Научная статья на тему 'ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМОВЫЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ УНИКАЛЬНЫХ СРЕДОВЫХ КОМПЛЕКСОВ'

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМОВЫЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ УНИКАЛЬНЫХ СРЕДОВЫХ КОМПЛЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
318
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ / АДЖАНТА / ЭЛЛОРА / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРЬЕРЫ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ / СРЕДОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / CAVE TEMPLES / AJANTA / ELLORA / BUILDING TECHNOLOGIES / INTERIORS OF CAVE TEMPLES / ENVIRONMENTAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Веселицкий Олег Владимирович

В статье изложены особенности создания пещерных храмовых памятников в Индии. Дан сравнительный анализ некоторых аспектов в архитектурных традициях и строительных технологиях храмового зодчества древней Европы и Индии. Затронуто влияние строительных технологий на внутренние пространства, интерьеры храмовых комплексов, вырубленных в скальных породах и объединенных в цельные системы средовых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT INDIAN CAVE TEMPLE MONUMENTS AS OBJECTSOF UNIQUE ENVIRONMENTAL COMPLEXES

The article outlines the features of creating cave temple monuments in India. A comparative analysis of some aspects in the architectural traditions and building technologies of the temple architecture of Europe and India is given. The impact of construction technologies on the interior spaces, the interiors of temple complexes cut in rocks and integrated into integral systems of environmental complexes is affected.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМОВЫЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ УНИКАЛЬНЫХ СРЕДОВЫХ КОМПЛЕКСОВ»

Культурология и искусствоведение

УДК 72

РС! 10.21661/Г-496842 Веселицкий О.В.

Древнеиндийские пещерные храмовые памятники как объекты уникальных средовых комплексов

Аннотация

В статье изложены особенности создания пещерных храмовых памятников в Индии. Дан сравнительный анализ некоторых аспектов в архитектурных традициях и строительных технологиях храмового зодчества древней Европы и Индии. Затронуто влияние строительных технологий на внутренние пространства, интерьеры храмовых комплексов, вырубленных в скальных породах и объединенных в цельные системы средовых комплексов.

I

Ключевые слова: Индия, пещерные храмы, Аджанта, Эллора, строительные технологии, интерьеры пещерных храмов, средовые комплексы.

Veselickiy O.V.

Ancient indian cave temple monuments as objects of unique environmental complexes

Abstract

The article outlines the features of creating cave temple monuments in India. A comparative analysis of some aspects in the architectural traditions and building technologies of the temple architecture of Europe and India is given. The impact of construction technologies on the interior spaces, the interiors of temple complexes cut in rocks and integrated into integral systems of environmental complexes is affected.

■ Keywords: India, cave temples, Ajanta, Ellora, building technologies, interiors of cave temples, environmental complexes.

Индия известна как страна с богатейшей историей и самобытной древней духовной и материальной культурой. В центральной ее части (штат Махараштра), концентрируются древне-буддийские пещерные храмовые комплексы, причисленные ЮНЕСКО к памятникам всемирного наследия. Они занимают свое достойное место в мировом культурном наследии на ряду с памятниками древнего Египта (Абу-Симбел), Китая (гроты Луньмень, Юнь-ган, Шеньжень, Дуньхуан, Майцзышань, пещерный город Лоян), Афганистана (буддийский храмовый комплекс Бимианской долины), Иордании (Эд Дейр, монастырь Петра), Турции (пещерные христианские храмы Каппадокии, Мира-Кекова) Грузии (пещерный монастырь Вадрдзия), и др.

Самым древним пещерным монастырем Индии считается храмовый комплекс Питалкхора (III век до н.э.). Среди монастырей, находящихся на территории штата Махараштра, следует выделить пещерные комплексы «Lonavala Caves», включающие Карли (II-I век до н.э.), Бхаджа (III-II век до н.э.) и Бедсе (I век до н.э.),

расположенных на скалистых холмах в долине реки Индраяни.

В Мумбае нельзя не упомянуть монастырь на острове Элефанта. В четырехстах километрах на восток от Мумбаи можно увидеть шедевры древней скальной архитектуры, высеченные в скальных породах храмовые комплексы Аджанты (П-У вв.) и Эллоры (УТ-1Х вв.), которые поражают искусством зодчих, скульпторов -резчиков по камню. Сложно представить, как в те далекие времена были реализованы столь смелые замыслы создателей. Остаются всего лишь предположениями современных археологов, архитекторов, строителей, какими технологиями и инструментами пользовались древние мастера, и следует признать применение ими развитых технологий, открывающих непостижимые даже для нас возможности обработки камня.

Памятник буддийской культуры Аджанта - монастырский пещерный ком-плекс в западной Индии, в долине р. Вахора. Включает в себя чайтьи (храмы) и вихары (кельи), всего 29 помещений. Основные памятники относятся к 4-5 вв. н. э., но имеется также 5 по-

Culturology and art criticism

мещений 2-1 вв. до н. э. с фрагментами росписей того времени. Архитектура и скульптурный декор более ранних памятников соответ-ствуют канонам буддийского искусства хинаяны. Памятники позднего периода (4-5 вв. н. э.) отражают развитый пантеон махаяны. Они созданы при династии Вакатака и отмечены чертами гуптскго стиля. В это время чайтьи уменьшаются в размере, а вихары увеличиваются, получают дополнительно колоннады или ря-ды столбов, скульптурные композиции алтарного типа с фигурами Будды и бод-хисаттв. Росписи потолков, столбов и стен выполнены минеральными красками по сухой штукатурке, укреплённой растительными волокнами, и слою белого грунта [1]. Вырубленный в подковообразной монолитной скальной породе протяженностью 550 м. вдоль изгибающегося в этом месте русла реки, храмовый комплекс является примером организации жизненных процессов древнего монастыря в соответствии с религиозно-философским представлением о среде обитания.

Скальный комплекс Эллоры (34 сооружения) состоит из трех частей, последовательно создававшихся с VI по IX века. Высечены эти храмы в крутой гранитной скале длиной в 2,4 км: одни - буддистами, другие -браманами, третьи - джаинитами. В южном конце скалы находятся пещеры наиболее древние, буддистские, в северном - храмы почитателей Индры, джаинитов. Выше расположена третья группа браманская «КаЛаБ». Большинство храмов имеет свои имена. Самый замечательный из храмов - «КаПаБ», великолепный, прекрасно сохранившийся образчик дравидического зодчества, один из драгоценнейших памятников Индии [2].

Отличие этих архитектурных комплексов-памятников в том, что пещерные сооружения Аджанты - это вырубленные в скале внутренние культовые и жилые пространства, а комплекс Эллоры включает в себя наряду с вырубленными в скале внутренними пространствами и высеченные из скалы храмовые здания целиком! Например, храм Кайласантха, начало строительства которого предположительно датируется VII веком, в период правления махараджи Дантидурга, и окончание - в период правления раджи Кришны из рода Раштракутов (VIII век). В исторических трактатах описано, что храм высекался из скалы постепенно, сверху-вниз. Сначала в скале по периметру будущего храма была прорублена траншея, которая впоследствии превратилась в стены храма и в обходные галереи. Через отверстия-окна вырубались внутренние пространства. Было подсчитано, что при создании только одного этого храма было отсечено более 400000 тонн скальной породы! Храм получился высотой (вернее будет сказать глубиной, так как вырубался сверху - вниз) 33 метра и площадью 1980 м2, что чуть больше по площади и выше Парфенона. Сравнивая то, что мы видим в Эл-лоре с древнегреческой и древнеримской архитектурно-строительной школой, можно увидеть следующую особенность: если греки и римляне доводили до совершенства стоечно-балочную конструкцию здания, которое собиралось как конструктор из заранее заготовлен-

ных архитектурных деталей, то в индийской культуре наряду со «зданиями-конструкторами» мы можем видеть «здания-скульптуры». И, что самое удивительное, тектоника собранного и вырубленного зданий часто совпадает! В вырубленном «здании-скульптуре» можно видеть те же колонны с капителями, балки, карнизы и даже сводчатые перекрытия, но это не более чем имитация здания, собранного из частей. Представьте себе Афинский Акрополь или Колизей, вырубленные из монолитной гигантской скалы базальта! Особый интерес представляют брошенные на полпути, недору-бленные в скале монастырские помещения Аджанты, незавершенные по каким-то причинам части сооружений храмового комплекса в городе Махабалипурам на юго-востоке Индии, более скромным по масштабу, но не менее интересным. Здесь есть возможность рассмотреть и прикоснуться к следам резца древнего мастера, который как будто специально оставил потомкам свидетельство техники создания архитектурного шедевра, «здания-скульптуры». И, если еще можно домыслить, как резчик камня, как скульптор, последовательно отсекал от скалы все лишнее, то как древний зодчий доводил до тысяч исполнителей - неграмотных мастеров-резчиков, суть своей задумки, что и в какой последовательности нужно делать и без права на ошибку! Кирпичную кладку можно несколько раз разобрать и собрать заново, исправляя ошибку зодчего или каменщика, а здесь, вырубая из базальтового монолита архитектурную деталь здания, ошибиться можно только один раз, и какова цена ошибки, страшно себе представить. Как можно было эту массу людей превратить в коллективного скульптора, остается загадкой.

Интересно сравнить комплекс древнеиндийского скального монастыря Карли (ГН век до н.э.) [3] с уникальным памятником древнеегипетского пещерного зодчества - большого храма Рамзеса II, Абу-Симбел (XIII век до н.э.) (см. Рис. 1), на берегу Нила. Сравнивая этот памятник с молельным залом (чайтья) древнеиндийского монастыря (см. Рис. 2), можно заметить, что храмы Абу-Симбела и интерьерные пространства древнеиндийского комплекса вырубались в скале и были лишены внешней архитектурно обработанной оболочки с оставленным естественным рельефом скалы, за исключением входной части, архитектурно богато украшенным порталом, через который в помещение проникал естественный свет. Украшением портала входной части большого храма Рамзеса II, Абу-Сим-бела, являются гигантские сидящие статуи. Входом в молельный зал монастыря в Карли является вырезанный в скале входной двуслойный портал (внешний в настоящее время на половину разрушен), с одной сохранившейся колонной со львами на капители с внешней стороны, огромным арочным проходом в помещение святилища и изысканными архитектурными деталями - многоярусными барельефами. Интерьерное пространство египетского храма сложнее в плане, оно состоит из большего количества помещений, включая святилище; интерьер молельного зала индийского храма проще в плане, но зато гораздо сложнее по ко-

Культурология и искусствоведение

личеству и проработке архитектурных деталей. Следует также отметить одно важное отличие: храмы Абу-Симбела высекались из скалы, состоящей из мелкозернистого песчаника, а храмовые комплексы в Индии высекались, как правило, из скал базальтовой породы, что значительно усложняло и удлиняло процесс строительства.

Рис.1. Продольный разрез и план большого храма Рамзеса II. Абу-Симбел. Египет (XIII в. до н.э.).

в соответствии со сложившимися законами архитектурных школ. Пещерные храмовые комплексы Индии создавались хаотично, без единого архитектурного плана (см. Рис. 3), вписываясь в ландшафт на

Рис. 2. Чайтья пещерного храмового комплекса в Карли. Индия.

(П-[ в. до н.э.)

Еще одно важное отличие возведения пещерных храмовых комплексов в Индии от строительства храмовых комплексов в Греции, Риме и в том же Египте - это их планировочная схема. Храмовые комплексы Эллады и Рима - это результат заранее продуманного архитектурно-планировочного решения

Рис. 3. План пещерного храмового комплекса Бхаджа, Индия. (II в. до н.э.)

протяжении длительного времени, свободно разрастаясь по мере необходимости, создавая гармоничные средовые комплексы, как бы сказали в наше время.

Следует обратить внимание на то, как и где выбиралось место для сооружения древнеиндийского монастыря. С одной стороны, это было место недалеко от торговых путей (Аджанта, Эллора), что облегчало монастырской общине существование, с другой стороны, это было место, в котором создавалась гармоничная атмосфера уединения, созерцания, защищенная от мирской суеты. Монастыри строились как завершенные средовые комплексы, в которых были продуманы и реализованы все необходимые потребности их обитателей. Это и помещения, где можно было с относительным комфортом переждать сезон дождей странствующим монахам, где престарелые монахи, лишенные возможности странствовать, могли доживать остаток своего жизненного пути в этом мире; и величественные залы для коллективных молитв, и пространства для медитаций в природной среде с водопадом и руслом реки.

Архитектурные особенности интерьерных пространств буддийских пещерных монастырей особенно проявляются в молельных залах (чайтья) - главных помещениях монастырей. Они вырубались по одной схеме, обычно в пропорции 2 (3):1:1, где 2 (3) - это длина

(глубина) помещения. Вытянутое пространство, которое заканчивается радиусной или прямоугольной торцевой стеной алтарной части, где располагается буддийская ступа или рельефное (возможно скульптурное) изображение Будды. Вдоль стен обычно располагается ряд колонн, поддерживающий балки, на которые опирается свод потолка. И все это тщательная имитация стоечно-балочного конструктивного принципа, также подробно имитируется конструкция свода потолка. Архитектурная деталировка поражает своим богатством, это может быть богатая рельефная резьба по камню на стенах, капителях колонн, балках. По сохранившимся росписям можно судить о мастерстве древних живописцев. В целом создается очень величественная атмосфера внутреннего пространства. Можно предположить, что это повторение интерьерного пространства буддийских храмов, которые почти не сохранились в виде отдельно стоящих зданий, и, благодаря вырубленной в скале имитации, мы можем получить представление о том, какими эти здания когда-то были и получить представление какой была их внутренняя архитектура и убранство [4].

Таким образом, древнеиндийские пещерные монастыри создавались как гармоничные средовые комплексы: они включали в себя уникальную строительную технологию «здание-скульптура», при которой элементы вырубленных в скальных породах интерьерных помещений являлись имитацией традиционных строительных технологий, основанных на стоеч-но-балочной конструктивной схеме. Весь комплекс возводился с учетом особенностей окружающего ландшафта, влияющим на жизнеобеспечение монашеской общины и существование монастыря в соответствии с требованиями к быту, религиозно-философскими взглядами и убеждениями.

Culturology and art criticism

Литература

1. Serdiuk, E. A. (2004). Adzhanta. Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia. M.: Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia-.

2. (1890). Ellora. Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona. SPb.-.

3. Skal'nye chait'ia i vikhara drevnei Indii. Istoriia arkhitektury. Retrieved from http://www.arhitekto.ru/txt/2razv141. shtml

4. Arkhitektura Drevnego mira. Vseobshchaia istoriia arkhitektury. Arkhitektura Drevnei Indii. Retrieved from http:// total-arch.ru/general_history_architecture/ancient/india

5. Netesovoi, E. (2005). Chin' F.D.K. Arkhitektura. Forma, prostranstvo, kompozitsiia. M.: AST; Astrel'.

1. Сердюк Е.А. Аджанта // Большая российская энциклопедия: в 35 т. - М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

2. Эллора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

3. Скальные чайтья и вихара древней Индии. История архитектуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.arhitekto.ru/txt/2razv141.shtml (дата обращения: 24.04.2019).

4. Архитектура Древнего мира. Всеобщая история архитектуры. Архитектура Древней Индии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://total-arch.ru/general_history_architecture/ancient/india (дата обращения: 24.04.2019).

5. Чинь Ф.Д.К. Архитектура. Форма, пространство, композиция / пер. с англ. Е. Нетесовой. - М.: АСТ; Астрель, 2005. - 399 c.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.