Научная статья на тему '«Друзья улицы Либкнехта» - опыт арт-конструирования городской среды'

«Друзья улицы Либкнехта» - опыт арт-конструирования городской среды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-СОБЫТИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ИЗМЕНЕНИЕ ОБЛИКА УЛИЦЫ / ВОВЛЕЧЕНИЕ ГОРОЖАН / КОММУНИКАЦИЯ / ГОРОД-ЧЕЛОВЕК-ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурьянова Г.Г.

В статье рассматриваются вопросы сохранения и оживления городских локусов через создание арт-сре-ды и организации арт-событий. Автор подчеркивает, что подобный способ ре-конструирования городского пространства актуален в том числе и для российских территорий, поскольку опирается на технологию социальной инициативы и вовлечения горожан в изменение облика города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIEBKNECHT STREET FRIENDS" - THE EXPERIENCE OF ART CONSTRUCTION OF THE CITY ENVIRONMENT

The article covers the problem of the heritage preservation and city environment renovation by means of creating art atmosphere and organizing art events. The author underlines, that the method of reconstruction of the city environment is also relevant for the Russian territories as it implies the social initiative technology and involvement of the citizens in the renovation of the city.

Текст научной работы на тему ««Друзья улицы Либкнехта» - опыт арт-конструирования городской среды»

ности позволяют учитывать индивидуальные интересы массового потребителя или интересы активной группы общественности в режиме реального времени. Формирование устойчивого положительного образа высшего учебного заведения и его поддержание влияет не только на усиление конкурентоспособности ИнЕУ, но и в целом свидетельствует об уровне развития образования в регионе и стране, что в значительной мере сказывается на имидже казахстанского образования.

1. Мельникова Н. А. Технология коррекции имиджа образовательного учреждения с помощью реализации социального проекта // Материалы международной Интернет-конференции «Социально-экономические коммуникации

в современном российском обществе». URL: http://www. imek.org/?q=node/1357 (дата обращения 30.11.2014).

2. Павлов С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. М.: Академия естествознания, 2011. 213 с.

3. Сайт Инновационного Евразийского университета. Достижения. URL: http://www.ineu.edu.kz/ru/universitet/ dostizheniya (дата обращения 30.11.2014).

4. Сайт павлодарского Инновационного Евразийского университета - в десятке лучших среди вузов Казахстана. URL: http://www.articles.gazeta.kz/art.asp?aid=321882 (дата обращения: 30.11.2014).

© Айтмагамбетова М. Б., 2015

УДК 7.05

«ДРУЗЬЯ УЛИЦЫ ЛИБКНЕХТА» -ОПЫТ АРТ-КОНСТРУИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются вопросы сохранения и оживления городских локусов через создание арт-сре-ды и организации арт-событий. Автор подчеркивает, что подобный способ ре-конструирования городского пространства актуален в том числе и для российских территорий, поскольку опирается на технологию социальной инициативы и вовлечения горожан в изменение облика города.

Ключевые слова: арт-событие, современное искусство, трансформация городского пространства, изменение облика улицы, вовлечение горожан, коммуникация, город-человек-искусство.

Г. Г. Гурьянова G. G. Guryanova

"LIEBKNECHT STREET FRIENDS" -THE EXPERIENCE OF ART CONSTRUCTION OF THE CITY ENVIRONMENT

The article covers the problem of the heritage preservation and city environment renovation by means of creating art atmosphere and organizing art events. The author underlines, that the method of reconstruction of the city environment is also relevant for the Russian territories as it implies the social initiative technology and involvement of the citizens in the renovation of the city.

Keywords: art event, contemporary art, city environment transformation, street renovation, involvement of the citizens, communication, city-person-art.

Глобализация современной культуры проявляется в том числе и в активизации культурных инициатив на муниципальных территориях. Развитие города в постиндустриальную эпоху опирается на сформированную государственную политику и на осмысленную позицию горожан по осознанию и продвижению бренда своего места проживания. В городах Сибири современность осваивается проблемно. Ориентируясь на ценности индустриальной эпохи и приглядываясь к качественным признакам эпохи информационной/постинформационной, сибирский город пытается сформулировать особенности своего локуса. Там, где уникальность места нейтрализуется и/или вовсе исчезает, на помощь приходит искусство. Цель настоящей статьи - подвести промежуточный итог одному из омских опытов конструирования среды силами искусства.

Роль арт-среды в реанимации города известна. Тому свидетельство государственная политика, например,

современной Германии, озабоченной энтропией городов восточных областей и ряда западных. Для сохранения городов, их отдельных неблагополучных районов, территории предлагается занять представителям арт-сре-ды - художникам, музыкантам. Спустя некоторое время, рядом с этой, по-новому освоенной средой, возникает бизнес-среда, и, как следствие, территорию начинают обживать горожане. В качестве примера государственной отечественной политики оживления города следует вспомнить Пермь и работу музея современного искусства PERMM/ПЕРММ. Сначала воспринятая как конфронта-ционная, деятельность М. Гельмана (средовая в Перми, концептуально-экспозиционная в музее, кросс-культурная в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми») в результате формировала современное сознание горожанина, развивала художественную практику, создавала инновационный образ города.

В процессе подготовки празднования 300-летнего юбилея Омска не раз вставала проблема формулирования стратегии городского развития. До празднования осталось два года, и на сегодняшний день будущее Омска в области культуры связано с его историей - проект «Омская крепость» основывается на исторической реконструкции территории. Кроме ожидания результатов артикулированной политики городских властей, в течение двух последних лет Омск живет и оживает общественными междисциплинарными инициативами, среди которых проекты «Городской Пикник», «Омские зимние игры», «Горки» и пр. Инициатива «Друзья улицы Либкнехта» на этом фоне занимает не самое видное (по размеру охваченной территории, количеству участников), но свое место.

Подчеркну, что этот опыт общественной самоорганизации не является, строго говоря, проектом в словарном значении этого слова, как осознанного конструирования новой реальности [1]. Опыт, который предлагается вниманию, скорее, относится к понятию «инициатива». Образ «начала», исходящий из латинского корня точно характеризует этот опыт: «Понятие "инициатива" возникает в связи с естественной способностью живых объектов самопроизвольно (самостоятельно) изменять величину и (или) направление скорости своего относительного движения» [2].

Инициатива «Друзья улицы Либкнехта» реализуется в течение года (с 24 мая 2013 г.). Камерный характер этой инициативы, отсутствие стремления к проведению громких PR-акций по своей популяризации отражает позицию ее (инициативы) проявителей. Возрождение улицы, функционирование зданий на ее правой стороне не являются целью инициативы. Цель - формирование ответственного и творческого диалога человека с местом своего обитания, а забота об умирающей городской улице выступает в качестве средства. Реализация этой инициативы связана с решением множества задач, среди которых: привлечение внимания к проблеме взаимоотношения города и горожанина, изменение зоны повседневной ответственности обычных горожан, пользующихся обжитым городским пространством, актуализация практических инноваций.

Название инициативы непосредственно связано с местом ее реализации. Это начало улицы Карла Либкнехта, располагающееся между улицами Партизанской и Ленина, точнее, ее правая (четная) сторона. Два здания, расположенные здесь (№ 4 и 6), являются памятниками истории и культуры города. Когда-то в этих зданиях располагались представительства, соответственно: Российско-американского Товарищества «Треугольник», в начале ХХ века ведущего мирового бренда по продвижению резины в промышленности и быту; Товарищества Тверской мануфактуры по производству бумажных изделий - отечественного текстильного предприятия [3]. Выпускники одного вуза - Петербургского института гражданских инженеров - Н. Н. Веревкин и А. Д. Крячков создали в начале ХХ века торжественный ансамбль неоклассицистических построек. Ансамбль Гасфортовской улицы - пример

так называемой «санкт-петербургской» застройки, делавший честь и придавший «столичность» центру Степного генерал-губернаторства Российской империи. Имя генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда улица носила несколько лет. С приходом советской власти в 1920 г. улица была переименована в улицу К. Либкнехта.

Существенно, что инициатива «Друзей...» не является инициативой по возрождению исторического прошлого улицы, хотя активизация памяти личной и общественной важна. В целом время, которое мотивировало и мотивирует участников инициативы на проведение акций на ул. Либкнехта, состоит из начала ХХ столетия, 1980-х гг. и современности. Задача, которую предстояло решить, была связана не столько с воспитанием у горожанина чувства истории, сколько с привлечением внимания к личной ответственности за современность. Город - это такое место, каким мы его делаем. Название, подчеркивающее второе имя в истории улицы, свидетельствует о значимости ряда фактов в личной истории омичей. Именно улицей Либкнехта были обозначены такие понятия в жизни рядового горожанина как «Роддом № 1», «Женская консультация», одно из первых омских стрит-высказываний начала 1980-х, созданного на стене строительного вагончика перед окнами роддома, это путь на учебу студентов пед- и мединститутов, это популярная фотостудия «Зодиак» и т. д. Небольшая территория, хранящая много памяти. Сегодняшнее положение улицы, точнее, обозначенного участка - плачевно. Покинутые здания разрушаются, территория вокруг них не убирается. Радостные молодожены фотографируются на память «у руин», тысячи горожан проходят по этой улице, впитывая ощущение разрухи и хаоса, мусор «тянется» к мусору.

Начальной, а затем базовой задачей стала приборка улицы. Идея первой приборки возникла при осознании ответственности за то место, с которым ты связан своим временем, жизнью. Идея была поддержана студентами 4 курса специальности «Монументально-декоративное искусство» факультета искусств ОмГПУ. Силами преподавателя, студентов и художника была осуществлена попытка реанимации улицы - убран мусор, вырезаны кленовые побеги, грядущие в скором времени превратиться в полноценные деревья, корнями разрушающие фундамент здания и придающие живописную необязательность ракурсам восприятия. Первое ощущение чистоты стало иллюзией уже на следующей день, когда мусор стал появляться вновь. Стало понятно, что уборка - это не цель, а условие прохождения в этом месте некоторых арт-со-бытий.

На втором этапе к преподавателю и художнику примкнули их друзья. Началось с приборки и отмывки, итогом стала покраска неисторической пристройки к роддому - входа в цокольный этаж - с целью устранить следы многочисленных бумажных объявлений и надписей. Идея арт-мотивации преобразования улицы пришла именно тогда, и первый шаг был сделан - подготовлена площадка. Тогда же была использована вербальная информация. На дверях пристройки и бывшей женской консультации были помещены заламинированные призывы к соблю-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

79

дению чистоты улицы, проговаривающие ее историко-культурную и эстетическую ценность и ставящие цель ее сохранения. Воззвания исчезли в дни празднования Дня города.

Третий этап, осуществленный тремя участниками, стал первым опытом арт-конструирования в пределах улицы. Свежий (окрашенный) вид приобрели створки деревянных дверей и железных ворот обоих зданий. Были сформированы четыре зоны, где на тот момент сконцентрировалась художественная информация. Перед одними воротами в арке между зданиями, за решеткой, была установлена скульптура из дерева и гофрокартона - образ Наполеона в изгнании. Этот объект размером в человеческий рост встал стражем у ворот, олицетворяя нынешнее положение здания, находящегося в забвении. На деревянных дверях появилось обозначение их будущей темы - «двери мечты», на оранжевых железных воротах - русскоязычная и англоязычная версии слова «душа». Дверное окно - возможность заглянуть не только во двор, но и (метафорически) в душу здания. Способ оформления симметрично расположенных проходов около здания роддома символизировал настоящее время зданий, а закрытые (пока) деревянные двери - время будущего. Двери и стена пристройки визуализировали время прошлое. Дверь бывшего роддома № 1 превратилась в «Портал № 1», в первую встречу нового человека с миром, с городом, с улицей, на которой он родился. Крылатые серебряные фигурки, вылетающие из светлого прямоугольника, олицетворяли собой бесчисленное количество светлых помыслов, явившихся в этот мир из роддомовской двери - портала между мирами.

На стене пристройки была при помощи трафарета воспроизведена сцена спора о виртуальном хозяине улицы. На условных классических пьедесталах ведут диалог бюсты Г. Гасфорда и К. Либкнехта. Каждый в качестве аргумента указывает на иллюстрации присутствующих на этой же улице скульптурных персонажей - легендарной «Любочки», фантазийного образа первой жены генерала Гасфорда и «водопроводчика Степаныча». Сюжетное граффити, апеллирующее историческому знанию, осмысленной современности, для Омска - редкость. Пожалуй, это один из опытов ироничного, необязательного, но знакового для города и его жителя разговора о живой городской памяти, далекой от пафосной мемориализации.

В течение последующих семи месяцев, кроме еще проведения трех приборок улицы - предзимней и двух ранневесенних, постепенно приходило осознание необходимости оформления локального частного опыта в проект, состоящий из нескольких художественных акций. На одной из встреч ранней весны участниками были проговорены идеи и их наполнение. Тогда же была создана на сетевом ресурсе Facebook открытая группа «Улица Либкнехта», где была собрана годичная история этой городской инициативы и предоставлена возможность высказывания о ее дальнейшей судьбе. Ответственность за проявление этой инициативы взяли на себя организаторы и постоянные участники всех этапов проявления заботы об улице - художник Сергей Баранов и искусствовед, преподаватель Галина Гурьянова. Их сочаятели самоорганизовались из дружеского и профессионального окружения - культурологи, философы, музейные работники, фотографы, художники, студенты педагогического и классического университетов.

Организаторы осознают ограниченность своих возможностей по конструированию исторически сложившегося городского пространства, а также не претендуют на авторство некоего движения по оживлению омских улиц. Камерность нашей позиции и как следствие необязательность активизации диалога с горожанами нами также осознается. Думаем, что цель инициативы может быть достигнута не только через осуществление присмотра за местами общего (и ничьего в конечном итоге) пользования, но и через освоение коммуникации «город-человек-искусство» в более сложных условиях дворов домов, в диалоге с хозяевами не виртуальными, а реальными.

1. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. URL: http://www.vocable. ru/dictionary/88/word/proekt (дата обращения 30.11.2014).

2. Инициатива // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %98 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %B0 (дата обращения 30.11.2014).

3. Панасенков В. Здание Тверской мануфактуры // Стройгазета. 2006. № 50. С. 22-23

© Гурьянова Г. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.