Научная статья на тему 'Доверие человека к технике'

Доверие человека к технике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ ЧЕЛОВЕКА К ТЕХНИКЕ / ТИПЫ ДОВЕРИЯ К ТЕХНИКЕ / TYPES OF TRUST TO THE TECHNIQUE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE / НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RELIABILITY OF WORK / ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / PSYCHOSOMATIC DISEASES / TRUST THE HUMAN TO THE TECHNIQUE / MISSTEPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Обознов Александр Александрович, Акимова Анна Юрьевна

Возрастание возможностей техники в реализации интеллектуальных функций, ранее выполнявшихся людьми, приводит к восприятию техники как «умной» и подобной человеку. Вследствие этого возникает перенос отношений между людьми, прежде всего доверия, на отношение человека к технике. В статье обосновывается понятие доверия человека к технике, рассматриваются условия и факторы проявления доверия во взаимодействии человека и техники, показывается нелинейная зависимость между выраженностью доверия специалистов к технике и надежностью их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trust the human to the technique

Increase of opportunities of technique in realization of the intellectual functions, which were earlier carried out by people, leads to perception of technique as “smart” and similar to the human. As a result of it there is a transfer of human relations, first of all trust, on the relation of the human to technique. In this article the concept of trust the human to the technique locates; conditions and factors of manifestation of trust in interaction of the human and technique are considered; nonlinear dependence between expressiveness of trust of specialists to equipment and reliability of their professional work is shown.

Текст научной работы на тему «Доверие человека к технике»

УДК 159.9:62

А. А. Обознов, А. Ю. Акимова

Доверие человека к технике

Ключевые слова: доверие человека к технике, типы доверия к технике, психологическое отношение, надежность деятельности, ошибочные действия, психосоматические заболевания.

Keywords: trust the human to the technique, types of trust to the technique, psychological attitude, reliability of work, missteps, psychosomatic diseases.

Возрастание возможностей техники в реализации интеллектуальных функций, ранее выполнявшихся людьми, приводит к восприятию техники как «умной» и подобной человеку. Вследствие этого возникает перенос отношений между людьми, прежде всего доверия, на отношение человека к технике. В статье обосновывается понятие доверия человека к технике, рассматриваются условия и факторы проявления доверия во взаимодействии человека и техники, показывается нелинейная зависимость между выраженностью доверия специалистов к технике и надежностью их профессиональной деятельности.

Введение

Интерес ученых различных научных направлений к вопросам взаимодействия человека с техникой обусловлен большим влиянием современных технических устройств на все сферы жизнедеятельности человека: экономику, политику, производство, экологию, искусство и др. Большинство ученых сходятся во мнении, что техника является неотъемлемой стороной современной цивилизации и культуры, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями (Розин, 2006). Вместе с тем техника становится все более сложной и способной брать на себя те функции, которые ранее выполнял человек. Функции человека, включенного в производственный процесс, усложняются, возрастает социальная и экономическая значимость результатов его труда и, следовательно, возрастает ответственность за точность, своевременность и безошибочность совершаемых в работе действий. Человеку приходится адаптироваться к заданным технической сферой условиям, что не может не проявиться в его отношении к окружающей технике и профессиональным обязанностям. Он начинает воспринимать технику как «умную» и автономную, способную выручать в трудных ситуациях; техника становится для него «подобной человеку». Это приводит к тому, что в некоторых ситуациях, пре-

жде всего в сложных и неопределенных условиях ее эксплуатации, возникает перенос отношений между людьми на отношение к технике. Особый интерес в связи с этим представляет феномен доверия к технике, который рассматривается нами как специфическое психологическое отношение человека к эксплуатируемой технике, определяющее характер и результат его деятельности.

Изучение доверия к технике, согласно мнению некоторых отечественных исследователей, является прикладным направлением исследований более общего социально-психологического понятия доверия (Купрейченко, 2012; Обознов, Акимова, 2013а). Авторы отмечают, что, несмотря на широкий спектр исследований, посвященный различным аспектам феномена доверия, вопросы правомерности использования этого понятия в отношении неодушевленного объекта, т. е. техники, остаются дискуссионными. В связи с этим цель представленной работы заключалась в изучении условий и факторов проявления доверия человека к технике в условиях выполнения профессиональной деятельности.

Понятие доверия человека к технике

Проблема доверия человека к технике рассматривалась в ряде отечественных и зарубежных работ (Купрейченко, 2012; Lee, Moray, 1992; Muir, 1994; Lewandowsky, Mundy, Tan, 2000; de Vries, 2004; и др.). В них обсуждались вопросы сущности, структуры, факторов и условий возникновения доверия к технике, влияния характеристик техники и профессионального опыта человека на проявления доверия к ней. Исследования, результаты которых представлены в этих работах, в значительной степени опирались на психологические и социологические модели и предполагали принципиальное сходство подходов к изучению доверия между людьми и доверия человека к технике.

Предлагаемое нами определение доверия к технике основано на общепсихологическом понимании феномена доверия как психологического отношения, включающего «интерес и уважение к объек-

ту или партнеру; представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним; эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки объекта или партнера; расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию» (Купрейченко, 2008. С. 56—57).

Опираясь на такое понимание доверия, мы определяем доверие к технике как специфическое психологическое отношение человека, выражающее его представления, эмоциональные реакции и готовность к выполнению профессиональных задач с помощью техники.

Для изучения качественного своеобразия отношения доверия к технике было проведено эмпирическое исследование представлений работников (машинистов и помощников машинистов локомотивов) о проявлениях доверия к технике (Акимова, 2012). Участники исследования отметили, что данный феномен в основном проявляется в сложных и неопределенных условиях работы (когда технике тяжело и она работает на пределе возможностей, когда преодолевает затяжные подъемы и др.). Они подчеркивали, что в таких ситуациях отношение к технике становится подобным отношению к одушевленному объекту: работники хвалят или ругают свою технику, называют «ласковыми» словами («ласточка», «чмушечка», «моя родная» и др.), «подбадривают» ее и просят о помощи («не капризничай», «крошка, тяни», «ну же, давай помогай», «пожалуйста, только не ломайся» и др.). Доверие к технике, согласно полученным данным, выражается в надежности, предсказуемости, исправности техники, а также в умении управлять ею, уверенности в выполнении задания.

Учитывая результаты исследований доверия к технике, а также вышеприведенные данные, был сделан вывод о том, что доверие к технике основывается на оценках работниками, во-первых, ее надежности и, во-вторых, ее освоенности. Оценки надежности отражали сложившееся мнение работников о стабильности работы и исправности техники, а оценки освоенности — о собственной способности управлять ею. Эти оценки послужили основаниями авторской типологии доверия к технике.

Типология доверия к технике

Предложенная типология доверия к технике включает девять типов в зависимости от соотношения высоких, средних и низких оценок работниками надежности и освоенности техники (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что: три типа (ВС, ВоН, ВнН) относятся к высокому уровню доверия к технике и характеризуются сочетанием обеих высоких оценок либо одной высокой и одной средней оценками надежности и освоенности техники; три типа относятся к среднему уровню доверия к технике (СС, СоН, СнН) и отличаются сочетанием обеих средних оценок или высокой и низкой оценками надежности и освоенности техники; остальные три типа (НС, НоН, НнН) характеризуются низким уровнем доверия техники и основаны на сочетании обеих низких или одной низкой, другой средней оценок надежности и освоенности техники.

На основе предложенной типологии был разработан опросник «Доверие машиниста локомотива к технике», который предназначен для определения выраженности оценок работниками локомотивных бригад надежности и освоенности техники и дифференцирования их по соответствующим типам. Психометрическая проверка опросника подтвердила его соответствие требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию (Акимова, 2013).

Результаты исследования

Для изучения проявления доверия к технике в реальных условиях ее эксплуатации авторами статьи был проведен ряд исследований машинистов локомотивов (Обознов, Акимова, 2013а, 2013Ь). Работа машинистов связана с управлением железнодорожными поездными составами, как правило, в ситуациях неопределенности или риска.

Основные задачи исследований заключались в эмпирическом подтверждении предложенной типологии доверия к технике, а также в изучении взаимосвязи типов доверия к технике с показателями надежности профессиональной деятельности.

Решение указанных задач предполагало проведение нескольких этапов исследований. В первую

Таблица 41 Типы доверия к технике

Оценка освоенности техники Оценка надежности техники

высокая средняя низкая

Высокая ВС — высокий и согласованный уровень доверия ВоН — высокий и несогласованный уровень доверия СоН — средний и несогласованный уровень доверия

Средняя ВнН — высокий и несогласованный уровень доверия СС — средний и согласованный уровень доверия НнН — низкий и несогласованный уровень доверия

Низкая СнН — средний и несогласованный уровень доверия НоН — низкий и несогласованный уровень доверия НС — низкий и согласованный уровень доверия

Таблица 2 Распределение машинистов локомотивов по типам доверия к технике

Тип доверия к технике Количество машинистов

абс. %

ВС 48 8,5

ВнН 55 10

ВоН 30 5,5

СС 277 50

СнН 3 0,5

СоН 3 0,5

НС 30 5,5

НоН 55 10

НнН 53 9,5

Итого 554 100

очередь определялись показатели доверия к технике машинистов локомотивов с использованием опросника «Доверие машиниста локомотива к технике», что позволило изучить представленность различных типов доверия к технике среди данной группы работников. Следующий этап включал исследование показателей надежности работы у машинистов с разными типами доверия к технике. На разных этапах исследования приняли участие 794 работника локомотивных бригад.

Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием методов частотного анализа, сравнения распределений (по критерию х2 Пирсона), оценки различий (по критерию t Стьюдента). При обработке данных использовались программы Microsoft Office Excel 2007, Statistica 6.0.

Показатели доверия к технике определялись среди 554 машинистов локомотивов, включенных в исследование методом рандомизированного отбора, что обеспечило репрезентативность выборки. В результате были получены данные о распределении типов доверия к технике в выборке (табл. 2).

Данные, указанные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в выборке машинистов локомотивов типы доверия к технике представлены неравномерно. Так, к типам с высоким уровнем доверия к технике (ВС, ВнН, ВоН) отнесены 133 машиниста, или

24 % обследованных, к типам со средним уровнем доверия (СС, СнН, СоН) — 283 машиниста, или 51 % обследованных, а к типам с низким уровнем доверия (НС, НнН, НоН) — 138 машинистов, или

25 % обследованных.

Следует отметить, что количество машинистов, отнесенных к типам среднего уровня доверия к технике (СнН, СоН), характеризуемым сочетаниями полярных оценок ее надежности и освоенности, крайне мало и составляет всего 1 % от численности выборки. Вероятно, сочетание полярных оценок надежности и освоенности техники является содер-

жательно противоречивым, вследствие чего работники с такими типами встречаются очень редко.

Таким образом, согласно полученным данным в выборке машинистов локомотивов представлены все девять типов доверия к технике. Эти данные позволили сделать вывод о том, что отношение доверия к технике имеет место в условиях ее эксплуатации и, следовательно, была подтверждена обоснованность выделения типов доверия в теоретической модели.

Показатели надежности производственной деятельности машинистов локомотивов оценивались на основе анализа рабочей документации. Рассматривались данные, характеризующие частоту и содержательные характеристики ошибочных действий, совершенных ими в процессе профессиональной деятельности, которые привели к сходу поездного состава, проезду запрещающего сигнала, наезду на препятствие или нарушению режима движения поезда (превышение допустимой скорости, несвоевременное торможение и т. д.).

На этом этапе исследования приняли участие 240 машинистов локомотива с разными типами доверия к технике. Из них 79 человек (33 %) — с типами высокого уровня доверия к технике (ВС, ВнН, ВоН), 80 человек (33 %) — с типом среднего уровня доверия к технике (СС), 81 человек (34 %) — с типами низкого уровня доверия к технике (НС, НнН, НоН). Добавим, что в связи с крайне малым числом машинистов с типами СнН и СоН (о чем сказано выше), данные о них на этом этапе исследования не рассматривались.

В итоге изучения рабочей документации было установлено относительное количество (%) машинистов с разными типами доверия к технике, совершивших ошибки. Проведенный анализ показал, что за анализируемый период (2011—2012 гг.) ошибочные действия допускались машинистами со всеми типами доверия к технике. Однако относительное количество работников, совершивших ошибки, различается у машинистов с разными типами.

Так, наибольшее относительное количество машинистов, допускавших ошибочные действия, было в группе с типом доверия СС — 30 из 80 машинистов, или 38 %, наименьшее — в группе с типом ВоН — 4 из 26 машинистов, или 15 %.

В целом относительное количество машинистов, допускавших ошибочные действия, было наибольшим в группе с типом среднего уровня доверия к технике (СС) — 38 % от общей численности данной группы. Значительно меньше машинистов, допускавших ошибки, было в группах с типами высокого (ВС, ВнН, ВоН) и низкого (НС, НнН, НоН) уровней доверия к технике (19 и 25 % от общей численности соответствующей группы). Выявленные различия статистически достоверны (уровень значимости р < 0,05 по критерию х2 Пирсона).

Таким образом, выявлена нелинейная связь между уровнем доверия машинистов к технике и

показателями надежности их профессиональной деятельности. В группах с типами высокого и низкого уровней доверия относительное количество машинистов, допускавших ошибочные действия, было значительно меньше, чем в группе машинистов с типом среднего уровня доверия к технике.

Кроме того, при анализе причины выявленной нелинейной связи было обращено внимание на то, что работники, относящиеся к группам с типами высокого и низкого уровней доверия к технике, имеют различные показатели удовлетворенности жизненной ситуацией (по методике уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана). Более высокая удовлетворенность сложившейся социальной ситуацией, включая профессиональную деятельность, позитивное отношение к настоящим и будущим событиям зафиксированы у работников группы с типами высокого доверия к технике, значительно более низкая удовлетворенность — у работников с типами низкого уровня доверия к технике (значение социальной фрустрированности — показателя, обратного удовлетворенности, — 0,91 и 1,36 соответственно; различия статистически достоверны на уровне значимости р < 0,001 по критерию £ Стьюдента).

Учитывая, что показатель удовлетворенности жизненной ситуацией является одной из характеристик ресурсной сферы человека, было сделано предположение о том, что относительно небольшое количество машинистов, допускавших ошибочные действия в группе с типами низкого уровня доверия, обусловлено усилением их осознанного контроля за работой эксплуатируемой техники и правильностью выполнения собственных действий. Такое усиление, вероятно, достигалось этими машинистами благодаря произвольной мобилизации ресурсов внимания для поддержания постоянной готовности к непредвиденному развитию ситуации.

Длительная мобилизация внутренних ресурсов приводит, как правило, к снижению функциональных возможностей работника и, как следствие, к возникновению психосоматических заболеваний. Сравнительный анализ частоты психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь) показал, что относительная доля машинистов с такими заболеваниями значительно больше в группах с типами низкого уровня доверия, чем в группах с типами высокого уровня доверия. Если в группах с типами низкого уровня доверия психосоматические заболевания зафиксированы у 28 из 81 машиниста, или 35 %, то в группах с типами высокого уровня доверия — у 16 из 79 машинистов, или 20 % (р < 0,05 по критерию х2 Пирсона).

Обобщение результатов исследования позволило сформулировать вывод о регулирующей функции доверия к технике, которая заключается в том, что

высокое доверие работника к технике способствует снижению когнитивной сложности ситуации, оптимизации используемых ресурсов внимания, предотвращению психосоматических заболеваний, а низкое — приводит к росту эмоциональной напряженности, неудовлетворенности работой, развитию психосоматических заболеваний.

Заключение

Результаты представленных исследований позволили эмпирически подтвердить правомерность обращения к понятию доверия человека к технике, концептуально обосновать подход к его изучению как психологическому отношению и сделать следующие выводы:

1. Проявлению доверия человека к технике способствуют условия ее эксплуатации, характеризуемые сложностью, неопределенностью исхода и риском для жизни и здоровья. В таких условиях человек склонен приписывать технике свойства одушевленных объектов, в результате чего возникает перенос отношений между людьми, включая доверие, на отношение к технике.

2. Типология доверия к технике, основанная на соотношении оценок работниками, во-первых, надежности техники, т. е. их сложившегося мнения о стабильности и исправности ее работы, и, во-вторых, освоенности техники, подразумевающей мнение работников о собственной способности ей управлять, была подтверждена эмпирически. Обследованные машинисты локомотивов были распределены по всем девяти априорно выделенным типам доверия. Зафиксировано, что в репрезентативной выборке машинистов 24 % были отнесены к типам высокого, 51 % — среднего и 25 % — низкого уровней доверия к технике. Отмечено, что сочетание полярных оценок надежности и освоенности техники содержательно противоречиво, вследствие чего количество машинистов, отнесенных к типам, основанным на таком сочетании, крайне мало (1 % от численности выборки).

3. Установлена нелинейная связь между показателями уровня доверия к технике и надежности профессиональной деятельности. В группах с типами высокого и низкого уровней доверия относительное количество машинистов, допускавших ошибочные действия, значительно меньше, чем в группе машинистов с типом среднего уровня доверия к технике. Однако в отличие от машинистов с типами высокого доверия к технике безошибочность действий машинистов с типами низкого уровня доверия к технике достигалась благодаря постоянной мобилизации ресурсов внимания и сопровождалась развитием психосоматических заболеваний.

I Литература I

1. Акимова А. Ю. Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (1). С. 376-382.

2. Акимова А. Ю. Методика оценки доверия машиниста локомотива к технике // Психол. журн. 2013. Т. 34, № 1. С. 109-120.

3. Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие к технике и со-циотехническим системам: обоснование методического подхода // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 4 / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2012. С. 331-350.

4. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Доверие человека к технике: теоретическая модель и апробация методики // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества /

Отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 456-471.

5. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Доверие человека технике как фактор надежности профессиональной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013, № 2. С. 225-331.

6. Розин В. М. Понятие и современные концепции техники. М., 2006. 255 с.

7. De Vries P. Trust in systems: Effects of Direct and indirect information: Doctoral Thesis. Eindhoven: University of Technology, 2004. Р. 158.

8. Lee J. D., Moray N. Trust, Control strategies and allocation of function in human-machine systems // Ergonomics. 1992. Vol. 35. Р. 1243-1270.

9. Lewandowsky S., Mundy M., Tan G. P. A. The dynamics of trust: Comparing humans to automation // Journ. of Experimental Psychology: Applied. 2000. Vol. 6. Р. 104-123.

10. Muir B. M. Trust in automation. Pt. I. Theoretical issues in the study of trust and human intervention in automated systems // Ergonomics. 1994. Vol. 37. Р. 1905-1922.

Т. И. Мурашкина

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТРОЛОГИЯ

ОАО «Издательство "ПОЛИТЕХНИКА" предлагает:

Т. И. Мурашкина

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТРОЛОГИЯ

Учебное пособие для вузов ISBN 978-5-7325-1051-5 Объем 138 с.

Рассматриваются основные разделы теоретической метрологии: теории измерительных процедур и физического эксперимента, теории обработки экспериментальных данных при проведении измерительного эксперимента, теории планирования физического измерительного эксперимента, с которой тесно связаны такие вопросы, как разработка методик выполнения измерительного эксперимента и метрологическое обеспечение физического эксперимента.

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Приборостроение» и предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 200500 «Лазерная техника и лазерные технологии», «Приборостроение», может быть полезно инженерам и научным работникам, занимающимся организацией и проведением измерительного физического эксперимента.

Гриф: Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Лазерная техника и лазерные технологии», «Приборостроение».

Книгу можно приобрести в издательстве по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 6. Тел.: (812) 312-44-95, тел./факс: (812) 312-57-68. E-mail: [email protected], [email protected] http://www.polytechnics.ru/

Возможна отправка книг почтой. Книги высылаются покупателям после 100 % предоплаты (включая стоимость почтовых расходов)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.