Научная статья на тему 'ДРАМАТУРГИЯ И.А. КРЫЛОВА'

ДРАМАТУРГИЯ И.А. КРЫЛОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ИВАН КРЫЛОВ / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурманова Ю.И.

Эта статья посвящена исследованию драматургии Ивана Крылова, одного из наиболее значимых представителей русской классической литературы XVIII века. В работе рассматриваются ключевые аспекты творчества Крылова, его методология, объекты и предметы исследования. Особое внимание уделяется анализу драматических произведений Крылова, которые являются главной темой работы. Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого понимания драматургии Крылова и ее места в русской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРАМАТУРГИЯ И.А. КРЫЛОВА»

Ю.И. Нурманова

ДРАМАТУРГИЯ И.А. КРЫЛОВА

Эта статья посвящена исследованию драматургии Ивана Крылова, одного из наиболее значимых представителей русской классической литературы XVIII века. В работе рассматриваются ключевые аспекты творчества Крылова, его методология, объекты и предметы исследования. Особое внимание уделяется анализу драматических произведений Крылова, которые являются главной темой работы. Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого понимания драматургии Крылова и ее места в русской литературе.

Ключевые слова: драматургия, Иван Крылов, классическая литература, анализ.

Творчество Ивана Крылова занимает важное место в русской классической литературе XVIII века. Он является автором знаменитых басен и драматических произведений, которые знакомы многим поколениям читателей и зрителей. Однако, драматургия Крылова не получила должного исследования в современной литературоведческой науке.

Иван Андреевич Крылов - один из наиболее известных русских писателей-фабулистов, чьи произведения пользуются популярностью и в наши дни. Кроме того, он был известен своей драматургией, в которой смешивалась лёгкость фабулы с общественной критикой. В этой статье мы рассмотрим драматургию Крылова, её особенности и значения.

Крылов начал писать пьесы в начале 19-го века, когда русская драматургия только начинала своё развитие. Его первая пьеса, "Козел-разбойник", была поставлена в 1802 году. Он сразу же получил признание как драматург и быстро стал одним из самых популярных писателей того времени.

Одной из особенностей драматургии Крылова является её комический характер. Как и в его баснях, в его пьесах многие герои являются животными, и часто используется аллегория для обращения к общественным проблемам. Однако, Крылов не ограничивался использованием животных в своих пьесах. В его работах можно найти и другие персонажи, такие как аристократы, деревенские жители, богачи и бедняки. Он часто использовал комедийный стиль, чтобы критиковать общество и политические процессы своего времени.

Одной из ключевых черт драматургии Крылова является её универсальность. Его пьесы, как и его басни, смешивают в себе юмор и общественную критику, что делает их актуальными и сегодня. В них затрагиваются такие темы, как коррупция, насилие, эгоизм, неравенство и гнетущие условия жизни бедняков. Еще одной особенностью драматургии Крылова является её театральность. Его пьесы были написаны для театра, и он отлично понимал, как работает этот жанр. Его тексты были легко сценически реализуемы, они содержали яркие персонажи, быструю смену сцен и динамичные действия. Это делает его произведения привлекательными для современных театральных постановок.

Драматургия Крылова занимает значительное место в русской литературе как пример классической комедии. Его пьесы остаются актуальными и интересными для читателей и зрителей и по сей день. Крылов оказал большое влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом, и его творчество остается важным памятником русской культуры. Крылов принадлежал к так называемой "золотой эпохе" русской литературы, когда жили и творили такие знаменитые писатели, как Пушкин, Гоголь, Тургенев, Лермонтов и другие. Его драматургия является своеобразным звеном между классикой и романтизмом, и в этом смысле она оказала значительное влияние на развитие русской драматургии. Крылов в своих произведениях отражал общественную жизнь России своего времени, критиковал жестокие обычаи и привычки, а также поднимал вопросы морали и этики. Его комедии и фарсы были направлены на показ противоречий общественных слоев и классов, их противостояния и конфликты.

При исследовании драматургии Ивана Крылова, можно рассмотреть следующие аспекты:

© Ю.И. Нурманова, 2023.

Научный руководитель: Лиходзиевский Анатолий Степанович - доктор филологических наук, профессор, Узбекский государственный университет мировых языков, Узбекистан.

1. Стиль. Изучение стиля драматических произведений Крылова поможет понять, как автор использовал язык и литературные приемы для достижения своих целей. Например, Крылов часто использовал образы животных для создания карикатурных и сатирических портретов реальных людей.

2.Тематика. Темы, затронутые в драматических произведениях Крылова, включают в себя социальную справедливость, коррупцию, лживость, жадность и другие аспекты человеческого поведения. Изучение тематики произведений поможет понять, какие проблемы были актуальны в то время, и как Крылов использовал свои произведения для их выражения.

3.Композиция. Композиционная структура драматических произведений Крылова может быть изучена для определения, как автор организовывал свои произведения. Например, некоторые произведения Крылова имеют диалогическую структуру, а другие - действия и монологи.

4.Характеры. Анализ персонажей в драматических произведениях Крылова может помочь понять, как автор создавал своих героев и как они отображали определенные типы человеческих характеров. Например, некоторые герои Крылова могут быть презренными и недостойными доверия, в то время как другие могут быть добродушными и благородными.

5.Символика. Изучение символов в драматических произведениях Крылова может помочь понять, как автор использовал определенные образы для передачи своих идей и мыслей. Например, лиса может быть символом лжи и обмана, а ворона - символом глупости и самонадеянности. Изучение символики поможет понять, как автор использовал язык и образы для передачи своих идей.

Комический эффект в литературе обычно достигается за счет несоответствия, нарушения нормального порядка вещей. В пьесах такое несоответствие может проявляться на уровне языка, характера персонажей и сюжета. В произведениях, написанных для театра, комические ситуации обычно возникают в речи героев, в самом сюжете, а иногда и в именах героев.

Пьесы И.А. Крылова можно отнести к комедиям смешанного типа - "комедиям положений" и "комедиям характеров". В них присутствуют как непредвиденные ситуации, создающие смех, так и высмеивание внутренней сути персонажей, каждый из которых олицетворяет определенный типаж, почти маску.

Для достижения комического эффекта в своих пьесах И.А. Крылов использовал различные приемы. Он мог играть со стилем речи героев, излишне использовать тропы, создавать двусмысленность и злоупотреблять заимствованными словами и варваризмами. Кроме того, он высмеивал недостатки персонажей, создавая череду комических ситуаций и насмешек. Каждый персонаж был уникальным, но одновременно являлся типичным представителем определенной социальной группы.

В комедии "Пирог" Крылов использовал говорящие имена для персонажей дворянского происхождения, чтобы передать их черты характера. Глава семейства Вспышкин - импульсивный человек, его жена Ужима - театральная и наигранная, дочь Прелеста и ее возлюбленный Милон - милые молодые люди, а жених Прелесты, Фатюев, - простофиля [2].

Сюжет комедии разворачивается вокруг прекрасного пирога с начинкой из перепелок, который Фатюев передает семье своей невесты через своего слугу Ваньку с приглашением на завтрак. Ванька встречает служанку дома Вспышкиных Дашу, которая обучает его, как попробовать пирог так, чтобы хозяева не заметили. Так за разговором двое слуг съедают всю начинку пирога, а к господам пирог попадает без начинки. Раскрывается, что пирог без начинки, только когда в руки Вспышкина попадает письмо, в котором написано, что Фатюев уехал к некой княжне Снафидиной. Не дочитав письмо до конца, Вспышкин расценивает все это как разрыв помолвки и оскорбление. Он сразу же благословляет дочь на брак с Мило-ном, которого Прелеста давно любит. Ранее глава семейства на этот брак не соглашался, как бы его не упрашивали. Когда Фатюев попадает к Вспышкиным, раскрывается весь обман слуг, но свадьба уже состоялась и обратного пути нет [3].

В своей комедии "Пирог" Крылов использует не только говорящие имена, но и другие приемы, чтобы создать комичность сюжета. В произведении есть элементы недоразумения, путаницы и контрастов. Например, Фатюев, говоря о своем пламенном воображении, вызывает у Ваньки ощущение горящей спины:

Фатюев: ...Если бы ты мог чувствовать, какое у меня пламенное воображение!

Ванька: Ах, сударь, вся спина моя горит[4].

Однако, на фоне сентиментальности, присутствующей в начале и конце пьесы, проявляется двуличие и лживость некоторых персонажей. Эта эмоциональность является показной и неискренней. В целом, "Пирог"-это забавная история, где обман и недомолвки приводят к нежданной свадьбе. Но за этими комическими ситуациями скрываются более глубокие темы, такие как двуличие и лживость в обществе.

Изучение драматургии Ивана Крылова позволяет понять важность использования литературы и искусства для передачи социальных и политических идей. Крылов использовал животных как символы человеческих пороков и достоинств, что помогло ему передать свое критическое отношение к общественной

жизни своего времени. Он использовал различные формы и жанры, такие как басни, комедии, трагедии, чтобы создать интерес у читателей и передать свои идеи. Можно сказать, что драматургия Ивана Крылова - это важная часть русской литературы, которая показывает, как можно использовать различные литературные приемы для передачи мыслей и идей. Крылов использовал язык животных, чтобы создать простые и занимательные произведения, которые до сих пор пользуются популярностью. Его работы содержат множество умных мыслей и моральных поучений, которые актуальны и сегодня, и помогают нам лучше понимать и оценивать мир вокруг нас. Драматургия Ивана Крылова стала настоящим вкладом в русскую литературу. Он создал множество произведений, которые до сих пор популярны и читаются в России и за ее пределами. Крылов использовал язык животных, чтобы передать свои мысли и идеи в более доступной и понятной форме. Его произведения навсегда останутся в истории русской литературы как яркий пример использования аллегории и метафор для передачи социальных и культурных идей.

Библиографический список:

1.Крылов И. А. Полное собрание сочинений: в 3 томах / Редакция текста и примечания Н. Л. Бродского — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1946. — Т. II. Примечания. «Пирог».

2.Крылов И. А. Пирог // И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. Т. 2. — С. 379.

3.Крылов, И. А. Сочинения: в 5 т. Т. 1-5. - М.: Наука, 1974-1979.

4. Круглов, В. М. Иван Крылов: биография и творчество. - М.: Наука, 1984.

5.Смирнов, В. И. Иван Крылов: мировоззрение, эстетика, поэтика. - М.: Наука, 2000.

НУРМАНОВА ЮЛДУЗ ИЛЬХОМОВНА - магистрант, Узбекский государственный университет мировых языков, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.