Чертыковцев В.К.
Самарская академия государственного и муниципального управления
E-mail: [email protected]
ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МАРКЕТИНГЕ
В работе рассмотрены вопросы дуалистического подхода к маркетингу как философии современного управления социально-экономической системой. Предложена математическая модель и структурная схема дуалистического маркетинга.
Ключевые слова: теория маркетинга, дуалистический подход, дуалистическая модель развития маркетинга, маркетинг как философия управления.
Маркетинг как философия, формирующая стиль управления социально-экономической системой в трудно предсказуемой стихии рынка, возник и получил свое развитие в странах с развитой рыночной экономикой посредством обобщения бесчисленных эмпирических данных, добытых методом проб и ошибок. Путем проведения экспериментов в рамках социально-экономической системы.
Маркетинг представляет собой сложный многофункциональный механизм взаимодействия множества факторов человеческой деятельности [2]. Скорость развития маркетинговых процессов с каждым днем все возрастает и опережает темпы их изучения. Незнание объективных законов развития маркетинговых процессов приводило и приводит к колоссальным материальным и духовным потерям в первую очередь основной массы населения общества.
Известный аналитик в экономической политике стратегического прогнозирования М.Л. Хазин [3] показал, что неправильная маркетинговая стратегия США привела к современному мировому финансовому кризису. Маркетинговый эксперимент в США - жить в долг за счет кредитов, без предварительного исследования на математических моделях, аукается сегодня во всем мире. США выделяет колоссальное количество кредитов на покупку товаров и услуг. Выпускаются все новые товары и услуги и с помощью рекламы навязываются людям.
Основная проблема современного маркетинга заключается в том, что отсутствуют математические методы исследования маркетинговых процессов. Сегодня в маркетинге преобладает субъективизм отдельных авторитетов без доказательной базы. В связи с этим маркетинг как наука носит в основном описательный характер. Маркетинг значительно шире, чем просто разновидность экономической деятель-
ности человека. Это философия, которая формирует основные направления и принципы развития социально-экономической системы.
Исследование законов развития маркетинговых процессов на основе современных знаний философии, математики и экономики с применением эконометрических моделей, позволяет исследовать сложные социально-экономические процессы на базе информационных технологий, а не проводить социально-экономические эксперименты на людях.
С каждым годом мы убеждаемся в том, что окружающий нас мир становится все более хрупким, все более неустойчивым. Новые современные подходы в маркетинге дают возможность соединить потребности человека с возможностями не только их удовлетворения, но и обеспечения устойчивого развития социальной системы в рамках ограниченных и убывающих ресурсов.
Рынок позволяет с высоким быстродействием построить социально-экономические отношения между потребителями и производителями, которые базируются на частной собственности. Но с другой стороны рынок обладает высокой степенью неустойчивости.
Все субъекты хозяйствования, функционирующие на рынке, принимают решения в условиях ограниченности ресурсов, конкурентной борьбы и неопределенности будущего состояния рыночного равновесия, то есть действуют в условиях риска и неустойчивой системы.
Обеспечение устойчивости и эффективного развития социально-экономической системы может взять на себя маркетинг.
Развитие маркетинга представляет собой сложный многофункциональный механизм взаимодействия множества факторов человеческой деятельности.
Маркетинг естественно реагирует на постоянное изменение в социальной сфере обще-
ства на выявление потенциальных потребностей потребителя.
В основе маркетинга, как объекта исследования, заложены две цели: стратегическая и тактическая.
Стратегическая цель маркетинга - обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы.
Тактическая цель маркетинга - удовлетворение потребностей человека за счет повышения эффективности работы, расширение рынка сбыта, повышение конкурентоспособности и максимизации прибыли.
Стратегия и тактика маркетинга не всегда совпадают. Удовлетворяя потребности человека, мы уменьшаем количество ресурсов, что, в конечном счете, приводит к снижению устойчивости социально-экономической системы.
Добро и зло, белое и черное, положительное и отрицательное и т.д. мы постоянно сталкиваемся в Природе с такими двойственными событиями, находящимися в неразрывной связи и противоречии друг с другом. Они рождаются вместе, и друг друга взаимно обуславливают и утверждают. Никакая идея не может существовать без своей противоположности своего отрицания. Идея бытия предполагает идею небытия. Древние философы объединили это двойственное состояние Природы в понятии «Бинер». С научной точки зрения идея и материя различны. С философской точки зрения они составляют одно целое. Эта двойственность природы является основой основ, первокирпи-чиком, из которого строится вся система ми-
*
\ А і'-, і
і і і і і і і і R
і і і і_
і і
Wmm W
тах
Рисунок 1. Дуалистическая модель развития мировых
роздания. Эйнштейн, в своей теории относительности, также указывает на дуализм мировых процессов. В учении Филона мир рассматривается как вечная и бесконечная природа первообразов и как Абсолют неизменная. Окружающий нас материальный вечно изменяющийся мир представляет собой как бы вторую сторону медали, он является отрицанием статического состояния Абсолюта. В нем возникает идея, материя и движение. Материя это противоположный полюс духа (идеи).
Неживая, живая природа и общество связаны этим единым Мировым дуалистическим законом, объединяющим два начала дух и материю. Маркетинг как элемент социально-экономической системы должен подчиняться фундаментальным законам природы.
Идея и материя, представлены здесь в диалектическом единстве, как бы соединяют в себе дуализм физической и информационной энтропии. Это дуалистическое единство мира указывает на то, что внутри дуалистического мира возникают противоречия, которые приводят к нарушению устойчивости систем находящихся внутри этого мира, в том числе и социальноэкономической системы.
Дух (I) и Материя (Ш) объединяясь в единую дуалистическую систему находясь в диалектическом единстве и противоречии. Этот дуализм можно представить в виде закона [4]: Д = W ■■■ I, (1)
где И. - функционал управляющий развитием мира.
Этот закон показывает взаимосвязь материальной и нематериальной составляющих в мировых процессах.
Чем больше уровень нематериальной составляющей, тем меньше материальный, энергетический уровень системы.
Графически эту дуалистическую модель можно представить в виде равносторонней гиперболы (рисунок 1).
Человек, как часть мировой системы, связан этим дуалистическим законом, он может перемещаться по гиперболе, но сойти с нее не может. Человек
______^ сам выбирает свой путь (точку на гипер-
щ боле). Ему дана определенная степень свободы выбора. Но Мировой гипербо-процбссов лический закон он изменить не может.
В стремление к высокой духовности (точка А на кривой гиперболы, соответствующая максимуму идеи I ^ I ) у человека уменьшаются материальные запросы (Ш ^ ШтЬ). И наоборот, стремясь к материальному благополучию (Ш ^ Штах, точка В на кривой), он теряет духовный потенциал (I ^ 1тЬ).
Из рисунка 1 видно, что управляя уровнем духовности человека (I), маркетинг может регулировать потребление ресурсной базой - Ш в социально-экономической системе. Чем выше духовный потенциал общества, тем меньше материальных ресурсов оно требует для удовлетворения своих потребностей.
Академику В.Н. Волченко удалось объединить нематериальное и энергетическое нача-
ло в природе [1]. Он обнаружил следующую закономерность. При ранжировании систем по уровням энергии падении удельной энергии связано с ростом удельного объема структурно-смысловой информации. Расположив все известные живые системы вдоль некой стрелы роста их сложности, которую он назвал стрелой витальности, В.Н. Волченко получил информационно-энергетическое пространство, в котором от косных систем к живым информативность почти линейно растет, а энергетич-ность падает
У =
(2)
Мировые
процессы
Человек
Духовные
потребности
Материальные потребности
Общество
Стратегический
маркетинг
Тактический
маркетинг
Маркетинг
Государство
Рисунок 2. Дуалистическая модель развития современного маркетинга
где V - витальность системы (бит/Вт);
I - удельный объем структурно-смысловой информации системы (бит/см2);
Е - потребляемая удельная энергия системы (Вт/см2).
Рост витальности в мировых процессах соответствует не только росту количества, но и повышению структурированности - качества информации и, следовательно, росту сложности системы. Для косных систем главной составляющей является энергия, а для живых - информация.
При постоянном значении витальности системы V= const получаем мировую дуалистическую модель R = I Е (см. формулу 1).
Эта модель описывает взаимосвязь материальной и духовной составляющих в мировом процессе развития косной, живой материи и человеческого общества. На рисунке 2 представлена дуалистическая модель развития современного маркетинга, которая предполагает соединение в маркетинговой парадигме одновременно двух начал материального и духовного.
Удовлетворение потребностей человека при сохранении устойчивого развития всей социально-экономической системы в целом.
Мировой закон витальности показывает направление развития мироздания в сторону усложнения системы (увеличения духовности) и снижения энергетической составляющей.
Человеческого общество, как часть мировой системы должно подчинятся законам
мироздания, в противном случае социальная система входит в противоречие с мировыми процессами, что в конечном итоге ведет к кризису и разрушению социальной системы.
Сегодня этот кризис наблюдается во всем мире. Вектор развития человеческого общества направленный в сторону обогащения противоречит развитию мировой социально-экономической системы в целом.
Поэтому для обеспечения устойчивого развития общества существует единственный выход направить вектор развития маркетинговых процессов в сторону роста духовных потребностей человека, что автоматически приведет к снижению материальных потребностей. Здесь
необходимо говорить о необходимой достаточности материальной составляющей, которая определяется материальными ресурсами системы. Если человечество пойдет по этому пути то его потребности, а следовательно, и потребление ресурсов автоматически сократятся, что повлечет за собой повышение устойчивости социально-экономической системы.
Таким образом, современное направление развития маркетинга должно учитывать дуалистическую модель развития мировых процессов. Человеческие поступки формируют этот мир. Маркетинг как элемент управления социальноэкономической системой должен включать и духовную и материальную составляющие.
09.11.2011
Список литературы:
1. Волченко, В.Н. Современное миропонимание и экоэтика XXI века. - М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2000. - 262 с.
2. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. - Москва, С-Петербург, Киев, Вилямс. - 2001. - 1056 с.
3. Кобяков А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana. - М.: Издательство «Вече». - 2003. - 368 с.
4. Чертыковцев, В.К. Основные концепции философии маркетинга. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад. - 2005.
Сведения об авторе:
Чертыковцев Валерий Кириллович, проректор по информатизации Самарской академии государственного и муниципального управления, доктор технических наук, профессоИ 443084, г. Самара, ул. Стара Загора, 96, е-таіі: [email protected]
UDC 539.186:537; 539.196:537 Chertykovtsev V.K.
Samara state academy of and municipal government
E-mail: [email protected]
DUALISTIC APPROACH IN MARKETING
The paper discusses the issues dualistic approach to marketing as a philosophy of modern management of socio-economic system. A mathematical model and a block diagram of a dualistic marketing.
Key words: marketing theory, the dualistic approach, the dualistic model of marketing development, marketing, as a management philosophy.
Bibliography:
1. Volchenko, V.N. The modern outlook and Ecoethics XXI century. - Moscow: From of Bauman MSTU, 2000. - 262 p.
2. Kotler F., Armstrong G., Saunders J., Wong V. Principles of Marketing. - Moscow, St. Petersburg, Kiev, Vilyams. - 2001. -1056 p.
3. Kobyakov A., Khazin M. Sunset dollar empire and the end of Pax Americana. - Moscow, Publishing house «Veche». - 2003. -368 p.
4. Chertykovtsev, V.K. The basic philosophy of the concept of marketing. - Samara: Univ Samar. gos. ekon. acad. - 2005.