КУЛЬТУРА
УДК 069(477.75) DOI: 10.22378/кю.2024.1.170-182
Довоенные негативы в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: предметы и экспозиции Ханского дворца в 1920-1930-х гг.
Севиля Велиева
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник
Аннотация. В статье рассматривается коллекция фотонегативов из фондов Бахчисарайского музея-заповедника, являющаяся ценнейшим материалом для широкого круга исследователей. В ней зафиксированы памятники архитектуры (Ханский дворец, мечети, фонтаны, мавзолеи, жилые дома и др.), сотрудники музея, деятели культуры и образования, жители Бахчисарая, селения и деревни Крыма, музейные предметы, не сохранившиеся до наших дней. Особое внимание уделено изображениям экспозиций музея в 1920-1930-х гг.
Ключевые слова: фотонегативы, экспозиция, музей, Бахчисарайский музей, дворец, история, музейные предметы, выставка
Для цитирования: Велиева С.С. Довоенные негативы в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: предметы и экспозиции Ханского дворца в 19201930-х гг. // Крымское историческое обозрение. 2024. Т. 11, № 1. С. 170-182. Б01: 10.22378/кю.2024.1.170-182
Фондовая коллекция Бахчисарайского музея-заповедника насчитывает свыше 145 000 предметов декоративно-прикладного искусства, быта, археологии, письменных, изобразительных, мемориальных памятников, что
представляет большое значение для исследования истории, этнографии и культуры Крыма. Среди всего многообразия предметов особый интерес вызывает коллекция фотонегативов - фотопластинок на стеклянной основе, содержащих негатив фотосъемки.
На сегодняшний день изображения, зафиксированные на фотонегативах коллекции Бахчисарайского музея-заповедника, являются ценнейшим материалом для широкого круга исследователей: памятники архитектуры (Ханский дворец, мечети, фонтаны, мавзолеи, жилые дома и др.), сотрудники музея, деятели культуры и образования, жители Бахчисарая, селения и деревни Крыма, музейные предметы, не сохранившиеся до наших дней.
В фондах Бахчисарайского музея-заповедника насчитывается 1554 фотонегатива. История формирования коллекции восходит к 20-30 гг. ХХ в. и затрагивает деятельность первого директора Государственного дворца и музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае - Усеина Абдурефиевича Боданинского (1877-1938). После учреждения музея при дворце, особенно в 1920-е гг., шла активная деятельность по сбору предметов, информации, фотофиксации быта, ремесел, исторических и архитектурных памятников крымских татар, с последующим созданием экспозиции музея на основе собранного материала [17, с. 22]. В археологических и этнографических экспедициях, организованных музеем, всегда участвовал штатный фотограф, который использовал для съемки в соответствии с технологией того времени стеклянные фотопластинки [16, с. 184].
Однако события Великой Отечественной войны, депортация крымских татар в 1944 г. не могли не отразиться на довоенной коллекции Бахчисарайского музея. Большинство музейных предметов были расхищены, а значительная часть сохранившихся потеряли аутентичные крымскотатарские наименования, а некоторые предметы утратили еще и историю поступления [19, с. 61]. Также пострадала и коллекция фотонегативов.
К сожалению, судьба фототеки1 музея изучена недостаточно. Нам известно, что изначально коллекция насчитывала более 3500 негативов на стеклянных фотопластинках2. Во время ВОВ она была вывезена в Германию и возвращена в Бахчисарай только в 1958 г. [8, с. 160]. Однако в каком количестве - нам не известно.
Известно, что при Бахчисарайском дворце-музее была фотолаборатория, которой заведовал художник, фотограф В. К. Яновский (1876-1966). Он был автором большинства снимков. Лаборатория находилась в специально оборудованном помещении, однако, где именно она располагалась,
1 Систематизированное собрание, хранилище фотографий, негативов.
2 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 8.
выяснить не удалось. В лаборатории были задействованы два фотоаппарата - в 13*18 см и 18*24 см с объективом фирмы «Цейс»3. Использовались фотопластинки на стеклянной основе, содержащие негатив фотосъемки4.
В период с 1928 по 1929 гг. фотографу В. К. Яновскому помогала новый сотрудник А. Н. Боданинская5, которая работала фотолаборантом [18, с. 240]. Во время экспедиции на Чуфут-Кале фотофиксацию производили архитектор Б. Н. Засыпкин и А. Н. Боданинская. В 1929 г. была отснята 331 фотопластинка и сделано 386 отпечатков фотографий [16, с. 184]. В производственном плане за 1934 г. о работе фотолаборатории было отмечено: «Наладить технику фотоувеличения, для чего поручить фотолаборантке А. Н. Боданинской, находящейся в Москве, изучить это дело при музейных фотолабораториях ГИМ, Государственного музея восточных культур и Центрального музея народоведения. Фотоувеличения необходимы для реэкспозиции...» [5, с. 497].
История фотонегативов Бахчисарайского музея-заповедника отражена в нескольких документах. К одним из них относятся инвентарные книги по фотонегативам за 1974, 1946 и 1924-1928 гг.6 В инвентарной книге 1974 г. зафиксированы старые и современные номера негативов из погашенных инвентарных книг 1946 г. К сожалению, в этих книгах нет информации о старых довоенных номерах, однако описание негативов взято из довоенной инвентарной книги. Благодаря тому, что на большей части самих негативов сохранились довоенные номера, которые указаны в инвентарной книге за 1924-1928 гг., мы располагаем подробным описанием негатива: имена людей на снимках, даты съемок, фамилии авторов снимков, наименования объектов, топонимы и этнонимы [16, с. 185]. Они содержат очень значимый материал по атрибуции фотонегативов.
Уникальным документом по истории Крыма и крымских татар в первой половине 1920-х гг. являются Дневники У. А. Боданинского [5, 14]. Помимо информации по истории и развитию Бахчисарайского дворца-музея и организации научной деятельности, здесь в частности отражена история формирования фондовой коллекции и фотофиксации исторических памятников. Так, с 25 июля по 10 сентября 1925 г. в ходе этнографической экспедиции по Крыму У. А. Боданинский отмечал, что было сделано 130 фотоснимков [14, с. 195]. Фотофиксация быта, жилищ, деревень в
3 Немецкая компания, специализирующаяся в области оптики. Основана немецким изобретателем Карлом Цейсом.
4 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.
5 Анна Никитична Боданинская - супруга Усеина Боданинского, в девичестве Фомина.
6 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 8; Ф. 16. Оп. 1. Д. 17; Ф. 16. Оп. 1. Д. 18.
ходе экспедиции была поручена практиканту-студенту Восточного отделения Крымского университета Аббасу Хильми Кадыэскерову [14, с. 240].
Сегодня материалы фотонегативов из собрания Бахчисарайского музея-заповедника широко используются в трудах современных исследователей. Например, набор «Крымские татары» из 30-ти подарочно-почтовых открыток с изображениями людей в бытовой обстановке, рабочий процесс представителей различных ремесел. Представленные в наборе снимки сделаны в ходе экспедиций (1924-1929) под руководством У.А. Боданинского [7].
С коллекцией фотоматериалов, связанных с историей Бахчисарая 1920-1930-х гг., знакомит фотоальбом «Бахчисарай: 1920-1930-е годы. К 100-летию Бахчисарайского музея» [4].
В альбоме «Мечети Крыма на старых фотографиях: из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника» можно увидеть фотографии, сохранившиеся в фотоархиве музея-заповедника, благодаря которым мы можем представить, как выглядели в 1920-1930 гг. мусульманские культовые памятники Крыма, большинство из которых безвозвратно утрачены [9].
Фотонегативы из фондов Бахчисарайского музея-заповедника были опубликованы в трех томах фундаментального труда «Мирас-Наследие», куда вошел свод материалов, собранный в 1923-1929 гг. в ходе экспедиции под руководством И. Н. Бороздина, А. С. Башкирова и У. А. Боданинского. В научный оборот были введены негативы, выполненные в ходе археологических исследований в Старом Крыму, Эски-Юрте, Бахчисарае [10].
Судьбе музейных предметов, в том числе негативов, утраченных в годы немецкой оккупации Крыма, уделено особое внимание в труде И.В. Зайцева и Р.Р. Эминова [8].
Отдельного внимания заслуживает труд Р. Р. Эминова «Бахчисарайский дворец-музей. История создания и формирования коллекций (19171945)», где подробно описана история создания Бахчисарайского дворца-музея, экспозиционная деятельность и формирование довоенной коллекции, включая негативы и информацию о деятельности фотолаборатории [16]. В статьях данного автора содержится важный материал по довоенным экспозициям музея [17, 19].
Неоднократно фотонегативы печатались в исследовательских трудах сотрудников Бахчисарайского музея-заповедника - это различные каталоги С. Н. Абдурамановой, О. Н. Алпашкиной, Л. З. Чубукчиевой, Э. Н. Муста-фаевой в соавторстве с Р. Д. Алиевым, С. С. Велиевой, А. Ю. Полкановой [1, 2, 3, 11, 12, 15].
Несмотря на то, что фотонегативы Бахчисарайского музея-заповедника были предметом изучения и частично введены в научный оборот, многие
аспекты, связанные с изображениями типов крымских татар, старинных домов Крыма, последствий землетрясений 1927 г., наводнения 1931 г., еще требуют должного внимания со стороны исследователей. В том числе и негативы, фиксирующие довоенные экспозиции и музейные предметы Ханского дворца, которые дают определенное представление о работе сотрудников в построении выставок в 1920-1930 гг. На их основе наиболее емко можно рассмотреть экспозиционную деятельность музея в первые десятилетия его существования, во время формирования его фондовых коллекций. В связи с чем мы предприняли попытку изучить фотонегативы, хранящиеся в фондах ГБУ РК БИКАМЗ, и выделить их по группам, а также выявить (при возможности) их оригинальные названия и более подробно рассмотреть фотонегативы, на которых представлена экспозиционная деятельность музея в 1920-1930-х гг.
В ходе исследовательской работы нами был рассмотрен 171 фотонегатив, на которых изображены экспозиционные залы музея, а также музейные предметы. Из данной группы были выделены следующие характеристики изображений: 51 - изображение экспозиции музея в 1920-1930-х гг.; 74 - изображения музейных предметов и фрагменты вышивок; 3 - изображения плана Ханского дворца; 2 - изображения плана экспозиции Бахчисарайского дворца-музея; 41 - изображение старинных рукописей, Коранов, ярлыков крымских ханов. Негативы с изображениями экспозиционных залов музея подразделяются на ряд тем: Крымское ханство, этнография крымских татар, идея коммунизма.
Экспозиция, существовавшая при царской власти до организации музея в 1917 г., не имела четкой концепции и тематико-экспозиционного плана. Она делилась на две части. В главном корпусе Ханского дворца была сохранена бытовая обстановка в восточном стиле. Данный антураж был устроен в залах дворца для приема царственных особ династии Романовых и их приближенных [16, с. 106]. Комнаты Ханского дворца мог видеть правитель Бухары Сейид Абдулахад-хан (1859-1910), который впервые посетил дворец в 1893 г. [13]. Интерьеры этих комнат представлены на негативах: ФН 12367 - «Ханская канцелярия», ФН 1267 - комната Гарема, ФН 12789 - «Посольский зал», ФН 127910 - «Ханская столовая», ФН 128011 -проходная комната, ФН 128412 - Летняя беседка.
7 Фонды ГБУ РК БИКАМ. КП 4642-Инв. 1236.
8 Там же. КП 4673-Инв. 1267.
9 Там же. КП 4684-Инв. 1278.
10 Там же. КП 4685-Инв. 1279.
11 Там же. КП 4686-Инв. 1280.
12 Там же. КП 4690-Инв. 1284.
Вторая часть экспозиции этнографического характера показывала воссозданные сцены производства изделий кустарно-промышленного и декоративно-прикладного искусства крымских татар. На них видно, что для экспонирования применялись специально изготовленные манекены с лицами [19, с. 56]. На негативах ФН 92713, ФН 94414 изображен торбочник за работой, процесс валяния войлока запечатлен на негативах ФН 93915, ФН 94016, работа вышивальщицы - ФН 94117, работа ткачихи - ФН 94218, 94319, работа сапожника - ФН 923 .
Выставка «Комната невесты», зафиксированная на ФН 93321, ФН 93622, ФН 93723, дает наглядное представление об убранстве комнаты, в которой расставлено и развешено приданое невесты.
На негативе ФН 89324 изображена выставка «Комната искусств», на которой показаны музыкальные инструменты ХУ1-ХУШ вв.: барабан давул, саз, волынка тулуп-зурна, зурны, къавал свирель, бубен даре, которые в настоящее время хранятся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника. На стенах и в витринах расставлены и развешены изделия с вышивками и два деревянных инкрустированных столика.
Большой интерес вызывают негативы ФН 90825, ФН 90926 - «Отдел ковров», на которых представлены утраченные после немецкой оккупации гобелены с изображением персидского шаха [8, с. 163]. Различного вида
27 28 29
оружия видны на изображениях ФН 912 , ФН 913 , ФН 914 , а на переднем плане негатива ФН 913 - османская пушка. Этот предмет был похищен во время немецкой оккупации Крыма [8, с. 165].
Следующим этапом стал советский период в истории музея. «В условиях советской действительности тематико-экспозиционные планы в по-
13 Фонды ГБУ РК БИКАМ. КП 4333-Инв. 927.
14 Там же. КП 4350-Инв. 944.
15 Там же. КП 4345-Инв. 939.
16 Там же. КП 4346-Инв. 940.
17 Там же. КП 4347-Инв. 941.
18 Там же. КП 4348-Инв. 942.
19 Там же. КП 4349-Инв. 943.
20 Там же. КП 4329-Инв. 923.
21 Там же. КП 4339-Инв. 933.
22 Там же. КП 4342-Инв. 936.
23 Там же. КП 4343-Инв. 937.
24 Там же. КП 4299-Инв. 893.
25 Там же. КП 4314-Инв. 908.
26 Там же. КП 4315-Инв. 909.
27 Там же. КП 4318-Инв. 912.
28 Там же. КП 4319-Инв. 913.
29 Там же. КП 4320-Инв. 914.
строении музейной экспозиции были приспособлены к показу успехов советского строительства в Крыму. Основная ее концепция заключалась в показе народных промыслов и декоративно-прикладного искусства крымских татар в сочетании с изменениями, произошедшими в результате внедрения идеологических устремлений в советском искусстве, выражавшихся в большей степени в изображении советской символики» [16, с. 106]. Это мы видим на негативах ФН 92930, ФН 93031, ФН 94632, ФН 94733.
Согласно фотонегативу ФН 121334 экспозиция музея в 1930-х гг. была поделена на пять отделов:
1. Вводный отдел охватывал темы: «Доклассовое общество в Крыму» (Комната № 1); «Рабовладельческое общество в Крыму» (Комната № 2); «Ранний феодализм в Крыму» (Комната № 3)35.
2. «Крымское ханство» (Комнаты № 4 -24. Начиная с Ханской канцелярии 1 и 2 этажи Исторического отдела, Гаремный корпус музея, в 20-ти комнатах представлен показ архитектуры и интерьера дворца, а также оружие, ярлыки, книги).
3. «Крым - колония царской России» (Комнаты № 25-28. Часть Свитского корпуса).
4. «Революционный отдел». (Комнаты № 29-31. Часть Свитского корпуса и Графский флигель).
5. «Отдел социалистического строительства» - помещения соборной мечети (Буюк Хан-Джами) [19, с. 56].
Следует отметить, что при музее была выставка, посвященная караимам и соответственно предметы, связанные с ними. О чем свидетельствуют фотонегативы ФН 8 8 5 36, ФН 8 8 637, ФН 88738, ФН 8 8 839. Во время Великой Отечественной войны часть предметов была расхищена. На негативе ФН 885 видны несохранившиеся предметы: чичит (шарф) с 2-мя нашивками и 4-мя кисточками; 2 нашивки с 4-мя кисточками; 2 верхних покрывала аналоя, 3 сумочки для книг, подсвечники [6, с. 48].
30 Фонды ГБУ РК БИКАМ. КП 4335-Инв. 929.
31 Там же. КП 4336-Инв. 930.
32 Там же. КП 4352-Инв. 946.
33 Там же. КП 4353-Инв. 947.
35 Там же. КП 4619-Инв. 1213.
35 Скорее всего речь идет о комнатах, где сейчас находятся помещения фондохранилищ музея-заповедника.
36 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4291-Инв. 885.
37 Там же. КП 4292-Инв. 886.
38 Там же. КП 4293-Инв. 887.
39 Там же. КП 4294-Инв. 888.
Помимо экспозиции в целом, ее места в Ханском дворце, принципах построения и прочего, фотонегативы дают нам возможность также рассмотреть музейные предметы, задействованные в выставках. Их можно разделить на четыре блока. Первый блок составляют ткани, в которые входят фрагменты вышивок, плетение, ковры. Второй блок вобрал в себя письменные источники: фрагменты Корана, ярлыки крымских ханов, письма, фрагменты книг на арабском (?), греческом и караимском (?) языках40. В третий блок входят предметы из стекла, кожи, дерева, металла, глины, ювелирные изделия. Четвертый блок состоит из предметов оружия.
Благодаря фототеке музея мы имеем представление об утраченных предметах. На негативах ФН 541, ФН 642 изображены страницы Корана начала XIV в. С подписью переписчика - Мухаммад б. Абд ар-Рахман ал-хаттат ал-Эрбили и датой 1315 г.43 Это «редкий по датировке и художественному оформлению памятник восточного каллиграфического искусства. Богатая орнаментация и художественное выполнение текста делает этот памятник уникальным образцом искусства рукописи XIV века» [8, с. 167]. Этот Коран не сохранился, так как особо ценные предметы, эвакуированные во время войны, были уничтожены от немецкой бомбардировки в г. Керчи 27 октября 1941 г. [8, с. 154]. Интерес также представляют негативы с изображениями ханских ярлыков ФН 148544, ФН 148645, ФН 148746, ФН 148847, ФН 148948, ФН 149049, ФН 149150, ФН 149251, ФН 149352, которые также были утрачены в ходе Великой Отечественной войны [8, с. 24].
На негативах ФН 8 9 953, ФН 90054 представлены венецианские стеклянные лампады XVIII века, не дошедшие до наших дней55. Они были похищены в 1960-х гг. [3, с. 26-27]. Ханский нагрудник для бритья ФН 96156
40 Многие книги требуют более точной атрибуции.
41 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 3411-Инв. 5.
42 Там же. КП 3412-Инв. 6.
43 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 8. Л. 37 об. Л. 39 об.
44 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4891-Инв.1485.
45 Там же. КП 4892-Инв.1486.
46 Там же. КП 4893-Инв. 1487.
47 Там же. КП 4894-Инв. 1488.
48 Там же. КП 4895-Инв. 1489.
49 Там же. КП 4896-Инв. 1490.
50 Там же. КП 4897-Инв. 1491.
51 Там же. КП 4898-Инв. 1492.
52 Там же. КП 4899-Инв. 1493.
53 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4305-Инв. 899.
54 Там же. КП 4306-Инв. 900.
55 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 8. Л. 82-об. 83.
56 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4367-Инв. 961.
был украден нацистами в годы оккупации Бахчисарая [3, с. 26]. Бесследно исчез деревянный сундук ХУШ века (ФН 901), оббитый кожей и железом, украшенный цветными кусочками из сафьяна58. Сохранились только изображения вышеперечисленных предметов.
Большой интерес представляют негативы ФН 94859, ФН 9506 , на которых показаны ювелирные изделия. Это разнообразные филигранные серьги с жемчугом, агатом. Серьги на негативе ФН 950, изображенные в левом верхнем углу, идентичны серьгам, которые хранятся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника под номером КП 1037-Инв. М 141 ДСП 28, 29. Остальные же до наших дней в музее не сохранились.
Таким образом, фотонегативы дают нам возможность окунуться в прошлое, увидеть экспозиции музея в начале XX в.: это убранство комнаты невесты в день свадьбы, помещения различных мастерских, предметы быта крымских татар, а также исторический отдел музея - фото убранств комнат Ханского дворца («Ханская спальня», «Ханская столовая», «Посольский зал», «Кофейная комната», комната Гарема). Также коллекция фотонегативов позволила не только выявить несохранившиеся предметы, но и дать более верную атрибуцию предметам, ныне хранящимся в фондах музея-заповедника. Так, нами был выявлен предмет из коллекции Бахшиша Бахшишева61 - полотенце юз-без XIX в.62 КП 445-Т 336 соответствует негативу ФН 115163. В инвентарных книгах 1920-1930-х гг. нет информации об источнике поступления и датировке предмета. Только по сохранившемуся старому инвентарному номеру на негативе и описанию изображения в инвентарной книге (негативы) за 1928-1934 гг. была осуществлена идентификация предмета.
В заключение отметим, что фотонегативы собрания ГБУ РК БИКАМЗ являются значимым источником по изучению экспозиционной деятельности музея тюрко-татарской культуры, поскольку знакомят с музейными предметами, не сохранившимися до наших дней, с выставочными проектами музея в 1920-1930-х гг. Дальнейшее полноценное исследование всей коллекции фотонегативов собрания ГБУ РК БИКАМЗ станет вкладом не только в изучение истории экспозиций музея, но и истории Ханского дворца в целом.
57 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4307-Инв. 901.
58 Научный архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 8. Л. 81-об., 82.
59 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 4354-Инв. 948.
60 Там же. КП 4356-Инв. 950.
61 Бахчисарайский коллекционер-бакалейщик, у которого музеем были приобретены предметы [16, с. 88].
62 Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. КП 445-Инв. 336.
63 Там же. КП 4557-Инв.0050.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдураманова С.Н., Акчурина-Муфтиева Н.М. Крымскотатарское женское головное покрывало в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. Каталог / Под ред. Акчуриной-Муфтиевой Н.М. С.: ООО «Издательство "Доля"», 2015. 96 с.
2. Абдураманова С.Н. Къыбрыз. Закладное ткачество крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: каталог. Белгород: Константа, 2017. 148 с.
3. Алпашкина О.Н. Предметы утвари Ханского дворца в собрании Бахчисарайского музея-заповедника: каталог / О.Н. Алпашкина. Симферополь: ООО «Антиква», 2017. 220 с.
4. Бахчисарай: 1920-1930-е годы. К 100-летию Бахчисарайского музея / Авт.-сост. О.Н. Алпашкина. Симферополь: ООО «Антиква», 2017. 198 с.
5. Боданинский У. Собрание сочинений. Т. III. Материалы: дневники экспедиций, рисунки, планы, отчеты и др. Бахчисарайского дворца-музея (1920-1934). Казань - Симферополь: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2020. 544 с.
6. Крымские караимы. Материалы по истории и культуре в Бахчисарайском заповеднике. Каталог / Полканова А.Ю., Алпашкина О.Н. Симферополь: 2013. 116 с.
7. Крымские татары. Историко-культурное наследие. Книга открыток / Сост. Сачек П., Гайворонский О. Киев: Издательство «Майстерня книги», 2009. 32 ф.
8. Культурные ценности из собрания Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, утраченные или перемещенные в результате Великой Отечественной войны / Сост. И.В. Зайцев, Р.Р. Эминов. М.: Кучково поле, 2015. 192 с.
9. Мечети Крыма на старых фотографиях из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. М.: Центр книги Рудо-мино, Издательский дом «Медина», 2016. 112 с.
10. МИРАС - НАСЛЕДИЕ. Татарстан - Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923-1929 годах: в 3 т. Том 1 / Сост. и отв. ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань: ООО «Астер Плюс», 2016. 580 с.; Том 2 / Сост. и отв. ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань: ООО «Астер Плюс», 2016. 572 с.; Том 3 / Сост. и отв. ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань: ООО «Астер Плюс», 2017. 720 с.
11. Мустафаева Э.Н., Велиева С.С., Алиев Р.Д. Кофе в традиционной культуре Крыма. Предметы в собрании Бахчисарайского музея-заповедника. Каталог. Белгород: Константа, 2017. 148 с.
12. Полканова А.Ю., Мустафаева Э.Н. Изделия с жемчугом и перламутром в Бахчисарайском музее-заповеднике. Каталог. Белгород: Константа, 2016. 148 с.
13. Сеитмеметова С.А. Как бахчисарайцы высоких гостей встречали. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://handvorec.ru/novosti/kak-bahchisarajtsy-vysokih-gostej-vstrechali/ (Дата обращения: 24.02.2024 г.)
14. Усеин Боданинский. Собрание сочинений. Том II. Дневники: 19231926 гг. Казань - Симферополь: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 264 с.
15. Чубукчиева Л.З. Ювелирное искусство крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: Каталог. Симферополь: ООО «Издательство «Доля»», 2015. 64 с.
16. Эминов Р.Р. Бахчисарайский дворец-музей: История создания и формирования коллекций (0907-0945) / Отв. ред. И.В. Зайцев. М.: Фонд «Связь Эпох», 2017. 368 с.
17. Эминов Р.Р. Дворец-музей на ветрах времени // Восточная коллекция. 2014. № 4 (59). С. 18-26.
18. Эминов Р.Р. Деятельность Фоминых-Боданинских в Бахчисарайском дворце-музее // Документирование театрального наследия: Международная научная конференция: к 90-летию Российской государственной библиотеки искусств: доклады, сообщения, публикации. М.: Новое издательство, 2013. С. 235-245.
19. Эминов Р.Р. Первый национальный музей крымских татар // Восточный архив. 2011. № 2 (24). С. 48-64.
Сведения об авторе: Велиева Севиля Серверовна - старший научный сотрудник, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (298405, ул. Речная, 133, Бахчисарай, Российская Федерация); vse-vila83@gmail.com
Pre-war photographic negatives in the collection
of the Bakhchisarai Museum-Reserve: objects
and expositions of the Khan's Palace in the 1920s-1930s
Sevilya Velieva
Bakhchisarai Historical, Cultural and Archaeological Museum-Reserve
Abstract. The article examines the collection of photographic negatives from the funds of the Bakhchisarai Museum-Reserve, which is the most valuable material for a wide range of researchers. It contains architectural monuments (Khan's Palace, mosques, fountains, mausoleums, residential buildings, etc.), museum staff, cultural and educational figures, residents of Bakhchisarai, villages of Crimea, museum objects that have not survived to the present day. Special attention is paid to the images of the museum's exhibitions in the 1920s and 1930s.
Keywords: photographic negatives, exposition, museum, Bakhchisarai Museum, palace, history, museum objects, exhibition
For citation: Veliyeva S.S. Pre-war photographic negatives in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve: objects and expositions of the Khan's Palace in the 1920s-1930s. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2024, vol. 11, no. 1, pp. 170-182. DOI: 10.22378/kio.2024.1.170-182 (In Russian)
REFERENCES
1. Abduramanova S.N., Crimean Tatar women's headscarf in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve. Katalog. Ed. by Akchurina-Muftieva N.M. Simferopol: OOO "Dolya", 2015. 96 p. (In Russian)
2. Abduramanova S.N. Mortgage weaving of the Crimean Tatars in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve: katalog. Belgorod: Konstanta, 2017. 148 p. (In Russian)
3. Alpashkina O.N. Utensils of the Khan's Palace in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve: katalog. Ed. by O.N. Alpashkina. Simferopol: OOO «An-tikva», 2017. 220 p. (In Russian)
4. Bakhchisarai: 1920-1930s. To the 100th anniversary of the Bakhchisarai Museum. Author-compiler O.N. Alpashkina. Simferopol: OOO «Antikva», 2017. 198 p. (In Russian)
5. Bodaninskiy U. Collected works. Volume III. Materials: expedition diaries, drawings, plans, reports, etc. Bakhchisarai Palace Museum (1920-1934). Kazan - Simferopol: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2020. 544 p. (In Russian)
6. Crimean Karaites. Materials on history and culture in the Bakhchisarai Nature Reserve. Katalog. Ed. by Polkanova A.Yu., Alpashkina O.N. Simferopol, 2013. 116 p. (In Russian)
7. Crimean Tatars. Historical and cultural heritage. Book of postcards. Ed. by Sa-chek P., Gayvoronskiy O. Kiev: «Maysternya knigi», 2009. 32 f. (In Russian)
8. Cultural values from the collection of the Bakhchisarai Historical, Cultural and Archaeological Museum-Reserve, lost or displaced as a result of the Great Patriotic War. Ed. by I.V. Zaytsev, R.R. Eminov. Moscow: Kuchkovo pole, 2015. 192 p. (In Russian)
9. Mosques of the Crimea in old photographs from the funds of the Bakhchisarai Historical, Cultural and Archaeological Museum-Reserve. Moscow: Tsentr knigi Rudomino, Izdatel'skiy dom «Medina», 2016. 112 p. (In Russian)
10. MIRAS - NASLEDIE. Vol 1. Tatarstan - Crimea. The City of Bulgarians and the study of Tatar culture in Tatarstan and Crimea in 1923-1929: In three volumes. Vol. 1. Ed. by C.G. Bocharov, A.G. Sitdikov. Kazan: OOO «Aster Plyus», 2016. 580 p.; Vol. 2. Ed. by C.G. Bocharov, A.G. Sitdikov. Kazan: OOO «Aster Plyus», 2016. 572 p.; Vol. 3. Ed. by C.G. Bocharov, A.G. Sitdikov. Kazan: OOO «Aster Plyus», 2017. 720 p. (In Russian)
11. Mustafaeva E.N., Velieva S.S., Aliev R.D. Coffee in the traditional culture of Crimea. Items in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve. Katalog. Belgorod: Konstanta, 2017. 148 p. (In Russian)
12. Polkanova A.Yu., Mustafaeva E.N. Products with pearls and mother of pearl in the Bakhchisarai Museum-Reserve. Katalog. Belgorod: Konstanta, 2016. 148 p. (In Russian)
13. Seitmemetova S.A. «How Bakhchisarai residents greeted distinguished guests». Electronic resource. Access mode: http://handvorec.ru/novosti/kak-bahchisarajtsy-vysokih-gostej-vstrechali/ (date: 24.02.2024.) (In Russian)
14. Usein Bodaninskiy. Collected works. Volume II. Diaries: 1923-1926. Kazan -Simferopol: Maijani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences 2018. 264 p. (In Russian)
15. Chubukchieva L.Z. Jewelry art of the Crimean Tatars in the collection of the Bakhchisarai Museum-Reserve: Katalog. Simferopol: OOO «Izdatel'stvo «Dolya»», 2015. 64 p. (In Russian)
16. Eminov R.R. Bakhchisarai Palace Museum: The history of the creation and formation of collections (1917-1945). Ed. by I.V. Zaytsev. Moscow: Fond «Svyaz' Epokh», 2017. 368 p. (In Russian)
17. Eminov R.R. The Palace Museum on the winds of Time. Eastern collection. 2014, no. 4 (59), pp.18-26 (In Russian).
18. Eminov R. R. The activities of the Fomins-Bodaninskis in the Bakhchisarai Palace Museum. Documenting theatrical heritage: International scientific conference: for the 90th anniversary of the Russian State Library of Arts: reports, messages, publications. Moscow: Novoe izdatel'stvo, 2013, pp. 235-245. (In Russian)
19. Eminov R. R. The First National Museum of the Crimean Tatars. Eastern Archive. 2011, no. 2 (24), pp. 48-64. (In Russian)
About the author: Sevilya S. Velieva - Senior Research Fellow, Bakhchisarai Historical, Cultural and Archaeological Museum-Reserve (133, Rechnaya Str., Bakhchisarai 298405, Russian Federation); vsevila83@gmail.com