Научная статья на тему 'Доверие между властью и бизнесом - основа формирования делового климата в регионе'

Доверие между властью и бизнесом - основа формирования делового климата в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / БИЗНЕССРЕДА / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ РЕГИОНОВ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ENVIRONMENT / BUSINESS CLIMATE OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Музалевский Леонид Семёнович

В статье рассмотрены направления формирования делового климата в регионе. Обосновано наличие специфических условий и факторов развития малого и среднего бизнеса в регионе, что предполагает использование дифференцированной политики государства по формированию благоприятного делового климата. В статье представлены необходимые условия для решения проблем модернизации экономики региона и осуществления масштабных социальных и производственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the directions of the formation of business climate in the region. The presence of specific conditions and factors of development of small and medium business in the region is substantiated that involves the use of a differentiated policy of the state to create favorable business climate.

Текст научной работы на тему «Доверие между властью и бизнесом - основа формирования делового климата в регионе»

УДК 334.012.63/64 DOI: 10.12737/20535

Музалевский Леонид Семёнович,

Председатель Орловского областного Совета народных депутатов, (Российская Федерация, Орел), e-mail: [email protected]

ДОВЕРИЕ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И БИЗНЕСОМ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены направления формирования делового климата в регионе. Обосновано наличие специфических условий и факторов развития малого и среднего бизнеса в регионе, что предполагает использование дифференцированной политики государства по формированию благоприятного делового климата. В статье представлены необходимые условия для решения проблем модернизации экономики региона и осуществления масштабных социальных и производственных программ.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, предпринимательская среда, бизнес- среда, деловой климат регионов.

Muzalevsky L. S., Chairman of the Orel Regional Council of People's Deputies, (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

TRUST BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS - BASIS OF FORMATION OF BUSINESS CLIMATE IN THE REGION

The article deals with the directions of the formation of business climate in the region. The presence of specific conditions and factors of development of small and medium business in the region is substantiated that involves the use of a differentiated policy of the state to create favorable business climate.

Keywords: small and medium business, entrepreneurship, business environment, business environment, business climate of regions.

Сегодня Россия переживает один из самых сложных этапов в своей новейшей истории. И, надо признать: это связано не только с влиянием внешних факторов. Многие наши проблемы в экономике имеют внутренние причины. В частности - недопустимо медленное решение поставленных Президентом страны задач по диверсификации.

Конечно, отрицательными экстерналиями являются и сырьевая зависимости экономики, и санкции. С другой стороны, стало очевидно, что эти проблемы несут не только негатив, но и открывают новые возможности. И важно негативные минусы уметь трансформировать в плюсы, в частности, сегодня началась реаль-

ная работа по изменению структуры российской экономики: решению задач импортозамещения и развития внутреннего рынка.

Видим, что бизнес способен работать в новых финансово-экономических условиях. внедрять новые механизмы развития производства, а также стала развиваться его социальная ответственность. При этом, безусловно, необходимо создавать условиях для его развития и разработать конструктивные меры, способные вывести экономику страны на траекторию опережающего развития, что активно обсуждается в научном сообществе и предпринимательских кругах

16 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 5» ISSUE № 2 • 2016

Орловская область не располагает крупными запасами полезных ископаемых. поэтому экономика региона в полной мере базируется на работе отраслей реального сектора. Несмотря на влияние целого комплекса негативных факторов валовой региональный продукт Орловской области, по оценке, в 2015 году оценивается в сумме свыше 199 млрд. рублей, или около 112% к уровню 2014 года в действующих ценах). Это несколько лучше, чем в среднем по России (103,3 %)1.

В прошлом году объем отгруженных товаров собственного производства сложился в сумме 113,5 млрд рублей и вырос на 18,7 % по сравнению с 2014 годом. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2015 году составил 64,4 млрд рублей, или 123% в действующих ценах к уровню 2014 года. Общий объем инвестиций по итогам 2015 года составил 52,3 млрд рублей, что на 9,9% выше уровня 2014 года в действующих ценах.

Следует отметить, что доля инвестиций в ВРП составила 26,3%, что превышает индикатор, установленный Указом Президента Российской Федерации на 2015 год (25 %).

Также для улучшения условий деятельности бизнеса важнейшей остается реализация положений инвестиционного Стандарта. Так, первые результаты его исполнения показали: созданная нормативная база упростила процесс запуска бизнеса и улучшила ситуацию с реализацией инвестпроектов на Орловщине.

Была разработана новая форма поддержки - «специальный инвестиционный контракт». Положение о нем прописано в новой редакции Закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области». В результате мы получили дополнительные преимущества в стимулировании инвестиционных процессов в промышленности области. Используя эти возможности для привлечения новых инвесторов, региональная власть

1 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» за 2015 год// http://orel-region.ru/index.php (дата обращения: 20.03.2016)

намерена продолжить всестороннюю поддержку «внутренних инвестиций».

Далее, уже работающие на территории Орловской области компании также смогут получать поддержку в рамках специальных инвестиционных контрактов: это и налоговые льготы, и гарантии, и субсидии на дальнейшее развитие.

Очевидно, что для инвесторов сегодня важны любые формы поддержки, в том числе значительный эффект могут дать различные формы гарантий для получения кредитов на развитие бизнеса. В этой связи изучаем возможность создания имущественных залоговых механизмов на областном и муниципальном уровнях.

В 2016 год начинаем работу по созданию не менее 10 индустриальных парков в муниципалитетах области. Муниципальные образования уже работают над оформлением земельных участков. В 2015 году было многое сделано для развития на Орловщине малого и среднего бизнеса2.

Основными направлениями господдержки предпринимателей являются предоставление микрозаймов, гарантий и поручительств по кредитам, субсидирование затрат, направленных на развитие бизнеса. Кроме этого, средства субсидии в 2015 году были направлены на создание на базе «Фонда поддержки предпринимательства Орловской области» Центра кластерного развития.

Надеемся, что работа Центра будет способствовать развитию территориальных кластеров, обеспечению реализации совместных кластерных проектов. В настоящее время в сфере деятельности Центра - два кластера:

1. инновационный кластер навигационно-телематических систем с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS;

2. кластер специального приборостроения, автоматизированных систем управления и ки-бербезопасности.

2 Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Орловской области в 2015 году// http://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&i n=2(дата обращения: 20.03.2016)

Также в 2015 году создана Корпорация развития Орловской области, которая станет главным оператором по созданию инвестиционных площадок, развитию инфраструктуры индустриальных парков и сопровождению инвесторов в режиме «одного окна». Корпорация развития одной из основных задач ставит обеспечение деятельности проектных офисов по работе с инвестпроектами в аграрной и промышленной сферах. Данные офисы будут выполнять функции по сопровождению инвесторов с момента их обращения и на всех стадиях реализации проекта. А при необходимости, - и в дальнейшей производственной деятельности.

Импульсом для развития инвестиционно значимых территорий станет также недавно принятый региональный Закон, который дает возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для масштабных инвестпроектов.

Еще одним инструментом проработки инициатив инвесткомпаний может стать создание отраслевых консультационных служб. При этом считаем важным активизировать на региональном уровне поддержку бюджето-образующих секторов. Искать механизмы и пути развития производств, дающих наибольший прирост добавленной стоимости.

В сельском хозяйстве, например, это внедрение новых наиболее высокорентабельных культур, новых перспективных подотраслей, таких как, глубокая переработка зерна и ряд других важных направлений. Мощный потенциал АПК открывает возможности для развития высокотехнологичного агропромышленного кластера в регионе.

Для повышения конкурентоспособности области в 2015 году большие усилия были направлены на создание инвестиционного маркетинга региона. Орловская область участвовала в Санкт-Петербургском экономическом форуме и в Международном инвестиционном форуме в Сочи, где была представлена наша экспозиция. В Посольствах Франции, Японии и ФРГ состоялись презентации инвестиционного потенциала региона.

Установлены контакты с Союзами промышленников и предпринимателей Киргизии и Рес-

публики Болгария. Приняли участие в заседании рабочей группы Российско-Шведского Наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству.

Вся эта работа будет, безусловно, продолжена. Уже в этом году, буквально на прошлой неделе делегация области во главе с Губернатором вернулась из Белоруссии, где прошли встречи и консультации на высшем уровне и были подписаны важные соглашения с Правительством Республики о дальнейшем наращивании сотрудничества.

В 2016 году мы должны сконцентрироваться на решении еще одной стратегической задачи - создании Особой экономической зоны промышленно-производственного вида «Серп и Молот». Планируем разместить здесь транс-портно-логистические центры, предприятия по выпуску асфальтобетона и железобетонных изделий; перерабатывающей промышленности, предприятия по сбору сельскохозяйственной техники. Для решения стоящих задач сформирована рабочая группа, определены земельные участки, проведена работа по формированию схемы планирования объектов будущей экономической зоны.

В 2016 году мы прогнозируем процесс постепенной стабилизации экономической активности. По оптимистическому сценарию в текущем году объем ВРП составит более 212 млрд. рублей (+6,5 % к 2015 году в действующих ценах).1

Прирост индекса промышленного производства также прогнозируется на 1 -2%. Объем отгрузки вырастет на 10% и достигнет почти 120 млрд. рублей. Ожидаем вложения в экономику региона порядка 51 млрд. рублей инвестиций (+9-10% - в действующих ценах). Доля инвестиций в валовый региональный продукт прогнозируется на уровне 24%, что выше прогнозного показателя по России (18-18,6%). Далее, планируем, что к 2020 году годовой объемов инвестиций в основной капитал в размере не менее 100 млрд рублей.

1 Итоги социально-экономического развития Орловской области за январь-февраль 2016 года// http://orel-region.ru/index.php (дата обращения: 20.03.2016)

18 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATЮN •VOLUM 5» ISSUE № 2 • 2016

Следует отметить, что в рамках внедрения инвестиционного Стандарта, Правительством области принято решение о реализации стратегии «Открытый Орёл» позволит создать эффективную систему управления инвестиционным процессом, что спродуцирует максимально комфортные условия для инвесторов. В этой связи, следует также оказывать поддержку инвесторам, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения.

Безусловно, укреплению доверия между властью и бизнесом будет способствовать развитие институциональной региональной среды.

Таким образом, укрепление доверия и сотрудничества между государством и бизнесом, ограничение избыточного контроля будет способствовать развитию предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.