Научная статья на тему 'Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детского возраста (сообщение 2)'

Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детского возраста (сообщение 2) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПОЗИЦИЯ ВОЗ / PREVENTION / SAFETY / ORGANIZATIONAL FORMS OF PREVENTION / THE WHO POSITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яновский Лев Михайлович

Профилактика отождествляется с безопасностью в нашей повседневной жизни, жизни региона и страны в целом. Приводится определение здоровья ВОЗ от 1992 года применительно к стоматологии как к раз- делу медицины. Значительная приверженность к реконструктивному подходу мешает кардинальной перебазиров- ке приоритетов в сторону профилактического направления мышления, исследований и практических действий. Профилактическое поведение необходимо прививать детям уже на первых этапах гигиенического воспитания. Здесь важна выработка мотиваций. Приводятся организационные формы профилактических мероприятий. Они даны образно в виде пирамиды. Приводятся выдержки из документов ВОЗ «Стоматология в XXI веке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яновский Лев Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationalization of possibilities of preventive actions in practice of children dentistry (the message 2)

Prevention is associated with safety in our everyday life, life of a region and country as a whole. A definition of health, proposed by WHO in 1992 relative to dentistry as a branch of medicine, is given. Considerable adherence to reconstructive approach hinders cardinal shifts of priorities towards the preventive direction of thinking, research and practical actions. Children need to impart preventive behavior already at the first stages of hygienic education. Here, the development of motivations is important. Organizational forms of preventive actions are discussed. They are figuratively given in the form of a pyramid. Excerpts from WHO documents named “Dentistry in the XXI century” are given.

Текст научной работы на тему «Доводы и аргументация возможностей проведения превентивных мероприятий в практике стоматологии детского возраста (сообщение 2)»

Иркутского ун-та, 1983. - 132 с.

2. Перельман М.И. Легочное кровотечение // Consilium medicum. - 2006. - Т. 8. №3. - С.88-90.

3. Gernez-Rieux Ch., Remy J., Voisin С., et al. L'arteriographie

Bronchique Selective // J. Franc. Med. Chir. Thorac. - 1967. - Vol. 21. №4. - P.463-475.

4. Remy J., Voisin C. Dupuis C., et al. Traitement Des Hemoptysies Par Embolisation De La Circulation Systemique // Ann. Radiol. - 1974. - Vol. 17. - P.5.

REFERENCES

1. Astafiev V.I., Grigoryev Ye.G. Endovascular therapy and surgical treatment of pulmonary diseases. - Irkutsk: Izdatelstvo Irkutskogo Universiteta, 1983. - 132 p. (in Russian)

2. Perelman M.I. Pulmonary hemorrhage // Consilium Medicum. - 2006. - Vol. 8. №3. - P.88-90. (in Russian)

3. Gernez-Rieux Ch., Remy J., Voisin С., et al. L'arteriographie

Bronchique Selective // J. Franc. Med. Chir. Thorac. - 1967. - Vol. 21. №4. - P.463-475.

4. Remy J., Voisin C. Dupuis C., et al. Traitement Des Hemoptysies Par Embolisation De La Circulation Systemique // Ann. Radiol. - 1974. - Vol. 17. - P.5.

Информация об авторе:

Григорьев Евгений Георгиевич - д.м.н., профессор, чл.-корр. РАМН, директор ФГБУ «НЦРВХ» СО РАМН, 664003 г. Иркутск, ул. Борцов Революции, 1, e-mail: egg@iokb.ru, тел. (3952) 407809

Information About the Author:

Grigoryev Yevgeniy Georgiyevich - corresponding member of RAMS, director of Scientific Center of Reconstructive and Restorative Surgery of Siberian Branch of RAMS; Bortsov Revolutsii, 1, Irkutsk, Russia, 664003; e-mail: egg@iokb.ru, tel.: (3952) 407809

©ЯНОВСКИЙ Л.М. - 2014 УДК 616.31-053.2-084

ДОВОДЫ И АРГУМЕНТАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА (СООБЩЕНИЕ 2)

Лев Михайлович Яновский (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. Профилактика отождествляется с безопасностью в нашей повседневной жизни, жизни региона и страны в целом. Приводится определение здоровья ВОЗ от 1992 года применительно к стоматологии как к разделу медицины. Значительная приверженность к реконструктивному подходу мешает кардинальной перебазировке приоритетов в сторону профилактического направления мышления, исследований и практических действий. Профилактическое поведение необходимо прививать детям уже на первых этапах гигиенического воспитания. Здесь важна выработка мотиваций. Приводятся организационные формы профилактических мероприятий. Они даны образно в виде пирамиды. Приводятся выдержки из документов ВОЗ «Стоматология в XXI веке».

Ключевые слова: профилактика, безопасность, организационные формы профилактики, позиция ВОЗ.

RATIONALIZATION OF POSSIBILITIES OF PREVENTIVE ACTIONS IN PRACTICE OF CHILDREN DENTISTRY (THE MESSAGE 2)

L.M. Yanovsky (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. Prevention is associated with safety in our everyday life, life of a region and country as a whole. A definition of health, proposed by WHO in 1992 relative to dentistry as a branch of medicine, is given. Considerable adherence to reconstructive approach hinders cardinal shifts of priorities towards the preventive direction of thinking, research and practical actions. Children need to impart preventive behavior already at the first stages of hygienic education. Here, the development of motivations is important. Organizational forms of preventive actions are discussed. They are figuratively given in the form of a pyramid. Excerpts from WHO documents named "Dentistry in the XXI century" are given.

Key words: prevention, safety, organizational forms of prevention, the WHO position.

Любой момент нашей повседневной жизни подчинен предупредительным мероприятиям, профилактике. В быту, на региональном и государственном уровнях все профилактические мероприятия называются безопасностью. Для профилактики автомобильных травм успешно используются ремни безопасности и надувные подушки безопасности, для безопасности пешеходов зимой тротуары посыпаются песком, а проезжая часть улицы - мелким гравием. Зимой мы носим теплую одежду для профилактики переохлаждения и простудных заболеваний [7]. С этой же целью зимой обуваем теплые ботинки, да еще и с протектором, чтобы не поскользнуться и не упасть. Этот список можно продолжать бесконечно. Причем он будет увеличиваться вместе с накоплением объема жизненного опыта конкретных людей.

Безопасность и профилактика охватывают все области жизни для сохранения жизни и здоровья людей. Для здоровых людей здоровье является чем-то само собой разумеющимся. Только тот, кто заболел начинает понимать истинную ценность здоровья. Трудно дать исчерпывающее определение

здоровья, если понимать под этим словом только отсутствие болезни.

На сегодня общепризнанным является определение здоровья человека, которое было предложено ВОЗ в 1992 году: «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В применении к челюстно-лицевой области это означает не только отсутствие воспалительных явлений, боли, аномалий зубочелюстной системы, но и правильные красивые черты лица, положение головы, вся осанка человека, что удовлетворяет социальные требования и все вместе посылает окружающим сигналы о молодости и привлекательности человека [2,5].

Благодаря позиции ВОЗ в последние несколько десятков лет профилактическое направление в медицине получило интенсивное развитие. Сформировались новые подходы в профилактических видах медицинской деятельности - это учение о здоровом образе жизни, учение о предболезни, о факторах риска возникновения заболеваний, учение об

адаптации и дезадаптации, о дозонологической диагностике, о профилактической медицине [1,2,3,4].

И все же до настоящего времени в стоматологии по традиции еще существует большая приверженность к реконструктивному подходу, так как образовательные технологии и образ мышления до сих пор еще во многом ориентированы на восстановление и мало опираются на биологические и профилактические концепции. Современное же состояние накопленных знаний во всех областях стоматологии однозначно указывают на то, что необходима коренная перемена взглядов, а не формальная [3,4,5].

Если бы общая медицина, ее такие разделы как инфекционные болезни, паразитология, вирусология, эпидемиология и др. в 1950-е годы были бы ориентированы так же, как еще до сих пор ориентирована стоматология, то для борьбы с детским параличом вместо разработки вакцины против вируса полиомиелита, и сейчас занимались бы усовершенствованием инвалидных колясок для пораженных вирусом полиомиелита. Т.е. здесь очевиден эффект причинного (этиологического) подхода против подхода по преодолению симптомов последствий заболевания [7].

Все разделы стоматологии располагают эффективными методами этиотропных вмешательств, которые по своему существу являются профилактикой, так как своевременное распознавание возможных изменений и врачебное вмешательство позволяют предупредить возникновение или остановить развитие болезни, или, по меньшей мере, уменьшить тяжесть ее течения. В то же время необходимо обеспечить не только безопасность пациентов, но и улучшить состояние их здоровья.

Все сказанное в наибольшей мере актуально для стоматологии детского возраста [2].

Для преподавателей всех разделов клинической стоматологии, для врача-клинициста профилактическое мышление, профилактические действия должны стать философией, т.е. базисом, первоосновой стоматологических действий. Первостепенные проблемы, которые должны беспокоить врача - «каким образом я могу преодолеть причины болезни? Каким образом я могу предотвратить заболевание в будущем?», но отнюдь не «как бы я мог восстановить разрушенные зубы и во что это обойдется пациенту?» В связи с этим и то образование, которое получают студенты согласно программы подготовки специалиста, должно быть дополнено разделами обучения в области политики здоровья и формирования профилактического мышления, т.е. тем, что поможет врачу приносить пациенту наибольшую пользу [3,5,7].

Профилактическое поведение должно прививаться детям уже на первых этапах воспитания во всех сферах жизнедеятельности. Необходимо как можно раньше довести до сознания каждого человека, что здоровье должно стать целью жизни. Обычному человеку, и особенно ребенку, очень трудно оценить последствия своих действий или бездействий в долгосрочной перспективе, родители, воспитатели, учителя должны довести правила здорового поведения до сознания ребенка возможно приведением различных примеров из жизни, а затем ежедневными тренировками добиться того, чтобы навыки правильного поведения стали бы само собой разумеющимся повседневным делом, привычкой, потребностью и необходимостью их выполнения [3,5,8].

Игры, т.е. имитация чего-либо из различных жизненных ситуаций (игра в стройку, игра в магазин, игра в движение транспорта и т.д.) - это главное занятие ребенка. В этих играх неосознанно приобретаются важные жизненные навыки, усваиваются манеры поведения. Способность детей к имитации, их желание все попробовать сделать самим и их любознательность способствуют тому, чтобы приучить ребенка к чистке зубов. Мало того, родители и другие старшие в семье, служат наглядным примером для подражания. Пока, что рассматривается вопрос не качества чистки, а вопрос формирования у детей мотивации к этим действиям, т.е. моторика у детей, особенно в младшем возрасте, далеко не совершенна и они не смогут вычистить тщательно зубы и снять зубной налет самостоятельно. Это надо сделать старшим взяв руку ребенка с зубной щеткой в свою руку и сделать соответствующие движения. При таких занятиях ребенком усваиваются движения руки и закрепляется порядок действий в головном мозге. Все это лучше всего делать в игровой форме, начиная с похода в магазин для подбора зубной щетки и зубной пасты,

а также чистки зубов куклам и кукольным зверушкам.

Профилактические мероприятия в области стоматологии и гигиены реализуются на практике в различных организационных формах. Образно можно представить себе такую пирамиду. В самой широкой ее части, в основании находится популяционная (коллективная, массовая) профилактика, т.е. при этом охватываются большие контингенты населения. Для примера - профилактика кариеса зубов посредством фторирования питьевой воды. Такая профилактика проводится всем, вне зависимости от индивидуальных факторов риска. Коллективная профилактика абсолютно не дифференцирована, однако эти мероприятия обладают высокой эффективностью.

Среднюю часть пирамиды занимает групповая профилактика (объем пирамиды в этой части меньше, чем в основании). Здесь можно выделить различные возрастные, профессиональные и половые группы населения, которым необходимо проведение профилактических мероприятий определенной направленности. Например, группы беременных женщин и кормящих «грудью» матерей, или дети различного возраста, но объединенные по степени интенсивности поражения зубов кариесом. Детям, входящим во 2-ю и 3-ю группу по активности кариозного процесса (субкомпенсированная и декомпенсированная формы кариозного процесса) необходим весь спектр антикариозных мероприятий. В то же время детям, входящим в 1-ю группу активности кариозного процесса, т.е. с компенсированной формой кариеса, достаточно проведение лишь одного-двух видов антикариозных мероприятий. Например, тщательная контролируемая чистка зубов фторсодержащими зубными пастами и прием фторированного молока. К мероприятиям групповой профилактики относят мотивацию и инструктаж по домашней гигиене полости рта, контролируемая чистка зубов, советы по питанию и по применению препаратов с фторидами и т.д. Мотивация и инструктаж по домашней гигиене полости рта направлены на формирование осознанного отношения к своему здоровью и предупреждение возникновения кариеса и гингивита [1,2,3,5,6,7].

Вершину пирамиды, самую узкую ее часть, занимает индивидуальная профилактика, профилактические мероприятия, проводимые отдельному человеку. Этот вид профилактики может дополнять групповой или может быть не связан с ним. Взрослое население в основном не имеет групповой структуры, которая могла бы быть использована для стоматологической профилактики. Разве, что исключение могут составлять работники кондитерских и шоколадных производств. В психологии взрослого человека доминирует индивидуальность, поэтому и в области медицинского обслуживания требуется индивидуальный подход. Кроме этого, с увеличением возраста проблемы первичного кариеса коронки зуба постепенно отступают на задний план, но повышается значение других форм кариеса - вторичный кариес после консервативных или ортопедических вмешательств, кариес корня зуба и т.д. Однако на передний план выступает патология тканей пародонта.

Эти обстоятельства требуют индивидуального подхода. Каждый взрослый человек и каждый ребенок с высоким риском возникновения стоматологических заболеваний нуждаются в индивидуальной профилактике различного объема. Конкретная программа индивидуальной профилактики создается на основе тщательного обследования пациента и выявления факторов риска [1,2,3,4,5].

Выполнение мероприятий индивидуальной профилактики непосредственно врачом стоматологом с экономической точки зрения не стоит считать рациональным. Для проведения профилактической работы в клинике используется специально обученный средний медицинский персонал. Чаще всего это гигиенист стоматологический или специально обученная медицинская сестра [7,8].

Привлекают внимание стоматологической общественности ряд документов, принятые ВОЗ под общим названием «Здоровье для всех в XXI веке», «Здоровье миллионов», «Стоматология в XXI веке». В них отмечено:

- Стоматологическое здоровье является важным составным компонентом достойного качества жизни.

- Профилактике всегда следует отдавать предпочтение по сравнению с лечебными мероприятиями и это должно быть основным правилом.

- Каждый человек должен делать все от него зависящее для достижения оптимального уровня стоматологического здоровья.

- Кариес зубов и заболевания пародонта можно предупреждать.

- Коммунальные методы профилактики должны поддерживаться индивидуальными усилиями, которые в некоторых ситуациях намного эффективнее.

- Стоматологический персонал должен участвовать в обеспечении мероприятий по укреплению общего здоровья человека.

- Число специалистов стоматологического профиля, их распределение в стране должно соответствовать нуждам населения в достижении оптимального уровня стоматологического статуса.

- Обучение стоматологического персонала должно продолжаться в течение всей служебной карьеры [9,10].

В настоящее время актуальность проведения профилактических мероприятий у детей, особенно кариеса зубов, многократно возросла. Это связано с тем, что нарушена система стоматологической диспансеризации организованного детского контингента населения. Далеко не все дошкольные детские учреждения и школы могут обеспечить стоматологические кабинеты дорогостоящим оборудованием. В связи с этим создается большая очередность в детских стоматологических поликлиниках. Эти проблемы видимо необходимо решать на муниципальном уровне.

Без сомнения различные системы стоматологических мероприятий должны существовать и должны постоянно совершенствоваться. В то же время, без внедрения в практику программ массовой профилактики, поддерживаемых государством, невозможно добиться снижения уровня частоты встречаемости стоматологических заболеваний. Это подтверждается наглядно опытом ряда западных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапитов А.Е. Первичная медицинская профилактика.

- Иркутск: РИО ИГМАПО, 2010. - 140 с.

2. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. - М.: Медицина, 1978. - 184 с.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2006. - 416 с.

4. Леонтьев В.К. Резистентность зубов к кариесу и проблемы профилактики // Стоматология сегодня. - 2013. - №8.

- С.54-55.

5. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология. - М.: Медицинская книга, 2008. - 443 с.

6. Масис Г. Симпозиум «Резистентность в проблеме профилактики кариеса зубов у детей» // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2013. - №3. - С.71-72.

7. Farbatlanten der Zahnmedizin 16. Prophylaxe und Praeventiczahnmedizin, by J.-F. Roulet, S. Zimer. - Stuttgart, Germany. - 2003. - 368 s.

8. Paediatric dentistry third edition / Welbury P.P., Diggal M.C., Hosey M.-T. - Oxford University Press. 2005. - 456 p.

9. WHO. Health Promotion Evaluation. Recommendations to policy makers. Copenhagen: WHO, 1998. - 37 p.

10. WHO. Draft policy on "Health for all in the 21st Century" - some reflections. Health Millions. - Geneva, 1998. - 24 p.

REFERENCES

1. Agapitov A.E. Primary care prevention. - Irkutsk: RIO IGMAPO, 2010. - 140 p. (in Russian)

2. Vinogradova T.F. Clinical examination of children at the dentist. - Moscow: Medicina, 1978. - 184 p. (in Russian)

3. Leontiev V.K., Pakhomov G.N. Prevention of dental diseases. - Moscow, 2006. - 416 p. (in Russian)

4. Leontiev V.K. Resistance of dental caries prevention and problem // Stomatologia segodnya. - 2013. - №8. - P.54-55. (in Russian)

5. Leus P.A. Preventive dentistry utility. - Moscow: Medicinskaya kniga, 2008. - 443 p. (in Russian)

6. Masis G. Symposium «Resistance to the problem of prevention of dental caries in children» // Stomatologia detskogo vozrasta I profilaktika. - 2013. - №3. - P.71-72. (in Russian)

7. Farbatlanten der Zahnmedizin 16. Prophylaxe und Praeventiczahnmedizin, by J.-F. Roulet, S. Zimer. - Stuttgart, Germany. - 2003. - 368 s.

8. Paediatric dentistry third edition / Welbury P.P., Diggal M.C., Hosey M.-T. - Oxford University Press. 2005. - 456 p.

9. WHO. Health Promotion Evaluation. Recommendations to policy makers. Copenhagen: WHO, 1998. - 37 p.

10. WHO. Draft policy on "Health for all in the 21st Century" - some reflections. Health Millions. - Geneva, 1998. - 24 p.

Информация об авторе:

Яновский Лев Михайлович - профессор кафедры стоматологии детского возраста, д.м.н., 664007, г. Иркутск, а/я 46, тел. (3952) 293406.

Information About the Author:

Yanovsky Lev - Professor of pediatric dentistry, PhD, MD, 664007, Irkutsk, post box 46, tel. (3952) 293406.

© МАЙБОРОДА А.А. - 2014 УДК: 616.89-008.441.13

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аскольд Александрович Майборода (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. В лекции обобщены современные представления о диагностике онкологических заболеваний. Отмечается, что международная практика признает высокую эффективность скрининговых программ для выявления рака шейки матки и среднюю эффективность скрининговых программ для выявления рака толстой и прямой кишок. Широкое применение перечисленных программ продиктовано их хорошей эффективностью, простотой исполнения и частотой встречаемости данной нозологии среди онкологических заболеваний. Цитогенетические тесты оказались очень эффективными для практического применения и позволили создать целый блок типичных хромосомных транслокаций, определяющих злокачественные образования у человека. Молекулярная генетика разработала целый ряд технологических приемов, следствием которых является возможность секвенировать ампли-фицированный сегмент, а информация о последовательности ДНК позволяет идентифицировать мутантный ген в каждом конкретном случае и даже определить однонуклеотидную мутацию в исследуемом гене. Объединенные возможности молекулярной генетики и цитогенетики (метод флюоресцентной гибридизации) позволяют быстро диагностировать наличие аномального числа хромосом и идентифицировать конкретные хромосомные пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.