Научная статья на тему '"ДОВОЛЬНО БРАТСКОЙ КРОВИ!": ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЦАРИЦЫНЕ В 1917 Г.'

"ДОВОЛЬНО БРАТСКОЙ КРОВИ!": ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЦАРИЦЫНЕ В 1917 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / ЦАРИЦЫН / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВЕНСТВО / САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / RUSSIAN REVOLUTION OF 1917 / TSARITSYN / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CLERGY / SARATOV DIOCESE / FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Евгений Петрович

В статье рассмотрена реакция духовенства типичного российского города на революционные события 1917 г., показаны изменения в положении Православной Церкви в Царицыне в условиях общенационального кризиса. Для анализа были использованы прежде всего материалы местных газет, которые в условиях провозглашенной свободы печати могли достоверно отразить проблемы общества и представляли в зависимости от политических предпочтений редакций различные точки зрения на их решение. На этой основе выделены важнейшие трудности деятельности приходов: рост антицерковных настроений, отсутствие согласия среди клира, ухудшение материального положения Церкви, конфликты как внутри духовенства, так и между священниками и паствой. В период Первой мировой войны Церковь в Царицыне сумела организовать помощь нуждающимся и консолидировать здоровые силы общества, но после падения самодержавия в России много сил и времени тратилось на участие в митингах, шествиях, молебнах в поддержку Временного правительства. Последовательная позиция священнослужителей по сохранению гражданского мира не нашла массового отклика в народе, а новые органы власти не обеспечили взаимодействие с Русской Православной Церковью, которая оказалась отстраненной от решения злободневных вопросов на местном уровне. Демократизация приходской жизни, активность духовенства в избирательном процессе не привели к упрочению позиций Церкви в обществе, а, напротив, способствовали втягиванию священников в политические распри. Авторитет и роль православных пастырей в сохранении морально-нравственных устоев населения неуклонно снижались. Главной причиной усиления этой тенденции послужила неспособность духовенства ответить на вызовы революционного времени, их погруженность в обеспечение повседневного существования и мелочные дрязги, особенно по поводу сохранения собственных позиций. Местное духовенство не стало движущей силой революции 1917 г., хотя оно в своей массе энергично поддерживало Временное правительство. Приход большевиков к власти являлся для Православной Церкви на местах полной неожиданностью, что хорошо прослеживается на примере ситуации в Царицыне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ENOUGH WITH FRATERNAL BLOOD!”: ORTHODOX CHURCH IN TSARITSYN IN 1917

The article discusses the reaction of the clergy of a typical Russian city to the revolutionary events of 1917. It shows changes in the role of the Orthodox Church in Tsaritsyn in the situation of a national crisis. The analysis is based primarily on materials of those local newspapers which under the circumstances of the proclaimed freedom of press could reliably reflect the problems of society and presented diverse points of view on their solution depending on political preferences of the editorial offices. The article identifies the main difficulties in the activity of parishes, i.e. the increase in anti-church attitudes, lack of agreement among the clergy, deterioration in the financial situation of the Church, conflicts both within the clergy and between priests and the church-goers. During the First World War, the Church in Tsaritsyn managed to organise assistance to the needy and consolidate all the forces of society, but after the fall of the monarchy in Russia, a great deal of time and effort was spent on participating in rallies, marches, and public prayers in support of the Provisional Government. The consistent position of the clergy as to preserving civil peace did not find much response in the people, and the new authorities did not ensure interaction with the Russian Orthodox Church which was excluded from solving current issues at the local level. The democratisation of parish life and the activity of the clergy in the election process did not lead to the strengthening of the position of the Church in society, but, on the contrary, contributed to the involvement of priests in political strife. The authority and role of Orthodox pastors in preserving the moral foundations of the population was steadily declining. The main reason for the strengthening of this trend was the inability of priests to respond to the challenges of the revolutionary time, their absorption in ensuring their daily subsistence and petty squabbles, especially over the preservation of their own positions. The local clergy did not become the driving force of the revolution in 1917, although they supported the Provisional Government en masse. The advent of Bolsheviks to power was a complete surprise for the Orthodox Church, which is perfectly illustrated by the example of the situation in Tsaritsyn.

Текст научной работы на тему «"ДОВОЛЬНО БРАТСКОЙ КРОВИ!": ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЦАРИЦЫНЕ В 1917 Г.»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Воробьев Евгений Петрович, канд. ист. наук, доцент, доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации, Российская Федерация, 125993, г. Москва, Кронштадтский бульвар, 20 vorobyev@bk.ru,

2020. Вып. 96. С. 62-71

Б01: 10.15382Миг11202096.62-71

ОИСГО: 0000-0002-3022-7519

«Довольно братской крови!»: Православная Церковь в Царицыне в 1917 г.

Аннотация: В статье рассмотрена реакция духовенства типичного российского города на революционные события 1917 г., показаны изменения в положении Православной Церкви в Царицыне в условиях общенационального кризиса. Для анализа были использованы прежде всего материалы местных газет, которые в условиях провозглашенной свободы печати могли достоверно отразить проблемы общества и представляли в зависимости от политических предпочтений редакций различные точки зрения на их решение. На этой основе выделены важнейшие трудности деятельности приходов: рост антицерковных настроений, отсутствие согласия среди клира, ухудшение материального положения Церкви, конфликты как внутри духовенства, так и между священниками и паствой. В период Первой мировой войны Церковь в Царицыне сумела организовать помощь нуждающимся и консолидировать здоровые силы общества, но после падения самодержавия в России много сил и времени тратилось на участие в митингах, шествиях, молебнах в поддержку Временного правительства. Последовательная позиция священнослужителей по сохранению гражданского мира не нашла массового отклика в народе, а новые органы власти не обеспечили взаимодействие с Русской Православной Церковью, которая оказалась отстраненной от решения злободневных вопросов на местном уровне. Демократизация приходской жизни, активность духовенства в избирательном процессе не привели к упрочению позиций Церкви в обществе, а, напротив, способствовали втягиванию священников в политические распри. Авторитет и роль православных пастырей в сохранении морально-нравственных устоев населения неуклонно снижались. Главной причиной усиления этой тенденции послужила неспособность духовенства ответить на вызовы революционного времени, их погруженность в обеспечение повседневного существования и мелочные дрязги, особенно по поводу сохранения собственных позиций. Местное духовенство не стало движущей силой революции 1917 г., хотя оно в своей массе энергично поддерживало Временное правительство. Приход большевиков к власти являлся для Православной Церкви на местах полной неожиданностью, что хорошо прослеживается на примере ситуации в Царицыне.

Ключевые слова: революция 1917 г., Царицын, Русская Православная Церковь, духовенство, Саратовская епархия, Первая мировая война.

Е. П. Воробьев

Революционный кризис 1917 г. имел глубокие духовные предпосылки. Традиционные религиозные ценности были поставлены под сомнение жестокостью и жертвами Первой мировой войны. Тем не менее для большей части населения России духовность по-прежнему была связана с позицией доминирующей в стране Русской Православной Церкви.

Приходится сталкиваться с мнением, что Церковь сыграла заметную роль в свержении монархии1. Такая точка зрения встречает критику2, однако представляется целесообразным и дальше привлекать фактографический материал регионального уровня, что позволит раскрыть сложность революционного процесса, переплетение в нем различных тенденций. Одним из таких региональных центров является Царицын, в те годы относившийся к Саратовской епархии.

В 1917 г. в Царицыне действовало 18 православных храмов, три из которых (Алексеевская церковь, Николаевская церковь и церковь Параскевы Пятницы) были освящены в годы Первой мировой войны. С большим трудом из-за нехватки средств завершалось строительство огромного Александро-Невского собора (освящен только 19 мая 1918 г.). Испытания военных лет вызвали рост религиозности части жителей, желающих найти утешение и помочь молитвой своим близким, ушедшим на фронт. Так, на праздник Крещения 1917 г. верующие под предводительством протоиерея Успенского собора Я. П. Горохова совершили массовый крестный ход с последующим купанием в реке, символизирующей Иордан3.

Церковь пыталась своевременно откликаться на потребности общества. В 1914—1917 гг. Саратовской епархией управлял епископ Палладий (Добронравов). Иерарх объезжал приходы и указывал служителям Церкви укреплять духовные силы прихожан. Епископ Палладий призывал верующих оказывать постоянную помощь больным и раненым воинам, а также беженцам, прибывавшим в регион из западных районов Российской империи. Местное духовенство участвовало в подписке на военные займы4.

Усилия Церкви, направленные на решение насущных общественных задач, не остались не замеченными населением. Наблюдался рост авторитета священников, которые проявили наибольшую активность и хорошие организаторские способности в деятельности по открытию при храмах лазаретов, в сборе помощи для фронта и тыла. Несмотря на военное время, много верующих посещали церковные службы, которые были частью городской повседневности. Влиятельными настоятелями царицынских приходов были священники А. Строков, К. Булычев, А. Протоклитов, А. Шанский, Л. Благовидов, Я. Горохов. Они внесли значительный вклад в поддержание морального духа населения. Горожане помо-

1 Бабкин М. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007.

2 Репников А., Гайда Ф. Рец. на кн.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). // Отечественная история. 2008. № 5. С. 202-207.

3 Царицынский вестник. 1917. 8 янв. № 5351. С. 2.

4 Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2003. С. 147.

гали в уходе за ранеными, собирали средства для нуждающихся семей не только в период «священного единения», но и в 1915—1916 гг.

Вместе с тем нарастали и негативные тенденции в церковной жизни. На страницах «Саратовских епархиальный ведомостей» дьякон из Царицынского уезда, писавший под псевдонимом Н. В-ский, выделил основные проблемы деятельности приходов: раздоры и трения среди членов причта, их сильные различия в уровне образования, ведение религиозных служб по привычке, без молитвенного настроения5. Прихожане видели эту ситуацию, которая усугублялась постоянным удорожанием церковных треб. Недовольство этим фактором носило ограниченный характер, люди были больше обеспокоены положением на фронте, ростом цен на продукты питания и товары первой необходимости.

В начале 1917 г. духовенство Царицына не было замечено в отсутствии лояльности самодержавной власти. Православная Церковь мало меняла привычный уклад жизни, все так же проходили богослужения, производились назначения, вручались награды. 26 января государь пожаловал орден св. Анны 2-й степени протоиерею Вознесенской церкви г. Царицына А. П. Строкову «за труды по обстоятельствам военного времени»6. В частности, священник организовал работу беженцев по производству тканей, одежды, обуви, белья, мебели. Эти изделия были успешно представлены на выставке в Саратове, открытой в честь мученицы Татьяны7. Царицынский отдел Братства Св. Креста Попечительства о беженцах отличался особой активностью, в чем была немалая заслуга священника А. П. Строкова.

Тем временем в обществе нарастали антивоенные и антиправительственные настроения. Известие о падении монархии вызвало массовые беспорядки в Царицыне, в ходе которых сгорела тюремная церковь. Священники пытались успокоить толпу. Опубликованное в печати воззвание духовенства призывало все социальные слои к единению8.

С письмом характерного для революционного времени содержания обратился к обществу со страниц прессы священник 141-го запасного пехотного полка А. А. Благовидов:

«М[илостивый] Г[осударь], г. редактор!

...я смею сообщить, что, где мои духовные дети, там и их отец.

— 141 пех. зап. полк первый примкнул к новому правительству, к тому же правительству примкнул и я.

Пора всему православному духовенству отказаться от режима Победоносцевых и Саблеров!..

Желательно, чтобы местное духовенство всех вероисповеданий со своих амвонов провозгласило осуждение старому строю и признало за новым правительством право на устроение на новых началах как жизни государственной, так и церковной, призывая к веротерпимости и объединению всех граждан великой России.

5 Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 11 янв. № 2. С. 54—55.

6 Там же. 21 февр. № 6. С. 188.

7 Там же. С. 217.

8 Волго-Донской край. 1917. 5 марта. № 51. С. 2.

Необходимо духовенству внушать своим пасомым сохранять в настоящее время порядок и отвлекать злонамеренных лиц от бесчинств, погромов, краж и грабежей»9.

Духовенство региона поддержало новую власть еще до указаний вышестоящих инстанций. После падения монархии священнослужители вознесли моления «За богохранимую державу Российскую и за благоверное временное правительство ее»10. 5 марта 1917 г. епископ Саратовский и Царицынский Палладий в призыве к пастве и пастырям прямо указал: «Мы все должны беспрекословно подчиниться временному правительству»11. Выступления царицынского духовенства с целью защиты монархии носили единичный характер. Так, в воскресной проповеди отец Яков Горохов сказал, что «по чувству совести духовного лица не решается изменить присяги, данной престолу, и не находит возможным продолжать далее служение алтарю»12. Речь настоятеля Скорбященской церкви и его арест вызвали заметное волнение среди народа.

10 марта 1917 г. в Царицыне состоялся праздник, который начинался массовым шествием горожан во главе со священниками. После торжественно отслуженного молебна и провозглашения вечной памяти погибшим за свободу состоялся митинг на Скорбященской площади. Ораторы призывали население к порядку и доведению войны до победного конца. Протоиерей В. Н. Пашин в своей речи говорил о «защите Отечества от немецкого рабства» и об «единении всех русских людей»13. Жители города поддержали патриотические призывы. От лица духовенства председателю Государственной думы М. В. Родзянко была отправлена телеграмма: «Сердечно радуемся освобождению государства Российского от гнетущего тяжкого рабства, веками губившего силы народа. Исполать вам, смелые и честные борцы за давно желанную свободу. Молим Бога, чтобы Он дал вам силу и крепость мощно держать знамя свободы на многие лета»14.

Весной 1917 г. мероприятия по случаю установления нового строя и праздника 1 мая прошли во многих селениях региона. Молебны, приветствия, молитвенные пожелания успехов и благополучия являлись непременным атрибутом праздничных торжеств. Однако революционная эйфория быстро сменилась необходимостью решения первоочередных проблем повседневной жизни.

В сложной социально-экономической ситуации важным направлением деятельности Церкви стал сбор средств для нуждающихся и для органов новой власти. Со страниц местной прессы неоднократно звучали призывы к пожертвованиям, особенно в связи с праздником Пасхи15.

Яркое описание реакции населения на подобные призывы оставил корреспондент газеты «Волго-Донской край». 29 июня и 2 июля в Николаевской церкви села Ново-Никольского Царицынского уезда на военные нужды родины был произведен сбор, который, как и во многих других местах, сопровождался высо-

9 Волго-Донской край. 1917. 5 марта. № 51. С. 3.

10 Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 11 марта. № 8. С. 255.

11 Там же. С. 261-263.

12 Царицынский вестник. 1917. 6 марта. № 5397. С. 3.

13 Водолагин М. А. Красный Царицын. Волгоград, 1967. С. 39.

14 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. Д. 1292. Л. 58.

15 Волго-Донской край. 1917. 14 марта. № 57. С. 1; 17 марта. № 60. С. 4.

ким подъемом патриотического чувства: прихожане снимали с рук кольца, перстни, браслеты, вынимали серьги из ушей, один из присутствующих положил на сборное блюдо золотую цепь от часов, а кто-то положил и часы; некоторые снимали с себя даже кресты и жертвовали их. Собранные деньги и вещи были сданы в Царицынское отделение Государственного банка16.

Высокая гражданская активность наряду с ослаблением государственного контроля привела к перестройке начал общественной жизни. Церковь не могла оставаться в стороне от этого процесса. Весной 1917 г. происходила демократизация приходской и епархиальной жизни. Уже в марте в Царицыне состоялось собрание духовенства, на котором был избран исполнительный совет из семи человек. Духовенство делегировало своих представителей в городской исполнительный комитет, городскую думу и земское собрание17. Таким образом, священнослужители были представлены во всех важнейших органах новой власти. К тому же к ним постоянно обращались за советом и помощью тысячи жителей города. Влияние Церкви на общественные настроения продолжало оставаться весомым.

Революция обнажила противоречия и конфликты, которые раньше оставались глубоко скрытыми. Недовольство руководством Саратовской епархии привело к созыву 14 апреля 1917 г. Чрезвычайного съезда духовенства и мирян в губернском центре, на котором было принято решение об удалении епископа Саратовского Палладия (Добронравова), второго викария епископа Петровского Леонтия (Вимпфена) и передаче управления епископу Вольскому Досифею (Протопопову). Царицынское духовенство выразило протест против обсуждения вопроса о епископе, считая съезд неправомочным снимать и назначать главу епархии18. Соответствующая телеграмма была предана гласности с большим опозданием, когда решения собрания уже были реализованы. Представителем царицынского духовенства на съезде был протоиерей Я. П. Горохов. Взаимные обвинения, жаркие споры отражали общую ситуацию раздора в революционной России.

Демократизация церковных порядков привела к удалению постановлениями приходов неугодных священников. Прихожане возмущались установленной платой за совершение церковных треб, низким уровнем общественного контроля над распределением средств, иногда неблагочестивым поведением своих пастырей. На местах происходили изгнания клириков. По имеющимся данным, 65 священников Саратовской епархии были удалены со своих мест в течение трех первых недель апреля по решениям сельских обществ19. За несколько месяцев появилось значительное число пресвитеров без приходов, которые ожидали новых назначений. Отчасти эту проблему должно было решить расширение штатов в приходах с многочисленной паствой. Так, в августе 1917 г. были открыты самостоятельный приход при Казанской церкви в с. Прямая Балка Царицынского

16 Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 1 авг. № 22. С. 788-789.

17 Там же. 1 мая. № 13. С. 468.

18 Там же. 1 июня. № 16. С. 580.

19 Бабкин М. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). С. 377.

уезда и третий штат при Троицкой церкви завода «ДЮМО», располагавшегося на окраине Царицына20. Скандалы с перемещениями священников снижали авторитет духовенства. Однако оно обладало колоссальным влиянием на многотысячную массу прихожан и не могло оставаться вне политического процесса, тем более в непростое революционное время.

Члены клира участвовали в собраниях местных отделений политических партий. Так, весной 1917 г. представители конституционно-демократической партии в присутствии священника Вознесенской церкви И. Никольского обсуждали вопрос о форме власти в России. Большинство присутствующих на заседании высказалось за монархию, а не за республику.

Религиозный фактор играл важную роль на выборах в органы власти. В избирательной кампании в Царицынскую городскую думу принимали участие конфессиональные объединения: Лютеранская группа (от нее избран 1 гласный), Мусульманская группа (4 гласных), три еврейские организации (Бунд в союзе с меньшевиками и эсерами — 41 гласный, «Паолей-цион» — 1 гласный, «Еврейское население» — 2 гласных). От городских церквей было избрано 3 гласных, за которых было подано около 2% голосов избирателей21. Главного успеха на выборах в городскую думу Царицына добились большевики, получив 9 июля 1917 г. 39 мест из 102, а на повторных выборах 27 августа — уже 45 мест.

1917 год являлся временем постоянных собраний, съездов, конференций. Православная Церковь также выступала площадкой для обсуждения злободневных вопросов. В середине июля 1917 г. в школе при Скорбященской церкви прошло типичное для революционного времени собрание духовенства и мирян Царицына22. Протоиерей Я. П. Горохов, открывая мероприятие, заявил о сложении с себя полномочий благочинного. Временно исполнять его обязанности доверили протоиерею А. П. Строкову, а во всех церквах округа решили провести совещания прихожан для выборов делегатов на благочинническое собрание. Присутствующие заслушали доклад по делу дьякона Соколова, подавшего жалобу в Синод, и постановили удалить его из города. Духовенство также согласилось на увеличение жалованья миссионеру Алексееву в связи с резким повышением цен. Однако главный вопрос о недоразумениях по поводу звона Скорбященской церкви в воскресные и праздничные дни во время солдатских митингов не был решен. Солдатские собрания часто происходили рядом с храмами, особенно на Скорбященской площади, и ораторы были недовольны, что им мешают выступать. Запрет на колокольный звон во время митингов в Царицыне получил скандальную известность по всей стране.

Собрание отметило снижение нравственности в обществе, примером чего являлось недостойное поведение одного из офицеров, который позволил себе стоять спиной к иконе и курить папиросу. Рассмотренные прихожанами и священнослужителями вопросы свидетельствовали о нарастании конфликтности

20 Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 1 сент. № 25. С. 913.

21 Дроздов А. Выборы в Царицынскую городскую думу 9 июля 1917 г. // Вопросы краеведения. Вып. 1. Волгоград, 1991. С. 110.

22 Волго-Донской край. 1917. 16 июля. № 153. С. 3.

в обществе. От Церкви, от духовных пастырей люди ждали утешения и поддержки в решении социальных проблем.

Тяготы продолжающейся войны усугубляли непростое материальное положение духовенства. Снижение уровня жизни населения привело к сокращению пожертвований в пользу приходских священников за совершение церковных треб: за проведение исповеди, молебнов, освящений, венчаний, панихид, отпеваний. Резкое падение церковных доходов привело к недовольству клира сложившейся политической и социально-экономической обстановкой. Духовенство испытывало недостаток средств и часто анонимно жаловалось на свое положение Саратовскому епископу23.

Публичные предложения помочь священнослужителям вызывали поддержку части царицынского общества. Так, 25 октября 1917 г. на заседании врачебно-санитарной исполнительной комиссии по заявлению священника Кузьмина ему было назначено жалованье в 200 руб. за проведение религиозных служб в Александровской больнице, в эпидемиологической больнице и в приюте для хронических больных при 4-й амбулатории. Жалованье псаломщика церкви при больнице было увеличено до 50 руб.24 Материальные вопросы заслоняли от царицынского духовенства глобальные политические события, происходящие в стране.

Приход большевиков к власти был неожиданным и вызвал недовольство клира. В послании Всероссийского Церковного Собора содержался призыв: «довольно братской крови»25. Избранный в Царицыне в конце 1917 г. новый благо-чиннический совет безуспешно пытался урегулировать местные конфликтные ситуации. Так, в школе при Скорбященской церкви возник очередной конфликт по поводу изучения Закона Божьего. Учительница Никитина заявила о необязательности изучения этого предмета. С критикой на нее обрушились представители духовенства во главе со священником Л. Ф. Благовидовым26.

Общеполитические вопросы тонули в обсуждении сиюминутных проблем. Членам благочиннического совета предстояло принять решения по делам священника Преображенской церкви Скрозницкого, который был удален постановлением приходского собрания; священника Сергиевской церкви Златорунского, который на основании постановления приходского собрания епархиальной властью был уже перемещен в глухое село епархии, но по распоряжению высших духовных сфер оставлен на прежнем месте до детального рассмотрения вопроса; дьякона Казанской церкви Соколова, который вступил в конфликт с прихожанами и не выполнил постановления епархиальной власти о перемещении его в сл. Красный Яр27. Все эти спорные разбирательства тянулись месяцами, отнимали много сил и времени, но все так же оставались далеки от завершения.

Местное духовенство следовало за революционными событиями, а не возглавляло их, занимало скорее выжидательную позицию, ограничиваясь пере-

23 Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 21 ноября. № 33. С. 1166.

24 Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 3. Л. 22 об.

25 Волго-Донской край. 1917. 16 ноября. № 238. С. 2.

26 Рабочая мысль. 1917. 7 ноября. № 101. С. 4.

27 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. № 261. С. 2.

менами в Церкви на региональном уровне. Прихожане и клир ожидали конца войны и созыва Учредительного собрания.

Напряженность в царицынском обществе возросла после разгона Учредительного собрания. Союз Торгово-промышленных служащих устроил манифестацию с красными знаменами и хоругвями, в ходе которой был отслужен молебен. Среди ораторов митинга выделялся призывами к спокойствию и единению священник Яков Горохов28. В трудной ситуации пастыри Русской Православной Церкви старались быть вместе со своей паствой.

Таким образом, царицынское духовенство не выступало в качестве революционной силы, а стремилось поддерживать волеизъявление народных масс, что выразилось в солидарности с курсом Временного правительства. В проповедях священников подчеркивалась необходимость единения всего общества для победы над Германией и над антиправительственными силами, расшатывающими ситуацию в условиях военного времени.

Православная Церковь в Царицыне прошла через сложный процесс демократизации и пыталась дать ответ на духовные запросы со стороны населения. Тем не менее внутренние конфликты и противоречия, занятость повседневными материальными проблемами не позволили местному духовенству консолидировать здоровые силы общества, остановить развитие революционного процесса и скатывание страны в пучину Гражданской войны.

Список литературы

Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007.

Водолагин М. А. Красный Царицын. Волгоград: Нижне-Волжское краевое изд-во, 1967. Дроздов А. Ю. Выборы в Царицынскую городскую думу 9 июля 1917 г. // Вопросы краеведения. Вып. 1. Волгоград: Издатель, 1991. С. 108—110. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской православной церкви / [И. О. Тю-

менцев (рук.) и др.]. Волгоград: Издатель, 2003. Репников А. В., Гайда Ф. А. Рец. на кн.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.) // Отечественная история. 2008. № 5. С. 202-207. Хомутецкий А. Краткий очерк Союза Царицынской губернии с 1906 по 1922 год. Красный Царицын: Царицынский губотдел Союза совработников, 1922.

28 Хомутецкий А. Краткий очерк Союза Царицынской губернии с 1906 по 1922 год. Красный Царицын, 1922. С. 11.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2020. Vol. 96. P. 62-71 DOI: 10.15382/sturII202096.62-71

Moscow State Technical University

20 Kronshtadtsky bul'var, Moscow

Candidate of Sciences in History,

Associate Professor,

Yevgeny Vorobyov,

of Civil Aviation,

125993, Russian Federation,

vorobyev@bk.ru,

ORCID: 0000-0002-3022-7519

"Enough with Fraternal Blood!": Orthodox Church in Tsaritsyn in 1917

Y. Vorobyov

Abstract: The article discusses the reaction of the clergy of a typical Russian city to the revolutionary events of 1917. It shows changes in the role of the Orthodox Church in Tsaritsyn in the situation of a national crisis. The analysis is based primarily on materials of those local newspapers which under the circumstances of the proclaimed freedom of press could reliably reflect the problems of society and presented diverse points of view on their solution depending on political preferences of the editorial offices. The article identifies the main difficulties in the activity of parishes, i.e. the increase in anti-church attitudes, lack of agreement among the clergy, deterioration in the financial situation of the Church, conflicts both within the clergy and between priests and the church-goers. During the First World War, the Church in Tsaritsyn managed to organise assistance to the needy and consolidate all the forces of society, but after the fall of the monarchy in Russia, a great deal of time and effort was spent on participating in rallies, marches, and public prayers in support of the Provisional Government. The consistent position of the clergy as to preserving civil peace did not find much response in the people, and the new authorities did not ensure interaction with the Russian Orthodox Church which was excluded from solving current issues at the local level. The democratisation of parish life and the activity of the clergy in the election process did not lead to the strengthening of the position of the Church in society, but, on the contrary, contributed to the involvement of priests in political strife. The authority and role of Orthodox pastors in preserving the moral foundations of the population was steadily declining. The main reason for the strengthening of this trend was the inability of priests to respond to the challenges of the revolutionary time, their absorption in ensuring their daily subsistence and petty squabbles, especially over the preservation of their own positions. The local clergy did not become the driving force of the revolution in 1917, although they supported the Provisional Government en masse. The advent of Bolsheviks to power was a complete surprise for the Orthodox Church, which is perfectly illustrated by the example of the situation in Tsaritsyn.

Keywords: Russian Revolution of 1917, Tsaritsyn, Russian Orthodox Church, clergy, saratov Diocese, First World War.

References

Babkin M. (2007) Dukhovenstvo russkoi pravoslavnoi tserkvi i sverzhenie monarkhii (nachalo XXv. — konets 1917 g.) [Clergy of the Russian Orthodox Church and the overturn of monarchy (beginning of the 20th century — end of 1917)]. Moscow (in Russian).

Drozdov A. (1991) "Vybory v Tsaritsynskuiu Gorodskuiu Dumu 9 iiulia 1917 g." [Elections to Tsaritsyn City Duma on July 9, 1917]. Voprosy kraevedenia, 1, p. 108—110 (in Russian).

Khomuteckii A. (1922) Kratkii ocherk Soiuza Tsaritsynskoigubernii s 1906po 1922god [An outline of the Union of Tsaritsyn province from 1906 to 1922.]. Tsaritsyn (in Russian).

Repnikov A., Gaida F. (2008) Retsenziia na: Babkin M. Dukhovenstvo russkoi pravoslavnoi tserkvi i sverzhenie monarkhii (nachalo XX v. — konets 1917 g.) [Review of: Babkin M. Clergy of the Russian Orthodox Church and the overthrow of the monarchy (beginning of the 20th century — end of 1917)]. Otechestvennaia istoriia, 5, p. 202—207 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tiumentsev I. (ed.) (2003) Ocherki po istorii Volgogradskoi eparkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi [Essays in the history of Volgograd diocese of the Russian Orthodox Church]. Volgograd (in Russian).

Vodolagin M. (1967) Krasnyi Tsaritsyn [The red Tsaritsyn]. Volgograd (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.