Научная статья на тему 'ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ОТ ПЕРВЫХ РЕФОРМ К ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ'

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ОТ ПЕРВЫХ РЕФОРМ К ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Месопотамия / Древний Вавилон / реформы Урукагины / Законы Ур-Наму / Законы Липит Иштар / Законы Эшнуны / Законы Хамурапи

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамидулла Джурабаевич Рузиев, Алие Рустемовна Абдурахманова

Статья посвящена анализу развития и становления первых законодательных памятников Древней Месопотами, от реформ Урукагины вплоть до последних законов древнего Вавилона «Законов Хаммурапи». Влияние оказанное на народ в следствии принятия законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ОТ ПЕРВЫХ РЕФОРМ К ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ»

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ОТ ПЕРВЫХ РЕФОРМ К ЗАКОНАМ

ХАММУРАПИ

Хамидулла Джурабаевич Рузиев

Старший преподаватель кафедры «Основы духовности и правовое образование», Ташкентский государственный педагогический университет

имени Низами Ьаш1ёи11ащ71еу@ цшаП. сот

Алие Рустемовна Абдурахманова

Студентка 1 курса Исторического факультета Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу развития и становления первых законодательных памятников Древней Месопотами, от реформ Урукагины вплоть до последних законов древнего Вавилона «Законов Хаммурапи». Влияние оказанное на народ в следствии принятия законов.

Ключевые слова: Месопотамия, Древний Вавилон, реформы Урукагины, Законы Ур-Наму, Законы Липит Иштар, Законы Эшнуны, Законы Хамурапи.

ВВЕДЕНИЕ

Южная Месопотамия(современный Ирак) древний регион на территории которого располагались две реки Тигр и Евфрат сыгравшие большую роль в развитии царства Вавилон-возникшее в начале 2-го тысячелетия до н.э.

Общество древнего Двуречья в южной и центральной частях прошло в своей первоначальной истории две стадии в связи с тем, что южная часть была заселена шумерами племенем пришедшем с восточных гор, а средняя часть семитским племенем аккадийцев пришедших вероятнее всего с запада.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Основатели Вавилонии, семитский народ амореи, как раз таки унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья-Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии считался письменный аккадский, а шумерский язык вышел из употребления, однако сохранялся как культовый.

Огромное значение имеет географическое положение на историческое развитие государства, то в какой области станет развиваться будь то культура, экономика,

March, 2024

132

письменность и многое другое, выбрать оседлый образ жизни и заняться земледелием или же наоборот стать кочевым народом в поисках водоемов и пищи.

Засушливый аридный климат в условиях которого выживает небольшое количество растений и деревьев, а именно на территории Вавилона основная флора это-финиковые пальмы которые росли в стенах этого прекрасного и величественного города. За не имением большого количества деревьев соответственно развитие письменности не могло пойти по тому же течению, что и в Древней Греции, Египте и Риме где в основу легла кора дерева. Тут же было сформировано искусство, а иначе это не назвать, как глиняные таблички, для того, что бы набить на них что- либо приходилось проходить через различны этапы для их формирования.

Зависимость землевладельцев от искусственного орошения подтолкнула к созданию системы каналов, что сам по себе трудоёмкий процесс, однако в те времена угрозу могли принести сами реки, неконтролируемые приливы и отливы грозили катастрофой, дома из сырцового кирпича, скот, а так же урожай всё это в одночасье могло смыть водой и нанести огромный вред населению города.

Однако за исключением редких войн, стихийных бедствий-засух, прорыв плотины, набеги саранчи и т.п. могли вызвать голод. Народ не бедствовал и пища их была разнообразна, искусственное оплодотворение пальмовых рощ, присутствие в рационе фиников и муки обладающих питательной ценность, изобилие рыбы в реках, развитие животноводства, а так же обмен излишков урожая на другие необходимые товары, на всё это, население вполне могло прокормиться.

Открытие древнего Вавилона связывают с именем одного из крупнейших немецких археологов занимавшихся ближневосточной археологии - Роберта Кольдвея, он возглавлял экспедицию Германского восточного общества вместе с исследователями Вальтером Андре, Оскаром Ройтером, Фридрихом Ветцелем, Георгом Буддензингом. Раскопки проводились с 1899 по 1917 года, за этот период учёным удалось установить, что Вавилон в период своего расцвета представлял собой крупный и благоустроенный город с очень, для того времени мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружён тройным кольцом стен и рвом, а так же дополнительной внешней стеной. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м. и площадью около 4 км . Имел обустроенную, мощённую набережную, множество каналов, снабжавших городские кварталы водой,

March, 2024

133

8 мостов посредством которых город соединялся со внешним миром, также имелось два моста-стационарный и понтонный, которые соединяли половины города между собой, дворцы, огромное количество храмов, а так же грандиозные сооружения - зиккурат Этеменанки(Вавилонская башня) и второе чудо Света-Висячие сады Семирамиды. Многие постройки имели облицовку глазурованным кирпичом, барельефами, фризами; ярусы зиккурата были окрашены в разные цвета. Река Евфрат разделяла город на 2 части -Западную и Восточную.

Геродот, побывавший там в V веке до н. э., назвал Вавилон самым красивым из всех городов, которые он знал.

«Помимо школьной системы знаний, были еще две области высоких достижений древних вавилонян: медицина и измерение времени (астрономия, хронология, календарь). В Месопотамии был распространен календарь, основанный на лунном годе из 12 лунных месяцев, содержащих поочередно 29 и 30 дней.

Специфическим явлением была шумеро-вавилонская математика, хотя этот термин тоже неточен. Вероятно, более правильно, но менее удобно говорить о системе счисления. Система эта была необыкновенно сложной: непозиционная десятерично-шестидесятеричная шумерская система счисления впоследствии наложилась на десятеричную вавилонскую. Еще сложнее была система именованных чисел, имевших свои особые цифровые обозначения для каждой системы единиц мер (длины, площади, веса и т.д.), причем отдельные разряды в такой системе могли и не быть кратными 10 или 60. Ноль же был введен только поздневавилонскими астрономами. Вычисления, проводившиеся с помощью такой системы, были непростым делом и требовали определенного навыка, но при этом позволяли добиваться значительных результатов. Пережитком шестидесятеричной системы является деление окружности на 360°, градуса на 60 минут и минуты на 60 секунд, часа на 60 минут и т.д. Еще в отсутствие абстрактной (специальной) терминологии были разработаны алгоритмы решения сложных планиметрических, стереометрических и алгебраических задач. В сохранившихся задачниках встречаются задачи на системы уравнений с двумя, тремя, а иногда и с четырьмя неизвестными второй и даже третьей степени, однако приводится лишь конкретное описание хода вычислений без какого-либо теоретического обобщения. В то же время это «чистая теория», так как исследователям, несмотря на поиски, так и не удалось найти задачи, которые требовали бы от древнего «экономиста» или «инженера» решения полного квадратного уравнения.».

March, 2024

134

Реформы Урукагины (около 2318 года до н. э.) восходят ещё к Раннединастическому периоду - являясь одним из старейших текстов цивилизации Месопотамии, заложившим один из первых кирпичиков в создании структуры современных законов, в построении которым присущ законодательный характер, найденные при раскопках сохранившееся на трёх терракотовых конусах представляют собой записанное архаическим диалектом шумерского языка изложение законов принятых правителем Урукагины. На одном из конусах идёт изложение реформ разработанных для устранения беспорядков и злоупотреблений.

Была упразднена полиандрия. В основу реформ легло то, что правитель хотел защитить бедную и слабую часть населения, которую старался продолжить каждый последующий правитель в плоть до царя Хаммурапи.

Около 2104—2095 годов до н. э. произошло преобразование Реформ Урукагины они изменили своё название и формат, теперь Законы Ур -Наму обнаруженные при раскопках священного города и центра Шумера-Ниппура, имевшие преимущественно нормативно-правовой текст благодаря чему по праву считаются древнейшим известным законодательным актом, был написан на шумерском языке, имел определённую систему начинающуюся с пролога далее шёл сам текст законов из которых до наших дней сохранилось 87 строк и заканчивалось эпилогом, что как раз таки легло в основу классической структуры древних правовых памятников, упоминается особая правовая формула «справедливость». Текст Законов включал нормы о наказаниях за преступления против жизни и свободы, нормы семейного права, правила о разводе, наследовании, о договоре сельскохозяйственной аренды и др.

Практически основная часть норм была сформулирована в казуистической манере диспозиция начиналась с условия «если», после чего следовала санкция «то»; наказания в основном сводились к штрафам, за исключением убийства и других тяжких преступлений, которые неминуемо карались смертью.

Следующие закон были доработаны царём Липит Иштаром в честь которого и были названы "Законы Липит Иштар", в котором более сильно проявлялся законодательный характер, открытые в начале XX веке экспедицией археологов Пенсельванского университета, были изданы в 1919 году, но переведены лишь в 1948 году.

Обнаруженный при раскопках памятник был написан на шумерском языке на котором было высечено 1200 строк из

March, 2024

135

которых сохранилось примерно треть-пролог, около 40 статей и небольшая часть эпилога.

Большая часть статей была посвящена положению рабов. Кража со взломом каралась смертью - виновный зарывался заживо на месте преступления, другие разновидности кражи наказывались многократным возмещением стоимости украденного. Правом наследования обладали лишь сыновья, между которыми делилось движимое имущество отца, тогда как недвижимость оставалась по общему правилу неделимой; дочери имели право на наследство только в том случае, если они были храмовыми жрицами. Законы знают принцип талиона: за ложное обвинение грозит то же наказание, которое мог понести обвиняемый.

В 1790 годы до н.э. наступает время "Законов Эшнуны" иногда их именуют "Законы Билаламы" в честь царя с правлением которого их связывают. Найденные при раскопках в 1945-1947 годы в Ираке(Шадуппум) археологом Тахой Бакиро уже в 1948 году были переведены ассириологом А.Гётце.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В современной науке их автором признаётся царь Дадуша в виде двух глиняных табличек-дубликатов. Одна из них была сильно повреждена, вторая сохранилась почти полностью. Учёные предполагают, что найденные таблички представляют собой упражнения учеников дворцовых писцовых школ, скопировавших их с более древней копии, на старовавилонском диалекте аккадского. По сей день эти таблички находятся в Иракском музее в Багдаде.

Большинство преступлений карались денежными штрафами (в размере серебра), но некоторые серьезные преступления, такие как кража со взломом, убийства и сексуальные преступления, карались смертью.

Законы Эшнуны стали предшественниками последних законов Древнего Вавилона "Законов Хаммурапи". Английский археолог Остин Генри Лейард при раскопках обнаружил клинописную табличку на которой было высечено имя царя Хаммурапи.

Удивительное открытие сделал крупный ассириолог Фридрих Делич, за три года до открытия Законов Хаммурапи он первый связал законы из библиотеки Ашурбанипала с именем царя Хаммурапи, но по аналогии дал им название "Кодекс Хаммурапи" сравнивая их с «Кодексом Наполеона», подчёркивал их влияние на древневосточное право.

March, 2024

136

Хаммурапи, шестой царь I династии Вавилонии, как и египетский фараон, обладал неограниченной личной властью, его подданными считались все жители страны. Даже жрецы во всём подчинялись воле правителя, так как полагалось, что сами боги свыше даровали ему страну и власть. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, расчётливым дипломатом, храбрым полководцем, талантливым законодателем и умелым организатором. Вельможи и чиновники составляли аппарат управления вавилонским обществом, они собирали налоги и следили за населением в городах.

Взойдя на трон молодым, искусный политик и полководец Хаммурапи правил Вавилоном 43 года. Это была эпоха развития и порядка.

Возобновив войны с соседями и грамотно побеждая в них, он до предела расширил границы Вавилонского королевства. Был ли Хаммурапи диктатором? Да, но властью не злоупотреблял. Интересно, что у рабов Вавилона эпохи царя Хаммурапи был свод прав: они могли копить приданое, иметь мужа или жену любого социального и финансового статуса, начать свое дело и приобрести свободу. Что немаловажно, закон защищал их от жестокого обращения.

Продолжая традиции своих предшественников - царей-законодателей, Хаммурапи считал целью создания «Законов» претворение в жизнь ключевого принципа: «Чтобы сильный не притеснял слабого».

В период правления Хаммурапи многое было сделано для развития земледелия. По всему царству в порядок были приведены оросительные каналы, а также было расчищено русло Евфрата, что предотвратило наводнения и привело к увеличению урожайности на полях.

Причиной принятия Законов Хаммурапи XVIII в. до н.э. стали противоречия в экономической и социальной сфере, что привело к противостоянию бедных и богатых слоёв населения. Принятие нового крупного нормативно правового акта в то время позволило бы: укрепить общественный порядок(правопорядок); содействовал правовой защите государственно-политического режима.

Законы Хаммурапи были обнаружены французскими археологами в 1901 году и первым переводчиком был французский учёный В.Шейл, который выделил 282 статьи из которых сохранились 247 статей. Современный исследователь Д.Шарпен склоняется к выводу, что всего их было около 275.

Конусообразный монумент из чёрного базальта высотой в 2,25 метра, в основании окружностью 1,90 метра, а вершине 1,65 метра, весом в 4 тонны вот, что собой представляет стела с Законами Хаммурапи. Учёные которые до сих пор изучат периоды составления этих

March, 2024

137

законов считают, что они датируются 1755-1752 годах до н.э. практически в самом конце правления Хаммурапи.

В верхней части лицевой стороны барельефа, изображены две фигуры, по мнению исследователей та, что сидит из-за спины которой исходят солнечные лучи, представляет собой бога солнца, света и оракулов Шамаша, который протягивает в правой руке жезл и кольцо, обозначающие прямоту и завершённость, иначе говоря право и справедливость, стоящему перед ним царю Хаммурапи, который должен смиренно и почтительно служить божественной воле.

В те времена, население города в большей степени было безграмотным и не могло разобрать текста высеченного на ней. Барельеф на вершине служил доказательством того, что на всё воля божества, а люди лишь должны безоговорочно подчиняться. Скорее она была для устрашения народа, ибо за не соблюдением законов следовало неминуемая кара богов.

Изучая монумент учёные выяснили, что лицевая часть была оформлена знаками которые располагали слева на права, однако из неудобства нанесения на обратной стороне привели к тому, что знаки вписывали справа налево.

Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

Хаммурапи ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи6, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

Анализируя законы Царя Хаммурапи, специалисты указывают на попытки законодателя регламентировать и детализировать вопросы ответственности и наказания за причинение вреда здоровью; начали зарождаться близкие принципу презумпции невиновности правила распределения бремени доказывания в процессе производства по уголовным делам.

Хаммурапи издавал указы для своих чиновников как руководство к действию в определённых вопросах, таких как процедуры в судебных процессах, разрыв контракта и т.п. Эти царские указы были чёткими письменными инструкциями и не означали закон как некую абстракцию. Некоторые учёные даже утверждают, что

March, 2024

138

Законы содержит не столько указы, сколько собрание решений для конкретных случаев.

Законы свидетельствуют о резком социальном делении людей царства на две группы-на привилегированных, господствующая рабовладельческая прослойка и на тех кто занимает по отношению к первым подчиненное место. Верхушка состояла из двух категорий - мар-авелим (сыны мужа) члены царского рода, царские сановники, царские торговые агенты, жрецы храмов и мушкенум (склоняющиеся перед кем-то) связан с царским хозяйством, с обязательной царской службой за которое получал в условное владение участок земли.

По своему составу сборник законов Хаммурапи распадается на три части -введение, статьи законодательства и заключение. Почти всё введение посвящено перечислению титулов Хаммурапи.

Хотя законы не были разделены на определённые главы, но у них была определённая последовательность и учёные систематизировали статьи выделив определённые главы:

1.Оправление правосудия (1-5): (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. (§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя. (§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

2.Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей (6-25) (§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит. (§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит (§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин

March, 2024

139

пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать. (§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит. Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере. (§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит. (§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит (§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. (§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

З.Охрана имущества, полученного от царя за службу (26-41) (§ 26) Если редум или же баирум, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом. (§ 33) Если сотник или десятник взял человека, не подлежащего призыву, или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или десятник должен быть убит. (§ 41) Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать и дал приплату, то редум, баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет себе.

4.Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (42-87) (§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей. (§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля. (§ 63) Если это залежная земля, то он должен произвести работу на поле и вернуть его хозяину поля, а. за один год он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади. (§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3. (§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи. (§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот

March, 2024

140

прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада. (§ 71) Если он человек отдает зерно, серебро или другое добро за дом повинности, принадлежащий дому его соседа, который он купил, то все, что он отдал, он теряет, а дом он должен вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или другое добро. (§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.

5.Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области (88-126) (§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты. (§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном. (§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг (§ 125) Если человек отдал свою вещь на хранение, а там, куда он отдал, его вещь пропала вместе с вещами домохозяина, либо из -за подкопа, либо из-за пролома, то домохозяин, который был небрежен и потерял вещь, которую ему дали, должен ее восполнить, а затем возместить хозяину имущества; домохозяин может разыскивать свои вещи и забрать у своего вора. (§ 126) Если человек, у которого ничего не пропало, сказал: «Нечто мое пропало», и заставит собраться свой квартал, то его квартал должен его уличить перед богом в том, что ничего его не пропало, и все, что он требовал, он должен удвоить и отдать своему кварталу.

6. Семейное и наследственное право (127-194) (§ 127) Если человек указал пальцем на энтум или жену другого человека139, но не уличил ее, то этого человека должно избить перед судьями и половину его головы должно обрить. (§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена. (§ 129)

March, 2024

141

Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба. (§ 130) Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана. (§ 193) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум узнал дом своего родного отца и возненавидел приемного отца, воспитавшего его, и приемную мать, воспитавшую его, и ушел в дом родного отца, то ему должны вырвать глаз. (§ 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын умер на руках у кормилицы, и кормилица без согласия его отца и его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как она без согласия его отца и его матери подменила ребенка, ей должны отрезать груди.

Хотя эти пункты и были призваны защищать жён и вдов, следует помнить что женщины не обладали такими же правами, как и мужчины. В патриархальном обществе женщины и дети всегда считались ниже по положению чем мужчины и считались собственностью глав семейств, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению. Их положение было несколько выше положения домашних рабов и немного ниже положения свободных, но не обладавших властью мужчин. Неправомерно было бы судить о Законах Хаммурапи, записанные 4 тысячи лет тому назад, исходя из современных реалиях-особенно прав женщин. Несомненно было заложено начало законности и общественного порядка, отличающие цивилизованное общество от варварского.

7.Преступления против личности (195-214) (§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку. (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб. (§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра. (§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз. (§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 212) Если эта женщина умерла, то он должен

March, 2024

https://t.me/ares uz Multidisciplinary Scientific Journal

отвесить 1/2 мины серебра. (§ 213) Если он побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра. (§ 214) Если эта рабыня умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

8.Операции с движимым имуществом, а также деликты в этой области (215—282) (§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра. (§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра. Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра. (§ 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно. (§ 281) Если они — сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню. (§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При Хаммурапи и его приемниках к военной службе продолжали широко призываться низшие слои городского и сельского населения. Тем кто пытался послать наёмника вместо военнообязанного, грозила смертная казнь. Составлялись точные списки всех годных к военной службе мужчин. Хотя и делались исключения для граждан отдельных городов или представителей некоторых профессий. Ядро постоянной армии составляли вероятно «профессиональные воины». Жалованье солдаты получали натурой. Города были обязаны осуществлять определённые поставки для армии и так же вероятно вносить некоторую денежную сумму на уплату жалованья солдатам.

За службу им давался участок земли, который не передавался по наследству, однако если дети так же поступали в армию то участок условно переходил в их владение.

Как велел сам Хаммурапи: «...будущем временам навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны, как решались они мною, приговоров страны, как постановлялись они мною, да ек разрушит моих предначертаний». Они легли

March, 2024

143

в основу не только всей правовой жизни государств Двуречья, но в течении многих сотен лет оказывали исключительно большое влияние на правовые воззрения других народов древнего Востока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Н.М.Никольский-Культура Древней Вавилонии. Издательство академии наук БССР Минск 1959. С.8

2. Ж.Ру Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700-100 гг. до н.э.(2016г) С. 3-29

3. С.Г.Саггс- Величие Вавилона. История Древней цивилизации Междуречья. 2012. С.305-306

4. Б.Тураев-Законы Хаммурапи 2015. С.61

5. Дж.Веллард-Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес -2004 С.197-200

©

© ® ©

March, 20241 Multidisciplinary Scientific Journal

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.