Научная статья на тему 'Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований'

Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1523
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИОЛЕКТ / ДРИФТ / ИСТОРИЯ / CULTURE / SUBCULTURE / SOCIOLECT / DRIFT / HISTORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маштакова Екатерина Игоревна

Человеческое общество неоднородно. Люди объединяются в разные социальные группы, при этом формирующая роль в социальной дифференциации общества отводится культуре. Эти процессы наиболее очевидны в городе, где под влиянием процессов глобализации и унификации строгие рамки между этническими культурами стираются. С возможностями, которые даёт городское пространство, многообразие взглядов на мир не исчезает, а реализует себя в формате субкультуры. Поначалу всё, что выходило за пределы элитарной культуры, лишалось культурного статуса, и термин субкультура обозначал явления, воспринимавшиеся как некультурные или внекультурные. Английская приставка sub-(под-) обозначала скрытые, неофициальные культурные пласты. В соответствии с мультикультурным характером общества изменилось и отношение к субкультуре. Современные исследователи признают ошибочными прошлые попытки вытеснить субкультуру за рамки культуры, поскольку её культурный код (или, правильнее сказать, субкод, социолект) непрерывно взаимодействует с кодом господствующей культуры. Под влиянием внешних и внутренних факторов субкультура формирует определённые стереотипы и ценности, которые отображаются в особенном коллективном или групповом языке, который мы, вслед за представителями Пермской школы социолингвистики, обозначим термином социолект. Феномен субкультуры может быть интересен не только с лингвистической точки зрения. Прежде чем приступать к языковому анализу лексики, которую формирует та или иная субкультура, необходимо обратиться к истории, чтобы проследить, совокупность каких внутренних факторов и внешних условий способствовала образованию конкретного сообщества. В статье рассматривается дрифт с точки зрения его истории. Показаны этапы его развития в разных странах, определяются основные лексические единицы описания дрифта, показывающие, что данная субкультура формирует собственный язык социолект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIFT AND ITS HISTORY (TO THE PROBLEM OF SUBCULTURAL ENTITIES)

Human society is non-uniform. People are united into different social groups, with culture playing a shaping role in the social differentiation of society. These processes are most evident in a city where, under the influence of globalization and unification, the strict framework between ethnic cultures is eroded. With the opportunities provided by urban space, the diversity of views on the world does not disappear, but implements itself in the format of subculture. At first, everything that went beyond elitist culture was deprived of cultural status, and the term subculture signified phenomena perceived as non-cultural or non-cultural. The English sub-prefix (under-) designated the hidden, informal cultural layers. In keeping with the multicultural nature of society, attitudes towards subculture have also changed. Modern researchers admit that past attempts to displace subculture beyond culture are wrong, because its cultural code (or, more correctly, subcode, sociolect) continuously interacts with the code of the dominant culture. Under the influence of external and internal factors subculture forms certain stereotypes and values, which are displayed in a special collective or group language, which we, following representatives of the Perm School of Sociolinguistics, will refer to as sociolect. The phenomenon of subculture can be interesting not only from a linguistic point of view. Before embarking on a linguistic analysis of the vocabulary that a subculture forms, it is necessary to look at its history to trace the totality of what internal factors and external conditions contributed to the formation of a particular community. The article examines the drift in terms of its history. The stages of its development in different countries are shown, the main lexical units of drift description are determined, showing that this subculture forms its own language sociolect.

Текст научной работы на тему «Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований»

УДК 81'27

Маштакова Екатерина Игоревна

Соискатель, кафедра теоретического и прикладного языкознания, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Тел.: + 7 950 450 96 50 E-mail: astra.kate@bk.ru

ДРИФТ И ЕГО ИСТОРИЯ: К ПРОБЛЕМЕ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Человеческое общество неоднородно. Люди объединяются в разные социальные группы, при этом формирующая роль в социальной дифференциации общества отводится культуре. Эти процессы наиболее очевидны в городе, где под влиянием процессов глобализации и унификации строгие рамки между этническими культурами стираются. С возможностями, которые даёт городское пространство, многообразие взглядов на мир не исчезает, а реализует себя в формате субкультуры. Поначалу всё, что выходило за пределы элитарной культуры, лишалось культурного статуса, и термин субкультура обозначал явления, воспринимавшиеся как некультурные или внекультурные. Английская приставка sub-(под-) обозначала скрытые, неофициальные культурные пласты. В соответствии с мультикультурным характером общества изменилось и отношение к субкультуре. Современные исследователи признают ошибочными прошлые попытки вытеснить субкультуру за рамки культуры, поскольку её культурный код (или, правильнее сказать, субкод, социолект) непрерывно взаимодействует с кодом господствующей культуры. Под влиянием внешних и внутренних факторов субкультура формирует определённые стереотипы и ценности, которые отображаются в особенном коллективном или групповом языке, который мы, вслед за представителями Пермской школы социолингвистики, обозначим термином социолект. Феномен субкультуры может быть интересен не только с лингвистической точки зрения. Прежде чем приступать к языковому анализу лексики, которую формирует та или иная субкультура, необходимо обратиться к истории, чтобы проследить, совокупность каких внутренних факторов и внешних условий способствовала образованию конкретного сообщества. В статье рассматривается дрифт с точки зрения его истории. Показаны этапы его развития в разных странах, определяются основные лексические единицы описания дрифта, показывающие, что данная субкультура формирует собственный язык - социолект.

Ключевые слова: культура, субкультура, социолект, дрифт, история.

Введение

В самом общем понимании культура - «исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [БЭС, эл. р.]. В отличие от господствующей

культуры, говорить о выборе которой «невозможно: приобщение к ней начинается без согласия ребенка» [Соколов, 1999, с. 23], субкультура отражает реальную картину социальной жизни людей, поскольку формируется «на основе таких факторов, как этнос, происхождение, религия, возраст, место жительства, профессия, социальный статус и т. п.» [Ерофеева, 2013, с. 6].

Принадлежность к той или иной субкультуре - определённый культурный выбор, который совершается человеком свободно и в соответствии с определённой совокупностью биологических, психологических и социальных свойств, которая сложилась в течение его жизни. Эта необязательность выбора той или иной субкультуры наиболее ярко отличает её от культуры.

Известно, что «через вхождение в разные субкультуры человек осмысляет себя в социуме, ищет свою идентичность и формирует свою картину мира» [Ерофеева, 2013, с. 6], поэтому именно субкультура отражает реальную обстановку социальной жизни обычных людей, в противовес культуре, «поддерживаемой элитой и исходящей от элит» [Шепанская, 2003, эл. р.].

Современные исследователи пришли к выводу, что «наличие вербальной специфики -особого арго и сложившегося фольклора - служат наиболее яркими и легко фиксируемыми признаками существования субкультуры» [Там же], и является достаточным для того, чтобы признать социальную группу субкультурным образованием. Вслед за представителями Пермской школы социолингвистики мы обозначим такой групповой язык термином социолект. По определению Т. И. Ерофеевой, социолект - это «речь "среднего индивида", представляющего свою социальную группу, культуру» [Ерофеева, 2010, с. 21].

Основная часть

В изучении субкультуры и присущего ей социолекта важно учитывать не только социальную базу, но и внешнюю обстановку: территориальные, климатические, технические и прочие условия. Именно сложившаяся определённым образом окружающая среда, как нам кажется, активизирует заложенные в людях биологические, психологические и социальные факторы, являясь благоприятной почвой для развития и функционирования определенной субкультуры в конкретный период времени.

В этой статье мы рассмотрим с исторической точки зрения субкультуру дрифта, которая появилась в Японии в конце 1970-х гг. как узкое, непрофессиональное и неформальное течение, но уже в первой четверти XXI в. обрела мировую популярность, а в 2015 г. была возведена в статус официально признанной автоспортивной дисциплины, по версии Международной автомобильной федерации FIA.

В узком понимании дрифт (от англ. drift - 'занос') - это способ скоростного прохождения поворота, в ходе которого корпус автомобиля развернут под углом по отношению к трассе, покрышки автомобиля скользят по покрытию трека, а пилот управляет процессом, регулируя угол заноса, скорость и траекторию движения. В широком понимании дрифт - это субкультура, социальную базу которой формируют такие факторы, как умение водить автомобиль, знание технических особенностей автомобиля, способность контролировать автомобиль в управляемом заносе, а главное - получение удовольствия от этого процесса.

Самые ранние видеозаписи дрифта относятся к первой половине XX в.: в рекламе спортивного автомобиля Auto Union Type D, разработанного в Германии специально для Чемпионата Европы, гонщик европейской серии GRAND PRIX проходит один из поворотов в управляемом заносе. Правила одного из самых масштабных автоспортивных мероприятий 1930-х гг. не включали дрифт в число приемов вождения автомобилем, а качество покрышек не соответствовало требованиям качественного прохождения поворотов со смещением задней оси, поэтому появление дрифта на экранах тех лет - скорее рекламный ход для привлечения зрителей, чем зарождение субкультуры.

В 1960-е гг. появились усовершенствованные покрышки, которые способствовали лучшему сцеплению с дорогой и большей управляемости во время заноса, в связи с этим профессиональные пилоты все чаще использовали технику дрифта во время заездов. Одним из первых таких спортсменов стал бывший мотогонщик Кунимицу Тахакаси. После тяжелой аварии чемпион кольцевых мотогонок вернулся в большой спорт за рулём автомобиля. Популярность ему принесла особенная манера управления болидом: пилот заходил в поворот на максимальной скорости, создавая избыточную поворачиваемость на апексе (то есть при повороте задние колеса описывали более широкую, чем передние колеса, дугу). Такой прием не только сохранял заданный темп, позволяя выиграть гонку, но и был зрелищным, поскольку в момент поворота из-под колес вырывались клубы густого дыма.

Третья четверть XX в. в Японии была ознаменована развитием автомобильной промышленности. На мировой рынок вышли сразу три компании - Toyota, Nissan и Mitsubishi, которые по сей день борются за мировое первенство по продаже автомобилей. Низкие цены на сырье в сочетании с ростом общего благосостояния жителей привели к активному увеличению количества автолюбителей и образованию неформальных автомобильных сообществ.

В 1960-70-е гг. появились и быстро набрали популярность нелегальные гонки - тоге. Соревнования представляли собой скоростной спуск двух автомобилей, стартующих один за другим: первому (лидеру) необходимо было увеличить, а второму (преследователю) -сократить дистанцию, проходя повороты извилистых горных дорог максимально быстро и с минимальной потерей скорости. Победитель определялся по итогам двух заездов, в которых участники гонки менялись местами.

Серпантины с большим уклоном сыграли большую роль в становлении дрифта: по законам физики, на спуске задняя ось автомобиля сильно разгружалась, а задние колеса пробуксовывали, создавая подходящие условия для заноса. В итоге дрифт стал обязательным условием гонки, поскольку прохождение поворота в скольжении позволяло сохранить оптимальную траекторию движения и скорость автомобиля.

Одним из первых популяризаторов дрифта стал гонщик Кэйти Цучия -профессиональный спортсмен, участвовавший в сериях NASCAR и LE MAN. Пилот начинал карьеру с любительских гонок: в конце 1970-х гг. он использовал технику управляемого заноса на самых разных автомобилях, несмотря на то, что далеко не все из них были предназначены для такого способа прохождения трассы. Именно Цучия, которому впоследствии дали прозвище Drift King ('король дрифта'), ввел в обиход термин «дрифт».

В 1987 г. при поддержке нескольких автомобильных журналов и автомастерских вышло первое в истории дрифт-видео Pluspy, за участие в котором гонщика на время

88

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ

отстранили от официальных соревнований. В этом короткометражном фильме Цучия на легком, технически усовершенствованном автомобиле Toyota Sprinter Trueno AE86 даёт мастер-класс, как проходить горные серпантины в управляемом заносе.

Видео получило большой отклик в среде стритрейсеров (уличных гонщиков): в 1990-е гг. увлечение нелегальным уличным дрифтом в Японии носило массовый характер. Как результат - возросло количество аварий, которые часто заканчивались летальным исходом, поскольку ни автомобиль, ни трасса не были подготовлены к езде на большой скорости.

Встал вопрос о том, чтобы признать дрифт официальной автоспортивной дисциплиной, что означало введение технического регламента и строгих требований к трассе, автомобилям и участникам гонки. Первые попытки организовать соревнования по управляемому заносу принадлежат компании Video-Option. Заезды проводились во всех крупных городах Японии и позволяли непрофессиональным водителям продемонстрировать дрифт.

Навыки пилотов совершенствовались, а конфигурация автомобилей усложнялась, поэтому возникла потребность в создании профессиональных соревнований, в которых за первенство боролись уже не только пилоты, но и дрифт-команды. Заручившись поддержкой тех или иных автомобильных мастерских, эти команды могли позволить себе дорогостоящий тюнинг (от англ. tuning - 'настройка', 'регулировка') и обслуживание автомобилей, совершенствуя технические характеристики таким образом, чтобы управлять автомобилем в заносе было максимально комфортно и эффективно.

В 1999 г. Кэйти Цучия, при поддержке основателя Токийского Автосалона и владельца автомобильного журнала Ortion Даидзиро Инада, организовал первый профессиональный общеяпонский чемпионат по дрифту, участники которого соревновались уже не на парковках и улицах города, а на специально подготовленной трассе, размеченной в соответствии с оптимальной траекторией прохождения поворотов. Если на первом чемпионате участников судили по результатам индивидуальных заездов, то уже в 2001 г. организаторы ввели традицию парных заездов, позаимствованную у нелегальных японских гонок тоге, и переименовали серию в D1 Grand Prix.

По сей день эта система, унаследованная официальным чемпионатом из нелегальных японских гонок по горным серпантинам, остается эталоном для состязаний по дрифту во всем мире, включая США, Европу и Россию.

В Соединенных Штатах Америки, как и в Японии, все началось с нелегальных гонок: в начале 1990-х гг. энтузиасты организовывали подпольные соревнования на неподготовленных трассах. Но в 2000-е гг. ситуация изменилась: непрофессиональные гонщики получили возможность тренироваться на специально подготовленном треке, и новая дисциплина стала ассоциироваться с автоспортом.

В 2003 г. компания Slipstream Global Marketing пригласила японских пилотов для демонстрации дрифта. Шоу имело такой большой успех, что руководство организовало первую профессиональную серию из семи этапов, которые проходили в Соединенных Штатах Америки. Эта дрифт-серия получила название Formula DRIFT. Благодаря своей зрелищности Formula DRIFT вызвала большой резонанс и за пределами США: так, в 2008 г. была создана Formula Drift Asia (соревнования проводятся в Таиланде, Сингапуре, Индонезии и Малайзии).

В России субкультура дрифта развивалась по своему сценарию, и немаловажную роль здесь сыграли значительная территориальная протяженность страны и относительная обособленность отдаленных региональных центров.

Первооткрывателями дрифта в России справедливо считать жителей Владивостока. Близость к Японии и доступность японских автомобилей сыграли свою роль в зарождении дрифта как субкультуры, и если в начале XXI в. в центральной части России ни обыватели, ни автолюбители не знали о технике управляемого заноса, то на владивостокском картодроме «Змеинка» уже в 2004 г. были организованы первые соревнования по дрифту. Несмотря на то, что правила придумывались на ходу, а к участию допускались все желающие на любых автомобилях, тем не менее это была уже организованная площадка. Поэтому нельзя сказать, что на дальнем востоке России дрифт появился как нелегальное направление.

В центральных регионах ситуация складывалась иначе. До 2006 г. люди не были знакомы с дрифтом. Всё изменилось с выходом на большие экраны фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт». Фильм показал, что существует такая техника прохождения поворотов, и автолюбители, которые устраивали несанкционированные встречи на площадях Москвы, стали пробовать дрифт в действии. Проводились несанкционированные заезды, в ходе которых нелегальные гонщики оттачивали своё мастерство в технике езды БОКОМ 'в управляемом заносе'. Параллельно ситуация развивалась в интернет-пространстве: в то время были популярны интернет-форумы, которые позволяли участникам зарождающейся субкультуры обмениваться опытом и мнениями.

Несанкционированные встречи, которые благодаря сети интернет получали большую огласку, собирали толпы автолюбителей, заезды проводились прямо на улицах города, что приводило к справедливому неудовольствию жителей. И вскоре, как прежде в Японии, США или Европе, у российских любителей дрифта появилась потребность в соревнованиях более высокого уровня.

В июне 2007 г. в рамках фестиваля фанатов японских автомобилей JapFest прошёл первый в России этап Формулы Дрифт. Несмотря на то, что название этого соревнования совпало с названием американской серии, российский этап не имел ничего общего с западным. По словам организатора Олега Воронцова, это был некоммерческий проект, то есть соревнования проводились ради ФАНА (от англ. fun - 'веселье') на парковке подмосковного горнолыжного курорта Сорочаны. Отсутствие строгого регламента, а также недостаток опыта среди пилотов тех лет привели к тому, что судье соревнований Денису Трусову, которого Воронцов нашёл на одном из форумов автолюбителей, пришлось выступать и в качестве участника соревнований, чтобы показать другим пилотам принципы прохождения трассы.

По итогам первого этапа организаторы поняли, что зрителям понравился дрифт: визг покрышек и дым из-под колес привлекали внимание зрителей, а низкий курс доллара (23 рубля за доллар) и невысокие цены за бензин (22 рубля за литр) способствовали его доступности в среде автолюбителей. Соревнования 2008 г. были уже полноценной пятиэтапной серией, и впервые в России стали проводиться парные заезды на официальном уровне.

Чтобы повысить зрелищность мероприятия, организаторы включали в серию ночные заезды или устраивали состязания между владельцами японских автомобилей разных марок. По сути, атмосфера на первом чемпионате по дрифту была скорее развлекательная, чем спортивная.

В начале 2009 г. к организаторам пришло понимание, что нужно делать более масштабный чемпионат, чтобы привлекать спонсоров, поскольку до этого времени соревнования проводились исключительно на деньги инвесторов. Организаторы сумели договориться с площадкой МВЦ «Крокус Экспо», чтобы провести этап в Москве, а не в Московской области. В ходе подготовки к соревнованиям один из спонсоров предложил в качестве главного приза автомобиль Nissan Silvia. Эта новость, анонсированная на пресс-конференции, вызвала мощный общественный резонанс, но по вине спонсора идея так и не воплотилась в жизнь: невыполненные обязательства организаторов перед участниками привели к расколу сообщества и массовым недовольствам.

Создатели первых дрифт-соревнований в России позиционировали дрифт как развлечение. По словам Дениса Трусова, при организации мероприятий он «валил за фан: давил движуху на тему того, что дрифт не спорт, печатал майки с надисями "Дрифт не спорт", продвигал тему, что люди гоняют не за кубком, не за подиумом, не за результатом, а чтобы понравиться зрителям» [из видео «История русского дрифта»]. В то же время, многие участники считали перспективным развитие дрифта как профессионального автоспорта, поэтому оставлять соревнования на уровне «фана» было неприемлемо.

Организаторы Формулы Дрифт подготовили плодотворную почву для создания первого профессионального чемпионата по дрифту - RDS (Russian Drift Series), который проводится с 2010 г. до наших дней. Перед проведением первого чемпионата создатели RDS отправились в Японию на чемпионат D1 GP, чтобы ознакомиться с правилами судейства и проведения заездов, поэтому российская дрифт-серия во многом повторяет японскую.

Как и в случае с зарубежными соревнованиями, в российской дрифт-серии победители определяются по итогам двух этапов. Но прежде чем автомобили проедут ОЦЕНИВАЕМЫЙ УЧАСТОК1 'четко обозначенная часть трассы, на которой судьи оценивают проезды участников', судьи соревнований совместно с пилотами проводят БРИФИНГ 'предстартовое собрание судей и пилотов', на котором обсуждается судейское задание: оно включает в себя рекомендации по траектории движения, оптимальным точкам для ПОСТАНОВКИ 'вхождение в первый поворот трассы', ПЕРЕКЛАДКИ 'смена направления заноса', а также использованию РУЧНИКА 'ручной тормоз'.

После официальных тренировок, на которых каждому участнику дается возможность ВКАТАТЬСЯ В ТРЕК 'привыкнуть к трассе', начинается первый этап - КВАЛА 'квалификация', или одиночный заезд, в ходе которого учитываются скорость, угол заноса, траектория автомобиля и стиль. Максимальную оценку в 100 баллов получает пилот, который прошел трассу: а) по оптимальной траектории, с прохождением всех обозначенных КЛИППИНГ ПОИНТОВ 'участок на трассе, обязательный для проезда'; б) с максимально возможным углом заноса, который обеспечивает безопасное удержание автомобиля в пределах заданной траектории (также учитывается время удержания автомобиля в заносе); в) на большой скорости; и наконец, г) наиболее зрелищно.

1 Прописными буквами обозначены единицы социолекта дрифтеров.

Из максимальной оценки вычитаются баллы за ошибки. По итогам квалификации отбираются 32 пилота, которые допускаются к участию во втором этапе соревнований -парных заездах на выбывание. По итогам шестнадцати парных заездов отбирается 16 пилотов, которые борются за прохождение в четверть финала - ТОП-8. Далее остаются четыре участника, попадающие в ТОП-4 'полуфинал' и, наконец, финальные заезды помогают определить, кому из участников удастся ЗАЕХАТЬ НА ТУМБУ 'занять призовое место'. В парных заездах учитываются не только скорость, угол заноса, траектория и стиль, но и мастерство прохождения поворотов с напарником: насколько синхронно ЛИДЕР 'пилот, совершающий парный заезд первым' и ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ 'пилот, совершающий парный заезд вторым' начинают управляемый занос, меняют траекторию. Сумма итоговых баллов увеличивается, если во время заезда пилот исполнил КИСС ЗЭ УОЛЛ 'максимально близкий к ограждению трассы проезд' или ПОСТУЧАЛСЯ В ДВЕРЬ 'сократил дистанцию между своим автомобилем и автомобилем лидера до минимума'.

Отечественные пилоты, которые участвовали в российской дрифт-серии, одерживают победы в чемпионатах мирового уровня. Например, в 2018 г. сибирский пилот Георгий Чивчян, участвуя в межконтинентальных соревнованиях по дрифту, организованных автоспортивной федерацией FIA, занял первое место, оказавшись техничнее японских пилотов, чья родина является родиной дрифта. В ноябре 2019 г. Гоча (это прозвище Георгия Чивчяна прижилось в среде мирового дрифта, поскольку с точки зрения произношения оказалось простым для японцев) подтвердил свой статус чемпиона мира: Чивчян вновь взял межконтинентальный кубок FIA, доказав свое первенство среди 23 сильнейших пилотов из 17 стран.

Во многом высокий уровень мастерства сибирских пилотов обусловлен наличием в Красноярске специально подготовленной для дрифта трассы «Красное Кольцо». Изначально «Красное Кольцо» строили для драг-рэйсинга (' спринтерские заезды автомобилей по прямой трассе на определенную дистанцию'), но в связи с возрастающим ростом популярности дрифта трассу усовершенствовали, позаимствовав КОНФИГ 'последовательность поворотов' у японской трассы Минами, которую строили специально для дрифта. На сегодняшний день трасса «Красное Кольцо» не имеет аналогов на всей азиатской части России, а ее конфигурация позволяет проводить соревнования не только регионального или всероссийского, но и международного масштаба.

Говоря о дрифте в России, нельзя не упомянуть зимний дрифт. По мнению одного из самых активных популяризаторов дрифта в России, пилота RDS Никиты Шикова, зимний дрифт на сегодняшний день можно назвать самым массовым в России автоспортом. Чем обусловлена такая популярность? Участие в автоспортивных соревнованиях требует наличия надежной финансовой базы, которую обеспечивает либо сам пилот, либо спонсоры. Не каждый начинающий дрифтер обладает нужной суммой, и здесь на помощь приходит зимний дрифт: учитывая особенности окружающей среды и возможность использования недорогой техники, участие в таком виде автоспорта, по сравнению с участием в официальной дрифт-серии, стоит в разы дешевле.

Самый подходящий для зимнего дрифта автомобиль - отечественные «Жигули», для обслуживания и ремонта которых не требуется дорогостоящих ТЮНЯЧЕК 'запчасти, изменяющие свойства автомобиля'. Опытные дрифтеры утверждают, что даже самая простая

заднеприводная КЛАССИКА 'автомобиль Жигули' с минимальными доработками по технической части ведет себя на заснеженной дороге более предсказуемо, чем тщательно подготовленный японский автомобиль, а значит и более пригодна для проездов в управляемом заносе.

Зимний дрифт исполняется на обледенелой заснеженной трассе. Такое покрытие обеспечивает хорошее скольжение и не изнашивает шины. Для сравнения, в случае дрифта по асфальту комплекта покрышек хватает на один-два проезда, после чего ЛЫСАЯ РЕЗИНА 'покрышка со стертым протектором' требует замены.

Зимний дрифт позволяет начинающему пилоту без больших денежных затрат заработать НАКАТ 'опыт вождения': отточить технику прохождения поворотов в управляемом заносе. Ежегодные соревнования Зимхана, названные так по аналогии с зарубежными автоспортивными соревнованиями Gymkhana, дают возможность продемонстрировать свои навыки. Чемпионат по зимнему дрифту построен по такому же принципу, что и RDS: участники проходят квалификацию - совершают одиночные заезды по рекомендации судейского задания, а потом соревнуются между собой за право занять призовое место.

Чемпионат по зимнему дрифту набрал такую популярность, что в сезоне 2019-2020 гг. организаторы готовят специально для профессионального гонщика Масато Кавабаты праворукий автомобиль «Жигули», чтобы всемирно известный японский дрифтер мог поучаствовать в ставших в России традиционными заездах на льду.

Несмотря на то, что дрифт получил официально признанный статус автоспортивной дисциплины, а серия RDS GP, набирающая всё большую популярность, отпраздновала в 2019 г. 10-летний юбилей, нелегальный дрифт, то есть дрифт по неподготовленным для этого трассам, не исчез. Так называемый СТРИТ (от англ. street - 'улица'), то есть управляемый занос на автомобиле по неподготовленным для этого трассам, можно встретить в исполнении НЕЛЕГАЛА 'непрофессиональный уличный гонщик' в каждом крупном городе. К неподготовленным трассам относятся не только улицы, но и парковки, на которых удобно КРУТИТЬ БУБЛИКИ 'вращать автомобиль по кругу в управляемом заносе'.

В России, как и в других странах, нелегальные гонки часто приводят к более серьезным последствиям, чем те, которые можно увидеть на соревнованиях. Большое количество КРЭШЕЙ ('аварий') обусловлено присутствием элементов городского ландшафта (столбы, на которые можно НАМОТАТЬСЯ 'допустить столкновение боковой частью автомобиля', бетонные ограждения, транспортные остановки), и наличием случайных автолюбителей. Более того, интернет-доступность и возрастающая популярность блогов, в которых нелегальные гонщики освещают свою деятельность, приводит к тому, что видеоролики с нелегальными заездами быстро распространяются в сети, что создает негативный облик дрифтера в сознании горожан.

Сегодня два этих течения - легальные и нелегальные дрифтеры - существуют и развиваются параллельно. Несмотря на тот факт, что и тех и других объединяет любовь к тому, чтобы ДУБАСИТЬ ('пускать автомобиль в управляемый занос'), разница между ними значительна. Например, нелегальные гонщики не допускаются к участию в официальных соревнованиях, а профессиональные пилоты, уличенные в скольжении на автомобиле по неподготовленным для этого участкам города, лишаются спортивной лицензии.

Как в случае с легальным, так и в случае с нелегальным дрифтом огромную роль в становлении и развитии субкультуры играют современные медиа-технологии и всемирная глобальная сеть. Что касается официальных соревнований, то большую популярность набирают онлайн-трансляции, которые позволяют фанатам дрифта увидеть зрелищные заезды, не выходя из дома, и ознакомиться с техникой прохождения поворотов профессиональными пилотами.

Свой вклад вносят и непрофессиональные гонщики: транслируя в своих блогах «изнанку» дрифта, они своим примером доказывают, что дрифт доступен не только людям с большими финансовыми возможностями, но и обычному среднестатистическому человеку, чей бюджет не поддерживают спонсоры.

Способствуют развитию дрифта и многочисленные каналы на популярном видеопортале Youtube. Например, на канале Grinya, ведущим которого является четырехкратный чемпион Украины и действующий судья RDS Александр Гринчук, освещаются самые свежие отечественные и зарубежные новости из мира дрифта. Кроме того существует серия видео «История русского дрифта», снятая дрифтером Никитой Шиковым. В своих выпусках спортсмен показывает, как зародилась субкультура дрифта в России: берет интервью у известных дрифтеров и популяризаторов дрифта. Эти материалы легли в основу данной статьи.

Экскурс в историю дрифта показывает нам, насколько многогранным и сложным является это культурное образование. В нем можно выделить как минимум два обширных и самобытных пласта: профессиональный дрифт, который, по аналогии с официальной культурой, кодифицирован сводом строгих норм и правил, и непрофессиональный дрифт, участники которого заимствуют нормы и правила у профессиональных спортсменов, но осмысляют их по-своему.

Что касается окружающей среды и ее влияния на становление и развитие дрифта как субкультуры, мы видим, насколько важную роль здесь сыграли погодные условия, ландшафт и городские постройки. К примеру, если бы в Японии не было такого большого количества извилистых горных дорог, возможно, не возникло бы необходимости совершенствовать технику прохождения поворотов. Или, если бы в России не было долгой многоснежной зимы, вряд ли зимний дрифт набрал бы такую популярность в среде автолюбителей. То же можно сказать и об элементах городского ландшафта: вряд ли Красноярск получил бы заслуженное звание «мекки» российского дрифта, если бы не автодром «Красное Кольцо», который подарил отечественным дрифтерам возможность оттачивать свои навыки на трассе мирового уровня.

Заключение

Таким образом, в становлении дрифта как субкультуры играют роль не только биологические, психологические и социальные факторы, общие для людей из одного круга, но и окружающая среда, которая может оказаться более или менее плодотворной, в зависимости от совокупности внешних условий. Показательно, что даже в условиях одной страны развитие дрифта в западной и восточной её частях шло по разным сценариям.

Рассмотрение субкультуры дрифта с точки зрения ее истории - первый шаг на пути к тщательному и всестороннему её изучению, итогом которого станет словарь социолекта дрифтеров, насчитывающий на данный момент порядка 300 элементов. Такой подход позволяет наиболее точно сформулировать дефиниции для понятий, которые используются в среде дрифтеров, и понять, какие исторические события послужили предпосылкой к появлению той или иной лексемы в социолекте дрифтеров.

Список литературы

1. Ерофеева Т. И. Лингвистика городского пространства в методическом ракурсе рассмотрения // Евразийский гуманитарный журнал. №. 2, 2017. С. 79-82 с.

2. Ерофеева Т. И. Понятие «социолект» в истории лингвистики XX века // Изменяющийся языковой мир: Доклады междунар. науч. конф. Пермь, 2002. URL: http://philology.ru/linguistics2/erofeeva-02.htm (дата обращения: 23.12.2019).

3. Ерофеева Т. И. Просторечная лексика в городской речи носителей литературного языка (лексикографические изыскания) // Евразийский гуманитарный журнал. № 4(2), 2019. С. 40-50 с.

4. Ерофеева Т. И. Современная городская речь. Монография. Пермь: Изд-во «Пермский университет», 2004. 316 с.

5. Ерофеева Т. И. Социолект как инструмент описания языковой ситуации региона // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, вып. 1(7), 2010. С. 21-25.

6. Ерофеева Т. И. Субкультура в лингвистическом освещении // Социо- и психолингвистические исследования. Пермь, вып. 1, 2013. С. 5-10.

7. Ерофеева Т. И. Частная модель «образование» в сводной модели социолектов говоров Пермского края // Евразийский гуманитарный журнал. № 3, 2018. С. 59-63.

8. Мастеница Е. Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход // Петербургские исследования: сборник научных статей, вып. 3. Санкт-Петербург: Изд-во «Санкт-Петербургский государственный университет», 2011. С.128-147.

9. Соколов М. М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В. В. Костюшева. Санкт-Петербург: Норма, 1999. С. 9-23.

10. Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. Москва: Изд-во «Российский государственный гуманитарный университет», 2003. URL: http://www.poehaly.narod.ru/subcult-f.htm (дата обращения: 10.10.2019).

Mashtakova E. I.

Perm State University

DRIFT AND ITS HISTORY (TO THE PROBLEM OF SUBCULTURAL ENTITIES)

Human society is non-uniform. People are united into different social groups, with culture playing a shaping role in the social differentiation of society. These processes are most evident in a city where, under the influence of globalization and unification, the strict framework between ethnic cultures is eroded. With the opportunities provided by urban space, the diversity of views on the world does not disappear, but implements itself in the format of subculture. At first, everything that

went beyond elitist culture was deprived of cultural status, and the term subculture signified phenomena perceived as non-cultural or non-cultural. The English sub-prefix (under-) designated the hidden, informal cultural layers. In keeping with the multicultural nature of society, attitudes towards subculture have also changed. Modern researchers admit that past attempts to displace subculture beyond culture are wrong, because its cultural code (or, more correctly, subcode, sociolect) continuously interacts with the code of the dominant culture. Under the influence of external and internal factors subculture forms certain stereotypes and values, which are displayed in a special collective or group language, which we, following representatives of the Perm School of Sociolinguistics, will refer to as sociolect. The phenomenon of subculture can be interesting not only from a linguistic point of view. Before embarking on a linguistic analysis of the vocabulary that a subculture forms, it is necessary to look at its history to trace the totality of what internal factors and external conditions contributed to the formation of a particular community. The article examines the drift in terms of its history. The stages of its development in different countries are shown, the main lexical units of drift description are determined, showing that this subculture forms its own language - sociolect.

Keywords: culture, subculture, sociolect, drift, history.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.