Научная статья на тему 'Дознание как форма предварительного расследования преступлений: правовые и организационные основы'

Дознание как форма предварительного расследования преступлений: правовые и организационные основы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2235
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / ДОЗНАНИЕ / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / СОКРАЩЕННОЕ ДОЗНАНИЕ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаталов А. С.

В статье рассматриваются правовые и организационные основы дознания как формы предварительного расследования. На фоне произведенных автором исторических обобщений проанализирован не только общий его порядок, но и новая форма дознания – сокращенная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дознание как форма предварительного расследования преступлений: правовые и организационные основы»

ш1Ят11ш1ВОшЙ1шУ5Ои!О1В

Дознание как форма предварительного расследования преступлений: правовые и организационные основы

А.С. ШАТАЛОВ - доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор

В статье рассматриваются правовые и организационные основы дознания как формы предварительного расследования. На фоне произведенных автором исторических обобщений проанализирован не только общий его порядок, но и новая форма дознания - сокращенная.

Ключевые слова: дознаватель; дознание; досудебное производство; орган дознания; предварительное следствие; сокращенное дознание; уголовный процесс; формы предварительного расследования.

Inquiry, as a form of pre-trial investigation of crime: the legal and institutional framework

A.S. SHATALOV - Doctor of Law, Professor of the Chair on Judiciary and Justice Organization of the National Research University «Higher School of Economics», Professor

The article examines the legal and organizational basis for the inquiry as a form of pretrial investigation. Against the backdrop of historical generalizations made by the author, analyzed not only the general of his order, but also introduced in 2013 a new form of inquiry - short.

Key words: investigator; investigation; pre-trial proceedings; the body of inquiry; preliminary investigation; short inquiry; criminal procedure form preliminary investigation.

Производство дознания практикуется в России довольно давно. К началу XIX в. оно из «прелюдии» судебного производства трансформировалось в ключевое направление деятельности полиции. В то время первоначальные сведения о преступлении полиция собирала «посредством розысков», «словесными расспросами» и «негласными наблюдениями», не производя при этом ни обысков, ни выемок. Более того, она не имела права на протоколирование своих действий, а полученные в ходе дознания сведения заносились в один об-

щий акт, подписываемый лицом, непосредственно его составлявшим. Как правило, в нем указывались не сами доказательства, а только сведения об их источниках. Такие акты не могли оглашаться в судебном заседании, поскольку по действовавшим тогда законам признание обвиняемого на дознании, не подтвержденное им в присутствии суда, не имело доказательственного значения. Это было вполне логичным еще и потому, что целью дознания тогда считалось одно лишь «обнаружение преступного характера происшествия», а все дальнейшие

действия «по разыскиванию и изобличению преступника» должны были «принадлежать следователю»1.

Характеризуя дознание XIX в., исследователи российского (русского) уголовного процесса констатировали, что оно представляет собой деятельность отнюдь не судебную. В своих трудах они справедливо подчеркивали, что «успех дознания обеспечивается всего более возможностью производить его быстро и безостановочно, поэтому установление разных формальных требований в этой стадии было бы не только бесполезно, но даже вредно для интересов уголовного правосудия»2. Согласно Уставу уголовного судопроизводства (1864 г.) розыск выступал составной частью дознания3, то есть фактически одним из способов его производства, направленным «к обнаружению и указанию скрытного, тайного, преимущественно виновника преступления»4.

Отделив дознание от предварительного следствия и отождествив его с розыском, законодательство того времени стремилось решить как минимум две практические задачи. Проиллюстрируем их следующими цитатами:

1) «полиция, дабы не сообщать следователю неверных сведений, по необходимости должна будет сперва сама удостовериться в справедливости того, о чем доносит, а через то число неосновательных сведений значительно уменьшится»;

2) «судебный следователь, не участвуя в первоначальных розысканиях, и посему не увлекаемый первыми, иногда ошибочными заключениями и догадками о предполагаемом виновном, может беспристрастно, без всяких предубеждений, судить о вероятности возводимого на кого-либо подозрения»5.

Ярко выраженный процессуальный характер дознание стало приобретать уже в советское время. Впервые его правовой режим был приближен к общему порядку производства предварительного следствия в УПК РСФСР 1922 г.6 В последующие годы вплоть до принятия в 1960 г. УПК РСФСР (третьего по счету)7 понятия «дознание» и «следствие» в законодательстве четко не разграничивались. Практический смысл в их разграничении стал появляться лишь тогда, когда расследование уголовных дел приобрело ведомственную природу и возникла необходимость освобождения следственных аппаратов от расследования преступлений небольшой и средней тяжести. В начале 90-х гг. XX в. в органах внутренних дел началось формирование специализи-

рованных подразделений, которые и сейчас несут основную нагрузку по расследованию уголовных дел в форме дознания. Обновление российского уголовно-процессуального законодательства и создание Следственного комитета Российской Федерации, призванного в перспективе централизовать всю следственную работу, стало мощным импульсом для дальнейшего совершенствования правовых и организационных основ дознания как формы предварительного расследования.

В соответствии с действующим законодательством предварительное расследование в форме дознания может производиться не только в общем, но и в сокращенном порядке, установленном гл. 21, 22 и 24-29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 и 321 УПК РФ. Все названные главы входят в разд. VIII УПК РФ «Предварительное расследование». Остановимся на анализе их содержания.

Дознание законодателем определяется как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Выполнение органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не является. Это одно из общих условий предварительного расследования (ст. 157 УПК РФ), специально предназначенное для удовлетворения нужд в немедленном процессуальном производстве. И не более того.

Дознание может производиться по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Их около ста. Причем расследование в этой форме может осуществляться не только дознавателями, но и капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, а также главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

В общем порядке дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В отдельных случаях (например, связанных с производством судебной экспертизы) срок дозна-

ния может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Основанием его продления является постановление дознавателя, в котором излагаются обстоятельства, установленные в ходе дознания, с указанием даты возбуждения уголовного дела, даты истечения срока дознания, обоснования невозможности закончить дознание в установленный срок, а также перечень следственных действий, которые требуется выполнить в продленный срок.

В случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому с разъяснением при этом ему его прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ. Факт совершения этих действий отражается в протоколе.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления указываются:

1) дата и место его составления;

2) фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место рождения;

4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;

5) пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. При наличии оснований подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель обязан допросить его по существу подозрения. При наличии оснований он вправе с согласия прокурора перед судом ходатайствовать об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В случае удовлетворения такого ходатайства обвинительный акт составляется не позднее десяти суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в течение этого срока подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном гл. 23 УПК РФ, после чего производство дознания продолжается в общем порядке либо данная мера пресечения отменяется. При невозможности закончить дознание в срок до тридцати суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу срок ее действия может быть продлен судьей районного или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора (района, города или приравненного к нему военного прокурора) на срок до шести месяцев.

Приостановленное дознание впоследствии может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ (то есть когда отпали основания его приостановления или когда возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого). Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются соответствующим руководителем следственного органа этого же ведомства в порядке, установленном ч. 3-5 ст. 223 УПК РФ.

Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст. 2232 УПК РФ). К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав такой группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, а также об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В его постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, а также указывается, кто из них назначается руководителем данной группы. Именно он будет принимать уголовное дело в свое производство, организовывать работу группы, руководить действиями других дознавателей, составлять обвинительный акт, а также принимать следующие решения:

1) о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153-155 УПК РФ;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) письменном уведомлении, подозрении в совершении преступления;

5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

6) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ);

7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.

Руководитель группы и входящие в нее дознаватели вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

Дознание, произведенное в общем порядке, завершается составлением обвинительного акта - итогового процессуального документа, в котором отражается решение о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого по уголовному делу. В нем указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности (если обвиняемых несколько, то эти данные заполняются на каждого из них);

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (если в уголовном деле несколько обвиняемых, то данные обстоятельства перечисляются по каждому из них);

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда (если в уголовном деле несколько потерпевших, то данные обстоятельства перечисляются по каждому из них);

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

К обвинительному акту прилагается

справка о сроках дознания, избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В ней также должны указываться соответствующие листы уголовного дела.

Составленный дознавателем обвинительный акт утверждается начальником органа дознания. С этого момента лицо, в отношении которого он вынесен, становится обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК РФ).

По существующему порядку обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела. Об этом делается отметка в составленном по этому поводу протоколе. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, что и обвиняемому и его защитнику. Далее материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору, который обязан их рассмотреть и в течение двух суток принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;

2) возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо

пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ со своими письменными указаниями (при этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более десяти суток, а для пересоставления обвинительного акта не более трех суток);

3) прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК РФ;

4) направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, прекращении уголовного дела и направлении уголовного дела для производства предварительного следствия оформляются постановлением. В случае же утверждения обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать его на менее тяжкое. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований о принятии решения по поступившему уголовному делу (ч. 3 ст. 227 УПК РФ), прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей (ч. 21 ст. 226 УПК РФ).

Копия утвержденного прокурором обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпев-ш ем у.

Начиная с 2013 г. в следственную практику была внедрена еще одна форма производства дознания - сокращенная8. Основание, порядок и особенности ее реализации регламентированы гл. 321 УПК РФ (ст. 22612269). В ней установлено, что дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства об этом подозреваемого и при одновременном наличии следующих условий:

1) когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, расследование которых должно производиться в форме дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ);

2) когда подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) когда отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

Исчерпывающий перечень этих обстоятельств приведен в ст. 2262 УПК РФ. В ней, в частности, установлено, что дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) если подозреваемый является несовершеннолетним, то есть лицом, не достигшим возраста 18 лет;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК РФ;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, когда хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, то есть к преступлениям, предварительное расследование которых должно осуществляться в форме дознания;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

В тех случаях, когда данные обстоятельства становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано вынести постановление о производстве дознания в общем порядке. Если же данные обстоятельства становятся известны или возникают уже после поступления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления и до направления уголовного дела в суд, то решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке должно приниматься прокурором. В тех случаях, когда вышеуказанные обстоятельства становятся известны или возникают в ходе судебного производства, возвратить уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке должен судья. Он вправе принимать такое решение вплоть до удаления в совещательную комнату для постановления приговора.

Участники производства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме, имеют те же права и обязанности, что и по уголовному делу, по которому дознание производится в общем порядке, но с двумя небольшими изъятиями. Во-первых, физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, признается потерпевшим не позднее трех суток со дня возбуждения уголовного дела. В результате оно получает возможность распоряжаться правами, предусмотренными ст. 42 УПК РФ, уже на начальном этапе расследования. Во-вторых, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке. Этим правом они могут воспользоваться в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Заявленное ими ходатайство подлежит обязательному удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Таким образом, при наличии соответствующих условий дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме. Причем это должно произойти до начала его первого допроса. Одновременно ему разъясняются порядок и правовые последствия такого дознания, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Xодатайство о производстве дознания в сокращенной форме может быть заявлено только письменно. Оно подписывается подозреваемым, его защитником и подается дознавателю не позднее двух суток после разъяснения права заявить такое ходатайство. В срок не более 24 ч с момента его поступления дознавателем должно быть вынесено постановление либо об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении ходатайства. Каждое из этих решений может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

Отказ в удовлетворении заявленного ходатайства закон допускает только при наличии обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме. Вместе с тем если ходатайство подозреваемого было дознавателем удовлетворено, то в течение 24 ч с момента вынесения соответствующего постановления он должен

направить прокурору, а также потерпевшему уведомление о принятом решении. При этом потерпевшему должны быть разъяснены порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против ее применения.

При производстве дознания в сокращенной форме доказывание по расследуемому уголовному делу имеет ряд особенностей. Все они (как и каждая в отдельности) призваны минимизировать продолжительность познавательного процесса за счет уменьшения и упрощения требований к собиранию, проверке и оценке доказательств. Во-первых, это выражается в сужении круга обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу. Вследствие чего доказательства дознавателем должны собираться не «по полной программе», а в объеме, достаточном для установления следующих наиболее важных для разрешения уголовного дела обстоятельств:

1) события преступления (то есть самого факта общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законодательством под угрозой наказания);

2) виновности лица в его совершении (то есть психического отношения к совершенному им деянию и его последствиям);

3) характера и размера причиненного им вреда (для обеспечения его возмещения).

Вторая особенность доказывания при производстве дознания в сокращенной форме призвана исключить невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Она выражается в том, что, руководствуясь ч. 2 ст. 2265 УПК РФ, дознаватель обязан произвести не все, а только необходимые следственные и иные процессуальные действия, способные предотвратить развитие событий именно в этом ключе, и обеспечить таким образом сохранность наиболее криминалистически значимой информации. При этом он вправе не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых уже содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, но с условием, что они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Помимо этого, с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, и не допрашивать лиц, от которых

в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения. По смыслу закона этим своим правом он не может воспользоваться лишь тогда, когда возникла необходимость проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, и когда необходимо установить дополнительные фактические обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении.

При производстве дознания в сокращенной форме дознаватель также наделен правом не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении. При таком стечении обстоятельств судебная экспертиза им назначается только в целях установления дополнительных фактических обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, для проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, а также при наличии оснований для обязательного назначения судебной экспертизы, предусмотренных ст. 196 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток. Он исчисляется со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме и до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. Этот срок может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о его продлении должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 ч до истечения общего срока дознания в сокращенной форме. О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель обязан письменно уведомить подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя.

В случае продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Дознание в сокращенной форме завершается обвинительным постановлением. Оно должно составляться дознавателем тогда, когда необходимые следственные действия были им произведены и объем собранных доказательств достаточен для обо-

снованного вывода о совершении подозреваемым преступления. В нем указываются те же сведения, что и в обвинительном акте (исключая список лиц, подлежащих вызову в суд). К обвинительному постановлению прилагается справка, в которой со ссылками на листы уголовного дела указываются следующие данные:

1) о месте жительства или месте нахождения лиц, подлежащих вызову на судебное заседание;

2) избранной мере пресечения;

3) времени содержания под стражей или домашним арестом (если обвиняемому была избрана эта мера пресечения);

4) вещественных доказательствах;

5) сроке дознания в сокращенной форме;

6) принятых мерах по обеспечению прав иждивенцев обвиняемого, потерпевшего (при их наличии).

Обвинительное постановление подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. Оно должно быть составлено в течение 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Если составить обвинительное постановление в этот срок не представилось возможным (например, вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, производство которых с учетом особенностей доказывания является обязательным), то по его истечении дознание продолжается в общем порядке, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник в течение трех суток должны быть ознакомлены с ним и материалами уголовного дела. При наличии ходатайства потерпевшего и (или) его представителя указанные лица знакомятся с названными документами в этот же срок. В том и другом случае дознавателем должен составляться протокол, где фиксируются сведения о произведенном ознакомлении. Если же завершить процесс ознакомления в установленный период времени по каким-либо причинам невозможно, то дознание на основании постановления дознавателя должно быть продолжено в общем порядке.

До окончания ознакомления обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель вправе заявить следующие ходатайства:

1) о признании доказательства, указанного в обвинительном постановлении, недопустимым в связи с нарушением закона,

допущенным при получении такого доказательства;

2) производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в собранных доказательствах;

3) производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, что может повлиять на законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) пересоставлении обвинительного постановления в случае его несоответствия установленным требованиям.

Если до окончания срока ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела от обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя названные ходатайства не поступили либо если в их удовлетворении было отказано, то уголовное дело с утвержденным начальником органа дознания обвинительным постановлением незамедлительно направляется прокурору.

В случае удовлетворения ходатайства о пересоставлении обвинительного постановления дознаватель в течение двух суток со дня окончания ознакомления приводит его в соответствие с установленными требованиями. Далее он предоставляет заинтересованным лицам возможность ознакомления с ним, после чего направляет вместе с уголовным делом прокурору. При удовлетворении какого-либо другого из вышеназванных ходатайств дознаватель в течение этого же срока производит необходимые процессуальные действия и пересоставляет обвинительное постановление с учетом новых доказательств. После того как обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель будут ознакомлены с пересоставленным обвинительным постановлением и дополнительными материалами уголовного дела, дознаватель направляет их прокурору. Если все эти действия в срок произвести не представляется возможным (например, вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий), то срок дознания может быть продлен до 20 суток в порядке, установленном ч. 2 ст. 2266 УПК РФ. Если и в этот срок окончить дознание в сокращенной форме не представилось возможным, то дознаватель выносит соответствующее постановление и продолжает производство по уголовному делу в общем порядке.

После завершения ознакомления уголовное дело вместе с утвержденным начальником органа дознания обвинительным постановлением направляется прокурору, который в течение трех суток обязан их рассмотреть и принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного постановления и направлении уголовного дела в суд;

2) возвращении уголовного дела для пе-ресоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч. 1 ст. 2267 УПК РФ, устанавливая для этого срок не более двух суток;

3) направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

4) прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24, 25, 27, 28 и 281 УПК РФ.

Решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке должно приниматься прокурором в следующих случаях:

- при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 2262 УПК РФ (то есть когда подозреваемый является несовершеннолетним, имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера и др.);

- если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований УПК РФ, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

- если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;

- при наличии достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого, то есть ложное обвинение им самого себя и взятие чужой вины.

В случае утверждения обвинительного постановления прокурор вправе исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать его на менее тяжкое. По этому поводу им выносится постановление.

Копии обвинительного постановления с приложениями вручаются прокурором обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю. После этого он направляет уголовное дело в суд, о чем обязан

уведомить тех же самых участников уголовного судопроизводства.

Завершая анализ правовых и организационных основ дознания, следует отметить, что более чем за двухвековую историю своего развития оно претерпело немало организационно-структурных перестроек. Тем не менее по-прежнему занимает особую нишу в досудебном производстве по уголовным делам. За годы, прошедшие после вступления в силу ныне действующего УПК РФ, эта упрощенная по своей сути форма расследования еще больше приблизилась к правовому режиму предварительного следствия. Полномочия дознавателя мало чем отличаются от полномочий, которыми располагает следователь, а само дознание регламентируется теми же статьями, что и предварительное расследование вообще. Особенности, которыми его наделил законодатель, мы постарались обстоятельно рассмотреть в данной статье. Изученные материалы убеждают в том, что наиболее существенные корректировки процедур предварительного расследования являлись следствием широкомасштабных судебных реформ. Но независимо

В ПРИМЕЧАНИЯ

1 Левенштейн Ю.Н. О свидетельских показаниях по уголовным делам. М., 1865. С. 48.

2 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 1996. С. 42.

3 См.: Устав уголовного судопроизводства 1864 г. // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 259.

4 Квачевский А.А. О вызове и допросе свидетелей на предварительном следствии. М., 1869. С. 124.

5 Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. С. 260.

6 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Судебная реформа / Отв. ред. Б.В. Виленский. М., 1991. Т. 8. С. 188.

7 См.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

8 См.: Федеральный закон от 04.03.2013 г № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 48 (6024).

9 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

от времени и результатов их осуществления множественность форм предварительного расследования оставалась незыблемой. Уместно напомнить, что разработчики Концепции судебной реформы в Российской Федерации настаивали на ликвидации дознания как формы расследования преступлений9. Однако российское законодательство пошло по пути не только сохранения, но и расширения компетенции дознания. С появлением в марте 2013 г. сокращенной формы дознание получило дополнительный организационноправовой ресурс, призванный обеспечивать его эффективность. Главное достоинство этой формы заключается в том, что она сокращает время между моментом совершения преступления и наказанием виновного, что повышает эффективность уголовно-правового воздействия на правонарушителей, позволяет производить процессуальные действия в минимально необходимом объеме и дает возможность сотрудникам российских правоохранительных органов сосредоточиться на выявлении, раскрытии и расследовании преступлений с повышенной степенью общественной опасности.

1 Levenshtejn Ju.N. O svidetel'skih pokazanijah po ugolovnym delam. M., 1865. S. 48.

2 Fojnickij I.Ja. Kurs ugolovnogo sudoproizvodstva: V 2 t. / Pod red. A.V. Smirnova. SPb., 1996. S. 42.

3 Sm.: Ustav ugolovnogo sudoproizvodstva 1864 g. //

Hrestomatija po istorii gosudarstva i prava Rossii / Sost.

Ju.P Titov. M., 1997. S. 259.

4 Kvachevskij A.A. O vyzove i doprose svidetelej na

predvaritel'nom sledstvii. M., 1869. S. 124.

5 Hrestomatija po istorii gosudarstva i prava Rossii / Sost. Ju.P. Titov. S. 260.

6 Sm.: Rossijskoe zakonodatel'stvo H-HH vekov. Sudebnaja reforma / Otv. red. B.V. Vilenskij. M., 1991. T 8. S. 188.

7 Sm.: Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR (utv.

VS RSFSR 27.10.1960 g.) // Vedomosti VS RSFSR. 1960. № 40. St. 592.

8 Sm.: Federal'nyj zakon ot 04.03.2013 g. № 23-

FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 62 i 303 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 48 (6024).

9 Sm.: Koncepcija sudebnoj reformy v Rossijskoj Federacii.

M., 1992. H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.