ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 913.3:520.1
ДРЕВНИЕ АСТРОПУНКТЫ САЯНО-АЛТАЯ КАК ПРЕДШЕСТВЕННИКИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ И ИХ ЛАНДШАФТНЫЙ КОНТЕКСТ
Л.С. Марсадолов
marsadolov@ hermitage.ru
Государственный Эрмитаж г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Процесс проведения в древности регулярных астрономических наблюдений часто трудно восстановим по данным археологии и других отраслей науки. Небесные светила, в первую очередь Солнце и Луна, а также созвездия, бъти составной частью культа Неба, что неизбежно вызывало потребность их познания и согласования своей жизни с их основными ритмами. В данной статье классифицированы и кратко представлены основные древние астропункты Саяно-Алтая, которые могут рассматриваться как предшественники астрономических обсерваторий.
Ключевые слова: археология, астрономия, святилища, Саяно-Алтай, кочевники, классификация, солнце, луна, пункты для наблюдений.
Для цитирования: Марсадолов Л.С. Древние астропункты Саяно-Алтая как предшественники астрономических обсерваторий и их ландшафтный контекст. Наследие и современность. 2020;3(4):93-108.
Введение
Наличие стационарных астрономических наблюдений в древности в большинстве случаев можно зафиксировать по материализованным остаткам результатов таких действий - ориентированным рядам каменных стел, изваяний, выкладок, по наскальным изображениям, по руинам древних святилищ, курганов-храмов и других объектов. Зародившиеся ещё в эпоху палеолита, культы Неба, Светил, Стихий, Животных, Предков, Воинов-Героев, постоянно дополнялись все новыми объектами и обрядами, прошедшими через века и тысячелетия до этнографического времени. Необходимость познания и согласования сакральной и повседневной жизни, ежегодных хозяйственных, со© Марсадолов Л.С., 2020 93
циально-демографических циклов кочевников с ритмами основных небесных светил (Солнца и Луны), а также ориентации по созвездиям ночного неба (на Малую и Большую Медведицу, Орион и др.) во время ежегодных перекочёвок и походов на далёкие расстояния, неизбежно приводили к идее создания разных по значению культовых мест и святилищ, связанных с наблюдениями за небесными объектами.
Астроархеологические исследования на древних культовых памятниках - относительно новое направление в мировой археологии, которое начало развиваться в Западной Европе с конца XIX века, а в России только с 1980-х годов. Инструментальное астрономическое изучение объектов в полевых условиях на археологических памятниках, выполненное учёными из крупных городов - Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, постепенно обретает всё большее число сторонников в разных городах России - Челябинске, Барнауле, Якутске и др. [1].
Саяно-Алтайская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа (далее СААЭ ГЭ), начиная с 1997 г., изучала культовые памятники в разных регионах Евразии, относящиеся к различным историческим периодам [2-5]. Современные астрономические расчёты для времени функционирования древних объектов были выполнены в Пулковской обсерватории участниками многих экспедиционных исследований, астрономами В.Л. Горшковым, С.С. Смирновым, В.Б. Капцюг и Н.О. Миллер.
Классификация древних наблюдательных астропунктов
Для того, чтобы более глубоко осознать и проанализировать общие и частные закономерности в выборе мест для святилищ, культовых центров, больших и малых курганов, их назначение и астрозна-чимость, СААЭ ГЭ в 1987-2018 годах были проведены археологические и палеоастрономические работы не только на Алтае, но и в других регионах Евразии - в Туве, Хакасии, Казахстане, Крыму, Турции и на Северо-Западе России.
Для длительных астронаблюдений при разметке сакрально важных объектов необходимо соблюдение минимальных условий: 1) предварительно выбранная по определённым правилам твердо зафиксированная точка на местности; 2) удобство для постоянных наблюдений; 3) фиксация и сохранение полученных знаний; 4) разработка методов наблюдения и обработки астрофактов; 5) наличие инструментов для астронаблюдений [2-5]. Среди многочисленных культовых памятников, изученных СААЭ ГЭ в ходе многолетних исследований, можно выделить объекты, служившие в древности в качестве постоянных и временных наблюдательных пунктов (табл.).
Указанные в таблице полифункциональные культовые объекты могли использоваться для различных целей, но одной из основных у них была наблюдательная функция за Небом, поиск всё новых связей Солнца и Луны с ландшафтным окружением святилищ.
Таблица
Классификация наблюдательных астропунктов Евразии, изученных Саяно-Алтайской археологической экспедицией Эрмитажа
Функция Объект Памятник Регион
Скальная яма Очаровательная, Гёбекли-Тепе Алтай, Турция
«Башня» Очаровательная, Чхомсондэ в Кёнджу Алтай, Корея
Грот, пещера Ак-Баур, Бийке и др. Алтай
Каменное сиденье («кресло», «трон») Тархата, Семисарт-1, Ак-Баур Алтай
Изваяние, стела, «оленный» камень Адыр-Кан, Юстыд, Туру-Алты, Аржан, Саглы Алтай Тува
Врата Салбык, Тархата, Селеутас Хакасия, Алтай
Постоянный (стационарный) наблюдательный астропункт Мегалитические сооружения Тархата, Селеутас, Салбык и др. Алтай, Хакасия
« Отверстия-окна» Ак-Баур, Бийке Алтай
Керексуры Саглы, Юстыд и др. Тува, Алтай
Выкладки, «кольца» Семисарт, Юстыд, Ак-Баур, Аржан, Саглы Алтай Тува
Астрозначимые наскальные рисунки Ак-Баур , Семисарт-1, Туру-Алты, Адыр-Кан и другие Алтай
Лунки, «чашечные» углубления Семисарт, Ак-Баур, Бийке Алтай
Временный Земляная яма Семисарт-1, курган № 4; около Большого Салбык-ского кургана (БСК) Алтай, Хакасия
наблюдательный астропункт Центры культовых объектов (больших курганов-храмов, выкладок и т.п.) Аржан-1, Саглы, Большой Салбыкский курган, Семисарт-1, Бийке Тува, Хакасия, Алтай
Краткое описание астропунктов
В данной статье рассматриваются такие постоянные пункты для астронаблюдений, как мало изученные скальные «башни», ниши, гроты, «кресла», а также кратко такие астрообъекты, как каменные изваяния, стелы, «оленные» камни, курганы-храмы, обнаруженные в разных регионах Саяно-Алтая и которые частично были проанализированы ранее [2-4].
Вершина горы со скальной ямой как прототип астронаблюда-тельной башни. На Западном Алтае около посёлка Колывань, на горе Очаровательной находится скала в виде головы рыбы, зверя или птицы, которая являлась культовым центром святилища [1]. К северу от этого центра были обнаружены два наблюдательных пункта - верхний и нижний. Основной верхний наблюдательный пункт находился на самом высоком месте - в северной части вершины горы (рис. 1: 1). С южной стороны скала имеет форму неприступной подконической «башни» высотой более 10 м (рис. 1: 2) и забраться наверх легче всего по «ступенькам» (слоям-выступам) с северной стороны. Наверху «башни» находится плоская площадка с естественной ямой1 (рис. 1: 3). Функция ямы могла быть определена её местонахождением на самой высокой точке горы Очаровательной. Из неё открывается круговая панорама, не заслоненная никакими объектами (скалами, лесом, искусственными сооружениями), радиусом не менее 20-25 км. В восточной части площадки, в 1,5 м от края этой каменной ямы обнаружены 4 небольшие ямки-лунки (диаметр до 20-30 см, глубина 5-10 см). Самая большая лунка находится на линии, указывающей на момент восхода солнца в день весеннего и осеннего равноденствий, а также на астрономическую точку востока.
В России «астробашни» только начинают изучаться, но использованные в древности для астронаблюдений башни автор видел на острове Сардиния и в Южной Корее (обсерватория Чхомсондэ в Кёнджу). В западной части древнейшего мегалитического святилища Гёбекли-Тепе в Турции находится скальный выход с рядом больших и малых ям, вокруг которых расположено большое число «чашевидных» углублений (рис. 1: 4-5).
Следует отметить, что изображения созвездий передавались в древности по-разному - в виде ямок-лунок-точек («чашевидные» углубления), знаков и рисунков животных, предметов, антропоморфных изображений и т.п. На Алтае зафиксированы все эти три способа фиксации реальных созвездий (рис. 1-3).
1 В верхней части она имеет округлую форму, диаметром до 1,4 м, её стенки сужаются книзу, глубина до 0,6 м; дно плоское, диаметром около 0,8 м.
96
Вертикальные скальные ниши как стационарные наблюдательные астропункты. Основным пунктом для астрономических наблюдений в древности в Семисарте на Алтае был выбран легко доступный северный склон горы [3]. Перед наблюдателями на юге находилась середина противолежащей большой горы, а также легко обозревалось лежащее внизу урочище. Если посмотреть на этот скальный выход с восточной или с западной сторон, то сбоку и спереди видна «ступенчатость» (рис. 2: 1). Эта скала с наблюдательными пунктами в целом близка в плане к ступенчатым зиккуратам древности, часто используемым для астрономических целей.
В южной части скальных выходов зафиксировано два наблюдательных пункта - нижний и верхний (рис. 2: 2). Нижний пункт наблюдений легко доступен, а к верхнему можно добраться только с восточной стороны, по тропинке со своеобразными «ступеньками-выступами», ведущими к нему по склону горы. Эти пункты состоят из трёх-четырёх находящихся рядом скальных ниш, с вертикальными боковыми стенками, которые, возможно, были подправлены в древности (рис. 2: 3-4). В наблюдательных пунктах ощущается физическое удобство и однозначность расположения тела, ибо находиться там продолжительное время можно только строго в определенном положении (рис. 2: 4), при котором один из краёв ниши отсекает часть поля зрения и образует направление, которое можно лишь слегка изменять поворотом или наклоном головы. Из этих астропунктов можно фиксировать движение солнца днем и луны ночью [3]. Функциональное назначение каждой ниши было строго специализировано и определено её положением на скале. Например: из одной ниши можно наблюдать только точки восхода Солнца и Луны на востоке; из другой — только точки их захода на западе; из третьей — только южную часть горизонта и т. д. Сидя или стоя, можно также наблюдать горизонтальное и вертикальное перемещения небесных тел (рис. 2: 4-6). При длительном наблюдении узкий сектор обзора (если смотреть вдоль стенок вверх) позволяет видеть сравнительно быстрое движение на первый взгляд неподвижных созвездий, отдельных крупных звёзд и планет. Во время экспедиции в 1991 г. было отмечено очень эффектное движение луны над большой горой, вершина которой расположена точно на юге (рис. 2: 6). Антропоморфные личины, наскальные рисунки и округлые лунки обычно наносились на наиболее значимых для древнего человека участках скалы и на стенках ниш наблюдательных пунктов (рис. 1: 1, 3). Можно предположить, что отдельные скопления лунок на стенах ниш наблюдательных пунктов изображают ряд созвездий, а разметка использовалась для их фиксации.
Каменное сиденье («кресло», «трон») как наблюдательный астропункт. С каждым годом увеличивается число объектов, которые можно интерпретировать как стационарные «сиденье-кресло-трон»
97
для постоянных астронаблюдений. В восточной части мегалитического комплекса в Тархате на юго-восточном Алтае находится камень, напоминающий своей формой «трон-кресло» (рис. 1: 6) [3, рис. 12]. Высокая вертикально расположенная часть этого камня («спинка трона») почти полностью покрыта петроглифами с изображениями разных животных. Ныне «кресла-троны» известны на Алтае, в Хакасии, на Северо-Западе России и в других регионах мира (рис. 2: 7-8). На этих объектах из камня часто нанесены «чашевидные» углубления, изображения в виде животных, знаков и астрономических символов.
Выполненные в камеральных условиях астрономические расчёты для нижнего наблюдательного пункта указали одно из направлений на вершину горы в западной части урочища Семисарт. Во время экспедиции 1995 г. автор проверил это направление и нашёл углубление-сиденье в нижней части скального выхода2. Из пункта на горе восход солнца и луны на востоке виден гораздо раньше, чем из нижнего наблюдательного пункта. Во время работы на нижнем пункте наблюдений в 1995 г., расположенном на северном склоне горы, автор услышал голоса участников экспедиции, зарисовывающих скалу на вершине западной горы. Хотя по прямой между этими участками более 200 м, можно было легко переговариваться и подавать сигналы голосом.
Если в Туру-Алты на Алтае и на святилище Тамгалы в Казахстане пока точно не установлено, для каких целей могли использоваться акустические возможности местности, то в Семисарте голосом или условными знаками «астронаблюдатели» могли предупреждать друг друга о моменте восхода или захода солнца в астрономически важные дни, когда, например, фиксация места на местности первого или последнего солнечного луча над горизонтом решается в течение нескольких мгновений или секунд.
Грот/пещера как наблюдательный астропункт. Площадка перед входом в пещеру, также как и скальный грот иногда служили в качестве наблюдательных астропунктов, вероятно, ещё с эпохи палеолита. В ходе работ СААЭ ГЭ такие астропункты были исследованы в гротах Бийке и Ак-Баур на Алтае. Ак-Баур - сложный комплекс разновременных объектов на Западном Алтае, среди которых выделяется грот с 82 наскальными рисунками, выполненными красной краской [2]. Писаницы в основном расположены на противоположной от входа стене и частично на потолке грота (рис. 3: 1-2). Округлое отверстие размером около 90 см (1/2 сажени=кулаша) на потолке грота - постоянная точка для наблюдений за солнцем и ночным небом (рис. 3: 1). С восточной стороны на краю отверстия имеется подтреугольный выступ-мушка, вероятно, подправленный руками человека. Отверстие
2 Высота «сиденья» - 35 см; ширина - 80 см; глубина - 30 см. Над «сиденьем» находится округлая лунка, диаметром 10 см и глубиной 5 см.
98
с мушкой использовалось и для фиксации движения основных созвездий ночного неба после захода солнца. Важность изображения четырёхугольника с крестом в центральной части грота была подчеркнута рядом расположенным рисунком человека (рис. 3: 2). Если современный наблюдатель, также как и древний, ляжет на спину на полу грота около этой точки, то изображение козла, показанного на стене в «перевернутом вверх ногами виде», при взгляде вверх будет в «нормальном положении» - ногами вниз.
В целом, вероятно, композиция рисунков в гроте Ак-Баур отражала реальный участок звёздного неба, в который входили созвездия Большой Медведицы («Ковш»), Дракона, Близнецов, Козерога и другие (рис. 3: 2, 3). Отдельные звезды и их скопления-созвездия изображали в виде точек, линий, простых и сложных крестов, треугольников и других фигур. В рисунках грота Ак-Баур представлена не полная картина неба, а частичная, но важная именно для юго-западной ориентации этого объекта. На стене грота изображены не «неподвижные» реальные созвездия, а скорее их зрительно-образное восприятие, переданное путём геометрической разметки (рис. 3: 1) - своеобразное соединение мировоззренческих основ с математикой и астрономией в единое целое [2].
Древние святилища Саяно-Алтая
В зависимости от доминирующего окружающего ландшафта, святилища и культовые места в древности могли сооружаться как на горных склонах, так и в широких межгорных долинах. Сооружение почти каждого нового культового центра было длительным и многоэтапным. Объекты закладывались в специально выбранных точках и в определённое время. Этот процесс требовал больших знаний, материальных ресурсов и затрат. Одно дело - открытие нового сакрально значимого для союза племён ритуального центра, а другое - небольшие племенные или родовые культовые места.
У кочевых народов Саяно-Алтая были крупные культовые центры союзов племен - большие курганы-храмы Аржан-1 в Туве и Сал-бык в Хакасии; большие и средние по размерам племенные ритуальные центры - Улуг-Хорум (Южная Тува), Юстыд, Туру-Алты, Тархата (Юго-Восточный Алтай), Семисарт, Чуйский комплекс у скалы Адыр-Кан, Бийке (Центральный Алтай), Майэмир (Западный Алтай), центры в Монголии и в других районах [2-4].
Крупные культовые центры в обширных долинах больше тяготеют к пограничным районам - юго-восточному Алтаю и Южной Туве (Юстыд, Саглы) и, вероятно, являются северной окраиной могущественной культуры керексур и «оленных» камней, основная территория которой находится в Монголии. На большие праздники, возмож-
но, съезжались представители соседних и далеких регионов со своим опытом сооружения святилищ или проведения ритуальных действий, что приводило к обмену опытом мастерами и созданию новых ритуалов и объектов («оленных» камней, наскальных рисунков и т.п.) [3].
Святилища - это сложный комплекс разновременных объектов, в который входят как вертикально установленные каменные объекты («оленные» камни, стелы, врата, менгиры), так и разнообразные горизонтальные объекты - керексуры, выкладки, «кольца» и другие сооружения, а также наскальные рисунки и сакрализованный окружающий ландшафт. К выбору места для святилища предъявлялись определенные довольно строгие требования - к топографии и планиграфии объектов, их связям с определенными формами горного рельефа, при этом большое внимание уделялось высоте гор на горизонте [2-4]. Древние наблюдатели обычно «привязывали» астрономически важные моменты восхода и захода светил к постоянным «реперам» в окружающем ландшафте, в первую очередь к наиболее заметным горным вершинам. В центре святилища на равнине в качестве своеобразного алтаря ставился самый большой «оленный» камень, изваяние или стела с изображениями (рис. 3: 4-5). Верхняя часть изваяния уходила в небо, средняя - была ориентирована на восток, на восход солнца в дни равноденствий, а нижняя - опущена в землю, в подземный мир.
Большие курганы-храмы
При сооружении курганов-храмов Саяно-Алтая учитывали их геостратегическое положение в регионе, а также основные направления на восходы и заходы Солнца и Луны в астрозначимые дни.
«Центр Азии» ныне расположен в городе Кызыле в Туве, но на космическом снимке этого региона видно, что район Кызыла не образует в плане геометрической фигуры с чётко выраженными очертаниями и там известно очень небольшое число исторических памятников. В 70 километрах к северу от современного центра Азии расположена довольно компактная, четко выраженная, подтреугольная в плане, Турано-Уюкская котловина, ограниченная со всех сторон горными хребтами. В центре этого «треугольника» скорее осознанно, чем случайно, воздвигли в конце IX в. до н.э. самый большой в Саяно-Алтае курган Ар-жан-1, раскопанный экспедицией М.Х. Маннай-оола и М.П. Грязнова в 1971-1974 гг. Диаметр каменной насыпи этого кургана достигал 120 м, а высота - до 4 м (рис. 3: 8). «Царь и царица» (вождь союза племён и его жена или наложница) и ещё 8 человек были захоронены в центральной, наиболее сакральной части кургана. Углы внутреннего и внешнего срубов в центре кургана также были связаны с направлениями восхода-захода Солнца и Луны в астрономически значимые дни. Дополнительные погребения людей расположены в противоположных точках: на северо-востоке (1-2 человека) - самой высокой
100
точке восхода летнего солнца и на юго-западе (4 человека) - самой низкой точке захода в день зимнего солнцестояния. Число коней, погребённых в отдельных камерах кургана Аржан-1, также отражает определённую календарную символику. Наибольшее количество захороненных лошадей находится в восточной части кургана: 30 + 30 + 15 + 3 + 12 = 90 коней = 3 месяца. Всего в Аржане-1 погребено около 160 коней + 15-20 хвостов коней под полом центральной камеры = около 180 = полгода. В целом курган Аржан-1 является не только сложным погребально-поминальным объектом, но и своеобразной «моделью мира» древних кочевников Центральной Азии, а деревянная конструкция из срубов напоминает планиграфию более раннего поселения Аркаим и кургана Синташта на Урале.
Центр Древней Хакасии. В 1954-1956 гг. экспедиция С.В. Киселёва раскопала Большой Салбыкский курган в центральной части Хакасии (рис. 3: 6-7). Этот курган является самым крупным мегалитическим объектом в Сибири, для сооружения которого были использованы огромные камни из более древних святилищ. Астроархеологические исследования, проведенные экспедицией под руководством автора в 1990-е годы на этом кургане, показали, что сакрально-научные представления у та-гарцев 2500 лет назад были гораздо сложнее, чем ранее предполагали археологи [4]. Основная могила в кургане смещена в западную половину объекта, а центр продолжительное время оставался свободным, что позволяло проводить длительные астрономические наблюдения, а затем установить высокие вертикальные каменные стелы ограды в значимых точках, соответствующих астрономически важным дням. Конструкция каменной ограды кургана свидетельствует, что при её планировке углы кургана были ориентированы по Луне, а восточный вход - по Солнцу в дни равноденствий. На плитах кургана, которые находились на линиях основных астрономических направлений, обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев и других фигур (например, знак = в точке захода солнца в дни равноденствия) (рис. 3: 7). В Салбыке правитель был погребён в яме (символе Земли, Смерти), отделённой красноватой глиной от деревянного сруба-усыпальницы, накрытого сверху малой белоснежной пирамидой из брёвен, покрытых сверху берестой (символе Жизни). Временное деревянное ограждение позднее заменили постоянной каменной оградой красновато-телесного цвета (Символом Вечности, Жизни, Крови). Большая, сложная по структуре, зелёная сверху, земляная насыпь пирамидальной формы была устремлена вверх - в Небо, через Смерть к новой Жизни (рис. 3: 6) [4].
При более детальном изучении материалов было выявлено, что в древности на разных по назначению объектах гораздо чаще использовали прямую сажень (по-тюркски - «кулаш»), равную около 178-180 см, что соответствовало среднему росту человека и расстоянию между размахом вытянутых горизонтально рук взрослого человека, от боль-
101
шого пальца одной руки до большого пальца другой. На этот размер была вырыта основная могильная яма и сделан сруб для погребения вождя в Салбыке, сооружена временная деревянная ограда и выровнен верхний край горизонтально установленных каменных плит ограды. Не исключено, что разметка ряда изображений на скалах и в гротах производилась с помощью мерной верёвки с узелками, расположенными на расстоянии в 30 (фут-нога) - 60 - 90 (1/2 сажени) и 180 см (рис. 3: 1).
Земляная яма как временный наблюдательный астропункт (за пределами ограды кургана). В процессе раскопок Большого Сал-быкского кургана в Хакасии в середине 1950-х годов экспедицией С.В. Киселева с восточной стороны от «Врат» каменной ограды был обнаружен объект, который был назван «землянкой №2», но там не было следов проживания.3
Интересно отметить, что размеры земляных ям в Салбыке в Хакасии и около кургана № 4 в Семисарте на Алтае сравнимы4. Вероятно, более обширная яма около элитного большого кургана в Салбыке была предназначена для 2-х, а около небольшого кургана в Семисарте - для одного астронаблюдателя. В Салбыке яма, находящаяся против Врат кургана, была ориентирована длинной осью на восток, на восход Солнца, а в Семисарте - на юг и, вероятно, была в основном связана с наблюдениями за Луной, всходящей и заходящей за большой горой в южном секторе горизонта.
Временный характер пунктов в Семисарте и в Салбыке вполне объясним - земляные ямы использовались для предварительных и дополнительных астронаблюдений, а затем забрасывались, когда были сооружены постоянные каменные ограды, внутри которых в центре также находились свои временные наблюдательные пункты, засыпанные при сооружении насыпи курганов [3-4].
На археологических памятниках очень редко встречаются переносные приборы для астронаблюдений. В кургане № 4 Семисарта, кроме стационарных вертикальных каменных визиров в виде «столбика» и плиты с ромбическим отверстием, было найдено два типа ручных переносных приборов из камня и рога. В северной части насы-
3 Размеры этого подвального сооружения небольшие: по линии В-З - 3,6 м сверху и 3 м - в придонной части, а по линии С-Ю - 2, 7 м вверху и до 2 м около дна. Стенки объекта с западной, северной и южной сторон почти отвесные; с восточной стороны - пологие, и, вероятно, там располагался вход. Глубина объекта - до 0,8 м, с небольшим понижением-ямкой в центральной части, рядом с которым были найдены остатки дерева и заострённая каменная плитка.
4 По линии С-Ю протяженность обеих ям составляет около 2,7-2,8 м, что в древней системе мер составляло 12 пядей = 6 локтей по 45 см или 1,5 сажени = кулаша по 1,8 м. По линии В-З яма в Салбыке более чем в 2 раза шире (3,6 м = 2 с.), чем в Семисарте - до 1,5 м. Глубина обеих ям небольшая - до 0,7-0,8 м, что удобно для длительных наблюдений в положении сидя.
пи этого кургана был найден каменный предмет "у"-образной формы, длиной около 15 см, толщиной до 3 см, удобный по размерам для держания в руке при работе. Верхний конец предмета расширен в виде рогульки с двумя выступами и заострённой «мушкой» посередине (рис. 2: 2-В). Внутри центрального каменного ящика находился роговой предмет-«визир», своеобразный прообраз подзорной трубы и телескопа (рис. 2: 2-А).
Вероятно, первые переносные визиры появились ещё в эпоху палеолита - это так называемые роговые «жезлы» вождей или жрецов с круглыми отверстиями или изгибами в верхней части. Даже в древнем Египте при астронаблюдениях в основном использовали отвес и визир из дерева с прорезью вверху (рис. 2: 2-С). Переносные навигационные визиры были нужны для ограничения угла зрения наблюдателя при выборе места для святилищ и более точного размещения объектов по одной линии, при установке постоянных или временных деревянных и каменных реперов, а также для наблюдений за звёздами и их перемещением.
Заключение
Вышеперечисленные святилища и наблюдательные астропунк-ты, вероятно, в разное время играли различную роль в жизни древних кочевых племен, имели различные культовые функции и общественное значение, что не исключает преемственности, культурных контактов и взаимовлияний [2-4]. Даже кратко рассмотренное небольшое число из ныне известных археологических материалов свидетельствует о высоком уровне познаний древних кочевников в астрономии, математике (счёте и геометрии), планиграфии, метрологии, медицине и сакральном ландшафтоведении.
Древние жрецы, по образному выражению Дж. Фрэзера «учёные древнего мира», могли показать рядовым кочевникам наиболее важные созвездия и обучить их основам астрономических знаний, прежде всего, при подготовке и проведении ритуальных действий. Они наблюдали за основными моментами восхода и захода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий, зимнего и летнего солнцестояний, а также за основными фазами высокой и низкой луны.
Большое количество разнообразных по цвету, форме и назначению объектов - вертикально и горизонтально установленные камни, выкладки, лунки, курганы-храмы, керексуры, каменные изваяния, наскальные изображения, астрономические пункты наблюдений, часто образовывали опредмеченную сложно организованную систему (святилище или культовое место), отражающую сакральные взаимоотношения человека с окружающим его ландшафтом и Космосом. Иногда сложная разметка между разными по размерам каменными объектами позволяет видеть в них своеобразных предшественников ныне широко известных азиатских «садов камней» [3].
103
Почти на всех святилищах Саяно-Алтая прослежена общая закономерность в размещении культовых объектов: один конец линии ориентирован на вершину горы или горный снежник, а другой конец линии - на межгорную западину или относительно ровное место. При сооружении новых объектов на святилищах постоянно учитывали связи с окружающим ландшафтом, основанные на запоминающихся ярко выраженных оппозициях типа: верх - низ и вершина - западина. «Указательными знаками» такой сакральной разметки служат четко выраженные линии, образуемые последовательно расположенными объектами. Разметку и размещение культовых памятников часто производили не за один год, а для более глубокого осознания связей между бинарными оппозициями вмещающего ландшафта постоянно дополняли все новыми объектами. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий сооружались стела, выкладка, обо, курган, керексур и другие объекты [3-4].
Стационарные наблюдательные астропункты в их взаимосвязи с другими видами синхронных культовых объектов являются, с одной стороны - предшественниками астрономических обсерваторий, а с другой стороны - важной составляющей для реконструкции мировоззренческих представлений, общей сакральной и астрономической «модели мира», культурной, социальной, политической и этнической истории древних кочевых племён Саяно-Алтая 11-1 тысячелетий до нашей эры.
Литература
1. Археоастрономия: проблемы становления. Тезисы докладов международной конференции (15-18 октября 1996 г.). М., 1996. 159 с.
2. МарсадоловЛ.С. Астрономический аспект грота Акбаур на Западном Алтае // Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 228-234.
3. Марсадолов Л.С. Отчёт об исследовании древних святилищ Алтая в 20032005 годах. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб., 2007. Вып. 5. 278 с.
4. Марсадолов Л.С. Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан, 2010. 128 с.
5. Миллер Н.О., Марсадолов Л.С., Дементьева А.А. Формирование предпосылок развития астрометрии у древних кочевников Алтая // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2008. Вып. 4. С. 185-194.
Рис. 1. Археологические памятники и объекты, которые могли использоваться в древности для астрономических наблюдений или отражают астросимволику: 1-3 - Западный Алтай, гора Очаровательная, скальный выход - «башня», верхний наблюдательный пункт: 1 - вид с Ю-В стороны, 2 - вид с Ю-З стороны; 3 - вид скальной ямы на верхней площадке «башни»; 4-5 - Турция, Гёбекли-Тепе, Х тыс. до н.э., скальный выход с ямой (4) и «чашевидными» ямками (5); 6 - Ю-В Алтай, мегалитический комплекс Тархата, «кресло-трон» с наскальными изображениями животных на спинке; 7 - Хакасия, около Абакана, «кресло-трон» с «чашевидными» ямками; 8 -Мексика, «кресло-трон» с астрономической символикой (высота 1,23 м)
Рис. 2. Центральный Алтай, урочище Семисарт: 1- общий вид части скального останца с астропунктами с западной стороны, 1-1 - с южной стороны (А - верхний наблюдательный пункт; В - нижний пункт; С - наскальный рисунок горного козла); 2 - переносные древние астрономический приборы (А- реконструкция предмета из рога с отверстиями, возможно, использованного для ориентирования и визирования, Семисарт, курган 4,VIII-VII вв. до н.э.; В - каменный визир с мушкой в центр, Семисарт, к-н 4;С - отвес с грузиком и деревянный инструмент-визир, Древний Египет);з - общий вид скальных ниш с личинами и рисунками нижнего астро-пункта «В»; 4 - реконструкция процесса астрономических наблюдений из разных скальных ниш на нижнем астропункте в Семисарте; 5 - восход и заход солнца в дни равноденствий, видимый из ниши нижнего астропункта «В» (НП - наблюдательный аст-ропункт на западном склоне урочища); 6 - восход и заход высокой луны над южной горой, видимый из верхнего астропункта «А»
Рис. 3. Разные типы стационарных наблюдательных астропунктов: 1-3 - Западный Алтай, грот Ак-Баур: 1 - реконструкция начального периода при разметке изображений, показаны связи основных рисунков с выступом-мушкой на краю отверстия в потолке грота (длина стороны равностороннего треугольника при разметке равна 180 см = 1 прямая сажень = 1 кулаш); 2 - прорисовка изображений, выполненных красной краской на северной стене грота (фрагмент древней карты звёздного неба); 3 - схематичный рисунок созвездия Дракона в центральной части рисунков на стене грота; 4-5 - Центральный Алтай, святилище Адыр-Кан: 4 - реконструкция поклонения каменному изваянию на восходе солнца в день весеннего равноденствия (VIII в. до н.э.); 5 - фрагмент восточной части астропанорамы с восходами солнца и луны; 6-7 - большие курганы-храмы: 6-7 - «Центр Хакасии», Большой Салбыкский курган (VII в. до н.э.): 6 - реконструкция процесса сооружения кургана; 7 - план каменной ограды с нанесёнными направлениями восходов и заходов Солнца (пунктиром) и Луны (сплошная линия) в астрономически значимые дни; 7 - «Центр Азии», курган Аржан-1, Тува (VIII в. до н.э.), план деревянных конструкций и захоронения 180 коней (символ Солнца)
ANCIENT OBSERVATION ASTROPOINTS OF SAYAN-ALTAI
AS PREDECESSORS OF ASTRONOMICAL OBSERVATORIES
L. Marsadolov
marsadolov@ hermitage.ru
The State Hermitage Museum St. Petersburg, Russian Federation
Abstract. The process of conducting regular astronomical observations in antiquity is often difficult to recover according to archeology and other branches of science. Heavenly bodies, first of all the Sun and the Moon, and also constellations, were component parts of the Sky cult, which caused necessity to learn more about them and to coordinate peoples' lives with their basic rhythms. This article has classified and briefly reviewed the main ancient astropoints of Sayan-Altai, which can be considered as predecessors of astronomical observatories.
Keywords: archeology, astronomy, sanctuaries, Sayan-Altai, nomads, classification, sun, moon, observation points.
For citation: Marsadolov L. Ancient observation astropoints of Sayan-Altai as predecessors of astronomical observatories. Heritage and Modern Times. 2020;3(4):93-i08.
References
1. Arxeoastronomiya: problemyv stanovleniya. Tezisyv dokladov mezhdunarodnoj konferencii (15-18 oktyabrya 1996 g.). M., 1996. 159 s.
2. Marsadolov L.S. Astronomicheskij aspekt grota Akbaur na Zapadnom Altae // As-tronomiya drevnix obshhestv. M., 2002. S. 228-234.
3. Marsadolov L.S. Otchyot ob issledovanii drevnix svyatilishh Altaya v 2003-2005 godax. Materialyv Sayano-Altajskoj arxeologicheskoj evkspedicii Gosudarstvennogo Evrmitazha. SPb., 2007. Vyvp. 5. 278 s.
4. Marsadolov L.S. BoFshoj Salbyvkskij kurgan v Xakasii. Abakan, 2010. 128 s.
5. Miller N.O., Marsadolov L.S., Dement^eva A.A. Formirovanie predposyvlok razvitiya astrometrii u drevnix kochevnikov Altaya // Teoriya i praktika arxeologicheskix is-sledovanij. Barnaul, 2008. Vyvp. 4. S. 185-194.
Сведения об авторе Author of the publication
Марсадолов Леонид Сергеевич, док- Leonid Marsadolov, doctor of cultural sci-
тор культурологии, ведущий научный со- ence, leading research fellow of department
трудник отдела археологии Восточной of Eastern European and Siberian archaeol-
Европы и Сибири Государственного Эр- ogy of the State Hermitage Museum, St. Pe-
митажа, Санкт-Петербург, Российская tersburg, Russian Federation.
Федерация. Email: [email protected] Email: [email protected]
Дата поступления 14.04.2020 Принята к публикации 17.05.2020