Научная статья на тему 'Дробное районирование и площадное развитие туризма'

Дробное районирование и площадное развитие туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / ПЛОЩАДНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ПРОВИНЦИИ КАНАДЫ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / TOURIST ZONING / AREAL DEVELOPMENT OF TOURISM / PROVINCES OF CANADA / THE PERM KRAI OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов А.И.

Туризм, имея широчайший спектр ресурсных интересов, действует в противовес современным тенденциям сжатия социально-экономического пространства. В российских регионах возрастает интерес к площадному развитию туризма, которое требует более высокой степени территориальной организации, нежели точечное развитие. Дробное районирование является географическим инструментом вовлечения всего пространства региона в туристские процессы. Оно пока имеет слабое прикладное значение для туризма в России. Провинции Канады оказываются мировыми лидерами в пространственной делимитации для целей практического туризма. Все 10 провинций Канады активно используют дробное туристское районирование, но основывают его на разных принципах. Канадский опыт представления провинций в туристской мозаике следует принимать во внимание российским регионам. В Пермском крае, учитывая собственные наработки и привлеченные подходы, следует выделять туристские районы: Северный Урал, Горнозаводский Урал, Предуралье, Парма, Верхняя Кама, Средняя Кама и Нижняя Кама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Districting and areal development of tourism

The tourism with its widest range of resource interests acts as a counterbalance to modern tendencies of social and economic space compression. In Russian regions there is a growing interest in «areal development» of tourism, which requires higher degree of territorial organization than the «site development». Fractional zoning is a geographical tool for involving the entire region in the tourist processes, but it still has a low applied value for tourism in Russia. The provinces of Canada are the world leaders in spatial delimitation for the purpose of practical tourism. All ten provinces of Canada actively use fractional tourist zoning, basing it on different principles, however. The Canadian experience of representing provinces in tourist mosaics should be taken into the account in Russian regions. Basing on the results of our studies and the experience from the Canadian provinces it is necessary to allocate the following tourist areas in the Perm region: North Urals, Mining Urals, Preduralje, Parma, Upper Kama, Middle Kama and Lower Kama.

Текст научной работы на тему «Дробное районирование и площадное развитие туризма»

УДК 796.5:911.6 А.И. Зырянов1

ДРОБНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ И ПЛОЩАДНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Туризм, имея широчайший спектр ресурсных интересов, действует в противовес современным тенденциям сжатия социально-экономического пространства. В российских регионах возрастает интерес к площадному развитию туризма, которое требует более высокой степени территориальной организации, нежели точечное развитие. Дробное районирование является географическим инструментом вовлечения всего пространства региона в туристские процессы. Оно пока имеет слабое прикладное значение для туризма в России. Провинции Канады оказываются мировыми лидерами в пространственной делимитации для целей практического туризма. Все 10 провинций Канады активно используют дробное туристское районирование, но основывают его на разных принципах. Канадский опыт представления провинций в туристской мозаике следует принимать во внимание российским регионам. В Пермском крае, учитывая собственные наработки и привлеченные подходы, следует выделять туристские районы: Северный Урал, Горнозаводский Урал, Предуралье, Парма, Верхняя Кама, Средняя Кама и Нижняя Кама.

Ключевые слова: туристское районирование, площадное развитие туризма, провинции Канады, Пермский край.

Введение. Процесс сокращения активного социально-экономического пространства происходит в России уже более четверти века. В стране прирастают пространства бездорожья [Бочарников, 2016], территории, трудно доступные от населенных пунктов и инфраструктуры жизнеобеспечения [Королев, 2013]. Это явление, выражающееся в развитии городов верхних уровней иерархии и деградации остальной освоенной территории, откуда мигрирует население, где снижается или исчезает деловая активность. В связи с этим особый интерес вызывают сферы деятельности, обладающие пространственной экспансией, одной из которых является туризм.

Туризм может противодействовать тенденциям сжимания социально-экономического пространства регионов, способствовать вовлечению в хозяйственное развитие внегородских местностей, окраинных и новых территорий [Голубчиков, Кружалин, 2017]. Можно привести примеры разных по профилю туристских объектов, которые недавно созданы и успешно работают, находясь во внегородской местности на значительном удалении от центральных городов, но образцовых отечественных примеров совсем немного, в регионах их единицы. К таким лучшим практикам следует отнести туристский комплекс «Этномир» и ландшафтно-архитектурный парк «Никола-Ленивец» (Калужская область), горнолыжный комплекс «Хвалынь» (Саратовская область), региональный природный парк «Оленьи Ручьи» (Свердловская область).

Современное акцентированное развитие главных городов российских регионов сильно сужает возможности пространственного туристского развития, которое также преимущественно идет по «точечному», «городскому» пути. Многие регионы фак-

тически взяли курс на развитие туристских объектов и объектов туристской инфраструктуры полюс-но, только в центральных местах, в ареалах развитой транспортной сети.

Материалы и методы исследований. Рассматривая страны в аспекте уровня развития туризма и в отношении равномерности распространения туристской деятельности по территории, мы приходим к выводу, что площадное развитие туризма в стране или регионе сложнее и ценнее точечного, является более высоким этапом и свидетельствует о более продвинутом уровне организации территории.

Страны, входящие в ядро туристской системы мира [Александрова, 2014], как правило, достигают такого уровня, когда все или почти все пространство страны включено в туристскую отрасль. Доля вовлеченного в туризм пространства зависит от размеров территории и уровня социально-экономического развития страны. В Европе относительно небольшие страны (Швейцария, Чехия) практически всей своей территорией участвуют в туристском хозяйстве. В крупных европейских странах осуществляется, хотя и не стопроцентное, но преимущественно площадное туристское развитие. В Италии площадное развитие туризма характерно почти для всех двадцати регионов, к нетуристским местностям можно отнести незначительные по размерам пространства во внутренних частях Калабрии, Мо-лизе, Сардинии.

Площадное развитие, как верхняя стадия в территориальной организации туризма, должно иметь крепкое основание, которое еще не везде создано. Российские регионы находятся на разных этапах формирования современной системы туризма. Последовательность развития отрасли в некоторых рес-

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, географический факультет, зав. кафедрой туризма, докт. геогр. н.; e-mail: aizyrianov@gmail.com

публиках Северного Кавказа (Чеченской Республике, Ингушетии, Дагестане), предполагающая точечное инвестирование в инфраструктуру, вполне оправдана [Гайрабеков, Зырянов, 2017]. В регионах Восточного Кавказа следует начинать развивать туризм не по площадному, а по точечному принципу, а именно, создавать достаточно крупные инфраструктурные туристско-рекреационные объекты и включать их в республиканские турпродукты. Для крупных комплексов легче подготовить кадры, на таких объектах проще правильно организовать сервис. Организация разветвленной туристской и экскурсионной маршрутной сети, вовлечение населения в рекреационное предпринимательство в различных муниципалитетах - это уже следующий этап развития, который возможен в том случае, если будут полностью выполнены задачи первого этапа, а именно, безукоризненной и эффективной работы крупных ту-ристско-рекреационных комплексов и достижения широкой известности республик как туристских регионов.

Нежелательная тенденция смещения населения и социально-экономической активности в основные единичные города Пермского края может отчасти преодолеваться, если придерживаться принципа площадного развития туристско-рекреационной деятельности. Географическое рассредоточение природных и культурно-исторических туристских ресурсов и возрастающий к ним интерес общества позволяют планировать вовлечение не отдельных мест, а всей территории Пермского края в туристское развитие. Кафедрой туризма Пермского университета разработан проект «Пермь Великая», где применен площадной принцип развития туризма в регионе. Проект в 2015 г. вошел в «Федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма 2014-2018 гг.»; он направлен на создание новой пространственной организации туризма в Пермском крае.

Традиционным подходом в развитии туризма в регионах России и многих зарубежных стран является выбор отдельных наиболее потенциальных мест, признание их точками роста и их особая поддержка. Субъекты Федерации действуют в туристских программах принципами концентрации ресурсов и создания полюса роста (чаще одного, и гораздо реже двух-трех полюсов). В проекте «Пермь Великая» взяты за основу иные принципы в региональной туристской политике. Они состоят в том, что туризм развивается на всей без исключения территории края, включая краевой центр, большие и малые города, ближние и дальние муниципальные районы. Площадной принцип делает географически доступной туристско-рекреационную деятельность для населения и для предпринимательства. Площадной подход обязательно требует районирования территории и особенное представление каждого туристского района. Попробуем решить эту задачу для Пермского края, привлекая отечественный и зарубежный опыт.

Туристское развитие северных стран Европы и Америки, существенный ежегодный рост прибытий

вызывает для российских регионов интерес в отношении образцов постановки туристского дела в городах и вне городов, в отношении подходов к формированию эффективной территориальной организации в регионах. Территорией поиска удачных решений для применения в российских регионах может являться Канада. Многие важнейшие экономико-географические параметры Канады и России наиболее схожи [Трейвиш, 2017].

Канада - большая страна, сравнимая с Россией. Классик советской географии Н.Н. Баранский [Баранский, 1980] сравнивал Канаду с Сибирью. Это сравнение имело основания. Во времена Советского Союза Канада и СССР довольно сильно отличались размерами территорий, численностью населения, составом природных поясов. В это время Канада лучше соотносилась с Сибирью. Тогда и сейчас наши страны - первая и вторая в мире по размерам, но современная Россия с Канадой стали ближе друг к другу по площади, численности населения, спектру природных зон. Южные точки двух стран располагаются практически на одной параллели, да и северные также. Поэтому в Канаде много полезного для наших регионов можно почерпнуть из достижений в развитии туризма, рекреации и сервиса, в ведении хозяйства, в организации селитебного и производственного пространства, в ландшафтном планировании.

Для вовлечения в туристское развитие всей территории важно осуществить ее туристское районирование. Районирование - путь к площадному развитию и управлению туризмом на всей территории. В Канаде эту задачу решают все 10 провинций разными способами.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим применяемые схемы, определим принципы районирования, отметим интересные, в частности для Пермского края, канадские подходы в этом вопросе. Охарактеризуем туристское районирование провинций от Тихого океана до Атлантики. Будем использовать местную терминологию, называть участки провинций регионами.

Британская Колумбия полуофициально разделена на 6 туристских регионов (рис. 1) [Tourism Régions of BC (Regional Partners). URL: https:// www.destinationbc.ca/Programs/Regions-Communities-and- Sectors/Regional-Tourism-Programs/Regional-Partners.aspx (дата обращения: 03.01.2018]. Районирование с целью продвижения территорий и координации туристской деятельности осуществлено совместно организациями Regional Destination Marketing Organizations и Destination British Columbia. Пять регионов сравнимы по площади, шестой - Northern BC -намного больше, охватывает более половины провинции. Первые пять имеют наименования географических объектов, как личных, так и общих. При этом название в большинстве случаев составное - из двух-трех географических объектов, которые пространственно максимально отражают регион.

Регион Vancouver Coast and Mountains представляет собой агломерацию и ее окружение. Сочетание

Рис. 1. Туристские районы провинции Британская Колумбия: 1 -Cariboo Chilcotin Coast; 2 - Kootenay Rockies; 3 - Northern British Columbia; 4 - Thompson Okanagan; 5 - Vancouver Island; 6 - Vancouver Coastand Mountains

Fig. 1. Tourist districts of British Columbia: 1 - Cariboo Chilcotin Coast; 2 - Kootenay Rockies; 3 - Northern British Columbia; 4 -Thompson Okanagan; 5 - Vancouver Island; 6 - Vancouver Coast and Mountains

«побережье и горы» напоминает гостям о возможности только этого места в стране - утром кататься на лыжах, а после обеда быть на яхте, или играть в гольф. Vancouver Island - назван по одному, основному объекту, но включает еще многочисленные острова пролива и территорию на материке. Thompson Okanagan - охватывает долины одноименных рек и часть Скалистых гор. Cariboo Chilcotin Coast - назван по горной области и реке, а поскольку выходит к морю, то имеет в названии третью часть. Регион Kootenay Rockies - представлен бассейном реки Кутеней и Скалистыми Горами.

Отметим, что названия не повторяются, несмотря на то, что Скалистые Горы протягиваются по трем регионам провинции, а морское побережье по четырем. В каждом из регионов выделяются основные города, но ядра тяготения значат меньше, чем транспортные пути в вопросе контуров регионов. В каждом регионе есть основная автодорога или несколько дорог, которыми могут осуществляться маршруты внутри региона. Каждый из регионов включает в свой состав части разных природных районов, он природно-контрастен. Это позволяет иметь широкие спектры туристско-рекреацион-ных предложений. Туристские регионы Британской Колумбии позиционируются как многоландшафтные, дающие разнообразные впечатления. Регионы названы в природном контексте, даже регион города Ванкувер. Фактически районированию подлежит южная, относительно малая часть провинции, северная - большая как бы за пределами принципов схемы и ее название сформировано иначе. Название

«Северная Британская Колумбия» говорит о том, что природная мозаика здесь настолько широка, что перечисление физико-географических объектов будет слишком длинным.

Туристские регионы в Британской Колумбии, по-видимому, выделяются в основном как территориальные группы официальных административно-территориальных образований уровня округа/графство (County). Границы округов и туристских регионов не всегда совпадают и в таких случаях соответствуют границам официальных образований более низкого уровня - муниципалитетам.

Надо отметить, что провинции Канады имеют сложное многоуровневое административно-территориальное деление. Каждая из провинций имеет свой набор уровней из перечисленных: регион, округ, переписная область, переписная подобласть, муниципалитет. Это уровни официального деления страны для управления и переписи населения. Туристское районирование провинций Канады, по-видимому, имеет неадминистративный статус, но принято в каждой провинции, по нему настраивается система туристской информации и формируется территориальная организация туризма в целом.

Провинция Альберта выделяет 6 туристских регионов: Северную Альберту, Центральную Альберту, Южную Альберту, регионы Калгари и Эдмонтона и Канадиан Роккис [Alberta Regions. URL: http:// www.comeexplorecanada.com/alberta/ (дата обращения: 04.01.2018)].

Мы видим простое деление равнинной территории, особую роль двух крупнейших городов и отдельный район гор с названием шире, чем тот участок Скалистых гор, который входит в провинцию. Отметим, что здесь применены и физико-географические и экономико-географические принципы районирования. Четыре туристских региона очень похожи на природные регионы и представляют собой довольно большие группы муниципальных образований.

Провинция Саскачеван применяет районирование еще более простое и без ориентировки на достопримечательности: Север, Центральный Запад, Центральный Восток, Юго-Запад, Юго-Восток. Это в основном группы территориальных образований уровня округов [Saskatchewan Regions. URL: http:// www. comeexplorecanada. com/saskatchewan/ (дата обращения: 05.01.2018)].

Манитоба показала пример внимательного отношения к туристскому районированию [Manitoba's Tourism Regions. URL: https://www. gov. mb. ca/watchablewildlife/regions/index.html (дата обращения: 03.01.2018)]. Ее территория поделена на 8 регионов, очень разных по площади: Parkland, Interlake, Western, Eastern, Northern, Central Plains, Pembina Valley, Winnipeg. Северный регион занимает около 70% площади провинции. В провинции активно проводится туристский маркетинг по намеченным регионам. Туристские регионы выделены на основе областей.

Онтарио - вторая по площади провинция Канады - поделена на 13 туристских регионов, 12 из них располагаются на крайнем юго-востоке и занимают всего 20% территории провинции, а громадный регион 13 Northern Ontario делится на 3 подрайона [Tourist regions. Ontario. URL: https://www. bbcanada.com/ontario (дата обращения: 04.01.2018)]. В провинции осуществляется маркетинговая политика с учетом выделенных регионов с помощью специальных структур (Ontario Regional Tourism Organizations) От Ниагарского водопада и Торонто к северо-западным границам провинции площади туристских регионов увеличиваются согласно сокращению плотности населения. Многие названия регионов отражают их достопримечательности, часто составные (Niagara Falls and Wine Country, Bruce Peninsula, Southern Georgian Bay and Lake Simcoe). Туристские регионы в провинции - это в основном группы графств. Границы туристских регионов согласуются с подпровинциальным административным делением Канады (округа, муниципалитеты), которое особенно сложное в Онтарио и Квебеке.

Квебек делится на 21 туристский регион, и туристская политика провинции осуществляется в соответствии с этим делением [Qu^ec's tourist regions. URL: http://www.easterntownships. org/quebec-tourist-regions/ (дата обращения: 05.01.2018)]. Квебек -наиболее активная провинция по продвижению своих туристских регионов. Это касается и постановки работы туристских информационных центров, и издательской деятельности. Границы туристских регионов в основном соответствуют границам административных регионов провинции, хотя их всего 17.

Нью Браунсуик не выделяет на туристских картах районы, продвигая не все пространство провинции, а только пейзажные автодороги (Scenic Drives), но считая их осями примыкающих к ним туристских территорий [Tear-out map of New Brunswick. Irving com. 2017]. Их названия географичны, ориентируют на достопримечательности: Fundy Coastal Drive, Acadian Coastal Drive, River Valley Scenic Drive, Miramichi River Route, Appalachian Range Route.

Интересной является сетка туристского районирования самой маленькой провинции Канады -Остров Принца Эдуарда. На ее примере мы видим, что каждая провинция старается полноценно и по-своему организовать систему путешествий, согласно географическим особенностям.

Вытянутый по широте остров Принца Эдуарда делится заливами на 3 почти отдельных острова, примерно равные части: западную, центральную и восточную. Три части выделены и представляются на туристских картах как три туристских района, и названы по дорогам, их оконтуривающим (рис. 2) [True island flavour. Prince Edward Island. Canada. Per highway map. Northumberland Ferries Limited. 2017]. Поскольку на острове, как правило, самая интересная и пейзажная дорога проходит по окружности острова, три района продвигаются в туристском отношении как районы береговых дорог. В название

Рис. 2. Туристские районы провинции Остров Принца Эдуарда: 1 - North Cape Coastal Drive; 2 - Red Sands Shore; 3 - Green Gables Shore; 4 - Points East Coastal Drive

Fig. 2. Tourist districts of Prince Edward Island: 1 - North Cape Coastal Drive; 2 - Red Sands Shore; 3 - Green Gables Shore; 4 - Points East Coastal Drive

района добавляется наименование крайне удаленной на острове и поэтому романтичной дестинации. Западный район называется North Cape Coastal Drive (Путь по берегу к Северному мысу). Северный мыс длинным острием вдается в залив Святого Лаврентия. Восточный район называется Points East Coastal Drive (Путь по берегу к Восточной точке). Мыс Points East, также как и Северный, острием уходит далеко в море и зовет совершить путешествие к крайней точке. Центральный туристский район называется Central Coastal Drive (Центральный береговой путь) делится на два подрайона: северный, который назван в честь уроженки места, известной канадской писательницы Люси Мод Монтгомери -Green Gables Shore (Берег зеленых мезонинов) - по имени ее главной книги, и южный - Red Sands Shore (Берег красных песков), поскольку красноцветные почвы острова являются одним из его брендов, способствовали развитию картофельной специализации и появлению популярной картошки фри. Туристское районирование на острове соответствует иерархической, дисперсно покрывающей всю площадь, разнообразной по функциям сети туристских информационных центров. Среди которых выделяются Provincial Visitor Information Centres, Provincial Destination Centres, Municipal Information Visitor Centres, Island Welcome Centres. Туристские регионы острова соответствуют административным областям частично.

На туристской карте Новой Шотландии, полученной в туристском информационном центре Галифакса территория провинции разделена на 7 туристских районов [Nova Scotia com. Road map. 2017]. Они названы по наиболее аттрактивным местностям, которыми прежде всего являются морс-

кие побережья: Nothumberland Shore, Cape Breton Island, Eastern Shore, Halifax, South Shore, Yarmouth and Acadian Shore, Bay of Fundy and Annapolis Valley. Видовые дороги, отмеченные на карте, следуют вдоль побережий Новой Шотландии почти точно в соответствии с конфигурацией побережья. Туристские регионы являются в основном группами административных областей, но в ряде случаев имеют собственные границы.

В провинции Ньюфаундленд и Лабрадор 5 туристских регионов [Tourist regions. Newfoundland and Labrador. URL: https://www.bbcanada.com/ newfoundland (дата обращения: 04.01.2018)]. Один на Лабрадоре, который является и административным регионом, четыре - на о. Ньюфаундленд, которые сменяют друг друга с юго-востока на северо-запад в направлении удаления от столицы провинции: Avalon (по имени полуострова), Eastern, Central, Western. Регионы на острове выделены так, чтобы не очень густая дорожная сеть позволяла ознакомиться по возможности со всей территорией района. Они согласуются с административным делением муниципального уровня.

Канадский опыт практического туристского районирования. На примере провинций Канады мы видим, что туристское районирование играет большую практическую роль в управлении и в маркетинговой работе. Районирование позволяет вовлечь, по возможности, все пространство провинций в туристско-рекреационное и сервисное развитие, повысить доступность туризма для населения, обеспечить равные возможности для местного предпринимательства в этой отрасли. Районирование проводится в разных провинциях по разным принципам и, как правило, согласуется с границами административных образований дробных уровней. Деление провинций на туристские регионы осуществлено почти во всех провинциях Канады, имеет неофициальный статус, хотя в ряде случаев точно соответствует административному делению. Только в одной провинции - в Нью Браунсуике это районирование не сплошное, а выборочное. Туристское районирование провинций имеет разную содержательную основу, но всюду проведено с учетом географических особенностей территории.

Три территории Канады, расположенные севернее ее провинций, на туристские регионы не подразделяются, по-видимому, по причине их малонаселенности, поскольку по размерам площадей они не уступают провинциям.

Подведем методический итог. В туристском районировании Пермского края можно использовать следующие принципы, которые применены в выделении туристских регионов в провинциях Канады:

1 - они представляют собой группы административно-территориальных образований, хотя есть несовпадения границ;

2 - могут соответствовать физико-географическим районам;

3 - могут сочетать разнородные природные районы;

4 - транспортно связаны внутри;

5 - видно различие в делении сельской и городской местности;

6 - провинции разделены на разное число туристских регионов, от 3 до 21, в среднем - 8.

В Канаде туристское районирование применяется в провинциях и не проведено в территориях. Это свидетельствует о целесообразности этой географической процедуры для относительно населенных ареалов, где актуализируется задача пространственной равномерности туристского развития.

В туризме очень важно название района, поэтому учтем канадские подходы. Туристские регионы могут быть названы по основным (двум-трем), или по основному административно-территориальному образованию, по аттрактивным природным объектам или физико-географическим районам, по культурно-историческим достопримечательностям или по главному туристскому маршруту.

Туристское районирование Пермского края. Принимая во внимание канадский опыт, опираясь на собственные разработки, можно предложить следующее туристское районирование и обозначение районов Пермского края (рис. 3).

Рис. 3. Туристские районы Пермского края: 1 - Северный Урал;

2 - Парма; 3 - Верхняя Кама; 4 - Горнозаводский Урал;

5 - Предуралье; 6 - Средняя Кама; 7 - Нижняя Кама

Fig. 3. Tourist districts of Perm Krai: 1 - North Urals; 2 - Parma;

3 - Upper Kama; 4 - Mining Urals; 5 - Preduralje; 6 - Middle Kama;

7 - Lower Kama

Исходя из современных задач развития туризма, край можно разделить на 7 туристских районов.

Первый район - Северный Урал - охватывает Чердынский и Красновишерский муниципальные районы. Это большая редкозаселенная территория северо-востока края с двумя малыми городами, разбросанными среди лесов поселками и деревнями. Это среднетаежный среднегорный, низкогорный и предгорно-равнинный ландшафт бассейна реки Вишеры с ее крупнейшим притоком Колвой. Это ареал исторического наследия, особенно периода Перми Великой и территория природно-ориентиро-ванных активных путешествий, охотничье-рыболов-ной рекреации. Район может быть назван: Северный Урал (North Ural), Вишера Колва (Vishera Kolva), Вишера Чердынь (Vishera Cherdyn), Уральские Горы Чердынь (Ural Mountains Cherdyn),

Горы Вишера Чердынь (Mountains Vishera Cherdyn).

Второй район - Парма - охватывает 6 муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа. Это средне- и южно-таежный северо-запад края лесозаготовительного и сельскохозяйственного профиля, где в национальном составе населения основную долю составляют коми-пермяки. Лесистые возвышенности и равнины располагаются в бассейне Камы, ее крупных притоков Весляны, Косы, Иньвы. Район может быть назван: Парма (Parma), Коми-Пермяцкий (Komi Perm). Третий район - Горнозаводский Урал - занимает восток края, включает муниципалитеты Алек-сандровска, Кизела, Губахи, Гремячинска, Чусово-го, Горнозаводска, Лысьвы. Это в основном Средний Урал, наиболее освоенная часть гор Пермского края. Географы называют территорию - Горнозаводское Прикамье или Горнозаводской Урал. Здесь население городское, группы городов и поселков посреди таежно-скалистого ландшафта. Города и городки возникли в прошлом как горные заводы. Эта часть Уральских гор богата недрами, которые активно разрабатывались. Это бассейны левых притоков Камы - рек Чусовая, Косьва и Яйва. Центральной рекой района по географическому положению и туристскому значению можно считать приток Чусовой - Усьву. Район можно назвать: Средний Урал (Deep Ural), Горнозаводский Урал (Maining Ural), Усьва Чусовая (Usva Chusovaja). Четвертый район - Предуралье - включает сельские муниципалитеты юго-востока края во главе с городом Кунгуром - Кунгурский, Березовский, Кишертский, Суксунский, Ординский, Уинский, Октябрьский. Это территория в основном смешанных лесов с остепнением. Территория охватывает широкий пояс Предуралья с пермскими карбонатными горными породами и карстовыми ландшафтами на Уфимском плато, располагается в бассейне реки Сылвы и ее притока Ирени. Это район сельскохо-

зяйственный, богат купеческой историей. Его можно назвать:

Предуралье (Preduralje), Кунгур (Kungur), Кунгур Сылва (Kungur Sylva). Пятый район - Верхняя Кама - объединяет территорию города Березники, Соликамский и Усольский муниципалитеты. Это Березниковско-Соликамская агломерация и ее лесная окантовка с Верхнекамским месторождением калийно-магние-вых солей, со значительным социально-экономическим потенциалом, с богатым историческим наследием. Это гидрографический центр Севера края, где Кама принимает Вишеру, Яйву и Кондас. Район можно назвать:

Верхняя Кама (Upper Kama), Соль Камская (Soult Kama), Соликамск Усолье (Solikamsk Usolje). Шестой район - Средняя Кама - охватывает среднее, меридиональное течение Камы и бассейн ее притока Обвы, включает главный город края -Пермь и муниципальные районы Пермский, Ильинский, Добрянский, Сивинский Карагайский, Верещагинский, Очерский, Нытвенский и Краснокамский. Это Пермская агломерация, ее сельское и дачное окружение в освоенном поясе равнинной южной тайги. Это центральное место бассейнового Пермского края, где Камское водохранилище переходит в Вот-кинское, Кама меняет направление с меридионального на диагональное, принимает крупнейший в крае приток Чусовую с Сылвой. Район можно назвать: Средняя Кама (Mid Kama), Пермь Кама Обва (Perm Kama Ob va). Седьмой район - Нижняя Кама - занимает самые теплые и маловлажные территории юго-запада края, окружающие нижнюю часть течения Камы. Большие площади занимает бассейн реки Тулва, притока Камы и Тулвинская возвышенность. Район включает муниципалитеты Чайковский, Час-тинский, Большесосновский, Осинский, Оханский, Бардымский, Куединский и Чернушинский. Три города - Чайковский, Чернушка и Оса - находятся в пределах района. Местность представляет собой сельскохозяйственные ландшафты в поясе смешанных лесов. Район можно именовать: Нижняя Кама (Lower Kama), Чайковский Кама Тулва (Tchaikovsky Kama Tulva).

При изучении канадского опыта возникает ряд вопросов, решение которых выходит за рамки статьи и требует, в том числе, подключения междисциплинарных подходов. Зададим себе эти вопросы в качестве перспективы работы.

1. Можно ли при доминировании «топографических» принципов наименования районов достигать эффективного решения задач брендирования территорий?

2. Если при туристском районировании применяются и физико-географические, и административно-территориальные принципы, то как они сочетаются практически при делимитации?

3. Поскольку разработок о принципах и технологиях туристского районирования провинций Канады в научной литературе мы не нашли, то следует ли считать это делом прикладного уровня, которым занимаются заинтересованные организации (туристские ассоциации, информационные центры)?

4. Если статус туристских районов Канады неофициальный, то означает ли это выход туристской системы страны на уровень территориальной самоорганизации?

Выводы:

- площадное развитие туризма является сегодняшней задачей туристской отрасли в субъектах РФ. Этот этап активно проходят высокоразвитые страны мира. Центробежная энергия туризма позволяет удерживать сжатие ойкумены, его пространственная экспансия играет в основном положительные социально-экономические роли. Переход от точечного (полюсного) развития к площадному этапу имеет большие цели создания новой территориальной организации туризма в регионах, первым шагом к которой становится дробное туристское районирование;

- провинции Канады опираются в практике координации, информации и маркетинга на туристское районирование. Туристские регионы провинций имеют неофициальный статус, но являются каркасом туристских провинциальных систем, районирование осуществляется для практических целей. Туристские регионы провинций Канады представляют со-

бой в основном группы административно-территориальных образований, могут соответствовать физико-географическим районам, сочетать разнородные природные районы, транспортно связаны внутри. В среднем провинции разделены на 8 туристских регионов. Регионы могут быть названы по основным административно-территориальным образованиям, по аттрактивным природным объектам, физико-географическим районам, по культурным достопримечательностям, по главному маршруту;

- туристское районирование дробного уровня слабо интересует научных работников и практиков туризма. В отечественной рекреационной географии редко встречаются схемы этого вида, а многочисленные туристские карты, выпускаемые в нашей стране, да и в других странах обычно обходятся без таких сеток. Однако на примере Канады мы можем судить о важности такого районирования, прежде всего в практических целях тотального туристского освоения пространства;

- учитывая канадский опыт дробного туристского районирования и собственные разработки целесообразно делить Пермский край на 7 туристских районов: Северный Урал (North Ural); Парму (Parma); Горнозаводский Урал (Mining Ural); Пре-дуралье (Preduralje); Верхнюю Каму (Upper Kama); Среднюю Каму (Mid Kama); Нижнюю Каму (Lower Kama). Дробное туристское районирование является путем к пространственному развитию туризма в крае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова А.Ю. Типология стран мира по уровню развития международного туризма // География и природные ресурсы. 2014. № 1. С. 43-46.

Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 239 с.

Бочарников В.Н. Геопространство «дикой природы» России // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2016. № 5. С. 165175.

Гайрабеков У.Т., Зырянов А.И. Возможности развития туризма в Чеченской республике // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах. Мат-лы международной научно-практической конференции в рамках VIII ежегодной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. 2017. С. 506-509.

Голубчиков Ю.Н., Кружалин В.И. Арктический туризм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2017. № 3. С. 96-98.

Королев А.Ю. Полюс недоступности России как экологический эталон дикой природы // Вестн. Удмуртского ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2013. № 6-4. С. 106-111.

Трейвиш А.И. Географические факторы модернизации общества: некоторые уроки всемирной и российской истории

XIX-XX веков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2017. № 6. С. 3-8.

Alberta Regions. URL: http://www.comeexplorecanada.com/ alberta/ (дата обращения 04.01.2018).

Manitoba's Tourism Regions. URL: https://www.gov.mb.ca/ watchablewildlife/regions/index.html (дата обращения: 03.01.2018).

Nova Scotia com. Road map. 2017.

Quebec's tourist regions. URL: http://www.easterntownships. org/quebec-tourist-regions/ (дата обращения: 05.01.2018).

Saskatchewan Regions. URL: http://www.comeexplorecanada. com/saskatchewan/ (дата обращения: 05.01.2018).

Tourism Regions of BC (Regional Partners). URL: https:// www.destinationbc.ca/Programs/Regions-Communit ies-and-Sectors/Regional-Tourism-Programs/Regional-Partners.aspx (дата обращения: 03.01.2018).

Tourist regions. Newfoundland and Labrador. URL: https:// www.bbcanada.com/newfoundland (дата обращения: 04.01.2018).

Tourist regions. Ontario. URL: https://www.bbcanada.com/ ontario (дата обращения: 04.01.2018).

Tear-out map of New Brunswick. Irving com. 2017.

True island flavour. Prince Edward Island. Canada. Per highway map. Northumberland Ferries Limited. 2017.

Поступила в редакцию 31.05.2017 Принята к публикации 21.05.2018

AJ. Zyrianov1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DISTRICTING AND AREAL DEVELOPMENT OF TOURISM

The tourism with its widest range of resource interests acts as a counterbalance to modern tendencies of social and economic space compression. In Russian regions there is a growing interest in «areal development» of tourism, which requires higher degree of territorial organization than the «site development». Fractional zoning is a geographical tool for involving the entire region in the tourist processes, but it still has a low applied value for tourism in Russia. The provinces of Canada are the world leaders in spatial delimitation for the purpose of practical tourism. All ten provinces of Canada actively use fractional tourist zoning, basing it on different principles, however. The Canadian experience of representing provinces in tourist mosaics should be taken into the account in Russian regions. Basing on the results of our studies and the experience from the Canadian provinces it is necessary to allocate the following tourist areas in the Perm region: North Urals, Mining Urals, Preduralje, Parma, Upper Kama, Middle Kama and Lower Kama.

Key words: tourist zoning, areal development of tourism, provinces of Canada, the Perm Krai of Russia.

REFERENCES

Alberta Regions. URL: http://www.comeexplorecanada.com/ alberta/ (Accessed 04.01.2018).

Aleksandrova A.Ju. Tipologija stran mira po urovnju razvitija mezhdunarodnogo turizma [Typology of the world countries in terms of the level of international tourism development] // Geografija i prirodnye resursy. 2014. № 1. S. 43-46 (in Russian).

Baranskij N.N. Izbrannye trudy. Nauchnye principy geografii [Selected works. Scientific principles of geography]. M.: Mysl', 1980. 239 s. (in Russian).

Bocharnikov V.N. Geoprostranstvo «dikoj prirody» Rossii, [Geospace of «wild nature» of Russia] // Social'no-jekonomicheskaja geografija. Vestnik Associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov.

2016. № 5. S. 165-175 (in Russian).

Gajrabekov U.T., Zyrjanov A.I. Vozmozhnosti razvitija turizma v Chechenskoj respublike [Opportunities for tourism development in the Chechen Republic] // Rossija i ee regiony v polimasshtabnyh integracionno-dezintegracionnyh processah. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah VIII ezhegodnoj assamblei Associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov. 2017. S. 506-509 (in Russian).

Golubchikov Ju.N., Kruzhalin V.I. Arkticheskij turizm [Arctic tourism] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 5. Geografija.

2017. № 3. S. 96-98 (in Russian).

KorolevA.Ju. Poljus nedostupnosti Rossii kak jekologicheskij jetalon dikoj prirody [The Pole of Inaccessibility of Russia as an

Ecological Standard of Wildlife] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Biologija. Nauki o Zemle. 2013. № 6-4. S. 106-111 (in Russian).

Manitoba's Tourism Regions. URL: https://www.gov.mb.ca/ watchablewildlife/regions/index.html (Accessed 03.01.2018).

Nova Scotia com. Road map. 2017.

Quebec's tourist regions. URL: http://www.easterntownships. org/quebec-tourist-regions/ (Accessed 05.01.2018).

Saskatchewan Regions. URL: http://www.comeexplorecanada. com/saskatchewan/ (Accessed 05.01.2018).

Tear-out map of New Brunswick. Irving com. 2017.

Tourism Regions of BC (Regional Partners). URL: https:// www.destinationbc.ca/Programs/Regions-Communit ies-and-Sectors/Regional-Tourism-Programs/Regional-Partners.aspx (Accessed 03.01.2018).

Tourist regions. Newfoundland and Labrador. URL: https:// www.bbcanada.com/newfoundland (Accessed 04.01.2018).

Tourist regions. Ontario. URL: https://www.bbcanada.com/ ontario (Accessed 04.01.2018).

Trejvish A.I. Geograficheskie faktory modernizacii obshhestva: nekotorye uroki vsemirnoj i rossijskoj istorii XIX-XX vekov [Geographical factors of society modernization: some lessons of the world and Russian history of the XIX-XX centuries] // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 5. Geografija. 2017. № 6. S. 3-8 (in Russian).

True island flavour. Prince Edward Island. Canada. Per highway map. Northumberland Ferries Limited. 2017.

Received 31.05.2017 Accepted 21.05.2018

1 Perm State University, Geography Faculty, Head of the Tourism Department, D.Sc. in Geography; e-mail: aizyrianov@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.