Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ДОВЕРИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / средства массовой информации / доверие / предпочтения / Интернет / телевидение / гендер / students / youth / mass media / trust / preferences / Internet / television / gender

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмарион Юрий Васильевич, Присекин Ефим Александрович

В статье рассмотрены гендерные аспекты выбора молодёжью тех или иных средств массовой информации. Выбор в качестве объекта исследования «Доверие студенческой молодежи к СМИ» вызван повышенным интересом ученых к современным проблемам данной возрастной группы. В исследовании посредством анкетирования определена степень субъективного доверия к источникам, транслирующим информацию о политических и экономических событиях в стране. Выявлены гендерные особенности определения молодёжной аудиторией понятия достоверности освещаемой информации. Установлено, что наибольшим доверием респондентов пользуется Интернет. По мнению большинства студентов, наиболее полную информацию о событиях в современном обществе можно получить в Интернете и минимальный объем информации – в прессе. Полученные эмпирические данные могут быть использованы для совершенствования процессов вторичной социализации современной студенческой молодежи, а также в процессе подготовки социологов и организаторов работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH'S TRUST IN THE MEDIA: GENDER ASPECT

The article considers the gender aspects of the choice of certain media by young people. The choice of the theme “Students' trust in the media” as the object of the study is due to the increased interest of scientists in modern problems of this age group. In the study, through a questionnaire, the degree of subjective trust in sources broadcasting information about political and economic events in the country was identified. The gender features of the youth audience definition of the concept of reliability of the information covered are revealed. It has been established that the Internet is the most trusted by the respondents. According to the majority of students, the most complete information about events in modern society can be obtained on the Internet and the minimum amount of information in the press. The empirical data obtained can be used to improve the processes of secondary socialization of modern students, as well as in the process of training sociologists and organizers of work with youth.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-81-86 УДК 316.35

ДОВЕРИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Ю.В. Шмарион, Е.А. Присекин Статья поступила в редакцию 10 октября 2022 г.

В статье рассмотрены гендерные аспекты выбора молодёжью тех или иных средств массовой информации. Выбор в качестве объекта исследования «Доверие студенческой молодежи к СМИ» вызван повышенным интересом ученых к современным проблемам данной возрастной группы. В исследовании посредством анкетирования определена степень субъективного доверия к источникам, транслирующим информацию о политических и экономических событиях в стране. Выявлены гендерные особенности определения молодёжной аудиторией понятия достоверности освещаемой информации. Установлено, что наибольшим доверием респондентов пользуется Интернет. По мнению большинства студентов, наиболее полную информацию о событиях в современном обществе можно получить в Интернете и минимальный объем информации - в прессе. Полученные эмпирические данные могут быть использованы для совершенствования процессов вторичной социализации современной студенческой молодежи, а также в процессе подготовки социологов и организаторов работы с молодежью.

Ключевые слова: студенческая молодежь, средства массовой информации, доверие, предпочтения, Интернет, телевидение, гендер.

STUDENT YOUTH'S TRUST IN THE MEDIA: GENDER ASPECT

Yu.V. Shmarion, E.A. Prisekin

The article considers the gender aspects of the choice of certain media by young people. The choice of the theme "Students' trust in the media" as the object of the study is due to the increased interest of scientists in modern problems of this age group. In the study, through a questionnaire, the degree of subjective trust in sources broadcasting information about political and economic events in the country was identified. The gender features of the youth audience definition of the concept of reliability of the information covered are revealed. It has been established that the Internet is the most trusted by the respondents. According to the majority of students, the most complete information about events in modern society can be obtained on the Internet and the minimum amount of information - in the press. The empirical data obtained can be used to improve the processes of secondary socialization of modern students, as well as in the process of training sociologists and organizers of work with youth.

Key words: students, youth, mass media, trust, preferences, Internet, television, gender.

Доверие является одной ключевых страивания социальных отношений, от-характеристик, определяющей в со- ветственных за общественную стабиль-временном обществе механизм вы- ность, интеграционные процессы в об-

ществе. Понятие «доверие» тесно связано с такими понятиями как «риск», «неопределенность», «необходи-

мость» перманентного выбора оптимального варианта из множества вариантов, предлагаемых абстрактными социальными системами [1]. В сфере доверия оказываются общественные явления, которые характеризуются непредсказуемостью и отсутствием возможности их контролировать из-за неполноты информации о них. «Доверие является залогом, принимаемым на будущие неуверенные действия других людей» [5, с. 80]. Складывающиеся в обществе отношения доверия, как показывает практика, обладают свойством асимметрии. В процессе выстраивания социальных отношений потерять доверие существенно проще, чем восстановить доверие вновь [4, с. 69].

Современный человек, контактируя посредством СМИ, с различными системами экспертного знания, независимо принимает решение, какой системе знания отдать предпочтение, что в конечном итоге позволяет ему более или менее спокойно жить в условиях неопределенности. Доверие к СМИ относится к институциональному уровню доверия [3, с. 135].

Посредством СМИ молодежь получает большое количество информации о современной действительности, которая подвергается достаточно глубокому анализу, в результате чего у молодежи формируется оценка достоверности того или иного средства массовой информации, складываются представления об информационных предпочтениях в сфере СМИ, детерминируются наиболее приемлемые методы и способы предоставления актуальных сведений в различных СМИ.

Для студенческой молодежи СМИ и ВУЗы являются агентами вторичной социализации. На этом этапе развития осуществляется процесс освоения социальных норм, уточнения ценностных ориентаций. Это процесс, который позволяет молодежи осваивать новые структурные элементы современной действительности [2, с. 47].

При исследовании проблемы доверия студенческой молодежи к СМИ, нам было важно установить, как эта социальная группа доверяет СМИ, каким именно СМИ доверяют, а также определить гендерные аспекты доверия студенческой молодежи к СМИ. Для достижения поставленной цели было проведено пилотажное исследование среди студентов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в котором приняли участие 36,7% юношей и 63,3% девушек. Использовалась поточная выборка ^мегеатр!^), формируемая скринингом (отбором) по характеристикам, определенным задачами исследования, с тем расчетом, чтобы отобранные объекты обеспечили максимальное разнообразие (вариацию) изучаемых признаков.

Анализ эмпирических данных показал, что более половины студенческой молодежи (53,3%) узнают актуальную новостную информацию из новостных каналов в Интернете, меньше четверти студентов (23,3%) отдают предпочтение телевидению, 20% - узнают новостную информацию, активно взаимодействуя в социальных сетях. Только 3,3% студентов узнают новостную информацию из разговоров с родственниками, друзьями, знакомыми и др. Установлено, что для студенческой молодежи такие источники средств массовой информации как радио и га-

зеты не являются актуальными для получения новостной информации. Можно сделать вывод о том, что данная социальная группа получает новостную информацию из тех средств массовой информации, которые в полном объеме представлены в телефонах каждого современного студента и являются оперативно доступными, в отличие от газет и журналов.

В плане объективности представляемой информации студенты прежде всего отдают предпочтение новостным каналам Интернета - 53,3%, на втором месте телевидение - 20%, на третьем социальные сети - 10%, на последнем пресса - 3,3 %. Вместе с этим студенческая молодежь считает, что наименее объективно освещают события родственники, друзья, знакомые и др. - 30%, телевидение - 26,7%, социальные сети - 23,3 % и пресса - 10%.

Установлено, что у студентов (53,3%) часто или довольно часто при просмотре телепередач, прослушивании радио, чтении газет или использовании Ин-

тернета для получения новостей складывается впечатление, что что-то недоговаривают, не дают полной информации о происходящем или отвлекают от важных тем. Студенческая молодежь считает, что полная информация о реальных событиях либо не является достоянием журналистов и экспертов, либо как те, так и другие сообщают не всю доступную им информацию о реальной действительности.

По мнению студентов, наиболее полную информацию о событиях в современном обществе можно получить в Интернете (63,3%, см. таб.: 1) и минимальный объем информации о событиях в современном обществе представлен в прессе (56,7%). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем доверия к данному виду СМИ и полнотой представления информации о событиях в данном виде составляет 0,95, что является показателем высокой тесноты связи. Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена обратной связи равен - 0,85.

Таблица 1 - Оценка студентами уровня полноты представления _информации о реальной действительности в СМИ_

Вид СМИ Ранг уровня доверия СМИ Оценка уровня полноты представления информации о реальной действительности в СМИ

Всю информацию Скорее всю, чем не всю Скорее не всю, чем всю Не всю Затрудняюсь ответить

Интернет 1 3,3% 60,1% 33,3% 0,0% 3,3%

Телевидение 2 6,7% 26,7% 46,7% 19,9% 0,0%

СМИ с высоким уровнем доверия 5% 43,4% 40% 10% 1,7%

Радио 3 0% 23,3°% 53,3% 10% 13,3%

Пресса 4 0,0% 26,7%% 56,7% 13,3% 3,3%

СМИ с низким уровнем доверия 0,0% 25% 55% 11,7% 8,3%

Все СМИ 2,5% 34,2% 47,5% 10,8% 5%

Анализ данных показал, что если об одном и том же событии радио, ТВ, пресса и Интернет сообщают противоречивые сведения, то для проверки достоверности информации 66,7% студентов, прежде всего, обратятся в Интернет, так как этому виду СМИ они больше всего доверяют. Только 13,3% студентов будут пытаться уточнить информацию из телевидения, 3,3% - по радио. 16,7% - затрудняются с выбором проверки информации.

Таким образом, можно утверждать, что студенческая молодежь подвергает достаточно глубокому анализу информации, представленную в СМИ, и в

результате этого анализа у молодежи формируется оценка достоверности того или иного средства массовой информации, складываются представления об информационных предпочтениях в сфере СМИ, детерминируются наиболее приемлемые методы и способы представления актуальных сведений в различных СМИ.

Известно, что женщины и мужчины по-разному воспринимают и перерабатывают информацию. Это приводит к тому, что информационные предпочтения у юношей и девушек будут отличаться и иначе будет формироваться доверие к СМИ.

Таблица 2 - Источники новостной информации, актуальные для девушек и юношей

Источник новостной информации Юноши Девушки

Телевидение 9% 32%

Пресса 0,0% 0,0%

Радио 0,0°% 0,0%

Новостные каналы в Интернете 82% 37%

Социальные сети 9% 26%

Из разговоров с родственниками, друзьями, знакомыми и др. 0,0% 5%

Затруднюсь ответить 0,0% 0,0%

Как следует из таблицы 2, новостная информация востребована у всей студенческой молодежи, однако отмечаются гендерные особенности в информационных предпочтениях. Основным источником информации для юношей являются новостные каналы в Интернете (82%). Мнения девушек разделились примерно поровну: одна часть предпочитает новостные каналы в Интернете (37%), а другая часть - в

телевидении (32%) и социальных сетях (26%). Только одна из девятнадцати девушек (5%) получает новостную информацию в процессе общения с родственниками, друзьями, знакомыми и др., которые, по мнению девушки, являются носителями объективной информации современной реальности. Юноши и девушки не обращаются к прессе и радио за новостной информацией.

Таблица 3 - Оценка студенческой молодежью СМИ, которые освещают события наиболее объективно

Источник информации Юноши Девушки

Телевидение 0,0% 47%

Пресса 0,0% 5%

Радио 0,0°% 0,0%

Новостные каналы в Интернете 91% 27%

Социальные сети 0,0% 16%

Из разговоров с родственниками, друзьями, знакомыми и др. 0,0% 0,0%

Затруднюсь ответить 9% 5%

Установлено, что 9% юношей и 5% девушек затрудняются дать оценку объективности освещения событий СМИ (см. таблицу 3). Кроме того, как юноши, так и девушки считают, что радио, а также родственники, друзья, знакомые не располагают объективной информацией о текущих событиях. Большинство юношей (91%) считают, что новостные каналы в Интернете наиболее объективно освещают события. Более половины девушек отдают предпочтения в плане объективности представления информации о событиях телевидению (47%) и новостным каналам в Интернете (27%) и меньшая часть девушек отдает предпочтение социальным сетям (16%) и прессе (5%). Вместе с этим 45,5% юношей считают, что телевидение освещает события наименее объективно, такого же мнения придерживаются 15,8% девушек. Низкий уровень объективности демонстрируют социальные сети, по мнению 16,7% юношей и 18,2% девушек, а также родственники, друзья и знакомые (юноши -9,1%, девушки - 31,6%).

Если об одном и том же событии радио, ТВ, пресса и Интернет информируют по-разному, сообщают противоречивые сведения, то 82% юношей, скорее всего, поверят новостным каналам в Интернете, такого же мнения

37% девушек. Также поверят телевидению 37% девушек, и лишь 9% юношей. При этом и юноши, и девушки прежде всего не поверят прессе, социальным сетям, родственникам, друзьям и знакомым. Только 5% девушек поверят радио.

Студенческая молодежь отмечает, что при просмотре телепередач, прослушивании радио, чтении газет или использовании новостных каналов в Интернете у молодежи складывается впечатление, что комментаторы, корреспонденты, журналисты что-то недоговаривают, не дают полной информации о происходящем или отвлекают

/-. V V»

от важных тем. С такой ситуацией довольно часто сталкиваются 64% юношей и 26% девушек. Очень часто с такой ситуацией сталкиваются 5% девушек, а 47% девушек считают, такая ситуация встречается довольно редко. Очень редко с такой ситуацией сталкиваются 9% юношей и 6% девушек. Затруднились с ответом 18% юношей и 5% девушек.

Подводя итог исследованию, отметим, что для современной студенческой молодежи средства массовой информации действительно являются важным агентом вторичной социализации. Студенты избирательно относятся к разным видам СМИ, оказывая

им больший или меньший уровень доверия. В условиях современного информационного общества большинство студенческой молодежи отдает предпочтение различным сервисам Интернета, что объясняется их оперативностью, наличием различных точек зрения о происходящих событиях, способом представления информации, а также их доступностью с помощью телефона в любое удобное время. Радио и пресса как информационный источник играют всё меньшую роль в молодежной среде, данные каналы моло-

дые люди избегают из-за недоверия к ним. Также стоит отметить, что девушки анализируют информацию из нескольких каналов связи, чего нельзя сказать о юношах, которым достаточно лишь одного источника - Интернета. Полученные эмпирические данные могут быть использованы для совершенствования процессов вторичной социализации современной студенческой молодежи, а также в процессе подготовки социологов и организаторов работы с молодежью.

Список литературы

1. Алексеева А.Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Мир экономики и управления. - 2004. - №1. - С. 136-148.

2. Костин Р.А., Климанова А.Е. Вторичная социализация: понятие, проблемы и тенденции развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - №3 (9). - С. 47-58.

3. Ларина А.К. Доверие к СМИ // Система ценностей современного общества. - 2008. -№2. - С. 132-136.

4. Неофитова А.А. Доверие как категория социологического анализа // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2016. №4. - С. 69-74.

5. Штомпка П. Доверие - основа общества. - М.: Логос. - 2012. - 440 с.

References

1. Alekseeva A.Yu. KonceptuaTny'e osnovy* issledovaniya fenomena doveriya: obzor osnovny'x podxodov // Mir e'konomiki i upravleniya. - 2004. - №1. - S. 136-148.

2. Kostin R.A., Klimanova A.E. Vtorichnaya socializaciya: ponyatie, problemy* i tendencii razvitiya // Teoriya i praktika servisa: e'konomika, sociaTnaya sfera, texnologii. - 2011. - №3 (9). - S. 47-58.

3. Larina A.K. Doverie k SMI // Sistema cennostej sovremennogo obshhestva. - 2008. - №2. - S. 132-136.

4. Neofitova A.A. Doverie kak kategoriya sociologicheskogo analiza // Vestnik RGGU Seriya «Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie». - 2016. - №4. - S. 69-74.

5. Shtompka P. Doverie - osnova obshhestva. - M.: Logos. - 2012. - 440 s.

Для ссылки: Шмарион Ю.В., Присекин Е.А. Доверие студенческой молодежи к СМИ: гендерный аспект // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №4 (25). - С. 81-86.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-81-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.