Научная статья на тему 'Древо мира Аал Луук мас в современной культуре якутов Саха'

Древо мира Аал Луук мас в современной культуре якутов Саха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2900
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС ОЛОНХO / АРХЕТИПЫ / ОБРАЗ / МОДЕЛЬ / МАКЕТ / МИРОВОЕ ДРЕВО ДРЕВО МИРА / ААЛ ЛУУК МАС / ПРАЗДНИК ЫСЫАХ / ОСМЫСЛЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / OLONKHO EPOS / ARCHETYPES / IMAGE / MODEL / LAYOUT / UNIVERSAL (WORLD) TREE / АА! LUUK MAS / YSYAKH FESTIVAL / COMPREHENSION / PROGNOSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Г. С.

Ревитализируется эпическое наследие народа sakha, в связи с чем идет переосмысление ментальных праобразов, среди которых образ Древа мира Аал Луук мас занимает особое место и несет определенные функции, востребованные и в современном этническом социуме. С целью выявления смысла и ценности данного феномена культуры разработана модель и анализируются его макеты, возведенные на площадках национального праздника Ысыах. Использованы методы моделирования, сопоставления, логического анализа. Произведен прогноз дальнейшего хода происходящего ренессанса эпоса олонхо и материализации архетипического образа Древа мира, что значимо для культурной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL TREE AALLUUK MAS IN THE CONTEMPORARY CULTURE OF THE SAKHA (YAKUT) PEOPLE

Revitalization of the epic heritage of the Sakha people brings re-comprehension of mental prototypes, whereof the Universal Tree Aal Luuk Mas takes special part and carries definite functions, which are on demand among modern ethnic social groups. Inordertooutlinethesenseandvaluesofthegivenphenomenonofculture, we worked out a model and analyzed its layouts, which are seen at the traditional summer festival Ysyakh. We used methods of modelling, comparison, logical analyses and made a prognosis of further ongoing renaissance of the olongho epos and materialization of the archetypical image of the Universal tree, which is valuable for cultural practice.

Текст научной работы на тему «Древо мира Аал Луук мас в современной культуре якутов Саха»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 398.541 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10082

Древо мира Аал Луук мас в современной культуре якутов Саха

Ревитализируется эпическое наследие народа sakha, в связи с чем идет переосмысление ментальных праобразов, среди которых образ Древа мира Аал Луук мас занимает особое место и несет определенные функции, востребованные и в современном этническом социуме. С целью выявления смысла и ценности данного феномена культуры разработана модель и анализируются его макеты, возведенные на площадках национального праздника Ысыах. Использованы методы моделирования, сопоставления, логического анализа. Произведен прогноз дальнейшего хода происходящего ренессанса эпоса олонхо и материализации архетипического образа Древа мира, что значимо для культурной практики.

Ключевые слова: эпос олонхo, архетипы, образ, модель, макет, Мировое древо Древо мира, Аал Луук мас, праздник Ысыах, осмысление, прогнозирование.

Г. С. Попова

Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

E-mail: [email protected]

Galina S. Popova

Dr. Sc. (Education), Associate Professor, NorthEastern Federal University in Yakutsk, Russia

Введение. Многие авторы считают, что сегодня формируется картина мира, вновь ставящая человека в центр Вселенной. Универсальный символ (образ, концепт) с условным названием «Мировое древо» в данном случае выступает как своеобразный портал, с помощью которого человек фиксирует иерархию явлений и образов, его окружающих, и тем самым устанавливает свое место в этой иерархии. Это действительно так, потому что концепты описывают ментальную действительность. Л. В. Скворцов ус-

Как цитировать статью: Попова Г. С. Древо мира Аал Луук мас в современной культуре якутов Саха // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С.103-120.

матривает общность всех вариантов в том, что «Мировое древо как бы обозначает центр мироздания, где помещаются боги и где человек находит исходную точку для оценки бытия, определения своего места в этом мире, как, впрочем, и всех живых существ, от птиц до змей (действительно, в изображении Аал Луук мас присутствует вся живность Срединного мира.— Прим. автора). Но почему же этот образ продолжает жить? Человек как субъект всегда будет стремиться сформировать адекватное отношение к окружающему миру, оценить влияние (позитивное и негативное) многообразия этого мира на свое бытие, а также выявить свою способность воздействовать на этот мир, возможность перебросить мост над пропастью небытия. Рождение цивилизационной реальности — это самоограничение человека, обуздание страстей, формирование умения подчинять их высшим целям совершенствования социального целого. С этим и связано формирование ритуалов, которые, как правило, облекались в религиозную форму. Этим объясняется и постоянное культивирование эзотерической философии, с помощью которой пытались открыть в человеке такие потенциальные силы, которые приравнивались к мощи Творца. Постигшие прекрасное устройство мира скрывали свои знания с помощью аллегорий и символов. И в этом случае символы становились средством сохранения тайны знания» [12, с. 211-212]. Древо мира как воплощение универсальной концепции мира (Топоров, 1991), символ неистощимой жизни, абсолютного бытия (Керлот, 1994), модель связи Вселенной, времени, пространства и человека (Косарев, 2000), символ культуры (Скворцов, 2003)создается вековыми пластами символических образов, которые структурируют мифологическую картину мира. Архетипические праобразы с помощью символов продолжают влиять на языковую и концептуальную картины мира современных этносов. Согласно В. Н. Топорову, «с помощью образа мирового древа во всем многообразии его исторических вариантов, включая и такие его трансформации или изофункциональные ему образы, как „ось мира", „мировой столп", „мировая гора", „мировой человек", храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь, воедино сводятся в общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Образ мирового древа „играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основ-

ные параметры". Представление о мировом древе, космической оси мира заложено в подсознании, предшествует практике независимо от культурной принадлежности людей. В отдельных культурах древо находит разные воплощения, но все они узнаваемы и тождественны» [15, с. 624].

Ряд ученых занимались исследованиями Древа мира, в частности известны работы Бортниковой Н. В., Гаврилова В. В., Гудимовой С. А., Желтовой М. Н., Желтова М. Н., НапольскихВ. В., Нехвядовича Л. И., Тебневой В. А., Храмцовой Г. Б.и др. Якутские ученые, такие как Пухов И. В., Дмитриева А. А., Дмитриева Л. В., Попова Г. С., Павлова К. Ф., также не обходят вниманием концепт Древа мира, но таких работ пока еще недостаточно для того, чтобы отчетливо представить место данного концепта в картине мира Саха.

Древо мира на разных языках естественным образом называется по-разному, но в целом в науке выделены следующие характеристики концепта Древа мира. Во-первых, наблюдается сочетание статических и динамических элементов, что способствовало длительному существованию и историческому сохранению образа в человеческой культуре. К примеру, концепт Аал Луук мас, видимо, существует со времен создания первичных устных текстов эпоса олонхо. В. Н. Топоров считает, что «в эпоху верхнего палеолита этот образ отсутствует. Это утверждение принадлежит к числу совершенно достоверных. Зато есть некоторые основания полагать, что зооморфные элементы будущей схемы мирового дерева уже существовали и что они были генетическим источником соответствующих элементов в схеме мирового дерева. Эта гипотеза вытекает прежде всего из анализа наскальной палеолитической живописи как в семантико-дистрибутивном, так и в статистическом аспекте» [15, с. 222].

Во-вторых, в концепте Мирового древа присутствуют базовые бинарные оппозиции, нейтрализующиеся в третьем: Верх и Низ, опосредуемые Серединой (Верхний и Нижний миры, так или иначе стремящиеся проникнуть в Срединный мир, и Аал Луук мас в данном случае служит связующим порталом.

В-третьих, четная и нечетная классификация связана соответственно с горизонтальным и вертикальным типом коммуникации, т.е. общение в плоскостях Природа -Культура и Космос -Хаос. Здесь мы видим Срединный мир людей, передвигающихся в пространстве от-

носительно главного ориентира — Аал Луук мас — как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

В-четвертых, концепт Древа Мира в ритуале актуализирует взаимоотношения человека и окружающего мира. Дух-иччи по имянаречению Аан Алахчын Хотун, к примеру, помогает людям донести информацию / просьбу до Верхних божеств Айыы. Богатыри Срединного мира перед отправкой в героический поход, как правило, обращаются к этому иччи, обитающей в Древе мира Аал Луук мас.

В-пятых, особенностью данного концепта является его нахождение одновременно в центре и на границе миров. Отсюда его важнейшая функция посредника, медиатора, фиксирующаяся в различных кодах культуры (растительном, животном, социальном).

Все сказанное подтверждает, что роль концепта Аал Луук мас в культуре определяется его тесной взаимосвязью с моделью мира, с культурной картиной мира Саха. Как утверждает В. Н. Топоров, «роль универсальных знаковых комплексов заключается именно в том, чтобы дать синтетическую картину, изображающую, как из беззнакового хаоса с помощью противопоставлений строился семиотический космос. Поэтому введение каждого нового противопоставления, каждой новой интерпретации есть шаг к упорядочению, к уменьшению энтропии в языке событий за счет выделения таких участков, которые отличаются более высокой степенью организации и, следовательно, могут быть описаны как некий связный текст, допускающий предсказания и прогнозирование» [15, с. 207]. Поэтому в нашем исследовании использованы методы моделирования, сопоставления, логического анализа и прогнозирования. Исходя из всего сказанного, следует ставить перед собой цель осмысления и выявления ценностного аспекта ставшего вновь актуальным и популярным в якутском социуме архетипи-ческого мифологического образа Древа мира под названием Аал Луук / Аар Кудук мас. В этом названии слово «мас» означает дерево, а словосочетания Аал Луук / Аар Кудук — величие, древность, священность этого дерева в космическом масштабе. То есть смысловой перевод названия соответствует мировому пониманию данного концепта.

Описание образа Аал Луук мас в якутском эпосе является мифологическим образом, присутствующим сугубо в текстах эпоса олонхо, как правило, вводимом в начале сказания вслед за описанием создания мира после огненной битвы, в незапамятные стародавние времена

состоявшейся между правителями трех миров. После этой битвы, закончившейся вничью, три рода космических сил решают поселиться в трех местах так, чтобы никто никому не мешал, никто не вмешивался ни в чьи дела. Так, Верховные божества Айыы поселяются на восточном небе, что находится в Верхнем мире, род дьяволов-абаасы Верхнего мира поселяются на южном небе, а род дьяволов-абаасы Нижнего мира поселяются на северном-западном небе (заметим, что это не подземный мир, как обычно бывает в некоторых культурах, а небо, т.е. конкретное место космического пространства). Таким образом, указанные роды выбирают местом своего обитания Верхний и Нижний миры. В Срединном же мире все три рода своим совместным решением отдельно от всех других поселяют род людской —род двуногих, что с лицом спереди, с головой, свободно вертящейся на плечах, да с суставами коленопреклонными. Притом в олонхо после описания процесса становления Космоса из Хаоса идет сказание про Древо мира от его же лица. Древо мира, таким образом, описывает само себя, нарекая себя Аал Луук мас — это говорит о том, что феномен существовал изначально в качестве оси мира, которая после становления Космоса решила прорасти дальше сквозь три мира. Это означает, что структурирование продолжалось еще какое-то время до полного установления космического равновесия. Сначала вырастает ствол Древа, но, достигнув Верхнего мира божеств Айыы, он не решается остаться там в виде коновязи самого Верховного господина Юрюнг Аар/Айыы тойон и вместе со всеми своими восемью ветвями нагибается вниз и возвращается в Срединный мир. Его пугает жар и сухость, которыми дышит Верхний мир, и отсутствие влаги, необходимой для живого дерева. Корни Древа устремляются в противоположном направлении в Нижний мир, но, достигнув территории жилища Верховного владыки Нижнего мира Арсан Дуолай и испугавшись холода, сырости и смрада, царящих в том мире, опять же возвращаются в спасительный Срединный мир. Получается модель электромагнитного поля планеты Земля, служащего спасительным щитом от вредоносных излучений космоса. Ось мира, реально существующая в бескрайнем космосе и служащая осью вращения Вселенной, легла в основу мифологического архетипическо-го образа в коллективном бессознательном человечества. Это мы описали в своих трудах ранее, с удивлением для себя и своего окружения обнаруживая таковые истины в текстах олонхо [9].

Поэтому все исследователи неизменно находят во всех культурах мира этот универсальный образ, универсальный знаковый комплекс. Также получается модель корневой народной культуры, которой постоянно угрожают различные антикультуры, контркультуры, субкультуры, маргинальные и постмодернистские течения. Обо всем этом повествует эпический текст олонхо. На основе многолетнего изучения существующих текстов эпоса олонхо выделяем в нем следующие фактологические моменты относительно описания якутского Древа мира[1; 7; 8; 13]:

1. Место, на котором, как правило, вырастает Аал Луук мас, мы считаем «центральным местом» в культуре Саха. Это термокарстовая возвышенность под названием «булгунньах», на вершине которой выступают еще три нароста. Древо вырастает из середины этой возвышенности. Такие булгунньах являются особым знаковым местом, на них часто воспитывается дух будущего шамана ойуун. Это место совпадает с тем центральным квадратом, находящимся на пересечении вертикальной и горизонтальной осей картины мира, о котором говорит В. Н. Топоров в своей статье об универсальных знаковых комплексах [15, с. 11-24]. Также этот квадрат совпадает с пересечением двух основных горизонтальных направлений любой местности на Земле. Недаром такой Аал Луук мас реально существует в образе коновязи сэ-ргэ во дворе жилища любого из якутов, а также в образе Священного дерева любой местности на исконной родине Саха. Человек в таких случаях безо всяких других атрибутов ощущает себя в центре мира и Вселенной, ему стоит только встать лицом на восток, вытянуть руки вверх и настроиться на сакральную вертикальную связь. А девятеричный (новемологический) квадрат — как основная матрица структуры культуры — сохранен и воссоздан вновь, о чем свидетельствуют все основные знаки в семиозисе этнокультуры Саха.

2. Аал Луук мас по сути своей является священной коновязью сэр-гэ, то есть, как считается в традиционном знании Саха символической тростью божеств Айыы — они никогда не ступают на бренную землю, могут лишь на время опереться о вершину священного столба. Таким образом, это есть аналог священного столба, также присутствующего во многих культурах мира.

3. Аал Луук мас имеет ветви алаа, шишки туораах и листья сэбирдэх. Ветвей всего восемь, четыре из них указывают основные направления

горизонта, а остальные четыре — промежуточные направления. В целом же горизонтальная структура Великого древа моделирует стороны света, времена года, цвета и элементы мира. Ветви вырастают вверх в Верхний мир Юесээ дойду, но обратно ниспадают на Срединную землю Орто дойду. Шишки похожи на перевернутые вниз чаши чороон, из которых капает белая влага юрюнг илгэ. Это аналогия с высеванием семян из шишек. Здесь проявляются символы мужского начала—яйца и капли. Форма же листьев описывается следующим образом:

Словно шкура кобылицы,

Растянутая

Подобно конскому убранству кычым,

Широкие золотые (серебряные) листья [8].

То есть листья фигурные, резные, напоминающие боковые трапециевидные украшения кычым ездового коня и тем самым символизирующие связь с первопредком народа Саха в лице божества конного скота Джесегей Айыы.

4. Корни силис прорастают вниз в Нижний мир Аллараа дойду, но также, как и ветви, возвращаются обратно на Срединную землю Орто дойду. Корни Аал Луук мас количеством восемьдесят восемь (считай восемь), и из них вырастают трилистники, источающие желтую влагу арагас илгэ. Как известно, трилистник у всех народов символизирует роженицу. Отсюда логически вытекает, что желтая влага символизирует женское начало. В олонхо мегинского сказителя Н. А. Абрамова-Кынат «Ньургун Бёгё» приводится оригинальное описание корней Древа: с северной и южной сторон они выступают в виде жеребцов, с западной стороны в виде самца медведя, а с восточной стороны — в виде двухгодовалого жеребца [1]. Получается, что из самости этих самцов вырастают упомянутые трилистники. Как видим, и здесь символизируется воссоединение мужского и женского начал.

5. В стволе Аал Луук мас обитает дух-хозяйка земли по наречению Аан Алахчын Ала Мылахсын Хотун, дочь самого Верховного божества Юрюнг Аар/ Айыы Тойон. Она поселена в Срединном мире для его одушевления и одухотворения, то есть обеспечения жизненности среды обитания человека. Перед отправлением в путь богатыри олонхо посещают Древо и поклоняются ей, при этом дух Аан Алахчын благословляет их и дает пососать молока из своей груди. Нами установлено, что сей интимный ритуал исполняют те богатыри, у которых по той или

иной причине в данный момент отсутствует их родная мать. При том количество глотков из сосцов духа-хозяйки Аан Алахчын выступает своеобразным мерилом мощи богатыря — сильнейшие из богатырей делают лишь один единственный глоток живительного молока. Аан Алахчын при реальной опасности прекращения жизни в Срединном мире или же в случае попадания богатыря в беду посылает в Верхний мир весть /сигнал с просьбой о скорейшей помощи. И помощь неминуемо приходит. Кроме того, при движении / пути как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях богатыри благополучно возвращаются обратно к данному единственно верному ориентиру. Дух слова Аан Алахчын выступает опознавательным кодом для связи с Верхними творящими силами Айыы: Аан Алахчын госпожи Слова вещего дух, Взлетев, сверкая, Стремительно вверх, Кукушкой обернувшись,

Кивая затылком... [1] (здесь и далее смысловой перевод фрагментов текста олонхо на русский язык наш.— Прим. автора).

Также Аан Алахчын способна указать богатырям их суженую, в каком направлении от Древа и в какой местности рождена и живет, его дожидаясь, единственная ему предназначенная божествами —айыы, определяющими судьбы людские, невеста Куо. Госпожа Аан Алахчын выглядит пожилой женщиной в дорогих мехах, в шапке дьабака, с се-рябряными украшениями, с длинной косой. Обычно она выглядывает из ствола Древа, высовываясь оттуда по грудь.

Отметим, что в олонхо разных улусов Саха Аал Луук мас описывается с небольшими вариациями, а у некоторых, к примеру у Вилюйской группы улусов, этот феномен упоминается по-иному — говорится «о настоящем дереве в виде березы Аар Кудук хатынг или другом таком же живом дереве» [2]. Каких-либо объяснений или предположений по этому поводу, кроме молодого исследователя А. А. Дмитриевой, пока еще никто из авторов не делает, но мы отмечаем факт глубокого забвения традиций сказительства в ряде локальных центров олонхо, поэтому вполне возможно простое упущение космичности образа Древа мира Аал Луук мас и замена его живым деревом.

Отсюда становится видно, что описание концепта Аал Луук мас

в якутском эпическом сказании олонхо в целом соответствует универсальному знаковому комплексу Древа Мира.

Моделирование материального воплощения образа Аал Луук мас в современных социокультурных условиях. Нами рассмотрены и проанализированы варианты макетов, построенных в разных улусах Республики Саха (Якутия) за последние 12 лет [11]. 25 ноября 2005 г. Комитет Организации Объединенных Наций по культуре и образованию ЮНЕСКО признал якутский эпос олонхо шедевром нематериального наследия человечества. Первый национальный праздник, названный Ысыах Олонхо, был проведен 1-4 июля 2006 г. в Сунтарском улусе республики. Этот особенный праздник был введен в качестве новшества одновременно с обычным традиционным ритуальным праздником Ысыах, проводимым в честь поклонения солнцу в период летнего солнцестояния в июне месяце.

17 сентября 2008 г. в республике был принят Регламент проведения Ысыах Олонхо. Макет Древа мира Аал Луук мас назван в этом документе Священным деревом и отнесен к объектам, предназначенным для исполнения религиозных обрядов праздника Ысыах Олонхо. Расходы на строительство макета впечатляют, строительство финансируется из республиканского и местного бюджетов и внебюджетных средств. Праздники Ысыах Олонхо были проведены в Таттинском, Усть-Алданском, Горном, Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Кангаласском, Чурапчинском, Верхоянском, Вилюйском улусах, в Мирном и Алданском районах. 12-летний солнечный цикл под названием мёсюлгэ в культуре Саха находится в центре особого внимания, поскольку в народе и поныне понимают, что после одного 12-летнего солнечного цикла все повторяется — и в природе, и в культуре. Повторяется на более высоком (или другом) уровне. Поэтому наш анализ макетов Древа Мира, построенных на площадках-тюсюлгэ упомянутых праздников Ысыах, актуален и имеет для современного развития культуры Саха непреходящее значение. Из культурной истории края известно, что впервые таковой макет был построен в XIX веке в единственном своем варианте в Жулейском наслеге Таттинского улуса ска-зителем-олонхосут Николаем Тихоновичем Абрамовым (1815-1891), но четких сведений о судьбе этого макета нами не найдено. Известно только, что век деревянной постройки ограничен и не превышает одного столетия.

Фотографии всех современных макетов Аал Луук мас можно увидеть, сравнить и изучить на страницах изданных в эти годы альбомов, а также в сети Интернет [16]. Макеты служат объектами если не поклонения, то культурного интереса, экзотического творения современности. Попытка классификации макетов на основе их сравнения и сопоставления, выделения главного смысла и особенностей позволяет нам сделать следующие выводы. Во-первых, макеты с каждым годом усовершенствуются и одновременно с этим усложняются — как содержательно, так и по форме. Во-вторых, если на первых порах макеты сооружались местными мастерами-умельцами и в связи с этим не повторяли друг друга, то в последние годы их стало изготавливать сообщество мастеров под руководством художника-прикладника В. Яроева. В связи с этим в силуэте последних трех-четырех макетов явно вырисовывается одинаковый для всех символ Мирового яйца. Как известно, Мировое яйцо выступает одним из аналогов Мирового древа [15]. Общим элементом изучаемых макетов является также и материал — дерево, в последние годы макеты укрепляются металлической несущей конструкцией. Верхушка дерева с тремя или пятью ветвями-наверши-ями, символизующими благословение-алгыс в виде стилизованной фигуры человека с поднятыми вверх руками для испрашивания благодати у Верхних божеств-Айыы может быть воспринята в качестве вознесения в ранг божества женского начала. Недаром бытует поговорка об этнической особенности якутов как народа с женским божеством. В случае пяти ветвей возможно предположение о пяти основных чакрах, через которые в тело человека поступает космическая энергия. Но на самом деле здесь проявлено влияние православия — у народа этот знак ассоциируется схристианским крестом. На всех макетах присутствует витиеватый растительный узор с четко выделяющимися листьями, которые выкрашиваются в золотисто-зеленый цвет.

Обязательный атрибут символики Аал Луук мас—это знаки, символизирующие белую и желтую влагу. Их отсутствие в рассматриваемых макетах следует считать серьезным упущением. Также ни в одном из макетов не обнаруживается оформление выступающих корней Древа, откуда должна источаться желтая влага как знак женского начала. Не везде условно обозначено, что Древо произрастает на возвышенности булгунньах, как мы отметили выше, являющейся центральным местом культуры Саха. Также не соблюдается горизонтальное направление

восьми ветвей Древа по четырем основным и четырем промежуточным сторонам горизонта. Не различается вертикальное деление Древа на три мира. Устный канон Древа мира невозможно воплотить в реальный макет, поэтому единого образца может и не быть, но нарушение указанных элементов концепции Древа мира разрушает в целом всю картину мира этноса. Все эти замечания фиксировались нами ранее не раз [11].

Проведенный культурологический анализ материального вопло-щениямифологического образа Аал Луук мас в современной культуре Саха на площадках обновленного национального праздника под названием Ысыах Олонхо в начале XXI в. показывает, что данное явление выступает результатом модернистких стремлений современных представителей этнической культуры. Положительно то, что у народа пробуждается самосознание, потребность в самоидентификации и самопозиционировании. Нежелательно и требует вмешательства науки то, что, материализируя мифологический иррациональный образ, современное поколение Саха отходит от канонического, архетипиче-ского. Последнее свидетельствует о том, что у современных субъектов культуры происходит культурная трансформация на уровне ментальных структур.

В итоге проделанной работы нами разработана концептуальная модель образа Древа мира Аал Луук мас на материалах якутского героического эпоса олонхо с использованием методов исследования концепта по В. И. Карасик, Ю. С. Степановой, В. А. Масловой [4; 6; 14]:

- Центральная суть Древа Аал Луук мас —это аналог священного столба, присутствующего во всех культурах мира. У Саха подобный столб называется священная коновязь сэргэ, поэтому макет Древа должен иметь ствол в виде высокого сэргэ.

- Внутренняя сущность Аал Луук мас: в стволе Аал Луук мас обитает дух—хозяйка земли по наречению Аан Алахчын Хотун, дочь самого Верховного божества якутского пантеона божеств Юрюнг Аар/ Айыы тойон. Персона Аан Алахчын поселена в Срединном мире для его одушевления и одухотворения, поэтому Саха называет это Древо «Материнским деревом = Ийэ мас». Также это Древо выступает символом воссоединения мужского и женского начал Эр киси Иэйэхситэ, дьахтар киси Айыысыта, тем самым обеспечивая вечное воссоздание жизни в Срединном мире.

- Функциональное назначение Аал Луук мас: на современном языке Древо мира можно назвать своеобразным космическим порталом, обеспечивающим связь между тремя мирами, так как дух—хозяйка земли по наречению Аан Алахчын хотун поселена в этом Древе для поддержания связи с Верхними божествами Айыы.Также Аал Луук мас служит ориентиром для отправляющихся в героический путь богатырей—они начинают свой путь от этого Древа и возвращаются обратно к нему. И, наконец, третья основная функция—богатырь при отсутствии собственной матери перед путешествием набирается сил от грудного молока Аан Алахчын хотун и получает от нее основную информацию о своем происхождении и о своей суженой Анал.

- Атрибуты Аал Луук мас—ствол, ветви /крона, корни, шишки и листья. Ствол представляет собой основную вертикаль мира и совпадает с Осью мира—это центральный атрибут Древа. Ветвей всего восемь, четыре из них указывают основные направления горизонта, а остальные четыре—промежуточные направления. Это есть горизонтальная направляющая Древа. Ветви вырастают вверх, но ниспадают обратно на Срединную землю. Шишки наподобие перевернутых обрядовых чаш чороон, из которых капает белая влага, выступают символом мужского начала. Этот процесс символизирует высевание семян из шишек. Здесь также проявляются гендерные символы—яйца и капли., олицетворяющих мужское и женское. Листья фигурные, резные, напоминающие боковые трапециевидные украшения кычым ездового коня. Корни Аал Луук мас количеством восемь выглядывают из-под земли также по сторонам горизонта, дополнительно подчеркивая горизонтальное структурирование картины мира. Из корней вырастают трилистники, источающие желтую влагу,— символ женского начала культуры. Особо отметим, что мы здесь не затрагиваем периферийные элементы Мирового Древа, указываемые, к примеру, в подробнейших описаниях В. Н. Топорова—это солнце и луна (также олицетворяющие мужское и женское начала), птицы, звери (преимущественно копытные) и пресмыкающиеся, обитающие соответственно на верхушке / кроне, середине /стволе и корнях Древа, и прочие элементы картины мира. Но в атрибутике модели принципиально различение центра (ствол) и периферии.

- Место произрастания Аал Луук мас—«центральное место» в культуре Саха—центральный квадрат из новемологической структурной матрицы, описание которой нами дано выше. Это термокарстовая возвышенность под названием булгунньах, на вершине которой выступают еще три нароста. Древо вырастает из середины этой возвышенности и служит ее вертикальной осью.

Созданная модель должна помочь всем, кто по той или иной причине нуждается в сооружении визуального макета символического ар-хетипического образа Древа мира Аал Луук мас. Естественно, каждый имеет собственное видение, но модель для того и сооружается, чтобы представлять концептуальные принципы Древа мира. Эти принципы, в свою очередь, вечны и неизменны, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования архетипа Древа у народов мира [3; 12; 15].

Заключение. У концепта Древа мира существует множество культурно-исторических вариантов, но символ Древа мира, как сказано выше, бесспорно выступает культурной универсалией. Поскольку человеку свойственно воспринимать себя как центр бытия, мир для него определенно иерархичен: все явления мира для него располагаются между бинарными оппозициями в их отношении к бытию субъекта. Древо мира, крона которого уходит в небо, а корни — в Нижний мир, но каждые из которых возвращаются обратно в Срединный мир, символизирует универсум как целое. Соответственно, Древо мира и позволяет установить иерархию явлений бытия, которое человек воспринимает как «Высокое, Среднее и Низкое». Как верно утверждает Л. В. Скворцов, «эмпирического Древа мира никто не видел и никогда не увидит, потому что в этом выражении его не существует. Однако оно существует реально как объективная иерархия окружающих человека явлений в отношении его собственного бытия. Символ Древа мира позволяет фиксировать наличие такой иерархии. Человек, не знающий этой иерархии, будет смешивать то, что способствует его жизни, с тем, что является для него смертельно опасным» [12]. Поэтому на данном этапе развития человечества этот универсальный символ вновь стал актуальным.

Что касается фактов строительства материализованных макетов Древа мира Саха под названием Аал Луук мас, то они, видимо, связаны с «ренессансом олонхо», о наступлении которого мы отмечали не раз [10]. Также у нас складывается устойчивое мнение, что современ-

ные Саха в большинстве своем мало способны слушать олонхо и не способны создавать в своем воображении его образы. Поэтому и появляются такие способы материализации и визуализации эпических текстов, как материальные макеты образов олонхо или театр олонхо, а также другие, удачные и неудачные попытки. Если современные Саха так и не научатся слушать информацию и видеть в своем воображении образы олонхо, то появившиеся в последние 30 лет подобно чуду сказители-олонхосут в скором времени перестанут этим заниматься — без слушателей феномен аутентичного устного сказительства не будет востребован.

Созданные в наше время макеты в основе своей не передают полностью главные идеи и смыслы образа Древа Мира как центральной оси триединого макромира, а также Материнского Древа, циклично воссоединяющего мужское и женское начала и тем самым воссоздающего жизнь в Срединном мире. Еще раз подчеркнем, что смысл феномена Аал Луук мас триедин и целостен, являясь одновременно когнитивным, нормативным, ценностным. Когнитивность заключается в необходимости корневого знания об оси мира в вечном образе Древа мира, передаваемого из поколения в поколение путем устного эпического сказительства. Нормативность выражена в необходимости коле-нопреклонного поклонения и превознесения духов и божеств в лице духа-иччи по имянаречению Аан Алахчын Хотун и беспрекословного выполнения ее указаний. Ценностный аспект смысла Аал Луук мас проявляется в стремлении людей Срединного мира искать помощи и заботы у Верховных Айыы посредством обращения к Аан Алахчын Хотун, живущей внутри Древа мира, и тем самым показать, что высшей ценностью для людей является сохранение жизни на Срединном мире.

Отметим, что в качестве символического Священного столба Древо мира Аал Луук мас всегда ставится на ритуальных площадках праздника Ысыах и имеет свое традиционное название Аар Багах —это известная каноническая разновидность священной коновязи serge сэргэ строго установленной формы. Получается две разновидности макета священного столба — вновь введенный макет Аал Луук мас и каноническое сэргэ Аар Багах. Поэтому в каждом конкретном случае следует выбирать один из этих двух вариантов макета Древа Мира, поскольку ставить на одной и той же площадке сразу два священных столба, символизирую-

щих ось мира, по меньшей мере нелогично. Такого рода недоразумения на ментальном уровне вводят в души людей смуту и замешательство.

Пока своим ходом идет второе десятилетие по воссозданию феномена аутентичного устного сказительства олонхолоосун, и трудно сказать о дальнейшей судьбе нововведения под названием Ысыах Олонхо, хотя народу оно пришлось по душе. Вероятнее всего, сохранится традиционный якутский ысыах, на главной площадке тюсюлгэ которого будут сказывать настоящие сказители олонхосут, воспевающие создание трех миров олонхо и вечное творение жизни в них. Сказывать, состязаясь в мастерстве, ибо агон и впредь будет выступать социальным движителем.

У народов Севера в целом жива эпическая традиция, чьей сохранности способствует эпическая среда, которая до сих пор практически существует и достаточно полно функционирует. Слушание эпического сказания традиционно происходит без какой-либо внешней целевой установки —все происходит на уровне культуры в целом, как говорится, здесь «человек в культуре и культура в человеке». Одна из характерных черт эпической среды — отсутствие стремления слушателя к получению новой информации. Цель слушания эпоса—в приобщении к эпическому миру, своего рода «узнавание» уже «знакомого» ранее события и сопереживание герою и/или происходящему в целом. Это есть своего рода религиозно-обрядовое переживание акта первотво-рения. Л. Леви-Брюль обозначил это состояние понятием «соприча-стие». «Человек традиционной культуры верит в то, что события и герои мифа не просто когда-то были, но и сегодня продолжают жить... Сопричастие, партиципация выступают в данном случае ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на них формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (партиципацией) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности» [5].

Вера в реальность эпического мира и в могущество сказанного слова —одна из характерных черт эпического мировосприятия, которые в несколько трансформированном виде сегодня функционируют в культуре северных народов. В среде коренных народов все же не совсем утрачена потребность слушать эпос, передавать эту традицию с целью сохранения корневого знания и его воспроизведения следу-

ющим поколением. Также можно с уверенностью утверждать о самопроизвольной актуализации базовых архетипов коллективного бессознательного в условиях относительной творческой свободы при синхронизации циклов в Природе и Культуре.

Установка же макетов Древа мира придет к логическому завершению, так и не найдя своего идеала воплощения. В лучшем случае мифологический образ Аал Луук мас может превратиться в своеобразный трансформированный бренд культуры Саха наподобие появившихся в современности двух конкурирующих образов якутского Деда Мороза под названиями Эсээ Дьыл и Чысхаан или «этнического фарфора», с помощью китайской индустрии скоротечно заменившего деревянную якутскую национальную посуду. Фарфоровые и деревянные сувениры, изображающие Аал Луук мас, уже существуют и пока пользуются спросом у местного населения и гостей республики, многочисленных туристов со всех концов света. К сожалению, в этих сувенирах также наблюдаются указанные нами в данной статье нарушения концептуальных идей Древа мира. Подобного рода трансформации традиционных образов являются непременными спутниками современной массовой культуры и неуклонно изменяют их смыслы, создавая новые смысловые рядыв текстах культуры. Последнее, естественно, нежелательно, поэтому культурология ставит задачу фиксации оригинальных образцов традиционных этнокультур в ожидании наступления очередного ренессанса Истинного Смысла и Истинных Ценностей, хранимых в текстах этнических культур.

Литература

1. Абрамов Н. А. Кынат. Ньургун Бёгё: олонгхо. Якутск: Бичик, 2011. 512 с.

2. Дмитриева А. А. Образ Аар Кудук хатынг в олонхо Вилюйского региона // Гуманитарная наука в трудах молодых исследователей: сб.науч.ст. Якутск, 2005. С. 171-178.

3. Дмитриева Л. В. Образ священного дерева в героическом эпосе народов Евразии. // Актуальные проблемы филологии, истории и культурологии: теоретические и методические аспекты. Тобольск, 2007. С. 6-13.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.390 с.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

6. Маслова В. А. Лингвокультурология: учебник для вузов. М.: Академия, 2001. 183 с.

7. Нохсоров У. Г. Аал Луук Мас: «Сылгы уола Дыырай Бэргэн» олонгхоттон

быса тардыы // Норуот ырыасыта, олонхосута Устин Нохсоороп. Дьокуускай, 1997. С. 43-50 [Электронный ресурс]. URL: http://olonkho.info/ru/index.php (дата обращения: 12.02.2019).

8. Нюргун Боотур Стремительный: якутский героический эпос олонгхо / воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский; пер. на русс. В. Державина. Якутск: Книжное издательство. 1975.

9. Попова Г. С. Универсальный символ «Древо мира» в картине мира саха // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: мат-лы II междунар. науч.—практ. конф. 5-6 марта 2012 г. Пенза — Прага -Киев: Социосфера, 2012. С. 97-100.

10. Попова Г. С. Ренессанс традиционного эпического наследия саха // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток: Изд-во ДВФУ. 2015. № 1 (31). С. 82-89.

11. Попова Г. С., Павлова К. Ф. Древо мира AalLuukmas в современном воплощении // Результаты современных научных исследований и разработок: сб. ст. V Междунар. науч.—практ. конф. Пенза: Наука и просвещение. 2018. С. 367-373.

12. Скворцов Л. В. Эзотерическое знание и символы культуры // Культурология. Дайджест. 2003. № 2 (25). С. 209.

13. Степанов Н. И. Ноорой. Кюн Эрили: олонгхо. Якутский героический эпос / запись, подготовка текста, статья и комм. П. Н. Дмитриева. Якутск, 1990.180 с.

14. Степанов Ю. С. Структура концепта // Константы: словарь русской культуры. 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. С. 42-67.

15. Топоров В. Н. Мировое древо.Универсальные знаковые комплексы. Рукописные памятники Древней Руси. М., 2010. 448 с.

16. Ысыах олонхо: фотографии макетов Аал Луук мас [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?text=Ысыах олонхо. Фотографии Аал Луук мас=74 (дата обращения: 12.02.2019).

UNIVERSAL TREE AALLUUK MAS IN THE CONTEMPORARY CULTURE OF THE SAKHA (YAKUT) PEOPLE

Revitalization of the epic heritage of the Sakha people brings re-comprehension of mental prototypes, whereof the Universal Tree Aal Luuk Mas takes special part and carries definite functions, which are on demand among modern ethnic social groups. Inordertooutlinethesenseandvaluesofthegivenphenomenonofculture, we worked out a model and analyzed its layouts, which are seen at the traditional summer festival Ysyakh. We used methods of modelling, comparison, logical analyses and made a prognosis of further ongoing renaissance of the olongho epos and materialization of the archetypical image of the Universal tree, which is valuable for cultural practice.

Keywords: olonkho epos, archetypes, image, model, layout, Universal (World) Tree, Аа! Luuk mas, Ysyakh festival, comprehension, prognosis.

References

• Abramov N. A.—Kynat. N'urgun Byogyo: olongho. Yakutsk: Bichik, 2011. 512 s. [In Yak].

• Dmitrieva A. A. Obraz Aar Kuduk hatyngv olonho Vilyujskogo regiona // Gumanitarnaya nauka v trudah molodyh issledovatelej: sb.nauch.st. Yakutsk, 2005. S. 171-178. [In Rus].

• Dmitrieva L. V. Obraz svyashchennogo dereva v geroicheskom epose narodov Evrazii. // Aktual'nye problemy filologii, istorii i kul'turologii: teoreticheskie i metodicheskie aspe-kty. Tobol'sk, 2007. S. 6-13. [In Rus].

• Karasik V. I. Yazykovoj krug: lichnost», koncepty, diskurs. M.: Gnozis, 2004. 390 s. [In Rus].

• Levi-Bryul» L. Sverh"estestvennoe v pervobytnom myshlenii. M.: Pedagogika-Press, 1994. 608 s. [In Rus].

• Maslova V. A. Lingvokul'turologiya: uchebnik dlya vuzov. M.: Akademiya, 2001. 183 s. [In Rus].

• Nohsorov U. G. Aal Luuk Mas: «Sylgy uola Dyyraj Bergen» olonghotton bysa tardyy // Noruot yryasyta, olonhosuta Ustin Nohsoorop. D'okuuskaj, 1997. S. 43-50. [Elektronnyj resurs]. URL: http://olonkho.info/ru/index.php (data obrashcheniya: 12.02.2019.). [In Yak].

• Nyurgun Bootur Stremitel'nyj: yakutskij geroicheskij epos olongho / vossozdal na os-nove narodnyh skazanij Platon Ojunskij; per. na russ. V. Derzhavina.Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo. 1975. [In Rus].

• Popova G. S. Universal'nyj simvol «Drevo mira» v kartine mira saha // Simvolicheskoe i arhetipicheskoe v kul'ture i social'nyh otnosheniyah: mat-ly II mezhdunar. nauch.— prakt. konf. 5-6 marta 2012 g. Penza—Praga -Kiev: Sociosfera, 2012. S. 97-100. [In Rus].

• Popova G. S. Renessans tradicionnogo epicheskogo naslediya saha // Gumanitarnye issle-dovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. Vladivostok: Izd-vo DVFU. 2015. № 1 (31). S. 82-89. [In Rus].

• Popova G. S., Pavlova K. F. Drevo mira Aal Luuk mas v sovremennom voploshche-nii // Rezul'taty sovremennyh nauchnyh issledovanij i razrabotok: sb. st. VMezhdunar. nauch.— prakt. konf. Penza: Nauka i prosveshchenie. 2018. S. 367-373. [In Rus].

• Skvorcov L. V. Ezotericheskoe znanie i simvoly kul'tury // Kul'turologiya. Dajdzhest. 2003. № 2 (25). S. 209. [In Rus].

• Stepanov N. I.—Nooroj. Kyun Erili: olongho. Yakutskij geroicheskij epos / zapis», podgo-tovka teksta, stat'ya i komm. P. N. Dmitrieva. Yakutsk, 1990.180 s. [In Yak].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Stepanov Yu. S. Struktura koncepta // Konstanty: slovar» russkoj kul'tury. 3-e izd. M.: Akademicheskij proekt, 2004. S. 42-67. [In Rus].

• Toporov V. N. Mirovoe drevo.Universal'nye znakovye kompleksy. Rukopisnye pamyat-niki Drevnej Rusi. M., 2010. 448 s. [In Rus].

• Ysyah olonho: fotografii maketov Aal Luuk mas [Elektronnyj resurs]. URL: https://yan-dex.ru/images/search?text=Ysyah olonho. Fotografii Aal Luuk mas=74 (data obrashcheniya: 12.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.