Научная статья на тему 'Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX В. (на материалах Угличского уезда Ярославской губернии)'

Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX В. (на материалах Угличского уезда Ярославской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ЧТЕНИЕ / УГЛИЧСКИЙ УЕЗД / НАЧАЛО XX ВЕКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / LIBRARY / READING / UGLICH COUNTY / BEGINNING OF XX CENTURY / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иерусалимская Cветлана Юрьевна

В статье освещаются основные аспекты развития такого досугового вида деятельности учащихся и преподавателей, как библиотечная сеть начальных школ Угличского уезда в начале XX столетия; обращается внимание на ведущие тенденции в ее формировании; рассматриваются вопросы комплектации библиотечных фондов; численность библиотек при начальных школах; принадлежность их к земству или духовному ведомству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights main aspects of libraries net development in Uglich County primary schools as the form of pupils and teachers leisure activity at the beginning of XX century. It pays attention to leading trends related to formation of this activity. The article looks into problems of library funds complement, number of libraries in primary schools, libraries relation to zemstvo or department of religious aff airs.

Текст научной работы на тему «Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX В. (на материалах Угличского уезда Ярославской губернии)»

Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX в.

(на материалах Угличского уезда Ярославской губернии)

Иерусалимская С. Ю.

В статье освещаются основные аспекты развития такого досугового вида деятельности учащихся и преподавателей, как библиотечная сеть начальных школ Угличского уезда в начале XX столетия; обращается внимание на ведущие тенденции в ее формировании; рассматриваются вопросы комплектации библиотечных фондов; численность библиотек при начальных школах; принадлежность их к земству или духовному ведомству.

Ключевые слова: библиотеки, чтение, Угличский уезд, начало XXвека, начальная школа.

The article highlights main aspects of libraries net development in Uglich County primary schools as the form of pupils and teachers leisure activity at the beginning of XX century. It pays attention to leading trends related to formation of this activity. The article looks into problems of library funds complement, number of libraries in primary schools, libraries relation to zemstvo or department of religious affairs.

Key words: library, reading, Uglich County, beginning of XX century, primary school.

Модернизационные процессы, набиравшие ход в России после Великих реформ 1860-х гг., послужили к началу XX столетия административной, правовой и культурной унификации всех частей империи и интеграции общества через сословные, религиозные и регионально-этнические барьеры [1]. В рассматриваемое время значительный шаг вперед сделало

народное образование, при этом 78% учебных заведений в России были оснащены библиотеками. Училищные библиотеки помогали своим читателям расширять кругозор, пополняли копилку их знаний, формировали мышление, служили центрами организации культурного досуга широких слоев учащихся и педагогов. Функциональной особенностью развития школьных библиотек начала XX столетия являлось, с одной стороны, обеспечение бесперебойного учебного процесса, с другой — культурно-просветительская деятельность по отношению к ученикам и педагогам.

По определению энциклопедического словаря издания Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона начала XX в., библиотеки — «значительные собрания книг по различным отделам знания и литературы» [2], и одной из важных функций данных книгохранилищ являлась организация свободного времяпровождения и досуга учащихся и учителей с пользой для всемерного развития различных школьных умений и навыков. Следует отметить в то же время известную ограниченность способов проведения свободного времени как для учеников, так и для учительского состава отечественных начальных школ.

Особую роль здесь играли причины финансового характера. Источники того времени подчеркивали несоизмеримость получаемых педагогом благ и вложенного им труда: «Самое скромное жилище... и от 150 до 250 руб. денежного вознаграждения; причем учитель, если он решится навсегда остаться в этой долж-

8

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX в.

ности, не имеет совершенно никаких надежд на улучшение своего материального положения. При таких условиях он, конечно, навсегда должен отказаться от законной для каждого человека надежды сделаться когда-либо семьянином... что же в таком случае он должен думать о своей старости? Другие бедняки имеют, по крайней мере, надежду на поддержку детей» [3].

Действительно, заработная плата от 150 и до 240 руб. в год означала незавидные условия существования самого педагога и членов его семьи [4]. Как отмечалось в прессе того времени, жалование в 300 руб. «обрекает народного учителя или на бессемейное существование, что, конечно, ненормально, или на нищенскую полуголодную жизнь с семьей, что должно вредно отразиться на его педагогической деятельности» [5]. Такие культурно-развлекательные формы досуга, как посещение театров; концертов; литературных, музыкальных, костюмированных и благотворительных вечеров; балов; музеев; а также трактиров и ресторанов не входили в число каждодневных развлечений для педагогов начальных школ, а также их учеников и являлись, скорее, редкостью в их досуге. При этом значительное количество времени в учительскоученической среде начальной школы отдавалось чтению.

Важной составляющей развития народного просвещения в Угличском крае в начале ХХ в. являлись школьные библиотеки. По их количеству при земских начальных училищах (29) Угличский уезд занимал второе место в губернии, уступая лишь Ярославскому (62). Для сравнения,

Рыбинский и Даниловский уезды Ярославской губернии имели, соответственно, 16 и 14 библиотек подобного типа [3]. Школьные

библиотеки действовали при следующих начальных народных училищах: Большесельском, Васильевском, Горском, Губачевском, Заозерском, Ивановском, Кондаковском, Неверковском, Никульском, Новосельском, Погорелковском, Путчинском, Улейминском и др.

На устройство и содержание училищных книгохранилищ Угличское земство выделяло сумму 575 руб. в год, что обеспечивало ему второе место в губернии по данному показателю (в 1913 г. сумма расходов увеличилась до 750 руб.

[4] ). Первое место устойчиво занимало Ярославское земство (930 руб. в год), на третьем находилось Рыбинское (550 руб.), далее следовали Даниловское (490 руб.) и Мологское (450 руб.)

[5] . Средства на комплектацию библиотечных фондов также давали сельские общества и частные лица [6].

Традиционной для земских органов являлась поддержка функционирования школьных библиотек. С целью содействия успешному развитию библиотечной сети начальной школы и выяснения необходимых для этого условий губернская земская управа в 1909 г. провела обследование деятельности школьных библиотек. В результате выяснилось, что лишь 18% земских училищ не имели своих библиотек. Рассмотрим спектр закупки книг, которыми пополнялся библиотечный фонд. Так, в 1909 г.

Г. Углич. Городское училище № 5

Культура досуга в исторической ретроспективе

9

КУЛЬТУРА ДОСУГА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

преобладали книги литературно-художественной тематики (47 %), на втором месте располагались религиозно-нравственные произведения (16%), далее следовали книги по истории (11%), по географии и естествознанию (по 8%) и замыкала список литература по сельскому хозяйству (3%) [7].

Библиотечные собрания имелись практически при всех церковно-приходских школах (далее ЦПШ), точнее в 47 учебных заведениях из 48 имевшихся в Угличском уезде. В 15 ЦПШ комплектация школьных фондов была представлена на должном уровне, тогда как в 32 оставляла желать лучшего [8]. Как правило, епархиальные власти устраивали библиотеки трех видов: народные — для учителей и всего взрослого населения, ученические — для внеклассного чтения учащихся и учебные — фонды которых состояли из учебников [9].

Библиотеки при училищах были рассчитаны как на самих учащихся, так и на педагогический персонал школы. Количество учебников для школьников насчитывало десятки наименований в сотни, а кое-где — более чем в тысячу экземпляров. Литература для преподавателей выражалась в более скромных цифрах: 9—38 томов в 12—58 экземплярах [10].

Вместе с тем, преподаватели начальных учебных заведений Угличского уезда стремились пользоваться не только школьными книжными фондами, но и собраниями Угличской городской публичной библиотеки, открытой в 1896 г. Однако в уставе библиотеки от 1900 г. отсутствовал параграф, разрешавший учителям земских и церковно-приходских школ бесплатное пользование книгами. В связи с этим, Ярославская губернская земская управа направила в Угличскую уездную земскую управу отношение, датированное 30 декабря 1900 г., с рекомендацией внести подобное постановление в устав библиотеки [11].

В г. Угличе, а также селах Георгиевском и Никольском функционировали специальные учительские библиотеки [12]. Вопросы комплектации библиотечных фондов учебной литературой, пособиями, книгами по внеклассному

чтению находились в ведении Министерства народного просвещения (далее МНП) и Св. Синода. Каждое ведомство тщательно следило за подборкой учебников и литературы в своих училищах: вся учебная литература, направляемая в светские учебные заведения, была рекомендована МНП, а книги, поступавшие в ЦПШ, были одобрены училищным советом при Св. Синоде. Детальная регламентация библиотечной литературы была призвана не допустить чтения «крамольных» книг учащимися [13].

Пользователями книжных собраний православных школ могли быть не только ученики и учителя, но и посторонние люди. Указанная тенденция была направлена на расширение читательской аудитории и повышение авторитета ЦПШ. Дореволюционный исследователь А. М. Ванчаков отмечал: «Для упрочения успехов и для большего влияния школы (ЦПШ — авт.) на население... назначены библиотеки при школах, откуда могут брать книги для чтения как учащиеся, так и кончившие курс, или взрослые» [14].

Во время революции 1905—1907 гг. правительство и Св. Синод вынуждены были выслушать от либеральных представителей земства и Государственной Думы резкую критику ЦПШ. Некоторые земства уже в 1906 г. заявили, что ЦПШ следует подчинить земской администрации из-за низкого, в сравнении с земскими школами, уровня преподавания. Некоторые священнослужители также высказывали ряд сомнений в целесообразности сохранения ЦПШ в их прежнем виде. Так, в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу Синода о церковной реформе» содержатся критические высказывания в адрес ЦПШ и их учебных программ [15].

В 1914—1917 гг. в Ярославской губернии продолжалось развитие библиотечной сети. К 1915 г. в губернии насчитывалось 210 бесплатных библиотек, 40% из которых принадлежали уездным земствам, а остальные различным обществам. 2/3 читателей этих библиотек составляли дети школьного возраста. По проценту таких читателей Угличский уезд в 1915 г. входил в тройку лидеров совместно с Рыбин-

10

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX в.

ским и Мологским. Одной из причин этого являлось размещение библиотек в сельских училищах [16].

В 1916 г. в Угличском крае 87,9% начальных учебных заведений имели школьные библиотеки. Процент ЦПШ, при которых находились библиотечные собрания, составлял 92,4%. В то время как при земских учебных заведениях функционировало — 86,4%. По уездам Ярославской губернии проценты школ, имевших библиотеки для учащихся, см. в таблице 1.

Таблица 1 [17].

Начальные учебные заведения, имевшие библиотеки, по уездам Ярославской губернии в 1916 г. (в %)

Уезды Разряды школ

Земские ЦПШ Школы всех разрядов

Даниловский 91,5 82,0 88,2

Любимский 44,4 92,7 70,4

Мологский 50,5 82,0 63,7

Мышкинский 57,7 87,5 78,4

Пошехонский 58,2 73,4 64,5

Р.-Борисоглеб. 54,5 83,3 69,6

Ростовский 99,1 90,7 92,6

Рыбинский 43,3 84,0 59,6

Угличский 86,4 92,4 87,9

Ярославский 96,1 78,3 87,6

По губернии 71,0 84,7 78,5

Итак, по обеспеченности начальных школ библиотеками Угличский уезд занимал третье место в губернии. Абсолютное большинство учебных заведений духовного ведомства в уезде имело ученические библиотеки. По этому показателю Угличский край занимал второе место в Ярославской губернии, уступая Лю-бимскому уезду лишь 0,3 %. Немного отста-

вали от ЦПШ земские училища (четвертое место в губернии). В целом, библиотеки для учащихся имелись при 78,5% всех школ губернии, т. е. У4 часть учебных заведений не была оснащена библиотечными фондами вовсе. В некоторых уездах положение было гораздо хуже. Так, в Рыбинском, Мологском и Пошехонском уездах лишь 59,6%, 63,7% и 64,5% училищ соответственно были укомплектованы библиотечными собраниями. Таким образом, на фоне среднегубернских показателей обеспеченность библиотеками школ Угличского Верхневолжья особенно впечатляла.

Любопытным фактом использования помещений земских и церковно-приходских школ в культурно-просветительных целях являлась демонстрация в них в годы Первой Мировой войны кинематографических лент. Тематика фильмов была достаточно разнообразна: от художественных до учебно-документальных («Рождество на нашем фронте», «За Родину», «Посев», «Животноводство», «Косьба» и др.). Организаторами подобного рода просмотров часто выступали заведующие учебными заведениями или учителя школ [18].

Резюмируя сказанное, следует отметить, что школьное библиотечное дело в Угличском уезде в начале XX в. было достаточно хорошо развито. По числу ученических школ указан-

Г. Углич. Женская гимназия № 19.

Культура досуга в исторической ретроспективе

11

КУЛЬТУРА ДОСУГА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

ный регион занимал второе место в губернии. Органы местного самоуправления оказывали всемерную поддержку начальным учебным заведениям. Библиотеки при училищах были рассчитаны как на самих учащихся, так и на педагогический персонал школы. Ученики, члены преподавательского корпуса угличских учебных заведений, а также представители местного на-

Литература

1. Тишков В. Что есть Россия и российский народ // Pro et Contra. Май — июнь 2007. С. 33.

2. Малый энциклопедический словарь / Репринтное воспроизведение издания 1907 г. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. М, 1997. Т. 1. С. 431.

3. Угличский филиал Государственного архива Ярославской области. Ф. 31. Оп. 1. Д. 26. Л. 9.

4. На материальные трудности, сопутствующие профессии земского учителя, указывает ряд мемуаристов начала ХХ в. (См.: Флеров В. Чем мы сильны // Русская школа. 1912.

№ 2; Константинов С. Два года в земской школе // Там же. 1913. № 2; Кушнерев А. Сельский учитель // Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1912. № 1).

5. Николаев А. Бюджет народного учителя // Русская школа. 1912. № 5. С. 89-95.

6. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 485. Оп. 4. Д. 985. Л. 3.

7. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 1. Д. 966. Л. 1.

8. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 4. Д. 981. Л. 29; Д. 985. Л. 3.

9. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 4. Д. 976. Л. 1-20.

10. Волкова Т. И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования

в губернии (1865-1918 гг.). Ярославль, 1998. С. 63.

11. Денисов В. В. Угличский культурный феномен // Русская провинция. Культура XVIII-XX веков.

селения охотно и часто посещали училищные библиотеки. События Первой Мировой войны практически не затронули эту сферу школьного образования, только их финансирование с началом военных действий несколько уменьшилось, и помещения училищ стали использоваться для показа военно-патриотических кинематографических лент.

М., 1993. С. 101; Полякова О. Б. Библиотеки при учебных заведениях г. Углича и уезда в XIX — нач. ХХ в. // Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья. Углич, 1996. Вып. 4. Книжная культура Углича.

С. 66.

12. Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М., 2002. С. 75.

13. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 4. Д. 979. Л. 1-24.

14. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 1. Д. 697. Л. 9-13; 241-242.

15. Денисов В. В. Угличский культурный феномен.

С. 101.

16. Полякова О. Б. Библиотеки при учебных заведениях г. Углича и уезда в XIX — нач. ХХ в.

С. 68, 72.

17. Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М., 2002. С. 75.

18. Смолич И. К. История русской церкви, 17001917. М., 1997. Ч. 2. С. 112.

19. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 223.

20. Таблица 1 составлена по материалам: Школьная статистика за 1915-1916 учебный год. СПб., 1916. С. 39.

21. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 4. Д. 1013. Л. 31,48, 54, 82, 145-157.

22. Фотографии представлены администрацией Угличского муниципального района.

12

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.