Научная статья на тему 'Досуг между Востоком и Западом в средневековье'

Досуг между Востоком и Западом в средневековье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / "БОЖЕСТВЕННЫЙ ДОСУГ" / "ВЫСОКИЙ ДОСУГ" / "ПРАЗДНЫЙ ДОСУГ" / LEISURE REGARDED AS "Σχολη" IN PYTHAGORAS' DOCTRINE / ARISTOTLE'S "HIGH LEISURE" / A ROMAN CULTURE CONCEPT OF "LEISURE/IDLENESS" / LEISURE IN MEDIEVAL EUROPE / LEISURE IN THE SOUTHERN ITALY / LEISURE IN BYZANTINE EMPIRE / LEISURE IN SYRIA / LEISURE IN ITALY / ARABIC CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волощенко Г.Г.

Статья продолжает ретроспективу теоретико-культурологических представлений о досуге как культурной ценности. Объяснён распад триады досугов в средневековой Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ACTIVITY IN THE EAST AND IN THE WEST IN THE MIDDLE AGES

The article continues the retrospection of leisure theoretical concepts considered by cultural studies in capacity of cultural value. The paper outlines a theoretical construct of three-level leisure develop-ment; the studying of the issue was started by the au-thor earlier (“Leisure as A Basis of Culture: From Archaic Times to the Present”; Barnaul, 2016), and where the Antiquity, chronological period, was cap-tured by the author. Now, the author focuses on explanation of leisure triad disintegration process in cultural life of the Eu-rope in the Middle Ages. So, the researcher traces a process of forming of “leisure” concept in the Western Europe at the end of the Antique Time and in the be-ginning of the Middle Ages. The triad of leisure inter-pretation includes, firstly, Pythagoras’ doctrine (the 6th century before Christ) on essence of leisure considered as “Σχολη” (pronounced: skhole, means a school) which regarded as pursued divine independent activity, that hided in a term “harmony of the spheres”. Second-ly, Aristotle’s “high leisure” (the 4th century before Christ) considered as a citizen’s highly-moral activity. Thirdly, “leisure/idleness”, a concept came from Ro-man culture. The author’s theoretical constructions had been inspired by the term “leisure” interpretation crisis in Antique and Medieval texts, also by the effects faiths struggle, by an undercover knowledge about lei-sure essence, but also by taboo for deeply studying the leisure history, its nature in general, in Soviet period of the Russian history. The author argues that development of Pythago-ras’ “core of leisure” had not stopped in the 3rd century before Christ, with the end of Pythagorean schools ac-tivity in Southern Italy, but had been picked up by Athenians and Byzantines, and gone in Arabic culture through Syria in 6th century.

Текст научной работы на тему «Досуг между Востоком и Западом в средневековье»

РАЗДЕЛ VII

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ

УДК 394.26: 124.5(4)"476-1600-е" Б01: 10.32340/2541-772Х-2018-1-112-115

Г. Г. Волощенко, доктор культурологии, доцент Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

wolosch@mail.ru

ДОСУГ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ1

Аннотация. Статья продолжает ретроспективу теоретико-культурологических представлений о досуге как культурной ценности. Объяснён распад триады досугов в средневековой Европе.

Ключевые слова: Средневековье, «божественный досуг», «высокий досуг», «праздный досуг».

Итак, из античности в Средневековье (У-ХУШ вв.) идут три досуга: преследуемый и замалчиваемый «Е^о^П» Пифагора (VI в. до н. э.) как высшая деятельность, самостоятельная и скрываемая под «гармонией сфер», «высокий досуг» Аристотеля (IV в. до н. э.) как высокая нравственная деятельность гражданина и «досуг-праздность», идущий из римской культуры.

Центр Пифагора на юге Италии продержался до 3 в. н. э. [1]. Но рукописи пифагорейского знания хранились у части из девяти философских школ Греции и Южной Италии (см. чертёж А. Ф. Лосева), где некоторые из них (Афины и т. д.) дожили до средневековья. Вспомним случай с пленением Платона пиратами во время одной из его поездок в Египет в 388 г.

1 Продолжение; начало см.: Волощенко, Г. Г. Досуг как основа культуры: от архаики к современности // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Барнаул, 2016. Ч. I. С. 66-68.

до н. э., выкуп его представителями южноитальянских школ и то, что в окончательный расчёт вошла плата за цикл работ пифагорейского учения, которое они предоставили Платону [3, с. 46]. Укажем также на резко отрицательное отношение римлян и во II в. до н. э. к мудрости Пифагора, о чём повествует Е. М. Штаерман. В 181 г. до н. э., по рассказу Ливия, в поле под Яникулом были выкопаны два каменных ящика с латинскими и греческими надписями. В латинском оказались книги по понтификальному праву. В греческом - семь книг «Науки мудрости» Пифагора. Книги прочли многие, в том числе городской претор Квинт Петелий. Он решил, что последние угрожают разложить религию Рима и что их нужно сжечь, с чем согласились и сенат и народные трибуны - книги были сожжены в комициях при народе [4].

Как же шло в Средневековой Западной Европе формирование понятия «досуг» в свете трёхсферности его выхода из античности?

Прежде всего, следует обратить внимание на мощное влияние на молодые варварские государства рим-ско-латинской культуры. И здесь стоит согласиться с утверждением Ю. Н. Кротовой о том, что «...с крушением античного мира наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью» [5, с. 14], т. е. культура раннего европейского средневековья впитала в себя норму досуга римской античности.

Это мнение разделяет и Б. А. Титов, отмечая вместе с Н. А. Костровой, что «.английский Ы^ге берёт своё начало от латинского Исеге, что означает

«быть свободным», французский loisir также происходит от латинского и означает «быть разрешённым».

Эти слова отмечают авторы, были родственными и подразумевали наличие выбора и отсутствие принуждения [6, с. 4]. В этом же контексте идёт и наше с С. С. Принц исследование немецкого слова Muße, проведённое среди жителей старшего поколения в Азовском немецком районе Омской области. Выяснилось, что слово Muße восходит к древнегреческой музе и также связано с праздностью [7].

Базовый праздный досуг средневековой Европы подкрепляется и источниками из произведений классики. Так, в вышедших в Париже в 1559 г. «Любовных историях» Маргариты Наваррской мы встречаем типичную характеристику такого досуга: « Жена же его, где бы она ни бывала, всегда ухитрялась проводить время за играми, танцами и прочими светскими развлечениями, за которыми молодым женщинам пристало коротать свой досуг» [8, с. 369]. Именно с праздностью связаны досуги во второй половине XIX века в произведениях Карла Маркса и Томаса Вебле-на. Но был ли праздный досуг единственным в культуре Средневековой Европы? Не было ли развития аристотелевского «высокого досуга»?

Выясняется, что работы Аристотеля стали востребованы в средневековой Европе с XII-XIII вв., с появлением университетов. В XIII веке они прошли обязательную христианизацию, т. е. комментирование и критику теологов, и с XIV в. начинается ари-стотелизм в учебных заведениях Европы. Отразился ли «высокий» досуг Аристотеля в общественной жизни? Обратимся снова к произведению Маргариты Наваррской, как известно, одной из самых образованных женщин средневековой Европы. В её «Геп-тамероне» мы действительно встречаем трактовку досуга, резко отличающуюся от распространённого досуга-праздности, близкую к трактовке Аристотеля: «Другой его(мальчика) учитель, природа, воспользовавшись его досугом и хорошим здоровьем, обучила его кое-каким вещам. Мальчик стал заглядываться на все красивое»[8, с. 237].

Теперь несколько слов о via-dolorosa2 «ExoXrç» Пифагора и его спутника - заменителя «гармонии сфер». В 2004 г. на обсуждении моей докторской диссертации «Досуг как явление культуры: генезис и развитие» редактор журнала «Личность. Культура. Общество», профессор, д. ф. н. Ю. М. Резник, пришедший вместе с заведующим кафедрой философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского профессором, д. ф. н. В. И. Разумовым, просматривая материал, обронил замечание: «Что-то было ещё в Средневековье...». Это замечание я вспомнил в ноябре 2014 г., когда в программе телеканала «Культура» дважды посмотрел передачу «О взаимосвязях в науке». Началась она с сюжета, наделавшего много

2 Путь скорби (итал.)

шума в средневековье - переезде в VI в. н. э. последнего схоларха Афинской платоновской академии Да-маскина в Сирию с большим количеством рукописей. Так же мелькнули в кадре фамилии Арштотг^п^, ПХатоу, Шфауорас. Дерзкий поступок Дамаскина был ответом на эдикт Юстиниана 529 г. о закрытии языческих философских школ на территории Византии (Афин, Александрии, Бейрута, Газы и др.) и открытии высшей школы в Константинополе. Сигналом Дамаскину об очередной волне преследования римской церковью еретиков, к которым относился и Пифагор с его восточным ядром досуга, стала весть о казни в 524 г. в Риме философа Боэция, разделявшего пифагорейско-платоновскую традицию, за связь с учёными Восточной империи.

Переезд Дамаскина с группой философов и большим числом рукописей в Сирию в 531 г. способствовал расцвету сирийской, а затем и арабской науки и образования, культуры стран Востока. В крупнейших городах арабов Багдаде, Каире и других создавались Дома мудрости как центры науки и культуры, объединяющие образовательные учреждения с библиотеками. В Аль-Каруйи (Марокко), Аль-Асхаре (в Каире) появились в X в. первые университеты. На арабский язык было переведено большое число работ древнегреческих философов, врачей, астрономов. Знания Пифагора, чаще всего в варианте пифаго-рейско-платоновского изложения, находят место у учёных Востока (см., например, у Ибн Сины (Авиценны) (980-1037 гг.) в «Книге исцеления» четыре раздела, в том числе в одном из них - геометрия, арифметика, музыка, астрономия (и метафизика) [9, с. 194].

В Европе в Средние века при церквях было до ста книг. Арабская же цивилизация включала в себя сотни направлений развития науки и образования, сопровождаемые десятками тысяч рукописей. Зная это, к крестоносцам примыкали ученые, которые везли от арабов в Европу новые знания. Арабы передали европейцам индийские цифры, которые стали называться арабскими. Ассути из Ирана доказал, что Земля не является центром Вселенной (что вскоре и повторил Николай Коперник).

Проследим развитие досуга в Византии (3951453 гг.). З. В. Удальцова, характеризуя особенность Византийской культуры, отмечает, что она складывалась под влиянием римских, греческих и восточно-эллинских традиций, с IV в. оформилась как христианско-православное государство, традиционализм её основывался на Библии, греко-кафолической церковной литературе и на произведениях античной классики.

От западноевропейской византийская культура отличалась более высоким (до XII в.) уровнем материального производства, устойчивым сохранением античных традиций в просвещении, науке, литературе, творчестве, быте; индивидуализмом (неразвитостью корпоративных принципов); культом императора как сакральной фигуры; унификацией науч-

Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. № 1 (2) 2018 г.

ного художественного творчества, чему способствовало развитие Византийского государства [10; 335].

Через Византию пролегали важнейшие торговые пути: сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай и «путь благовоний» через Аравию к Персидскому заливу и Индии.

Самая короткая характеристика у досуга как производного римской культуры - otium - праздности. Латинский язык был государственным в Византии с IV по VII вв., затем он уступил пальму первенства древнегреческому языку и перешёл в разряд разговорного. Андре Гийу в «Византийской цивилизации» пишет: «Различают письменный и разговорный язык. Письменный язык Византии - греческий язык эллинистической и римской эпохи, язык Аристотеля, Полибия, Плутарха, затем отцов церкви, официальный язык государства и администрации. Начиная с VII в. - литературный книжный язык. Разговорный язык, вульгарный, никогда не рассматривался как язык для письма» [11, с. 539]. Так, otium - праздность остался в Византии, в отличие от Запада, на уровне «разговорного, вульгарного» знания.

Иная судьба у «высокого» досуга Аристотеля. Именно в Византии из сотен рукописей сформировался Corpus Aristotelicum. А. Гийу описывает проникновение понятийного аппарата и терминологии Аристотеля в христианскую теологию через труды ряда аристотелистов, в том числе Фемнистия, профессора Александрийского университета, Филопона, Леонтия Византийского (основателя византийской схоластики), Акрополита, Георгия Пахимера, Георгия Схолария, патриарха в начале турецкого владычества [10, с. 77-78].

Но базовым течением в культуре и досуге Византии был неоплатонизм, представлявший, по определению К. Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля [11, с. 122]. Неоплатоники Ямвлих, Юлиан Заступник, Прокл в III-V вв. развивали пифагорейско-платоновское направление, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский способствовали вводу «гармонии сфер» в раннюю патристику. Высшая Патриаршья школа в XI в. возобновилась, преподавали Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд и Михаил Пселл. После нашествия крестоносцев в 1024 г. и их 60-летнего пребывания в Византии, Патриаршая школа прекратила своё существование. В 1054 г. состоялось разделение церквей

(схизма) на православную и католическую, в которой, как нам представляется, определённую роль сыграло различие трактовок досуга в римско-латинской и греко-византийской интерпретации.

В 1080-х гг. арабы, вытесняемые из Испании, сделали ответный подарок Европе - оставили десятки тысяч рукописей. Произведения Платона, Аристотеля и ряда других философов прошли через религиозную цензуру, и вскоре они стали властителями дум в молодых университетах Европы. Но напрасно мы ищем в числе первых «возвращенцев» Пифагора. Набирающая силы инквизиция задержала, а затем выпустила в свет его работы, но в купированном, ампутированном, обрезанном виде.

Приведённый материал доказывает, что развитие ядра «досуга» Пифагора не остановилось в III веке до н. э. с окончанием деятельности пифагорейских школ на юге Италии, а было подхвачено в Афинах и в Византии, а затем в VI веке ушло через Сирию в арабскую культуру. Так, к древнегреческому и древне-русско-византийскому следам досуга добавляется ещё Восточный след.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь. Москва, 2002. 576 с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Москва, 1979. 628 с.

3. Волощенко Г. Г. Досуг: генезис и трёхсфер-ность развития в греко-римской культуре в Западной Европе, у восточных славян. Гамбург, 2016. 182 с.

4. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. Москва, 1987. 324 с.

5. Кротова Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. Санкт-Петербург, 1994. 162 с.

6. Титов Б. А., Кострова Н. А. Досуг в США. Ленинград, 1982. 84 с.

7. Принц С. С., Волощенко Г. Г. Еще раз о современной структуре досуга немцев // Проблема культуры городов России. Ишим,1997. С. 91-94.

8. Валу а Де [Наваррская] М. Гептамерон. Екатеринбург, 1992. 446 с.

9. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983. 840 с.

10. Удальцова З. В. Византийская культура. Москва, 1988. 228 с.

11. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005. 545 с.

Gennady G. Voloshchenko, Doctor on Cultural Studies, Assistant Professor Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

wolosch@mail.ru

LEISURE ACTIVITY IN THE EAST AND IN THE WEST IN THE MIDDLE AGES

Summary. The article continues the retrospection of leisure theoretical concepts considered by cultural studies in capacity of cultural value. The paper outlines

a theoretical construct of three-level leisure development; the studying of the issue was started by the author earlier ("Leisure as A Basis of Culture: From

Archaic Times to the Present'; Barnaul, 2016), and where the Antiquity, chronological period, was captured by the author.

Now, the author focuses on explanation of leisure triad disintegration process in cultural life of the Europe in the Middle Ages. So, the researcher traces a process of forming of "leisure" concept in the Western Europe at the end of the Antique Time and in the beginning of the Middle Ages. The triad of leisure interpretation includes, firstly, Pythagoras' doctrine (the 6th century before Christ) on essence of leisure considered as "ZxoXtf" (pronounced: skhole, means a school) which regarded as pursued divine independent activity, that hided in a term "harmony of the spheres". Secondly, Aristotle's "high leisure" (the 4th century before Christ) considered as a citizen's highly-moral activity. Thirdly, "leisure/idleness", a concept came from Roman culture. The author's theoretical constructions had been inspired by the term "leisure" interpretation crisis in Antique and Medieval texts, also by the effects faiths struggle, by an undercover knowledge about leisure essence, but also by taboo for deeply studying the leisure history, its nature in general, in Soviet period of the Russian history.

The author argues that development of Pythagoras' "core of leisure" had not stopped in the 3rd century before Christ, with the end of Pythagorean schools activity in Southern Italy, but had been picked up by Athenians and Byzantines, and gone in Arabic culture through Syria in 6th century.

Ключевые слова: leisure regarded as "^хоХц " in Pythagoras' doctrine, Aristotle's "high leisure", a Roman culture concept of "leisure/idleness", leisure in medieval Europe, leisure in the Southern Italy, leisure in Byzantine empire, leisure in Syria, leisure in Italy, Arabic culture.

References

1. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. Moscow, 2002. 576 p. [In Russ.].

2. Diogen Lajertskij. O zhizni, uchenijah i iz-rechenijah znamenijah filosofov [Lives and Opinions of Eminent Philosophers]. Moscow, 1979. 628 p. [In Russ.].

3. Voloshchenko G. G. Dosug: genezis i trjohsfer-nost' razvitija v greko-rimskoj kul'ture v Zapadnoj Evrope, u vostochnyh slavjan [Leisure: Genesis and Three-Leveled of Development in Greek and Roman Culture in the Western Europe, in Eastern Slavic culture]. Gamburg, 2016. 182 p. [In Germ.].

4. Shtaerman E. M. Social'nye osnovy religii Drevnego Rima [Social Basics of Religion in the Ancient Rome]. Moscow, 1987. 324 p. [In Russ.].

5. Krotova Ju. N. Pedagogika dosuga v an-glojazychnyh stranah [Leisure Pedagogics in English-Speaking Countries]. Saint-Petersburg, 1994. 162 p. [In Russ.].

6. Titov B. A., Kostrova N. A. Dosug v SShA [Leisure in the United States]. Leningrad, 1982. 84 p. [In Russ.].

7. Princ S. S., Voloshhenko G. G. Eshhe raz o sov-remennoj strukture dosuga nemcev [Once Again About Today's Structure of Germans' Leisure] // Problema kul'tury gorodov Rossii [Cultural Problems of Urban Russia]. Ishim, 1997. Pp. 91-94.

8. Valua De [of Navarre] M. Geptameron [Hep-tameron]. Ekaterinburg, 1992. 446 p. [In Russ.].

9. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. Moscow, 1983. 840 p. [In Russ.].

10. Udal'cova Z. V. Vizantijskaja kul'tura [Byzantine Culture]. Moscow,1988. 228 p. [In Russ.].

11. Guillou A. Vizantijskaja civilizacija [Byzantine Civilization]. Ekaterinburg, 2005. 545 p. [In Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.