Научная статья на тему 'ДРАМА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ЗАОНЕЖЬЯ'

ДРАМА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ЗАОНЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулина Екатерина Сергеевна

Рецензия на книгу: Петтерссон Л. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья / Предисл. М. Мильчика, С. Петтерссон; ст. В.П. Орфинского, И.Е. Гришиной; под науч. ред. М. Мильчика, И. Гришиной; пер. с фин., англ. - М.: Три квадрата, 2020. - 544 с. ISBN 978-5-94607-231-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Никулина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRAMA OF THE WOODEN ARCHITECTURE IN THE ONEGA REGION

Book Review: Pettersson L. Architecture of Wooden Churches and Chapels in the Onega Region. Preface by M. Milchik, S. Pettersson; article by V.P. Orfinsky, I.E. Grishina; ed. by M. Milchik, I. Grishina; transl. from Finnish, English. - Moscow: Tri kvadrata, 2020. - 544 p. ISBN 978-5-94607-231-1

Текст научной работы на тему «ДРАМА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ЗАОНЕЖЬЯ»

Драма деревянного зодчества Заонежья

Петтерссон Л. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья/ Предисл. М. Мильчика, С. Петтерссон; ст. В.П. Орфинского, И.Е. Гришиной; под науч. ред. М. Мильчика, И. Гришиной; пер. с фин., англ. — М.: Три квадрата, 2020. — 544 с. ISBN 978-5-94607-231-1

Е.С. Никулина

Екатерина Сергеевна Никулина, научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571 Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: nikulina@ranepa.ru

DOI: 10.22394/2500-1809-2021-6-1-185-188

Эта удивительная книга замечательного финского ученого Ларса Петтерссона (1918-1993) представляет собой богато иллюстрированный том фотографий и чертежей деревянного зодчества Русского Севера, как приложение к его фундаментальному труду «Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья». В ней читатель найдет список памятников, библиографию и архивные материалы, словарь терминов, а также научные статьи и комментарии современных российских и финских авторов.

В предисловии, озаглавленном «Ларс Петтерссон — первооткрыватель церковного деревянного зодчества Заонежья», научный редактор книги — известный искусствовед Михаил Мильчик дал развернутую характеристику Петтерссону-ученому и его вкладу в исследование и сохранение истории традиционной архитектуры Карелии.

Петтерссон начал свою академическую карьеру в конце 1930-х годов, изучая деревянную архитектуру православных храмов на территории Финляндии. Парадоксальным образом Вторая мировая война на время прервала, а затем предоставила ему возможность дальнейшего углубленного изучения любимой темы. Дело в том, что командование финской армии на оккупированной территории Карелии решило обеспечить охрану религиозных зданий и предметов, чтобы продемонстрировать «свободу вероисповедания, которую предоставляют финны... что есть прямая противоположность большевистскому времени» (с. 11), а заодно исследовать общие истоки традиционной архитектуры Карелии и Финляндии.

_ 186 Именно для этой цели молодого архитектора-искусствоведа Ларса

Петтерссона в звании прапорщика отправили на территорию окку-рецензии пированного Заонежья, придав ему в помощь чертежника Ойву Хе-лениуса. В 1942-1944 годах они провели тщательную инвентаризацию (с чертежами, обмерами, фотографиями, описаниями) всех 133 деревянных церквей и часовен Заонежского полуострова, который по количеству и значению своих архитектурных сооружений получил метафорическое название Пелопоннесского полуострова Карелии. Ведь именно в Заонежье располагается уникальный архитектурный комплекс Кижи, а также многие другие замечательные памятники деревянного зодчества. Несмотря на суровые условия войны, эта подвижническая работа была проделана очень своевременно, ибо из 133 исторических объектов, бережно зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом, к настоящему времени сохранилось только 32.

С окончанием войны Ларс Петтерссон вернулся к научной работе в университетах Финляндии. По материалам своих военных полевых исследований он в 1950 году защитил двухтомную диссертацию «Церковная деревянная архитектура Заонежья», вскоре переработав и опубликовав ее в виде монографии.

В последующие десятилетия Петтерссон стал крупнейшим искусствоведом Финляндии. Как отмечает его внучка Сюзанна Пет-терссон в биографической статье этой книги «Ларс Петтерссон: искусствоведение как образ жизни»: «Он был учителем нескольких поколений финских искусствоведов. Главным объектом его внимания стала архитектура, в особенности деревянные церкви. Он написал множество монографий, посвященных как отдельным храмам, так и более обширному анализу традиций церковного зодчества. Он прослеживал связь между архитектурой финских церквей и историей европейской архитектуры» (с. 16). Глубочайшая искусствоведческая эрудиция давала возможность Петтерссону находить ассоциации в элементах архитектуры заонежских церквей с религиозными традициями Византии и даже буддизма. Но главный вклад ученого в изучение старинной деревянной архитектуры — в обосновании и применении метода комплексного типологического анализа, совмещенного с методом датировки исторических памятников на основе натурного изучения. Петтерссон первым среди иностранных и отечественных исследователей старинной деревянной архитектуры тщательно рассмотрел памятники древнего зодчества в процессе их эволюции, детально уточняя временные границы каждого исторического периода, подтверждая свою типологию эмпирическим анализом материалов и инструментов, расположением церквей и часовен на местности, их размерами и типами строений, планировками различных помещений, детальной характеристикой строений: фундамент, стены, крыши, потолки, пол и его высотный уровень, двери, окна и другие проемы в стенах, лестницы и крыльца, столбики, перила и их декорирование, внутреннее убранство,

КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ■2021■ТОМ 6 ■ № 1

покраска строений. В результате этой обширной и тщательной аналитической работы Петтерссон смог сгруппировать исследуемые храмы по их объемно-планировочным характеристикам в 24 типа с поэлементной типологией строительных технологий и форм.

Вместе с тем надо отметить, что научный труд Петтерссона представляет интерес не только для архитекторов и искусствоведов, но также для историков, социологов и антропологов. Дело в том, что обилие фотографий, чертежей, рисунков Заонежья 19421944 годов не только реконструирует местную церковную архитектуру, но и дает широкую панораму повседневной жизни сельского населения Карелии в то время. В объектив фотоаппарата Петтерссона и Хелениуса часто попадали, кроме собственно церковных строений, крестьянские избы, природные ландшафты карельских деревень, наконец, сами сельские жители: взрослые и дети. В результате читатель книги Петтерссона словно на машине времени переносится в религиозную и мирскую жизнь карельских деревень второй четверти ХХ века.

В заключении этой объемной и богато иллюстрированной фотографиями и чертежами книги помещена статья В.П. Орфинского и И.Е. Гришиной «Уроки Петтерссона», в которой рассматривается влияние работ финского ученого на позднесоветское и постсоветское изучение архитектурного наследия традиционного деревянного зодчества Карелии. Авторы статьи приходят к выводу: «Глубокое освоение и развитие принципов научных разработок Ларса Петтерссона в 1970-х годах послужило импульсом для расширения и оживления в Карелии изысканий, посвященных народному деревянному зодчеству, а вслед за тем — и для новых инициатив по его охране и профессиональному обучению реставраторов» (с. 526). На базе типологической системы Петтерссона в начале 1980-х годов была проведена инвентаризация памятников деревянного зодчества Республики Карелия, в результате было зафиксировано более 5 тысяч традиционных крестьянских построек. При подготовке и во время выполнения этой работы типологическая система Петтерссона стала эффективным учебным пособием, дававшим возможность успешно осваивать специфику полевого исследования традиционной крестьянской архитектуры. И в настоящее время в Этноархитектурной научной школе Петрозаводского университета ведется подготовка студентов по специальности инженер-реставратор памятников деревянного зодчества.

Несмотря на подвижничество и героизм своей военно-полевой работы, давшей столь плодотворный результат для многих поколений финских и российских специалистов в изучении традиционного сельского деревянного творчества, профессор Ларс Пет-терссон оставался скромным человеком, о чем свидетельствует воспоминание автора предисловия этой книги Михаила Мильчика: «Летом 1989 года во время конференции, посвященной 275-летию Преображенской церкви в Кижах, в которой участвовал и Пет-

Е.С. Никулина Драма деревянного зодчества Заонежья

RUSSIAN PEASANT STUDIES ■ 2021 ■ VOLUME 6 ■ N О 1

_ 188 терссон, я во всеуслышание сказал о его огромном вкладе не только

в русскую, но и в мировую культуру. В ответ он смутился, заме-рецензии тив, что и не думал ни о каком вкладе, а делал все лишь потому, что ему было интересно, понимая, что это удивительное разнообразие архитектурных форм и решений никогда и никем не изучалось, а во время войны многие постройки могут погибнуть, оставшись никому не известными» (с. 9).

The drama of the wooden architecture in the Onega Region

Pettersson L. Architecture of Wooden Churches and Chapels in the Onega Region. Preface by M. Milchik, S. Pettersson; article by V.P. Orfinsky, I.E. Grishina; ed. by M. Milchik, I. Grishina; transl. from Finnish, English. — Moscow: Tri kvadrata, 2020. — 544 p. ISBN 978-5-94607-231-1

Ekaterina S. Nikulina, Researcher, Center for Agrarian Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Prosp. Vernadskogo, 82 Moscow, 119571. E-mail: nikulina@ranepa.ru.

КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ■2021 ■ ТОМ 6 ■ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.