Научная статья на тему 'Древний Болгар -столица Волжской Булгарии и Золотой Орды: научные и творческие аспекты современного возрождения'

Древний Болгар -столица Волжской Булгарии и Золотой Орды: научные и творческие аспекты современного возрождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1122
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАРСТАНА / ДРЕВНИЙ БОЛГАР / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / БОЛГАРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / CULTURAL HERITAGE OF TATARSTAN / THE ANCIENT BULGARIANS OF THE VOLGA BULGARIA / BOLGAR HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Ривкат Рашидович, Валеев Рафаэль Миргасимович

Статья прослеживает процесс научного исследования Болгарского историко-археологического комплекса с XIX века по сегодняшние дни. С X века поселение формируется как болгарско-тюркский город, а затем как столица средневекового государства Волжская Болгария. В середине XIII века Болгар становится столицей Золотой орды. В последующем, в связи с непрерывными войнами, наблюдается упадок города и полное его разрушение к середине XV веке. Именно здесь в 922 году волжские болгары, предки казанских татар, официально и добровольно приняли ислам в качестве государственной религии. Болгар стал одним из первых мест Российской империи, связанных, согласно Указу Петра I от 2 (15) июля 1722 года, с вниманием к проблемам охраны и реставрации памятников истории и культуры на государственном уровне. В наши дни началось комплексное научно-культурное изучение и возрождение Болгар в связи с реализацией масштабного проекта «Культурное наследие Татарстана: Древний город Болгар и остров-град Сви-яжск», который был утверждён в 2010 году. Казанский государственный университет культуры и искусств является головным вузом данного проекта, принимая живейшее участие в научных и творческих мероприятиях. В масштабах Российской Федерации Болгары и Свияжск являются объектами, олицетворяющими прорыв в деле сохранения и популяризации культурного наследия, возрождения мусульманской и православной духовности, баланса культур и конфессий в Татарстане и России, примером толерантности в культурной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANCIENT BULGARIAN CAPITAL OF VOLGA BULGARIA AND THE GOLDEN HORDE: THE SCIENTIFIC AND CREATIVE ASPECTS OF THE MODERN REVIVAL

The article traces the process of scientific research Bolgar historical and archaeological complex from the 19th century to the present day. Since the 10th century the settlement is formed as the Bulgarian-Turkish city, and then as the capital of the medieval state of Volga Bulgaria. In the mid-thirteenth century the Bulgarians became the capital of the Golden Horde. Subsequently, as a result of continuous wars observed the decline of the city and complete its destruction by mid-Due. Here in 922 Volga Bulgars, the ancestors of the Tatars Islam was officially and voluntarily adopted as a state religion. Bulgarians became one of the first places of the Russian Empire, connected according to the Decree of Peter the great with the problem of conservation and restoration of monuments of history and culture. In our day began a comprehensive scientificcultural study and revival of the Bulgarians in connection with the implementation of a largescale project “Cultural heritage of Tatarstan: the Ancient town of Bolgar and island town of Sviyazhsk”, approved in 2010. Kazan state University of culture and arts is the lead institution for this project taking active part in research and creative activities. In the Russian Federation, Bulgarians and Sviyazhsk are objects that embodies a breakthrough in the preservation and promotion of cultural heritage, revival of the Muslim and Orthodox spirituality, balance of cultures and faiths in Tatarstan and Russia, tolerance in cultural policy.

Текст научной работы на тему «Древний Болгар -столица Волжской Булгарии и Золотой Орды: научные и творческие аспекты современного возрождения»

References

1. Antonov A. I., Medkov V. M., Arkhangel'skii V. N. Demograficheskie protsessy v Rossii XXI veka [Demographic processes in Russia the XXI century]. Moscow, Graal Publ., 2002. 168 p.

2. Buchanan P. Smerf Zapada [Death of the West]. Moscow, AST Publ., 2003. 444 p.

3. Mid M. Kuftura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1988. 429 p.

^^РЕБИИЙ БОЛГАР — СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ИАУЧИЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

УДК 902(470.41)

Р. Р. Юсупов, Р. М. Валеев

Казанский государственный университет культуры и искусств

Статья прослеживает процесс научного исследования Болгарского историко-археологи-ческого комплекса с XIX века по сегодняшние дни. С X века поселение формируется как болгарско-тюркский город, а затем — как столица средневекового государства — Волжская Болгария. В середине XIII века Болгар становится столицей Золотой орды. В последующем, в связи с непрерывными войнами, наблюдается упадок города и полное его разрушение к середине XV веке. Именно здесь в 922 году волжские болгары, предки казанских татар, официально и добровольно приняли ислам в качестве государственной религии. Болгар стал одним из первых мест Российской империи, связанных, согласно Указу Петра I от 2 (15) июля 1722 года, с вниманием к проблемам охраны и реставрации памятников истории и культуры на государственном уровне. В наши дни началось комплексное научно-культурное изучение и возрождение Болгар в связи с реализацией масштабного проекта «Культурное наследие Татарстана: Древний город Болгар и остров-град Сви-яжск», который был утверждён в 2010 году.

Казанский государственный университет культуры и искусств является головным вузом данного проекта, принимая живейшее участие в научных и творческих мероприятиях. В масштабах Российской федерации Болгары и Свияжск являются объектами, олицетворяющими прорыв в деле сохранения и популяризации культурного наследия, возрождения мусульманской и православной духовности, баланса культур и конфессий в Татарстане и России, примером толерантности в культурной политике.

Ключевые слова: культурное наследие Татарстана, Древний Болгар, Волжская Булгария, болгарский историко-археологический комплекс.

ЮСУПОВ РМВКАТ РАШИДОВМЧ — доктор исторических наук, профессор, ректор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель науки Республики Татарстан и Российской Федерации

IUSUPOV RIVKAT RASHIDÜVICH — Full Doctor of History, Professor, Rector of the Kazan State University of Culture and Arts, Honored worker of science of the Republic of Tatarstan and the Russian Federation ВАЛЕЕВ РАФАЭЛЬ МИРГАСИМОВИЧ — доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств, руководитель поволжского отделения кафедры ЮНЕСКО

VALEEV RAFAIL MIRGASIMOVICH — Full Doctor of History, Professor, Vice-rector on scientific work of the Kazan State University of Culture and Arts, Director of the Volga branch of the UNESCO chair

e-mail: [email protected] 95

© Юсупов Р. Р., Валеев Р. М., 2015

R. R. Iusupov, R. M. Valeev

Kazan State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Orenburgskiy tract, 3, Kazan, Russian Federation, 420059

THE ANCIENT BULGARIAN CAPITAL OF VOLGA BULGARIA AND THE GOLDEN HORDE: THE SCIENTIFIC AND CREATIVE ASPECTS OF THE MODERN REVIVAL

The article traces the process of scientific research Bolgar historical and archaeological complex from the 19th century to the present day. Since the 10th century the settlement is formed as the Bulgarian-Turkish city, and then as the capital of the medieval state of Volga Bulgaria. In the mid-thirteenth century the Bulgarians became the capital of the Golden Horde. Subsequently, as a result of continuous wars observed the decline of the city and complete its destruction by mid-Due. Here in 922 Volga Bulgars, the ancestors of the Tatars Islam was officially and voluntarily adopted as a state religion. Bulgarians became one of the first places of the Russian Empire, connected according to the Decree of Peter the great with the problem of conservation and restoration of monuments of history and culture. In our day began a comprehensive scientific-cultural study and revival of the Bulgarians in connection with the implementation of a large-scale project "Cultural heritage of Tatarstan: the Ancient town of Bolgar and island town of Sviyazhsk", approved in 2010. Kazan state University of culture and arts is the lead institution for this project taking active part in research and creative activities. In the Russian Federation, Bulgarians and Sviyazhsk are objects that embodies a breakthrough in the preservation and promotion of cultural heritage, revival of the Muslim and Orthodox spirituality, balance of cultures and faiths in Tatarstan and Russia, tolerance in cultural policy.

Keywords: cultural heritage of Tatarstan, the Ancient Bulgarians of the Volga Bulgaria, Bolgar historical and archaeological complex.

Болгарский историко-археологический комплекс имеет длительную историю исследований. Первые археологические раскопки проводились на территории памятника в 1864 году. Планомерные систематические исследования начинаются с 1938 года под руководством А. П. Смирнова. Организованные им экспедиции провели масштабные раскопки на территории памятника. Результатами этих исследований, имеющих 150-летнию историю, стали полученные в ходе археологических исследований на 232 раскопах площадью более 2 га сведения о более 30 кирпично-каменных сооружениях, на 16 из которых осуществлена консервация и музеефикация для туристического показа. Остальные объекты, исследовавшиеся в 1930—1950-е годы, в силу невозможности консервации на момент выявления, были законсервированы в виде рекультивации раскопов. Архитектурно-археологическая информация по данным объектам сохранилась в виде подробных научных отчётов с точной их

привязкой на местности с обмерными архитектурными чертежами. Имеются полноценные научные публикации по их изучению, а также разработана программа по их повторному раскрытию, консервации и музеефика-ции до 2019 года.

С созданием в 1950-х годах Татарской специальной научно-реставрационной мастерской археологические исследовательские работы одновременно сопровождались работами по консервации выявленных объектов в соответствии с требованиями Венецианской хартии и законодательством СССр об охране и использовании памятников.

результатом многолетних археологических работ является научная информация о топографии и хронологии памятника.

раннее заселение территории Болгарского городища датируется периодом ананьин-ской археологической культуры (VIII—V века до н.э.). В последующем вторичное освоение этого места относится к времени имень-

ковской археологической культуры (V—VII века н.э.). Расселение в ранние периоды ограничивалось восточной оконечностью мыса между рекой Меленкой и Иерусалимским оврагом. Стратиграфически догородской период, представленный сильно переработанным культурным слоем и смешанным археологическим материалом, выделяется в седьмой культурный горизонт по стратиграфии Болгарского городища.

Появление болгарско-тюркского поселения на месте Болгарского городища датируется X веком, когда в устье Иерусалимского оврага появляются первые поселенцы. По археологическим материалам, представленным серебряными арабскими дирхемами и многочисленными бытовыми предметами болгарско-тюркского населения, оно датируется началом Хвека. Среди находок имеются фрагменты керамики, характерные и для финно-угров Волго-Камья. В начальный период Волжская Болгария была мно-гоэтничным государством и его развитие характеризовалось мирным сосуществованием и взаимопроникновением различных этнокультурных традиций, в первую очередь тюркского и финно-угорского. Культурная и религиозная терпимость была своеобразием и характерной чертой развития региона и в последующее периоды [1, 5].

Последующие этапы развития города хорошо представлены материалами из культурных напластований, разделяемых на три стратиграфических горизонта Болгарского городища. формирование культурных напластований болгарского времени происходит в пределах городских укреплений. Культурные напластования иллюстрируют непрерывное накопление остатков жизнедеятельности города в период с X по XV век. Археологические материалы показывают преемственное развитие основных элементов материальной культуры от раннеболгарского времени до периода Казанского ханства. Традиции болгарской культуры стали основой формирования культуры современных татар, что подтверждается и историческими источниками.

По материалам исследований фортификационных сооружений удалось установить динамику развития города в различные периоды и своеобразие их возведения [4]. Ранние укрепления города были построены в X веке и ограничивали территорию около 9 га. В последующем происходит рост поселения. Появляется посад. С неукреплёнными пригородами город достигает к XII веку размеров 20 га. В этот же период строятся новые валы и рвы, расширяющие размер укреплённой части города до 13 га. Эти укрепления с небольшими изменениями используются и в раннезолото-ордынский период в XIII веке. Максимального размера город достигает в период расцвета Золотой Орды в XIV веке. В середине XIV века укреплённое городское поселение в Болга-ре имеет размеры около 400 га. Он становится столицей этого государства, в 40—60-е годы XIII века здесь находится ставка золотоор-дынских ханов. Именно в Болгаре начинается чеканка первых джучидских монет, и она продолжается до 1330-х годов [3, 7].

В эпоху Золотой Орды город переживает бурный рост. Появляются первые монументальные каменные и кирпично-каменные здания (Дом с башнями («Ханский дворец»), общественная баня (восточная палата), Соборная мечеть). Город в первые десятилетия существования этого государства являлся резиденцией, столицей первого золотоордын-ского хана — Бату, основателя династии чингизидов в этом государстве. В пределах городища отмечается появление небольшого количества пришлого центральноазиатского тюркского населения. Остатки их поселения на площади около 1 га выявлены за пределами раннезолотоордынских укреплений (первая половина XIII века). В последующие периоды присутствие этого населения не отмечается.

В XIII—XIV веках формируется планировочная структура. По результатам археологических исследований, кроме жилых районов, выделяются ремесленные районы [6], некрополи. Выявлены элементы благоустройства в виде фонтанов, водопроводов, открытых резервуаров воды (хаусы) [4]. Сложившаяся в

этот период уличная планировка города сохранилась и до сего дня. Городские проезды использовались и в более поздние периоды. Активная их эксплуатация в XVIII—XIX веках привела к разрушению культурного слоя и конструктивных элементов.

В Болгаре золотоордынского времени отмечается преемственность материальной культуры домонгольского времени. Находки демонстрируют активные торговые контакты с различными регионами (Китай, Иран, Византия, Западная Европа и др.). Динамично развиваются и связи внутри самой Золотой Орды. Имеются находки из основных городских центров этого государства (Укек, Сарай аль-Махруса, Белджамен, Маджар, Азак, Солхат и др.) [2]. Уровень развития города показывает и развитие собственного ремесла в Бол-гаре. Здесь выявлены остатки гончарных, металлургических и металлообрабатывающих районов [6]. Болгар также являлся центром обширного региона, где распространялась его продукция, взамен которой он получал сельскохозяйственную продукцию. В раскопах выявлены остатки зерновых (проса, пшеницы, овса, ржи), ручные мельницы для получения муки.

В конце XIV века наблюдается упадок городской жизни болгарского городища. Город подвергается непрерывным нападениям, разрушаются торговые связи. К середине XV века городская жизнь прекращается. небольшое поселение сохраняется в районе Соборной мечети. Это поселение было связано с поддержанием религиозных культовых зданий и мавзолеев. В течение XVI—XX веков сохранялась традиция массового паломничества мусульманского татарского населения в Болгар. древний Болгар справедливо считается священным городом, давшим начало распространению ислама на российской земле. Именно здесь в 922 году волжские болгары, предки казанских татар, приняли в качестве государственной религии ислам — официально и, что не менее важно, добровольно. Он стал местом культового поклонения и паломничества мусульман со всей России, стремящихся к своим

святыням. данная традиция не прерывалась и имеет все возрастающий характер в современной России. Ежегодно 21 мая, в день принятия болгарами ислама, в Болгар приезжает более 50 тыс. человек. Паломники посещают мусульманские святыни в течение всего года.

Болгар стал одним из первых мест Российской империи, связанных с вниманием к проблемам охраны и реставрации памятников истории и культуры на государственном уровне. Указ императора Петра I от 2 (15) июля 1722 года — один из первых документов об охране недвижимых памятников истории и культуры России.

Обращаясь к вопросу об исследованности городища в настоящее время, можно привести несколько итоговых цифр.

За семь десятилетий на городище, его укреплениях, на склоне верхней террасы и в заречной части памятника раскопками была вскрыта общая площадь около 25 тысяч кв.м. Был исследован ряд памятников архитектуры (Соборная мечеть, середина XIII века; монументальная общественная баня вдоль края верхней террасы и в подгорной части — Греческая палата; Чёрная палата; Северный мавзолей; мавзолеи у Малого минарета и др.), оборонительные сооружения, объекты домостроительства и ремесленного производства. накоплен огромный вещественный материал, лёгший в основу экспозиции и фондов Болгарского заповедника.

Систематические исследования городища дали возможность получить обширный и разнообразный материал по многим вопросам истории и культуры города Болгар в различные периоды его жизни, в том числе — по исторической и социальной топографии, по динамике развития его территории, по строительству, ремёслам, торговле, благоустройству и т.д.

В то же время за всю историю археологического изучения древнего города Болгар было исследовано всего 2 с небольшим гектара, в среднем по одной сотке в год.

Значительно ускорить работы удалось в последние 2,5 года в связи с реализацией комплексного проекта «Культурное на-

следие Татарстана: Древний город Болгар и остров-град Свияжск», который был утверждён Кабинетом министров Республики Татарстан в 2010 году. Активному осуществлению проекта способствовало то, что он находится под патронажем Первого Президента Республики Татарстан, Государственного Советника Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева и созданного им фонда Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан.

В 2010—2011 годы были проведены исследования на площади более 30 тыс. кв.м. (около 3 гектаров). Впервые на огромной площади были изучены несколько крупных усадеб, в одной из них нашли клад золотых вещей, многочисленную медную посуду, около 200 монет золотоордынского времени, поливные селадоновые (дофарфоровая посуда XIII— XIV веков, которая попадала из Китая) и стеклянные чаши, многочисленные шахматные фигурки.

В 2012 году в Болгарах были продолжены комплексные научно-исследовательские работы и мероприятия по научной консервации и реставрации архитектурно-археологического наследия X—XIV веков. Продолжается консервация и реставрация комплекса Соборной мечети с Большим минаретом, Черной палаты, Северного и Восточного мавзолеев, Успенской церкви, Белой и Восточной палат, Малого минарета и ханской усыпальницы, Дома с башнями («ханский дворец»), комплекса Малого городка. Открываются и другие исторические памятники — древние мавзолеи, бани, городские улицы и площади. При этом самым важным является то, что одновременно осуществляются консервация, реставрация и музеефи-кация раскопанных объектов.

Полученные в ходе раскопок и многолетнего мониторинга разрушающихся участков береговой линии Куйбышевского водохранилища на Волге археологические материалы, находящиеся во владении Болгарского музея-заповедника, станут, в соответствии с принятой концепцией создания Музея болгарской

цивилизации, частью презентации в постоянно действующей экспозиции этого музея.

Развитие научных исследований Болгарского городища предполагает осуществление археологических исследований. Программа работ рассчитана на период до 2019 года. Она включает в себя не только раскопочные работы, но и предполагает широкое использование современных методов изучения археологического памятника. В частности, используются аэрокосмические исследования по выявлению новых архитектурных монументальных объектов и по изучению планировочной структуры памятника. Широко применяются нераз-рушающие культурный слой геофизические методы, позволяющие локализовать архитектурные и производственные сооружения.

Иа основе широких исследований и обобщения предшествующих исследований создаётся также Геоинформационная система по учёту историко-археологической информации, полученной в ходе архивных, раскопоч-ных, аэрокосмических, геофизических исследований с включением в данную систему предметов фонда музейных коллекций, что повышает эффективность работ по сохранению памятника, планированию научного изучения и музейного развития памятника.

Самостоятельным направлением программы является осуществление комплексной реставрации археологических находок, что позволяет обеспечить их длительную сохранность. Полученные в результате раскопок артефакты исследуются не только традиционными археологическими методами, применяется также специальное (эмиссионноспек-тральное) оборудование по изучению химических свойств археологических предметов.

В рамках комплексного проекта осуществляются реставрация и строительство нескольких десятков объектов, что позволяет говорить о крупнейшем совместном проекте государства, бизнеса, религиозных организаций и общественности по возрождению культурного наследия. Древний Болгар как истори-ко-археологический комплекс, так же как и остров-град Свияжск (XVI—XX века) как ис-

торико-культурный и ландшафтный комплекс номинированы от Российской федерации на включение в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В результате реставрационных работ осуществляется музеефикация более 40 памятников федерального и республиканского значения, в том числе Ханского дворца (XIII век — начало XIV века), комплекса Соборной мечети (XIII—XIV века), Малого минарета (XIV век), Черной и Белой палат (XIV век), ряда мавзолеев, городского рынка и др.

Активно развивается и туристическая инфраструктура: реконструирован причал для туристических теплоходов, речной вокзал с музейной функцией «Музей Болгарской цивилизации», Памятный знак в честь официального принятия ислама Волжской Булга-рией в 922 году, музей под открытым небом (музей хлеба), комплекс мечети и медресе, палаточный лагерь для паломников и т.д.

В реализации этого крупного проекта, который, на наш взгляд, стал поистине вехой на пути духовного возрождения многонационального народа России и татарстана, принимает активное участие и профессорско-преподавательский состав Казанского государственного университета культуры и искусств. Студенты — музеологи, искусствоведы и культурологи — принимают участие в археологических исследованиях Болгара и Свияжска. Студенты факультетов экономики, менеджмента и туризма, театрального, музыкального, кино и телевидения, социально-культурной деятельности организуют и проводят театрализованные, концертные и другие культурные мероприятия. Под руководством доктора исторических наук, профессора, археолога К. А. Руденко проводятся археологические исследования. Н. Морозов и его студенты сняли и выпустили DVD-фильм «Древний Болгар», получивший хорошие отзывы учёных, специалистов и населения татарстана. Доктор исторических, профессор, проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств Р. М. Валеев активно участвует в дея-

тельности Международного научно-методического Экспертного Совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. В работе Совета вместе с республиканскими и российскими учёными участвуют и специалисты из франции, Италии и Греции, в том числе Советник Генерального директора ЮНЕСКО М. Бушенаки, Генеральный директор Межправительственной организации по сохранению культурного наследия (ИККРОМ) Стефа-но де Каро и др. Р. М. Валеев и другие учёные подготовили номинацию по Болгарскому ис-торико-археологическому комплексу и представили в ЮНЕСКО. Творческие силы КазГУ-КИ подготовили и провели театрализованный концерт в одном из лучших зданий — Татарском Государственном академическом театре им. Г. Камала, средства от которого были направлены в Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан на реставрацию памятников Болгара. За активную работу Казанский государственный университет культуры и искусств отмечен Благодарственным письмом Государственного Советника Республики Татарстан, Председателя Попечительского Совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева.

В феврале 2012 года в концертном зале Казанского государственного университета культуры и искусств была проведена торжественная церемония, посвящённая Году российской истории и историко-культурного наследия в Республике Татарстан. Это мероприятие получило широкое освещение в средствах массовой информации Татарстана и России.

Завершая, хотелось отметить, что в масштабах Российской федерации, города Болгар и Свияжск являются объектами, олицетворяющими прорыв в деле сохранения и популяризации культурного наследия, возрождения мусульманской и православной духовности, достижения баланса культур и конфессий в Татарстане и России, примером толерантности в культурной политике.

Примечания

1. Башкиров А. С. Памятники булгаро-татарской культуры на Волге. Казань, 1928.

2. Валеев Р. М. Развитие торговли в Поволжье и Приуралье в эпоху средневековья. (Основные тенденции и закономерности развития торговли и денежно-весовых систем Волжской Булгарии и Золотой Орды). Lap Lambert Academic Publishing. 2012. 480 c.

3. Валеев Р. М. Торговля и торговые пути Среднего Поволжья и Приуралья в эпоху Средневековья (IX

— начало XV вв.). Казань : Издательство Казанского университета, 2007. 392 с.

4. Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство : монография / Институт археологии РАН. — Москва : Наука, 2001.

5. Город Болгар. Очерки истории и культуры / отв. ред. Г. А. Федоров-Давыдов. Москва : Наука, 1987. 232 с.

6. Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности / отв. ред. Г. А. Федоров-Давыдов. Москва : Наука, 1988. 276 с.

7. Мухамадиев А. Г. Булгаро-татарская монетная система XII—XV вв. : монография. Москва : Наука, 1983. 192 с.

References

1. Bashkirov A. S. Monuments of the bulgaro-Tatar culture on Volga. Kazan, 1928.

2. Valeev R. M. Development of trade in the Volga region and Cisural area during a Middle Ages era. (Main tendencies and regularities of development of trade and denezh-but-weight systems of the Volga Bulgaria and the Golden Horde). Lap Lambert Academic Publishing. 2012. 480 p.

3. Valeev R. M. Trade and trade ways of Central Volga area and Cisural area during the Middle Ages era (IX

— the beginning of the XV centuries). Kazan, Publishing house of the Kazan State University, 2007. 392 p.

4. City of Bulgarians. Monumental construction, architecture, improvement. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 2001.

5. Fedorov-Davydov G. A., ed. City of Bulgarians. Sketches of history and culture. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1987. 232 p.

6. Fedorov-Davydov G. A., ed. City of Bulgarians. Sketches of craft activity. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1988. 276 p.

7. Mukhamadiev A. G. Bulgaro-tatarsky monetary system of the XII—XV centuries. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1983. 192 p.

Этническая идентификация и межэтнические отношения народов памира на современном этапе развития

УДК 316.347(575)

Д. Ш. Назархудоева

московский государственный институт культуры

Значительные социокультурные, политические и экономические преобразования повышают интерес к изучению этнической идентификации малых народов. несмотря на то, что сегодня культура, традиции, духовность и, в целом, культурологический аспект становления и развития этнокультурных процессов народов Памира имеют достаточно обширную базу научных исследований, тем не менее национальное самосознание народов Памира, историческое прошлое, культурные ценности, религия, язык — все это находится под угрозой утраты, что нанесёт непоправимый урон дальнейшему развитию среднеазиатской культуры.

нАЗАрХУДоЕВА ДАВЛАтСиЛтон ШАробоВИА — аспирантка кафедры теории культуры, этики

и эстетики социально-гуманитарного факультета московского государственного института культуры 101

NAZARKHUDOEVA DAVLATSILTON SHAROBOVNA — doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Назархудоева Д. Ш., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.