: д-

изучать процессы, происходящие при хране- 2

С

нии сырья, технологию приготовления кара- ш

мельного сиропа и карамельной массы, техно- щ

к

логию производства леденцовой карамели и о карамели с начинками, способы формования д" карамели, обработку поверхности карамели, т способы завертки, изучать технологическое к оборудование, поточно- механизированные К линии «Страда-1200», «Супер Роял».

Педагогическая наука и практика

По образовательному сотрудничеству с крупнейшим представителем кондитерской промышленности - АО «Баян-Супу» на основании договора о дуальном образовании колледж осуществил экспериментальный набор обучающихся квалификации «Кара-мелыцик».

Согласно договору о социальном партнерстве по внедрению дуальной формы обучения студенты проходят практику в цехах кондитерской фабрики. Обучающиеся получают теоретические знания на теоретических занятиях в колледже и осваивают профессиональные навыки на производстве. За группой, проходящей профессиональную практику, на предприятии закреплен мастер производственного обучения. Для реализации этой цели на предприятии АО «Баян-Су-лу» открыта учебная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием, необходимыми схемами и т.д., в которой студенты проходят инструктаж по технике безопасности, изучают новый материал.

Во время практики студент имеет возможность ознакомиться с профессиональными и должностными обязанностями, структурой кондитерских организаций, с условиями и экономическими возможностями.

В процессе производственной практики ^ студенты совершенствуют профессиональ-К ные навыки. Умеют самостоятельно опре-^ делять показатели качества карамельного м сиропа, выполняют работы по производству Й карамели: пуск и остановку варочной ап-2 паратуры, загрузку сырья, регулирование

нР

У рабочих параметров, определяют качество д- сиропа, карамельной массы и начинок, осу-2 ществляют заправку заверточных машин и материалами, пуск и остановку, отбраковку щ дефектной продукции при поступлении на о завертку и после завертки. Я" При прохождении производственного га обучения у работодателей уже на этой ста® дии складывается мнение о знаниях и навы-

ьч

к ках студентов.

Для предприятий дуальное обучение -

удачный шанс заполучить талантливую молодежь, которая обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем будущий работник уже адаптирован к производству и рабочему коллективу.

Кроме того, во время дуального обучения компания в реальном режиме оценивает будущего сотрудника, не полагаясь на сертификаты. Это позволяет работодателю избежать дорогостоящих ошибок набора пер-сонала[3].

Для обучающихся дуальное обучение -отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

ЛИТЕРАТУРА

1.Стратегия «Казахстан — 2050» [электронный ресурс] http://www.mfa.gov.kz/ru/ brussels/content-view/strategia-kazahstan-2050 (дата обращения: 12.12.2019)

2.Послание Президента РК Н. А. Назарбаева «Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"», апрель 2017 г. [электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ru/events/ akorda_news/press_conferences/statya-

т0дегп12ас1уа-0Ь8ЬсЬе8^ешю§0-802пашуа?д =%00%92%00%В7%00%ВЗ%00%ВВ%Ш %8Г%Б0%В4%20%Б0%В2 (дата обращения: 12.12.2019)

3.Айтуганов И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства. Пед.журнал - 2009 г., № 2.

4.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020г.г. [электронныйресурс] Ь Ир: //1< агаЬ а1 у к. kostanay.gov.kz/gosudarstvennye-programmy/ gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-respubliki-kazakhstan-na-2011-2020^оёу/ (дата обращения: 12.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.