Научная статья на тему 'Доверие в организации'

Доверие в организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
463
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ / ДОВЕРИЕ В КОМАНДНОЙ РАБОТЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА / РИСК ДОВЕРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TRUST IN THE ORGANIZATION / TRUST IN TEAMWORK / TRUST OF TEAM MEMBERS / TRUSTING ATMOSPHERE / CONFIDENCE RISK / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петеримова Е.Ю.

В настоящее время в менеджменте отмечается важность доверия в организации. Доверие порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия решений, способствует достижению поставленных целей и усиливает конкурентоспособность компании. В работе приводятся результаты исследования влияния уровня доверия в группе на результативность обучения студентов. В заключении делается вывод, что доверие в командной работе влияет на результативность организационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST IN THE ORGANIZATION

Currently, the management notes the importance of trust in the organization. Trust generates coherence in the work of the team, accelerates the decision-making process, contributes to the achievement of the set goals and enhances the company's competitiveness. The paper presents the results of the study of the influence of the level of trust in the group on the effectiveness of student training. In conclusion, it is concluded that trust in teamwork influences the effectiveness of organizational activities.

Текст научной работы на тему «Доверие в организации»

УДК 005.96:159.99

ДОВЕРИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Е. Ю. Петеримова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: katyapeterimova@mail.ru

В настоящее время в менеджменте отмечается важность доверия в организации. Доверие порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия решений, способствует достижению поставленных целей и усиливает конкурентоспособность компании. В работе приводятся результаты исследования влияния уровня доверия в группе на результативность обучения студентов. В заключении делается вывод, что доверие в командной работе влияет на результативность организационной деятельности.

Ключевые слова: доверие в организации, доверие в командной работе, доверительная атмосфера, риск доверия, психологический климат, межличностное взаимодействие.

TRUST IN THE ORGANIZATION

E. Yu. Peterimova

Siberian Federal University 79, Svobodnyy prospect, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: katyapeterimova@mail.ru

Currently, the management notes the importance of trust in the organization. Trust generates coherence in the work of the team, accelerates the decision-making process, contributes to the achievement of the set goals and enhances the company's competitiveness. The paper presents the results of the study of the influence of the level of trust in the group on the effectiveness of student training. In conclusion, it is concluded that trust in teamwork influences the effectiveness of organizational activities.

Keywords: Trust in the organization, trust in teamwork, trust of team members, trusting atmosphere, confidence risk, psychological climate, interpersonal interaction.

Проблему доверия в организации начали рассматривать в 60 - 70-х гг. XX века. В основном исследование проводили психологи и социологи, рассматривая доверие, как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека.

На современном этапе развития менеджмента специалисты понимают важность доверия в организации, как мощного инструмента управления. Данный феномен влияет на результативность организационной деятельности и определяет успешность компании.

Исследователи разработали различные подходы к пониманию сущности доверия в организации. Например, Роберт Брюс Шо, выделяет ключевые императивы создания высокого уровня доверия: 1) результативность деятельности; 2) порядочность во взаимоотношениях; 3) проявление заботы о людях [4].

По мнению Тимофея Александровича Нестика, доверие к организации складывается из трех составляющих: 1) доверие к личности руководителя; 2) доверие к коллективу сотрудников; 3) доверие к организации как безличной системе [3].

По мнению Аллы Борисовны Купрейченко, организационное доверие и недоверие существуют в трех основных формах: 1) система норм; 2) представления работников об организации,

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

своих коллегах, руководителях, партнерах; 3) психологическое пространство взаимоотношений сотрудников и организации [1].

С социологической точки зрения проблему доверия можно рассматривать как процесс формирования различных социальных групп со свойственным им групповым восприятием ответственности, честности, надежности, пониманием адекватности процессов и явлений [2].

Доверие как психологическое состояние личности может возникать при складывании воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, предыдущего опыта, уровня интеллектуального развития.

Доверие членов команды друг к другу проходит три основных стадии:

1. Расчет - члены команды должны убедиться в компетентности, надежности, предсказуемости действий друг друга.

2. Опыт - здесь важен процесс проявления доброжелательности и открытости к обсуждению проблем.

3. Тождество - члены команды являются группой с единой системой ценностей.

Доверительная атмосфера в организации ускоряет процесс принятия и реализации решений, способствует достижению поставленных целей, снижению текучести кадров и экономии времени. Однако у доверия есть и отрицательные стороны:

• чем выше доверие, тем менее члены команды контролируют друг друга;

• чем сплоченнее коллектив, тем более сотрудники склонны к непродуманным решениям;

• доверие создает идеальные условия для недобросовестных сотрудников.

Было проведено исследование среди студентов групп по специальности «Менеджмент»: выявлен психологический климат, изучен процесс взаимоотношений, понимания, заботы и готовность оказать помощь друг другу. В данном случае под конечным результатом деятельности понимается успеваемость студентов.

Целью исследования является определение влияния доверия в организации на конечный результат деятельности.

Методы исследования. Для изучения межличностного взаимодействия и определения уровня доверия, в учащихся группах, применялась методика Р.Х. Шакурова «Методика определения благоприятности климата в коллективе групп».

Выборка участников исследования. В исследовании участвовало 24 студента, учащиеся по направлению «Менеджмент» в Сибирском Федеральном Университете, из них с каждой группы по 8 человек.

Методы анализа данных. По результатам опрашиваемых студентов, подсчитывался среднеарифметический балл по показателям.

Результаты исследования и их анализ. На первом этапе исследования, было подсчитано значение показателей по методике Р. Х. Шакурова, затем данные были проверены на благоприятность. Итоговые показатели находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.

В табл. 1 представлены результаты, опрашиваемых студентов, на определение уровня благоприятности климата в коллективе групп:

Таблица 1

Уровень благоприятности психологического климата

Группа: Среднеарифметический показатель благоприятности климата:

5 44

7 52

8 49

Полученные данные показали, что высокий уровень благоприятности климата в коллективе был замечен в 7 группе, данный показатель равен 52 баллам. На втором месте идет 8 группа, в данном случае, показатель равен 49 баллам. На третьем месте 5 группа, где показатель равен 44 баллам.

Для лучшей наглядности показатели отображены в диаграммном виде:

5

■ 7

■ а

Уровень благоприятности климата в коллективе групп

На втором этапе исследования, необходимо было проранжировать показатели среднего балла зачеток студентов групп и отобразить пять наилучших.

Таблица 2

Средний балл зачетки студентов по группам «Менеджмента»

Группа:

Средний балл зачетки: 5 7 8

1 студент 4,5 4,6 4,9

2 студент 4,3 4,5 4,4

3 студент 4,3 4,5 4,3

4 студент 4,2 4,4 4,3

5 студент 4,2 4,3 4,2

Итого: 21,5 22,3 22,1

Данные из таблицы 2 показали, что наилучший результат успеваемости студентов явно был выражен в 7 группе. Подтверждал это и суммарный итог среднего балла зачеток: в 5 группе он был равен - 21, 5 балла, в 7 - 22,3 балла, в 8 - 22, 1 балл.

Следовательно, был сделан вывод: высокая степень благоприятности климата в коллективе и лучшая успеваемость студентов преобладали в 7 группе.

Подводя итог, следует признать, что доверие в командной работе внутри организации оказывает существенное влияние на многие происходящие в ней процессы, влияет на эффективность и результативность организационной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во Инта Психологии РАН, 2008. - 571 с.

2. Мильнер Б. З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480 с.

3. Нестик Т. А. Доверие в команде: преимущества, риски, методы развития // Справочник по управлению персоналом. - 2005. - № 6. - С. 29-36.

4. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность. Порядочность. Проявление заботы / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 272 с.

© Петеримова Е. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.