Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ДОВЕРИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие / социальная работа / специфика / ограничения / trust / social work / specificity / limitations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова Анастасия Евгеньевна, Митрухин Светлана Владимировна

Доверие относится к одновременно сложным, актуальным и перспективным для изучения социально-психологическим феноменам. Особый интерес представляет изучение этого феномена в контексте социальной работы. Однако теоретических и эмпирических исследований, посвящённых этому вопросу, в области социальной работы пока проведено немного, что обусловлено его спецификой и ограничениями в исследовании. Данные вопросы рассмотрены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Данилова Анастасия Евгеньевна, Митрухин Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST IN SOCIAL WORK: PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR THEORETICAL ANALYSIS AND EMPIRICAL RESEARCH

Trust is a socio-psychological phenomenon that is both complex, relevant and promising for study. Of particular interest is the study of this phenomenon in the context of social work. However, very little theoretical and empirical research has been carried out on this issue in the field of social work. This is largely due to its specificity and limitations in the study. These issues are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ,

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 177.7:364

ДОВЕРИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Данилова Анастасия Евгеньевна,

студент

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Доверие относится к одновременно сложным, актуальным и перспективным для изучения социально-психологическим феноменам. Особый интерес представляет изучение этого феномена в контексте социальной работы. Однако теоретических и эмпирических исследований, посвящённых этому вопросу, в области социальной работы пока проведено немного, что обусловлено его спецификой и ограничениями в исследовании. Данные вопросы рассмотрены в статье.

Ключевые слова: доверие, социальная работа, специфика, ограничения.

TRUST IN SOCIAL WORK: PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR THEORETICAL ANALYSIS

AND EMPIRICAL RESEARCH

Danilova Anastasia Evgenievna,

student

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Trust is a socio-psychological phenomenon that is both complex, relevant and promising for study. Of particular interest is the study of this phenomenon in the context of social work. However, very little theoretical and empirical research has been carried out on this issue in the field of social work. This is largely due to its specificity and limitations in the study. These issues are discussed in the article.

Key words: trust, social work, specificity, limitations.

Доверие - это фундаментальная технологическая основа процесса оказания социальной помощи, включающая в себя сложный процесс, требующий усилий и специальных действий, процессы, этапы и стадии которых могут быть представлены последовательно, начиная с первого контакта и заканчивая сформированными отношениями. Доверие является специфической особенностью социальной работы как профессиональной деятельности, показателем удовлетворённости клиента процессом и результатом получения социаль-

ной услуги, основой и этическим принципом как проявления честности, взаимоуважения и искренней заинтересованности, как со стороны специалиста, так и клиента. Однако в научной литературе в области общественных наук отсутствует информация о подходах к изучению, методах эмпирических исследований феномена доверия.

Доверие - это уверенность в ответственном отношении человека к сложившейся ситуации, искренности и истинности в его словах, поступках и действиях, а также мотивах не при-

чинить вреда ни словом, ни делом, ни мыслью, никому, никогда, ни при каких обстоятельствах.

В различных общественных науках доверие понимается по-разному: например, в социологии доверие интерпретируется как предпосылка формирования социальных общностей и малых групп, одно из условий обеспечения стабильности, эффективного функционирования и развития общества, надёжность и достоверность действий личностей, социальных групп и институтов. С философской точки зрения доверие рассматривается в системе координат общественного развития как сложный и уникальный процесс формирования субъектом властной деятельности в конкретном историческом обществе нравственно-психологических установок, которые могут считаться значимыми для большинства социальных групп [1, с. 22-23]. В психологии - это вера в то, что человек, которому доверяют, сделает то, что ожидается от него.

В общественных науках доверие понимается следующим образом: в социальной психологии доверие - это основа межличностных отношений, в социологии - это индикатор удовлетворённости общества и его групп социальными институтами и отдельными субъектами, в философии доверие является нравственным понятием, категорией морали, регулятором этических и нравственных отношений.

В научной литературе существует достаточно большое количество классификаций видов доверия: доверие к себе, к миру и другим людям (по Т. П. Скрипкиной, 2000), бессрочное, ограниченное и единовременное доверие (по Э. Р. Хабиевой, 2011), а также беспричинное, формальное, интуитивное и вынужденное доверие (по А. Селигмену, 1998), но рассмотрим те, которые чаще всего встречаются и изучаются:

- Межличностное доверие - это уверенность в том, что участник взаимодействия не нанесёт вреда в определённой сложной ситуации, не воспользуется возникшей уязвимостью

другого участника. В межличностном доверии отображаются установки, усвоенные человеком в период ранней социализации, жизненный опыт индивида, фундаментальные общечеловеческие моральные ценности [2, с. 17].

- Институциональное доверие проявляется при взаимодействии субъектов для удовлетворения общественных потребностей с помощью тех действий, которые соответствуют принятым в обществе социальным нормам и т. д. Институциональное доверие возникает на основе сформировавшихся социальных институтов, общественных групп, которые занимают социальные позиции в рамках данных институтов и определённой культуры, предполагающей удовлетворение разнообразных потребностей, развивающих личность.

- Генерализированное доверие - безусловное ожидание надёжности кого-либо, с кем у доверяющего отсутствует опыт взаимодействия, основанное на обобщённом предыдущем опыте общения с людьми. Оно также связано с проявлением субъектом позитивного отношения к другим людям без ожидания адекватного вознаграждения лично для себя, а лишь «пользы» для общества. Генерализированное доверие может быть направлено на людей, которые находятся за пределами ближайшего социального окружения индивида, включая незнакомцев и общество в целом.

Данные виды доверия проявляются в межличностных отношениях, во взаимодействии субъектов (социальных институтов, социальных групп и общностей) для удовлетворения общественных потребностей и поддержания достойного уровня и качества жизни, а также могут быть вовсе не связаны с определенным человеком, группой, общностью, организацией, а скорее, относиться к широкому диапазону людей.

Интерес к феномену доверия как к объекту научного анализа возник в середине 80-х годов прошлого столетия в социальной психологии, где доверие изучалось в контексте межличностного и межгруппового восприятия и общения (К. А. Абульханова-Славская, 1991;

A. А. Бодалев, 1994; В. П. Зинченко, 2001; М. С. Каган, М. Ю. Кондратьев, 1994; Б. З. Мильнер, Б. Д. Парыгин, 1971 и др.). Феномен доверия является недостаточно изученным.

По мнению А. Б. Купрейченко, интерес к феномену доверия проявляется в периоды социально-политических и социально-экономических трудностей, когда в обществе наблюдается «дефицит доверия». Основываясь на полученных результатах всероссийских опросов общественного мнения, можно говорить о том, что в России преобладает кризис доверия ко многим социальным институтам, в том числе к институту социальной защиты населения [3].

В социологии доверие изучалось на разных уровнях социальной структуры общества (например, в широком социально-политическом спектре проблем общественного мнения (А. А. Бодалев, 2004; А. А. Галкин, 2009; М. Доган, 1997; Т. И. Заславская, 2002 и др.)), исследования социальных функций доверия (Г. М. Заболотная, 2003).

Современные социологические и социально-психологические аспекты доверия находят своё отражение в рамках теории социального капитала (Д. Л. Монд, В. Н. Лукин, 2020;

B. А. Чикер, Л. Г. Почебут, Н. В. Волкова, 2018; Л. В. Марарица, Т. В. Казанцева, И. В. Кузнецова, 2021 и др.), так как, по мнению исследователей, социальный капитал, с одной стороны, - результат существующего уровня доверия в обществе, с другой стороны, достигнутый уровень доверия есть выражение накопления социального капитала. По мнению Л. Г. Почебут, когнитивный, или социально-психологический, капитал можно назвать капиталом межличностных отношений, потому что он рождается, развивается, накапливается в системе межличностных отношений партнёров по общению и определяется когнитивными процессами [4, с. 52].

В социальной работе практически отсутствуют основательные и систематические исследования феномена доверия как фундаментальной основы социальной работы. В свобод-

ном доступе нам удалось найти публикацию с результатами лишь одного эмпирического исследования доверия как показателя эффективности оказания помощи клиентам социальных служб, которое проводилось А. Н. Суховым, М. Г. Гераськиной, А. А. Захаровой в 2016 году в Рязанской области в рамках независимой оценки предоставления социальных услуг с помощью трёх разработанных методик, направленных на оценку межличностного доверия к социальным работникам, доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе, а также доверия/недоверия социальным работникам [5, с. 157]. По результатам исследования был выявлен средний уровень доверия клиентов к специалистам социальных учреждений, что говорит о том, что клиенты знают, что специалисты всегда готовы прийти к ним на помощь, однако их поведение не всегда соответствует ожиданиям клиентов, что может привести к потере их доверия по отношению к специалистам и организациям в целом.

Доверие как объект научного анализа относится к категории наиболее сложных из-за высокой трудоёмкости исследования и его ключевой роли в решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия людей и т. д. Доверие является одним из наиболее сложных для исследования социально-психологических явлений из-за его:

- высокой динамичности (феномен доверия зачастую подвержен изменениям под воздействием внешних и внутренних условий, затрудняющих процесс изучения);

- существующего риска и уязвимости участников взаимодействия (изучение феномена доверия может быть связано с определёнными жизненными ситуациями клиента, что, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципа конфиденциальности со стороны специалиста для защиты прав и интересов клиентов от внешних воздействий (мошеннических и др.), однако также может возникнуть проблема достоверности полученных данных от клиента, который может быть недостаточно уверен в специалисте);

- многофакторной зависимости (социальные и культурные нормы и ценности, предыдущий опыт проявления доверия, определённые личностные и психологические характеристики личности и др.);

- сложности измерения (феномен доверия сложно измерить объективными методами исследования (опрос, анкетирование, использование психологических методик) из-за ограниченности самих методов исследования, не позволяющих получить полное представление о данном феномене в силу своей многофакторности и сложной структуры) и др.

Специфика исследования феномена доверия в социальной работе, на наш взгляд, заключается в следующем:

- сложная иерархичность феномена доверия в социальной работе (доверие объекта социальной работы к самому себе и к социальным объектам: конкретному другому человеку из социального окружения или к конкретному специалисту, к другим людям в целом, отдельному подразделению или социальной организации, обществу в целом и окружающему миру);

- двойная направленность доверия (анализ данного феномена необходимо проводить с каждой стороны субъекта взаимодействия, как со стороны клиента, так и со стороны специалиста);

- междисциплинарность социальной работы (требуется задействовать знания из различных взаимосвязанных областей научного знания - социологии, психологии, педагогики и т. д. для более эффективной работы с клиентом);

- существование определённого риска (при проявлении доверия клиент становится уязвимым, открывая доступ к своей личной информации или ресурсам, исследователю же необходимо быть внимательным к вопросам конфиденциальности и защиты прав клиента, учитывая данную уязвимость с его стороны);

- влияние прошлого опыта проявления доверия (необходимо учитывать прошлые переживания и возможный негативный опыт

клиента, которые могут помешать, например, установлению доверительных отношений);

- уникальность возникших ситуаций, где возникает необходимость проявления доверия (каждый случай носит уникальный характер, а значит в каждом случае преобладает сложная структурная иерархичность феномена доверия, т.е. наличие определённой структуры и характеристик доверия, присущих возникшему случаю) и др.

Анализ научной литературы и наш небольшой опыт изучения феномена доверия позволили выделить некоторые ограничения, которые могут возникнуть перед исследователем при изучении данного феномена:

- сложность в определении сущности доверия, так как в каждом источнике преобладают различные интерпретации к пониманию доверия; для каждого человека доверие имеет своё значение, что в свою очередь затрудняет определение рабочего понятия при проведении эмпирического исследования;

- сложность в определении инструментария для исследования: в социологических исследованиях при изучении социального доверия используются в основном опросные методы (анкетирование), которые дают ограниченное представление о наличии или отсутствии доверия и не позволяют получить более подробную информацию (мнения) о причинах доверия/недоверия, способах/механизмах повышения доверия. В психологии отмечается недостаток в разработанных и апробированных методиках;

- сложность и многообразие объектов социальной работы как профессиональной деятельности, требуется разработка инструментария с учётом возможностей «реальных «носителей» многочисленных социальных и психологических признаков, качеств, свойств и т. п.;

- отсутствие признанных и эмпирически обоснованных дифференцированных индикаторов доверия/недоверия в социологических и социально-психологических исследованиях. Нет устоявшихся подходов и способов изме-

рения уровня институционального, генерализованного или межличностного доверия;

- преобладание определённых временных рамок проявления доверия, так как данный феномен является не статичным, а динамичным и подверженным к изменению от внешних и внутренних условий, что создает дополнительные сложности при его изучении в разные временные отрезки;

- ограниченный доступ к информации, доверие зачастую связано с конфиденциальностью и личными данными о клиенте, что в свою очередь затрудняет получение доступа исследователю к достоверной информации о доверии, в частности при исследовании конкретных групп или уязвимых популяций;

- сложность в отделении/вычленении феномена доверия от других социально-психологических и этических феноменов: профессиональное общение, взаимодействие, поведение, установление контакта и др. Как определить, что исследователь изучает доверие, а не какое-то другое похожее на него явление, и результаты, которые он получил, имеют отношение к этому явлению?

Актуальными, на наш взгляд, направлениями для исследования в области социальной работы в настоящее время являются:

- изучение феномена доверия как основы социальной работы и профессиональных взаимоотношений между специалистом и клиентом;

- в области разработки технологии уста-

специалистом и клиентом (какие действия, причины, факторы будут способствовать установлению этих доверительных отношений и т. д.);

- проведение прикладных исследований и выявление причин/факторов доверия/недоверия к определённым социозащит-ным учреждениям, специалистам, их деятельности и, в случае выявления недоверия, определение механизмов/способов повышения доверия к специалистам и социальным учреждениям в целом и др.

Таким образом, феномен доверия как объект теоретического и эмпирического научного анализа является привлекательным для достаточно большого количества исследователей, на современном этапе общественного развития ведущими аспектами и направлениями исследования доверия являются социологические и социально-психологические, изучаемые в области социальной психологии. В области социальной работы также возрастает интерес к изучению феномена доверия, например, при изучении влияния установления доверительных отношений на эффективность деятельности специалистов социальных служб, однако, из-за существующих сложностей и ограничений остаётся всё ещё недостаточно изученным, что обосновывает актуальность и необходимость разработки методологических основ изучения доверия и проведения эмпирических исследований, влияющих как на жизнь отдельного человека, так и общества в целом.

новления доверительных отношений между

Библиографический список

1. Галяс И. А. Доверие и влияние как условия сохранения целостности современного транзитивного общества // Парадигмы истории и общественного развития. 2017. № 8. С. 21-27.

2. Рукавишников В. О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 17-25.

3. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 565 с.

4. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. 2018. № 2. С. 47-71.

5. Сухов А. Н., Гераськина М. Г., Захарова А. А. Уровень доверия клиентов к социальным работникам как показатель эффективности их профессиональной деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 8. С. 153-159.

© Данилова А. Е., Митрухина С. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.