Научная статья на тему '«Другой» Чернышевский: версия В. К. Кантора'

«Другой» Чернышевский: версия В. К. Кантора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
328
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕВОЛЮЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭТИКА / N. G. CHERNYSHEVSKY / RUSSIAN HISTORY / ORTHODOXY / AND REVOLUTION / DOMESTIC PHILOSOPHY / ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емельянов Б.В., Ионайтис О.Б.

Рецензия посвящена недавно вышедшей книге В. К. Кантора «“Срубленное древо жизни”. Судьба Николая Чернышевского» (М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 528 с.). В. К. Кантор один из самых интересных историков русской мысли последних лет предложил свою оценку, резко отличающуюся от других вариантов понимания жизни, судьбы, трудов Н. Г. Чернышевского. Новая книга Кантора ответила на вопрос предварительной заявки: о Н. Г. Чернышевском сегодня не только можно, но и нужно размышлять, говорить, исследовать его жизнь и творчество, но с иных, чем прежде, позиций. Предлагая свое видение судьбы и идей Чернышевского, Кантор прежде всего разрушает фантом Чернышевского-революционера, якобы к топору против царя зовущего передовые силы России. Достоинство второй половины рецензируемой книги в том, что в ней раскрыта христианская по духу и практическому воплощению позиция невинно арестованного и 22 месяца без суда и следствия содержавшегося в Петропавловской крепости Чернышевского и бессильная злоба властей, пытавшихся сломить его волю. Мы считаем лучшими страницами книги те, в которых рассказано о христианском подвиге Чернышевского-арестанта, не только сохранившего свое человеческое достоинство, но и продолжавшего утверждать его своей ежедневной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«OTHER» CHERNYSHEVSKY: VERSION BY V. K. KANTOR

This review discusses a recent book by V. K. Kantor «"Cut down the tree of life." The Fate Of Nikolai Chernyshevsky» (M.; SPb.: Center for humanitarian initiatives, 2015. 528 S.). V. K. Kantor one of the most interesting historians of Russian thought in recent years has offered their assessment, dramatically different from the other options understanding of life, of fate, of the writings of N. G. Chernyshevsky. A new book by Kantor answered the question of the provisional application: N. G. Chernyshevsky today is not only possible but also need to reflect, to talk, to explore his life and work, but other than the above, positions. Offering his vision of destiny and the ideas of Chernyshevsky, Cantor primarily destroys the phantom Chernyshevsky's revolutionary, supposedly the hatchet against the king calling upon the progressive forces of Russia. The advantage of the second half of the reviewed book in that it revealed Christian in spirit and a practical embodiment the position of the innocent detainee, and 22 months without trial contained in the fortress, Chernyshevsky and impotent rage of the authorities who tried to break his will. We believe the best pages of the book are those in which it is told about the Christian heroism of Chernyshevsky-prisoner is not only preserved their dignity, but continued to say his daily work.

Текст научной работы на тему ««Другой» Чернышевский: версия В. К. Кантора»

РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

УДК: 140.8

«ДРУГОЙ» ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: ВЕРСИЯ В. К. КАНТОРА

Емельянов Б. В.,

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры, Уральский федеральный университет. 620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: bve35@yandex.ru

Ионайтис О. Б.,

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: ionaitis@yandex.ru

Аннотация: Рецензия посвящена недавно вышедшей книге В. К. Кантора «"Срубленное древо жизни". Судьба Николая Чернышевского» (М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 528 с.). В. К. Кантор - один из самых интересных историков русской мысли последних лет - предложил свою оценку, резко отличающуюся от других вариантов понимания жизни, судьбы, трудов Н. Г. Чернышевского. Новая книга Кантора ответила на вопрос предварительной заявки: о Н. Г. Чернышевском сегодня не только можно, но и нужно размышлять, говорить, исследовать его жизнь и творчество, но с иных, чем прежде, позиций. Предлагая свое видение судьбы и идей Чернышевского, Кантор прежде всего разрушает фантом Чернышевского-революционера, якобы к топору против царя зовущего передовые силы России. Достоинство второй половины рецензируемой книги в том, что в ней раскрыта христианская по духу и практическому воплощению позиция невинно арестованного и 22 месяца без суда и следствия содержавшегося в Петропавловской крепости Чернышевского и бессильная злоба властей, пытавшихся сломить его волю. Мы считаем лучшими страницами книги те, в которых рассказано о христианском подвиге Чернышевского-арестанта, не только сохранившего свое человеческое достоинство, но и продолжавшего утверждать его своей ежедневной работой.

Ключевые слова: Н. Г. Чернышевский, отечественная история, православие, революция, отечественная философия, этика.

«OTHER» CHERNYSHEVSKY: VERSION BY V. K. KANTOR

Emelyanov B. V.,

doctor of philosophical sciences, professor of the history of philosophy, philosophical anthropology, aesthetics and theory of culture, Ural Federal University. 19 Mira str., 620002, Russia, Ekaterinburg. E-mail: bve35@yandex.ru

Ionaitis O. B.,

doctor of philosophical sciences, professor of the history of philosophy, philosophical anthropology, aesthetics and theory of culture, Ural Federal University. 19 Mira str., 620002, Russia, Ekaterinburg. E-mail: ionaitis@yandex.ru

Abstract: This review discusses a recent book by V. K. Kantor «"Cut down the tree of life." The Fate Of Nikolai Cher-nyshevsky» (M.; SPb.: Center for humanitarian initiatives, 2015. 528 S.). V. K. Kantor - one of the most interesting historians of Russian thought in recent years has offered their assessment, dramatically different from the other options understanding of life, of fate, of the writings of N. G. Chernyshevsky. A new book by Kantor answered the question of the provisional application: N. G. Chernyshevsky today is not only possible but also need to reflect, to talk, to explore his life and work, but other than the above, positions. Offering his vision of destiny and the ideas of Chernyshevsky, Cantor primarily destroys the phantom Chernyshevsky's revolutionary, supposedly the hatchet against the king calling upon the progressive forces of Russia. The advantage of the second half of the reviewed book in that it revealed Christian in spirit and a practical embodiment the position of the innocent detainee, and 22 months without trial contained in the fortress, Chernyshevsky and impotent rage of the authorities who tried to break his will. We believe the best pages of the book are those in which it is told about the Christian heroism of Chernyshevsky-prisoner is not only preserved their dignity, but continued to say his daily work.

© Емельянов Б. В., О. Б. Ионайтис, 2017 112

Herald of Vyatka State University Is. 10,2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606

Reviews. Critics and bibliography

Keywords: N. G. Chernyshevsky, Russian history, Orthodoxy, and revolution, domestic philosophy, ethics.

У многих русских философов, общественных деятелей жизнь продолжается и после смерти, их труды актуализируются, вокруг них возникают дискуссии, они становятся знаменем в идеологической борьбе. Еще при жизни в 60-70-е гг. XIX в. для прогрессивной русской мысли таким знаменем был Н. Г. Чернышевский, а после его смерти, особенно в послеоктябрьский период, несколько высказываний о нем В. И. Ленина превратили творчество Чернышевского в пример самых передовых идей в философии, социальных науках, эстетике. Когда в постперестроечные годы марксистская идеология перестала определять оценки философских трудов русских мыслителей, многие, не имеющие доказательств, характеристики творчества Чернышевского были сняты, о чем говорят публикации о нем последних лет (М. А. Маслина в энциклопедии «Русская философия», 2-е изд. (М., 2014], И. К. Пантина в учебнике «История русской философии», 3-е изд. (М., 2016], Б. В. Емельянова в его учебнике «Русская философия XIX века». Ч. 1. 2-е изд. (М., 2017] и других], и одновременно появилась возможность иных, отличных от прежних, оценок его творчества. Владимир Карлович Кантор, один из самых интересных историков русской мысли последних лет, как раз и предложил свой, резко отличающийся от других, вариант понимания жизни, судьбы, трудов Н. Г. Чернышевского.

Книги В. К. Кантора всегда ожидаются. И понятно почему. В них всегда ставятся злободневные вопросы не только истории, но и современности. В этот раз ожидания читателей, интересующихся историей русской мысли, были подогреты своеобразной заявкой - главой «Срубленное древо жизни (Можно ли сегодня размышлять о Чернышевском]» в его книге «Русская классика, или Бытие России» (М., 2005], выпущенной в серии «Русские пропилеи». Ожидания, несомненно, оправдались. Новая книга Кантора с тем же названием ответила на вопрос предварительной заявки: о Н. Г. Чернышевском сегодня не только можно, но и нужно размышлять, говорить, исследовать его жизнь и творчество, но с иных, чем прежде, позиций.

Эта новая позиция во взглядах на Чернышевского-мыслителя, названная нами «версия Кантора», в принципе, не оригинальная и так или иначе уже высказывалась, но на сегодняшний день так доказательно представлена впервые. Автор считает Чернышевского христианским подвижником, подготовленным к служению церкви и православию отцом-священником и семинарским образованием. Жизненный путь Чернышевского изменил свое направление, но христианские ценности, усвоенные им в юности, Евангелие, которое он знал наизусть, остались с ним, руководили его поступками всю жизнь. Еще 18-летним юношей он написал А. Н. Пыпину: «Соответствовать славе не преходящей, а вечной своего отечества и благу человечества - что может быть выше и вожделеннее этого? Попросим у Бога, чтобы он судил нам этот жребий» [1]. И этот жребий, с одной стороны, борца за человеческое счастье, а с другой - христианского подвижника и страдальца, был ему дан.

О том, что жизненный путь Чернышевского непростой, что это путь мученический («на кресте»], а поступки его и смирение, и пример христианского миропонимания, В. К. Кантор заявил еще в 2005 г., а в новой своей книге постарался доказать. Выполнение этой задачи было непростым, напоминающим кропотливый труд реставратора картин, снимающего все наслоения прежних стереотипов, «фантомов» - бездоказательных оценок мыслей и поступков Н. Г. Чернышевского. Кантор прежде всего разрушает фантом Чернышевского-революционера, якобы к топору против царя зовущего передовые силы России. Он показывает и доказывает, что «К топору!» - призыв не Чернышевского, а Герцена, Огарева и «Колокола» с их провокационным «Письмом из провинции». На многих страницах своей книги он демонстрирует, сколь велико расхождение «мечтателя» Герцена и вдумчивого ученого-аналитика Чернышевского в трактовке общественной жизни России и путей ее развития, в понимании роли России и Запада в историческом процессе и объяснении значения в нем русской общины. В противовес Герцену трезвый реалист Чернышевский не отделял общину от достижений европейской культуры, считая, что она «поможет русскому народу совершить прорыв из структуры первобытной на высшую ступень цивилизации» [2]. По-разному Герцен и Чернышевский оценили отмену крепостного права, так и не давшую крестьянам подлинной свободы.

Достоинство второй половины рецензируемой книги в том, что в ней раскрыта христианская по духу и практическому воплощению позиция невинно арестованного и 22 месяца без суда и следствия содержавшегося в Петропавловской крепости Чернышевского и бессильная злоба жандармов, пытавшихся сломить его волю. Мы считаем лучшими страницами книги те, в которых рассказано о христианском подвиге Чернышевского-арестанта, не только сохранившего свое человеческое достоинство, но и продолжавшего утверждать его своей ежедневной работой (в

Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 10 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606

Рецензии. Критика и библиография

крепости он написал 205 печатных листов текста], идеями романа «Что делать?». По сути это была борьба с государственной машиной во главе с ненавидящим его императором. Автор рецензируемой книги тщательно подбирает факты и знакомит читателя с этапами этой борьбы: отказом от предлагавшихся Чернышевскому способов эмиграции, знаменитым письмом царю с требованием справедливости («повелением об освобождении меня от ареста»] и доказывающим, что обвинений против него нет, и подписанным «Ваш подданный» вместо положенного «верноподданный». Вывод В. К. Кантора справедлив: «В одиночке можно было читать, писать, но можно было и бороться, отстаивая свое человеческое достоинство и право на права, можно было противопоставлять свою волю произволу начальства. И победить. Не революционером, я бы назвал его первым правозащитником, когда о таком понятии и не думал никто. Необходима не революция, а прогресс, говорил Чернышевский, понимающий прогресс как стремление к воздвижению человека в человеческий сан» [3]. А романом «Что делать?», по его мнению, Чернышевский актуализировал Новый Завет, ибо его «новые люди» должны были возвещать совершенную жизнь [4].

Удивительной была жизнь Чернышевского в сибирском заточении, особенно в страшном Вилюйске. Собственно, это была не жизнь, а житие человека продолжающего утверждать свое достоинство: он отказался встречаться с высоким церковным начальством, с губернатором; отказался подписывать прошение о помиловании; просил молодежь не делать попыток его вызволения из вилюйского заточения. Само же это заточение закончилось еще одним ударом по нему царя, переселившего заключенного из страшного Вилюйска в знойную Астрахань. И только последние несколько месяцев Чернышевскому удалось пожить в родном Саратове. Там он и скончался с Библией в руках. Более сорока венков со всей России было положено к его надгробию. «Умер русский святой, а, судя по венкам, хоронили революционера», - заключает автор и приводит удивительные факты самих похорон, взятые из письма М. Н. Пыпина [5].

В. К. Кантор - несомненно, ученый-историк, не один год собирающий по крупицам факты, устные и письменные свидетельства о жизни и трудах Н. Г. Чернышевского, доказывающие правоту авторского их видения. Многие из этих свидетельств для выявления их истинности сравниваются с другими, критикуются, а если они так или иначе не вписываются в общий контекст повествования, исследуются и объясняются. В этом отношении показательным является эпилог книги «Что же случилось после смерти?», в котором не только подводится итог авторской оценки Чернышевского как христианского подвижника, подкрепленной высказываниями В. С. Соловьева и В. В. Розанова, но и показано, как с подачи Ленина Чернышевский «носитель христианской истины... становится в глазах толпы врагом добра, революционером» [6].

Доказательная база новой книги В. К. Кантора о Чернышевском, авторские оценки и выводы, которые мы принимаем и высоко оцениваем, подводят нас к выводу о необходимости их более широкого обсуждения на конференциях в Санкт-Петербурге или Саратове - городах, связанных с жизнью и творчеством Н. Г. Чернышевского.

Примечания и список литературы

1. Кантор В. К. «Срубленное древо жизни». Судьба Николая Чернышевского. М. ; СПб., 2016. С. 50.

2. Там же. С. 236.

3. Там же. С. 318.

4. Там же. С. 377.

5. Там же. С. 484.

6. Там же. С. 488.

Notes and References

1. Kantor V. K. «Srublennoe drevo zhizni». Sud'ba Nikolaya CHernyshevskog["Felled tree of life." The Fate Of Nikolai Chernyshevsky]. M.; Spb. 2016. P. 50.

2. Ibid. P. 236.

3. Ibid. P. 318.

4. Ibid. P. 377.

5. Ibid. P. 484.

6. Ibid. P. 488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.