О. А. Матвейчев
Финансовый университет при Правительстве РФ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ КОЛЕСНИЦЫ КАК ДРЕВНЕЙШЕГО ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО АРХЕТИПА: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ ПАРМЕНИДА «О ПРИРОДЕ»
Цель статьи показать на основе культурно-философского анализа, что мифологический прообраз Богини философской поэмы Парменида «О природе» восходит к богине Кибела, дарительнице плодородия малоазийской религиозно-мифологической традиции, почитаемых греками. Одним из ее главных атрибутов была золотая колесница. Показано, что архетипический прообраз Кибелы имеет культурно-религиозным основанием индоевропейскую Великую Мать, получившую множество воплощений в евразийских религиях.
Новизна состоит в том, что автор, обращаясь к образу колесницы, как к существенному элементу сюжета поэмы, выдвигает гипотезу, что данный образ колесницы является заимствованным в греческой культуре. В связи с этим в статье проанализированы античные мифологические сюжеты о выезде на колесницах героев и божеств история колесничного транспорта. Отмечается, что уже к в VIII в. до н.э. колесницы, прежде господствовавшие на полях сражений, исчезают из военной сферы и переходят в область спорта и торжественных ритуалов. Результат проведенного анализа показал, что колесница появилась у греков в начале XVI в. до н.э. Определено, что колесница как боевое вооружение была заимствована у индоевропейских племен, осуществивших в течение II - начала I тыс. до н.э. несколько волн вторжений в Средиземноморско-балканский регион. Самая древняя в мире колесница найдена в синташтинском могильнике под Магнитогорском. Захоронение датируется приблизительно 2-й половиной XXI в. до н.э. Именно отсюда началось движение колесниц на юг, восток и запад. Боевая одноосная колесница, столь часто появляющаяся в античных мифах, как атрибут богов, символ престижа, торжества и триумфа, очевидно, является древнейшим архетипом в исторической памяти греков о временах покорения региона племенами, несущими блага цивилизации. Образ колесницы используется героем Парменида в его метафизическом путешествии, оканчивающемся обретением важнейших истин.
O. A. Matveychev
Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia)
THE ANCIENT GREEK PROTOTYPE OF THE CHARIOT AS THE OLDEST INDO-EUROPEAN ARCHETYPE: A CULTURAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF
PARMENIDES' POEM "ON NATURE
The article attempts to find the prototype of the Goddess from the philosophical poem by Parmenides in the mythological tradition. For this purpose, the author refers to the image of the chariot as an essential element of the poem plot and puts forward a hypothesis that this image is brought into Greek culture. The author analyzes ancient mythological stories about the departure of heroes and deities on chariots, as well as the history of chariot transport and notes that by the 8th century BC the chariots, which previously dominated the battlefield, have already disappeared from the military sphere, and move into the field of sports and solemn rituals. The chariot started to appear among the Greeks at the beginning of the 16th century BC, and not independently, having evolved from a simple wagon, but being borrowed. It was brought by the Indo-European tribes, who carried out several attempts of invasion into the Mediterranean-Balkan region during the 2nd -beginning of the 1st millennium BC. The oldest chariot in the world was found in the Sintashta burial - 35-
ground near Magnitogorsk. The burial dates to approximately the 2nd half of the 21st century BC. This is where the movement of chariots to the south, east, and west began.
The invention of war chariots became a real revolution in the military affairs of the ancient world and contributed to the expansion of the Indo-Europeans to adjacent territories, as well as the spread of the Indo-European religion, cosmogony, language, and thought patterns. The single-axle war chariot, that so often appears in ancient myths and literature and serves as an attribute of the gods, a symbol of prestige, festivity, and triumph, is the oldest archetype, a trace of the historical memory of the Greeks about the times of the conquest of the region by tribes that bring the benefits of civilization. No wonder it is the chariot that is used by the hero of Parmenides in his metaphysical journey, ending with the acquisition of the most important truths.
The author points out that Parmenides from Elea was a descendant of the Greeks from Phocaea in Asia Minor, which means that he was brought up in the context of the Asia Minor religious and metaphysical tradition. Among the gods of Asia Minor, revered by the Greeks as well, there is Cybele, the giver of fertility is well-known. And a golden chariot was one of its main attributes. Her name itself is related to the Slavic *kobyla. Cybele herself had her prototype in the more ancient history of mankind - the Indo-European Great Mother, who received many incarnations in Eurasian religions. Perhaps it was exactly this Indo-European Great Mother that served as the archetypal prototype of the Goddess from the poem On Nature.
Keywords: history of philosophy, mythology, religion, Ancient Greece, Hyperborea, the Indo-Europeans, Parmenides, chariotry, Mother goddess, Cybele.
DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -2-35-49
В прологе к поэме «О природе» лирический герой Парменида совершает фантастическое путешествие в колеснице, которую несет пара «многоумных» (лоМфраотог) коней. Его сопровождают девы-Гелиады, дочери Солнца, указывая дорогу из тьмы к свету, к зримому, как и подобает им, первым лучам рассвета. Путь приводит к воротам между Днем и Ночью, стоящим под охраной Дике, Правды; Гелиады ласковыми словами уговаривают ее пустить процессию внутрь. Далее они мчатся по «широкой и торной» дороге и, наконец, перед Парменидом предстает Богиня (0sa); она берет юношу за правую руку и заводит речь, открывая удивительные, прежде никому не ведомые истины...
Проэмий оставляет много вопросов, на которые до сих пор не существует окончательных ответов.
Почему Парменид прибег к стихотворной форме, а именно, к старинному гекзаметру? Только ли в педагогических целях, для облегчения восприятия и запоминания, или же для придания своему учению высокопарности, т.е., по выражению Плутарха, заимствуя у поэзии размер и высокий стиль, как берут колесницу (6%q^a), чтобы не ходить пешком (De aud. poet. 2, 16С = DK 28 A 15)?
Почему он представляет себя в поэме юношей, куросом, а не зрелым мужем? Что это за путь, который приходится преодолеть его герою, вверх он ведет или вниз, персональный он, либо же его при определенных условиях может пройти каждый? Зачем к нему в спутницы набились Гелиады? Где находятся врата, охраняемые Правдой, почему в ее руках двойные ключи? Что за «многоумные» лошади несут Парменида? Кони это все-таки или кобылы? Возможно, это важно. Гатри, по крайней мере, утверждал, что у Парменида -именно кобылы, и даже недоумевал, зачем автор «сменил им пол», ведь герой поэмы летит по небу явно в колеснице Солнца, а Пиндар уверенно связывает Гелиоса именно с конями (Ol. VII 71) [6, с. 28].
А все эти кони, оси, двери, девы - что это? Просто аллегории, описывающие многосложный процесс познания, как полагал Секст Эмпирик [Комм. 1]? Или это видения во время «шаманского» путешествия в духе, на что довольно прозрачно намекнул в свое время Г. Дильс? [Комм. 2]? Интерпретацию проэмия в духе шаманизма содержит и перевод А. В. Лебедева, в котором путешествие героя поэмы характеризуется как «стремительный полет по Вселенной» [13, с. 286].
Представляется, что ряд образов в поэме Парменида могут быть истолкованы и в более рациональном ключе - как следы исторической памяти, архетипы из древнейших эпох, сохранившиеся в предании, эпосе и в самой матрице мышления древних греков. Об этом еще в конце XIX в. догадывался Г. Дильс, выражавший «некоторое сомнение в том, что великолепная выдумка небесной поездки выросла на собственной почве» [8, с.38].
И самый главный вопрос: кто такая Богиня? Что это за инстанция, через которую Парменид воспринимает фундаментальные знания о бытии и сущем? Личное ли это изобретение Парменида или у нее есть прообраз в мифологической традиции? Верно ли ее отождествлять с Дике, как это делает, например, А. Н. Чанышев [25, с. 164], или это Афродита, как считает, например, А. С. Афонасина [2, с. 294], или это сама Истина, на чем настаивает М. Хайдеггер [24, с. 21]? По другим версиям прообразом Богини могли быть Гестия, Необходимость, Персефона [23, с. 173]. Столь широкий спектр вариантов опознания парменидовской богини говорит о неугасающем научном интересе к этому вопросу.
Известно, что любое явление бога не происходит просто так, по случайному сценарию - оно обставлено определенными ритуалами, ему сопутствуют определенные персональные признаки и атрибуты божества. Существенным элементом путешествия Парменида является колесница. Приглядимся внимательнее к этому образу и попробуем установить, кто или что все-таки скрывается за фигурой парменидовской Богини.
Описание колесницы довольно подробно. Вот каково оно в переводе М. Л. Гаспарова:
Ось, накаляясь в ступице, свистела, подобно свирели,
Ибо стремили ее, вихревым вращаясь вращеньем,
Два колеса с двух сторон.
(Sext. Adv. math. VII 1, 111 = DK 28 B 1) [16, с. 178].
Мы видим, что Парменид мчится на встречу с Богиней на биге -двухколесной и одноосной колеснице, запряженной двумя конями. Это не та Плутархова б%П^а, повозка - «телега», как и перевел это слово М. Л. Гаспаров [18, с. 13], а боевая колесница, ap^a. Это греческое слово знакомо нам по украинскому гарма, 'пушка' и по названию универсальной боевой платформы «Армата».
В античной литературе весьма популярны сюжеты о выезде на колесницах героев и божеств.
В «Илиаде» на колеснице совершает полеты Зевс:
... Впряг в колесницу коней медноногих,
Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые;
Золотом сам он одеялся; в руку художеством дивный
Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице;
Коней погнал, - и послушные быстро они полетели,
Между землею паря и звездами усеянным небом.
(Il. VIII 41-46) [7, с. 105].
У Сапфо на золотой колеснице, запряженной воробьями, спускается на землю богиня Афродита, чтобы помочь молящим о счастье в любви (Sapph. fr. 1).
О колеснице Муз (Мошаюу ар^а) слагает Пиндар, современник Парменида, и это очень частый для него сюжет (Ol. IX 81; Pyth. X 65; Isthm. II 2, VIII 62 etc.)
На колесницах совершают свой путь по небосводу Гелиос и Селена. Широко известна легенда о сыне Гелиоса Фаэтоне, что дерзко пожелал проехать по небу в отцовской колеснице, но не справился с управлением [Комм. 3]. Во избежание всемирной катастрофы Зевс поразил юнца молнией и тот упал в реку Эридан. Его сестры Гелиады от горя превратились в тополя, а их слезы - в янтарь.
Легенде о Фаэтоне посвящены «Гелиады» Эсхила и «Фаэтон» Еврипида, сохранившиеся лишь во фрагментах [Комм. 4]. Ее содержание дошло до нас через Диодора Сицилийского (Diod. Sic. V 23), Гигина (Hyg. Fab. 152а), Овидия (Ov. Met. II 1-339) и др. Уже со времени Еврипида Гелиос начинает отождествляться с Аполлоном [14, с. 299]; в «Метаморфозах» Овидия Фаэтон выступает именно как сын Феба. Эта тенденция приведет к формированию в последние века античности конкурирующего с христианством «солнечного монотеизма», в котором Аполлон-Солнце предстанет единым и универсальным божеством [14, с. 350].
Аполлон в древнегреческой литературе ассоциируется с колесницей, пожалуй, наиболее прочно. Позднеантичный ритор Гимерий доносит слово Алкея с Лесбоса о том, что сразу после рождения юный бог Аполлон был оснащен Зевсом лирой и запряженной лебедями колесницей и командирован в Дельфы к Кастальскому источнику, чтобы вещать оттуда «правду и правосудие всем эллинам». «Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам» (Himer. Orat. XIV 10) [14, с. 408] [Комм. 5].
С тех пор северная страна стала для Аполлона любимым местом на земле. Впредь каждую зиму он оставлял Дельфы и прилетал в свою вотчину отдохнуть в компании поэтов, певцов и кифаредов (Diod. Sic. II 47). Образ Аполлона на колеснице будет использован многими античными авторами, в частности, Нонном Панополитанским (Nonn. Dion. XXIV 80), Овидием (Ov. Met. II 47-48) и др.
Необходимо заметить, что как средство вооружения колесница фигурирует только у Гомера. У позднейших авторов она используется, как правило, как парадно-представительский транспорт. Это связано с изменением функции колесниц.
По утверждению крупнейшего специалиста по военной истории древнего мира А. К. Нефёдкина [15, с. 212], на юге Балканского полуострова колесница вместе с конями появились в начале XVI в. до н.э. Наиболее ранние
ее изображения были обнаружены на трех стелах V шахтовой могилы круга А в Микенах. До самых Темных веков колесницы господствовали на полях сражений, а колесничие составляли особое привилегированное сословие. После столетий упадка и забвения колесницы были возрождены в Греции Гомеровской эпохи как «статусный вид транспорта» - вождь или знатный воин приезжали на них к месту боя и, уже спешившись, вступали в битву. Со второй половины VIII в. до н.э. начало развиваться искусство верховой езды; изменились и сами лошади, в результате селекции став крупнее и сильнее. Колесницы постепенно начинают вытесняться конницей, более эффективной и маневренной на поле боя. «Колесницы, очевидно, в VIII в., а в некоторых более богатых областях, вероятно, в течение VII-VI вв., исчезают из военной сферы и переходят в область спорта и парадных выездов» [15, с. 215].
Первое описание гонок на колесницах содержится в XXIII песне «Илиады». Эти ристания происходят на похоронных играх в честь погибшего Патрокла; Гомер описывает их намного подробнее, чем все прочие соревнования (Il. XXIII 262-652). В гонке вокруг высохшего дерева участвовали Евмел, Диомед, Менелай, Антилох и Мерион. Победил Диомед - несмотря на козни коварного Аполлона. Наградой ему стали «в рукодельях искусная дева младая» и треножный котел.
Колесничные гонки, как считается, стали первым олимпийским видом
спорта.
По легенде, царь Писы Эномай вызывал на состязание всех соискателей руки его дочери Гипподамии, к которой сам испытывал влечение (Hyg. Fab. 253), и убивал проигравших. Сын Тантала лидиец Пелоп, подстроив аварию царской колесницы, сумел победить в гонке и стал правителем Элиды, а затем и всего полуострова, получившего по его имени название Пелопоннес. В честь своей победы Пелоп завел традицию устраивать спортивные игры, с которых и начались Олимпиады (Pausan. V 8, 1).
Популярность колесничных гонок в Греции была огромной. Частью Олимпийских игр они стали в 680 г. до н.э. Это были самые аристократические соревнования: содержать конюшни могли себе позволить только наиболее обеспеченные граждане. Одновременно это был и самый опасный вид спорта. Чего стоит хотя бы тот факт, что в 462 году до н.э. на скачках в Дельфах из сорока участников состязаний остался в живых лишь один!
Неудивительно, что владельцы колесниц не водили их сами. Этим занимались рабы-возничие, олимпийские венки же в случае победы получали, однако, сами хозяева. Таким образом, победителями могли оказаться даже женщины, которых не допускали на Олимпиады не только в качестве участников, но даже как зрителей. Так, спартанка Киниска, дочь царя Агесилая II, дважды выигрывала гонку колесниц. Не возбранялось выставить на ристалище сразу несколько колесниц: в 416 году до н.э. в одном из заездов участвовало сразу семь экипажей Алкивиада, один из которых, разумеется, выиграл.
Победители гонок щедро вознаграждались, их имена высекались на стелах, в их честь слагались победные оды - эпиникии. Самым знаменитым автором таких песен был Пиндар, от которого сохранилось 45 эпиникиев.
Характерно, что даже похоронен он был... на ипподроме в Фивах (Pausan. IX 23, 2).
Элемент престижа в конных ристалищах был превалирующим. Мнение, что греческая атлетика развивалась как способ подготовки будущих воинов, большинство специалистов признает ошибочным. Профессор А. И. Зайцев, например, напоминает, что после микенской эпохи колесницы не использовались на войне, и подготовка возничих с тех пор уже не имела прямого утилитарного назначения. «Перед нами, - пишет он, - явно одна из форм проявления общесоциологического феномена, отмеченного в конце XIX в. Торстейном Вебленом: там, где в обществе господствует класс или сословие, у которого много свободного времени, эта социальная группа проявляет тенденцию практиковать так называемое демонстративное потребление. Все черты его налицо в Греции геометрическо-гомеровской эпохи: богатые захоронения, описываемые Гомером пиршества, где едят самый дорогой из продуктов - мясо, аэды на пирах. Устройство состязаний, как показывает сравнительный материал, - нередкий элемент такого образа жизни. Социальная группа, обладающая досугом и другими возможностями для тренировки, демонстрирует и таким способом свое превосходство» [10, с. 268].
Эта составляющая гонок на колесницах еще более ярко проявится в Древнем Риме, где они перейдут в разряд профессионального спорта. Соревноваться здесь будут уже не отдельные экипажи, а целые команды, напоминающие современные спортивные клубы. Будет развита целая индустрия по покупке и продаже спортсменов и лошадей, каждая команда-партия будет выступать под своим цветом, а отдельные возничие станут мультимиллионерами. Колесничий Гай Аппулей Диокл, например, заработал за свою карьеру 35 863 120 сестерциев (сумма эта была высечена на его памятнике). Этих денег хватило бы на то, чтобы содержать не менее двух месяцев громадную римскую армию. По подсчетам профессора Пенсильванского университета Питера Страка, указанная сумма эквивалентна нынешним 15 млрд долларов США [29].
Въезд на колеснице был центральной частью т.н. триумфов -торжественных вступлений победоносных полководцев с войском, трофеями и пленными в Рим. Этот ритуал имел сакральный смысл. Триумфатор въезжал в столицу через триумфальную арку, символизировавшую небосвод, стоя на колеснице в особой одежде и с накрашенным красной краской лицом и воплощая собой Юпитера. Юпитеру же посвящался молебен в Капитолии, в дар ему приносилось захваченное оружие врага.
Как же появилась колесница у греков? Большинство специалистов сходятся во мнении, что она не могла появиться у них самостоятельно, эволюционировав от простой повозки - она была заимствована. А вот по поводу места, где именно она была заимствована, долгое время шла широкая дискуссия. По одной из версий, колесница могла быть привнесена в греческий мир из Египта, где она впервые появилась в правление гиксосов [20, с. 659-665]. Другой возможный источник - Сирия. Ряд авторов предполагают, что в Грецию колесница попала от хеттов, однако эта версия опровергается разнящейся у
хеттов и у греков техникой ведения боя: греки сражались копьями, а хетты - с помощью лука.
Приоритетной признается сегодня гипотеза о северном происхождении колесниц, подтверждаемая, в том числе, находками на юге европейской и азиатской части России погребений с колесницами, управление которыми предполагало использование дисковидных роговых псалиев особой формы, которые были позднее переняты греками [12, с.180].
На основании многочисленных археологических, остеологических, мифологических и лингвистических материалов еще полвека назад было доказано, что конь был приручен в IV тысячелетии до н.э. в южнорусских степях индоевропейскими народами [11, с. 42]. Сегодня эта дата переносится еще дальше вглубь веков, утверждается, что одомашнивание коня произошло в первой половине V тысячелетия до н.э. в областях Самарской и Хвалынской археологических культур [17, с. 30-31].
Недавние международные исследования, результаты которых были опубликованы в журнале Nature, уточнили эту информацию: в результате изучения генетического материала древних лошадей было установлено, что родиной современных домашних лошадей DOM2 были черноморские и каспийские степи между Доном и Волгой - здесь в конце IV - начале III в. до н.э. жили их непосредственные предки [27].
К концу IV тысячелетия до н.э. у индоевропейцев сложились развитые коневодческие традиции, культ коня, обряд жертвоприношения коня при погребении. «Вне южнорусских степей культ коня распространяется значительно позднее, и появление его всюду, где это может быть установлено по письменным памятникам, связано с приходом или влиянием групп индоевропейцев» [11, с. 31].
Около 3500 г. до н.э. в индоевропейской среде появляется колесная повозка, в которую запрягали быков. К настоящему времени в южнорусских степях найдено около 300 захоронений середины IV - конца III тысячелетия до н.э., содержащих такие повозки - целиком или частично. Это намного больше, чем в любом другом регионе Евразии.
В конце III тысячелетия до н.э. в Южном Приуралье индоиранцами Синташтинской культуры была изобретена конная одноосная колесница на легких колесах со спицами. Наиболее древней в мире считается на сегодняшний день колесница, найденная в синташтинском могильнике возле Кривого Озера под Магнитогорском. Захоронение датируется приблизительно 2-й половиной XXI в. до н.э. Именно отсюда началось движение колесниц на юг, восток и запад. «Степи и лесостепи между Доном и Ишимом можно определить как первоначальную Хванирату - «Страну поющих колесниц», срединную область населенного людьми мира, известную по более поздним авестийским текстам, где колесницы были изобретены и откуда они распространились в другие области» [17, с. 284].
Изобретение боевых колесниц стало настоящей революцией в военном деле древнего мира и способствовало экспансии индоевропейцев на сопряженные территории. В эпосах многих народов сохранились предания о завоевателях, ворвавшихся в их земли на колесницах. Успеху индоевропейских
завоевателей способствовали также их металлургические достижения, новые структуры социальных отношений, а также генные мутации, позволившие организму усваивать лактозу и таким образом получать дополнительную энергию и силу [28]. Стремительному по историческим меркам расширению ареала проживания индоевропейцев и широкому распространению ими своей культуры и языка из Причерноморско-Каспийской степи по Западной Европе, Средней Азии и Южной Азии посвящен весьма влиятельный в научном мире фундаментальный труд американского антрополога Д. Энтони «Лошадь, колесо и язык: Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир» [26].
Следы пришествия индоевропейцев, несущих свет своей высокоразвитой цивилизации, можно найти и в египетских письменах, и в Ветхом Завете, и в неканонических книгах, например, в 1 -й Книге Еноха. Последняя, в частности, повествует о схождении на землю ангелов-стражей, от связей которых с дочерьми человеческими стали рождаться исполины. Стражи и их дети, исполины, стали обучать людей «колдовству» и «чародейству», т.е. магической медицине, металлургии, производству оружия, украшений и косметики, астрономическим наблюдениям (1 Енох 7:1-8:2) [21, с. 114-115; 117118].
Средиземноморско-балканский регион подвергся нескольким волнам вторжения индоевропейских племен в течение II - начала I тысячелетий до н.э. Завоеватели дали протогрекам язык, индоевропейскую религию, космогонию и модели мышления. Сама мифологема колесницы солярного бога, влекомой лебедями, могла сформироваться не в Средиземноморье, но лишь в Северной Евразии, где прилет лебедей сопутствует наступлению весны. Напомним, что по греческому преданию Аполлон прилетает на лебединой упряжке из Гипербореи. Обратим внимание также на тот факт, что в легенде о Фаэтоне слезы его безутешных сестер Гелиад превращались в янтарь (Diod. Sic. V 23; Hyg. Fab. 154; Ov. Met. II 1-365) - минералоид, характерный для северных областей Европы.
Боевая одноосная колесница, столь часто появляющаяся в античных мифах и литературе и служащая атрибутом богов, символом престижа, торжества и триумфа, очевидно, является древнейшим архетипом, следом исторической памяти греков о временах покорения региона племенами, несущими блага цивилизации. Неудивительно, что именно колесница используется героем Парменида в его метафизическом путешествии, оканчивающемся обретением важнейших истин.
Возможно, теперь у нас есть возможность попытаться найти соответствие Богине Парменида в мифологической традиции. Здесь нам помогут и биографические данные о древнем философе. Всем известно, что он родился в Элее, городе на юге Италии. Однако необходимо помнить, что основана эта колония была греками из малоазийской Фокеи, бежавшими от нашествия царя Кира. Разумеется, в числе бежавших были и мудрецы, и учителя, сохранившие религиозные и космологические взгляды предков. Разумеется, Парменид воспитывался не в вакууме, но в контексте сохранившейся религиозной и метафизической традиции.
Среди малоазийских богов, почитаемых и греками, выделяется Кибела. Эта фригийская богиня, олицетворявшая мать-природу, почиталась как прародительница всего сущего, дарительница плодородия и владычица животных, лесов и гор. Одним из ее главных атрибутов была золотая колесница, запряженная львами.
Весьма примечательно, что имя богини родственно славянскому *kobyla [Комм. 6]. Академик РАН О. Н. Трубачёв отмечает, что это слово произошло не непосредственно от фригийского kubela, а, скорее всего, от фракийского *kabüla. Фракийцы имели контакты с праславянами в придунайском регионе, а их язык, также индоевропейской группы, был родственен фригийскому. Именно у фракийцев сложилось апеллативное лексическое значение слова *kabüla -„лошадь, кобыла', которое было перенято праславянами [22, с. 96-97]. Апеллятивация, переход собственного имени Кибела в имя нарицательное -*kabüla, стала возможной в силу того, что Кибела почиталась как хозяйка коней. Следы ее культа, по всей видимости, содержатся в документах крито-микенской культуры. «Вероятно, не кто иной как фригийская богиня-мать Кибела носила обозначения po-li-ni-ja i-qe-ja 'госпожа коней' в микенско-греческом пилосских текстов, иначе a-si-wi-ja 'азийская (богиня)' [22, с. 97].
Фригийская Кибела, matar kubeleya, госпожа коней, на греческой почве приобрела новые черты. На нее были перенесен миф о Деметре, она отождествлялась с Афродитой и Артемидой 4, с. 252, 310], с титанидой Реей, матерью олимпийских богов, и многогрудой анатолийской богиней, получившей известность как Артемида Эфесская. Очевидно, что и сама Кибела имела свой прообраз в более древней истории человечества - индоевропейскую Великую Мать, получившую множество воплощений в евразийских религиях.
На неисчислимое количество ее ипостасей указывает фрагмент из «Метаморфоз» Апулея. Превращенный в осла непутевый юноша Луций обращается к Исиде с просьбой вернуть ему прежний облик, и та ответствует: «Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся Вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью Богов, тут исконные обитатели Аттики [Комм.7] - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы -Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней Богиней, одни -Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем -царственной Изидой» (Apul. Met. XI 5) [1, с. 298-299].
Возможно, именно эта индоевропейская Великая Мать, - многоликая, но неописуемая, многоименная, но безымянная, - и послужила архетипическим прообразом Богини из поэмы «О природе». Пармениду, как его учителю
Ксенофану, очевидно, претило «очеловечивание» божеств, профанация старых богов и снижение трансцендентного до уровня земного. Участвующие в его поэме Дике, Ананке, Эрот и др. фигурируют здесь, скорее, в роли трансцендентальных категорий - Правда, Судьба, Любовь. А то, что он называет их по именам, знакомым из мифов, - вероятнее всего, дань традиции и желание быть понятым широким читателем (слушателем), более разбирающимся в хитросплетении отношений на Олимпе, чем в абстрактных понятиях.
М. Хайдеггер называл Парменида философом, стоящим у истоков западноевропейского мышления, а его учение - изначальным («поскольку оно не остается в прошлом, а предлежит будущему, изначальное снова и снова дарует себя той или иной эпохе [24, с. 15]). Именно в поэме Парменида коренится сама наша способность думать о вещах тем или иным образом, возможность всей последующей науки и техники - не только современной нам, но и будущей (по образному выражению Хайдеггера, атомная бомба взорвалась уже в поэме Парменида).
Процедура обретения истины предстает у Парменида как процесс ее передачи пытливому греку от некой инстанции. М. Хайдеггер отметил интересную особенность поэмы «О природе»: «редко случается, чтобы какой-нибудь мыслитель влагал свои мысли в уста божественного существа. Отличительная черта мыслителей, которых позднее, со времен Платона, станут звать "философами", заключается в том, что свои мысли они черпали из самих себя. Ведь мыслители потому и называются "мыслителями", что они, как принято полагать, мыслят "из себя" и в этом мышлении ставят самих себя на карту. Мыслитель сам ставит вопросы и сам на них отвечает. Мыслители не возвещают какие-либо "откровения" бога. Они не сообщают о наущениях богини. Они говорят о своих собственных прозрениях» [24, с.: 22].
В поэме Парменида истина не рождается в уме философа - она ему передается. Мы не видим никакого образа Богини, однако ошибочно было бы считать, что мы имеем дело с гипостазированием общего понятия «истины»: тот же Хайдеггер напоминает, что подобные персонификации - примета, скорее, поздней античности. Возможно, Парменид нарочно «размывает» образ божества, подобно тому, как Гераклит сознательно «затемняет» свои мысли, пытаясь облечь их в подобающую их глубине форму [Комм. 8] .
«У Парменида вместе с земным миром, подлинность которого он отрицает, - отмечает Г. Дильс, - исчезает также его трансцендентная противоположность, божество. Очевидно, что в своем утомительном изложении свойств Всеединого (АП-Ете) Парменид намеренно избегает упоминать имя бога, опасаясь, что внесение понятия о боге, которое для людей всегда остается не до конца постижимым, повредит священному величию его вечного 'Еоу [Комм. 9]. Отсюда, возможно, происходит у него немыслимая для грека расплывчатость в изображении божественных персонажей. Он похож скорее на северного мечтателя, который предается спекуляциям, в то время как вокруг него простирается прекрасный зеленый луг» [8, с. 38].
Что касается фигуры парменидовской Богини, то, вероятнее всего, мы никогда не узнаем достоверно, что имел в виду изобразивший ее философ.
Могут лишь выдвигаться гипотезы разной степени достоверности. Представляется, что за обобщенным образом Богини могут скрываться индоевропейские мудрецы, поэты, чародеи и маги Гипербореи. Мыслители, создавшие матрицу западноевропейской культуры, подлинные авторы великой греческой философии, на которой зиждется вся наша цивилизация.
Комментарии
1. «В этих стихах под несущими его кобылицами Парменид понимает неразумные стремления и влечения своей души, под ездой по многославному пути богини - теорию, основанную на философском разуме, каковой разум, наподобие водящей богини, указывает путь к познанию всех вещей. Под девами, идущими впереди него, он понимает чувственные восприятия, из которых он прикровенно имеет в виду слуховые восприятия в своих словах: "Двумя точеными путь ускоряя кругами", т.е. кругами ушей, при помощи которых они воспринимают звук. Ощущения зрения он назвал девами Гелиадами; чертоги же ночи они покинули, бросившись к свету, потому что без света не бывает использования зрительных ощущений. А то, что они пришли к многокарающей Правде, которая обладает обоюдными ключами, - это означает размышление (Siavoia), обладающее непоколебимыми постижениями вещей» (Sext. Adv. math. VII 1, 112-113) [19, с. 82-83].
2. «Что касается содержания, то перед нами апокалипсис, который лишь слабо примыкает к проэмию Гесиода, зато в гораздо более резкой форме, вполне в духе времени, показывает вознесение шамана. Основная идея шаманизма в том виде, в котором его сегодня практикуют многие монгольские племена, заключается в том, что вызванные с того света духи предков завладевают колдуном, благодаря чему он делается способным переправиться из этого мира либо на небо, либо в преисподнюю. У духов и богов этих царств он получает откровение о том, что люди желают у него узнать» [8, с. 42].
3. Интересно, что одноименная конная повозка с откидным верхом, распространенная в XVIII-XIX вв., получила свое название именно за свою неустойчивость и опасность для пассажиров.
4. Достойную внимания попытку реконструкции трагедии Еврипида «Фаэтон» предпринял переводчик В. Некляев (Вланес) [9].
5. О связи культа Аполлона и мифологемы Гипербореи и, шире, об исторических судьбах концепта Гипербореи см. [3].
6. Ср. греч. каРаХ^п^, и лат. caballus.
7. Считалось, что афиняне - исконное население Аттики (автохтоны),в то время как большинство народов - переселенцы из других мест.
8. Гераклит представлял свое учение как откровение, передачу божественной мудрости, но не как частное мнение цехового мастера интеллектуального труда. «Нельзя сомневаться, - пишет У Гатри, - что Гераклит считал себя обладателем абсолютной истины... Он говорил как вдохновленный свыше, и не будет метафорой назвать его стиль пророческим. <...> Язык Гераклита определенно ставит его в один ряд с вдохновенными: поэтами, пророками и учителями мистериальных религий, которые, подобно
ему, говорили символами, недоступными пониманию профанов. Мы не можем и не должны ожидать от такого человека рационалистического мировоззрения милетцев» [5, с. 677, 679].
9. Сущее (гр.)
Литература
1. Апулей. Метаморфозы // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М.: Издательство АН СССР, 1956. С. 90-316.
2. Афонасина А. С. Источники для образа Афродиты у Эмпедокла // ХХОАН. 2020. Т. 14. Вып. 1. С. 293-308.
3. Беляков А. В., Матвейчев О. А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019. 416 с.
4. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 2004. 584 с.
5. Гатри У К. Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 1. Ранние до-сократики и пифагорейцы. СПб.: Владимир Даль, 2015. 863 с.
6. Гатри У. К. Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 2. Досокра-товская традиция от Парменида до Демокрита. СПб.: Владимир Даль, 2017. 896 с.
7. Гомер. Илиада. СПб.: Наука, 2008. 572 с.
8. Дильс Г. Дидактическая поэма Парменида // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. Вып. 2. С. 31-55.
9. Еврипид. Фаэтон / пер. Владислава Некляева - Вланеса // Сайт Evripid.com / URL: https: //evripid.com/wp-content/uploads/2021/1Q/PHAETHON2 with notes.pdf
10. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб.: Филол. факультет СПбГУ, 2001. 320 с.
11. Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. М.: Наука, 1977. С. 28-52.
12. Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии? М.: МГП «Калина» ВИНИТИ РАН, 1994.
13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / Ред. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с.
14. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.
15. Нефёдкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков. (XVI-I вв. до н.э.). СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 527 с.
16. Парменид. Из поэмы «О природе» // Эллинские поэты VII-III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. М.: Научно-изд.ательский центр «Ладомир», 1999. С. 178-182.
17. Петров С. Ю. Конь, колесо и колесница. Как предки русских создали современный мир. [б.м.] Издательские решения, 2022. 560 с.
18. Плутарх. Как юноше слушать поэтические произведения // Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. М.: Наука, 1964. С. 11-47.
19. Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 61-376.
20. Стаббингс Фр.-Х. Возникновение микенской цивилизации // Кембриджская история древнего мира. Т. 2. Ч. 1. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800-1380 гг. до н.э. М.: Ладомир, 2020. С. 652-682.
21. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим: Гешарим / Мосты культуры, 2000. 375 с.
22. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 10 (Hepa^-kon^ / Под ред. О. Н. Трубачёва. М.: Наука, 1983. 198 с.
23. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. 576 с.
24. Хайдеггер М. Парменид. СПб.: Владимир Даль, 2009. 383 с.
25. Чанышев А. Н. Италийская философия. М.: Издательство Московского университета, 1975. 216 с.
26. Anthony D. W. The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. Princeton: Princeton University Press, 2007. 553 p.
27. Librado P. et al. The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes // Nature. Vol. 598. 2021. 28 Oct. P. 634-640.
28. Mathieson I. et al. Eight Thousand Years of Natural Selection in Europe // Biorxiv.org. The preprint server for biology. 2015. Oct. 10 / URL: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/016477v2.full.pdf. 46 p.
29. Struck P. T. Greatest of All Time. Lifestyles of the rich and famous Roman athletes // Lapham's Quarterly. 2010. 2 August / URL: https: //www. laphamsquarterly.org/roundtable/greatest-all-time
References
1. Apuleius. Metamorfozy [Metamorphoses]. Apologiya. Metamorfozy. Floridy [The Apologia. Metamorphoses. Florida]. Moscow, Izd-vo AN SSSR Publ, 1956. Pp. 90-316. [In Russian]
2. Afonasina A. S. Istochniki dlya obraza Afrodity u Empedokla [Sources of the image of Aphrodite in Empedocles]. ZXOAH. Filosofskoye antikovedeniye i klassicheskaya traditsiya [ZXOAH Ancient Philosophy and the Classical Tradition]. 2020. Vol. 14. Issue 1. Pp. 293-308. [In Russian]
3. Belyakov A. V., Matveychev O. A. Giperboreya: priklyucheniya idei [Hyperborea: adventures of an idea]. Moscow, Knizhnyy mir Publ, 2019. 416 p. [In Russian]
4. Burkert W. Grecheskaya religiya: Arkhaika i klassika [Greek Religion]. Saint-Petersburg, Aleteyya Publ, 2004. 584 p. [In Russian]
5. Guthrie W. K. C. Ranniye dosokratiki i pifagoreytsy [The Earlier Presocratics and the Pythagoreans]. Istoriya grecheskoy filosofii. T. 1. [A History of
Greek Philosophy, Volume I]. Saint-Petersburg, Vladimir Dal' Publ, 2015. 863 p. [In Russian]
6. Guthrie W. K. C. Dosokratovskaya traditsiya ot Parmenida do Demokrita [The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus]. Istoriya grecheskoy filosofii. T. 2 [A History of Greek Philosophy, Volume II]. Saint-Petersburg, Vladimir Dal' Publ, 2017. 896 p. [In Russian]
7. Homer. Iliada [The Iliad]. Saint-Petersburg, Nauka Publ, 2008. 572 p. [In Russian]
8. Diels H. Didakticheskaya poema Parmenida [Didactic poem of Parmenides=Parmenides: Lehrgedicht. Mit einem Anhang über Griechische Thüren und Schlösser.]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities]. 2020. Vol. 21. Issue 2. Pp. 31-55. [In Russian]
9. Euripides. Faeton [Phaethon], trans. by Vladislava Neklyayeva - Vlanesa. Evripid.com. URL: https://evripid.com/wp-content/uploads/2021/1Q/PHAETHON2 with notes.pdf [In Russian]
10. Zaytsev A. I. Kul'turnyy perevorot v Drevney Gretsii VIII-V vv. do n.e. [Cultural upheaval in Ancient Greece in 8th-5th centuries BC]. Saint-Petersburg, Filol. fakul'tet SPbGU Publ, 2001. 320 p. [In Russian]
11. Kuz'mina E. E. Rasprostraneniye konevodstva i kul'ta konya u iranoyazychnykh plemen Sredney Azii i drugikh narodov Starogo Sveta [The spread of horse breeding and the cult of the horse among the Iranian-speaking tribes of Central Asia and other peoples of the Old World]. Srednyaya Aziya v drevnosti i srednevekov'ye [Central Asia in Antiquity and the Middle Ages]. Moscow, Nauka Publ, 1977. Pp. 28-52. [In Russian]
12. Kuz'mina E. E. Otkuda prishli indoarii? [Where did the Indo-Aryans come from?]. Moscow, MGP "Kalina" Publ, 1994. 463 p. [In Russian]
13. Fragmenty [Abstracts of early Greek philosophers], ed. by A. V. Lebedev. Part 1. Moscow, Nauka Publ, 1989. 576 p. [In Russian]
14. Losev A. F. Antichnaya mifologiya v yeye istoricheskom razvitii [Ancient mythology in its historical development]. Moscow, Uchpedgiz Publ, 1957. 620 p. [In Russian]
15. Nefedkin A. K. Boyevyye kolesnitsy i kolesnichiye drevnikh grekov (XVI-I vv. do n.e.) [War chariots and charioteers of the ancient Greeks (16th-1st centuries BC)]. Saint-Petersburg, Peterburgskoye vostokovedeniye Publ, 2001. 527 p. [In Russian]
16. Parmenides. Iz poemy «O prirode» [Absracts from "On Nature"].
Ellinskiye poety VII-III vv. do n. e. Epos. Elegiya. Yamby. Melika [Hellenic poets of the 7th-3rd centuries BC. e. Epos. Elegy. Yambs. Melik]. Moscow, Ladomir Publ, 1999. Pp. 178-182. [In Russian]
17. Petrov S. Yu. Kon', koleso i kolesnitsa. Kak predki russkikh sozdali sovremennyy mir [Horse, wheel and chariot. How the ancestors of the Russians created the modern world]. Moscow, Izdatel'skiye resheniya Publ, 2022. 560 p. [In Russian]
18. Plutarkh. Kak yunoshe slushat' poeticheskiye proizvedeniya [How the Young Man Should Study Poetry]. Pamyatniki pozdney antichnoy nauchno-
khudozhestvennoy literatury II-V veka [Monuments of late antique science and fiction literature from the 2nd-5th centuries]. Moscow, Nauka Publ, 1964. Pp. 11-47. [In Russian]
19. Sextus Empiricus. Protiv uchenykh [Against the Professors]. Sochineniya [Works]. Vol. 1. Moscow, Mysl' Publ, 1976. Pp. 61-376. [In Russian]
20. Stubbings F. H. Vozniknoveniye mikenskoy tsivilizatsii [The Rise of Mycenaean Civilization]. Kembridzhskaya istoriya drevnego mira [The Cambridge Ancient History. Volume 2, Part 1: The Middle East and the Aegean Region, c.1800-1380 BC]. Vol. 2, part 1: Istoriya Blizhnego Vostoka i Egeyskogo regiona. Ok. 1800-1380 gg. do n.e. Moscow, Ladomir Publ, 2020. Pp. 652-682. [In Russian]
21. Tantlevskiy I. R. Knigi Yenokha [Books of Enoch]. Moscow, Mosty kul'tury Publ; Jerusalem : Gesharim Publ, 2000. 375 p. [In Russian]
22. Etimologicheskiy slovar' slavyanskikh yazykov. Praslavyanskiy leksicheskiy fond. Vyp. 10 (klepac'-kon') [Etymological dictionary of Slavic languages. Proto-Slavic lexical fund. Issue 10 (klepac'-kon')], ed. by O. N. Trubachev. Moscow, Nauka Publ, 1983. 198 p.
23. Trubetskoy S. N. Kurs istorii drevney filosofii [The course of the history of ancient philosophy]. Moscow, VLADOS Publ: Russkiy dvor Publ, 1997. 576 p. [In Russian]
24. Heidegger M. Parmenid [Parmenides]. Saint-Petersburg, Vladimir Dal' Publ, 2009. 383 p. [In Russian]
25. Chanyshev A. N. Italiyskaya filosofiya [Italian philosophy]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ, 1975. 216 p. [In Russian]
26. Anthony D. W. The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. Princeton: Princeton University Press, 2007. 553 p.
27. Librado P. et al. The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes. Nature. Vol. 598. 2021. 28 Oct. Pp. 634-640.
28. Mathieson I. et al. Eight Thousand Years of Natural Selection in Europe [Electronic resource]. Biorxiv.org.: The preprint server for biology. 2015. Oct. 10. 46 p. URL: https: //www. biorxiv.org/content/10.1101/016477v2 .full.pdf.
29. Struck P. T. Greatest of All Time. Lifestyles of the rich and famous Roman athletes. Lapham's Quarterly. 2010. 2 August. URL: https: //www. laphamsquarterly.org/roundtable/greatest-all-time
Статья поступила в редакцию 18.05.2022 Статья допущена к публикации 15.07.2022
The article was received by the editorial staff18.05.2022 The article is approved for publication 15.07.2022