Научная статья на тему '«Досвердловский» период в творческой деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского'

«Досвердловский» период в творческой деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.В. Домбровский / архитектор-художник / проектная деятельность / преподаватель / генеральный план / Ярославль / ЯГВХУТЕМАС / .V. Dombrovsky / architect-artist / design activity / teacher / master plan / Yaroslavl / YSVHUTEMAS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сапрыкина Наталья Сергеевна

Статья посвящена малоисследованному «досвердловскому» периоду проектной и преподавательской деятель-ности архитектора-художника С.В. Домбровского. В ней раскрываются новые факты и сведения о его биографии, становлении в профессии, большом опыте практической работы в разных сферах, под руководством и в соавторстве с выдающимися ма-стерами-архитекторами в разнообразных стилях, в разных городах и странах в 1910–1920-е годы. Показан формирующийся интерес архитектора-художника к теоретическим основам архитектурного формообразования, поискам своего «пути к новой архитектуре», градостроительным решениям, преподавательской деятельности в области подготовки архитектурных кадров. Одной из важных страниц его жизни стала работа в Ярославле над первым генеральным планом исторического города и соз-дание Ярославских государственных художественных мастерских, что практически стало «увертюрой» свердловского периода деятельности. Вводится в оборот новая научная информация, оценивается роль рассматриваемого периода в творческой карьере архитектора, а также вклад С.В. Домбровского в развитие Ярославля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Pre-Sverdlovsk" Period in the Creative Activity of the Architect-Artist S.V. Dombrovsky

The article is devoted to the little-studied "pre-Sverdlovsk" period of design and teaching activity of the architect-artist S.V. Dombrovsky. It reveals new facts and information about his biography, formation in the profession, extensive experience of practical work in different spheres, under the guidance of and in co-authorship with outstanding masters-architects in a variety of styles, in different cities and countries in 1910-1ччччччччч920s. It reveals the emerging interest of the architect-artist to the theoretical foundations of architectural form formation, the search for his "way to a new architecture", urban planning solutions, teaching activities in the field of architectural training. One of the important pages of his life was the work in Yaroslavl on the first general plan of the historic city and the creation of the Yaroslavl State Art Workshops, which practically became the "overture" of the Sverdlovsk period of activity. New scientific information is introduced, the role of the period under consideration in the creative career of the architect is evaluated, as well as S.V. Dombrovsky's contribution to the development of Yaroslavl

Текст научной работы на тему ««Досвердловский» период в творческой деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского»

Academia. Архитектура и строительство, № 2, стр. 36-44. Academia. Architecture and Construction, no. 2, pp. 36-44.

Исследования и теория Научная статья УДК 72.007:72.03

DOI: 10.22337/2077-9038-2024-2-36-44

«Досвердловский» период в творческой деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского

Сапрыкина Наталья Сергеевна (Ярославль). Доктор архитектуры, доцент, член-корреспондент РААСН. Кафедра градостроительства Международной академия бизнеса и новых технологий (150999, Россия, Ярославль, ул. Советская, 80. МУБиНТ). Эл. почта: saprykinans@edu.mubintru

Аннотация. Статья посвящена малоисследованному «досвердловскому» периоду проектной и преподавательской деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского. В ней раскрываются новые факты и сведения о его биографии, становлении в профессии, большом опыте практической работы в разных сферах, под руководством и в соавторстве с выдающимися мастерами-архитекторами в разнообразных стилях, в разных городах и странах в 1910-1920-е годы. Показан формирующийся интерес архитектора-художника к теоретическим основам архитектурного формообразования, поискам своего «пути к новой архитектуре», градостроительным решениям, преподавательской деятельности в области подготовки архитектурных кадров. Одной из важных страниц его жизни стала работа в Ярославле над первым генеральным планом исторического города и создание Ярославских государственных художественных мастерских, что практически стало «увертюрой» свердловского периода деятельности. Вводится в оборот новая научная информация, оценивается роль рассматриваемого периода в творческой карьере архитектора, а также вклад С.В. Домбровского в развитие Ярославля.

Ключевые слова: С.В. Домбровский, архитектор-художник, проектная деятельность, преподаватель, генеральный план, Ярославль, ЯГВХУТЕМАС

Для цитирования. Сапрыкина Н.С. «Досвердловский» период в творческой деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского // Academia. Архитектура и строительство. - 2024. - № 2. - С. 36-44. - DOI: 10.22337/2077-9038-2024-2-36-44.

The "Pre-Sverdlovsk" Period in the Creative Activity of the Architect-Artist S.V. Dombrovsky

Saprykina Natalia S. (Yaroslavl). Doctor of Sciences in Architecture, Docent, Corresponding Member of the RAACS. The Department of Urban Planning of the International Academy of Business and New Technologies (80 Sovetskaya St., Yaroslavl, Russia, 150999. MUBiNT). E-mail: saprykinans@edu.mubint.ru

Abstract. The article is devoted to the little-studied "pre-Sverdlovsk" period of design and teaching activity of the architect-artist S.V. Dombrovsky. It reveals new facts and information about his biography, formation in the profession, extensive experience of practical work in different spheres, under the guidance of and in co-authorship with outstanding masters-architects in a variety of styles, in different cities and countries in 1910-1ччччччччч920s. It reveals the emerging interest of the architect-artist to the theoretical foundations of architectural form formation, the search for his "way to a new architecture", urban planning solutions, teaching activities in the field of architectural training. One of the important pages of his life was the work in Yaroslavl on the first general plan of the historic city and the creation of the Yaroslavl State Art Workshops, which practically became the "overture" of the Sverdlovsk period of activity. New scientific information is introduced, the role of the period under consideration in the creative career of the architect is evaluated, as well as S.V. Dombrovsky's contribution to the development of Yaroslavl.

© Сапрыкина Н.С., 2024.

Keywords: S.V. Dombrovsky, architect-artist, design activity, teacher, master plan, Yaroslavl, YSVHUTEMAS

For citation: Saprykina N.S. The "Pre-Sverdlovsk" Period in the Creative Activity of the Architect-Artist S.V. Dombrovsky. In: Academia. Architecture and Construction, 2024, no. 2, pp. 36-44, doi: 10.22337/2077-9038-2024-2-36-44.

Домбровский Сигизмунд Владиславович (1883-1953) сегодня больше известен как один из ведущих архитекторов Свердловска, создателей его конструктивистского облика, автор генплана «Большой Свердловск». Большую часть своей жизни (1927-1953) он посвятил Уральскому региону, внеся огромный практический вклад в его строительство и благоустройство, разработав для него не только генплан Свердловска (1931-1937), но и множество проектов жилых и общественных зданий, решений по благоустройству площадей, скверов, набережной, плотины и др. Одновременно он занимался педагогической деятельностью: известно, что в 1934-1940 годы архитектор преподавал в Свердловском архитектурно-строительном техникуме [1]. Но такой успешный творческий путь на Урале был предопределён не только талантом, переданным по наследству, но и ранее накопленным багажом знаний и большим опытом практической работы в

Рис. 1. С.В. Домбровский. Внутренняя отделка вагона-ресторана системы инженера С. Родовича, построенного в мастерских Юго-Западной железной дороги в Киеве (между 1914-1916) (источник: [4, с. 38])

разных сферах, под руководством и в соавторстве с выдающимися мастерами, в разнообразных стилях, определяемых данью времени и моде, в разных городах и странах, в том числе в Ярославле.

Родился С.В. Домбровский 26 февраля (10 марта) 1883 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Владислава Александровича Домбровского (1854-1917). В 1905 году пошел по стопам своего отца1 и поступил учиться в Императорскую Академию художеств (ИАХ) на архитектурный факультет, которую успешно закончил в 1914 году. 28 мая 1914 года он получил звание «архитектора-художника» за проект «здания Государственного совета» [2, с. 326]. В период 1907-1912 годов будущий архитектор практиковался в качестве помощника архитекторов в городах Одессе, Киеве, Варшаве. С 1913 по 1917 год работал помощником академика архитектуры В.А. Щуко в Петрограде, участвовал в проектировании здания вокзала Юго-Западной железной дороги и постройке Дома губернского земства в Киеве и др. [1; 3, с. 169]. Одна из его самостоятельных работ этого времени -интерьер вагона-ресторана системы инженера С. Родовича, построенного в мастерских Юго-Западной железной дороги в Киеве. Минимальное пространство вагона с его сложными пропорциями и ограниченными геометрическими параметрами было обыграно филигранно. Наполненное всеми необходимыми атрибутами комфортабельного ресторана - мебелью, коврами, зеркалами, шторами - оно не создавало иллюзии тесноты, хотя было выполнено практически без воздушных «зазоров», оставляя только функциональные проходы-подходы к столикам, при этом выглядело респектабельно. Этот эффект обеспечивался компактными формами предметов мебели простого геометрического очертания, художественная выразительность которых повышалась за счёт плавных линий в оформлении их элементов, включения декоративных орнаментов в структуру отделки. Главный визуальный акцент был выполнен архитектором-художником на пластически сложном и многоярусном потолке, где автор максимально использовал все возможные приёмы декоративного оформления: кессоны, многопрофильные карнизы, лепные филёнки и розетки, цветные вставки, хрустальные светильники. Все это пластическое великолепие компенсировало относительную скромность нижнего яруса, добавляя роскошь и блеск, при

1 Домбровский Владислав Александрович. Родился 1854 году. Учился в Академии Художеств с 1876 года. В 1877 году окончил курс наук. Получил медали: в 1878-ом - две серебряных , в 1879-ом - одну серебряную; в 1880-ом - две золотые за программу: Проект Городской Думы». 30 ноября 1880 года - звание классного художника 2-й степени; 29 октября 1886 года - звание классного художника 1-й степени [2, с. 326].

этом не влияя на физические параметры функционального выверенного интерьера. Зеркала и бра в простенках, стеклянные витражи дверей и ритм окон со светлыми французскими шторами добавляли воздух меблированному пространству «машинной архитектуры». Дизайн вагона в неоклассическом стиле (рис. 1) не остался без внимания и даже был опубликован в Ежегоднике Общества архитекторов-художников, что свидетельствовало о первом признании мастерства [4, с. 38]. Одновременно с проектной деятельностью С.В. Домбровский практически сразу стал пробовать себя в роли преподавателя на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой (1915-1918), куда его пригласил наставник - В.А. Щуко, который возглавлял эти курсы с 1913 года.

1917 год перевернул всё в жизни С.Д. Домбровского: Октябрьская революция, смерть отца, реформы Академии художеств - всё это и многое другое стало для него потрясением. Неопределённость, поиски нового смысла жизни на фоне построения нового государства, перенос столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 года и перевод туда государственных учреждений, в том числе Комгосоора, побудили архитектора задуматься об отъезде из родного города вслед за открывающимися новыми возможностями для творчества, работы и жизни. В ноябре 1918 года он решается на переезд в Москву, где был принят на работу мастером2 в Архитектурно-художественную мастерскую Моссовета под руководством И.В. Жолтовского и А.В. Щусева «без проволочек ввиду срочной разработки вопросов садов-городов и рабочих посёлков» [5, с. 37]. Данная мастерская со временем приобрела значение общегосударственного архитектурного центра и оказала непосредственное влияние на становление архитектуры первых послереволюционных лет благодаря специфике своей работы, состоящей в соединении теоретической и творческой проектной деятельности.

Дух нового времени вдохновлял на эксперименты, и С.В. Домбровский вместе с коллегами на рубеже 1910-1920-х занялся активными поисками новой идеи архитектуры. Он вошёл в ряды Живскульптарха3 при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения - первой новаторской организации советских архитекторов, где первоначально, помимо него, было ещё шесть архитекторов (Н.И. Исцелёнов, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, Я.И. Райх, А.М. Рухлядев, В.И. Фидман) и скульптор - Б.Д. Королёв (председатель комиссии) [6, с. 130]. Здесь уделялось много внимания приёмам создания выразительной объёмной композиции и художественного образа новых типов (в социальном отношении) зданий, в частности - коммунального дома (дома-коммуны), Храма общения народа, Дома Советов и др. Известный

исследователь советской архитектуры С.О. Хан-Магомедов отмечал, что эскизные работы С.В. Домбровского этого времени базировались на переосмыслении средневековых прототипов (замков, крепостей), формы которых брались за основу, предельно упрощались и сближались с природными формами [6, с. 183; 7, с. 559; 8, с. 52-53] (рис. 2). По-видимому, Си-гизмунд Владиславович вдохновлялся экспрессионистскими фантазиями Бруно Таута [«Альпийская архитектура» (Alpine Architektur) и «Городская корона» (Die Stadtkrone)], которые были опубликованы в 1918-1919 годы и посвящены теме слияния архитектуры и природы. Идеи немецкого архитектора и градостроителя одновременно связывались с символическим образом собора, сформированным как полное (тотальное) произведение искусства (Gesamtkunstwerk), способным физически и духовно объединить раздробленное общество4. Своей «волшебной», социально и даже космически преобразующей архитектурной мыслью Б. Таут вдохновил многих архитекторов на подобные эксперименты. Коснулось оно и новой формирующейся школы Баухауса, в частности, её идеолога и директора Вальтера Гропиуса, чей текст, написанный для выставки утопической архитектуры в Берлине в апреле 1919 года, призывал создать созидательную концепцию

2 Протокол № 45 заседания коллегии отдела Строительного отдела 12 ноября 1918 года.

3 Первоначальное название - Синскульптарх - Комиссия по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза [6, с. 130-133].

4 В Живскульптархе мы видим аналогичные темы и понятия: собор для духовного объединения раздробленного общества и Храм для общения народа.

Рис. 2. С.В. Домбровский. Эскизы «Храма общения народа». Живскульптарх. 1919 год (источник: [8, с. 52-53])

собора будущего, новую всеобъемлющую форму, которая соединила в себе архитектуру, скульптуру и живопись [9, с. 41]. Все эти мысли волновали и быстро проникали в умы российских архитекторов, которые ближе всех оказались к реальному воплощению их в жизнь на фоне перспектив построения нового пролетарского государства.

Но отвлечённые художественные поиски новой выразительной формы и смысла жизни резко контрастировали с задачами современного дня, которые постоянно требовали решения конкретных задач, связанных с разрушительными последствиями гражданской войны и интервенции, с восстановлением и развитием населённых мест, с перестройкой образа жизни населения и критическими потребностями в жилье и объектах быта. Одним из первых российских городов, где остро возник вопрос срочного восстановления, стал исторический город Ярославль, который практически был полностью разрушен во время «белогвардейского мятежа»5 в августе 1918 года.

С чего начать и как восстанавливать? - на эти вопросы должно было ответить организованное в конце 1918 года Управление работами по восстановлению города Ярославля (под руководством главного инженера Я.Д. Тартаковского)

в ведении Управления городского и сельского строительства (Угорсельстрой)6. Первой при Архитектурном отделе Управления была создана мастерская застройки города (планировочная), куда были приглашены архитектор-художник С.В. Домбровский вместе с коллегами-петроградцами А.И. Зазер-ским, Н.А. Бойно-Родзевич и др.7 для разработки проекта переустройства и развития города в широком масштабе. Ярославль в итоге должен был стать «первым современным образцовым социалистическим городом с коммунистическим обоснованием всей жизни» [10, с. 93]. На первом этапе, в течение 1918-1919, годов постоянно велись работы по обследованию и изучению Ярославля, восстанавливались и ремонтировались здания, которые можно было использовать для жилья и учреждений, в экстренном порядке строились новые временные объекты для удовлетворения «жилищной нужды сроком на 5 лет» и планировалась для них локальная территория по образу рабочих посёлков-садов (например, посёлки Дядьково, Гидроторфа). В конце 1919 года Управление по восстановлению города Ярославля перестало существовать как самостоятельный орган, практически произошло его слияние с Ярославским губернским комитетом государственных сооружений, созданным в 1920 году. Например, в мае того же года в Яргубкомгосоор была переведена планировочная мастерская, и уже в составе новой структуры она руководила работами по восстановлению города и занималась составлением эскизного проекта перепланировки и расширения города на основании ранее собранных и разработанных Управлением материалов. Поэтому С.В. Домбровский вместе с коллегами приехал в Ярославль для дальнейшей работы над планом исторического города, которая продолжалась в общей сложности около пяти лет - с 1919 по 1924 год. В июне 1921 года под его руководством был разработан первый эскизный вариант генерального плана социалистического Ярославля (авторы С.В. Домбровский, А.И. Зазерский, Н.А. Бойно-Родзевич), а к 1922-му - второй вариант (авторы С.В. Домбровский, Н.А. Бойно-Родзевич, С.В. Зембликов), который и явился основой для будущего генерального плана города [5, с. 303] (рис. 3). Оба варианта в мае 1922 года рассмотрела комиссия под руководством А.В. Щусева и В.Н. Семёнова и др. Основные отличия проектов состояли в разной принятой плотности населения и, соответственно, общей площади города. Население города, промышленного и административного центра губернии, крупного железнодорожного узла и речного порта, к 1950 году должно было составить по расчётам 300000

Рис. 3. Авторы-разработчики второго варианта генерального плана социалистического Ярославля на его фоне: (справа налево) инженер-архитектор Н.А. Бойно-Родзевич, архитектор-художник С.В. Домбровский и (предположительно) инженер путей сообщения С.В. Зембликов. 1922 год8

5 Именно с такой формулировкой описываются события в периодических изданиях и литературе (1930 - наст. время), происходившие в августе 1918 года в Ярославле

6 «Угорсельстрой» - являлось главным специализированным управлением и архитектурно-градостроительным ядром Комгосоора, формировавшимся с лета 1918 года [5, с. 49].

7 Московский учёный и архитектор-исследователь И.А. Казусь объясняет большое количество петроградских специалистов в Управлении работами по восстановлению города Ярославля тем, что возглавивший Управление Я.Д. Тартаковский прибыл в Москву из Петрограда одновременно с переводом государственных учреждений, в том числе Комгосоора [5, с. 53].

8 ГАЯО. Оп. Н5. Д. 63.

человек. Данная цифра была определена исходя из среднего годового прироста населения в городе до первой мировой войны в 2,8%. При принятом дифференцированном значении плотности в зависимости от расположения района города (возрастание плотности от периферии к центру) в первом варианте она составила от 45 до 130 чел/га, а во втором - от 90 до 220 чел/га. Соответственно, общая площадь Ярославля в первом варианте была 8345 га, во втором - 6723 га (к моменту разработки плана «Новый Ярославль» общая площадь города составляла 1656,8 га), что и явилось определяющим при выборе варианта [11, с. 60]. С июня 1923 года началась разработка детальной планировки отдельных районов города, в ноябре закончена корректировка второго варианта проекта по замечаниям экспертизы.

В результате генеральный план, утверждённый в июне 1924 года, предусматривал развитие города по обеим сторонам рек Волги и Которосли, что соответствовало тенденции исторического развития города, и структурное деление его на три части: главную (старый город на правом берегу Волги, территория между Волгой, Которослью и железной дорогой); Закоторосльную и Тверицкую части, включая Гагаринскую слободу. Основой проекта, как и предусматривала «Программа...», явился принцип функционального зонирования, который определил создание ранее намеченных функциональных зон, а также многие другие градостроительные аспекты генерального плана: вынос крупных промышленных предприятий из жилых районов и концентрация их в промзонах; создание структурной системы селитебной территории и озеленения, создание санитарно-защитных зон города и другое.

В новом городе предусматривались все необходимые современные виды благоустройства: водопровод, канализация, бани, прачечные, скотобойни, газопровод, электрическое освещение, телефон, пожарная сигнализация и прочее. В главной части города, в её исторической зоне сохранялась сложившаяся система улиц и старая застройка, разбивались скверы и парки. В структуре проекта перепланировки детально прорабатывались фрагменты города, в частности, его центральной части. Например, среди них - проект района площади Труда с новым парком и сквером, который был опубликован в качестве своеобразного творческого отчёта С.В. Домбровского в ежегоднике Общества архитекторов-художников [12, с. 52] (рис. 4). Характерным признаком времени стала планировка центральной части парка в виде пятиконечной звезды, этот символ повторялся ещё не раз в последующих проектах благоустройства на территории города. В соответствии с данным проектом была разбита правая часть парка, которая впоследствии была названа «Бутусовским парком»9.

Проект перепланировки и расширения Ярославля стал одним из первых примеров градостроительных работ советского

9 По имени заведующего Губкоммунотделом г. Ярославля К.И. Бутусова, реализовавшим эту идею вместе с постройкой прилегающего современного жилого комплекса-квартала.

периода, где апробировались новые планировочные идеи, формировался научный и методический подход к проблемам градостроительства, закладывались основы градостроительной деятельности С.В. Домбровского [13, с. 14-26].

В фондах Ярославского музея-заповедника сохранились отдельные чертежи архитекторов - авторов нового генплана социалистического города, свидетельствующих, что помимо планировочных задач, архитекторы одновременно занимались проектированием капитальных зданий и сооружений, проектами восстановления разрушенных домов, проектами создания новых монументальных памятников и не только в Ярославле, но и в городах Ярославской губернии. Один из них - чертёж главного фасада «общежития для бессемейных» архитектора С.В. Домбровского (рис. 5). Стилистика архитектурного проекта здания общежития характерна для рассматриваемого времени, отличается эклектичностью решения и напоминает нам как разнообразные вариации доходных домов Санкт-Петербурга рубежа Х1Х-ХХ веков, так и мотивы региональной архитектуры [например, дом Вахрамеева на Плацпарадной (совр. Челюскинцев) площади, 1780-1795]. Здесь автор использовал следующие оригинальные приёмы формообразования и декорирования фасадов:

- углы главного элемента сооружения завершаются башенками с куполами причудливого (колоколообразного) очертания;

- центральный ризалит акцентирован лучковым фронтоном и многогранным куполом крыши;

- мансардная крыша с переломами, формируя дополнительный третий этаж, своей фактурой, рисунком и масштабом противопоставлена классицистическому решению основного объёма здания со штукатурным декором (рустовка, наличники, сандрики и др.) и напоминает формообразованием северный модерн;

- регулярный строй вертикальных пилястр отсылает своим строем к теме «большого ордера»;

Рис. 4. С.В. Домбровский. Проект перепланировки города Ярославля. Фрагмент плана центральной части города: район площади Труда с новым парком. 1920-е годы (источник: [12, с. 52])

- циркульные арки проездов-переходов, оформленные рустованной окантовкой с замковыми камнями, напоминают исторические «проёмные арки» Ярославля ХVШ-ХIХ веков.

Но композиционно-стилистические приоритеты автора не постоянны в работах рассматриваемого времени. Последующий проект монумента на могиле коммунаров в городе Любиме (Ярославская область), выполненный архитектором в 1922 году (вероятно, в рамках конкурса10), отличается более сдержанным и рациональным решением композиции и художественного образа. Крупные камни, сложенные в ярусную ступенчатую композицию по кругу зафиксированы метрическим рядом столбиков-обелисков, простая прямоугольная доска с надписью, обрамлённая рамой, акцентирует ось композиции монумента. Нет лишних деталей и декора, и в то же время получилось эмоционально, торжественно и строго. Здесь явно чувствуются влияние экспериментов Живскульптарха (рис. 6).

Наравне с проектной деятельностью на территории Ярославля продолжилась преподавательская карьера Сигизмунда Владиславовича, где он возглавил в 1920 году вновь образованную архитектурную мастерскую при Ярославских Государственных художественных мастерских (ЯГСХМ)11, которые 15 марта 1921 г. по решению Центрального отдела ИЗО Главпрофобра12 ЯГСХМ были преобразованы в Ярославские государственные высшие художественно-технические мастерские (ЯГВХУТЕМАС). В их составе было два факультета: живописный (со сроком обучения пять лет) и архитектурный (со сроком - шесть лет). Архитектор-художник С.В. Домбровский был назначен деканом архитектурного факультета [14, с. 360-361]. Известно, что среди дисциплин, которые преподавались на архитектурном факультете, были «изучение архитектурных форм, изучение передачи плоскостей, изучение передачи цвета, практическая работа в модельной

10 Известно на сегодняшний день два одноимённых проекта памятника, при этом второй проект неизвестного автора приводится под девизом (без подписи), что свидетельствует о безымянном способе подачи материала (конкурсе работ) / Проект памятника для города Любима под девизом «Мёртвая высь». Фасад, план. 1920-е годы. Картон, тушь, карандаш. 49,7x69,5. Неизвестный автор (ЯМЗ. Уч. номер 42798).

11 Об её создании найдено объявление в октябрьском номере местной газеты «Известия» (Яросл. Губ. Исполкома), 1920 год (№ 227), в штатном списке мастерских значится имя архитектора-художника С.В. Домбровского.

12 Главпрофобр - Центральный отдел изобразительных искусств Главного управления профессионального образования, учреждено в составе Наркомпроса РСФСР в 1921 году на базе Главного комитета профессионально-технического образования (был утверждён в 1920 году и также назывался Главпрофобр) [15].

Рис. 5. С.В. Домбровский. Проект общежития для бессемейных. Главный фасад. 1920-е годы. Картон, тушь, акварель. 21,1 х69,3. Мастерская по планировке города Ярославля. Чертёж № 22. Публикуется впервые (источник: ЯМЗ. Уч. номер 42819)

Рис. 6. С.В. Домбровский. Проект могил коммунаров в городе Любиме Ярославской губернии. 1922 год (источник: [12, с. 52])

Рис. 7. С.В. Домбровский, С.В. Капачинский. Проект театра в Челябинске на 2500 мест. Перспектива. 1932 год (источник: ГАЯО. Ф. Р-113. Оп. 1. Д. 50. Л. 4)

мастерской»13. На современном этапе информации по архитектурному факультету ЯГВХУТЕМАС выявлено мало, тема требует дальнейшего исследования.

После окончания работы над планом «Новый Ярославль» С.В. Домбровский вернулся в Ленинград, где в его пригороде (Павловске) в течение двух лет (до 1926 года) работал в должности хранителя и архитектора Павловского дворца, занимался восстановлением построек и парка [16]. Что побудило вернуться его в родной город - неизвестно, но что характер работы, последующих двух лет был явно не для его «размаха», очевидно. Поэтому не вызывает удивления, что в 1927 году он уехал в Свердловск, фактически вернувшись к прежнему характеру своей деятельности. До конца дней (1953) его жизнь и творчество оказались связанными с Уральским регионом, где он снова был востребован как градостроитель, архитектор-художник и преподаватель.

Но на этом его роль в развитии Ярославля не закончилась. По-видимому, именно С.В. Домбровский повлиял на решение своего коллеги, молодого специалиста, выпускника ЛИГИ С.В. Капачинского, переехать из Свердловска (после трёх лет отработки в Промстройпроекте) в Ярославль в конце 1933 года. Он - единственная ниточка, которая связывает Сергея Васильевича (одного из самых успешных и ярких архитекторов Ярославля 1930-1960-х годов) с поволжским городом и его интересом поиска работы в нём. Вполне доказан факт их знакомства и сотрудничества, о чём говорит совместный проект театра в Челябинске на 2500 мест, датированный 1932 годом14 (рис. 7). Но это предположение ещё требует уточнения.

Подводя итоги исследованию профессиональной деятельности архитектора-художника С.В. Домбровского в «досвердловский период», в том числе в Ярославле, можно однозначно констатировать следующее.

1. Период образования и постижения основ профессии был связан у С.В. Домбровского как с ИАХ, так и с работой в качестве помощника у целого ряда архитекторов в Одессе, Киеве, Варшаве, Петербурге-Петрограде, начиная с наставлений и примера отца и до академика архитектуры В.А. Щуко. Последний предопределил не только стилистические предпочтения и метод работы архитектора, но и обусловил разные направления его деятельности: в творческую и преподавательскую деятельность.

2. В начале творческого пути С.В. Домбровский постоянно совершенствовался и искал новые возможности своей профессии - от перемены места приложения своих творческих усилий (там, где начинались эксперименты) до участия в профессиональных сообществах, нацеленных на поиски нового смысла и образа архитектуры.

3. Архитектурно-градостроительная творческая деятельность С.В. Домбровского была связана с Ярославлем с 1919 по 1924 год. Проект перепланировки и расширения Ярославля-

13 Положение о Ярославских государственных высших художественно-технических мастерских [1921 г.?] (ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 9. Д. 500 а. Л. 7, 7 об).

14 ГАЯО. Ф. Р-113. Оп. 1. Д. 50. Л. 4.

первый утверждённый в советском государстве генеральный план развития города (1924) - стал для архитектора тем импульсом, который сориентировал архитектора в его интересах и дальнейшем выборе направления профессиональной деятельности. При этом данная градостроительная работа заложила фундамент знаний, опыта, принципов и методики градостроительного планирования и проектирования, придала уверенности мастеру в своих силах и творческих способностях.

4. Острая нехватка разных специалистов, в том числе архитекторов, в историческом городе в начале 1920-х годов дала возможность С.В. Домбровскому отрабатывать свои стилистические и художественные предпочтения в реальных проектах зданий и сооружений, парков и монументов, детальной планировке фрагментов центральной части города, отталкиваясь от экспериментальных идей Живскульптарха и оперируя приёмами «архитектуры выбора».

5. Установлено, что преподавательской деятельностью архитектор занимался на протяжении всей жизни одновременно с практикой в разных городах, в том числе и Ярославле, отрабатывая новые приёмы создания выразительной композиции с помощью изучения свойств цвета, формы, приёмов макетирования. С.В. Домбровский обладал беспрекословной профессиональной репутацией, так как именно ему было предложено возглавить вновь образованные архитектурные мастерские ЯГСХМ в 1920 году, которые стали первой архитектурной школой города. В 1921 году он стал деканом архитектурного факультета ЯГВХУТЕМАС, достигнув пика своей преподавательской карьеры.

6. Город Ярославль сыграл в творческой карьере архитектора значительную роль, проявив его способности и талант, дав возможностбь реализоваться в разных плоскостях деятельности: в экспериментальном градостроительном планировании и проектировании, руководстве работами по восстановлению города, в архитектурном проектировании зданий и сооружений, преподавании и руководстве образовательным процессом, в развитии творческих способностей учеников. Всё это несомненно обусловило успешный профессиональный путь на Урале. В то же время С.В. Домбровский стал для Ярославля одной из ключевых фигур в поступательном развитии исторического города в советский период.

Список сокращений

ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт

ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации

ГАЯО - Государственный архив Ярославской области

Гидроторф - Комиссия/Управление по добыче торфа гидравлическим способом

Главпрофобр - Главное управление профессионального образования

Губкоммунотдел - Губернский коммунальный отдел

Живскульптарх - Комиссия живописно-скульптурно-архитектурного синтеза

Комгосоор - Комитет государственных сооружений ЛИГИ - Ленинградский институт гражданских инженеров МАРХИ - Московский архитектурный институт ЯГСХМ - Ярославские Государственные художественные мастерские

ЯГВХУТЕМАС - Ярославские государственные высшие художественно-технические мастерские ЯМЗ - Ярославский музей-заповедник Яргубкомгосоор - Ярославский губернский комитет государственных сооружений

Яросл. губ. ОНО - Ярославский губернский Отдел народного образования

Угорсельстрой - Управления городского и сельского строительства

Список источников

1. Домбровский Сигизмунд Владиславович / текст : электронный // Информация о Свердловской области и Урале. - URL: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse. aspx?o1=15595&q=true&f=p (дата обращения 24.12.2022).

2. Кондаков, С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 : В двух томах : Том 2 / С.Н. Кондаков. - Санкт-Петербург, 1914-1915. -Текст : непосредственный.

3. Домбровский Сигизмунд Владиславович / Текст : непосредственный // Екатеринбург : Энциклопедия / Ред. В.В. Маслаков. - Екатеринбург : Академкнига, 2002. - 710 с.

4. Ежегодник Общества архитекторов-художников : Выпуск одиннадцатый : 1916. - Петроград, 1917. - Текст : непосредственный.

5. Казусь, И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования / И.А. Казусь. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с. - Текст : непосредственный.

6. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда : В 2 книгах : Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. - Москва : Стройиздат, 1996.

- 709 с. - Текст : непосредственный.

7. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда : В 2 кн.: Книга 2: Социальные проблемы / С.О. Хан-Магомедов. - Москва : Стройиздат, 2001. - 712 с. - Текст : непосредственный.

8. Хан-Магомедов, С.О. Рационализм - «формализм» / С.О. Хан-Магомедов. - Москва : Архитектура-С, 2007. - 496 с. - Текст : непосредственный.

9. Уитфорд, Ф. Баухаус / Фрэнк Уитфорд ; перв. с англ.

- Москва : Ад Маргинем, 2020. - 240 с. - Текст : непосредственный.

10. Хазанова, В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будущего / В.Э. Хазанова. - Москва : Наука, 19 8 0. - 373 с. - Текст : непосредственный.

11. АстафьеваМ. План «Большого Ярославля» 1918-=1923 гг. / М. Астафьева. - Текст : непосредственный // Архитектура СССР. -1969. - № 1. - С. 58-60.

12. Ежегодник Общества архитекторов-художников : Выпуск двенадцатый : 1927. - Ленинград, 1928. - Текст : непосредственный.

13. Сапрыкина, Н.С. Советская архитектура Ярославля: Реальность и виртуальность: Монография / Н.С. Сапрыкина. Ярославль : ЯГТУ, 2006. - 496 с. - Текст : непосредственный.

14. Голенкевич, Н.П. Выпускники Училища живописи, ваяния и зодчества - педагоги Ярославских свободных художественных мастерских / Н.П. Голенкевич. - Текст : непосредственный // Наука, образование и экспериментальное проектирование : тезисы докладов научных практических конференций. - Москва, 2012. - С. 360-361.

15. Главпрофобр / Текст : электронный // Сайт «Академик» : Большая советская энциклопедия. - URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/bse/79667/Главпрофобр (дата обращения 24.05.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Исполняется 130 лет со дня рождения одного из авторов генплана «Большого Свердловска» / Текст : электронный // Информационный портал Екатеринбурга (21 января 2013). - URL: http://www.ekburg.ru/news/24/39721-ispolnyaetsya-130-let-so-dnya-rozhdeniya-odnogo-iz-avtorov-genplana-bolshogo-sverdlovska/ (дата обращения 24.05.2023)

References

1. Dombrovskii Sigizmund Vladislavovich. In: Informatsiya o Sverdlovskoi oblasti i Urale [Information about the Sverdlovsk region and the Urals]. URL: http://semantic.uraic.ru/ post/postbrowse.aspx?o1=15595&q=true&f=p (Accessed 12/24/2022). (In Russ.)

2. Kondakov S.N. Yubileinyi spravochnik Imperatorskoi Akademii khudozhestv. 1764-1914 [Anniversary Directory of the Imperial Academy of Arts. 1764-1914], in 2 volumes, Vol. 2. St. Petersburg, 1914-1915. (In Russ.)

3. Dombrovskii Sigizmund Vladislavovich. In V.V. Maslakov: Ekaterinburg, Encyclopedia. Ekaterinburg, Akademkniga Publ. 2002, 710 p. (In Russ.)

4. Ezhegodnik Obshchestva arkhitektorov-khudozhnikov [Yearbook of the Society of Architects and Artists], Iss. 11: 1916. Petrograd, 1917. (In Russ.)

5. Kazus' I.A. Sovetskaya arkhitektura 1920-kh godov: organizatsiya proektirovaniya [Soviet Architecture of the 1920s: Organization of Design]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2009, 462 p. (In Russ.)

6. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda [Architecture of the Soviet Avant-Garde], in 2 books, Book 1: Problemy formoobrazovaniya. Mastera i techeniya [Problems of Shape Formation. Masters and Trends]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1996, 709 p. (In Russ.)

7. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda [Architecture of the Soviet Avant-Garde], in 2 books, Book 2:

SotsiaL'nye problemy [Social Problems]. Moscow, Stroiizdat PubL., 2001, 712 p. (In Russ.).

8. Khan-Magomedov S.O. Ratsionalizm - «formalizm» [Rationalism - "formalism"]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007, 496 p. (In Russ.)

9. Uitford F. Baukhaus [Bauhaus ], trans.from Engl. Moscow, Ad Marginem Publ., 2020, 240 p. (In Russ.)

10. Khazanova, V.E. Sovetskaya arkhitektura pervoi pyatiletki. Problemy goroda budushchego [Soviet Architecture of the First Five-Year Plan. Problems of the City of the Future]. Moscow, Nauka Publ., 1980, 373 p. (In Russ.)

11. Astaf'eva M. Plan «Bol'shogo Yaroslavlya» 1918-1923 gg. [Plan of "Great Yaroslavl" 1918-1923]. In: Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1969, no. 1, pp. 58-60. (In Russ.)

12. Ezhegodnik Obshchestva arkhitektorov-khudozhnikov [Yearbook of the Society of Architects and Artists], Iss. 12 : 1927. Leningrad, 1928. (In Russ.)

13. Saprykina, N.S. Sovetskaya arkhitektura Yaroslavlya: Real'nost' i virtual'nost' [Soviet Architecture of Yaroslavl: Reality and Virtuality], Monograph.: Yaroslavl', YaGTU Publ., 2006, 496 s. (In Russ.)

14. Golenkevich N.P. Vypuskniki Uchilishcha zhivopisi, vayaniya i zodchestva - pedagogi Yaroslavskikh svobodnykh khudozhestvennykh masterskikh [Graduates of the School of Painting, Sculpture and Architecture - Teachers of the Yaroslavl Free Art Workshops]. In: Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie [Science, Education and Experimental Design], Abstracts of reports of scientific practical conferences. Moscow, 2012, pp. 360 - 361. (In Russ.)

15. Glavprofobr. Sait «Akademik» : Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Website "Academician",Great Soviet Encyclopedia]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/79667/Glavprofobr (Accessed 05/24/2023). (In Russ.)

16. Ispolnyaetsya 130 let so dnya rozhdeniya odnogo iz avtorov genplana «Bol'shogo Sverdlovska» [It's 130 Years since the Birth of One of the Authors of the Master Plan of "Big Sverdlovsk"]. InformatsionnyiportalEkaterinburga, 21 yanvarya 2013 [Information Portal of Yekaterinburg, January 21, 2013]. URL: http://www.ekburg.ru/news/24/39721-ispolnyaetsya-130-let-so-dnya-rozhdeniya-odnogo-iz-avtorov-genplana-bolshogo-sverdlovska/ (Accessed 05/24/2023). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.