Научная статья на тему 'ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
944
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА / ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимочкин Владимир Иванович, Позняк Влада Дмитриевна

В большинстве современных стран самоубийство или покушение на самоубийство воспринимаются как острая социальная проблема, стоящая перед государством и негативно влияющая на общество в целом. Самоубийства и попытки самоубийств имеют серьезные эмоциональные, физические и экономические последствия. Люди, которые пытаются покончить с собой и выживают, могут получить серьезные травмы, которые выражаются в долгосрочных последствиях для их здоровья. В период с 1999 по 2020 год количество самоубийств в стране увеличилось на 33%, одновременно с увеличением количества подстрекательств к самоубийству, особенно с развитием социальных сетей. Нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за доведение до самоубийства, встречаются в законодательстве разных стран, поскольку проблема суицида является глобальной проблемой. Показано, что составы доведения до самоубийства имеют сходства и различия в каждой отдельной стране, даже в рамках одной и той же правовой системы. На основе проведенного сравнительно-правового анализа, авторы предлагают внести изменения в статью 110.2 УК РФ, дополнив ее новой частью: «Пропаганда или реклама, вне зависимости от способа, товаров и предметов в качестве средств совершения самоубийства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акимочкин Владимир Иванович, Позняк Влада Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVING TO SUICIDE: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

In most modern countries, suicide or attempted suicide is perceived as an acute social problem facing the state and negatively affecting society as a whole. Suicide and suicide attempts have serious emotional, physical and economic consequences. People who try to commit suicide and survive can suffer serious injuries with long-term consequences for their health. Between 1999 and 2020, the number of suicides in the country increased by 33%, along with an increase in the number of incitement to suicide, especially with the development of social networks. The norms of criminal law providing for liability for incitement to suicide are found in the legislation of different countries, since the problem of suicide is a global problem. It is shown that the compositions of incitement to suicide have similarities and differences in each individual country, even within the same legal system. On the basis of a comparative legal analysis, the authors propose to amend Article 110.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, supplementing it with a new part: "Propaganda or advertising, regardless of the method, goods and objects as a means of committing suicide."

Текст научной работы на тему «ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

13. Пискарев Д.М. Интеллектуальный анализ данных и машинное обучение как методы управления рисками соответствия // Инновации и инвестиции. 2019. №10.

14. Becker, B., Kohavi, R., Sommerfield, D. Visualizing the simple Bayesian classifier // In Fayyad, U., Grinstein, G., Wierse, A., eds.: Information Visualization in Data Mining and Knowledge Discovery. Morgan Kaufmann Publishers, San Francisco, 2001.

15. David, W. Hosmer, Stanley Lemeshow. Applied Logistic Regression, 2nd ed. New York, Chichester, Wiley. 2002.

16. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильяме, 2010.

17. Митяков Е.С. Машинное обучение в задачах обеспечения экономической безопасности // Развитие и безопасность. 2020. № 4(8).

18. Cary Coglianese & David Lehr. Transparency and Algorithmic Governance // Administrative law review. 2019. ALR-71.3.

19. Alaska v. Lubchenco. URL: https://cases.justia.com/federal/district-courts/district-of-columbia/dcdce/1:2010cv00927/142454/ 61/0.pdf?ts=1411523934

References and Sources

1. Kryuchkov R.A. Analiticheskaya stadiya pravovogo upravleniya riskami // Pravovye voprosy nedvizhimosti. 2010. № 1.

2. Tochin A.V. Upravlenie tamozhennymi riskami v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze // Tamozhennoe delo. 2017. № 1.

3. Risk Management Guide, WCO, June 2003. // URL: https://test0302.carecprogram.org/uploads/WC0-Risk-Management-Guide.pdf

4. Kalyuzhnyj Yu.N. Upravlenie riskami prichineniya vreda (ushcherba) ohranyaemym zakonom cennostyam v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Transportnoe pravo. 2021. № 2.

5. Vahmistrova S.I., Vahmistrov V.P. «Regulyatornaya gil'otina» v normativno-pravovoj praktike MCHS Rossii // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2020. № 4(49).

6. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 247-FZ «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii» // Dostup iz SPS «Konsul'tant-plyus» (data obrashcheniya: 14.03.2022 g.)

7. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // Dostup iz SPS «Konsul'tant-plyus» (data obrashcheniya: 14.03.2022 g.)

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2010 № 588 «Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, realizacii i ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii» // Dostup iz SPS «Konsul'tant-plyus» (data obrashcheniya: 14.03.2022 g.)

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2012 № 1318 «O poryadke provedeniya federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti ocenki reguliruyushchego vozdejstviya proektov normativnyh pravovyh aktov i proektov reshenij Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii, a takzhe o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» // Dostup iz SPS «Konsul'tant-plyus» (data obrashcheniya: 14.03.2022 g.)

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2020 № 2454 «Ob utverzhdenii Pravil ocenki primeneniya obyazatel'nyh trebovanij, soderzhashchihsya v normativnyh pravovyh aktah, podgotovki, rassmotreniya doklada o dostizhenii celej vvedeniya obyazatel'nyh trebovanij i prinyatiya resheniya o prodlenii sroka dejstviya normativnogo pravovogo akta, ustanavlivayushchego obyazatel'nye trebovaniya, ili o provedenii ocenki fakticheskogo vozdejstviya normativnogo pravovogo akta, ustanavlivayushchego obyazatel'nye trebovaniya» // Dostup iz SPS «Konsul'tant-plyus» (data obrashcheniya: 14.03.2022 g.)

11. Sokolova O.S. Ocenka fakticheskogo vozdejstviya kak novaya tekhnologiya normotvorchestva. // Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem territory: operativnoe regulirovanie na tekushchie i strategicheskie vyzovy. Sbornik trudov konferencii. Habarovsk, 2017.

12. Azimbaev D.Zh., Kuan I.A., Gulida I.V. Iskusstvennyj intellekt i mashinnoe obuchenie // Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019. № 1.3(28).

13. Piskarev D.M. Intellektual'nyj analiz dannyh i mashinnoe obuchenie kak metody upravleniya riskami sootvetstviya // Innovacii i investicii. 2019. №10.

14. Becker, B., Kohavi, R., Sommerfield, D. Visualizing the simple Bayesian classifier // In Fayyad, U., Grinstein, G., Wierse, A., eds.: Information Visualization in Data Mining and Knowledge Discovery. Morgan Kaufmann Publishers, San Francisco, 2001.

15. David, W. Hosmer, Stanley Lemeshow. Applied Logistic Regression, 2nd ed. New York, Chichester, Wiley. 2002.

16. Porter M. Konkurenciya / per. s angl. M.: Vil'yame, 2010.

17. Mityakov E.S. Mashinnoe obuchenie v zadachah obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti // Razvitie i bezopasnost'. 2020. № 4(8).

18. Cary Coglianese & David Lehr. Transparency and Algorithmic Governance // Administrative law review. 2019. ALR-71.3.

19. Alaska v. Lubchenco. URL: https://cases.justia.com/federal/district-courts/district-of-columbia/dcdce/1:2010cv00927/142454/61/0.pdf?ts =1411523934

МОРОЗОВ ВИТАЛИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры «Государственно-правовые дисциплины», Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск) (myselfD07@mail.ru).

MOROZOV, VITALY E. - Senior Lecturer, Department of State and Legal Disciplines, Pacific State University.

УДК 343.2/.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-95-101

АКИМОЧКИН В.И., ПОЗНЯК В.Д. ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: самоубийство, попытка самоубийства, доведение до самоубийства, ответственность за доведение до самоубийства.

В большинстве современных стран самоубийство или покушение на самоубийство воспринимаются как острая социальная проблема, стоящая перед государством и негативно влияющая на общество в целом. Самоубийства и попытки самоубийств имеют серьезные эмоциональные, физические и экономические последствия. Люди, которые пытаются покончить с собой и выживают, могут получить серьезные травмы, которые выражаются в долгосрочных последствиях для их здоровья. В период с 1999 по 2020 год количество самоубийств в стране увеличилось на 33%, одновременно с увеличением количества подстрекательств к самоубийству, особенно с развитием социальных сетей. Нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за доведение до самоубийства, встречаются в законодательстве разных стран, поскольку проблема суицида является глобальной проблемой. Показано, что составы доведения до самоубийства имеют сходства и различия в каждой отдельной стране, даже в рамках одной и той же правовой системы. На основе проведенного сравнительно-правового анализа, авторы предлагают внести изменения в статью 110.2 УК РФ, дополнив ее новой частью: «Пропаганда или реклама, вне зависимости от способа, товаров и предметов в качестве средств совершения самоубийства».

AKIMOCHKIN, V.I., POZNYAK, V.D. DRIVING TO SUICIDE: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Key words: suicide, attempted suicide, incitement to suicide, liability for incitement to suicide.

In most modern countries, suicide or attempted suicide is perceived as an acute social problem facing the state and negatively affecting society as a whole. Suicide and suicide attempts have serious emotional, physical and economic consequences. People who try to commit suicide and survive can suffer serious injuries with long-term consequences for their health. Between 1999 and 2020, the number of suicides in the country increased by 33%, along with an increase in the number of incitement to suicide, especially with the development of social networks. The norms of criminal law providing for liability for incitement to suicide are found in the legislation of different countries, since the problem of suicide is a global problem. It is shown that the compositions of incitement to suicide have similarities and differences in each individual country, even within the same legal system. On the basis of a comparative legal analysis, the authors propose to amend Article 110.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, supplementing it with a new part: "Propaganda or advertising, regardless of the method, goods and objects as a means of committing suicide."

Суицид - с латинского «suicidium» - термин, содержащий местоимение sui (я) и глагол caedere (убивать), то есть преднамеренный акт лишения себя жизни. Такое явление, как самоубийство существовало на протяжении всей истории, во всех культурах и периодах времени. Причины, по которым люди думают о самоубийстве, столь же сложны и разнообразны, как и сами люди. Защита человека, его жизни и здоровья, как социальных ценностей, регламентируется нормами уголовного кодекса как Российский Федерации, так и зарубежных стран. Мировое сообщество рассматривает самоубийство как огромную проблему, стающую перед современным социумом. Каждое самоубийство - это трагедия, которая сказывается на жизни семей, общин и целых стран и имеет долгосрочные последствия для близких погибшего. Самоубийство, как глобальный феномен, характерен для всех регионов мира. Ежегодно более 700.000 человек кончают жизнь суицидом. Но эта цифра не финальная - на каждое самоубийство приходится 1020 попыток самоубийства. Согласно информационному бюллетеню ВОЗ «Самоубийство», самоубийства происходят не только в странах с высоким уровнем дохода: в 2019 году 77% всех самоубийств были совершены в странах с низким и средним уровнем дохода [1]. Пандемия Covid-19 только усилила факторы риска, связанные с самоубийствами. По всему миру растет статистика самоубийств, которые связывают с психическим состоянием населения, сталкивающегося с ограничениями в борьбе с пандемией.

В борьбе с суицидом принимаются меры как на национальном уровне, так и на международном. На международном уровне реализуется Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP), в рамках которой планируется к 2030 году снизить показатель самоубийств на 10% [2].

Суровая реальность самоубийств в России очевидна: согласно статистике, в 2020 году уровень самоубийств составлял 26,5 на 100000 населения по сравнению с 11,7 на 100000 во всем мире. По статистике мужских самоубийств Российская Федерация занимает лидирующие позиции.

В российском уголовном законодательстве доведение до самоубийства традиционно рассматривается как преступление. При этом еще в Уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года впервые появилась норма о доведении до самоубийства. Впоследствии сходные нормы содержались в советских Уголовных кодексах 1926 и 1960 гг. и в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) содержит 3 статьи, относящихся к самоубийству: доведение до самоубийства (статья 110), склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1), организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (статья 110.2) [3].

C 2017 года статьи УК РФ излагаются в новой редакции, появляется квалифицированный состав доведения до самоубийства (часть 2 статьи 110) и увеличивается наказание за основной состав. Причиной, побудившей законодателя внести изменения, представляется участившиеся случаи совершения суицида, сопряженных с воздействием на психику с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе через «Интернет»: так, определенным поводом для изложения текста в новой редакции, стало участие в смертельных виртуальных играх (в том числе в игре «Синий кит») детей, погибших при разных обстоятельствах с ноября 2015 года по апрель 2016 года.

К квалифицирующим признакам законодатель относит совершение деяния:

а) в отношении несовершеннолетнего либо заведомо беспомощного или зависимого от виновного лица;

б) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

в) в отношении двух или более лиц;

г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

д) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Основной состав преступления включает в себя наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от двух до шести лет. Квалифицированный состав - лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Часть первая статьи 110 УК РФ рассматривает в качестве потерпевшего совершеннолетнее психически здоровое лицо. Во второй части статьи 110 УК РФ находится ограниченный круг лиц, которые могут выступать в качестве потерпевшего. Для признания преступления оконченным необходимым последствием является смерть человека, наличие причинно-следственной связи между деянием и последствием. Должно быть установлено, что именно из-за виновного поведения одного лица, произошёл суицид другого лица. В случае содействия совершению самоубийства, например, при помощи снабжения жертвы орудиями совершения самоубийства, необходимо, чтобы суицид был совершён именно при их непосредственном использовании.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает совершение деяния с прямым или косвенным умыслом.

Нормы, устанавливающие уголовную ответственность за доведение до самоубийства, предусмотрены в законодательстве разных стран и имеют некоторые отличия. Представляется возможным сравнить нормы уголовного законодательства Российской Федерации с нормами уголовных кодексов стран романо-германской (Франция, Италия) и англо-саксонской правовых семей (Австралия, Канада, Новая Зеландия).

Для французского законодательства поворотным моментом в этом вопросе явилась Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Согласно Декларации, свобода каждого человека «состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому» [4]. Таким образом, естественные права человека не ограничиваются до тех пор, пока не ущемляются права других лиц. После обнародования Декларации запрет на самоубийство и наказание за него не включены ни в Уголовный кодекс 1791 года, ни в Кодекс правонарушений и наказаний 1795 года.

Уголовный кодекс 1810 года и действующий Уголовный кодекс Франции также не упоминают о самоубийстве, как о преступлении. В то же время некоторые преступления, связанные с самоубийством, предусмотрены Уголовным кодексом Франции. Это касается, например, подстрекательства к самоубийству (статья 223-13) и пропаганды или рекламирования средств причинения себе смерти (статья 223-14) [5].

Подстрекательство к самоубийству, как преступление, вновь обрело популярность благодаря развитию социальных сетей, таких как Facebook, Twitter, TikTok, Instagram, Snapchat, общение в которых в части случаев приводит к подстрекательству к самоубийству.

Норма, устанавливающая ответственность за подстрекательство к самоубийству содержится в статье 223-13 УК Франции. Подстрекательство к самоубийству по своей сути состоит из акта провокации, который может быть направлен как на конкретного человека, так и на неопределённую группу людей. Для доказывания факта преступления потребуются либо показания третьего лица, либо аудиозапись или видеозапись. Маловероятно, что лицо, обвиняемое в подстрекательстве к самоубийству, будет осуждено лишь на основании заявлений жертвы.

Необходимо отметить, что за подстрекательством должен последовать результат, то есть самоубийство или попытка самоубийства. Если «жертва» не совершила самоубийства или не попыталась совершить его, преступления не будет. Что касается умысла, то действие должно быть совершено осознанно, исполнитель должен понимать предосудительный характер своего поступка, хотеть, чтобы лицо совершило самоубийство.

В статье 223-15 говорится о том, что, если преступление, связанное с подстрекательством к самоубийству, совершается посредством печатных или аудиовизуальных средств массовой информации, оно может преследоваться в соответствии с конкретными законами, регламентирующими деятельность средств массовой информации. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 45 000 евро. Предусмотренное наказание за подстрекательство к самоубийству увеличивается, если жертвой является несовершеннолетнее лицо в возрасте до пятнадцати лет. Это отягчающее обстоятельство

основано на том факте, что несовершеннолетний психологически слабее взрослого. В этом случае наказание составляет пять лет лишения свободы и штраф в размере 75 000 евро. Особенностью данного преступления является то, что к ответственности, в соответствии со статьей 223-15-1, могут быть привлечены юридические лица. Юридические лица, виновные в совершении преступления, несут дополнительное наказание в виде запрета на деятельность сроком на пять лет.

Статья 223-14 Уголовного кодекса Франции также относит к преступлению «пропаганду или рекламу, независимо от способа, товаров, предметов в качестве средств причинения себе смерти». Преступление пропаганды средств самоубийства построено вокруг возможности того, что третье лицо вмешивается в сферу личной свободы человека, планирующего совершить самоубийство, и возможности того, что его действия повлияют на волю человека. Третья сторона намеренно принимает на себя риск повлиять или спровоцировать акт суицида своими действиями, а именно пропагандой или рекомендацией (рекламой) средств и методов, способствующих совершению самоубийства. Под рекламой в данном случае понимается любая информация, предназначенная для того, чтобы у лица была возможность ознакомиться с результатом использования товара или услуги. Реклама должна быть посвящена продуктам, предметам, средствам и методам, которые пропагандируются как средства причинения смерти. Факт смерти лица, использующего товары, средства или методы не обязателен, достаточно факта рекламы или пропаганды. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 45 000 евро. Данное правонарушение не предусматривает отягчающих обстоятельств. Когда преступление совершается с использованием печатных или аудиовизуальных средств массовой информации, будут применяться положения закона «О печати» от 19 июля 1881 года.

Из всех анализируемых стран Италия показывает наименьший уровень случаев суицида: 5,5 на 100000 населения. Тем не менее, в этой стране феномену суицида и его предупреждению уделяется особое внимание [6]. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства устанавливается в статье 580 Уголовного кодекса Италии [7]. В соответствии с упомянутой нормой, ответственность наступает за подстрекательство другого лица к самоубийству или оправдание самоубийства, а также оказание содействия в его совершении и выполнении. Необходимым условием для преступления является совершение суицида подстрекаемым лицом, либо попытка совершения самоубийства, причинившая лицу тяжкий или особо тяжкий вред здоровью. Соответственно, если вред здоровью не был причинен или представляется незначительным, будет отсутствовать состав преступления.

Преступление может быть совершено в следующих формах:

• действия, направленные на формирование чужого решения, вызывающие ранее отсутствовавшие суицидальные намерения у других;

• деятельность, направленная на усиление уже имеющегося суицидального намерения;

• содействие самоубийству, например, предоставление средств для совершения самоубийства, создание благоприятных условий, выдача инструкций, помощь, и т. д.

Наказание, предусмотренное за данное преступление - лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет. В том случае, если самоубийства не происходит, срок лишения свободы сокращается и составляет от одного года до пяти лет при условии, что тяжкие или особо тяжкие телесные повреждения являются результатом попытки самоубийства.

Уголовный кодекс Италии предусматривает также отягчающие обстоятельства для данного преступления:

1) Действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего лица.

2) Действия, совершенные в отношении психически больного человека или находящегося в состоянии умственной отсталости. При наличии данных обстоятельств наказание увеличивается.

Таким образом, если действия были предприняты в отношении лица, не достигшего четырнадцати лет, а также лица, не способного понимать и оценивать возможность наступления негативных последствий в случае совершения суицида (страдающее психическим расстройством или умственной отсталостью), будут применяться положения об убийстве.

В рамках системы общего права (англо-саксонской правовой семьи) целесообразно проанализировать законодательство Австралии, Канады и Новой Зеландии.

В Австралии ни самоубийство, ни попытка самоубийства после декриминализации в середине XX века, не являются преступлениями, но оказание помощи или подстрекательство другого человека к самоубийству является преступлением во всех штатах и территориях. Кроме того, оказание помощи или поощрение другого человека к попытке совершения самоубийства является правонарушением в Канберре, Северной территории, Новом Южном Уэльсе, Южной Австралии и Виктории. В большинстве штатов преступление будет совершено только в том случае, если подстрекательство привело к фактической попытке другого человека совершить самоубийство. В Тасмании, однако, нет явного требования, чтобы поощрение переросло в попытку; подстрекать другого к самоубийству просто незаконно. Подстрекательство к совершению самоубийства требует наличия причинно-следственной связи между преступным поведением и фактическим самоубийством или попыткой самоубийства жертвы (причинно-следственная связь является обязательным условием уголовной ответственности во всех штатах, кроме Тасмании) [8].

Наказания за подстрекательство к самоубийству сильно различаются в разных штатах. Максимальное наказание составляет пять лет лишения свободы в Новом Южном Уэльсе и Виктории, 10 лет в Канберре, пожизненное заключение в Квинсленде, Западной Австралии и Северной территории, а в Южной Австралии наказание определяется тем, была ли попытка самоубийства успешной (наказание- 14 лет лишения свободы) или неудачной (наказание- 8 лет лишения свободы). В 2005 году Федеральное правительство внесло в Уголовный кодекс Австралии новые преступления, связанные с самоубийством [9]. В настоящее время считается преступлением использование любой службы доставки для доступа, отправки или публикации материалов, которые советуют или подстрекают кого-либо к совершению самоубийства (подраздел 474.29 А(1)).

Для наличия преступления необходимы 3 элемента:

использование услуги перевозки для доступа, передачи, предоставления, публикации или распространения материалов;

материал должен прямо или косвенно подстрекать к самоубийству или советовать его совершение;

у лица должно быть намерение либо использовать сам материал для подстрекательства к самоубийству, либо передать его другому лицу для подстрекательства к самоубийству и рекомендации его совершения.

Подраздел 474.29 А (2), по существу, содержит аналогичные элементы, за исключением того, что материал должен пропагандировать или содержать инструкции по определенному способу совершения самоубийства.

Наказание за эти преступления не предусматривает тюремного заключения, но лицо может быть наказано максимальным штрафом в размере 110 000 долларов США (для физических лиц) и 550 000 долларов (для юридических лиц).

Подразделы 474.29 А (3)-(4) предусматривают, что, если служба перевозки используется для участия в публичном обсуждении или пропаганды реформы законодательства в отношении эвтаназии или самоубийства правонарушение не будет совершено, если лицо не намерено использовать материалы для пропаганды самоубийства.

В Канаде самоубийство является одной из ведущих причин смертности, особенно среди мужчин. В среднем около 4000 канадцев совершают самоубийства каждый год [10].

В течение многих лет самоубийство и попытка самоубийства считались преступлениями. Первый уголовный кодекс Канады был принят в 1892 году и содержал положения, касающиеся покушения на самоубийство и оказания помощи лицу, совершающему самоубийство.

По существу, эти два положения не менялись до тех пор, пока Уголовный кодекс не был полностью пересмотрен в 1954 году. Положение об оказании помощи в совершении самоубийства было очень похоже на положение, содержащееся в действующем Уголовном кодексе. Преступление, связанное с попыткой самоубийства, было исключено из канадского законодательства в 1972 году. Это изменение отразило мнение общественности о том, что проблему самоубийств следует решать с помощью инструментов здравоохранения и социальной политики, а не системы уголовного правосудия. Действующие положения Уголовного кодекса Канады о самоубийстве отражены в статье 241 и заключаются в следующем: каждый, кто (а)

советует лицу совершить самоубийство, или (b) помогает или подстрекает человека к совершению самоубийства, независимо от того, последует самоубийство или нет, виновен в преступлении и подлежит лишению свободы на срок не более четырнадцати лет [11].

Новая Зеландия унаследовала общее право Англии с его тяжелым религиозным подтекстом. Новая Зеландия в значительной степени опиралась на работу, проделанную в 1870-х годах в Англии, по кодификации уголовного законодательства, но единственными существенными изменениями, внесенными Новой Зеландией, было принятие закона о том, что самоубийство само по себе больше не было преступлением в 1893 году, а позже в 1961 году, что попытка самоубийства также больше не каралась уголовным законом (до этого попытка самоубийства наказывалась лишением свободы на срок до двух лет). Действующий Уголовный кодекс Новой Зеландии содержит статью 179 «Пособничество и подстрекательство к самоубийству». В соответствии с данной статьей, каждый подлежит лишению свободы на срок не более 14 лет, если подстрекает, советует или побуждает какое-либо лицо совершить самоубийство, если это лицо совершает или пытается совершить самоубийство вследствие этого; или помогает или поощряет любое лицо к совершению самоубийства. Преступление будет являться оконченным даже если лицо не совершает или не пытается совершить самоубийство в результате действий другого лица. В данном случае максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает 3 лет лишения свободы [12].

В результате проведенного анализа можно отметить, что государства накопили и продолжают накапливать опыт регулирования ответственности за доведение до самоубийства. Нормы, устанавливающие ответственность за доведение до самоубийства, во многом схожи. Однако проведенный выше анализ позволяет выделить некоторые расхождения.

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, страны англосаксонской правовой семьи (за исключением Австралии, в которой наличие упомянутого признака преступления остается на усмотрение штатов и территорий) не выделяют совершение (попытку совершения) лицом самоубийства как обязательное условие для признания преступления оконченным.

Французский законодатель в рамках ответственности по одной из норм выделяет привлечение к ответственности юридического лица, выражающееся в запрете деятельности на определённый срок. При анализе законодательств других стран схожих норм найдено не было, а в РФ юридическое лицо в принципе не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Итальянское законодательство в случае совершения действий, направленных на доведение до самоубийства, в отношении лица, не достигшего возраста 14 лет, а также лица, страдающего психическим расстройством или умственной отсталостью, применяет положения об убийстве, а не о доведении до самоубийства. В законодательстве других рассмотренных стран, в том числе и в России, в таких случаях применяются положения о доведении до самоубийства.

Итальянский законодатель также выделил в качестве необходимого условия причинение тяжкого либо особо тяжкого вреда здоровью при попытке самоубийства. Данный критерий в законодательстве других стран отсутствует.

Австралия, в отличие от всех других стран, в качестве преступления выделяет использование службы доставки для обеспечивания доступа к материалам, подстрекающим к самоубийству или их отправки и публикации.

Уголовные законодательства разных стран оказывают влияние друг на друга. В частности, изменения, вносимые в статью 110 УК РФ, основывались на опыте зарубежных стран в борьбе с данным преступлением. Это подтверждается пояснительной запиской к проекту закона: «Предлагаемый законопроектом подход согласуется с международным и зарубежным опытом правового регулирования противодействия суицидам» [13].

В связи с этим представляется возможным внести изменения в статью 110.2 УК РФ, дополнив ее новой частью: «Пропаганда или реклама, вне зависимости от способа, товаров и предметов в качестве средств совершения самоубийства».

Литература и источники

1. Информационный бюллетень ВОЗ «Самоубийство» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide.

2. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья mhGAP / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/noncommunicable-diseases/mental-health/publications/2018/ mhgap-operations-manual-2018.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ / ред. от 01.07.2021 с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021 // СПС Консультант плюс.

4. Декларация нрав человека и гражданина // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М.: Ипфотропик Медиа, 2012. С. 117-119.

5. Уголовный кодекс Франции/ Пер. с фр. Науч. ред.: Головко Л. В., Крылова Н. Е. (Пер., предисл.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 650 c.

6. Рейтинг стран мира но уровню самоубийств // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/suicide-rate.

7. Итальянский уголовный кодекс 1930 г./ Пер. нроф. М. М. Исаева. М.: Юриздат, 1941. 176 с.

8. Уголовный кодекс Австралии / Науч. ред. И.Д. Козочкин, Е.Н. Трикоз. / Перевод Е.Н. Трикоз. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Поправки к Уголовному кодексу Австралии // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.legislation.gov.au/Details/C2005A00092.

10. Официальный сайт правительства Капады // Самоубийства в Кападе: Основные статистические данные / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.canada.ca/en/pubhc-health/services/publications/healthy-living/suicide-canada-key-statistics-infographic.html.

11. Уголовный кодекс Канады / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.legislationline.org/documents/ section/criminal-codes/country/38

12. Уголовный кодекс Новой Зеландии / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.legislation.govt.nz/ act/public/1961 /0043/latest/DLM327382.html

13. Пояснительная заниска к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-нроцессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной па побуждение детей к суицидальному поведению» // СПС Консультант плюс.

References and Sources

1. Informacionnyj byulleten' VOZ «Samoubijstvo» // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide.

2. Programma dejstvij VOZ po likvidacii probelov v oblasti psihicheskogo zdorov'ya mhGAP / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/noncommunicable-diseases/mental-health/publications/2018/ mhgap-operations-manual-2018.

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ / red. ot 01.07.2021 s izm. i dop., vstup. v silu s 22.08.2021 // SPS Konsul'tant plyus.

4. Deklaraciya prav cheloveka i grazhdanina // Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv: Velikobritaniya, Franciya, Germaniya, Italiya, Evropejskij Soyuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, YAponiya: ucheb. posobie. 8-e izd., ispr. i dop. M.: Infotropik Media, 2012. S. 117-119.

5. Ugolovnyj kodeks Francii/ Per. s fr. Nauch. red.: Golovko L. V., Krylova N. E. (Per., predisl.). SPb.: YUrid. centr Press, 2002. - 650 c.

6. Rejting stran mira po urovnyu samoubijstv // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/suicide-rate.

7. Ital'yanskij ugolovnyj kodeks 1930 g./ Per. prof. M. M. Isaeva. M.: Yurizdat, 1941. 176 s.

8. Ugolovnyj kodeks Avstralii / Nauch. red. I.D. Kozochkin, E.N. Trikoz. / Perevod E.N. Trikoz. SPb.: Yurid. centr Press, 2002.

9. Popravki k Ugolovnomu kodeksu Avstralii // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https:// www.legislation.gov.au/Details/C2005A00092.

10. Oficial'nyj sajt pravitel'stva Kanady // Samoubijstva v Kanade: Osnovnye statisticheskie dannye / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.canada.ca/en/public-health/services/publications/healthy-living/suicide-canada-key-statistics-infographic.html.

11. Ugolovnyj kodeks Kanady / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.legislationline.org/documents/ section/criminal-codes/country/38

12. Ugolovnyj kodeks Novoj Zelandii / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.legislation.govt.nz/ act/public/1961/0043/latest/DLM327382.html

13. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mekhanizmov protivodejstviya deyatel'nosti, napravlennoj na pobuzhdenie detej k suicidal'nomu povedeniyu» // SPS Konsul'tant plyus.

АКИМОЧКИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент; заведующий адвокатским кабинетом 77/3-1751.

ПОЗНЯК ВЛАДА ДМИТРИЕВНА - помощник адвоката (vladapoznyak@mail.ru)

AKIMOCHKIN, VLADIMIR I - Ph.D. in Law, Associate Professor; Head of the lawyer's office 77/3-1751 (9230194@rambler.ru). POZNYAK, VLADA D. - Assistant lawyer (vladapoznyak@mail.ru).

УДК 343.3 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-1-101-105

МАСЛОВ А.А., ЧОЧУЕВА З.А. УСТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ УБИЙСТВА, СОВЕРШЕННОГО

ПРИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЕ

Ключевые слова: преступление, убийство, наказание, квалификация, уголовно-правовая оценка, умысел, субъективная сторона, мотив.

В статье рассматривается проблема определения субъективных признаков убийства, совершенного с превышением пределов необходимой обороны. Правильная квалификация совершенного преступного деяния зависит от установления субъективных признаков преступления, в частности, разумно определить явное несоответствие обороны характеру и опасности нападения. Юридической оценке должны быть подвергнуты как субъект преступления, с присущими ему обязательными признаками и психофизиологическими особенностями, так и вина, а также ее форма, мотив, цель и эмоции. Также отмечено, что что в контексте отмеченных преступных событий сам субъект преступления вначале являлся потерпевшим, то есть лицом на права и законные интересы которого покушались нападением, и который пытался их защитить. Именно такое его положение в уголовно-правовом понимании должно свидетельствовать о меньшей его общественной опасности и выступать основополагающим критерием при оценивании поведения виновного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.