Научная статья на тему 'Досуговые предпочтения молодежи'

Досуговые предпочтения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2154
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Звоновский Владимир, Луцева Светлана

The empirical basis of the article is the data of survey series that have been carried out since 1993 by Samara foundation of social research (annual regional sample is about 800 people aged from 14 to 30). The structure and dynamics of young people's attitudes in the sphere of leisure, the influence of residence place, education, age and financial and family status on the character of cultural behavior are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leisure Preferences of the Young

The empirical basis of the article is the data of survey series that have been carried out since 1993 by Samara foundation of social research (annual regional sample is about 800 people aged from 14 to 30). The structure and dynamics of young people's attitudes in the sphere of leisure, the influence of residence place, education, age and financial and family status on the character of cultural behavior are analyzed.

Текст научной работы на тему «Досуговые предпочтения молодежи»

не смогу: или буду воровать, или буду что-то переделывать и получу по шапке. Я вырос на свободе, так вос питывался матерью, — у меня в крови любовь к сво боде и неподчинение... Когда я начинал, то как-то не думал тогда о финансовом успехе. И даже не выиграл пока особо экономически. Я был просто счастлив. Я ног под собой от счастья не чувствую... Теперь все зависит только от меня, потому что все остальное — советскую власть, бардак в законах — я воспринимаю как объективную данность, некие условия игры. Что я выиграл в результате — так это независимость и возможность испытать себя, в этих условиях у меня есть поле деятельности, шанс: сделаю или не сделаю?.." (Леонид. Интервью № 16. 1992 г.).

Из этого интервью видно, что нематериалистические ценности семьи, переданные от родителей (ориентация на независимость, свободу, ответственность, саморе ализацию), стали мотивирующими при социальном выборе человека креативного типа. При появлении соответствующих социальных возможностей (шанса) эти ориентации актуализировались. Респондент не был ориентирован на трудовую этику рыночного типа (индивидуальные достижения, конкуренция или экономический успех). Он просто реализовал свои уже сложившиеся наклонности. Эйфория и романтика ("я ног под собой от счастья не чув ствую") были основными эмоциональными компонентами его выбора в момент прихода в бизнес. Именно поэтому такие люди оказались разочарованными в своем выборе позже.

В конце десятилетия настроение даже самых успешных людей креативного типа круто изменилось. Вот один из примеров самоощущения 30-летних в 2002 г.:

"Карьерыца которые на Западе жизнь кладут, здесь складывались за месяцы. И становились не средством для зарабатывания денег, не самоцелью. Скорее так, приложением к дружбе... Это только японцы по-прежнему удивляются, что у нас редакторам политических отделов и политобозревателям ведущих изданий около тридцати — у них в эту пору еще только начинают, пресмыкаясь, подносить портфель за младшим помощником старшего начальника, как, впрочем, было и у нас еще лет двенадцать назад... Но я чувствую, что наше время прошло очень быстро... Вместе со временем публичной политики ушло время свободного общения всех, кто с этой публичной политикой был связан... Что дальше — сложить руки и сетовать, что наше время так быстро протекло?

"Странное поколение, стремительно проскочившее все рассчитанные на многие десятилетия вехи, спрес совавшее в годы все, на что другим не хватит всей жизни, слишком рано стало подводить итоги... " (из монолога журналистки, принадлежащей к когорте 30-лет-них, 2002 г.).

Здесь также просматриваются эмоциональные и личностные компоненты тогдашнего состояния и "нематериалистический" характер мотивации прихода в новые структуры в начале 90-х годов ("так, приложение к дружбе"), и как следствие — разочарование. В этом отрывке разочарование связывается с убыстренным прохождением всех стадий жизненного пути: стремительно проскочили вехи, время бы стро протекло, поколение слишком рано стало подводить итоги. Субъективная попытка расширить круг своего индивидуального восприятия, обобщить опыт всего поколения дает возможность рассмотреть за этим истоки произошедших изменений, как стремительный поток социального времени, так и убыстренный темп прохождения собственного субъективного времени поколения. Исходя из этого высказывания, именно стремитель-

ныи поток времени стал основным истоком раннего разочарования и раннего подведения итогов. Однако в данном случае речь идет о социально успешной части поколения: быстрые карьеры, быстрые деньги, эмоционально спрессованная жизнь. Относится ли это к когорте в целом? Можно предположить, что да. Это общее чувство разочарования присутствует как в массовой саморефлексии, так и у лидеров поколения, принадлежащих к креативному типу. В случае массового опыта, как свидетельствуют наши данные, эта когорта уже завоевала хорошие позиции, имеет более высокие доходы по сравнению с более старшими возрастами и, более того, в своих жизненных временных перспективах ориентируется на прошлое, демонстрирует символическое возвращение к опыту детства ("когда мы были более счастливы") и отсутствие перспективы на будущее.

Кроме того, за ними идет поколение 20-летних, обладающее иным поколенческим потенциалом. Они имеют иной социальный опыт детства в уже иных социальных условиях. Они лучше подготовлены в образовательном отношении и приспособлены к новому образу жизни. В ближайшие годы 20-летние выйдут на рынок труда и составят существенную конкуренцию 30-летним. Тогда время этих последних окажется действительно "стремительно проскочившим".

Владимир ЗВОНОВСКИЙ,

Светлана ЛУЦЕВ А

Досуговые предпочтения молодежи

Характер перемен в сфере культуры. Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую из его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, концертных организаций, музеев, клубов, регулировало их деятельность. Подобные ограничения накладывались даже на сферы специфически массовой культуры (дискотеки, магнитные записи и т.д.).

Начиная с 80-х годов государство стало постепенно отказываться от регулирующей роли в сфере культуры. В результате потребитель освободился от навязываемых ему государством культурных стандартов и стереотипов. Значительная часть культурного производства начала работать на удовлетворение разнообразных запросов как конечного потребителя, так и отдельных групп, занятых внутри самого этого производства ("богемы", "тусовки" и т.п.). Это сформировало конкурентоспособную отрасль производства, ориентированную на потребителя, с одной стороны, и не требующую поддержки государства — с другой. Продукты этой отрасли исследователи чаще всего относят к массовой культуре. В то же время сохраняется другая часть культурного производства, нуждающаяся в систематической поддержке государства (музеи, театры, художественная самодеятельность и т.п.). За этой сферой культуры закрепилось название "высокой".

В том же направлении трансформировалась и деятельность российских книгоиздательств. Согласно данным ВЦИОМ, книжный рынок второй половины 90-х годов на 75% состоял из беллетристики и учебной литературы, причем до 90% всего рынка художественной литературы

составляли книги массовых жанров (боевики, детективы, криминальные и любовные романы, фантастика и т.д.)1*.

Таким образом, произошедшие за последние два десятилетия изменения в культурной сфере можно охарактеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой2*.

Другой процесс, идущий в сфере культуры за данный период, можно назвать технической или технологической модернизацией. Под этим следует понимать как расширение технических возможностей традиционных видов культурного производства (музеи, театры, кино), так и формирование принципиально новых средств массовой коммуникации (негосударственная сеть телевещания, кабельное телевидение, видео, Интернет). Средства массовой коммуникации (СМК), существуя в рыночных условиях, ориентируются на запросы значительной массы потребителей. Телевидение, видео и другие СМК сегодня занимают главенствующее место в повседневной культурной деятельности человека и не требуют посредников3*. В качестве такого посредника ранее выступала культурная элита, которая производила и потребляла данный продукт, а через систему образования формировала массовый спрос на него. Государство спонсировало эту деятельность. Сегодня культурная элита (интеллигенция) утратила свое высокое место в социальной иерархии. Отчасти это проявляется в снижении интереса к театрам, музеям, чтению, музыке и потере данными институтами широких кругов заинтересованной и подготовленной публики4*.

XX век можно считать первым веком господства "массовой" культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Процесс "массовизации" затронул различные досуговые сферы. Повседневные вкусы, ориентиры, досуговые занятия сблизились с обычным уровнем среднего потребителя5*. В своей деятельности средства массовых коммуникаций, книгоиздательства, различные виды искусства ориентируются на этот "проявившийся" тип потребителя, который в данных условиях открыто демонстрирует свою позицию, позицию среднего уровня.

Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности молодежи. Ее досуг характеризует теперь набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, появлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации6*.

Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей молодежи. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение7*.

!* Дубин Б. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 4."С. 22-32. Эта работа основана на результатах опросов ВЦИОМ за 1992-1998 гг. и данных государственной статистики за 90-е годы.

2* См.: Там же.

3* Левада Ю. Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения... 1998. № 3. С. 7-12.

4* Дубин Б. Указ. соч. С. 22-32.

5* Левада Ю. Указ. соч. С. 7-12.

6* УльяноваМ. Организация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения... 2000. № 1. С. 46.

7* Алисов Д.А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях "перестройки" и современных реформ // Вестник Омского университета. 1996. Спец. вып. 3. С. 71-75.

Кроме изменений в структуре и направленности досуга, нужно отметить и возросшее количество времени, которое теперь ему уделяется. Как свидетельствуют результаты исследований, свободное время существенно возросло за последние годы: за 1960-1990-е годы оно увеличилось на три часа1*. Произошло это в первую очередь в результате сокращения рабочего времени: уменьшился рабочий день, неделя, возросла продолжительность отпусков и число выходных дней2*.

Таким образом, свободное время — неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д.3* Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе, выражает себя наиболее полно4*. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом.

Задачи и основные результаты исследования. Данная работа основана на результатах опросов, проводимых ежегодно (в течение последних девяти лет) Самарским фондом социальных исследований по заказу комитета по делам молодежи администрации Самарской области. В ходе каждого из опросов на вопросы отвечали около 800 молодых жителей Самарской области в возрасте от 14 до 30 лет. В данном исследовании мы остановились на рассмотрении наиболее типичных, сложившихся в обществе форм организации досуга или его институциональных видов, таких, как посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, а также наиболее традиционного — чтения. В данном случае рассматривалась приобщенность молодежи к этому виду досуговой деятельности, а не ее содержательные или тематические пристрастия.

В исследовании нас интересовала та форма досуга, избираемая молодежью, которую можно рассматривать как один из показателей ее культурного развития, ориентации на "высокую" или массовую культуру. Предполагалось, что драматический и оперный театры относятся к учреждениям "высокого" искусства, тогда как шоу-концерты и ночные клубы — массового. Киноискусство в данном исследовании было выделено нами в качестве промежуточного вида, имеющего черты как "высокого", так и массового искусства. Выбор того или иного развлекательного заведения для проведения досуга зависит от отношения, готовности и способности воспринимать тот или иной вид искусства. Так, массовое искусство, по определению, ориентировано на усредненный вкус, стандартное содержание и коммерческий успех. "Высокое" искусство рассчитано на группу людей, обладающих достаточным уровнем культурной и образовательной подготовки, способных воспринять и понять его5*.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1995. № 4.

2* Стеббинс Р.А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга // Социс. 2000. № 7. С. 64-72.

3* Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 191.

4* Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социс. 1998. № 2. С. 83.

5* См.: Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 152-153.

Зависимость молодежного выбора формы досуга от места жительства

(в % от общего числа опрошенных)

Тип поселения Шоу, концерты Ночные клубы Кино Драматический театр Опера Литература Газеты

Самара (N=285 человек) 37 38 35 20 8 72 91

Тольятти (N=169 человек) 56 35 43 18 5 75 93

Другие города (N=200 человек) 24 25 15 17 2 78 93

Село (N=154 человека) 15 17 16 9 3 77 91

Всего (N=808 человек) 34 30 28 17 5 75 92

Основным предположением было следующее: предпочтение досуговых учреждений высокой культуры обусловливает неприятие досуговых учреждений массовой культуры, и наоборот. Данное предположение было выдвинуто исходя из того, что в современном обществе между культурой массовой и элитарной наблюдается противостояние, причем если в некоторых странах оно было разрешено путем взаимодействия и взаимопроникновения этих двух культур, то в России оно пока непреодолимо. Культурологи отрицают возможность компромисса между высоким и массовым искусством в России*.

По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов культуры элитарной и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а также работы души и ума. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. Поэтому, по мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с "усредненным" уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы высокой культуры твердо убеждены в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру "низкую"**.

Как показывают собранные в 2001 г. данные, наиболее популярными видами времяпрепровождения молодежи являлось посещение эстрадных концертов и шоу-программ (34%), ночных клубов (30%) и кинотеатров (28%), а наименее популярными видами — посещение драматического и оперного театров (табл. 1). Численность молодежи в Самарской области, посещавшей оперный театр, в три раза меньше, чем тех, кто ходил в драматический театр (5 и 17% соответственно).

Доля "непосетителей" высока. За исследуемый период (с января по май 2001 г.) рассматриваемые нами досуговые учреждения не посетил ни разу 41% молодежи. Можно предположить, что этой группе не хватает на это времени либо она предпочитает другие, не институциональные виды досуга, которые в данном исследовании нами не изучались.

Наиболее значимым является выбор способа проведения свободнего времени — место жительства. Так, максимальную активность по посещению досуговых мест проявляют жители крупных городов — Самары и Тольятти (см. табл. 1). В некоторых случаях число лиц, посещающих массовые мероприятия, выше в Тольятти, а не в Самаре (посещают шоу-концерты 37 и 56%, кинотеатры — 35 и 43% соответственно). Среди участников "массовых"

* Комм Д. Закройщик высоких материй // Русский журнал. 1999.

** Там же; Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М., 1996. С. 278.

мероприятий доля жителей села и малых городов в полтора раза меньше, чем среди жителей Самары (15 и 24%, по сравнению с 37% посетителей шоу-концертов в Самаре). Естественно, подобное преобладание последних обусловлено величиной городов, преобладанием доли населения с высшим образованием, по сравнению с жителями села и малых городов; уровнем развития их досуговой сферы; сосредоточенностью большого числа ночных клубов, кинотеатров, концертных залов; притягательностью для приезжих звезд и артистов более высокой квалификации. Вероятно, имеет значение большая платежеспособность населения в крупных городах.

Наличие в Самаре театра оперы и балета во многом объясняет тройной перевес числа тех, кто ходит в оперный театр, по сравнению с жителями малых городов и сел (8 и 2,3% соответственно).

Численность молодежи малых и крупных городов, посещающей драматический театр, практически не различается между собой (17 и 18-20% соответственно). Следует отметить заинтересованность жителей малых городов, не имеющих в своем городе театров, но при этом не уступающих по посещению драматического театра жителям крупных городов. Мы должны предположить более высокую заинтересованность в этом виде досуговой деятельности молодежи, проживающей вдали от центров "высокого" искусства, ведь для удовлетворения своего спроса им необходимо преодолевать большие расстояния. Согласно данным опроса, практически каждый шестой респондент, проживающий как в Самаре и Тольятти, так и в других городах посещает драматический театр. Вероятно, этот вид досуга является более значимым для жителей других, меньших по размеру, городов в сравнении с жителями Самары или Тольятти, где его воспринимают как обыденность. Отсутствие разнообразия возможностей в проведении досуга, свойственное жителям малых городов, также влияет на их заинтересованность в театральном искусстве. Доли жителей малых городов, посещающих как драматический театр, таки кинотеатры, сопоставимы (17 и 15%соответственно).

То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности. Так, численность селян, посещающих всевозможные досуговые учреждения, в два с половиной раза меньше соответствующего показателя Самары (3-17 и 8-38% соответственно, см. таблицу 1). Вероятно, существует необходимость в разработке более разнообразных форм досуга для сельской молодежи.

Положение Тольятти как второго по величине города области сказывается на интересе его молодежи к культурной жизни — показатели посещаемости досуговых учреждений тольяттинцами, по сравнению с жителями Самары, практически одинаковы, а иногда и выше. Наиболее популярный способ проведения свободного времени у жителей Тольятти — посещение шоу-концертов и кинотеат-

ров (56 и 43%), в то время как в Самаре данные досуговые мероприятия посещают 37 и 35% опрошенных.

Иначе говоря, чем крупнее город, тем больше возможностей по заполнению свободного времени он предлагает и тем больше жителей участвуют в досуговой деятельности.

Посещаемость центров массовой культуры самарской молодежью в среднем в 3-4 раза превышает посещаемость учреждений "высокой" культуры. Как мы видим, приоритетным направлением в проведении досуга является участие в массовых мероприятиях. Предпочтение учреждений массовой культуры молодежью Самарской области подтверждает тенденция в утверждении господства массовой культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Данные большого числа социологических исследований, причем как российских, так и западных социологов, фиксируют общую тенденцию к массовизации культурного досуга, переоценке отношения к культуре элитарной*.

Как показали данные исследования, в своем пристрастии к чтению литературы и периодики жители как сел, малых городов, так и крупных городов не отличаются друг от друга. Иными словами, чтение остается наиболее демократичной и доступной формой досуга, хотя снабжение жителей удаленных от центра городов и сел разнообразной литературой и прессой оставляет сегодня желать лучшего.

Процессы, связанные с модернизацией культуры и образования, коснулись и отношения молодежи к чтению. Бурное расширение возможностей проведения досуга, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения, повышение значимости информационных технологий, изменения в системе образования ведут к переоценке значения чтения. Появляется новый вид — чтение с экрана компьютера. Сегодня уже фиксируется спрос на "электронные книги", растет интерес к соответствующим библиотечным услугам. Но численность читателей книг из года в год остается практически неизменной.

Модернизация чтения сказывается прежде всего на увеличении роли периодики и нехудожественной литературы. Согласно данным исследований, наблюдается рост делового и учебного чтения**. В большей степени это обусловлено изменениями в системе среднего и высшего образования. Процесс подготовки учебных заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, требует обращения учащихся и студентов к печатным источникам.

Бум интереса молодежи к периодике в конце 80-х — начале 90-х годов также был связан с перестройкой образования. Новая трактовка фактов, новые дисциплины не были обеспечены учебниками и пособиями, поэтому выполнять учебные задания студентам и школьникам приходилось на основе статей в периодике.

Другим условием роста обращений к периодическим изданиям стало появление большого числа журналов и молодежных газет. Таких изданий сегодня множество, и именно они в наибольшей мере охватывают диапазон интересов молодежи: жизнь и проблемы сверстников, работа и образование, события в стране и мире, семья, любовь, современная музыка, телевидение, видеотехника, компьютер, мода, спорт и т.д.***

* Дубин Б. Указ. соч. С. 22-32; Левада Ю. Указ. соч. С. 7-12.

** Зоркая Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 1992-1997 гг. // Мониторинг общественного мнения... 1998. № 3. С. 44-49.

*** Подробную информацию о молодежных изданиях можно посмотреть в результатах исследования аудитории СМИ в г. Самара R-TGI (Russian Target Group Index), которое регулярно проводится Независимым исследовательским центром "Комкон-Самара". С информацией о результатах данного исследования можно ознакомиться на сайте: <www.comcon-samara.hippo.ru>.

По данным нашего исследования, молодежь самарской области проявляет высокий интерес к чтению газет и журналов. Так, девять из десяти опрошенных читают периодические издания как минимум до двух часов в неделю. Это выше показателя численности читателей художественной литературы — лишь семь из десяти респондентов находят время для чтения книг. Приведем соотношение читателей художественной литературы и периодики (в % от общего числа опрошенных):

Читатели вида издания %

Художественная литература 75

Периодические издания ' 92

Каждый четвертый из опрошенных не читает книги. По данным регулярных опросов ВЦИОМ, доля "нечитателей" книг остается на протяжении нескольких лет неизменной*.

Коэффициент корреляции Пирсона между переменными "чтение литературы" и "чтение периодики", равный 0,096, указывает на значимую связь между ними**. Иначе говоря, большинство опрошенных не ограничивают свои интересы одним либо другим видом чтения. В большинстве случаев (девять из десяти) читатели художественной литературы одновременно являются и читателями периодики.

Нужно отметить, что "нечитатели" литературы и периодики чаще всего не интересуются и институциональными видами досуга. Так, никто из "нечитателей" за последние пять месяцев ни разу не был в театре и опере, лишь шестая часть респондентов этой группы посетила кинотеатры, и четверть — массовые зрелища (шоу-концерты и ночные клубы). Таким образом, "нечитатели", как правило, не обращаются к образцам "высокой" культуры. Если небольшая их часть и совершает какие-либо культурные "акции" вне дома, то таковыми являются посещение кино, концертов и ночных клубов, т.е. заведений массовой культуры. Иначе говоря, чтение сохраняет свое значение как элемент статусно более высокого досуга.

К публике, не читающей художественную литературу, скорее можно отнести мужчин (31%, а среди женщин таковых 18%), учащихся ПТУ и техникумов (30%). Большая численность "нечитателей" сосредоточена в группе собственно молодежи. Меньше всего их оказалось среди подростков (32 и 16% соответственно). Как видим, при всех внутриструктурных изменениях основными факторами, определяющими обращение к чтению, являются возраст, и связанная с этим фаза социализации и уровень образования. Так, среди "нечитателей" книг доля школьников и студентов минимальна, что естественным образом обусловливается учебной программой. Кроме объема, учебная программа задает и некую регулярность чтения. Мала и доля высокообразованной молодежи, что закономерно, так как этой группе всегда было свойственно регулярно обращаться к печатным источникам.

В данной работе нами предпринята попытка провести исследование читательской активности молодежи, т.е. количества времени, которое уделяется чтению, другими словами, регулярности чтения. Для этого мы выделили чтение книг и периодики от двух до четырех часов в неделю и от одного часа и более ежедневно. Читатели книг и периодики с данной регулярностью были обозначены соответственно как "еженедельные" и "ежедневные".

Основная часть респондентов уделяет чтению художественной литературы от двух до четырех часов в неделю

* Зоркая Н. Указ. соч. С. 44-49.

** Коэффициент корреляции Пирсона — мера линейной связи между двумя переменными, значение которого изменяется от 0 до 1 (значение "О" указывает на отсутствие взаимосвязи, значение отличное от "О" — на зависимость переменных).

Таблица 2

Зависимость регулярности чтения художественной литературы и периодики от социально-демографических характеристик

(в % от общего числа опрошенных)

Социально- демографические группы Не читает Читает от двух до четырех часов в неделю Читает ежедневно от одного часа в день и более

Книги | Газеты Книги | Газеты Книги Газеты

Пол: мужчины 31 о 46 56 23 38

женщины 18 9 43 47 39 44

Возраст: 14-16лет 16 11 52 54 32 35

17-19 лет 22 9 47 49 31 42

20-24 года 32 8 39 53 29 39

25-30лет 25 6 43 51 32 42

Образование: среднее, ниже среднего 22 10 47 52 30 38

среднее специальное 30 6 41 55 29 39

высшее 22 7 |_ 41 47 38 47

Таблица 3

Соотношение досуговых предпочтений и социальнодемографических характеристик респондентов

(в % от общего числа опрошенных; сумма не равна 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов)

Социально-демографическая группа Кино Театр Опера Шоу Клуб

Пол: мужчины 27 11 3 33 33

женщины 29 23 О 34 27

Возраст: 14-16 лет 35 23 7 37 26

17-19 лет 32 23 6 44 48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20-24 года 31 15 3 31 36

25-30 лет 19 12 5 29 18

Семейное положение, налич. Женат/замужем, есть дети ІЄ детей 18 11 2 26 16

Женат/замужем, нет детей 25 15 4 28 29

Холост, в разводе 34 20 6 38 38

Образование: среднее, ниже среднего 28 19 5 35 31

среднее специальное 19 9 2 26 25

высшее 42 28 10 47 42

(табл. 2), ежедневно читать книги удается лишь трети респондентов. Среди женщин ежедневных читателей литературы в полтора раза больше, чем среди мужчин (39 и 23% соответственно). Вероятно, это объясняется различиями в количестве и характере проведения свободного времени у мужчин и женщин. По данным социологических исследований, за последние годы у женщин трудовая нагрузка уменьшилась и, как следствие, появилось свободное время, причем оно приобрело домашний, пассивный характер. Напротив, трудовая нагрузка мужчин возросла, в результате чего сократилось и свободное время*. В силу этого женщины имеют больше времени на чтение, чем мужчины.

Согласно данным исследования (см. табл. 2), среди молодых людей с высшим образованием высока доля ежедневных читателей. По возрастному признаку различий здесь не наблюдается.

Говоря о менее регулярном чтении (от двух до четырех часов в неделю) нужно отметить, что основная часть еженедельных читателей сосредоточена в группе подростков (52% по сравнению с другими возрастными группами 42-47%) и, соответственно, среди молодых людей, не имеющих законченного среднего образования (47%), об этом свидетельствуют данные таблицы 3. Поскольку в школе изучается художественная литература, вероятно, высокий интерес к чтению обусловлен школьной программой.

Периодичность выхода книг и прессы, а также их содержательные аспекты как типов издания различны. В периодике оперативно освещаются наиболее актуальные события. Не случайно газеты и журналы, согласно нашим данным, читают более регулярно (доля ежедневных читателей прессы выше доли ежедневных читателей книг).

Другая особенность чтения периодики — оно занимает меньше времени, чем чтение книг, поэтому молодые люди с ограниченным свободным временем скорее выберут для ежедневного чтения газету или журнал, чем книгу.

* Патрушев В.Д. Динамика бюджетов свободного времени горожан (с 1965 по 1997 г.) // Социологические исследования.

1999. № 11. С. 28-35.

Согласно данным исследования, с ростом уровня образования активность и регулярность чтения периодики постепенно увеличивается (ежедневных читателей газет среди молодежи с высшим образованием — 47%, с меньшим уровнем образования — 38-39%). Общепризнанным фактом является то, что люди, имеющие высшее образование, читают гораздо интенсивнее, чем представители других образовательных групп*.

Зависимость проведения досуга от социально-демографических характеристик. Предпочтение той или иной формы досуга обусловлено социально-демографическими характеристиками респондентов (см. табл. 3).

Среди девушек численность посетителей драматического и оперного театров вдвое больше, чем среди юношей (23 и 6% по сравнению с 11 и 3% соответственно). По данным всероссийских социологических исследований, женщины в целом всегда выступали основными "потребителями" образцов "высокой" культуры**. Подобное преобладание девушек в театральной публике объясняется типом образования: девушки чаще имеют гуманитарное образование..

Как видим, тип получаемого образования влияет на отношение молодежи к учреждениям "высокой" культуры.

Шоу, концерты и кинотеатры мужчины и женщины предпочитают в равной степени, а вот среди посетителей ночных клубов доля мужчин чуть выше (33 и 27%).

Говоря о различиях в посещаемости развлекательных заведений группами разного возраста, нужно отметить равномерное снижение интереса к посещению любых развлекательных заведений с увеличением возраста.

Высокая посещаемость развлекательных заведений молодыми людьми в возрасте от 14 до 19 лет объясняется наличием у них большего количества свободного времени, незанятостью работой и отсутствием забот о семье. Высокая посещаемость учреждений "высокой" культуры в данном

* Зоркая Н. Указ. соч. С. 44-49.

** Бочарова О., Лернер А. Особенности оораза жизни подростков // Мониторинг общественного мнения... 1998. № 6. С. 31. На основе данных опроса среди подростков от 16 до 19 лет, проведенного ВЦИОМ (июль 1998 г., N=419 человек).

Досуговые предпочтения респондентов от 18 лет и старше с различным семейным положением

(в % от общего числа опрошенных, N=604 человека)

Семейное положение Кино Театр Опера Г Шоу Клуб

Холостые, в разводе (N=289) 35 15 5 37 43

| Имеют семью и/или детей (N=315) 19 12 3 23 18

возрасте, вероятно, связана с влиянием семьи и образовательных учреждений (23% посещают драмтеатр, 67% — оперу)*.

Аудитория посетителей ночных клубов — молодые люди от 17 до 24 лет, не имеющие своей семьи (38% — холостые, состоящие в разводе), преимущественно мужчины (33%). Вероятно, столь высокий интерес к массовым зрелищам обусловлен, кроме всего прочего, тем, что молодежь данного возраста связывает посещение шоу, клубов и кинотеатров с поиском новых знакомств, расширением круга общения, вступлением в новые социальные и межличностные отношения.

Самой пассивной группой в отношении изучаемых нами видов досуга можно назвать молодежь старшего возраста. Показатели посещаемости ими досуговых мероприятий минимальны, по сравнению с показателями других возрастных групп (см. табл. 3). Учитывая то, что в данном возрасте большинство респондентов уже имеют свои семьи и детей, можно предположить, что наличие семьи и детей обусловливает меньшую посещаемость ими изучаемых досуговых учреждений. Рассмотрим посещаемость досуговых мероприятий молодыми людьми от 18 лет и старше в зависимости от их семейного положения.

Согласно полученным данным (табл. 4), молодые люди, имеющие семейные обязанности и детей, в среднем в полтора раза реже посещают развлекательные заведения, чем молодые люди, не связанные семейными узами и не имеющие детей (5-43 и 3-23% соответственно).

Наличие детей и семейных обязанностей сужает возможности молодежи в участии в институциональных формах досуга. Можно предположить, что они предпочитают иные виды досуга, более "семейные" например, или в принципе обладают меньшим количеством свободного времени и больше заняты трудовой деятельностью.

Доля посетителей с высшим образованием различных досуговых учреждений в среднем в полтора раза больше доли людей со средним образованием (5-31% и 10-47%) и в два раза выше доли людей со средним специальным образованием (2-25%) (см. табл. 3). Нужно отметить преобладание численности посетителей учреждений как массовой, так и "высокой" культуры среди наиболее образованной группы. Традиционно носителями "высокой" культуры выступала образованная часть населения, интеллигенция. Возможно, предпочтение этой образовательной группой учреждений массовой культуры в плане проведения досуга, с одной стороны, свидетельствует о массовизации ее вкусов и досуга вообще, с другой — респонденты данной образовательной группы в принципе могут иметь разнообразные интересы и отличаться большей мобильностью, активностью в плане проведения досуга.

Также можно отметить низкую посещаемость развлекательных учреждений молодыми людьми со средним специальным образованием. Вероятно, они предпочитают иные, не институциональные формы досуга, которые не

* Высокую посещаемость театров подростками также можно связать с новизной репертуаров для них. Возможно, более взрослую молодежь повторяющиеся постановки не привлекают, поэтому они меньше ходят в театр или, например, посещают постановки заезжих театров либо ходят на представления в других городах.

изучались в этом исследовании, либо больше заняты трудовой деятельностью.

Рассмотрим некоторые характеристики молодежной группы, не посещающей досуговые мероприятия, изучаемые нами. Во-первых, отметим ее многочисленность — доля "непосетителей" составляет 41%. Представители ее — преимущественно молодежь в возрасте от 20 до 30 лет.

По месту жительства данная группа неоднородна. Не проявляют интерес к рассматриваемым нами мероприятиям в большей степени жители Тольятти, других городов и сел Самарской области и в меньшей степени жители Самары (53% "непосетителей" — в Тольятти; 64 — в малых городах области, 21% — в Самаре). Приведем социальнодемографические характеристики респондентов, не посещающих досуговые мероприятия (в % от общего числа оп-решенных, N=333 человека):

Социально-демографическая группа %

Пол:

мужчины 41

женщины 42

Возраст:

14-16 лет 35

17-19 лет 26

20-24 года 41

25-30 лет 54

Семейное положение, наличие детей:

женат/замужем, есть дети 56

женат/замужем, без детей 49

холост, в разводе 33

Образование:

среднее и ниже среднего 40

среднее специальное 52

высшее 24

Среднемесячный доход (в руб.):

до 500 60

501-1100 44

1101-2200 27

от 2201 и выше 9

Тип поселения:

Самара 21

Тольятти 53

другие города области 64

села 41

Таким образом, статус города как областного центра, концентрация населения и наличие развитой досуговой сферы создают условия для привлечения большего числа молодежи к участию в институциональных формах досуга.

Среди респондентов этой группы редко встречаются наиболее образованные люди (24%) и часто — люди со средним специальным образованием (52%). Это подтверждает наше предположение об активной позиции по отношению к институциональным формам досуга наиболее образованной молодежной группы.

Отличительными характеристиками группы "непосе-тителей" можно назвать семейное и материальное положение. Так, большую часть "непосетителей" составляют молодые люди, связанные узами брака (зарегистрированного и незарегистрированного), как имеющие, так и не

имеющие детей (56 и 49% соответственно), и меньшую часть — холостые (33%). Это также свидетельствует о том, что заботы о семье отнимают много времени.

Максимальное число "непосетителей" сосредоточено в группе молодых людей со среднемесячным доходом до 500 руб. и от 501 до 1100 руб. (60 и 44% соответственно). Меньше всего "непосетителей" можно встретить среди молодых людей с доходом от 1101 до 2200 и от 2201 руб. и выше (27 и 9% соответственно).

Таким образом, люди с невысоким доходом меньше других тратят свое свободное время на посещение развлекательных заведений. Вероятно, часть этой группы составляют молодые люди, которые вышли из-под родительской опеки, перешли на самообеспечение и не имеют достаточного количества свободного времени и/или средств на посещение рассматриваемых нами досуговых мероприятий.

Модели досуга. Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства (массовое или "высокое"). Очевидно, что массовое искусство отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости данных развлекательных заведений. Доля любителей "высокого" искусства среди респондентов минимальна. Предполагается, что представители данной группы должны обладать необходимым уровнем "культурной" и образовательной подготовки.

Кино — промежуточный вид искусства, доступный большинству почитателей как "высокого", так и массового искусства. Его меньшая популярность среди молодежи самарской области перекликается с общероссийскими тенденциями. После того как на протяжении нескольких десятилетий киноискусство занимало монопольную позицию по отношению к другим формам досуга, в конце 80-х годов в нашей стране произошло резкое изменение кинопосещаемости в сторону снижения*. На сегодняшний день интерес к данному виду искусства обострился вновь, ходить в кино становится у молодежи все более модным. Популярность его превосходит популярность драматических и оперных театров вместе взятых.

Как же соотносится между собой отношение молодежи к развлекательным учреждениям различного типа, влияет ли предпочтение одного из них на посещение другого. Рассмотрим формы проявления различных типов поведения: посещение ночных клубов (как показатель ориентации на массовое искусство), а оперного театра — на "высокое" искусство — и постараемся рассмотреть состав их аудитории.

Как показали данные исследования, больше половины посетителей ночных клубов (57%) бывают на концертах, шоу-программах (табл. 5). Меньше всего они интересуются оперой и балетом (7%). Любителей театра в числе посетителей ночных клубов можно встретить в три раза чаще, чем любителей оперы (22 и 7%). Как видим, посетителям ночных клубов ближе всего массовые зрелища. Их интерес к театрам, вместе взятым, вдвое меньше, чем пристрастие к шоу-концертам и в полтора раза меньше, чем к кино.

Досуговые интересы посетителей кинотеатров по своей структуре аналогичны интересам посетителей ночных клубов. По сравнению со всеми опрошенными, они в пол-тора-два раза чаще посещают развлекательные учреждения (10-57 и 5~34% соответственно, табл. 6). Их активность в посещении учреждений "высокой" культуры, по сравнению с позицией посетителей ночных клубов, подтверждает нашу гипотезу о промежуточном положении киноискусства по отношению к другим видам искусства.

* УлъяноваМ. Указ. соч. С. 47.

Распределение других предпочтений посетителей ночных клубов

(в % от общего числа опрошенных, N=246 человек)

Котегория респондентов Опера Театр Кино Шоу

Посетители ночных клубов 7 22 46 57

Все опрошенные 5 17 28 34

Таблица 6

Распределение других предпочтений посетителей кинотеатра

(в % от общего числа опрошенных, N=226 человек)

Категория респондентов Опера Театр Кино Шоу

Посетители кинотеатра 10 32 50 57

Все опрошенные 5 17 30 34

Таблица 7

Распределение других предпочтений посетителей оперного театра

(в % от общего числа опрошенных, N=39 человек)

Категория респондентов Опера Театр Кино Шоу

Посетители оперного театра 59 59 46 54

Все опрошенные 28 17 30 34

Говоря о посетителях оперного театра, нужно обратить внимание на их пристрастие к драматическому искусству (что вполне естественно, так как и то и другое относится к сфере "высокой" культуры) и кино, а также на большую посещаемость массовых зрелищ (табл. 7).

Как мы видим, почитатели "высокого" искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются массовым искусством. Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы. И напротив, наблюдать, например, в театре любителей массовых зрелищ случается гораздо реже, что и закономерно, так как для них "высокое" искусство является менее понятным и необходимым.

Таким образом, массовое искусство открыто для приверженцев "высокого" искусства. В свою очередь, "высокое" искусство в сознании большинства молодежи — более закрытая и малодоступная сфера культуры.

Зависимость досуговой деятельности от материального положения. Данные исследования свидетельствуют об увеличении посещаемости мест проведения досуга с ростом дохода (табл. 8). Причем подобная закономерность свойственна представителям любой модели досуга как "высокого", так и массового искусства (отличие составляет лишь посещение оперного театра, которое остается постоянным независимо от материальной обеспеченности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различия в чтении художественной литературы и периодики в высокодоходной и низкодоходной группах практически не значимы. Это подтверждает наше предположение о том, что все группы молодежи независимо от материального положения имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые передаются с помощью книг и других печатных изданий.

Материальное положение молодых людей влияет на посещение досуговых учреждений. Согласно данным исследования, богатые чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.

Зависимость предпочтения какого-либо вида досуга от материального положения

(в % от общего числа опрошенных, N=532 человека)

Среднемесячный доход (в руб.) Опера Театр Клубы Шоу Кино Газеты Литература

До 500 5 14 23 20 17 95 77

501-1100 5 13 29 31 21 92 73

1101-2200 2 18 32 41 36 97 72

От 2201 и выше 3 28 69 59 44 97 75

С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой модели не связан с материальным обеспечением молодежи.

Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора-два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.

В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе "непосетителей" развлекательных учреждений относится

20-30-летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход. Вероятно, респонденты данной группы ограничены в средствах либо имеют другие досуговые интересы.

Наличие семьи и/или детей, связанные с этим заботы (в том числе и трудовая деятельность на благо материального благополучия семьи) оставляют меньше времени на институциональные формы досуга. Холостые молодые люди того же возраста, что и семейные, как минимум в полтора раза чаще находят возможность посещать различные мероприятия.

АВТОРЫ НОМЕРА:

Звоновский Владимир Борисович (Самарский областной фонд социальных исследований) Красильникова Марина Дмитриевна (ВЦИОМ)

Левада Юрий Александрович (ВЦИОМ)

Левинтова Екатерина (Западно-Мичиганский университет, США)

Луцева Светлана Юрьев на (Самарский областной фонд социальных исследований)

Семенова Виктория Владимировна (Институт социологии РАН)

Ферретти Мария (Русский центр Высшей школы социальных исследований (ЕНЕББ), Париж, Франция)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.